Новое

Особо важные объекты

Критически важный объект (КВО) – это объект, нарушение или прекращение функционирования которого приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.

Критически важный объект (КВО)

Классификация КВО

Классификация КВО по значимости

Объекты федерального уровня:

  • объекты, в которых размещены аппараты высших органов государственной власти и управления;
  • объекты, которые могут использоваться террористами или террористическими организациями в целях нарушения государственной безопасности, дестабилизации государственного строя, либо оказания воздействия на принятие решений высшими органами государственной власти для побуждения их к совершению действия в интересах террористов;
  • объекты, уничтожение или прекращение действия которых представляет угрозу для национальной (информационной, экономической, военной, внешнеполитической, экологической) безопасности Российской Федерации.

Объекты субъектового уровня:

  • объекты, в которых размещены аппараты органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации;
  • объекты, уничтожение или прекращение действия которых представляют угрозу информационной, экономической или экологической безопасности субъекта Российской Федерации.

Объекты территориального и муниципального уровня:

  • объекты, уничтожение или прекращение действия которых приводит к существенному ухудшению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях.

Классификация КВО по видам угроз

  • ядерно опасные (атомные электростанции, предприятия ядерно-оружейного комплекса);
  • радиационно опасные (спецкомбинаты «Радон», места хранения жидких радиоактивных отходов, отработанного ядерного топлива и др.);
  • химически опасные (предприятия нефтехимического, металлургического, машиностроительного, радио- и электротехнического и оборонного производства, пищевой промышленности);
  • биологически опасные (крупные предприятия по производству, переработке и хранению сельхозпродукции, фармацевтические комплексы и др.);
  • техногенно опасные (крупные железнодорожные узлы, морские порты, аэропорты в крупных городах, метрополитены, мосты и тоннели длиной более 500 м., объекты топливно-энергетического комплекса, тепловые электростанции, электроподстанции и магистральные линии электропередач);
  • пожаровзрывоопасные (магистральные газо-, нефте- и продуктопроводы, газокомпрессорные и нефтеперекачивающие станции, а также хранилища сжиженных газов и нефти, крупные предприятия по производству и переработке жидкофазных или твердых взрывоопасных материалов);
  • гидродинамически опасные (крупные гидротехнические сооружения промышленного и водохозяйственного назначения);
  • объекты государственного управления, информационной и телекоммуникационной инфраструктуры (информационно и телекоммуникационно опасные) (стационарные и мобильные пункты управления, узлы телефонной, телевизионной, радио- связи и оповещения, архивы, концертные залы, и др.).

Классификация КВО по уровням угроз

  • 1 класс – критически важные объекты, аварии на которых или прекращение функционирования которых могут являться источниками возникновения федеральных и или трансграничных чрезвычайных ситуаций, в результате которых количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей;
  • 2 класс – критически важные объекты, аварии на которых или прекращение функционирования которых могут являться источниками возникновения региональных чрезвычайных ситуаций, в результате которых зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;;
  • 3 класс – критически важные объекты, аварии на которых или прекращение функционирования которых могут являться источниками возникновения межмуниципальных чрезвычайных ситуаций, в результате которых зона ЧС затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;
  • 4 класс – критически важные объекты, аварии на которых или прекращение функционирования которых могут являться источниками возникновения муниципальных чрезвычайных ситуаций, в результате которых зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная ЧС не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
  • 5 класс – критически важные объекты, аварии на которых или прекращение функционирования которых могут являться источниками возникновения локальных чрезвычайных ситуаций, в результате которых территория, на которой сложилась ЧС и нарушены условия жизнедеятельности людей, не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек, либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 100 тыс. рублей.

Категории значимости КВО

  1. Критически важные объекты федерального уровня значимости – объекты, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой 2 и более субъектов Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения 2 и более субъектов Российской Федерации.
  2. Критически важные объекты регионального уровня значимости – объекты, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения субъекта Российской Федерации.
  3. Критически важные объекты муниципального уровня значимости – объекты, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации.

Перечень категорий КВО

Ядерно и/или радиационно опасные объекты

  1. Атомные электростанции.
  2. Радиохимические комбинаты и заводы.
  3. Базы хранения атомных подводных лодок, выведенных из эксплуатации.
  4. Хранилища отработавшего ядерного топлива.
  5. Хранилища высокоактивных отходов.
  6. Пункты размещения, эксплуатации или хранения ядерного оружия, ядерных боеприпасов, ядерных установок, ядерных материалов и изделий на их основе.
  7. Научно-исследовательские организации, имеющие ядерные энергетические установки.

