Право

В Гражданский кодекс включили положения о наследственном фонде

В Гражданский кодекс включили положения о наследственном фонде

С сентября 2018 года в ГК РФ появились положения, предусматривающие возможность учреждать наследственные фонды. Такой фонд создается во исполнение завещания гражданина и на основе его имущества. Его назначение — управление полученным в порядке наследования имуществом этого гражданина бессрочно или в течение определенного срока (Федеральный закон от 1 июля 2021 г. № 287-ФЗ «О внесении изменений в части первую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Рассматриваем законом взамен данных норм вводятся новые — о личных фондах, которые могут быть как «прижизненными», так и наследственными. Таким образом, наследственный фонд будет являться разновидностью личного фонда.

Так, личным фондом будет признаваться учрежденная на определенный срок либо бессрочно гражданином или после его смерти нотариусом унитарная некоммерческая организация, осуществляющая управление переданным ей этим гражданином имуществом или унаследованным от этого гражданина имуществом в соответствии с утвержденными им условиями управления.

Фонды, учреждаемые гражданами и (или) юрлицами и преследующие благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели, получат в ГК РФ новое наименование — «общественно полезные фонды».

Общественно полезные фонды и личные фонды будут существовать в качестве различных организационно-правовых форм унитарных некоммерческих организаций.

При этом при жизни учредителя, а в некоторых случаях — и после его смерти, допускается преобразование личного фонда в общественно полезный фонд.

Поправками предусмотрено, что при создании личного фонда его учредителю необходимо передать фонду имущество стоимостью не менее 100 млн руб., при этом стоимость этого имущества определяется на основании оценки его рыночной стоимости.

Указанное правило о стоимости имущества не будет распространяться на наследственные фонды. Имущество, передаваемое личному фонду его учредителем, принадлежит личному фонду на праве собственности. Учредитель личного фонда не имеет прав на имущество созданного им фонда.

Безвозмездная передача иными лицами имущества в личный фонд не допускается.

Закон запрещает «соучредительство» (за исключением случаев, если учредителями личного фонда являются супруги, передающие фонду общее имущество) и замену учредителя личного фонда, что, по мнению авторов поправок, исключит возможность использования предлагаемой конструкции вместо организационно-правовых форм корпоративных юридических лиц.

Личный фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям, определенным его уставом, и необходимой для их достижения. Для осуществления предпринимательской деятельности личный фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Предусмотрено, что учредитель личного фонда несет субсидиарную ответственность по обязательствам этого фонда при недостаточности его имущества, а личный фонд, за исключением наследственного, несет субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам своего учредителя в течение 3 лет со дня его создания. В исключительных случаях этот срок может быть продлен судом, но не более чем на 5 лет со дня создания личного фонда.

После смерти учредителя личного фонда утвержденные учредителем при его жизни устав личного фонда, условия управления фондом и иные внутренние документы личного фонда не могут быть изменены.

Из этого правила есть исключение — такие документы можно будет изменить на основании решения суда по требованию любого органа фонда в случаях, если управление таким фондом на прежних условиях стало невозможно по обстоятельствам, возникновение которых при создании фонда нельзя было предполагать.

Поправками предусмотрен ряд иных положений, касающихся создания личного фонда и управления им, а также особенностей создания наследственного фонда и управления им.

Закон вступит в силу 1 марта 2022 года.

О государственной регистрации наследственных фондов

Порядок учреждения наследственных фондов регулируется положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьей 632 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы).

Согласно пункту 5 статьи 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое положение наследственных фондов определяется данной статьей, а также статьями 123.18 – 123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных статьями 123.20-1 – 123.20-3 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Наследственным фондом признается создаваемый в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, во исполнение завещания гражданина и на основе его имущества фонд, осуществляющий деятельность по управлению полученным в порядке наследования имуществом этого гражданина бессрочно или в течение определенного срока в соответствии с условиями управления наследственным фондом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 123.

20-1 Гражданского кодекса Российской Федерации изначально для создания наследственного фонда необходимо нотариально удостоверенное завещание, условия которого будут предусматривать создание наследственного фонда, а также включать в себя решение завещателя об учреждении наследственного фонда, утверждении его устава и условия управления наследственным фондом.

