Аванс

Изменение размера аванса 44 фз — Совет Юриста

Изменение размера аванса 44 фз - Совет Юриста

Содержание

Авансы по госконтрактам представляют собой одно из обязательных условий. В основном заказчики не могут предусмотреть всех условий. Со стороны правительства поступили изменения при которых был изменен порядок расчетов.

1. Изменения в порядке авансирования по контракту

Авансирование представляет собой выплату денежных средств поставщику до начала исполнения требований установленных по госконтракту. Будет выявлено в зависимости от решения заказчика будет ли предусматриваться госконтракт.

Для того чтобы он был принят, для этого заказчику необходимо будет предположить все возможные последствия своих действий, но и действий со стороны поставщика.

30 ноября 2018 года на сайте правительства было опубликовано Постановление под номером 1430 от 28 ноября этого же года.

В связи с данным Постановлением были введены корректировки в положениях о мерах по исполнению федерального бюджета в области и внесения корректировок в порядок расчетов по госконтрактам.

 Предоставляем комплексное тендерное сопровождение на всех этапах!

         Обратитесь к нам и мы окажем комплексное сопровождение, от поиска закупок, до выигрыша и исполнения контракта!

Обратиться Проводим анализ для субъектов среднего и малого предпринимательства, прогнозируем шансы на победу, оцениваем уровень конкуренции и коррупционные составляющие. Все подробности о данной услуге смотрите по этой ссылке.

Весной 2018 года Правительством был утвержден план мероприятий по увеличению качества по регулированию дебиторской задолженности, которая будет касаться расходов федерального бюджета. Новый план мероприятий носит название “Дорожная карта”, которая регламентирует новый процедуру проведения по калькуляции по госконтрактам.

При данном госконтракте следующие после того как произойдет выплата аванса, то после этого платежи осуществляются в таком размере, который не будет больше разницы между фактической стоимостью поставляемых товаров и суммой, она может быть рассчитана по следующей формуле.

Берется произведение авансирования (он измеряется в процентах) и совокупной цене фактически поставленных товаров. Но только при условии того, что в состав контракта будут содержаться этапы по исполнению данного контракта, а также сроки исполнения которых должны совпадать частично или же в полном размере.

ПП под номером 1705 от 30.12.2017 г данный порядок был определен для гос контрактов, которые были заключены в 2018 году. Постановление под номером 1430 данный порядок утверждается в постоянной форме.

Помогаем в оформлении ЭЦП в Удостоверяющем центре для возможности принятия участия в тендерах и торгах.

3. Пример расчета аванса по стоимости контракта

Ниже будет представлен пример по расчету цены авансирования

Приведем пример, если цена контракта будет составлять 1 млн руб, размер авансирования будет составлять 10 процентов, поставка, которая следует после оплаты аванса будет составлять 300 тыс руб.

Далее представлен расчет суммы, которую поставщик может получить после поставки Нужно будет от 300 тыс руб отнять разницу 10 процентов и умножить на 300 тыс руб. В итоге поставщик сможет получить сумму 270 тыс руб.                 Изменение размера аванса 44 фз - Совет Юриста         

4. Видео-инструкция оплата по контракту 44 ФЗ: когда и какие финансовые средства вам понадобятся

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку

Согласование аванса и увеличение стоимости контракта

Заключение и исполнение государственных и муниципальных контрактов через тендер подробно регламентировано законом, но при этом сам термин «тендер» законодатель расшифровывать не стал. В свободном толковании российского бизнес-сообщества под тендером подразумеваются конкурсные торги, предназначенные для поиска контрагента, озвучившего лучшие условия.

Неоднозначное толкование самого понятие «тендер» — не единственный пробел, практически произвольным является и установление авансовых платежей со стороны заказчика, а непредсказуемая логистика российской экономики в условиях санкций не может предложить устойчивых ценовых показателей при оказании услуг (выполнении работ). Практически неизменной является необходимость увеличения стоимости почти каждого контракта.

Как не лишиться прибыли за контракт

Изменение размера аванса 44 фз - Совет Юриста

Так, п.5 ст. 7.3.2. КоАП РФ устанавливает, что если необоснованные изменения условий контракта повлекут дополнительное привлечение средств из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ или приведет к уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, будут применены санкции.

