Новое

Ответственность за нерепатриацию

Ответственность за нерепатриацию

По действующему закону экспортеры обязаны зачислять как рублевую, так и валютную выручку на свои счета в российских банках / Максим Стулов / Ведомости

Минфин и Центробанк согласовали отмену к 2024 г. репатриации валютной выручки по контрактам, заключенным в рублях, сообщил первый вице-премьер – министр финансов Антон Силуанов.

«Двигаться здесь надо плавно – я согласен с Центральным банком, потому что валютный контроль, движения капитала влияют на чувствительные макроэкономические показатели страны, в том числе и на курс рубля, который важен абсолютно всем, – сказал Силуанов (цитата по ТАСС). – Поэтому двигаемся здесь постепенно, поэтапно. Мы договорились, чтобы к 2024 г.

полностью отменить репатриацию валютной выручки, если контракт заключен в рублях». Он подчеркнул, что Минфин и ЦБ наметили план смягчения валютного контроля для бизнеса. «Ведомости» ожидают комментариев ЦБ.

По действующему закону экспортеры обязаны зачислять как рублевую, так и валютную выручку на свои счета в российских банках. За каждый день просрочки компания должна платить 1/150 ключевой ставки ЦБ, а штрафы за невозврат составляют 75-100% от суммы сделки.

Ранее Минэкономразвития предложило снизить штрафы и отменить уголовную ответственность за валютные нарушения. Такие предложения содержатся в плане «Трансформация делового климата», который ведомство разработало совместно с экспертами и бизнесом, сообщал РБК. Минфин поддержал эти предложения.

ЦБ инициативы Минэкономразвития поддерживает частично, сообщали в пресс-службе регулятора. Минэкономразвития предложило давать бизнесу 30-дневную отсрочку для зачислений валютной выручки на счета в российских банках, а предельный штраф за нерепатриацию средств снизить до 5% от суммы с сегодняшних 100%.

Помимо этого министерство хочет отменить штрафы за задержку отчетности о валютных операциях по экспортным сделкам (сейчас – до 600 000 руб.) и уголовное наказание за уклонение от возврата выручки в иностранной валюте.

В перспективе Минэкономразвития предлагает перейти от сквозного контроля всех валютных операций к проверке только тех компаний, которые вызывают сомнения у банков и налоговых органов. В Госдуме уже находится правительственный законопроект о снижении штрафов за нерепатриацию валютной выручки и 30-дневной отсрочке.

Минфин уже несколько лет говорит о необходимости смягчения валютного контроля. Летом ведомство предложило снизить штрафы для тех компаний, кто не вернул выручку вовремя. А в сентябре Минфин предложил предоставлять льготы экспортерам, которые заключают контракты в рублях.

«Мы предлагаем льготы экспортерам за экспорт за рубли. Во-первых, послабление в части репатриации валютной выручки, во-вторых, послабления в части мер других валютного контроля.

Также рассматриваются налоговые меры, такие как ускоренный возврат НДС», – говорил замминистра финансов Алексей Моисеев.

В июле был принят закон об отмене штрафов за нерепатриацию выручки для компаний-экспортеров, которые попали под санкции. В октябре Минфин опубликовал очередной законопроект, который расширяет льготное валютное регулирование и на «дочки» санкционных компаний.

Согласно поправкам, такие компании смогут не возвращать на свои счета в уполномоченных банках валюту или рубли по внешнеторговым контрактам, а также не репатриировать в Россию средства, уплаченные нерезидентами за не ввезенные в Россию товары и невыполненные услуги.

Силуанов ранее называл действующие требования о репатриации валютной выручки экспортерами устаревшими, а штрафы – драконовскими. ЦБ подчеркивал, что рассматривает предложения Минфина о либерализации валютного контроля, однако не готов пойти на полную отмену регулирования.

Минфин предложил втрое снизить штрафы за незаконные валютные операции

Министерство финансов России подготовило и внесло в правительство законопроект, существенно смягчающий административную ответственность за нарушения валютного законодательства. Либерализацию валютного регулирования в России сначала ускорила пандемия коронавируса, а теперь — санкционная кампания Запада.

Минфин исходит из того, что «в условиях сложившейся геополитической ситуации и применения рядом иностранных государств в отношении российских экспортеров мер ограничительного характера принятие законопроекта смягчит негативное воздействие таких мер на экспортеров», говорится в материалах к законопроекту, которые есть у РБК (их содержание подтвердил источник, знакомый с инициативой).

  • Ранее в марте РБК писал, что правительство рассматривает возможность смягчения ответственности экспортеров за нарушения при получении валютной выручки, которое осложнилось из-за санкций.
  • Законопроект был поддержан правительственной комиссией по законопроектной деятельности и будет рассмотрен после доработки на заседании правительства Российской Федерации в установленном порядке, сообщила РБК пресс-служба правительства.
  • Снижение штрафов за ряд валютных нарушений

Как следует из текста законопроекта, подготовленные поправки в ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) предполагают снижение штрафов:

  1. за незаконные валютные операции до 20–40% по сравнению с действующими штрафами в 75–100% от суммы незаконной валютной операции;
  2. за нерепатриацию экспортной выручки по рублевым и валютным внешнеторговым договорам до 3–5% (по сравнению с действующими штрафами в 3–10% по рублевым договорам и 5–30% по валютным);
  3. за ненадлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговому договору до 3–5% от суммы денежных средств, причитающихся от нерезидента резиденту, по сравнению с текущими 5–30%.
  4. В среднем поправки Минфина предусматривают сокращение размера штрафов за валютные нарушения примерно в три раза.

