Новое

Основы государственной политики космической

Основы государственной политики космической Основы государственной политики космической Основы государственной политики космической Основы государственной политики космической Основы государственной политики космической Основы государственной политики космической Основы государственной политики космической Основы государственной политики космической Основы государственной политики космической Основы государственной политики космической

РАЗВЕРТЫВАНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ГРУППИРОВКИ НАУЧНЫХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ В ИНТЕРЕСАХ ИЗУЧЕНИЯ СОЛНЦА И СОЛНЕЧНО-ЗЕМНЫХ СВЯЗЕЙ «Резонанс» 4 КА 2 КА нет КА «Резонанс-Странник» (2021 г. ) Постоянный мониторинг Солнца и «космической погоды» с пунктов патрулей на ОИСЗ, Луне, в точках Лагранжа, из внеэклиптических позиций Исследования солнечно-земных связей и Солнца «АРКА» (2024 г. ) 2015 «Интергелио-Зонд» 2 КА 2025 2050 10

РАЗВЕРТЫВАНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ГРУППИРОВКИ НАУЧНЫХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ В ИНТЕРЕСАХ ИЗУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ ЛУНЫ, ИССЛЕДОВАНИЙ ПЛАНЕТ, ИХ СПУТНИКОВ И МАЛЫХ ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ 7 КА «Бумеранг» (2024 г.

) нет КА Углублённые исследования Луны и начало её освоения, изучение Марса, Венеры, системы Юпитера, малых небесных тел «Экзо. Марс» (2016 – 2018 гг.

) Проекты лунной программы, полёты на Марс и к его спутникам с возвратом внеземного вещества «Луна-Ресурс» -1 -ОА «Луна-Глоб» 2015 «Луна-Грунт» «Венера-Д» «Луна-Ресурс» -1 – ПА (два аппарата) «Марс-Грунт» «Лаплас» Посещаемый «лунный полигон» 2025 2050 11

РАЗВЕРТЫВАНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ГРУППИРОВКИ АВТОМАТИЧЕСКИХ НАУЧНЫХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ, ПРОВОДЯЩИХ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТЯХ: ФИЗИКА НЕВЕСОМОСТИ, КОСМИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ, БИОЛОГИЯ И БИОТЕХНОЛОГИЯ 2 КА** «Бион-М» № 3 (2025 г. ) 0 КА* «Бион-М» № 2 (2020 г.

) «Бион-М» № 1 Проведение программ в целях повысить автономность обеспечения космической деятельности на ОИСЗ, Луне, в дальнем космосе «Фотон-М» № 4 Изучение эффектов невесомости, космических радиации и вакуума на процессы в жидкостях, фазовые переходы, на состояние биологических объектов «Возврат-МКА» № 1 «Возврат-МКА» № 2 *) в 2013 и в 2014 годах выполнено по одному полёту с САС 1 мес.

и 1, 5 мес. соответственно. **) после 2025 года планируется выполнять полёты КА нового поколения серии «Возврат-МКА» . 2015 2025 2050 12

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОБЩЕСИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПРОВОДИМЫХ В РАМКАХ ФКП-2015 И ПРОЕКТЕ ФКП-2025 Федеральная космическая программа России на 2006 – 2015 годы Норма Эксперимент Гарантия Форсаж Платформа Технология Датчик Обеспечение Инвестиции-КС Композиция Баллистика Партитура Двигатель Вариация Внедрение РКД Экономика Кадры Эстафета Устойчивость Автомониторинг Баланс Баллистика Пастораль Авангард Магистраль Вертикаль. Основа Астролябия Телеприбор Проект Федеральной космической программы России на 2016 – 2025 годы 13

СООТНОШЕНИЕ ОБЪЕМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ НИР ФКП-2015 и ФКП-2025 ФКП-2015 Наименование НИР ФКП-2025 Финансирование НИР, млн. руб. Наименование НИР ФКП-2015 Финансирование НИР, млн. руб.