Без сопровождения профильного специалиста, который может учесть все нюансы и правоприменительную практику, участник тендера может не только лишиться предполагаемой прибыли, но и стать многомиллионным должником.

Опытный юрист учтет:

  • предоплата (аванс) подразумевает, что априори с заказчиком согласована обязанность полностью или частично оплатить работы (услуги и др.) до момента исполнения обязательств контрагентом. Аванс по контракту в силу положений ст. ст. 487, 711, 781 ГК РФ возможен в объеме 100% от стоимости контракта, или частичной при расчете после исполнения контрагентом обязанностей по контракту. Поэтому, чтобы согласовать условие о предоплате, необходимо указать размер аванса, условия и срок его выплаты;
  • законодатель не установил срок выплаты аванса, поэтому он устанавливается в пределах действия положений ГК РФ с учетом специфики самой закупки. Очень часто такой срок определяется в календарных днях со дня заключения контракта. Если контрактом предусмотрена этапность исполнения, то аванс прописывается в виде процента от цены каждого этапа;
  • хотя 44-ФЗ не предъявляет жестких требований при авансировании, но благоразумно указывает на запрет выплаты аванса участнику закупки при принятии к последнему антидемпинговых мер;
  • заказчики, получающие средства федерального бюджета, обязаны соблюсти все ограничения на включение в текст контракта условия об авансе, а также установленные требования к его размеру.
  • Например, в контракте не может быть предусмотрено условие об авансе при поставке товаров (оказание услуг), включенных в спецперечень (Распоряжение Правительства РФ от N 21-р).
  • в 2023 г. часть авансирования подлежит казначейскому сопровождению. Например, авансовые платежи по госконтрактам (кроме гособоронзаказа) на сумму от 100 млн. руб;
  • в процессе согласования аванса в порядке пп. «а» п. 18 Исполнителю стоит учитывать, что согласно положению об исполнении бюджета заказчик должен учесть, что размер последующей оплаты по контракту не должен превышать установленных законом пропорций. Размер аванса необходимо указывать в зависимости от максимального значения цены контракта;
  • величина предоплаты влияет на размер обеспечения исполнения контракта;
  • проект контракта должен содержать в себе стоимость контракта по цене единицы, исходя из фактического количества поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги). Сам размер оплаты не может быть больше максимального значения цены контракта.

Увеличение стоимости контракта

Можно увеличить стоимость контракта, заключенного через тендер, но не более чем на 10% в следующих случаях:

  • возникла объективная необходимость увеличить количество в соответствии со ст. 95 N 44-ФЗ. — предусмотрено по определенным позициям локального сметного расчета.

Внимание! Пропорционально количеству доптовара или допуслуг должна изменится общая стоимость расчета (в рамках 10%). Имеются исключения, например, если имеет место быть несколько позиций локальном сметном расчете, то можно увеличить только одну из них или сразу несколько.

Если стоимость контракта увеличена более чем на 10 процентов — штраф для должностного лица 20 тыс. руб., а для юл — 200 тыс. руб.

  • нужно изменить объем и (или) вид работ по контакту на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, геологическому изучению недр или по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

Но юрист предусмотрит, что увеличение стоимости может произойти, если необходимость дополнительных работ(услуг) было невозможно предвидеть и без которых нельзя дальше выполнить контракт. Чаще всего именно по строительным работам юристам приходится отстаивать позицию исполнителей (подрядчиков) в СУДЕ.

Читайте также:  Нотариальное удостоверение соглашения о задатке - Юридическая помощь

Увеличить цену контракта не более чем на 30% можно по десяткам причин, включая изменение тарифов, цен, изменения обстоятельств и др.

Специалист Эксперт Центра не только помогут грамотно подобрать и подготовиться к тендеру, ведь это ответственный и кропотливый процесс, но и сопроводят во время исполнения. Наши тендерные специалисты, способны минимизировать риски Вашей компании, а опытные юристы помогут защитить бизнес.

Как поставщику получить предоплату по контракту в 2023 году?

С 7 марта 2023 года действуют новые правила авансирования — для ряда контрактов увеличили максимальный порог предоплаты. В рекомендации — все размеры авансов, на которые поставщики могут рассчитывать в 2023 году, в том числе по уже заключенным контрактам. Какие сделки подпадают под предварительную оплату и как поставщикам добиться максимального размера, рассказали в рекомендации.