Законопроект также предлагает отказаться от понятия «профессиональный участник внешнеэкономической деятельности», которое было введено в законодательство в 2020 году.

Профессиональными участниками признавались экспортеры или импортеры, которые соответствуют определенным критериям по длительности осуществления внешнеэкономической деятельности и сумме исполненных контрактов.

Они пользовались пониженными ставками штрафов за нерепатриацию экспортной выручки (3–5% от суммы, не зачисленной по условиям договора) и невозврат аванса, уплаченного за несостоявшуюся поставку товаров в Россию (также 3–5% от суммы не возвращенных в установленный срок средств).

Исполнительные органы власти, присуждающие штрафы (в частности, Федеральная налоговая служба), наделены полномочиями по выбору точного значения штрафа в пределах законодательно определенного диапазона в зависимости от обстоятельств дела.

Сохранение штрафов за импортные авансы

Согласно предложениям Минфина, теперь штрафы для всех экспортеров за невозврат валютной или рублевой выручки будут составлять 3–5%.

В то же время избранные участники внешней торговли лишатся возможности претендовать на аналогичные пониженные штрафы за невозврат авансов по импорту в рублях или иностранной валюте.

Штрафы за такое правонарушение для резидентов сохранятся на уровне 3–10% в случае рублевых контрактов и 5–30% в случае валютных.

Аналогичным образом Минфин предлагает сохранить неизменными на уровне 5–30% штрафы за невозврат денежных средств по договору займа, где российский резидент одалживает денежные средства в любой валюте нерезиденту.

Российские власти с 1 марта 2022 года установили запрет на предоставление новых займов от резидентов нерезидентам, однако этот запрет касается только займов в иностранной валюте.

Таким образом, если российская компания выдала такой заем до 1 марта или предоставляет деньги в рублях, ей по-прежнему будет грозить штраф 5–30% от суммы займа за его невозврат со стороны иностранной структуры.

Тот факт, что Минфин предлагает смягчить ответственность за невозврат экспортной выручки, но не за невозврат авансов по импорту или займов нерезидентам, связан с тем, что платежи за импорт или займы в пользу нерезидентов исторически являются более распространенным способом вывода капитала за рубеж при сомнительных операциях.

Что может считаться валютным нарушением

Текущее законодательство обязывает экспортеров (кроме несырьевых) сообщать банкам точные сроки, прописанные во внешнеторговых контрактах, и перечислять валютную выручку на счета в российских банках в соответствии с этими сроками.

Аналогичное требование возлагается на импортеров в части возврата валютных авансов, уплаченных за рубеж за товары, которые оказались непоставленными. Если выручка или аванс пришли в банк с опозданием хотя бы на один день, компанию штрафуют.

За каждый день просрочки нужно заплатить 1/150 ключевой ставки ЦБ (если в итоге валютная выручка возвращена в Россию). Компаниям грозят санкции даже за нарушения, которые могли произойти не по вине экспортера.

К примеру, резидента могут оштрафовать за то, что иностранный контрагент расплатился позже даты, указанной в контракте, или за опоздание в постановке контракта на учет в банке.

Незаконной валютной операцией, например, является зачисление российской компанией валюты за оказанные зарубежные услуги на счет в иностранном банке, а не российском, или предоставление займа от нерезидента российскому лицу в иностранной наличной валюте.

Министр финансов Антон Силуанов еще в 2017 году называл штрафы за незаконные валютные операции в размере до 100% от суммы операции «драконовскими». «Анахронизмом» называли сохраняющиеся валютные ограничения в России эксперты ЦСР в 2018 году, а бывший министр экономического развития Максим Орешкин (ныне помощник президента) называл их «рудиментом».

Разногласия с таможней

Законопроект Минфина о снижении штрафов прошел согласование Минэкономразвития, Минпромторга, Росфинмониторинга, Банка России, следует из сопроводительных материалов к проекту.

Однако ФТС не согласовала законопроект из-за принципиальных разногласий: служба не поддерживает снижение штрафов для экспортеров за нерепатриацию валютной выручки, ссылаясь на то, что это «создает условия для бесконтрольного вывода из страны материальных ресурсов и негативно повлияет на формирование платежного баланса». При этом ФТС согласна с целесообразностью снизить штрафы до 3–5% в отношении внешнеторговых контрактов в рублях. Пресс-служба ФТС переадресовала вопросы по законопроекту и позиции службы в Минфин. ФТС и Минфин составили таблицу разногласий по этому пункту, следует из материалов к поправкам; как и когда они будут их устранять, неясно. РБК направил запросы в Минфин, Банк России и правительство.

Бизнес поддерживает инициативы Минфина, но считает, что нужно идти дальше. Многие компании уже вынужденно нарушили требования валютного законодательства, и для них нужно предусмотреть освобождение от ответственности задним числом, сказал РБК представитель Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

Там предлагают дополнить ст. 15.

Читайте также:  Отношения осложненные иностранным элементом

25 КоАП пунктом о том, что резиденты освобождаются от ответственности за непоступление валютной выручки, если контракт был заключен до 24 февраля 2022 года, контрагент находится в недружественной юрисдикции и нарушает свои обязательства, а российский резидент никак не может на это повлиять.

