Вправе предусматривать авансовые платежи — Совет Юриста
|
Юлия Меркулова Автор статьи Практикующий юрист с 2012 года |
Авансовый платеж по налогу на прибыль обязателен для всех компаний. Порядок уплаты (ежемесячно или раз в квартал) зависит от вида налогоплательщика и суммы прибыли. Как рассчитать авансовые платежи по налогу на прибыль, читайте далее.
Авансовые платежи по налогу на прибыль
На практике их часто называют авансовым налогом на прибыль. Это отчисления в бюджет, сделанные до установленного срока. Они обязательны для всех организаций за исключением библиотек, театров и музеев.
Уплата авансовых платежей по налогу на прибыль обязательна для:
- всех российских юрлиц независимо от организационно-правовой формы;
- иностранных компаний, фактически управляемых из РФ;
- зарубежных фирм, признанных налоговыми резидентами России;
- зарубежных юрлиц, получающих доходы в РФ;
- постоянных представительств иностранных компаний в нашей стране.
От расчета авансовых платежей по налогу на прибыль и их уплаты освобождены:
- предприятия на специализированном налоговом режиме;
- компании-участницы центра «Сколково»;
- театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями.
Какими бывают авансовые платежи по налогу на прибыль?
Выделяют 2 вида: ежемесячные платежи по налогу на прибыль и ежеквартальные платежи.
В соответствии с поправками в НК РФ в 2018 году организации с доходом по итогам предыдущих четырех кварталов не более 15 млн руб.
в среднем за 3 месяца могут отказаться от ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль и перейти к расчету по итогам квартала. Для недавно созданных юрлиц порог увеличили еще больше.
Они могут производить расчет авансового платежа раз в квартал при выручке менее 5 млн руб. в месяц или 15 млн руб. за 3 месяца.
В отличие от авансовых платежей по налогу на прибыль по итогам квартала ежемесячные рассчитываются исходя из предполагаемого, а не фактического дохода.
Обратите внимание!
Если юрлицо в текущем квартале получило меньшую прибыль или даже работало себе в убыток, оно не освобождается от авансового платежа по налогу на прибыль. Они признаются переплатой. Эту сумму можно вернуть, зачесть в счет будущих платежей или погасить ею другие налоги.
По умолчанию все организации рассчитывают авансовые платежи по итогам квартала и уплачивают их как по его завершении, так и ежемесячно в течение следующего квартала. Даже если компания имеет право на ежеквартальные отчисления, она может направить соответствующее уведомление в налоговую инспекцию не позднее 31 декабря.
Итак, ежемесячные платежи по налогу на прибыль платят коммерческие организации с выручкой более 15 млн руб. в среднем за квартал и все желающие, направившие уведомление.
Ежеквартально это могут делать:
- компании с выручкой менее 15 млн руб. в среднем за квартал;
- бюджетные учреждения, кроме библиотек, театров, музеев;
- представительства иностранных организаций;
- автономные учреждения;
- некоммерческие организации, не получающие прибыли с продаж;
- участники простых и инвестиционных товариществ;
- инвесторы соглашений о разделе продукции;
- выгодоприобретатели по договорам доверительного управления.
Как рассчитать авансовые платежи по итогам квартала?
Рассмотрим, как происходит расчет авансовых платежей по налогу на прибыль. Сначала нужно подсчитать сумму налога за отчетный период. Для этого умножаем налоговую базу отчетного периода, исчисленную нарастающим итогом, на ставку.
Чтобы рассчитать аванс по итогам квартала, вычитаем из суммы исчисленного нарастающим итогом за отчетный период авансового платежа сумму, получившуюся по итогам предыдущего отчетного периода (но в рамках текущего налогового периода).
Чтобы узнать размер доплаты, то есть четвертого квартального платежа, из суммы прибыли, исчисленной нарастающим итогом за год, вычитаем уплаченные в этом году квартальные авансовые платежи за 9 месяцев.
Видим, что размер итогового платежа по налогу на прибыль уменьшается на сумму авансов. Если по итогам года оказалось, что фирма получила убыток, четвертый авансовый платеж будет нулевым.
Рассмотрим сроки уплаты. В случае с ежеквартальными платежами дата, когда нужно внести деньги, совпадает с днем сдачи отчетности. Заплатить необходимо до 28 числа месяца, который следует за окончанием квартала.
Обратите внимание!
Отчетными периодами считаются квартал, полугодие и 9 месяцев.