Химически опасные объекты

  1. Предприятия химической промышленности.
  2. Предприятия нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.
  3. Предприятия целлюлозно-бумажной промышленности.
  4. Предприятия оборонного комплекса.
  5. Заводы по уничтожению химического оружия.
  6. Склады химического оружия.
  7. Предприятия коммунального хозяйства (объекты водоснабжения и очистки от сточных вод).
  8. Железнодорожный и трубопроводный транспорт (магистральные аммиакопроводы).
  9. Хранилища сжиженных токсичных газов под давлением.

Биологически опасные объекты

  1. Предприятия, производящие возбудителей особо опасных инфекций (чума, холера, сибирская язва, туляремия, бруцеллез, желтая лихорадка, мелиоидоз, сап и натуральная оспа).
  2. Предприятия, производящие возбудителей опасных инфекционных заболеваний (клещевые боррелиозы, лейшманиозы, сальмонелиозы, столбняк, брюшной тиф и др.).
  3. Предприятия, использующие возбудителей особого опасных инфекций и опасных инфекционных заболеваний.

Техногенно опасные объекты

  1. Тепловые и гидроэлектрические электростанции (мощность свыше 600 МВт).
  2. Крупные подстанции (класс напряжения 330 кВ и более).
  3. Центры управления работой ЕЭС.
  4. Центры управления воздушным движением.
  5. Аэропорты и аэродромы федерального значения.
  6. Информационные вычислительные центры, узлы связи и центры диспетчерского управления железнодорожным транспортом.
  7. Морские грузовые и рыбные порты.
  8. Метрополитены, мосты и тоннели длиной более 500 м.
  9. Предприятия ракетно-космического и авиационного комплекса.
  10. Плотины крупных водохранилищ (1 и 2 класса).
  11. Дамбы, ограждающие хранилища жидких отходов промышленных предприятий (хвостохранилища обогатительных фабрик и т.п.).

Пожаровзрывоопасные объекты

  1. Нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие заводы.
  2. Морские нефтяные и газовые скважины и морские нефтеналивные терминалы.
  3. Газоперерабатывающие заводы и газонаполнительные станции (объем хранения более 2000 тонн сжиженных углеводородов).
  4. Хранилища сжиженных газов, нефти и сжиженных токсичных газов.
  5. Титаниево-магниевые заводы (комбинаты).
  6. Места хранения вооружения, военной техники и взрывчатых веществ.
  7. Газгольдерные, кислородные станции и установки.
  8. Магистральные газо- и нефтепродуктопроводы.

Объекты государственного управления, информационной и телекоммуникационной инфраструктуры

На эту тему ▼

  1. Здания, в которых размещены аппараты высших органов государственной власти и управления.
  2. Организации управления финансовой системой Российской Федерации.
  3. Предприятия, осуществляющие функции по добыче, производству, переработке, обращению и хранению драгоценных металлов, драгоценных камней и защищенной полиграфической продукции.
  4. Организации, обеспечивающие деятельность высших органов государственной власти и управления.
  5. Пункты государственного, военного управления и спецсвязи.
  6. Организации и центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
  7. Научные и образовательные учреждения обладающие уникальными научными образцами, научной информацией или оборудованием.
  8. Организации телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
  9. Государственные архивы федерального уровня.
  10. Комбинаты хранения государственных резервов.

Источники:

О сущности понятия "важный объект" и его классификации *

Gorovoy V.V. On the essence of the concept of «essential facility» and its classification.

Читайте также:  П. 15 ст 431

Горовой В.В., адъюнкт кафедры управления ОВД в особых условиях Академии управления МВД России, майор милиции.

В статье рассматривается необходимость детального изучения понятия «важный объект», так как до настоящего времени оно полностью не изучено и не закреплено законодательно. Существующие дефиниции не полностью отражают существо самого понятия «важный объект». Рассмотрев и сформулировав в статье содержание этого понятия, автор выходит с предложением его законодательного закрепления.

Ключевые слова: безопасность объектов, важный объект, органы внутренних дел, чрезвычайные ситуации техногенного характера.