  • Наследственный фонд подлежит созданию в качестве юридического лица после смерти гражданина, который предусмотрел в своем завещании его создание.
  • Принимая во внимание отсутствие указания на иной порядок регистрации, государственная регистрация наследственного фонда осуществляется в порядке, предусмотренном для некоммерческих организаций, с учетом особенностей, определенных указанными выше положениями нормативных правовых актов.
  • Для государственной регистрации наследственного фонда в территориальный орган Минюста России по месту его нахождения представляются:
  • 1) заявление о государственной регистрации наследственного фонда в качестве юридического лица по форме № Р11001, которое заполняется в общем порядке, предусмотренном для государственной регистрации некоммерческих организаций;
  • 2) решение о создании наследственного фонда, отвечающее требованиям, предусмотренным пунктом 4 статьи 501 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также содержащее сведения о дате, времени и месте принятия решения;

3) устав наследственного фонда, отвечающий требованиям пункта 2 статьи 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом положений статей 123.20-1 – 123.20-3 Гражданского кодекса Российской Федерации; цель и предмет деятельности наследственного фонда определяются исходя из положений пункта 1 статьи 123.20-1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Заявление о государственной регистрации наследственного фонда подписывается нотариусом, ведущим наследственное дело, усиленной квалифицированной электронной подписью и направляется в электронном виде, то есть посредством единого портала государственных и муниципальных услуг, в соответствующий территориальный орган Минюста России не позднее трех рабочих дней со дня открытия наследственного дела.

Наследственный фонд не подлежит регистрации по истечении одного года со дня открытия наследства.

При этом нотариус не вправе направлять заявление о регистрации наследственного фонда при невозможности сформировать его органы в соответствии с решением об учреждении наследственного фонда (абзац второй пункта 3 статьи 123.20-2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В этом случае наследственный фонд не регистрируется и к наследованию не призывается впредь до появления возможности сформировать в соответствии с решением об учреждении наследственного фонда его органы в течение сроков, установленных для принятия наследства, но не позднее чем в течение одного года со дня открытия наследства.

Электронные образы завещания, предусматривающего создание наследственного фонда, и условий управления фондом в уполномоченный на государственную регистрацию орган не направляются (пункт 2 статьи 123.20-1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 632 Основ).

Государственная пошлина за регистрацию наследственного фонда в качестве юридического лица согласно подпункту 32 пункта 3 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации не уплачивается. 

Статья 123.20-8 ГК РФ. Создание наследственного фонда и управление им

(введена Федеральным законом от 01.07.2021 N 287-ФЗ)

1. После смерти гражданина, который предусмотрел в своем завещании создание наследственного фонда, такой наследственный фонд подлежит созданию по заявлению, направляемому в уполномоченный государственный орган нотариусом, ведущим наследственное дело, с приложением к заявлению составленного при жизни указанного гражданина его решения об учреждении наследственного фонда и утвержденного этим гражданином устава фонда и после его создания призывается к наследованию по завещанию в порядке, предусмотренном разделом V настоящего Кодекса.

Наследственный фонд может быть создан на основании решения суда по требованию душеприказчика или выгодоприобретателя наследственного фонда в случае неисполнения нотариусом обязанности по созданию наследственного фонда.

Нотариус, ведущий наследственное дело, обязан направить в уполномоченный государственный орган заявление о государственной регистрации наследственного фонда не позднее трех рабочих дней со дня открытия наследственного дела после смерти гражданина, который предусмотрел в своем завещании создание наследственного фонда. Наследственный фонд не подлежит регистрации по истечении одного года со дня открытия наследства.

https://www.youtube.com/watch?v=q99Hm9_XitE

Действия нотариуса по созданию наследственного фонда могут быть оспорены выгодоприобретателями наследственного фонда, душеприказчиком или наследниками, если нотариусом нарушены содержащиеся в завещании или решении об учреждении наследственного фонда распоряжения наследодателя относительно создания наследственного фонда и условий управления им.

2. При создании наследственного фонда нотариус, получивший от наследственного фонда заявление о принятии наследства, обязан выдать такому фонду свидетельство о праве на наследство в срок, указанный в решении об учреждении наследственного фонда, но не позднее срока, предусмотренного статьей 1154 настоящего Кодекса. В случае неисполнения нотариусом указанных обязанностей наследственный фонд вправе обжаловать бездействие нотариуса.3. До направления нотариусом указанного в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи заявления о государственной регистрации наследственного фонда в уполномоченный государственный орган нотариус предлагает лицам, указанным в решении об учреждении наследственного фонда, или лицам, которые могут быть определены в порядке, установленном решением об учреждении наследственного фонда, войти в состав органов наследственного фонда. При согласии указанных лиц войти в состав органов наследственного фонда нотариус направляет сведения о них в уполномоченный государственный орган.

Читайте также:  Что делать, если следователь наложил арест на ТС?

В случае отказа лица, указанного в решении об учреждении наследственного фонда, войти в состав органов наследственного фонда и невозможности сформировать органы наследственного фонда в соответствии с решением об учреждении наследственного фонда нотариус не вправе направлять в уполномоченный государственный орган заявление о создании наследственного фонда.