При внесении авансового налога обратите внимание на реквизиты. Платеж проходит по коду бюджетной классификации (КБК). Ошибка хотя бы в одном символе приведет к тому, что деньги уйдут в счет другого налогоплательщика и не зачтутся вам либо будут значиться в невыясненных платежах.
Важно разбивать суммы по бюджетам. По закону 3% ставки идет в государственную казну, а оставшиеся 17% — в региональную. Последний показатель может быть уменьшен до 12,5% нормативно-правовыми актами в субъектах.
Датой оплаты считается день списания суммы со счета предприятия на основании платежного поручения банку.
Как рассчитать ежемесячные авансовые платежи?
Ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль бывают двух видов:
- из расчета фактически полученной прибыли;
- по результатам полученного за квартал дохода.
В первом случае прибыль организации определяется нарастающим итогом. Налог высчитывается по результатам отчетного периода с учетом авансов. Во втором случае компания вносит суммы равными долями, которые рассчитаны по предыдущему кварталу. При уплате налога учитываются ранее внесенные авансы и вносится доплата по результатам квартала.
Оплата по фактическому доходу предполагает, что отчетный период — это предыдущий месяц. 11-й месяц является последним. После него подается декларация на весь срок.
Уплата взносов за месяц не освобождает юрлицо от общего квартального расчета.
Каждый последующий платеж определяется возрастающим итогом с 1-го дня периода, включая месяц расчета.
Обратите внимание!
При ежемесячном способе уплаты авансовые платежи так же, как и квартальные, уменьшают сумму налога на прибыль.
В 2018 году порядок расчета авансового налога на прибыль не претерпел изменений:
- ежемесячный платеж в 1 квартале равен сумме, которую компания платила в минувшем году;
- во 2 квартале — треть платежа за 1 квартал;
- в 3 квартале — 1/3 разницы между суммой аванса за полугодие и авансом, приходящимся на 1 квартал;
- в 4 квартале — 1/3 разницы между авансами, начисленными за 9 месяцев и за полугодие.
Минфин ранее разъяснил, какие кварталы следует считать предыдущими. Ведомство сообщило, что под ними понимают четыре предшествующих текущему.
Доходы компании в последнем квартале налогового периода также включаются в расчет средней величины доходов.
Пример расчета ежеквартального платежа
Приведем пример расчета авансового налога на прибыль для ежеквартального метода. Допустим, предприятие за 1 квартал получило 300 тыс. руб. прибыли, за полугодие — 100 тыс. убытка, за 9 месяцев — 600 тыс. прибыли. Ставка налога на прибыль — 20%.
Итак, квартальный авансовый платеж за 1 квартал составит 300 тыс. руб. x 20% = 60 тыс. руб. При этом в декларации важно отразить, какая сумма пойдет в федеральный, а какая в региональный бюджет: 6 тыс. руб. и 54 тыс. руб. соответственно. 60 тыс. руб. компания должна перевести в казну до 28 апреля.
За полугодие авансовый платеж будет нулевым. При этом сумма квартального авансового платежа, исчисленного и уплаченного по итогам I квартала, подлежит уменьшению и признается переплатой по налогу.
В налоговой декларации за полугодие прописываются те же цифры, что и в 1 квартале: 60 тыс. руб., 6 тыс. руб. и 54 тыс. руб.
По итогам 9 месяцев авансовый платеж составит: 600 тыс. руб. x 20% = 120 тыс. руб. Сумма, подлежащая уплате в бюджет по итогам 9 месяцев, составит 60 тыс. руб. (120 тыс. руб. — 60 тыс. руб.). 60 тыс. нужно перечислить в казну до 28 октября. В федеральный и региональный бюджет пойдут 12 тыс. руб. и 108 тыс. руб. соответственно.
Пример расчета ежемесячного платежа
Допустим, компания выплатила за кварталы предыдущего года следующие суммы:
- за 6 месяцев — 700 тыс. руб.;
- за 9 месяцев — 1,300 тыс. руб.
В текущем году за 1 квартал предприятие перечислило в казну 100 тыс. руб., а за 6 месяцев — 200 тыс. руб. На основании этих данных рассмотрим ежемесячную сумму авансового платежа по налогу на прибыль, которую необходимо уплачивать в каждом квартале текущего налогового периода и I квартале следующего года.