В этой рекомендации:

  • рассказали, на какой размер предоплаты можно рассчитывать поставщику в 2023 году;
  • показали, как действовать поставщику, чтобы увеличить аванс в ходе исполнения контракта.Устанавливать аванс в контракте — право заказчика. Но для 2023 года действует другое, временное правило, по которому в отдельных случаях заказчик обязан установить аванс. Если аванса в таких контрактах нет, права исполнителя нарушены. Временные правила на 2023 год утвердили в постановлении Правительства от 06.03.2023 № 348.Размеры авансов для федеральных, региональных и муниципальных заказчиков
  • Чтобы узнать, должен ли ваш контракт содержать условие о предоплате, воспользуйтесь справочником. Правила авансирования зависят от источника финансирования, объекта закупки и казначейского сопровождения расчетов.
  • Какие правила авансирования действуют в 2023 году

Иногда заказчики, чтобы уйти от предоплаты, могут ссылаться на нехватку бюджетных средств для конкретной закупки.

В этом случае поставщик может воспользоваться специальным правилом, которое действует для контрактов с казначейским сопровождением и со сроком исполнения в 2023 году и позднее.

Проверьте, чтобы в проект контракта заказчик включил условие о том, что при отсутствии денег аванс он выплатит не позднее 1 февраля следующего года (п. 2 постановления от 06.03.2023 № 348). Смотрите формулировки условий для протокола разногласий.

Когда поставщику рассчитывать на повышенный аванс

Рассчитывать на предоплату поставщик вправе по любым контрактам до конца 2023 года. Но здесь важно знать, когда заказчик обязан предоставить такой аванс, а когда — вправе. Иначе можете потратить время на разбирательства впустую. Наглядно об обязанности авансирования показали в таблице.

Когда выплата аванса – право, а когда — обязанность заказчика

Размер аванса Право или обязанность
Размер аванса Право или обязанность
До 100 процентов от цены ряда контрактов Право
До 30 процентов от цены любого контракта Право
Не менее 80 процентов от цены контрактов на поставку промтоваров по специальному перечню Обязанность
От 30 до 50 процентов для любых контрактов с казначейским сопровождением Обязанность
От 30 до 90 процентов для контрактов с казначейским сопровождением в рамках строительства объектов госсобственности на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей Обязанность

Некоторые поставщики считают, что заказчик в каждом контракте обязан установить повышенный аванс, и жалуются в ФАС при любой возможности. На какие жалобы не стоит тратить время, смотрите в примерах из административной практики.

ПРИМЕР

Как участник обжаловал низкий процент аванса

Заказчик разместил извещение о проведении конкурса. Один из участников пожаловался, что заказчик неверно установил аванс. Размер аванса не соответствовал постановлению Правительства от 29.03.2022 № 505.

Доводы заказчика. Заказчик сослался на письмо Минфина от 12.04.2022 № 24-01-07/31697, согласно которому нормы из постановления № 505 носят рекомендательный характер.

Доводы УФАС. Контролеры согласились с позицией заказчика. К тому же заявитель не представил доказательств, что применять размеры аванса из постановления № 505 — это обязанность заказчика.

Решения УФАС по Санкт-Петербургу от 15.06.2022 по делу № 44-1767/22, УФАС по Еврейской автономной области от 17.05.2022 по делу № 079/06/106-09/2022.

  • В другом примере участник закупки посчитал, что контракт содержит этапы, и просил авансировать каждый из них.
  • ПРИМЕР
  • Как участник хотел установить аванс для каждого этапа

Заказчик проводил конкурс на капитальный ремонт. Участник пожаловался на то, что в проекте контракта нет аванса для каждого этапа.

Доводы заказчика. Извещение о проведении конкурса и проект контракта соответствуют закону.

Доводы УФАС. Комиссия изучила проект контракта и установила, что он не содержит отдельных этапов исполнения. Кроме того, в извещении прямо указано: «Контракт не разделен на этапы исполнения контракта».

Решение Орловского УФАС от 27.02.2023 № 057/06/42-76/2023.

Внимательно изучите проект контракта до его подписания. Если условий о предоплате нет, а они должны быть в контракте, вы вправе направить протокол разногласий. Такая возможность есть, если победили в конкурсе или аукционе.

При запросе котировок протокол разногласий к проекту контракта не предусмотрен, поэтому придетсяобжаловать действия заказчика или заключить контракт без предоплаты.