This article addresses the need for detailed study of the concept of «essential facility», because so far it has not fully investigated and not enshrined in law. Existing definitions do not fully reflect the essence of the concept of an important object. Having reviewed and set forth in the content of this concept, the author comes out with its legislative proposal to consolidate.

Key words: Security objects, an important object, the internal affairs bodies, emergency man-made.

В Российской Федерации имеется ряд законодательных актов, указов, постановлений и ведомственных нормативных документов, отражающих и закрепляющих современные взгляды на обеспечение безопасного функционирования важных для государства объектов.

К их числу относятся Федеральные законы «О безопасности», «О противодействии терроризму», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О милиции», «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 8 июля 1992 г.

N 3248-1 «О порядке судопроизводства по гражданским и уголовным делам, возникающим на особо режимных объектах и в особо режимных войсковых частях», а также Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. и др.

В этих документах законодатель употребляет такие термины, как «важный объект», «важный государственный объект», «объект жизнеобеспечения», «особо важный объект», «критически важный объект», «специальный объект», «режимный объект», «потенциально опасный объект».

Такое многообразие терминов можно объяснить различными подходами законодателя к определению степени важности и режимности объектов.

Следует отметить, что в законах, указах президента и постановлениях Правительства Российской Федерации перечисленные понятия трактуются в несколько различных аспектах.

Так, в Законе РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» в ст. 9 определены основные задачи милиции общественной безопасности.

В ней отмечено, что обязательной охране подразделениями вневедомственной охраны (она входит в состав милиции общественной безопасности) при органах внутренних дел подлежат объекты, перечень которых определяется Правительством РФ; в него входят объекты, подпадающие под обозначенные нами дефиниции.

В другом Постановлении Правительства, от 16 мая 2005 г.

N 303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации» (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.04.2009 N 351), в ст.

9 МВД РФ ставится задача по осуществлению охраны особо важных и режимных объектов, важных государственных объектов и специальных грузов, объектов на коммуникациях и т.д.

Обеспечение безопасности объектов особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения

В связи со сложной криминогенной обстановкой и ростом террористической активности, остро встает вопрос обеспечения высокого уровня безопасности объектов особой важности.

Террористический акт в общественном месте может унести десятки жизней, однако при террористической диверсии на объектах повышенной опасности или жизнеобеспечения может пострадать гораздо больше людей.

Например, отравление источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения боевыми отравляющими веществами или взрыв на объекте химической промышленности.

К объектам особой важности относятся объекты, значимость которых определяется органами государственной власти РФ или местного самоуправления с целью определения мер по защите интересов государства, юридических и физических лиц от преступных посягательств и предотвращения ущерба, который может быть нанесен природе и обществу, а также от чрезвычайной ситуации.

  • Особо важные объекты с учетом их назначения и специфики могут быть разделены на пять групп:
  • — объекты, имеющие важное значение для управления государством;
  • — объекты повышенной опасности;
  • — объекты жизнеобеспечения;
  • — объекты оборонного назначения;
  • — объекты с оборотом культурных ценностей.
  • Объекты, имеющие важное значение для управления государством — это здания органов государственной власти, телеграф, теле- и радиовещательные компании, учреждения Центрального банка Российской Федерации и др.
  • На объекте повышенной опасности используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, взрыво-, пожароопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.

Что касается объекта жизнеобеспечения, то он представляет собой совокупность жизненно важных материальных, финансовых средств и услуг, сгруппированных по функциональному предназначению и используемых для удовлетворения жизненно необходимых потребностей населения (например, в виде продуктов питания, жилья, предметов первой необходимости, а также в медицинском, санитарно-эпидемиологическом, информационном, транспортном, коммунально-бытовом обеспечении и другие).

Объекты оборонного назначения — это склады вооружения, взрывчатых веществ и т.д.

Объекты с оборотом культурных ценностей — музеи, библиотеки государственного значения и т.д.

Во многих странах, как и в России, охрану особо важных объектов осуществляют государственные органы, наделенные полицейскими полномочиями.

В Российской Федерации универсальным субъектом государственной охраны являются подразделения Вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии и ФГУП «Охрана».

Однако, юридические лица, с особыми уставными задачами (ЧОП), также могут осуществлять охранную деятельность на объектах особой важности. Для этого необходимо получить лицензию ФСБ на осуществление профессиональной деятельности в условиях режимных, секретных и других специальных объектов.