Уполномоченный при президенте по правам предпринимателей в России Борис Титов направил письмо Силуанову (датировано 18 марта, копия есть у РБК), в котором также предложил освободить российские компании от административной ответственности по ст. 15.

25 КоАП либо уголовной ответственности (предусмотрена в некоторых случаях за неисполнение обязанности по репатриации выручки) или хотя бы смягчить такую ответственность за формальные нарушения валютного законодательства, допущенные из-за западных санкций.

«Сегодня предприниматели рискуют оказаться привлеченными к ответственности за действия, в которых они не виноваты», — объяснил РБК Титов.

В письме Минфину он также попросил приостановить проведение проверок соблюдения валютного законодательства со стороны ФТС — по аналогии с приостановкой таких проверок, о которой уже объявила Федеральная налоговая служба. 

Закон об ответственности физических лиц за нерепатриацию займов

Что изменилось?

20 июля 2020 года принят Закон1, устанавливающий ответственность физических лиц — валютных резидентов2 за неисполнение обязанности по получению на счета в РФ средств от нерезидентов, причитающихся Резидентам в соответствии с условиями договоров займа.

Такая обязанность распространяется на договоры, заключенные с нерезидентами (в т. ч. иностранными компаниями), начиная с 14 апреля 2018 года, а также в отношении контрактов, существенные условия которых были изменены после указанной даты.

  • Предусмотрены следующие санкции:

-за нарушение сроков возврата займа — предупреждение или штраф в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки;
-за невозврат выданного займа — штраф в размере от 5% до 30% неполученной суммы;

  • Ответственность не применяется к Резиденту, если он исполнил обязанность по репатриации в течение 45 дней после истечения срока, установленного договором;
  • Закон вступает в силу с 31 июля 2020 года.

Что предпринять?

С учетом изменений и возможного усиления внимания контролирующих органов к сделкам такого рода рекомендуем:

  • Провести ревизию выданных нерезидентам займов, особое внимание уделив договорам, расчеты по которым производились через российские банки
  • Проверить условия существующих договоров займа, включая сроки возврата
  • Оценить риски неисполнения обязательств в установленные сроки
  • Предпринять необходимые действия, обеспечивающие соблюдение норм валютного законодательства и исключающие риски привлечения к ответственности
  • Учитывать положения Закона при заключении новых договоров займа с нерезидентами и более тщательно подходить к выбору формы финансирования своих иностранных компаний/структур и третьих лиц — нерезидентов.

Как мы можем Вам помочь?

Специалисты АЛРУД, имея многолетний опыт консультирования по вопросам валютного регулирования, структурирования сделок и заемного финансирования, будут рады оказать необходимую правовую поддержку по всем вопросам, связанным с применением новых норм законодательства.

1 Федеральный закон от 20.07.2020 N 218-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях» («Закон»)

2 Как постоянно проживающих в РФ, так и находящихся в течение календарного года более 183 дней за ее пределами, т.н. «специальных» резидентов («Резидент»)

Надеемся, предоставленная информация окажется для вас полезной. Если вы или кто-то из ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы.

Практики: Налогообложение Частные клиенты

Примечание: Обращаем ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.

Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной.

Если кто-то из Ваших коллег также хотел бы получать наши информационные письма, пожалуйста, направьте ему ссылку на электронную форму подписки.

Узнать больше об услугах практик:

Налогообложение

Частные клиенты

Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Авторы данного письма не несут ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.

В случае возникновения вопросов, пожалуйста, свяжитесь с нами.

С уважением,Юридическая фирма АЛРУД

ул. Скаковая, д. 17, стр. 2, этаж 6, Москва, Россия, 125040 Т: +7 495 234 96 92, Т: +7 495 926 16 48, info@alrud.com

www.alrud.ru

Репатриация валюты: как избежать штрафа?

Репатриация денежных средств – это обязанность участника ВЭД обеспечить поступление выручки за экспортированные товара или оказанные услуги. Для импортера репатриация подразумевает обязательство вернуть на свой банковский счёт уплаченную в качестве аванса валюту за непоставленные товары или неоказанные услуги.

https://www.youtube.com/watch?v=8FIpSwVWGvY\u0026pp=ygU-0J7RgtCy0LXRgtGB0YLQstC10L3QvdC-0YHRgtGMINC30LAg0L3QtdGA0LXQv9Cw0YLRgNC40LDRhtC40Y4%3D

Нарушение обязательств по репатриации является одним из наиболее частых оснований для возбуждения дела за правонарушение в сфере валютного законодательства.

Рекомендуем ознакомиться – «Как избежать штрафа за валютные правонарушения?»

В настоящее время на законодательном уровне широко обсуждается возможная либерализация валютного законодательства. В частности, речь идет об увеличении сроков зачисления выручки, сокращения штрафов и даже освобождения от ответственности за неисполнение обязанности по репатриации.

Проектом нового КоАП РФ предусмотрено освобождение от административной ответственности за невозврат средств ниже минимального порога – 200 тысяч рублей.

На момент подготовки данного материала предполагаемые упрощения валютного законодательства остаются на стадии обсуждения и ответственность за репатриацию установлена в полном объеме.

Ответственность за не репатриацию

Законодательством установлена как административная, так и уголовная ответственность за невозврат валюты. Административная ответственность установлена частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, уголовная ответственность – статьей 193 УК РФ.