 Смотрите конкретные формулировки условий об авансе для протокола разногласий в образце ниже.

Как требовать аванс в поэтапных контрактах

Когда заключаете с заказчиком поэтапный контракт, в котором предусмотрена предоплата, проверьте, чтобы для каждого этапа заказчик прописал условие о размере аванса в виде процента от цены этапа.

Причем для каждого этапа процент должен быть одинаковым, поэтому заказчик не сможет выдать вам аванс в большем размере по отдельному этапу, даже когда это нужно для исполнения контракта (письмо Минфина от 15.07.2022 № 24-06-07/68449).

Смотрите на примере, как указать размер аванса в контракте с этапами.

ПРИМЕР

Как рассчитать аванс для поэтапного контракта

Стороны заключают госконтракт с авансированием 50 процентов. В контракте предусмотрены два этапа. Цена контракта — 10 млн руб. Цена первого этапа — 3 млн руб., второго — 7 млн руб. В контракте нужно предусмотреть аванс для каждого этапа.

Этап 1. Размер аванса — 50 процентов от 3 млн руб., или 1,5 млн руб.

Этап 2. Размер аванса — 50 процентов от 7 млн руб., или 3,5 млн руб.

  1. Смотрите, какие еще вопросы возникают у поставщиков при заключении контрактов с предварительной оплатой.
  2. Вопросы поставщиков об авансировании контрактов
  3. Как получить аванс по действующему контракту

Если понимаете, что не сможете исполнить обязательства без предоплаты, инициируйте изменение контракта. Изменить размер аванса можно по четырем временным антикризисным основаниям, которые действуют до конца 2023 года, а также по двум общим основаниям из статьи 95 Закона № 44-ФЗ, которые действуют постоянно. Смотрите в таблицах, какое из шести оснований подойдет для вашего контракта.

Временные основания, которые действуют только в 2023 году

Основание На сколько изменить аванс Особенности С какой даты применять
Основание На сколько изменить аванс Особенности С какой даты применять
При исполнении возникли не зависящие от сторон обстоятельства, из-за которых невозможно исполнить контракт на прежних условиях (ч. 65.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ) Ограничений по проценту нет. Изменяйте размер аванса в тех пределах, которые будут прописаны в решении госоргана Необходимо решение Правительства, региона или муниципалитета С 8 марта 2022 года
При исполнении строительных контрактов возникли не зависящие от сторон обстоятельства, из-за которых невозможно исполнить обязательства на прежних условиях (постановление от 16.04.2022 № 680) Ограничений по проценту нет Изменить размер аванса вправе только государственные, муниципальные органы, а также казенные учреждения (письмо Минфина от 12.07.2022 № 24-01-07/66840) С 18 апреля 2022 года
При исполнении контрактов с едпоставщиками по пунктам 3, 40, 41, 46, 52, 56, 62 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ можно изменить любые существенные условия контракта (ч. 65.3 ст. 112 Закона № 44-ФЗ) Ограничений по проценту нет Получать разрешение Правительства, региона или муниципалитета не требуется. Допсоглашение заключается в обычном порядке С 4 ноября 2022 года
При исполнении возникли не зависящие от сторон обстоятельства, из-за которых невозможно исполнить контракт на прежних условиях (п. 6 постановления от 06.03.2023 № 348, ч. 65.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ) От 30 до 50 процентов, но не более ЛБО
  • Внести изменения в контракт могут только федеральные заказчики.
  • Нужно получить решение Правительства.
  • Контракт заключен до 7 марта 2023 года
С 7 марта 2023 года

В двух случаях вы вправе изменить размер аванса в контракте по общим основаниям из Закона № 44-ФЗ.

Постоянные основания для изменения аванса в контракте

Основание На сколько изменить аванс Особенности
Основание На сколько изменить аванс Особенности
Изменяете долгосрочный контракт по предельным ценам Правительства (подп. 2–4 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ) Ограничений по проценту нет. Изменяйте аванс в тех пределах, которые будут прописаны в решении госоргана Необходимо решение Правительства, региона или муниципалитета
Изменяете контракт с едпоставщиком (п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ) Ограничений по проценту нет Только по пунктам 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Рекомендуем направить заказчику предложение об увеличении размера аванса. Приложите к письму информацию и документы, которыми обоснуете необходимость в предварительной оплате. Тем более в случаях, когда требуется решение Правительства, высшего исполнительного органа госвласти субъекта или местной администрации, заказчику придется предоставить обоснование для получения такого решения.