Итак, в 1 квартале размер авансового платежа равен тому, который компания уплатила в 4 квартале предыдущего года: (1,300 тыс. руб. — 700 тыс. руб.) / 3 = 200 тыс. руб. в январе, феврале и марте. Поскольку рассчитанная сумма равнялась 100 тыс. руб., возникла переплата в 500 тыс. руб.
Для 2 квартала ежемесячный платеж равен 100 тыс. руб. / 3 = 33 333 руб. Переплату компания решила направить в счет платежей за 2 квартал. Таким образом, переплата по итогам 2 квартала составила 400 тыс. руб.
(500 тыс. руб. — 33 333 руб. x 3). В 3 квартале компания не производила авансовые выплаты из-за отрицательной разницы между платежами за полугодие и 1 квартал. А сумму за 9 месяцев она зачла в счет переплаты.
В 4 квартале сумма ежемесячного платежа составила (200 тыс. руб. — 0 руб.) / 3 = 66 666 руб.
За нарушение сроков внесения налога на прибыль установлены санкции. Это пени — проценты от суммы обязательств. Они выплачиваются за каждый день просрочки. Размер установлен в ст. 75 НК РФ. Для физлиц и ИП — 1/300 ставки рефинансирования ЦБ, для организаций — 1/300 ставки рефинансирования при просрочке менее месяца и 1/150, начиная с 31 календарного дня неисполнения обязательств.
Неуплаченную сумму налога ФНС имеет право через суд взыскивать со счетов организаций и за счет имущества. Но предварительно госорган направляет письменные требования. Они отсылаются в течение 3 месяцев со дня образования просрочки. Если налогоплательщик никак не реагирует, инспекция имеет право возвратить деньги принудительно.
Взыскание осуществляется в течение 2 месяцев.
Штрафы за несвоевременную уплату авансов, как и за их невнесение, в действующем законодательстве не предусмотрены.
Доплата и возврат налога
Налог на прибыль организации уплачивают по итогам своих финансовых показателей в финансовом году, учитывая сделанные авансовые отчисления. Окончательную сумму прописывают в декларации. В итоге в бюджет вносится разница между исчисленным налогом и суммой всех авансовых платежей за год.
Если вместо прибыли по итогам года предприятие получило убыток, доплату вносить не нужно, но и переплата не будет накапливаться на счету налогоплательщика. Не используется она и в счет будущих периодов. Чтобы использовать оставшиеся средства, нужно обратиться в территориальную налоговую инспекцию. Подайте заявление по установленной форме. Включите в него:
- данные инспекции;
- реквизиты предприятия;
- основания появления переплаты;
- сумму к возврату;
- реквизиты счета для перевода.
Заверить заявление должен руководитель компании. Обязательно ставится печать. Документ можно подать лично или направить по почте. Рассчитывать на скорый возврат денег не стоит. Сначала заявление рассмотрят, после этого проведут камеральную проверку. Все это занимает до 3 месяцев. В течение 5 дней после принятия решения о возврате ФНС уведомляет заявителя.
Обратите внимание!
Не смогут получить переплату компании, задолжавшие бюджету любого уровня. В этом случае деньги пойдут на налог, начисленные пени и штрафы. Согласования с налогоплательщиком в таких ситуациях закон не требует.
В ФНС придется обращаться и в случае обнаружения ошибки в учете. Если компания ранее заявила в декларации меньшую сумму, она должна доплатить и перевести в бюджет пени за каждый день просрочки.
Резюме
Авансовые платежи по налогу на прибыль обязаны вносить все коммерческие компании за редким исключением. Разница лишь в порядке их уплаты. Фирмы с доходом менее 15 млн руб.
за квартал имеют право на ежеквартальное внесение, а предприятия с большей выручкой обязаны перечислять деньги в бюджет ежемесячно.
Последний вариант предполагает 2 разновидности: с доплатой за квартал или по фактической прибыли.
Перейти на ежемесячную схему могут все компании по своему желанию. Для этого необходимо уведомить ФНС до конца года.
Если у организации появилось право на применение ежеквартального метода, уведомлять налоговую службу не нужно.
Однако Минфин все же советует уведомлять налоговый орган при любой смене порядка уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль. В течение года дважды менять способ внесения аванса не допускается.
Обратите внимание!
При смене порядка уплаты новый способ необходимо отразить в политике фирмы по учету.
Все авансовые платежи отражаются в декларации по налогу на прибыль. За просрочку уплаты налога начисляются пени. Чем больше период задолженности, тем выше процент пени. Если он менее 30 дней, они рассчитываются исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ, если более — 1/150 ставки.
|
Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года |
Авансирование по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Из нашей статьи вы узнаете:
Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ предусмотрена возможность включения оплаты контракта с условием авансирования.