Мерой наказания по административной ответственности установлены штрафы, причем весьма существенные.

Уголовная же ответственность предполагает штраф, принудительные работы сроком до 4 лет или лишение свободы сроком до 5 лет, если деяние было совершено в особо крупном размере, то есть сумма не репатриированных средств превысила 45 миллионов рублей. Для крупного размера порог суммы составляет 9 миллионов рублей.

На момент подготовки данного материала в Минфине в рамках либерализации валютного законодательства обсуждается возможность исключения из Уголовного кодекса статьи 193 с одновременным отнесением её состава к квалифицирующим признакам статей 159, 171, 174, 196 УК РФ.

Штрафы

Штрафы за нарушение обязательств по репатриации можно считать драконовскими. Так, при невыполнении импортером обязанности по возврату валютной выручки за непоставленный товар ему грозит штраф от 75% до 100% от суммы денежных средств, уплаченных поставщику.

Внимание! Рекомендуем ознакомиться: «Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 218-ФЗ смягчил валютное законодательство».

Например, если импортер перевел в качестве аванса своему иностранному поставщику 100 тысяч долларов США, а тот в свою очередь не исполнил свою обязанность по поставке товара, импортеру может грозить штраф в размере от 75 до 100 тысяч долларов. В подобной ситуации участник ВЭД не только лишен денег, уплаченных за отсутствующий товар, но и обязан уплатить штраф практически равный потерянной сумме.

Для экспортеров штраф за необеспечение поступления выручки от покупателя – аналогичный.

Рекомендации по минимизации рисков

Юристы нашей компании подготовили ряд рекомендаций как минимизировать риски привлечения к административной ответственности за неисполнение обязательств по репатриации.

  • В первую очередь, речь идёт о необходимости всесторонней проверки поставщика.

Так, например, при работе с китайскими поставщиками не стоит ограничиваться только проверкой реестра юридических лиц, в том числе и возможностями правительственного сайта Управления по контролю и регулированию рынка КНР. Ранее нашими юристами были подготовлены подробные рекомендации по проверке поставщиков в Китае.

При работе с контрагентами из других стран меры проверки должны быть также всесторонними. В частности, рекомендуем, в том числе, и личную встречу с поставщиком на его территории.

Предпринятые меры должной осмотрительности при выборе поставщика и их доказательства в будущем могут стать существенным доводом в защиту импортера по делу о репатриации денежных средств.

  • Помимо проверки контрагента, ключевое внимание должно быть уделено составлению внешнеторгового контракта, в максимальной степени отражающего все условия внешнеэкономической сделки, обязательства сторон и их ответственность за неисполнение.

Грамотно составленный контракт с четкими сроками поставки, оплаты, обязанностями сторон сделки, компенсационными выплатами за их нарушение и целым рядом важных положений может стать решающим аргументом для контролирующих органов при принятии решения об освобождении бизнеса от ответственности за неисполнение обязательств по репатриации валюты.

  • В отдельных случаях стоит рассмотреть возможность получения банковской гарантии под контракт поставщика.
  • В ходе исполнения контракта контрагенту должны направляться уведомления о приближающихся сроках исполнения обязательств по оплате или поставке товара.
  • До начала исполнения контракта участником ВЭД должен быть разработан фактический план действий в случае неисполнения контрагентом своих обязательств по контракту.

Например, если в контракте местом арбитража указан Международный арбитраж Стокгольма или Арбитраж Международной торговой палаты в Вене, необходимо учитывать возможные расходы на подобные судебные процессы. Очевидно, что у декларанта должны быть компетентные юристы, способные вести процессы по Арбитражной судебной процедуре МТТ.

Что делать при не репатриации валюты?

Юристы нашей компании подготовили несколько рекомендаций по возможным действиям участника ВЭД при неисполнении его контрагентом обязательств по контракту.

Читайте также:  Пленум по экологическим

Во-первых, не стоит дожидаться фактического возбуждения дела об административном правонарушении по факту не репатриации денежных средств. Необходимо заранее подготовить доказательства принятия мер к проверке поставщика до заключения контракта.

Во-вторых, по истечению срока исполнения контрагентом своих обязательств по договору, необходимо незамедлительно инициировать претензионную, судебную и иную работу, направленную на восстановление нарушенного права.

https://www.youtube.com/watch?v=8FIpSwVWGvY\u0026pp=YAHIAQE%3D

Одной из дополнительных мер может быть направление в Торгово-промышленную палату страны поставщика официального запроса с просьбой об оказании содействия в поиске организации и урегулировании ситуации. После направления запроса необходимо сохранить подтверждение отправки.

Данные рекомендации носят общий характер, конкретный перечень шагов зависит от индивидуальных обстоятельств ситуации.

Помимо перечисленных мер существует и ряд других эффективных инструментов по минимизации рисков при привлечении участника ВЭД к административной ответственности за невозврат валюты.

Главное в ситуации с репатриацией – начать масштабную работу по принуждению контрагента к исполнению своих обязательств.

Помощь по делам о репатриации

Юристы нашей компании готовы оказать правовую помощь как по минимизации рисков привлечения к административной ответственности при не репатриации валютной выручки, так и комплексным ведением дел по невозврату денежных средств. В практике наших юристов более 40 дел, связанных с привлечением участника ВЭД к административной ответственности за неисполнение обязательств по репатриации валюты.