Наименование НИР СИСТЕМНЫЕ НИР Телеприбор 163, 1 Магистраль Вертикаль 2 583, 4 Баллистика 56 Авангард Пастораль 2 134, 6 Экономика 287, 2 Двигатель ППИ-ДЗЗ 1 500, 0 7 228, 8 ППИ-ФКИ 1 905, 0 2 230, 2 ППИ-НАКУ 340, 7 НКИ 37, 9 ЕТРИСПерспектива 1 686, 0 Энергетика 176, 7 Технология 2025 761, 0 Энергетика 367, 2 Ядро 160, 0 Верификация 300, 0 Отработка 400, 0 Сопровождение 20 269, 6 Оператор ДЗЗ 1 165, 3 985, 0 2 343, 7 Эстафета 925, 6 Композиция 121, 43 Автомониторинг 590, 0 Датчик 255, 5 Кадры 542, 0 Технология 281, 4 Внедрение РКД 340, 0 15 50, 5 Итого: 21 491, 5 Вариация 1 955, 1 Партитура Баллистика Инвестиции-КС Обеспечение Форсаж Платформа Гарантия Норма 1 862, 6 250, 0 1 326, 5 7 354, 6 4 276, 7 2 129, 7 2 945, 1 3 346, 6 Итого: Финансирование НИР, млн. руб. Устойчивость Эксперимент Наименование НИР ПРОЕКТНО-ПОИСКОВЫЕ НИР 1 288, 7 14 298, 07 Баланс Астролябия Финансирование НИР, млн. руб. ФКП-2025 42 160, 7 Итого: 214, 7 Итого: 8 854, 8 ОБЩИЙ ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ НИР ПО ВСЕМ РАЗДЕЛАМ ФКП-2015 ФКП-2025 Итого по НИР : 21 706, 2 Итого по НИР : 51 015, 5 Итого по НИР (в ценах 2015 г. ): 29 057, 8 Итого по НИР (в ценах 2015 г. ): 38 108, 5 14

ВЕРОЯТНОСТЬ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ СОЗДАНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФИНАНСИРОВАНИЯ НИР Федеральная космическая программа России на 2006 -2015 годы Федеральная целевая программа «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012‒ 2020 годы» 8 НИР, 5348, 5 млн.

рублей 4, 1 % от НИОКР Федеральная целевая программа «Развитие обороннопромышленного комплекса Российской Федерации на 2011 – 2020 годы» 1 НИР, 270 млн. рублей 3 % от НИОКР 18 НИР, 1131, 0 млн.

рублей 9, 5 % от НИОКР 28 НИР в 2011 -2013 годах, финансирование 4, 9 % от НИОКР Федеральная целевая программа «Геофизика» 1 НИР, 40 млн.

рублей 3, 2 % от НИОКР Вероятность успешного завершения ОКР 1, 0 0, 98 0, 9 0, 5 Уровень финансирования НИР по отношению к НИОКР 0, 2 0, 1 0 3 5 10 15 20 25 При финансировании НИР в объеме 5 % от общих затрат на НИОКР вероятность успешной реализации новых проектов не превышает 0. 2 15

АСТЕРОИДНО-КОМЕТНАЯ ОПАСНОСТЬ: ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ СИСТЕМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В НИР «УСТОЙЧИВОСТЬ» — рекомендации по координации всех отечественных работ на основе анализа существующего положения дел с развитием отечественных средств наземного сегмента мониторинга опасных малых небесных тел (ОНТ), проблемных вопросов межведомственного взаимодействия; — создания специального информационно-аналитического центра и его взаимодействия с зарубежными центрами, другими ситуационными ведомственными центрами; — обоснование задач космического сегмента наблюдения ОНТ в формируемой системе предупреждения о столкновениях Земли с малыми небесными телами, вопросы взаимодействия космического и наземного сегмента; — предложения оптимального российского проекта КА обнаружения и определения параметров орбит ОНТ; методический подход к сравнению характеристик существующих вариантов; рекомендации вариантов возможного взаимодействия с аналогичными зарубежными программами (и системами); — технико-экономический анализ предложений рекомендованных космических комплексов, возможной организации специализированного информационно-аналитического центра Роскосмоса; — разработка предложений по открытию необходимых НИОКР. 16

РАЗМЕЩЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ Мексика Куба Крым Кавказ MCAT Россия Вьетнам SST СККП США Европейские средства НСОИ АФН АСПОС ОКП Аргентина Чили Парагвай Бразилия ЮАР Мадагаскар Австралия Новая зеландия (перспектива) 17

УЧАСТНИКИ РАЗРАБОТКИ И СОГЛАСОВАНИЯ ПРОЕКТА ФКП-2025 ФОИВ, имеющие замечания и предложения по проекту программы Проект программы согласован Минобороны России МЧС России Минобрнауки России Минпромторг России Минсельхоз России Минкомсвязи России Росреестр Росрыболовство ГК «Росатом» РАН Минвостокразвития России Газпром космические системы Минтранс России Основные разработчики (Заказчики, принимающие участие в реализации программных мероприятий путем разработки требований к образцам РКТ) (подписан протокол разногласий) Минприроды России (подписан протокол разногласий) Росгидромет (подписан протокол разногласий) Минэкономразвития России Коллегия Военнопромышленной комиссии Российской Федерации Минфин России В настоящее время проект ФКП-2025 по замечаниям данных ФОИВ и организаций дорабатывается 18

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (ФКИ) 2016 -2025 СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ РОССИИ НА 2016 -2025 ГОДЫ ос ми че ск ая п о го да » Развитие знаний о Вселенной а, «к с мо й из ик е Д и ос об оф Ге ли А С Т Р О Ф И З И К А Активное изучение Солнечной системы Цель – обеспечить возможность работы российских научных школ на передовом уровне в основных направлениях фундаментальных космических исследований q Создание новых технологий, разработка перспективных космических платформ ФКИ на основе развивающегося потенциала российской промышленности q До 2025 года должны быть реализованы в космосе миссии: — «Спектр-Р» / «Радио. Астрон» , Ф М и с ар а ун Л Космическая биология, физика микрогравитации, — «Ломоносов» — «Спектр-РГ» — «Экзо. Марс» — «Спектр-УФ» — «Луна-Глоб» , — «Луна-Ресурс» ОА и ПА, — «Луна-Грунт» — «Бион-М» № 2 и «Бион-М» № 3 — «Бумеранг» 19

СРАВНЕНИЕ ОЦЕНОК ВАРИАНТОВ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЕКТА ФКП-2025 400. 0 349. 7 350. 0 331. 5 344. 4 343. 6 348. 4 250. 6 252. 4 249. 7 312. 8 Млрд. руб. , в ценах соответствующих лет 300. 0 268. 7 250. 0 232. 7 229. 0 240. 3 207. 4 200. 0 150. 0 174. 1 216. 5 222. 6 229. 9 237. 7 245. 6 252. 4 196. 4 147. 2 138. 6 100.

Читайте также:  Организация экстремистского сообщества

0 180. 7 251. 1 ФКП-2025 (2 117, 3 — старые инд. -деф. ) 151. 1 ФКП-2025 (2 849, 4 — новые инд. -деф. ) 113. 7 50. 0 ФКП-2025 (лимит — 2 004, 6 — апрель 2015 г. ) С учетом новых экономических условий фактическое финансирование ФКП-2025 сокращено более чем на 30% 0.

0 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 Годы 20

ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ВАРИАНТА ФКП-2025 С ОБЪЕМОМ 1406 млрд. руб. ОТ ВАРИАНТА С ОБЪЕМОМ 2004, 5 млрд. руб.

Варианты финансирования ФКП Целевое направление Всего по Программе Связь, вещание, ретрансляция Дистанционное зондирование Земли Фундаментальные космические исследования Пилотируемые полеты Создание научнотехнического задела по перспективной космической технике 2004, 5 млрд. руб. 1406, 0 млрд. руб.

Ко-во КА в Запусков ОГ ОГ КА, шт. в 2025 г. , шт. 185 60 47 20 58 95 53 25 10 7 356, 0 млрд. руб.