4. Замена членов коллегиальных органов наследственного фонда и лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа наследственного фонда, осуществляется в порядке, предусмотренном уставом наследственного фонда. Уставом наследственного фонда может быть предусмотрен порядок определения членов коллегиальных органов наследственного фонда и лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа наследственного фонда, в случае их выбытия, в том числе предусмотрено подназначение указанных лиц из определенного списка.5. Условия управления наследственным фондом должны включать в себя положения, указанные в пунктах 1 и 3 статьи 123.20-5 настоящего Кодекса.

Условия управления наследственным фондом до направления нотариусом указанного в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи заявления доводятся им до сведения лиц, входящих в состав органов наследственного фонда, и могут быть раскрыты только выгодоприобретателям в соответствии с пунктом 5 статьи 123.20-5 настоящего Кодекса, а также в предусмотренных законом случаях органам государственной власти и органам местного самоуправления.

6. Единоличный исполнительный орган наследственного фонда обязан хранить устав наследственного фонда и внесенные в него изменения и дополнения, которые зарегистрированы в установленном порядке, решение об учреждении наследственного фонда, документы, подтверждающие права наследственного фонда на его имущество, документ, содержащий условия управления наследственным фондом, годовые отчеты, документы бухгалтерского учета, документы бухгалтерской (финансовой) отчетности, протоколы собраний коллегиальных органов наследственного фонда, отчеты оценщиков, заключения ревизионной комиссии (ревизора) наследственного фонда, аудитора наследственного фонда, государственных и муниципальных органов финансового контроля, судебные акты по спорам, связанным с управлением наследственным фондом, иные документы, предусмотренные настоящим Кодексом, уставом наследственного фонда и условиями управления наследственным фондом.

Уставом наследственного фонда может быть предусмотрено хранение документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, у нотариуса по правилам, предусмотренным законодательством о нотариате.

(введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

Наследственные фонды: новеллы правового регулирования

Елена Муратова

В настоящее время мы стоим на пороге очередных изменений в законодательном регулировании наследования для состоятельных россиян.

Именно в последние годы возник общественный запрос на регулирование наследования для россиян, владеющих собственным бизнесом. Данный факт объясняется тем, что значительная часть состояний в России была сформирована в девяностые годы, и сейчас бизнесмены девяностых все чаще обращаются к адвокатам по вопросам, связанным с наследованием.

Ранее владельцы бизнеса предпочитали урегулировать свои наследственные вопросы, прибегая к иностранным юрисдикциям.

Особой популярностью пользовались трасты в англосаксонской системе права и фонды в странах общего права, поскольку в иностранных капиталистических государствах к настоящему моменту крупный капитал наследуется не одним поколением и имеются отработанные процедуры, в то время как в России относительно крупный капитал в частных руках стал формироваться относительно недавно.

Вместе с тем практика показала, что использование иностранных юрисдикций и организаций (трастов и фондов) не лишено своих подводных камней и неудобств. Одним из основных недостатков использования иностранных юрисдикций являются:

  • целесообразность использования только при наследовании достаточно крупных состояний (от нескольких миллионов долларов);
  • дорогостоящие услуги зарубежных юристов и адвокатов;
  • затрудненность обращения в суд в силу высокой стоимости и длительности рассмотрения судебных дел;
  • трудности в подборе иностранного персонала для иностранных организаций (нередки ситуации недобросовестности доверительных управляющих, в результате действий которых значительная часть состояния может быть утрачена);
  • относительно высокое налоговое бремя при наследовании имущества;
  • необходимость учитывать иные обычаи и менталитет, которые имеют место в зарубежной стране;
  • необходимость регистрировать в российских налоговых органах контролируемые иностранные организации (КИК) в случае использования в целях регулирования наследственных отношений трастов и фондов.

Помимо изложенного, для многих бенефициаров, бизнес которых связан исключительно с российскими активами, в связи с изменением российской внутриполитической повестки дня иногда становиться важным не иметь иностранных активов в принципе, что делает невозможным использование иностранных структур.

Отвечая на вышеперечисленные вызовы и наличие общественного запроса, Федеральным законом от 29.07.2017 № 259-ФЗ были введены статьи 123.20−1 — 123.20−3 Гражданского кодекса Российской Федерации, которыми предусматривается создание и функционирование наследственного фонда.

Наследственным фондом признается создаваемый во исполнение завещания гражданина и на основе его имущества фонд, осуществляющий деятельность по управлению полученным в порядке наследования имуществом этого гражданина бессрочно или в течение определенного срока в соответствии с условиями управления наследственным фондом.