Как составить обращение

Составьте обращение в свободной форме, опишите вашу ситуацию. Объясните причины, по которым не получится исполнить контракт без аванса. Ниже — пример шаблона с подсказками, который можно скачать и переделать под собственную ситуацию.

  1. Пример обращения к заказчику о получении аванса
  2. Скачать шаблон
  3. Какими документами подтвердить необходимость аванса

Соберите договоры, которые уже заключили со своими поставщиками. По ним должно быть видно, что условия изменились и сложилась ситуация, которая ставит под угрозу исполнение вашего контракта с заказчиком. Смотрите на примере ниже, какими документами можно подтвердить, что вам нужна предоплата.

ПРИМЕР

Как поставщик обосновал потребность в авансе

По контракту на поставку оборудования аванс не прописан. При этом производитель оборудования затребовал 100-процентную предоплату, чего раньше не было. Такой договор с производителем, в котором указана 100-процентная предоплата, и есть документ — обоснование для поставщика.

Читайте также:  Возврат предоплаты в связи с поставкой некачественного товара - Совет Юриста

К обращению поставщик вправе приложить и другие документы, к примеру, информацию кредитной организации о процентной ставке за пользование кредитными ресурсами, информацию о повышении стоимости материалов.

Чтобы изменить размер аванса в контракте, составьте допсоглашение в двух экземплярах и направьте контрагенту. В документе укажите пункт из Закона № 44-ФЗ или постановление Правительства, на основании которого вносите изменение. Если вносите изменение по решению госоргана, то включите в допсоглашение реквизиты данного решения.

© Материал из Справочной системы «Госзаказ».

Оплата по контракту 44-фз

Порядок и сроки оплаты товаров, работ, услуг (ТРУ) госзаказчик обязан прописать в проекте контракта в соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ. 

Выделяют три варианта оплаты по договору:

  • с авансом;
  • поэтапная;
  • единовременная.

Остановимся подробнее на каждом варианте.

Оплата с авансом

Заказчик сам решает, устанавливать в закупке авансирование или нет. Тендеры с авансом удобны для поставщика тем, что часть денег он получит сразу, еще до поставки товара или выполнения работ.

https://www.youtube.com/watch?v=xEe2jQJvh-Q\u0026pp=ygVQ0JjQt9C80LXQvdC10L3QuNC1INGA0LDQt9C80LXRgNCwINCw0LLQsNC90YHQsCA0NCDRhNC3IC0g0KHQvtCy0LXRgiDQrtGA0LjRgdGC0LA%3D

Если госзаказчик решает выплатить аванс, то он должен прописать в тексте договора его размер и установить сроки выплаты. Заказчик нарушит п. 1 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ, если не укажет эти сведения.

  • Важно: в закупках с авансом обеспечение исполнения контракта увеличивается до размера аванса.
  • Наличие или отсутствие аванса и его предельный размер в разных закупках определяет законодательство.
  • Постановление правительства № 1496 устанавливает предельные значения аванса, который могут выплачивать госзаказчики в зависимости от предмета закупки:
Размер аванса Предмет закупки Примечания
Не более 50 %
  • в любых закупках по усмотрению заказчика, если иное не установлено законом;
  • в закупках по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
Предельное значение в 50 % установили временно до конца 2020 года (пп. 5.1, 5.2 постановления №1803).До 11.05.2020 года аванс в таких закупках не мог превышать 30 % от цены контракта.
От 30 % до 80 % закупки на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые направлены на замещение импортной продукции. Должны выполняться условия:

  • казначейское сопровождение аванса;
  • заказчик до проведения закупки получил одобрение от Минпромторга, что контракт соответствует целям импортозамещения.
От 30 % до 90 % в закупках с условием о казначейском сопровождении контракта. Исключение – закупки из предыдущего пункта.
до 100 % в таких закупках как:

  • услуги связи;
  • подписка на печатные издания;
  • экспертиза проектной документации;
  • приобретение авиа- и железнодорожных билетов;
  • грузовые перевозки авиационным и железнодорожным транспортом;
  • путевки на санаторно-курортное лечение и другие из пп «в» п. 18 постановления №1496.
Решение установить полную предоплату по таким закупкам остается за заказчиком.