150 44 38 15 53 Отличия 70 Не запущено 29 КА, орбитальная группировка в 2025 году уменьшилась на 20 КА 41 Исключены запуски: 4 КА «ССКМС» , 2 КА «Доплер» , 1 КА «Экспресс-АМУ 8» , 2 КА «Экспресс-АТ» , 9 КА «Гонец-М 1» .

Добавлено 3 КА «Гонец-М» 20 Исключены запуски: 1 КА «Электро-М» , 1 КА «Метеор-МП» , 1 КА «Обзор-О» , 1 КА «Лидер» 4 Исключены запуски: 1 КА «Интергелио. Зонд» , 4 КА «Резонанс» 5 Исключены запуски: 2 -х автономных модулей ТМ и ЭМ, 2 пуска с одним ПТК НП, один «Союз-МС» с космодрома Восточный 209, 4 млрд. руб. Сокращение более чем на 40%, прежде всего для создания научнотехнического задела по ключевым элементам и перспективным технологиям в обеспечение создания космических комплексов и систем в следующем программном периоде 21

РАЗВИТИЕ ОБЩЕГО СОСТАВА ОГ КА ПО ПРОЕКТУ ФКП-2025 Штук Пилотируемые ФКИ ДЗЗ Связь Годы 22

РАЗВИТИЕ СОСТАВА ОГ КА ДЗЗ 40 Состав орбитальной группировки Шт. 20 10 29 27 30 17 14 7 9 22 20 17 14 12 9 32 31 28 19 19 27 19 25 20 Годы 0 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 Запуски КА с накоплением Шт.

50 35 40 36 40 43 30 20 25 13 8 10 0 35 25 30 3 2016 8 2017 27 47 38 30 20 15 11 Годы 2018 2019 2020 2021 2022 2023 — при финансировании 2004, 5 млрд. руб. — при финансировании 1406, 0 млрд. руб.

2024 2025 Количество космических аппаратов (КА) дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) увеличится с 7 КА до 20 КА, что позволит: повысить периодичность получения оперативных данных по районам чрезвычайных ситуаций с 1 раза в 2 – 3 суток до 2 – 3 раз в сутки; повысить периодичность обновления данных ДЗЗ на всю территорию Российской Федерации: сверхвысокого (разрешением менее 1 м) с 1 раза в 2 – 3 года до 1 раза в год; высокого (разрешение 1 – 10 м) с 1 раза 1 – 2 года до 2 – 3 раз в год; среднего (разрешением 10 – 100 м) с 2 – 3 раз в год до 6 – 8 раз в год; обзорного (разрешение более 100 м) с 1 раза в месяц до 1 раза в 7 дней. 23

Об утверждении плана реализации в 2015–2020 годах Основ государственной политики в области использования результатов космической деятельности

3 сентября 2015 06:15

Распоряжение от 1 сентября 2015 года №1698-р. Направлено на повышение уровня организации и контроля работ в части использования результатов космической деятельности, на принятие эффективных решений по совершенствованию системы управления организациями и предприятиями ракетно-космической промышленности.

Справка

  • Распоряжение от 1 сентября 2015 года №1698-р в действующей редакции
  • Подготовлено Роскосмосом
    во исполнение поручения Президента России.
  • Потребности в
    использовании результатов космической деятельности (далее – РКД) в интересах
    решения социально-экономических задач в различных секторах экономики и
    возможности космических систем обеспечивать непрерывное функционирование
    глобальных информационно-телекоммуникационных полей в области навигации,
    наблюдения из космоса, связи, управления и передачи данных,
    гидрометеорологического, картографического, топографического и других видов
    космического обеспечения постоянно возрастают.
  • В то же время использование
    РКД сдерживается нерешённостью ряда проблем, к основным из которых относится
    отсутствие целостной нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы
    использования РКД в различных отраслях экономики.
  • Основы
    государственной политики в области использования результатов космической
    деятельности в интересах модернизации экономики Российской Федерации и развития
    её регионов на период до 2030 года (далее – Основы) утверждены Президентом
    России в январе 2014 года.
Читайте также:  П. 3 ст. 171