Сотрудник частного охранного предприятия, непосредственно осуществляющий охрану объекта, должен знать его особенности, порядок действия в случае вероятных чрезвычайных обстоятельств на объекте, а также меры по ликвидации аварии или катастрофы и последствий.

Необходимо умение пользоваться средствами индивидуальной защиты, оружием и специальными средствами, умение оказывать пострадавшим первую медицинскую помощь до приезда врачей. Сотрудники ООО ЧОП «Глобал-Безопасность+» постоянно повышают свою квалификацию на базе Центра профессиональной подготовки и готовы к дежурству на объектах особой важности.

Автор- заместитель генерального директора ООО ЧОП «Глобал-Безопасность+» по охране особо важных объектов Д.В.Левчук

Источник: http://www.globez.ru/news/460-obespechenie-bezopasnosti-ob-ektov-osoboj-vazhnosti-povyshennoj-opasnosti-i-zhizneobespecheniya.html

Некоторые технические решения построения ИСФЗ

Особо важные объекты — это объекты, последствия от осуществления угроз в отношении которых могут повлечь за со-бой особо крупный или невосполнимый материальный ущерб, экологическую катастрофу на объекте или в регионе, гибель большого числа людей или угрозу жизни большому числу людей на объекте или в регионе, политические последствия, потерю особо важных государственных секретов, другие особо тяжкие последствия.

Несомненно, что атомные электростанции (АЭС) относятся к категории особо важных объектов с повышенной значимостью потерь. Поэтому правительство РФ четко регламентирует необходимые меры безопасности этих объектов.

Система физической защиты АЭС должна включать: организационные мероприятия, инженерно — технические средства физической защиты, действия подразделений охраны.

Инженерно — технические средства физической защиты состоят из технических средств и физических барьеров.

Технические средства физической защиты включают в себя:

  • систему (системы) охранной сигнализации, расположенной по периметру охраняемых зон, зданий, сооружений, помещений;
  • средства для осуществления доступа, установленные на контрольно — пропускных пунктах и в охраняемых зданиях, сооружениях, помещениях;
  • систему оптико — электронного наблюдения за периметрами охраняемых зон, контрольно — пропускными пунктами, охраняемыми зданиями, сооружениями, помещениями;
  • систему специальной связи;
  • средства обнаружения проноса (провоза) ядерных материалов, взрывчатых веществ и предметов из металла;
  • системы обеспечения (электропитание, освещение и др.).
  • Все технические средства, входящие в систему физической защиты, в случае отключения основного электропитания должны сохранять работоспособность, что обеспечивается путем их автоматического переключения на резервные источники.
  • Физическими барьерами являются строительные конструкции ядерно опасного объекта (стены, перекрытия, ворота, двери), специально разработанные конструкции (заграждения, противотаранные устройства, решетки, усиленные двери, контейнеры) и другие физические препятствия.
  • Контрольно — пропускные пункты должны быть оборудованы средствами защиты лиц, осуществляющих охрану, от поражения стрелковым оружием, а транспортные контрольно — пропускные пункты — также и противотаранными устройствами.
Читайте также:  Родственная связь 42

В данной статье мы поподробнее остановимся на вариантах организации периметральных заграждений применительно к АЭС и типах противотаранных устройств, покажем типовое решение оборудования въездных железно-дорожных ворот противотаранным устройством производства ЗАО «ЦеСИС НИКИРЭТ» г. Пенза.

Система физической защиты должна гарантировать своевременное прибытие сил ответственного действия (охраны) и пресечения выполнения нарушителями их задач.

Роль инженерных средств защиты (ИСЗ) состоит в том, чтобы увеличить количество времени, необходимого нарушителям для преодоления препятствий, создаваемых в различных точках маршрута, и предоставления силам охраны времени, необходимого для нейтрализации угрозы.

Некоторые типы ИСЗ способны существенно задерживать продвижения нарушителей и даже нейтрализовать угрозу.

Ворота, калитки и ограждения должны быть одинаково эффективными средствами задержки.

Имеющиеся на объектах ворота и калитки, часто нуждаются в дополнительном укреплении, т.к. слабые места их конструкций (петли, замки, засовы) облегчают возможность проникновения.

Кроме того, проезжая часть дороги часто подходит непосредственно к воротам, делая возможным разрушение их движущимся транспортным средством.