Основная ценность наследственного фонда есть возможность при жизни наследодателя определить порядок функционирования фонда, а также определить лиц, которые, по мнению наследодателя, достойны вхождения в состав органов фонда.

Кроме того, условия управления наследственным фондом должны включать в себя положения о передаче определенным третьим лицам или отдельным категориям лиц из неопределенного круга лиц всего имущества наследственного фонда или его части, в том числе при наступлении обстоятельств, относительного которых неизвестно, наступят они или нет.

Данное обстоятельство особенно ценно, поскольку позволяет выделить как отдельных лиц, так и некоторую категорию лиц, которые при определенных обстоятельствах будут являться выгодоприобретателями деятельности фонда. Таким образом, наследодатель вправе предусмотреть условия, которым должны отвечать выгодоприобретатели.

Данное право известно зарубежным правопорядкам и широко освещено в зарубежном кинематографе, когда наследодатель устанавливал весьма причудливые правила наследования (выйти замуж до определенного времени, потратить или сберечь определенную сумму, приобрести имущество и тому подобное).

В связи с относительной молодостью данного института судебной практики по вопросам создания и функционирования наследственных фондов не достаточно для того, чтобы сделать какие-либо выводы относительно часто встречающихся спорных ситуаций по данной тематике.

Однако основным моментом является недостаточная уверенность наследодателей в добросовестности лиц, которые планируются к призванию в участии в деятельности фонда, а также относительно сжатые сроки для создания такого фонда.

Изменения в Гражданском кодексе: наследственный фонд как средство управления завещаемым имуществом

04 августа 2017 г.ОбзорКонтакты для прессы: pr@lp.

ru

20 июля 2017 года Государственная Дума приняла в третьем чтении законопроект № 801269-6 «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации (в части совершенствования наследственного права)».

Он предоставляет гражданам возможность создавать наследственные фонды для управления их имуществом после смерти. Предполагается, что законопроект вступит в силу 1 сентября 2018 года.

Наследственный фонд – это инструмент, который имеет довольно широко распространенные за рубежом аналоги. Его основное назначение – гармонизировать процесс перехода наследственной массы к наследникам.

Как средство управления завещаемым имуществом наследственный фонд имеет целый ряд преимуществ:

Следует отметить, что наследственный фонд – это инструмент для защиты больших состояний. И законодатель вводит его для того, чтобы «деофшоризовать» их наследование, предоставив соответствующую конструкцию в российском праве. Рассмотрим ее основные особенности.

Общие принципы создания наследственного фонда

Наследственный фонд признается разновидностью фонда как унитарной некоммерческой организации. Он создается бессрочно или на определенный в решении об учреждении срок.

Принятая редакция законопроекта предполагает, что фонд может быть учрежден только после смерти наследодателя по заявлению нотариуса.

При этом не вполне понятно, почему законодатель не разрешил создавать наследственные фонды при жизни, особенно учитывая, что в иностранной практике наиболее распространена именно такая конструкция.

Чтобы создать наследственный фонд, необходимо при жизни принять решение об учреждении фонда, условия его управления, а также утвердить устав. Все эти документы прикладываются к завещанию и становятся его неотъемлемой частью.

В решении об учреждении обязательно нужно указать порядок, размер, способ и сроки образования имущества фонда и лиц, назначаемых в состав его органов, или порядок их определения.

А условия управления фондом должны включать положения о передаче части или всего имущества фонда его выгодоприобретателям.

Устав и условия управления фондом не могут быть изменены после создания фонда.

Исключение составляют лишь те случаи, когда управление фондом на прежних условиях становится невозможным по обстоятельствам, которые нельзя было предвидеть при создании фонда, или когда выгодоприобретатель признается недостойным наследником.

В этих ситуациях устав и условия управления могут быть изменены судом по иску любого из органов управления. Такие ограничения позволяют гарантировать, что воля наследодателя останется неизменной после его смерти.

Наследственный фонд призывается к наследованию в порядке, установленном завещанием. А срок принятия наследства определяется решением об учреждении фонда.

Кто может быть выгодоприобретателем

Закон позволяет назначить выгодоприобретателями не только определенных лиц, но и категории лиц из неопределенного круга. Это особенно актуально для обеспечения наследством будущих поколений. Кроме того, в условиях управления фондом можно предусмотреть, что выгодоприобретатели определяются его органами. Однако в любом случае выгодоприобретателями не смогут стать коммерческие организации.

Права выгодоприобретателей

Выгодоприобретатели имеют право:

Таким образом, выгодоприобретатели имеют весьма ограниченные возможности по контролю за деятельностью фонда. Кроме того, законопроект не предусматривает процедуры судебного контроля за управлением средствами фонда, которая присутствует во многих юрисдикциях. Поэтому в некоторых случаях недобросовестные управляющие фондом могут ущемлять имущественные права выгодоприобретателей.