То есть заказчик может авансом (частично или полностью) оплатить поставщику (подрядчику, исполнителю) поставку товара, выполнение работ или оказание услуги.
В статье мы расскажем, как регулируется авансирование, какие у него плюсы и минусы, в каких случаях возможны ограничения по предоплате, а также рассмотрим другие важные вопросы.
Как авансирование по 44-ФЗ регулируется законодательством
Условие об авансировании контракта заказчик устанавливает на своё усмотрение — предварительная оплата не является обязательной частью контракта, закон позволяет определиться с этим вопросом с учётом действующего законодательства.
Если авансирование было предусмотрено контрактом, то заказчик обязан перечислить аванс поставщику, подрядчику, исполнителю (далее — поставщик).
В соответствии с ст. 487, 711, 781 ГК РФ оплата по договору осуществляется в полном размере или частями. В соответствии с бюджетным законодательством РФ размер аванса может составлять от 50 до 100 процентов от цены контракта.
При выплате полного аванса заказчик совершает 100% предоплату по 44-ФЗ до того, как поставщик начнёт исполнять обязательства по контракту.
Если предоплата частичная, поставщик получает от заказчика первый платёж перед выполнением контрактных обязательств, а последний — после того, как успешно выполнит все условия контракта по 44-ФЗ (поставка товара, выполнение работ, оказание услуги).
Случаи, когда федеральные заказчики вправе прописать в контракте полную предоплату, перечислены в подпункте «в» пункта 18 Положения, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496. Региональные и муниципальные заказчики при установлении аванса руководствуются, соответственно, правовыми актами субъекта РФ и органа местного самоуправления.
Авансирование по 44-ФЗ
Поскольку заказчик применяет авансирование по 44-ФЗ на своё усмотрение, решение о предоплате следует принимать исходя из её целесообразности, а также из ограничений бюджетного законодательства. Если заказчик готов выплатить аванс, то он должен указать информацию об авансировании в извещении о закупке (п.10 ч. 1 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ).
Величина предоплаты влияет на размер обеспечения исполнения контракта (ОИК) — чем больше аванс, тем больше ОИК. Меньше суммы аванса ОИК быть не должен.
Согласно ч.13 ст.34 Федерального закона № 44-ФЗ, условия об авансировании, включая сумму и сроки выплаты, должны быть прописаны в контракте.
Отсутствие сроков выплаты аванса в договоре будет нарушением. Чтобы не допустить такой ошибки, необходимо заранее подготовиться к торгам.
Можно обратиться к специалистам, которые помогут в участии на всех этапах тендера. Это позволит избежать спорных ситуаций.
На что следует обратить внимание
Прописывая предоплату в договоре по 44-ФЗ, необходимо точно указывать сумму или процент аванса.
Кроме того, не следует соотносить требования с целями применения авансового платежа — это может расцениваться как нарушение 44-ФЗ. Об этом говорится в Письме Казначейства № 07-04-05/09-319 от 19 мая 2015 года.
В случае если контрактом предусмотрено его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа. Об этом сказано в п. 1 ч. 13 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ.
Контракт по 44 ФЗ: можно ли установить аванс в размере 80?
автор ответа,
Вопрос
Правомерно ли установление аванса в размере 80% при заключении контракта в рамках 44-ФЗ (закупка у единственного поставщика) на технологическое подключение? Заказчик — получатель средств федерального бюджета.
Ответ
В п. 42 данного Постановления установлено, что такие заказчики вправе предусматривать авансовые платежи в размере:
- 1) не более 30% суммы контракта, но в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, если иное не предусмотрено данным Постановлением и иными нормативными актами.
- 2) свыше 30 и до 80 % суммы контракта, но в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ по государственным контрактам на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции, при соблюдении условий, указанных в абз. 3 пп. «а» п. 42 данного Постановления.
- 3) свыше 30% суммы контракта, но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ по государственным контрактам (кроме контрактов, указанных в абз. 3 пп. «а» п. 42 Постановления N 1551, в которых устанавливаются размеры авансовых платежей от 30 до 80%) при включении в них условия о перечислении авансовых платежей на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России для учета операций со средствами организаций, которые не участвуют в бюджетном процессе.
- 4) до 100% суммы контракта, но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ по государственным контрактам, указанным в абз. 5 пп. «а» п. 42 Постановления N 1551.