Подписанным
распоряжением утверждён план мероприятий по реализации Основ  в 2015–2020 годах (далее – план). План
содержит комплекс мер, распределённых по ответственности за их выполнение между
26 федеральными органами исполнительной власти. План рассчитан на достижение
основных результатов первого этапа реализации Основ в период до 2020 года.

https://www.youtube.com/watch?v=HfX6Rni_B10\u0026pp=ygVT0J7RgdC90L7QstGLINCz0L7RgdGD0LTQsNGA0YHRgtCy0LXQvdC90L7QuSDQv9C-0LvQuNGC0LjQutC4INC60L7RgdC80LjRh9C10YHQutC-0Lk%3D

План направлен на
повышение уровня организации и контроля работ в части использования РКД, на принятие
эффективных решений в области совершенствования системы управления
организациями (предприятиями) ракетно-космической промышленности.

Принятое решение
позволит обеспечить эффективное внедрение в экономику космических продуктов,
услуг и технологий в интересах гражданских потребителей и скоординировать
работу в этой высокотехнологичной сфере.

Приоритетные направления госполитики в области космической деятельности

Владимир Путин провёл расширенное заседание Совета Безопасности. Участники заседания обсудили приоритетные направления и пути совершенствования государственной политики в области космической деятельности.

Государственная программа «Космическая деятельность России на 2013–2020 годы» принята в конце 2012 года. В программе названы три приоритета России в космической сфере.

Первый – обеспечение гарантированного доступа России в космос, развитие космической техники, технологий и услуг, развитие ракетно‑космической промышленности и выполнение международных обязательств; второй – создание космических средств для науки; третий – пилотируемые полеты.

В госпрограмме отмечено, что российская ракетно‑космическая отрасль должна к 2020 году в два раза увеличить объём производства по сравнению с 2011 годом, а доля России в мировом производстве космической техники должна увеличиться до 16 процентов.

* * *

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Как вы знаете, совсем недавно мы торжественно отмечали День космонавтики. Сегодня на заседании Совета Безопасности России уже в рабочей, деловой обстановке рассмотрим вопросы совершенствования государственной политики в области космической деятельности. Тема крайне важная, как мы с вами понимаем, и всегда актуальная.

Уже говорил о значимости лидерства в космосе для решения задач национального развития, обеспечения безопасности страны, её технологической и экономической конкурентоспособности.

Россия обладает богатым опытом разработки и производства космической техники, подготовки к полётам, реализации масштабных научных программ на орбите. Это уникальный задел, но его, конечно, постоянно нужно наращивать.

Очевидно, что нужно глубоко модернизировать ракетно‑космическую отрасль, внедрять современные модели управления производством, научно‑исследовательскими работами, учиться на порядок эффективнее использовать результаты космической деятельности во всех сферах нашей жизни, например, в таких базовых отраслях, как телекоммуникации, связь, транспорт, медицина, ЖКХ.

Принципиальное направление – это наращивание экспорта. По экспертным оценкам, объём мирового рынка коммерческих услуг, связанных с космосом, сегодня составляет порядка 183 миллиардов долларов США в год.

И он в ближайшие годы и десятилетия будет только увеличиваться. Если мы будем топтаться на месте или постоянно говорить о наших прежних достижениях, наверстать упущенное будет просто невозможно.

Важно по максимуму использовать наши преимущества – они у нас есть, это очевидно. Это общая задача Правительства, всех заинтересованных ведомств и, конечно, «Роскосмоса».

Необходимый этап реорганизации госкорпорации нужно завершать и переходить к системной работе на результат, последовательно решать те очевидные проблемы, которые тормозят развитие ракетно‑космической отрасли.

Например, закладываемые при подготовке космических проектов ценовые и временные параметры зачастую не имеют должного обоснования. В итоге плановые сроки переносятся, а бюджетные расходы возрастают. Сколько раз это было за последние годы!

При этом отечественная система спутниковой связи, оптической и радиолокационной съёмки Земли, сбора метеоданных уступают по многим параметрам нашим конкурентам по качеству, надёжности, времени работы аппаратов на орбите. Немалая часть оборудования, электронная компонентная база нуждаются в обновлении.