Стоимость юридической консультации по конкретной ситуации составляет от 5 тысяч рублей. Предварительная оценка перспектив дела производится бесплатно.

Ответственность за нарушение валютных операций 2020

С 31 июля 2020 года изменена ответственность за нарушение валютных операций, предусмотренная статьей 15.25 КоАП РФ.

До введения изменений российские компании-экспортеры и индивидуальные предприниматели попадали под штрафные санкции за любые, даже незначительные, нарушения сроков поступления валютной выручки на счет в уполномоченном банке.

Большинство из них происходило по вине контрагента-нерезидента. В итоге российские компании и индивидуальные предприниматели вынуждены были нести дополнительную финансовую нагрузку, вести переговоры с иностранными контрагентами, оформлять допсоглашения к контрактам на «мелкие просрочки» и представлять их в уполномоченные банки для учета.

Теперь российская организация, которая не обеспечила на свой счет в уполномоченном банке своевременное получение иностранной валюты или рублей по заключенному с иностранной компанией внешнеторговому договору, не привлекается к ответственности по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ.

Одним из условий для освобождения от ответственности является условие о стоимости внешнеторгового договора (ч. 8 ст. 15.25 КоАП РФ). Сумма обязательств по нему должна быть:

  • либо 200 тыс. рублей и менее;
  • либо равняться сумме в иностранной валюте, эквивалентной 200 тыс. рублей, и менее.

Обратим внимание!

Штраф отменяется за непоступление выручки только по внешнеторговому контракту на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для иностранной фирмы.

За невыполнение обязанности по получению денег по договору займа от нерезидента привлекут к ответственности по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ.

Вторым условием освобождения от ответственности является условие о сроке.

Если была допущена просрочка зачисления валютной выручки на незначительный срок – до 45 дней, то ответственность за нерепатриацию валютной выручки не наступает.

Ранее по теме:

Cанкции за нарушения валютного законодательства смягчены

45 дней на исправление нарушений

Кроме того, 45 дней предоставляется российской организации для того, чтобы исправить нарушения, связанные с проведением расчетов по внешнеторговому контракту, минуя счета в уполномоченных банках.

Если в течение 45 дней с момента зачисления денежных средств на зарубежный счет она перечислит всю полученную сумму на свой счет в уполномоченном банке, то ответственности по ч. 1 или ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ не будет.

Если в указанный срок перечислена только часть выручки, ответственность не применяется в отношении суммы таких частично зачисленных денежных средств (ч. 9 ст. 15.25 КоАП РФ).

Непредставление отчетности

Исключается ответственность за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

https://www.youtube.com/watch?v=6uS9qkQ2-D8\u0026pp=ygU-0J7RgtCy0LXRgtGB0YLQstC10L3QvdC-0YHRgtGMINC30LAg0L3QtdGA0LXQv9Cw0YLRgNC40LDRhtC40Y4%3D

Формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов является справка о подтверждающих документах (инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И).

Условие освобождение от ответственности — если период просрочки не превысил 90 дней.

В случае превышения этого срока, на организацию налагается штраф по ч. 6.3-1 КоАП РФ в размере от 40 до 50 тыс. рублей.

Новый субъект ответственности

В ст. 15.25 КоАП РФ теперь появилась ответственность для организаций, которые включены в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности.

Такого перечня в настоящее время не принято, он только разрабатывается (проект Постановления Правительства РФ «О порядке утверждения перечня профессиональных участников внешнеэкономической деятельности»).

Планируется, что в него включат организации, которые работают в области внешнеэкономической деятельности не менее 3-х лет. Организации будут установлены и иные условия, которые должны быть соблюдены ею для того, чтобы попасть в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности.

Соразмерность административных штрафов за зачисление средств на зарубежный банковский счёт

Доклад на конференции «Налоговое право в решениях Конституционного суда РФ», 20 — 29 апреля 2022 г. Вы можете принять участие в конференции, оставив комментарий к этому докладу и к докладам других участников конференции. Программа конференции по этой ссылке.

Травкина Наталия, руководитель группы административно-правовой защиты бизнеса ООО «Пепеляев Групп», канд.юрид.наук

Административная ответственность должна дифференцироваться в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при выборе той или иной меры государственного принуждения, что следует из конституционных принципов соразмерности и справедливости.

Определение наличия оснований для смягчения ответственности или освобождения от нее в конкретном деле относится к компетенции правоприменительных органов и судов. Но при наложении штрафов по ст. 15.

25 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за нарушения валютного законодательства данной возможностью они пользуются крайне редко, назначая наказания строго в пределах санкции статьи особенной части КоАП РФ.

Administrative liability should be differentiated depending on the gravity of the deed, the amount and nature of the damage caused, the extent of the fault of the offender and other material circumstances which determine the individual choice of a measure of public enforcement as follows from the constitutional principles of proportionality and fairness. It falls within the competence of law enforcement bodies and courts to determine the grounds for leniency or exemption from liability in each particular case. However, when fines are imposed under article 15.25 of the Russian Code of Administrative Offences for violating Russian currency legislation, the above authorities very rarely take this opportunity, but rather fix the penalty strictly within the boundaries of the sanction under an article of the special part of the Russian Code of Administrative Offences.

Конституционные требования справедливости и соразмерности предопределяют, по общему правилу, необходимость дифференциации юридической ответственности, на что неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации[1].