Читайте также:  Подлежит ли возврату ружье, которое было изъято судом в рамках уголовного судопроизводства?

Состав и порядок назначения органов фонда

Устав фонда определяет структуру его органов. Законопроект предусматривает, что обязательным является лишь наличие единоличного исполнительного органа.

А коллегиальный исполнительный орган, высший коллегиальный орган и попечительский совет могут создаваться, если они предусмотрены уставом. Таким образом, законодатель вводит исключение из общего правила ст. 123.

17 ГК РФ, применяющегося ко всем фондам, и освобождает наследственные фонды от необходимости в обязательном порядке создавать высший коллегиальный орган и попечительский совет. 

Конкретных лиц, которые сформируют состав органов управления фонда, или порядок их определения следует указать в решении об учреждении. А порядок замены единоличного и коллегиального исполнительных органов можно описать в уставе.

Применение к наследственным фондам норм о фондах

Законопроект предусматривает, что к наследственным фондам должны применяться нормы ГК РФ и закона об НКО о фондах. Однако они противоречат положениям законопроекта в некоторых вопросах.

К примеру, цели наследственного фонда очевидно не являются общественно полезными в понимании ст. 7 закона об НКО и ст. 123.17 ГК РФ.

Поэтому не совсем понятно, как к наследственному фонду должны применяться ограничения по занятию предпринимательской деятельностью, налагаемые законом об НКО и ГК РФ.

Также важно отметить, что законодатель освободил наследственные фонды от необходимости публиковать ежегодную отчетность о своей деятельности. Такая обязанность может быть возложена на них только условиями управления.

Налоговый режим фонда

В тексте закона совсем не затрагивается вопрос налогообложения как передаваемого в фонд имущества, так и выплат, которые фонд будет производить выгодоприобретателям. Поэтому пока к наследственным фондам будет применяться общий режим налогообложения, что в определенной мере снижает привлекательность их использования.

В заключение хотим отметить, что в настоящем виде законопроект содержит довольно существенные пробелы.

Например, не регулируется ответственность органов управления фонда перед выгодоприобретателями, отсутствует льготное налогообложение, не предусматривается возможность создавать наследственные фонды при жизни наследодателей и присутствуют противоречия с общим регулированием фондов. Однако само появление этой конструкции в российском праве может стать важным шагом на пути дальнейшего развития механизмов наследования и защиты активов.

Понятие и признаки наследственного фонда в правовой системе России



Институт наследственного фонда появился в гражданском праве Российской Федерации всего несколько месяцев назад — соответствующие изменения Гражданского кодекса Российской Федерации [1] (далее по тексту — ГК Ф) вступили в силу 01 сентября 2018 года. Поправки внесены в первую часть нормативного акта, в статьях 123.20–1-123.20–3 отражены все особенности учреждения, управления и ликвидации введенного института.

Согласно статье 123.

20–1 ГК РФ под наследственным фондом понимается создаваемый в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, во исполнение завещания гражданина и на основе его имущества фонд, осуществляющий деятельность по управлению полученным в порядке наследования имуществом этого гражданина бессрочно или в течение определенного срока в соответствии с условиями управления наследственным фондом.

Следует особо подчеркнуть, что появление в гражданском законодательстве наследственного фонда расширило перечень организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц, поскольку институт закреплен в параграфе 7 «Некоммерческие унитарные организации» главы 4 «Юридические лица» первой части ГК РФ. В связи с этим можно говорить не только и не столько о реформе наследственного законодательства, сколько об очередной реформе законодательства о юридических лицах.

Таким образом, первым признаком наследственного фонда является его принадлежность к юридическим лицам, создаваемым в организационно-правовой форме унитарных некоммерческих организаций.

Выделение данного признака позволяет сделать вывод о том, что наследственный фонд по общему правилу не вправе извлекать прибыль при осуществлении своей деятельности.

Но если в уставе фонда предусмотрено право на осуществление приносящей доход деятельности, то это допускается законом лишь постольку, поскольку служит достижению целей, ради которых создан фонд, и если такая коммерческая деятельность соответствует этим целям.

Кроме того, определение организационно-правовой формы наследственного фонда позволяет очертить круг правовых норм, так или иначе регулирующих данный институт: помимо специальных норм (ст. 123.20–1-123.20–3 ГК РФ), возможно применение общих нормативных положений о юридических лицах (ст. 48–65.1 ГК РФ) и о фондах (ст. 123.17–123.20 ГК РФ).