Таким образом, размеры авансовых платежей в п.42 данного Постановления ставятся в зависимость от предмета контракта и суммы доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
Как следует из абз.4 пп. «а» п.
42 Постановления аванс свыше 30%, а значит, возможно — в размере 80% (но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ), может быть установлен в контракте на технологическое подключение, если поставщиком (исполнителем) по данному контракту выступает сетевая организация, не являющаяся участником бюджетного процесса. При этом в данный контракт включено условие о перечислении авансовых платежей на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России для учета операций со средствами организаций, которые не участвуют в бюджетном процессе.
Обоснование
В соответствии с абз.4 пп. «а» п.42 Постановления Правительства РФ от 30.12.
2016 N 1551 получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств вправе предусматривать авансовые платежи в размере свыше 30 процентов суммы договора (за исключением договоров, указанных в абзаце третьем настоящего подпункта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации, при включении в указанные договоры условия о перечислении авансовых платежей на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса.
Авансирование по Закону № 44-ФЗ
Проблема: Возможно ли 100% авансирование при заключении договора с единственным поставщиком по п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ?
Решение: При заключении договора с единственным поставщиком в соответствии с п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 100% авансирование возможно в следующих ситуациях:
получатели средств федерального бюджета вправе предусматривать в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) авансовые платежи до 100 процентов суммы договора (государственного контракта) — по договорам (государственным контрактам):
- об оказании услуг связи;
- о подписке на печатные издания и об их приобретении;
- об обучении на курсах повышения квалификации;
- о прохождении профессиональной переподготовки;
- об участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях;
- о проведении государственной экспертизы проектной документации, включающей проверку достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в случаях, установленных ч. 2 ст. 8.3 Градостроительного кодекса РФ, и результатов инженерных изысканий;
- о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом;
- об оказании гостиничных услуг по месту командирования;
- об осуществлении грузовых перевозок авиационным и железнодорожным транспортом;
- о приобретении путевок на санаторно-курортное лечение;
- о проведении мероприятий по тушению пожаров;
- аренды индивидуального сейфа (банковской ячейки);
- по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
- по договорам о проведении лечения граждан РФ за пределами территории РФ, заключаемым Министерством здравоохранения РФ с иностранными организациями.
Вышеуказанные положения действуют, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента РФ, Положением о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.
2017 № 1496 (далее – Положение № 1496) или иным нормативным правовым актом Правительства РФ для такого договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на соответствующие цели (п.
18, подпункт «в» п.18 Положения № 1496).
Размеры авансовых платежей по контрактам, договорам ГПХ
Фото Петра Васиного, Кублог
До недавнего времени законодательство РФ не ограничивало бюджетные учреждения в размерах авансовых платежей, устанавливаемых ими в контрактах (договорах) на выполнение работ, оказание услуг, поставки товаров. В контракте (договоре) мог быть прописан любой размер авансовых платежей (20, 30, 50, 80, 100%). После вступления в силу Постановления № 266[1] ситуация изменилась. О размерах авансовых платежей, которые бюджетные учреждения обязаны предусмотреть в заключаемых ими контрактах (договорах), расскажем в данном материале.
Постановление № 226 дополнило Постановление № 1456[2] пунктом 36 (1) следующего содержания: органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений, обеспечивают включение указанными учреждениями при заключении ими договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг условий об авансовых платежах в объеме, не превышающем предельные размеры выплат авансовых платежей, установленных в соответствии с пунктом 36 настоящего постановления для получателя средств федерального бюджета.
Пункт 36 Постановления № 1456 устанавливает размеры авансовых платежей, которые обязаны предусмотреть получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств. Пункт 36 (1) Постановления № 1456 не содержит указания на то, следует ли бюджетному учреждению применять положения п. 36 Постановления № 1456 при заключении договоров (контрактов), оплата которых будет производиться за счет средств, получаемых учреждением от осуществления приносящей доход деятельности. Из дословного прочтения п. 36 (1) Постановления № 1456 следует, что данное требование касается всех договоров (контрактов), предметом которых является поставка товаров, работ, услуг вне зависимости от источника получения денежных средств. Возможно органы исполнительной власти, выполняющие функции учреждения, доводя до своих подведомственных учреждений информацию об обязательном применении ими после 20 апреля 2016 года положений п. 36 Постановления № 1456 при заключении договоров (контрактов) укажут, что в отношении средств, получаемых учреждением от оказания платных услуг, работ, данные ограничения не применяются.