Индивидуализацию при выборе той или иной меры государственного принуждения обуславливает тяжесть содеянного, его опасность для защищаемых законом ценностей, размер и характер причиненного ущерба, причины и условий совершения правонарушения, личность правонарушителя, степень его вины.

Этим для лица, привлекаемого к административной ответственности, гарантируется адекватность порождаемых последствий тому вреду, который причинен им в результате административного правонарушения, или созданной правонарушением угрозы вреда).

  • Размеры устанавливаемых КоАП РФ административных штрафов должны обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов, так как предназначение государственного принуждения, главным образом, заключается в превентивном использовании соответствующих юридических средств для защиты прав и свобод человека и гражданина, иных конституционно признаваемых ценностей гражданского общества и правового государства[2].
  • Рассматривая положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, КС РФ неоднократно приходил к выводу[3], что при привлечении лица к административной ответственности в соответствии с любой статьей его особенной части правоприменительные органы и суды имеют возможность установить и исследовать фактические обстоятельства дела, а потому учесть характер совершенного правонарушения, степень вины правонарушителя и иные важные для назначения наказания обстоятельства.
  • Действительно, такая возможность предоставлена правоприменительным органам и судам КоАП РФ.

Статья 2.9. КоАП РФ предусматривает возможность освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности административного правонарушения. При этом, какое правонарушение считать малозначительным, КоАП РФ не определяет.

Репатриация валютной выручки: что изменилось

С 2019 года российские власти взяли курс на либерализацию валютного контроля в части обязанностей резидентов по репатриации валютной выручки. Для начала разберемся, о каких обязанностях идет речь, а потом поговорим, что в них изменилось.

Что такое репатриация? Обязанности резидентов в сфере ВЭД

Исходя из ст.19 ФЗ-173, у российских экспортеров и импортеров товаров/работ/услуг/результатов интеллектуальной деятельности есть 2 блока обязанностей:

  • учет контракта в банке;
  • репатриация выручки.

Поговорим подробнее про каждый из блоков.

Учет контракта в банке

Российские резиденты при заключении ВЭД-контрактов и договоров займа с иностранцами обязаны в общем случае:

  • сообщить в обслуживающий российский банк о сроках исполнения нерезидентами обязательств по договору
  • и зарегистрировать в этом банке данный договор («поставить на учет»).

Постановка на учет — это формальное требование, которое банк исполняет самостоятельно по факту предъявления ему договора. Оно означает, что банк будет в рамках особенной процедуры отслеживать все операции по данному договору и следить за своевременностью исполнения сторонами своих обязательств. Каких-либо дополнительных действий от резидента не требуется.

Читайте также:  По последнему известному

https://www.youtube.com/watch?v=6uS9qkQ2-D8\u0026pp=YAHIAQE%3D

На учет ставятся не все контракты, а только крупные:

  • экспортный контракт (контракт, по которому, например, товары поставляются из России, а денежные средства идут в Россию) ставится на учет, если его сумма превышает 6 млн рублей,
  • а импортный контракт (контракт, по которому, например, товары поставляются в Россию, а средства идут из России) — если его сумма превышает 3 млн. рублей.
  • договор займа (вне зависимости от направленности первичного потока денежных средств — «входящие» и «исходящие» в/из России займы) — если его сумма превышает 3 млн рублей.

Репатриация выручки. Как было раньше

После регистрации контракта в банке резидент ранее был вправе производить расчеты со своим иностранным контрагентом только с использованием счета в том банке, который произвел учет контракта. На этот же счет резидент должен был вернуть выручку по контракту.

Пример 1. ООО «А» заключен экспортный контракт (например, договор оказания услуг или поставки товара) с нерезидентом — ABC Inc. (поставщик товара/услуг). Согласно договору, ABC Inc.

обязан оплатить предмет договора в течение 5 рабочих дней после исполнения ООО «А» своих обязательств по договору.

Именно на ООО «А» валютное законодательство и возлагает обязанность получить на счет в российском банке оплату от ABC Inc. в сроки, установленные договором.

Пример 2. ООО «А» заключен контракт на импорт (например, договор лицензирования иностранного ПО или договор подряда) с нерезидентом — ABC Inc. (лицензиар / подрядчик). По договору ООО «А» выплатила аванс 50% от суммы договора до исполнения ABC Inc.

своих обязательств. Впоследствии ABC Inc. отказался от исполнения договора в одностороннем порядке. На ООО «А» возлагается обязанность вернуть на счет в российском банке аванс, уплаченный ранее в адрес ABC Inc., причем в установленные договором сроки.

Пример 3. ООО «А» предоставил в кредит денежные средства иностранцу — ABC Inc. Согласно договору, ABC Inc. обязан вернуть основную сумму долга по истечение 5 лет. ООО «А» должен обеспечить получение от ABC Inc. основной суммы долга в пределах срока, установленного договором для возврата займа.

При этом базовое правило до 01.07.2021 года обязывало большинство резидентов возвращать выручку именно в денежной форме.

Провести встречный зачет по ВЭД-контрактам изначально можно было только для очень ограниченного круга пользователей (страховщики, отрасль рыболовства и проч.), а зачесть «исходящий» заем можно было только к «входящему» в Россию займу и никак иначе.

Обращаем ваше внимание, что требование о репатриации по займам с 31 июля 2020 года относится также к контрактам, заключенным физическими лицами — резидентами РФ.