Отдельный федеральный закон, посвященный наследственному фонду (как, например, Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», посвященный, соответственно, обществам с ограниченной ответственностью) в настоящее время отсутствует. Впрочем, и целесообразность его принятия пока под сомнением — институт функционирует настолько малый срок, что круг нормативных проблем еще окончательно не очерчен.

При этом важной проблемой, на которую стоит обратить, является отсутствие соответствующих норм о наследственном фонде в Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту — ФЗ О некоммерческих организациях).

Причем в данном случае можно говорить о спланированном невнесении соответствующих поправок в указанные нормативные акты.

Согласно Пояснительной записке к законопроекту, которым и были утверждены изменения ГК РФ: «… В случае принятия Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации» внесение изменений в акты федерального законодательства не потребуется» [2].

Таким образом, остается открытым вопрос — как регулировать деятельность такого фонда с учетом обязательств, которые накладываются на работу НКО специальным федеральным законодательством. По этому поводу юрист Б.

Марченков отмечает, что: «… объем нормативного регулирования обсуждаемого правового института крайне ограничен.

Законодателю стоило бы отрегулировать вопрос о применении по аналогии других правовых норм к отношениям, которые связаны с деятельностью наследственных фондов» [3].

Полагаем, что некоторые уточнения, в частности, в указанный ФЗ О некоммерческих организациях внести действительно необходимо: как минимум важно определить, какие из норм указанного федерального закона распространяются, а какие не распространяются на наследственный фонд.

При решении данной проблемы важно учитывать и то обстоятельство, что в силу своей специфики при возникновении нового субъекта права, каким является наследственный фонд, вещные правоотношения наследования трансформируются в обязательственные правоотношения по участию в управлении наследственным фондом или приобретению имущества от фонда.

Следует отметить, что законодательство о нотариате (речь идет об Основах законодательства РФ о нотариате) в связи с введением наследственных фондов было отредактировано весной 2018 года (поправки вступили в силу с 01.09.2018 г.). В частности, был уточнен порядок действий нотариуса при создании наследственного фонда.

  • Не вдаваясь в подробности процедуры создания наследственного фонда, отметим лишь, что подобные уточнения во всех иных нормативных актах, тесно связанных с организацией и деятельностью наследственных фондов, существенно облегчили бы жизнь юридического сообщества и позволили бы сделать реализацию последней воли наследодателя максимально прозрачной.
  • Все остальные признаки наследственного фонда прямо следуют из установленного законодателем определения.
  • Во-первых, наследственный фонд создается только по завещанию наследодателя, то есть по прямому его волеизъявлению, выраженному в соответствующим образом оформленном документе.

Кроме того, как верно отмечают исследователи, в частности, М. А. Карташов: «Завещание с распоряжением наследодателя о создании фонда порождает права и обязанности только в совокупности с другим юридическим фактом — смертью завещателя (открытием наследства) и представляет собой одностороннюю сделку с отлагательным сроком действия» [4, с. 84].

Таким образом, в действующей правовой системе России не представляется возможным создание наследственного фонда «по закону», то есть при отсутствии завещания, и до момента открытия наследства.

Во-вторых, имущественную основу наследственного фонда по большей части составляет наследственная масса (другая часть имущества — это активы, появившиеся в ходе осуществления фондом своей деятельности, а также доходы от управления имуществом фонда). При этом объем этого имущественного вложения определяется наследодателем самостоятельно.

По этому вопросу старший партнер крупной юридической компании «Интеллект-С» Р. Речкин отмечает, что: «… новый институт будет востребован богатыми россиянами» [5].

Это же косвенно подтверждает и сам Павел Владимирович Крашенинников, являющийся автором законодательной реформы и главой думского Комитета по государственному строительству и законодательству.

Так, доктор юридических наук отмечает, что: «Фонд создается теми людьми, которые думают о том, как сохранить свой бизнес и кто впоследствии будет управлять их активами» [6]. Полагаем, что не каждый среднестатистический россиянин попадает под это описание, а, следовательно, создаваться наследственные фонды в нашей стране будут не часто.

Эту позицию разделяет также адвокат А. Бачинская, утверждая, что целевая аудитория обсуждаемой инициативы — это бизнесмены и другие люди со значительными активами: «… в иных случаях использовать такой фонд просто не имеет особого смысла» [7]. Поддерживает ее позицию и член Исполкома Гильдии российских адвокатов Ю.

Платонов, который отмечает, что «Новый институт поможет состоятельным людям обрести уверенность, что их отпрыски не пойдут по миру после смерти родителей и останутся обеспеченными до конца своих дней. Фонд позволит сохранить благосостояние наследников, чтобы они не растратили имущество, которым они, по мысли наследодателя, не смогут достойно управлять» [8].