  • Изменить такую ситуацию можно только за счёт реальных дел, за счёт ощутимого укрепления кадрового, технологического, производственного потенциала ракетно‑космической отрасли, и в первую очередь сформировать амбициозные, но при этом сугубо реалистичные планы и цели, увязать стратегические задачи развития с возможностями предприятий и конструкторских бюро.
  • В этой связи, прежде всего, нужно актуализировать Основы государственной политики России в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, внести в них соответствующие уточнения и дополнения с учётом современных мировых тенденций.
  • Это касается и других нормативно‑правовых документов, в том числе Стратегии развития госкорпорации «Роскосмос».
  • Второе: самое серьёзное внимание следует уделить формированию опережающего научно‑технического и технологического, производственного заделов на долгосрочную перспективу.
  • С этой целью необходимо вести постоянный мониторинг процесса разработки и внедрения передовых технологий, которые позволяют совершить прорыв в создании космической техники новых поколений.

Важно найти эффективные механизмы инновационного развития ракетно‑космической отрасли, сосредоточить финансовые, организационные, кадровые, административные ресурсы на приоритетных направлениях, предлагать новые формы государственно‑частного партнёрства. Такая возможность сейчас тоже у нас имеется.

Третья ключевая задача – это развитие наземной инфраструктуры, включая более активное использование космодрома Плесецк и завершение строительства второй очереди космодрома Восточный. И здесь, конечно, Правительству нужно обратить внимание на расценки.

Уже докладывали несколько раз, что ни одна компания не берётся за завершение работ с этими расценками. Надо как‑то реалистично к этому подходить, обоснованно, не завышать, разумеется, ничего. Реалистично подойти нужно.

  1. Хочу вновь подчеркнуть: мы должны располагать независимым доступом в космос с российской территории, и уже в ближайшей перспективе пусковые нагрузки на космодром Восточный должны возрасти.
  2. Кроме того, необходимо завершить создание на базе российских космодромов комплексов для новейших ракет‑носителей, в том числе для «Ангары‑А5» и «Ангары‑А5М», а также продолжить развитие орбитальных группировок космических аппаратов всех назначений.
  3. 8 из 8
  4. На расширенном заседании Совета Безопасности.
  5. Напомню, первый пуск данной ракеты с космодрома Восточный запланирован на 2021 год, а «Ангара‑А5М» должна полететь с космодрома в 2025 году.
Читайте также:  П.п. 19 п.3 ст.346.12

И наконец, ключевая задача – это обеспечение отрасли квалифицированными кадрами. За последние годы принят ряд мер для привлечения на предприятия, в научно‑исследовательские центры и КБ молодых профессионалов. В результате ситуация с кадрами в отрасли начала постепенно выправляться.

Важно и дальше стимулировать приток и обеспечить сохранение в отрасли талантливых специалистов, способных осуществлять самые смелые проекты. Необходимо создавать достойные условия для их жизни и работы, в том числе за счёт системы специальных стипендий и грантов.

И в заключение отмечу, что работу необходимо концентрировать по каждому из этих направлений на федеральном и региональном уровне. Это тоже важно. Важно мобилизовать все возможности, в том числе и региональных властей.

16 апреля 2019

Разбор полетов: Россия скорректирует космическую стратегию

Основы государственной политики России в области космической деятельности до 2030 года и на дальнейшую перспективу должны быть скорректированы с учетом современных мировых тенденций. Такое поручение президент Владимир Путин дал по итогам расширенного заседания Совета безопасности.

По словам секретаря СБ Николая Патрушева, необходимые изменения будут подготовлены к 15 июля. Для прорыва в этой сфере необходимо в первую очередь оснастить все предприятия отрасли самым современным оборудованием и вложить средства в подготовку кадров, считают опрошенные «Известиями» эксперты.

Россия обладает богатым опытом разработки и производства космической техники, подготовки к полетам, реализации масштабных научных программ на орбите, сказал президент Владимир Путин на заседании Совета безопасности. По его словам, это уникальный задел, но его нужно постоянно наращивать.