Противотаранные устройства устанавливаются, чтобы свести к минимуму вероятность силового прорыва в точках въезда.

Большинство применяемых в настоящее время противотаранных систем предусматривают использование одного или сочетания нескольких средств остановки транспортных средств.

В системах периметровой охраны строительство собственно ограды может составлять основную долю затрат на за-щиту объекта в целом. Источником затруднений могут стать раздельные контракты на поставку и строительство ограды, на монтаж технических средств охраны периметра.

Если окажется, что уже смонтированная система не удовлетворяет предъявленным требованиям, заказчик окажется в положении заложника между двумя, а то и тремя исполнителями.

По-этому, при построении систем безопасности необходимо четко понимать важность ограничения выбора оборудования лишь системами, прошедшими жесткие совместные испытания и продемонстрировавшими надежную совместную работу при всевозможных внешних условиях.

Комплексная поставка систем ограждений и датчиков охраны позволит также избежать нежелательной процедуры формальной передачи ограды изготовителем либо строительной организацией поставщику технических средств охраны.

Заграждения условно (в зависимости от назначения) можно разделить на три категории.

1) Заграждения пассивные (строительные) в России традиционно представлены металлическими массивными сварными решетками, установленными на ленточных фундаментах и ограждениями, изготовленными из железобетон-ных, либо монолитно-кирпичных панелей.

Этот тип заграждений наиболее удобен для преодоления путем перелаза, особенно с применением вспомогательных средств.

Для сигнализационного контроля непосредственно полотна монолитного заграждения от перелаза выбор сигна-лизационных средств весьма ограничен.

Это изделия «Годограф-1» (НИКИРЭТ), работающий на трибоэффекте в специ-альном кабеле, и кабельное виброакустическое средство «Дефенсор» (Geoguip, Великобритания).

  1. Но следует помнить, что вопрос возможности их применения строго индивидуален, поэтому в большинстве случаев монолитные заграждения приходится дополнительно оборудовать различными видами сигнализационных козырьков.
  2. Монолитные строительные заграждения используются для обеспечения максимальной скрытности объекта, обладают наибольшей устойчивостью к разрушению, создают иллюзию изоляции объекта от внешней среды, но стоимость их, как правило, максимальная, а устойчивость к преодолению – минимальная.
  3. 2) Активные (сигнализационные) заграждения образованы, как правило, металлическими конструкциями, являю-щиеся чувствительными элементами средства обнаружения. Это:
  4. комплекс «Ярус» — серийно-выпускаемый Центром специальных инженерных сооружений НИКИРЭТ (ЦеСИС НИКИРЭТ), в котором колючая проволока закреплена через изоляторы на металлических опорах, являющийся базовым для защиты объектов Министерства обороны РФ.
  5. Электромеханическое средство обнаружения DTR-2000 (фирма Magal, Израиль), где барьер образуют туго на-тянутые стальные проволоки, закрепленные на металлических столбах с помощью точечных датчиков натяже-ния.
  6. — Сетчатое заграждение «Метол» — серийно производимое «ЦеСИС НИКИРЭТ», выполнено в виде сварного оцинкованного полотна из проволоки диаметром 2,8 мм, ли-бо сварных оцинкованных и крашенных па-нелей с диаметром проволоки 5 мм, которые устанавливаются и закрепляются на металли-ческих опорах специальной конструкции.
  7. Предназначено для использования в составе комплексов технических средств охраны пе-риметров различных объектов как в качестве физического препятствия, так и в качестве элемента конструкции средств обнаружения вибрационного принципа действия.

— Заграждение «МАХАОН стандарт» — серийно производимое «ЦеСИС НИКИРЭТ», выполнено в виде сварной оцинкованной па-нели и покрыто полимерным материалом. Выполнено из стальной проволоки диамет-ром 5 мм методом точечной сварки. Оптими-зировано под различные средства обнаруже-ния, такие как радиолучевые, радиоволновые, вибрационные.

— Заграждение «Паллада — 8» — также серийно производимое «ЦеСИС НИКИРЭТ», выполнено в виде сварной оцинкованной па-нели и покрыто эмалью. Выполнено из стальной проволоки диаметром 8 мм методом точечной сварки. Так же оптимизировано под различные средства обнаружения: радиолу-чевые, радиоволновые, вибрационные.