В-третьих, наследственный фонд нацелен на непосредственное осуществление деятельности по управлению полученным в порядке наследования имуществом наследодателя. То есть данное юридическое лицо уже при создании имеет четко обозначенные цели своей деятельности. При этом эти цели, как уже отмечалось ранее, должны носить некоммерческий характер.

Читайте также:  Мне отказали в возмещении НДС. Что мне нужно делать?

В-четвертых, создание наследственного фонда может иметь как срочный, так и бессрочный характер. Всё снова зависит от конкретных указаний наследодателя в завещании.

На еще одну особенность, как нельзя лучше подчеркивающую специфику рассматриваемого института, указывает в своей работе М. А. Карташов. Он пишет, что: «Уникальность формы наследственного фонда состоит в его раздельном существовании от учредителя — уже умершего наследодателя.

В таком учреждении отсутствует лицо, которое является учредителем и собственником переданного фонду имущества и формирует волю фонда» [9, с. 85]. Таким образом, именно в наследственном фонде в полной мере воплотилась идея фикции юридического лица, о которой писал еще папа римский Иннокентий VI (вторая половина XIII века).

Наследственный фонд, являясь искусственной конструкцией, порождением правопорядка высокой ступени развития, самостоятельно существует в обществе вне принадлежности и вне зависимости от воли определенного физического лица (воля наследодателя связана с его созданием, но не функционированием).

При этом особую значимость для данной унитарной организации приобретают отношения управления, свойственные для корпоративной организации.

Таким образом, наследственный фонд представляет собой унитарную некоммерческую организацию, создаваемую по распоряжению наследодателя после его смерти с целью осуществления деятельности по управлению его имуществом в течение определенного срока или бессрочно.

Имущественную основу наследственного фонда составляет часть наследственной массы, отведенная для этого распоряжением наследодателя. При этом сам фонд функционирует без лица, которое является учредителем и собственником переданного фонду имущества и формирует волю фонда (наследодателя), он сам, по сути, является одним из наследников наследодателя.

Сама процедура учреждения такого фонда представляет собой одностороннюю сделку с отлагательным сроком действия.

Литература:

Гк рф наследство: юридические нормы и важнейшие статьи при вступлении в наследство

Нормы, связанные с наследственными правоотношениями, изложены в 5 разделе Гражданского кодекса. Принят он Государственной Думой 1 ноября 2001 года. В ГК РФ по наследственному праву разбираются все основные ситуации, которые могут возникнуть при получении наследства.

Главы содержат информацию о порядке распределения имущества по закону, а также по завещанию. В кодексе прописан порядок составления завещания, сроки получения собственности.

Изучить Гражданский кодекс о наследовании рекомендуется людям, которые собираются получать статус наследников.

Общие положения наследственного права — часть 3 Гражданского кодекса о наследстве

Общие положения содержатся в Гражданском кодексе, 3 части о наследственном праве. Статья 1110 устанавливает понятие наследства. Оно представляет собой собственность покойного, которая передаётся его близким родственникам или лицам, указанным в завещании.

Передача осуществляется согласно универсальному правопреемству. То есть, принятие наследства должно быть единовременным и полным. Частично такие имущественные права принять нельзя. Это актуально для случаев, когда после покойного остались задолженности.

Отказаться от них невозможно, если лицо принимает имущество.

Статья 1111 определяет основания получения наследства по ГК РФ. Согласно ей, передача собственности может осуществляться:

  • По завещанию;
  • В законном порядке, если распоряжение наследодателя отсутствует.

Статья 1112 устанавливает структуру наследственной массы. Она может включать в себя:

  • Права на собственность;
  • Обязательства.

В наследственную массу по ГК РФ не могут входить права и обязательства, которые неразрывно связаны с личностью покойного. К примеру, это:

  • Задолженность по алиментам;
  • Компенсация морального ущерба.

Наследственная масса не может включать в себя нематериальные блага.

Частично наследство принять нельзя.

Открытие наследственной массы — статья 1115 ГК РФ

Наследственный кодекс даёт представление о наступлении открытия наследства. День открытия наследства — это дата смерти гражданина. С него будет отсчитываться время, положенное на вступление в свои права. В ст. 1115 указано место открытия. Местом открытия наследства признаётся:

  • Последнее место жительства ныне покойного;
  • Если последнее место неизвестно, адрес нотариальной конторы определяется исходя из самого ценного объекта, входящего в наследственную массу.

Ценность объекта рассчитывается на основании его рыночной стоимости.

Кто призывается к наследованию?