Размеры авансовых платежей
В соответствии с нормами п. 36 Постановления № 1456 учреждения при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг вправе предусматривать авансовые платежи в следующих размерах.
Размер аванса | Предмет договора |
С последующей оплатой денежных обязательств, возникающих по договорам (государственным контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, после подтверждения предусмотренных указанными договорами (государственными контрактами) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме произведенных платежей | |
До 30% суммы договора (контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств (далее – ЛБО) по соответствующему коду бюджетной классификации РФ* | По договорам (контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, если иное не установлено Постановлением № 1456, а также федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Правительства РФ |
Свыше 30 и до 80% суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных ЛБО по соответствующему коду бюджетной классификации РФ* | По договорам (контрактам) на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции, при включении в указанные договоры (контракты) (за исключением договоров (контрактов), исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) условия о перечислении авансовых платежей на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях ЦБ РФ для учета операций со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, а также при получении к указанным договорам (контрактам) подтверждения от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней и внутренней торговли, о соответствии такого договора (государственного контракта) целям импортозамещения технологической продукции до проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществления закупки у единственного поставщика |
До 100% суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных ЛБО по соответствующему коду бюджетной классификации РФ* |
|
за пределами территории РФ, заключаемым Минздравом с иностранными организациями, по договорам (государственным контрактам) о проведении мероприятий по тушению пожаров |
Размер аванса | Стоимость договора |
По договорам (контрактам) о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ, если иное не установлено законодательством РФ | |
До 30% суммы договора (контракта), но не более доведенных ЛБО по соответствующему коду бюджетной классификации РФ* | По договорам, стоимость которых не превышает 600 млн руб. |
До 30% суммы договора (контракта), но не более доведенных ЛБО по соответствующему коду бюджетной классификации РФ, с последующим авансированием выполняемых работ после подтверждения выполнения предусмотренных договором (контрактом) работ в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы авансирования не более 70% суммы договора (контракта)) | По договорам, стоимость которых превышает 600 млн руб. |
* Бюджетным учреждениям лимиты бюджетных обязательств не доводятся. Орган исполнительной власти, выполняющий полномочия и функции учредителя, должен для подведомственных ему учреждений определить особенности установления размера авансовых платежей.
Как предусмотреть аванс при закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ?
В проекте контракта или договора пропишите размер и порядок авансирования. Размер предоплаты для заказчиков по Закону № 44-ФЗ ограничен правовыми актами Правительства, региональной или муниципальной власти.
Заказчики по Закону № 223-ФЗ выплачивают аванс на свое усмотрение. Исключение – бюджетные и автономные учреждения. Читайте, какие правила авансирования применять при закупках и за какие условия контролеры оштрафуют.
- Авансирование по 44-ФЗ
- В каком размере предусмотреть аванс
- Размер аванса зависит от условий закупки и от источника финансирования.
- Для федеральных, региональных и муниципальных заказчиков действуют разные правила, которые применяют получатели бюджетных средств:
- органы государственной власти (государственные органы);
- органы управления внебюджетными фондами;
- органы местного самоуправления;
- органы местной администрации;
- казенные учреждения.Федеральные заказчикиАванс до 30 процентовСпособ 1. Применяйте, если контракт не содержит этапов либо этапы выполняют последовательно.
- Аванс до 30 процентов цены контракта заказчик вправе установить на любые товары, работы или услуги. Исключение – случаи, когда платить аванс нельзя, и случаи, когда установлены другие пределы авансирования. Чтобы платить аванс, включите в контракт условие о последующих после аванса платежах. Оставшийся платеж рассчитывайте одним из двух способов.
- При закупке за счет федеральных средств размер аванса составляет от 30 до 100 процентов цены контракта. Какой процент установить, зависит от объекта закупки. Размеры авансовых платежей перечислены в пункте 18 Положения, которое Правительство утвердило постановлением от 09.12.2017 № 1496.
- Получатели бюджетных средств перечислены в статье 6 БК. Читайте подробно, какой размер аванса вправе прописать в контракте получатели средств федерального, регионального и местного бюджетов, а также бюджетные учреждения и унитарные предприятия.
Платеж | ≤ | Стоимость поставленной продукции | – | Выплаченный аванс |
В контракте напишите: «Размер последующих платежей рассчитывается как разница между стоимостью фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и общей суммой ранее выплаченного авансового платежа».