3) Заграждения, создаваемые из армированной колючей ленты (АКЛ). Колючую ленту по своему назначению можно рассматривать как элемент, пришедший на смену колючей проволоке. Лента является более прочной и эффективной. Свойства колючей ленты позволяют не только заменить колючую проволоку, но и применить новые виды заграждений. Код формы по СтПУД-04 УД-04-12/1

Сигнализационные заграждения обеспечивают максимальную эффективность комплекта «заграждение – средство обнаружения» и максимально затрудняют их преодоление путем перелаза, позволяют жестко контролировать целостность полотна различными датчиками.

Основная задача, которую необходимо решить на этапе проектиро-вания подобных систем — это необходимость обеспечения соответствия конструкции заграждения и физических параметров средств обнаружения.

Это также относится к оборудованию строительных заграждений сигнализаци-онными козырьками.

При условии квалифицированного проектирования, строительства и обслуживания данный тип заграждений имеет наибольшую привлекательность с точки зрения критерия «эффективность – стоимость».

Противотаранные устройства так же условно можно разделить на три категории.

1) Подъемные препятствия, например: — RSB70 (Automatic Systems, Бельгия). Подъемный блокиратор в опущенном состоянии представляет со-бой «лежащего полицейского» высотой 10 см. Ширина дорожного проезда 3,0 м (2,0 м), высота барьера 35 см. Характеристика воспринимаемого таранного удара — легковые и грузовые автомобили до 4,5т.

— ПДЗУ (ООО «Поликом», г. Москва). Подъемный блокиратор в опущенном состоянии представляет со-бой «лежащего полицейского» высотой 15-25 см (возможен одновременный двухсторонний подъем). В поднятом положении есть фиксатор. Ширина дорожного проезда 2-8 м, высота барьера до 80 см. Характе-ристика воспринимаемого таранного удара — транспортное средство массой до 20 т.

2) Выдвижного (телескопического) типа, например:

— City 275 (FAAC Group, Италия). Представляет собой два металлических цилиндра — один находится ниже уровня земли, а второй подвижный. Высота барьера 60 см (80 см). Скорость подъема – 10 см/с. Ударная нагрузка 6 кДж.

— SP1000 (ЦеСИС НИКИРЭТ, г. Пенза). Бронированный барьер телескопического типа. Характеристика воспринимаемого таранного удара – грузовой автомобиль массой 20т на скорости 40 км/ч.

3) Шлагбаумного типа, например:

— ПТ-6 (ЦеСИС НИКИРЭТ, г. Пенза).

Шлагбаум, высота барьера 80 см, время открывания — от 5 сек. Характеристика воспринимаемого таранного удара – транс-портное средство массой 20т на скорости 40 км/ч (~1232 кДж).

При применении противотаранных устройств следует обратить внимание, что первые два типа ПТУ монтируются в дорожное полотно и их установка на железнодорожных путях запрещена Правилами МПС. Поэтому целесообразно использовать шлагбаумные противотаранные устройства на объектах, оснащенных железнодорожными воротами (на АЭС совмещенные КПП для проезда авто и ж/д транспорта).

Преимущества ПТУ шлагбаумного типа

  • Защита объекта от прорыва транспорта в двух направлениях – на въезд и на выезд
  • Полное перекрытие ширины дорожного проезда шлагбаумом ПТУ
  • Нет ограничения по массе и скорости пропускаемых транспортных средств при поднятом барьере
  • Не образует препятствия в открытом состоянии, имеет агрессивный внешний вид
  • Подвижные элементы подвеса, приводов барьера и фиксатора закрыты и защищены от вмешательства в их работу и от воздействия атмосферных осадков
  • Небольшой объём восстановительных работ после таранного удара – замене подлежат только балка, вал барьера и 2 штыря, на которые опускается барьер. Рама и опора ПТУ выдерживают нагрузку и не требуют ремонта после удара
  • Возможно применение на ж/д въездах для защиты от прорыва а/м по ж/д путям. Возможна организация шлюз-коридора для досмотра а/м, в комбинации с воротами и смотровой площадкой
Читайте также:  Свидетельство о нахождении в живых