Есть случаи, когда на аванс можно не рассчитывать:

  1. В распоряжении правительства №21установлен перечень из 22 товаров и 4 услуг, при закупке которых авансирования не может быть.

    Среди них:

  • постельное белье;
  • блокноты, записные книжки;
  • стиральные и моющие средства;
  • легковые автомобили;
  • услуги по ремонту компьютеров и др.
  1. Аванс не выплатят участнику, который снизил цену на 25 % и больше от начальной цены договора, даже если в проекте контракта есть сведения об авансировании. Такое условие прописано в п. 13 ст. 37 44-ФЗ.

Поэтапная оплата

Заказчик может установить в закупке поэтапное исполнение контракта и его оплату по частям. В таких закупках поставщик будет получать оплату частями после выполнения обязательств по каждому этапу.

В договоре заказчик должен указать период исполнения каждого этапа, размер частичного платежа и дату окончательного расчета по контракту.

Заказчик и поставщик взаимодействуют по такой схеме:

  1. поставщик выполняет обязательства по каждому этапу контракта;
  2. заказчик принимает товар или работы и подписывает документы о приемке, которые подтверждают выполнение обязательств по отдельному этапу;
  3. заказчик перечисляет деньги поставщику в рамках этапа и отправляет сведения об оплате в Единую информационную систему (ЕИС).

После выполнения этапа поставщик может уменьшить размер обеспечения исполнения контракта пропорционально выполненным обязательствам. Если размер обязательств этапа составил 30 %, то и обеспечение будет меньше на 30 %.

Если обеспечение было в виде банковской гарантии, то заказчик не может требовать полную сумму по этой гарантии. Перед тем, как выставить требование банку, он должен рассчитать сумму нового обеспечения с учетом выполненных обязательств по договору.

Если поставщик переводил сумму обеспечения на счет заказчика, то по требованию исполнителя заказчик возвращает ему разницу между первоначальным и уменьшенным обеспечением.

Единовременная оплата

Заказчик оплатит контракт одной суммой после того, как поставщик полностью исполнит обязательства. 

В тексте договора заказчик должен указать, какой документ подтверждает факт выполнения обязательств. Таким документом могут быть:

  • товарная накладная;
  • счет-фактура;
  • акт приемки-передачи выполненных работ и другие.

С даты подписания такого документа устанавливают срок оплаты по договору.

Срок оплаты контракта по 44-ФЗ

Заказчик прописывает сроки оплаты в тексте контракта. Если он не установит срок, то нарушит ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ и ч. 8 ст. 30 44-ФЗ, в которых прописаны требования к срокам оплаты:

  • не более 30 дней с момента подписания подтверждающих документов;
  • не более 15 рабочих дней в закупках для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

Отступить от этого правила можно только в рамках государственного оборонного заказа при увеличении цены контракта, если цена на продукцию выросла.

Стороны подписывают дополнительное соглашение, в котором устанавливают отлагательные условия.

Окончательный расчет по оборонному заказу могут продлить не более, чем на 30 календарных дней с даты внесения изменений в госконтракт (постановление правительства № 481).

Срок оплаты контракта по 44 ФЗ, что изменилось в 2021 году

Изданное 28 апреля 2021 года Постановление Правительства РФ №667 внесло серьезные корректировки в предыдущую версию ПП РФ №2050. Теперь срок оплаты по 44 ФЗ значительно уменьшен.

Если раньше выполнение оплаты допускалось на протяжении 30 суток, то теперь на это остается лишь 10 дней. При этом исходной точкой считается дата, когда был подписан документ о приемке.

Новшество касается тех, кто получает средства из федерального бюджета.

Однако это не все внесенные поправки. Также необходимо, чтобы в контракте была опция — подписать документацию о приемке товаров, выполнении работ, оказании услуг в цифровом виде в ЕИС.

Нововведения начинают действовать уже с 14 мая 2021 года.

Ответственность за нарушение 44-ФЗ по оплате контракта

За нарушение состава документации закупки, сроков и порядка оплаты ответственное должностное лицо госзаказчика накажут штрафом или отстранением от должности.