Определяется гражданским кодексом наследственное право касательно лиц, которые могут претендовать на собственность. Это могут быть:

  • Люди, которые были зачаты при жизни покойного;
  • Юридические лица, если они указаны в завещании, которые открыты на момент начала дела;
  • РФ, а также муниципальные учреждения, другие государства;
  • Международные образования.

По ГК РФ, наследство по закону получают близкие и дальние родственники покойного.

Понятие недостойных наследников

Недостойный претендент не может получить наследство в РФ по ГК РФ. Однако для лишения его этого права должны иметься особые основания. Изложены они в статье 1117:

  • Противоправные действия против покойного или других претендентов, направленные на своё призвание к получению имущества или увеличению причитающейся доли;
  • Родители покойного, лишённые родительских прав на время открытия;
  • Лица, уклоняющиеся от помощи наследодателю и его содержания.

Если данные основания имеют быть, то имущества может лишиться и человек, претендующий на обязательную долю. Что такое обязательная доля в наследстве в РФ можно узнать из отдельной статьи.

Противоправные действия претендента должны быть установлены судом. Если человек признаётся недостойным по причине отсутствия ухода за наследодателем, нужно подать соответствующий иск.

Такие дела не открываются без инициативы заинтересованного лица.

Недостойные претенденты, если они вступили в права, должны вернуть собственность в полном объёме при вынесении соответствующего судебного решения. Имущество будет распределяться между другими претендентами.

Недостойным может быть признан также отказополучатель в рамках завещательного распоряжения. Если наследник уже оказывал ему услуги или предоставлял пользование жилым помещением, предоставленным по завещательному отказу, как это и написано в условиях распоряжения, отказополучатель обязан возместить все расходы.

Особенности получения собственности по завещанию

В статье 1118 изложены общие принципы Гражданского кодекса РФ о наследовании по завещанию:

  • Распределить собственность после смерти по своему желанию можно только путём составления завещания;
  • Документ должен оформляться дееспособным совершеннолетним лицом, которое осознаёт последствия своих действий;
  • Бумага оформляется лично, участие представителя не будет являться законным;
  • По статье ГК РФ о наследстве завещание представляет собой индивидуальный акт, который выполняется одним лицом. Коллективно составлять распоряжения нельзя;
  • ГК РФ действующая редакция о наследстве даёт представление о важности свободы завещания. Это односторонняя сделка, которая должна стать актом свободной воли. Если к завещателю применялись угрозы при составлении, документ может быть аннулирован;
  • Срок действия завещания начинает отсчитываться после смерти его составителя. До этого, на основании документа, наследники не смогут получить собственность.

Следует изучить данную статью ГК РФ по наследству с ми. Особенно это важно для завещателей, которые не желают, чтобы документ был оспорен. Когда можно оспорить завещание на квартиру узнайте здесь.

Тайна завещания

Информация, содержащаяся в документе, является конфиденциальной. Разглашать её нельзя, на что указывает статья 1123.

Ответственность за сохранение тайности информации возлагается на:

  • нотариуса;
  • переводчика;
  • свидетелей;
  • исполнителей бумаги и прочих лиц.

В том случае, если информация будет разглашена, завещатель имеет право подать в суд на лицо с требованием возместить моральный ущерб.

Особенности получения наследства по закону

Определяется наследование по закону главой 63 ГК РФ. Глава содержит общие положения, а также указания к конкретным ситуациям. Наследники по закону ГК РФ перечислены в статьях 1142-1148. Согласно ст. 1141, при распределении собственности должна быть соблюдена очерёдность.

Сколько очередей наследников предусматривает ГК РФ? Существует всего 7 очередей претендентов на собственность. Первая, к примеру, включает в себя самых близких родственников покойного.

Это супруги, дети, родители. Представители последующей очереди не смогут получить прав до тех пор, пока существуют участники первых очередей.

Если все они отказываются от принятия собственности, права достаются следующей очереди.

Статья 1148 определяет право на собственность нетрудоспособных иждивенцев, которые находились на попечении наследодателя. Призываться они могут вместе с любой очередью, получая часть имущества.

Самостоятельными наследниками становятся только в том случае, если отсутствуют представители всех семи очередей.

 Наследование по закону по гражданскому праву, в данном случае, может быть осуществлено только после того, как лицо представит доказательства, что оно действительно находилось на иждивении.

Полезную информацию о правилах вступления в наследство по ГК РФ смотрите в этом видео:

Наследование по закону по ГК РФ – это процесс, который подразделяется на различные этапы. Все они должны быть пройдены в установленные сроки, в соответствии с принятыми юридическими нормами. Статьи по наследству ГК РФ помогут определиться в своих правах и правильно вступить в наследство.

За дополнительной информацией по данному вопросу обращайтесь в рубрику «Законодательство о наследстве» по ссылке.