Недостатки ПТУ, устанавливаемых в дорожное полотно

  • Защита только в одном направлении (на въезд). Для защиты при выезде необходимо устанавливать ещё одно устройство
  • Перекрытие проезда шириной не более 3,5 м. При более широком проезде необходимо применение ещё одного устройства либо устройство иных барьеров
  • Ограничения по массе и скорости пропускаемых а/м в опущенном состоянии (т.е. когда проезд от-крыт). При необходимости пропуска большегрузного транспорта, массой св. 50 т, необходим де-монтаж устройств
  • В опущенном состоянии образует «лежачего полицейского», что требует устройства наклонных съездов их бетона с двух сторон от устройства
  • Требуются отвод талых вод и регулярная очистка от грязи, снега, намерзающего льда
  • Демонтаж и замена устройства на новое после таранного удара нетяжелого грузового автомобиля
  • На ж/д полотне установка запрещена правилами МПС. Не обеспечивает возможность организации шлюз-коридора

Остановимся поподробнее на противотаранном устройстве шлагбаумного типа ПТ-6 (далее по тексту ПТУ). ПТУ представляет собой механизм с двумя опорами. Опоры устанавливаются на противоположные стороны про-езда, подлежащего блокированию.

В закрытом состоянии устройства на опорах расположен барьер (шлагбаум). Шлагбаум уравновешен металлическим противовесом. ПТУ оснащено двумя электромеханическими приводами – приводом барьера и приводом фиксатора.

Фиксатор блокирует барьер в закрытом состоянии.

Основные технические характеристики: 1. Ширина блокируемого дорожного проезда 4,5 (6,0) м 2. Высота барьера 800 мм ± 40 мм 3. Время закрытия не более 40 сек. 4. Усилие при ручном приводе не более 10 кг 5. Срок службы 10 лет 6. Гарантийный срок службы 1 год 7.

Срок службы до первого капитального ремонта 5 лет 8. Условия эксплуатации от минус 40°С до плюс 40°С По индивидуальному заказу возможно расширение температурного диапазона от минус 60°С до плюс 50°С. 9. Срок хранения 5 лет 10.

Масса базового комплекта (без фундамента) не более — 4800 кг

11. Габаритные размеры с кожухами (без фундамента) 8000х2220х3420 (9500х2200х3420) мм.

Характеристики по стойкости к таранному удару ПТУ обеспечивает только при условии установки его на фундамент. Фундамент разрабатывается проектным путем, специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию на проектирование. Проектирование фундамента должно вестись с учётом типов грунта в месте эксплуатации ПТУ. Ориентировочный расход бетона, для грунтов 4 группы, — ≈30 куб. м.

Так как ПТУ собирается на месте эксплуатации требуется разрабатывать проектную документацию для монтажа изделия. При этом, в соответствии с особенностями конкретного объекта (контрольно-пропускного пункта), где будет установлено ПТУ, определяется номенклатура материалов (кабелей, кабель-каналов и пр.).

Современная система безопасности особо важного объекта является сложным интегрированным комплексом, включающим в себя значительное количество составляющих от инженерных сооружений до всевозможных электронных систем обработки сигналов и сбора информации. В этой связи необходимо четкое понимание важности выбора оборудования. Свой выбор следует отдавать системам, прошедшим жесткие полигонные испытания и продемонстрировавшим надежную работу при воздействии всевозможных внешних условий.

Важным моментом является сбор информации о работе предлагаемого оборудования на объектах со схожими условиями эксплуатации, причем желательно останавливать свой выбор на производителях, продолжительное время проработавших в сфере обеспечения безопасности и успевших себя хорошо зарекомендовать. Приток инвестиций в развитие систем безопасности повысил финансовую привлекательность данного сегмента рынка. Это привлекло в отрасль значительное количество фирм — «однодневок», не обеспечивающих комплексного подхода к созданию систем безопасности крупных объектов.

В этой ситуации важно определить критерии выбора поставщика структурными подразделениями Федерального агенства РФ по атомной энергии, без соблюдения которых инвестиции в создание системы безопасности не принесут ожидаемого эффекта:

  • опыт работы на рынке внедрения и производства средств безопасности не менее 10-15 лет;
  • наличие собственной испытательной базы;
  • опыт создания систем безопасности ряда крупных промышленных предприятий со сложными условиями эксплуатации;
  • наличие сертификатов и лицензий на все виды предлагаемого оборудования и услуг;
  • наличие возможности выполнения всех видов работ по созданию систем безопасности от обследования объекта и проектирования до осуществления поставки оборудования и выполнения всего комплекса монтажных и пусконаладочных работ;
  • наличие возможности постоянного технического обслуживания и модернизации внедренных на объектах систем.