Глобальные изменения 2020-2021 гг. — как отменяли репатриацию

По-настоящему революционные законы были приняты в 2019 и 2021 году.

Федеральный закон от 02.08.2019 N 265-ФЗ вступил в силу 1.01.2020 года. Он касался контрактов в рублях и ввел 2 основополагающие нормы.

1. Закон полностью отменил обязанность резидентов по возврату выручки, полученной от нерезидентов, на свои счета в РФ (см. Пример 1 выше), если такой доход был получен по «рублевому несырьевому контракту».

То есть, с 1 января 2020 года можно без штрафов не возвращать деньги в Россию, если:

  • в контракте обязательства номинированы в рублях;
  • валюта оплаты — тоже рубли;
  • договор не является кредитным;
  • договор не связан с поставкой ограниченного перечня сырьевых товаров (минеральные продукты, уголь, нефть, газ, медь, а также иные виды сырья).

2) Закон установил для «сырьевиков» поэтапную отмену обязанности по репатриации выручки, полученной по «рублевым контрактам», освобождая их полностью от обязанностей по репатриации к 2024 году.

Федеральный закон от 28.06.2021 N 223-ФЗ вступил в силу почти мгновенно — с 01.07.2021 года.

https://www.youtube.com/watch?v=903gLc3Y_EI\u0026pp=ygU-0J7RgtCy0LXRgtGB0YLQstC10L3QvdC-0YHRgtGMINC30LAg0L3QtdGA0LXQv9Cw0YLRgNC40LDRhtC40Y4%3D

Закон освобождает от репатриации большинство ВЭД-контрактов в иностранной валюте — назовем их «инвалютными несырьевыми». Вне зависимости от даты заключения самого контракта, причитающуюся по нему выручку после 1 июля можно оставить за рубежом, если она планируется по ВЭД-контракту:

  • предметом которого не является поставка сырья;
  • при этом договор не является кредитным;
  • вне зависимости от иных факторов, включая валюту контракта.

Недавно был опубликован еще один законопроект, который предназначен для освобождения сырьевых контрактов от репатриации.

Во-первых, планируется ускорить поэтапную отмену репатриации по рублевым сырьевым контрактам (пп. Б выше) до полной отмены к 2023 году.

Во-вторых, проект предлагает поэтапное освобождение от репатриации и для инвалютных сырьевых контрактов до полного освобождения к 2024 году.

То есть в настоящий момент правила репатриации действуют только:

  • в отношении сырьевых контрактов (с учетом поэтапной отмены)
  • и кредитных договоров (полностью и вне зависимости от валюты),
  • а также платежей, поставка по которым не состоялась.

Принятые и предлагаемые изменения не касаются обязанностей резидентов, иллюстрированных в Примерах 2 и 3 выше (т.е. импортёры все еще должны вернуть в РФ уплаченный аванс за неисполненные контрагентом обязательства, а займодавцы — обеспечить возврат займов, выданных нерезидентам).

Кнут и пряник — усиление мер контроля при либерализации законодательства

Старое. Революция никак не затронула отчетность по учету контрактов (см. выше).

Переходное. Революция никак не затронула саму обязанность резидентов обеспечить оплату контрактов от своих контрагентов — просто теперь эта оплата в большинстве случаев может осуществляться на счета, открытые в банках вне России.

При этом ФНС РФ разъяснила (Письмо от 10.08.2020 N ВД-4-17/12881@), что помимо денежной оплаты теперь допускается прекращение обязательств по контракту через зачет встречного требования, уступку требования иному лицу, новацию и др. неденежные способы (но только для контрактов, по которым требования о репатриации выручки были отменены).

Новое. В дополнение к этому 223-ФЗ ввел новую форму отчетности резидентов — теперь уже перед ЦБ РФ.

Резиденты-экспортеры, попавшие в специальный перечень ЦБ РФ, обязаны предоставлять в ЦБ РФ информацию об исполнении нерезидентами их обязательств по контракту (путем денежной оплаты или иного способа прекращения обязательств), а также об активах/обязательствах самих резидентов по контрактам с нерезидентами.

Перечня обязанных резидентов пока нет, равно как и нет четкого понимания о потенциальных кандидатах на попадание в этот перечень — он будет разработан ЦБ РФ и опубликован на его официальном сайте, вместе с порядком предоставления таких отчётов. Предположительно, это будет аналог профессиональных участников ВЭД, список которых также анонсирован, но пока не разработан (однако пока прямых свидетельств этому нет).

Для электронного взаимодействия между резидентами, госорганами и органами/агентами валютного контроля (банки, ФНС РФ, ЦБ РФ и др.) была разработана система «Одно окно» на базе платформы «Мой экспорт» Российского экспортного центра.

Доступ к ней добровольный и бесплатный. Система помогает резидентам предоставить нескольким ведомствам одновременно необходимые документы для валютного контроля, получения разрешительной документации (лицензии, сертификации и т.п.

) и иных целей.

Штрафы, риски и ответственность

Штрафы за непостановку на учет и неподачу документов в банк

В эту категорию попадают, в частности, действия:

  • непредставление в банк форм учета и отчетности по валютным операциям;
  • непредставление подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций,

Наказываются (если просрочка составила более 90 дней):

  • ФЛ — до 3 000 рублей;
  • должностные лица — до 5 000 рублей;
  • ЮЛ — до 50 000 рублей.