Способ 2. Договор содержит этапы, сроки исполнения этапов частично или полностью совпадают.
Платеж | = | Стоимость поставленной продукции | – | Аванс за поставленную продукцию 1 + Аванс за поставленную продукцию 2 … + Последний аванс за поставленную продукцию |
Аванс за поставленную продукцию | = | Размер аванса, предусмотренный контрактом, % | × | Стоимость поставленной продукции |
В контракте напишите: «Размер последующих платежей рассчитывается как разница между стоимостью фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и суммой, рассчитанной как произведение размера предусмотренного контрактом авансового платежа в процентном выражении и стоимости фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг».
Если сумма контракта на работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капстроительства госсобственности России превышает 600 млн руб.
, заказчик вправе произвести повторную предоплату, но только когда подрядчик выполнит работы в объеме выплаченного аванса. Общий размер аванса не должен превышать 70 процентов суммы контракта.
Данная норма также приостановлена до 31 декабря 2021 года (п. 2 постановление от 23 января 2021 года № 39).
- Об этом сказано в подпунктах «а», «б» пункта 18 Положения № 1496.
- Аванс до 90 процентов
- В случае, если установлено условие о казначейском сопровождении авансовых платежей, необходимо установить аванс в размере 90 процентов.
В контракт включите условие о том, что размер последующих платежей рассчитывается как разница между стоимостью фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и общей суммой ранее выплаченного авансового платежа. Об этом сказано в абзаце 4 подпункта «а» пункта 18 Положения № 1496 (п. 1 постановления Правительства от 23 января 2021 года № 39).
Аванс до 100 процентов
Предусмотрите аванс до 100 процентов, когда закупаете:
- услуги связи;
- подписку на печатные издания;
- печатные издания;
- обучение на курсах повышения квалификации или профессиональную переподготовку;
- участие в научных, методических, научно-практических и других конференциях;
- госэкспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий;
- проверку достоверности сметной стоимости строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства;
- авиа- и железнодорожные билеты, билеты на городской и пригородный транспорт;
- гостиничные услуги для командированных сотрудников;
- путевки на санаторно-курортное лечение;
- ОСАГО;
- аренду индивидуального сейфа (банковской ячейки);
- проведение мероприятий по тушению пожаров;
- грузовые перевозки авиационным и железнодорожным транспортом;
- страхование опасных производственных объектов;
- лечение граждан РФ за пределами России. Контракты заключает Минздрав с иностранными организациями.Авансы по контрактам 2022–2024 годов Правила авансирования по постановлению № 2411 распространяются и на контракты с едпоставщиком. Если за счет средств федерального бюджета закупаете у едпоставщика промтовары из специального перечня с соблюдением запрета на допуск иностранных товаров, вы вправе установить аванс в размере до 80 процентов, но не более ЛБО.
- Правила авансирования по постановлению № 2411 применяют ГРБС и подведомственные им получатели средств федерального бюджета. Такие заказчики устанавливают аванс до 80 процентов, но не более ЛБО в закупках промтоваров из специального перечня для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд обороны страны и безопасности государства. Смотрите в таблице, кто и в каких случаях устанавливает аванс до 80 процентов по правилам постановления № 2411.
- С 1 января 2023 года получатели федеральных средств устанавливают аванс в размере не менее 80 процентов, но не более ЛБОв контрактах на поставку промтоваров по специальному перечню. Правило действует для контрактов, которые заключены в 2022–2024 годах с применением запрета на допуск иностранных товаров (постановление Правительства от 24.12.2022 № 2411).
- Случаи, когда заказчик вправе прописать в контракте полную предоплату, перечислены в подпункте «в» пункта 18 Положения № 1496.
Условие | Наименование товара | ОКПД2 |
|
Инструмент ручной прочий | 25.73.30 |
Инструменты рабочие сменные для станков или для ручного инструмента (с механическим приводом или без него) |
Размер аванса по 44-ФЗ: новые правила | МУКЦ «ГЛАВЗАКУПКИ»
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
- О регулировании авансирования по 44-ФЗ
- Преимущества и недостатки авансирования по 44-ФЗ
- Случаи, когда аванс по 44-ФЗ не предоставляется
- Размер аванса по 44-ФЗ в 2020 году
- 4 совета по составлению контракта с предоставлением аванса по 44-ФЗ
- Какая ответственность предусмотрена за нарушение условий авансирования по 44-ФЗ
Размер аванса по 44-ФЗ имеет свои пороговые значения для максимальных и минимальных выплат. Напомним, что авансирование производится до начала выполнения обязательств по заключенному ранее госконтракту. Эта процедура подробно описана в законе 44-ФЗ, в том числе здесь перечислены условия, когда предоплата невозможна.