Максимов А. Л., Сигаев В. А., 2006 г.

Особенности охраны режимных объектов | ЧОП «Сигма-Профи»

Любой особо важный и режимный объект должен охраняться соответствующим образом. Обеспечение безопасности в данном случае – процесс комплексный, многозадачный и многокомпонентный. Особое значение имеет предотвращение утечки информации.

Также в число фокусных задач входят: проведение антитеррористических мероприятий, внедрение технических и комбинированных решений для предупреждения промышленного шпионажа, предотвращение нештатных ситуаций на объекте, обусловленных человеческим фактором.

Реализация охранных мероприятий на режимном объекте – дело только для настоящих профессионалов. Безопасность должна обеспечиваться опытным лицензированным исполнителем. Давайте разберемся, какие объекты относятся к режимным (особо важным), какие риски для них актуальны, кто и как осуществляет охрану таких зданий и территорий.

Какие объекты относятся к особо важным?

В специальном режиме обеспечения безопасности, согласно Указу Президента РФ № 61 (24.01.1998), нуждаются:

  • разрабатывающие, производственные компании военно-промышленного комплекса;
  • отдельные воинские части;
  • закрытые поселения;
  • учреждения, для которых установлены особые условия работы и требования к охране (производственные предприятия, узкоспециализированные НИИ и т. п.).

Указанные структуры работают со сведениями и данными, составляющими государственную тайну. В зоне особого риска находятся:

  • важные экономические сведения;
  • текущие результаты и выводы научно-технических исследований;
  • военно-промышленные разработки.

Также особая охрана предусмотрена для объектов, имеющих отношение к внешней разведке, финансовой и госполитике.

Актуальные риски для режимных объектов не ограничиваются утечкой информации. На особом контроле здесь находится противодействие терроризму. Также максимум внимания уделяется социальному фактору: от проверки нового персонала до контроля исполнения обязательств по неразглашению сотрудниками, имеющими доступ к гостайне.

Кто охраняет режимные объекты?

Специфика деятельности режимных объектов определяет требования к поставщикам охранных услуг.

Взять на себя обеспечение безопасности могут только государственные спецподразделения и частные охранные структуры, имеющие лицензию ФСБ.

Документ выдается сроком на 5 лет, может обновляться неограниченное количество раз. Данная лицензия – важный кредит доверия к ЧОП «Сигма-Профи» со стороны регулирующих органов.

Получение разрешительного документа ко многому обязывает исполнителя.

Сотрудники ЧОПа проходят специальную подготовку, регулярно повышают квалификацию, сдают физические нормативы, особые психологические тесты (в том числе на устойчивость морально-волевых качеств).

При выполнении служебных обязанностей охранники используют передовое оборудование и вооружение. Исполнитель несет 100% юридическую ответственность за безопасность вверенного объекта особой важности.

Охранные мероприятия

Комплексная организация охраны ЧОПом режимного объекта всегда начинается с экспертной проверки, аудита безопасности. Это необходимо для разработки эффективного плана охранных действий, связанных с использованием сведений, составляющих гостайну. Исполнитель учитывает актуальные особенности режимного объекта и предлагает решения, включающие:

  • концепцию защиты территории (монтаж необходимого оборудования: от осветительных приборов до системы видеоконтроля и размещения передвижных, стационарных постов);
  • организацию пропускного режима;
  • систему физической охраны объекта;
  • концепцию информационной безопасности (защиты от утечки информации);
  • регламент действий при нештатных ситуациях.

Режимный объект принимается под круглосуточную охрану. Формат 24/7 предусматривает возможность реализации охранных мероприятий суточным и вахтовым методами.

Сотрудничество с ЧОПом

Лицензированный ЧОП «Сигма-Профи» обеспечивает безопасность особо важных объектов с помощью:

  • профильного персонала (охранников, задействованных в патрулях и на стационарных постах, инженерно-технических специалистов, экспертов по компьютерной безопасности и т. д.);
  • мощной материально-технической базы;
  • эффективного взаимодействия с контролирующими, силовыми структурами.

Исполнитель гарантирует 100% конфиденциальность. Охранная программа для каждого режимного объекта разрабатывается с учетом нормативных требований к соблюдению государственной тайны, а также специфических особенностей предприятия / организации: от месторасположения и функционирования до формата работы с поставщиками, заказчиками, непрофильными внешними структурами и службами.