— Если мы будем топтаться на месте или постоянно говорить о наших прежних достижениях, наверстать упущенное будет просто невозможно, — подчеркнул глава государства. — Важно по максимуму использовать наши преимущества — они у нас есть, это очевидно.

По словам президента, нужно глубоко модернизировать ракетно-космическую отрасль.

— Принципиальное направление — это наращивание экспорта. По экспертным оценкам, объем мирового рынка коммерческих услуг, связанных с космосом, сегодня составляет порядка $183 млрд в год, — подчеркнул Владимир Путин.

Глава государства призвал к завершению необходимого этапа реорганизации госкорпорации «Роскосмос» и переходу к системной работе на результат.

— Закладываемые при подготовке космических проектов ценовые и временные параметры зачастую не имеют должного обоснования. В итоге плановые сроки переносятся, а бюджетные расходы возрастают, — привел пример президент.

  • Пересмотреть основы
  • Российская система спутниковой связи, оптической и радиолокационной съемки Земли, сбора метеоданных по многим параметрам уступают конкурентам по качеству и надежности, признал Владимир Путин.
  • — Изменить такую ситуацию можно только за счет реальных дел, за счет ощутимого укрепления кадрового, технологического, производственного потенциала ракетно‑космической отрасли, и в первую очередь сформировать амбициозные, но при этом сугубо реалистичные планы и цели, увязать стратегические задачи развития с возможностями предприятий и конструкторских бюро, — уверен российский лидер.

Для этого необходимо актуализировать Основы государственной политики России в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, считает глава государства.

Корректировки к документу будут проработаны и представлены президенту к 15 июля, кроме того, к этому же времени будет подготовлена cтратегия развития госкорпорации «Роскосмос», позднее уточнил секретарь Совбеза Николай Патрушев.

Начинать модернизацию космической отрасли нужно с переоснащения предприятий и создания новых программ обучения инженеров и техников среднего звена, уверен академик РАН, заместитель председателя Совета РАН по космосу, научный руководитель Института космических исследований Лев Зеленый.

— В первую очередь необходимо заниматься оснащением всех предприятий ракетно-космической отрасли самым современным оборудованием, — отметил он в беседе с «Известиями». — А во-вторых, я бы вложил средства в создание кадрового потенциала. Например, сделал бы специальные стипендии в разных техникумах или открыл программу по подготовке среднего технического персонала.

Член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин отметил, что в открытой части заседания Совбеза не обсуждались некоторые ключевые вопросы.

Во-первых, полагает он, надо заняться созданием систем космического интернета, на ее создание потребуется 5–7 лет.

Во-вторых, считает эксперт, следует обратить внимание на будущее пилотируемой космонавтики, так как через пять лет завершается программа МКС.

— Сегодня нужны абсолютно новые технологии. И тот, кто сейчас вложится в их создание, будет лидером на следующие 50 лет, — отметил Андрей Ионин.

Рокот космодрома

Россия должна сохранить независимый доступ в космос со своей территории, и уже в ближайшей перспективе пусковые нагрузки на космодром Восточный должны возрасти, подчеркнул Владимир Путин.

— Кроме того, необходимо завершить создание на базе российских космодромов комплексов для новейших ракет-носителей, в том числе для «Ангары-А5» и «Ангары-А5М», а также продолжить развитие орбитальных группировок космических аппаратов всех назначений, — сказал он. — Напомню, первый пуск данной ракеты с космодрома Восточный запланирован на 2021 год, а «Ангара-А5М» должна полететь с космодрома в 2025 году.

Пилотируемые пуски с космодрома планируется проводить с использованием сверхтяжелой ракеты, для которой будет создана специализированная инфраструктура. Первый пуск намечен президентом на 2028 год, пояснили «Известиям» в «Роскосмосе».

Вопрос пересмотра стоимости строительства первой и второй очередей космодрома «Восточный» не стоит, а стройка не будет останавливаться, заверил вице-премьер Юрий Борисов. По его словам, работы по первой очереди космодрома были выполнены примерно на 64%.