Штрафы за нерепатриацию

В эту категорию попадают:

  • нерепатриация выручки на счет в Россию в отношении любого кредитного контракта;
  • нерепатриация авансов, уплаченных нерезидентам за неисполненную поставку;
  • нерепатриация выручки в отношении сырьевого ВЭД-контракта в рублях на сумму >200 000 рублей (по лимитам и до полного освобождения к 2024 году, если не будут приняты послабления);
  • нерепатриация выручки в отношении сырьевого ВЭД-контракта в иностранной валюте на сумму >200 000 рублей в эквиваленте (если не будут приняты послабления);
  • невыполнение обязанности по исполнению / прекращению обязательств по ВЭД-контракту.

Наказываются:

  • ФЛ — за все нарушения, кроме нерепатриации авансов и невыполнения обязанности по исполнению контракта. Предупреждением либо штрафом 1/150 ключевой ставки от суммы зачисленных не в срок средств, за каждый день просрочки репатриации и/или штрафом от 5% до 30% от суммы нерепатриированных средств в зависимости от вида и валюты договора.
  • Должностные лица — за все нарушения. Штраф до 30 000 рублей.
  • ИП и ЮЛ — за все нарушения. Предупреждением либо штрафом 1/150 ключевой ставки от суммы зачисленных не в срок средств, за каждый день просрочки репатриации и/или штрафом от 5% до 30% от суммы нерепатриированных средств в зависимости от вида и валюты договора или средств, причитающихся резиденту от нерезидента (если обязанность по репатриации отменена).

Отдельно стоит упомянуть, что ИП и ЮЛ также могут быть привлечены к ответственности в размере от 75 до 100% от суммы незачисленных на счета (в РФ или за рубежом) средств по контракту, если их сумма превысит 100 млн. рублей (по всем валютным операциям с нерезидентом в течение года) и такое нарушение не будет иметь признаков уголовного преступления.

Уголовная ответственность

В эту категорию попадают:

  • нерепатриация выручки в отношении тех же видов контрактов и случаев, что и указаны выше, кроме нерепатриации по договорам займа;
  • действия, если сумма невозвращенной выручки превышает 100 млн рублей и ранее резидент уже был привлечен к административной ответственности.

Наказывается:

  • уголовным штрафом до 500 000 рублей / в размере дохода за период до 3 лет;
  • принудительными работами до 3 лет;
  • лишением свободы до 3 лет.

При совершении преступления в особо крупном размере (более 150 млн рублей) наказание — лишение свободы на срок до 5 лет со штрафом до 1 млн рублей / в размере дохода за период до 5 лет.

Кроме того

Также напоминаем, что при открытии банковского счета или счета в иных финансовых организациях вне России резиденты обязаны сообщить о таком открытии (закрытии / изменений реквизитов счета) и предоставлять в российские налоговые органы данные об оборотах по счету. Эти положения закона не менялись.

Для физических лиц:

  • обязанность сообщить об открытии (закрытии / изменении реквизитов) счета — не позднее 1 месяца с даты соответствующего события (штраф до 5 000 рублей);
  • обязанность отчитаться об оборотах по счету — до 1 июня года, следующего за отчетным (штраф до 3 000 рублей).

Для юридических лиц / ИП:

  • обязанность сообщить об открытии (закрытии / изменении реквизитов) счета — не позднее 1 месяца с даты соответствующего события (штраф для ИП до 50 000 рублей, для ЮЛ — до 1 млн рублей);
  • обязанность отчитаться об оборотах по счету — ежеквартально в 30-дневный срок после окончания отчётного квартала (штраф для ИП до 5 000 рублей, для ЮЛ — до 50 000 рублей).

С 1 октября 2021 года, следуя за развитием технического прогресса, для резидентов вводится дополнительная обязанность по предоставлению аналогичной отчетности в отношении электронных кошельков и аналогичных платежных инструментов, открытых в иностранных платежных системах.

Так, физические лица подают отчет об оборотах по кошельку до 1 июня года, следующего за отчетным, а ЮЛ и ИП — ежеквартально в 30-дневный срок после окончания отчётного квартала.

Штрафы за нарушения составляют:

  • штраф 75-100% от суммы денежных средств, переведенных с использованием электронных средств платежа — за запрещенные валютные операции (ИП/ЮЛ/ФЛ);
  • штраф 20-40% от суммы зачисленных на кошелек средств — за непредставление отчетов (ИП/ЮЛ/ФЛ).
  • штраф до 3 000 рублей (ФЛ) / до 50 000 рублей (ЮЛ/ИП) в зависимости от количества дней просрочки предоставления отчетов.

На пути к прекрасному

Сложно переоценить значение произведенной революции. С 2021 года экспортеры объективно смогут увереннее себя чувствовать на международном рынке, получать выручку на любой удобный счет и распоряжаться средствами в рамках установленного законодательства.

Кроме того, резиденты смогут свободнее использовать иные способы прекращения обязательств по договору, помимо стандартного денежного исполнения (зачетом, цессией и др.

), которые часто на практике являются более оптимальными и теперь не несут в себе рисков применения колоссальных штрафных санкций (до 100% от суммы).

Однако если где-то вводят послабления, то взамен будут применены и ужесточения контроля. Международные сделки сопряжены с обязанностями по подаче огромного количества отчетности, что делает их совершенно прозрачными и контролируемыми для ЦБ РФ, налоговых органов и иных агентов валютного контроля.