Наказание должностного лица заказчика Нарушение Ссылка на статью КоАП РФ
Штраф 3 000 рублей Если не укажет в контракте сроки и условия оплаты п. 4.2 ст. 7.30 КоАП
Штраф от 30 000 до 50 000 рублей Если не оплатит контракт вовремя п. 1 ст. 7.32.5 КоАП
Дисквалификация на срок от 1 до 2 лет Если должностное лицо повторно нарушило сроки оплаты п. 2 ст. 7.32.5 КоАП

Протокол об административном правонарушении по статье 7.32.5 КоАП вправе составлять органы Федеральной антимонопольной службы (ФАС), на что указывает п. 62 ч. 2 ст. 28.3 КоАП. Рассматривать дела о повторном нарушении сроков оплаты по контракту может только суд.

Заказчик виноват не всегда, когда задерживает оплату. На официальном сайте ФАС разместила письмо № ИА/74989/19 от 28.08.2019, в котором разъяснила, что заказчик не несет ответственность за нарушение сроков и порядка оплаты по контракту, если он не получил на закупку бюджетные средства.

  1. В этом случае Федеральное казначейство может наказать главного распорядителя бюджетных средств, который не довел или не распределил вовремя лимиты бюджетных обязательств заказчику закупки.
  2. Что делать, если контракт не оплачивают
  3. Если вы исполнили контракт, заказчик подписал документы о приемке, но задерживает с оплатой, пишите претензию в его адрес.
  4. В текст претензии обязательно включите:
  • ссылки на пункты договора, которые нарушил заказчик;
  • требования к уплате суммы, включая пени;
  • срок, в который заказчик должен устранить нарушения.

К претензии приложите документы, подтверждающие выполнение обязательств и передайте ее лично контактному лицу заказчика или направьте почтой письмом с уведомлением. Если передаете лично, попросите расписку о получении. Так у вас будет доказательство, что заказчик получил письмо.

Если на претензию не ответят, либо ответ вас не удовлетворит, обращайтесь прокуратуру. Подать жалобу можно в бумажном и электронном виде. Прокуратура должна за 30 дней проверить заказчика на наличие состава преступления и ответить на жалобу. 

Если денег вы так и не дождались, подавайте иск в арбитражный суд. Заявление нужно подавать по месту нахождения заказчика. У вас есть один год, чтобы привлечь заказчика к ответственности.

Перед участием в закупке проверьте госзаказчика на сайте арбитражного суда. Введите в поиск его ИНН или ОГРН и посмотрите список дел, в которых он участвовал. Если заказчик уже выступал ответчиком в суде как неплательщик по госконтрактам, то есть риск, что и в этой закупке такая ситуация повторится. Оцените риски и подумайте, стоит ли работать с таким заказчиком.

Аванс в госзаказе. Основания авансирования по 44-ФЗ

БКС-Тендер / Статьи / Аванс в госзаказе. Основания авансирования по 44-ФЗ

Не секрет, что большинству поставщиков, подрядчиков и исполнителей интересно участвовать в тендерах, для исполнения которых не нужно изымать деньги из своих оборотных средств или тем более брать кредиты в банках. Много ли таких тендеров с авансированием в госзаказе и на каких условиях они проводятся? Попробуем разобраться.

Федеральный закон №44-ФЗ О контрактной системе не содержит запретов на предоставление авансирования поставщикам, исполнителям и подрядчикам с которыми заключается контракт.

Запреты могут устанавливаться на уровне распорядителей денежных средств, которые выделяются заказчикам из федерального, регионального или муниципального бюджета.

На том или ином уровне финансирования: Правительство РФ, Правительство субъекта РФ или администрация муниципального образования может установить полный или частичный запрет на авансирование.

В связи с тем, что наиболее часто встречающимся источником финансирования контрактов по госзаказу является федеральный бюджет, — разберем именно его.

Для заказчиков-получателей средств федерального бюджета предусмотрены ограничения в предоставлении аванса в пределах установленных размеров. Ограничения по авансированию контрактов, финансируемых за счет федерального бюджета установлены Постановлением Правительства от 30.12.2016 № 1551. Предусмотрено авансирование на следующих основаниях:

  • не выше 30 % от НМЦК — на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг (по общим основаниям);
  • от 30 до 80 % от НМЦК — на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на импортозамещение технологической продукции, при условии перечисления аванса на счета Федерального казначейства, открытые в Центральном банке и при получении к указанным договорам (государственным контрактам) подтверждения от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней и внутренней торговли, о соответствии такого договора (государственного контракта) целям импортозамещения технологической продукции;
  • свыше 30 % от НМЦК (за исключением указанных в предыдущем пункте) — при условии перечисления аванса на счета Федерального казначейства, открытые в Центральном банке для операций со средствами организаций вне бюджетного процесса; — до 100 % от НМЦК — на оказание услуг связи, подписке на печатные издания и их приобретении, обучении на курсах повышения квалификации, о прохождении профессиональной переподготовки, об участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях, о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансовое обеспечение строительства, реконструкции или технического перевооружения, о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом и путевок на санаторно-курортное лечение, а также по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, по договорам аренды индивидуального сейфа (банковской ячейки), по договорам о проведении лечения граждан России за пределами территории России, заключаемым Министерством здравоохранения РФ с иностранными организациями, по договорам (государственным контрактам) о проведении мероприятий по тушению пожаров;
  • до 30 % от НМЦК на сумму контракта, не превышающую 600 млн. рублей — на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации;
  • от 30 до 70 % от НМЦК на сумму контракта, превышающую 600 млн. рублей — на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации.

Помимо вышеперечисленных ограничений размера предоставления аванса, Правительством РФ установлен перечень товаров и услуг, при закупке которых за счет федерального бюджета предоставлять аванс запрещено. Запрет на предоставление аванса установлен Распоряжением Правительства РФ от 16 января 2018 г. № 21-р.

Ниже представлен перечень товаров и услуг, при закупке которых за счет федерального бюджета, аванс не предоставляется:

I. Товары
Белье постельное 13.92.12
Белье столовое

Правила авансирования контрактов по 44-ФЗ

С 30 марта 2022 года введена временная возможность устанавливать в контрактах условие об авансе в увеличенном размере. Заказчикам предоставили возможность устанавливать авансы в размере до 90 процентов от цены контракта.

Правило распространяются на контракты, которые оплачиваются из федерального бюджета. Субъектам РФ и местным администрациям рекомендовано применять аналогичные положения для контрактов.

Согласно Постановлению Правительства от 29.03.2022 №505 размер аванса до конца текущего года составит:

  • Для контрактов с казначейским сопровождением — от 50% до 90%.
  • Для контрактов без казначейского сопровождения аванс может составлять до 50%.

Ранее размер аванса по госконтрактам ограничивался 30% от цены контракта.

До 31 декабря 2022 года также приостановили запрет на авансирование определенных товаров и услуг из перечня в Распоряжении Правительства №21-р.

В основном, это товары массового потребления: белье постельное и столовое, ноутбуки и планшеты, автомобили легковые, средства автотранспортные грузовые, ручки и карандаши и услуги по ремонту компьютеров и периферийного оборудования, мебели, коммуникационного оборудования и услуги по ТО и ремонту автомобилей.

Устанавливать аванс по контракту — это обязанность или право заказчика?

Минфин дал четкие разъяснения по этому вопросу:

  • Обязанность, если контракт под казначейским сопровождением (расчеты или авансы). Авансовые платежи в размере от 50% до 90% суммы государственного контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств.
  • Право, если контракт не подлежит казначейскому сопровождению. Авансовые платежи в размере от 0 до 50% суммы государственного контракта на поставку ТРУ, но не более лимитов бюджетных обязательств.

Если по контракту с казначейским сопровождением лимитов бюджетных средств недостаточно?

В такой ситуации можно выплачивать аванс частями за счет лимитов текущего и каждого последующего финансового года. Выплата оставшейся части будет проведена не позднее 1 февраля следующего финансового года.

Как применять новые правила авансирования к заключенным контрактам до 30 марта 2022 года?

Если при исполнении такого контракта возникли не зависящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, то можно менять авансы до новых предельных размеров. Для того, чтобы изменить размер аванса, заказчику необходимо получить решение Правительства, а поставщику — предоставить дополнительное обеспечение.

Как быть с авансом при демпинге, если контракт подлежит казначейскому сопровождению?

Несмотря на то что законодательство дает возможность со стороны заказчика сократить финансовое бремя поставщика через установление авансирование, нормы ст 37 44 ФЗ (про антидемпинг) не привели в соответствие с новыми правилами. Потому, если цена в аукционе или конкурсе снизилась на 25% и более, аванс отменяется, даже при наличии казначейского сопровождения.

Читайте об особенностях закупок у единственного поставщика в других материалах Seldon.