Как вы уже наверняка знаете, решение о необходимости и размере аванса по 44-ФЗ принимает заказчик, которому нужно предусмотреть все возможные последствия – как своих действий, так и поставщика. Необходимо отметить, что с 27 марта 2020 года начали действовать новые правила в части предоставления предоплаты. О них и пойдет речь в этой статье.
Регулирование авансирования по 44-ФЗ
jpg»>
В текущем году закон 44-ФЗ дает заказчику возможность включить авансовую форму оплаты в условия соглашения, но не указывает, что покупатель обязан это сделать.
Иными словами, клиент сам решает, получит ли поставщик предоплату или вся сумма будет передана по итогам приемки работ. В данном случае отталкиваются от целесообразности использования такого формата, существующих бюджетных ограничений.
Обеспечение исполнения контракта (ОИК) непосредственно соотносится с размером аванса. Если установленное в соответствии с законом 44-ФЗ ОИК ниже предоплаты, его увеличивают, чтобы названные суммы оказались равны. Об этом говорится в ч. 6 ст. 96 упомянутого выше закона.
Также нужно понимать, что существует связь между антидемпинговыми мерами и размером аванса по 44-ФЗ. Если даже после увеличения обеспечения 1,5 раза эта сумма остается меньше установленной предоплаты, то, согласно ч. 1 ст. 37 закона 44-ФЗ, необходимо приравнять ее к авансу.
Преимущества и недостатки авансирования по 44-ФЗ
Использование аванса по 44-ФЗ в 2020 году для бюджетных учреждений имеет как плюсы, так и минусы, о которых важно знать заказчику при проведении тендера.
Предоплата упрощает для исполнителя предзаказ ТРУ – он расходует полученные средства на закупку расходников, может выбрать наиболее подходящего субподрядчика, а не опираться только на свои финансовые возможности.
Правда, интересующий нас подход повышает вероятность потери договора, точнее говоря, все зависит от размера аванса по 44-ФЗ. Ведь исполнитель, получив 100 % предоплаты, может отказаться от выполнения условий контракта. Оговоримся, что за подобные действия закон предусматривает наложение пени, штрафов, занесение сведений в РНП.
Случаи, когда аванс по 44-ФЗ не предоставляется
Закупка ряда ТРУ за счет федерального бюджета не предполагает использования аванса. Речь идет о таких категориях:
1. Товары:
- белье постельное;
- белье столовое;
- занавеси (включая драпировочные) и шторы для интерьеров, а также занавеси и подзоры для кроватей;
- одеяла стеганые, стеганые пуховые, валики, пуфы, подушки, спальные мешки, подобные изделия с пружинами, набитые, наполненные иным материалом, состоящие из пористой резины/пластмассы;
- ковры и ковровые изделия;
- юбки, халаты, блузки, фартуки, жилеты, платья, сорочки, используемые для производственных и профессиональных нужд;
- бумага для печати;
- канцелярские бумажные принадлежности;
- скоросшиватели из бумаги либо картона;
- блокноты, записные книжки, книги для записей;
- моющие и стиральные средства;
- пластмассовые канцелярские/школьные принадлежности;
- лотки, подставки для бумаг, ручек, печатей и подобные офисные или канцелярские предметы, изготовленные из недрагоценных металлов (за исключением офисной мебели);
- детали для скоросшивателей, папок, канцелярские зажимы и подобные канцелярские принадлежности и скобы в виде полос из недрагоценных металлов;
- ПК массой до 10 кг – к ним относятся ноутбуки, планшеты, карманные компьютеры, в том числе имеющие функцию мобильного телефона, электронные записные книжки, иная подобная техника;
- пользовательское оборудование телефонной или телеграфной связи, видеосвязи;
- приемники телевизионные, совмещенные или не совмещенные с широковещательными радиоприемниками или устройствами для записи/воспроизведения звука или изображения;
- аппаратура приемная для радиотелефонной или радиотелеграфной связи, не относящаяся к остальным группам товаров;
- легковые автомобили;
- автотранспортные грузовые средства;
- шариковые ручки, ручки и маркеры с фетровым наконечником и из других пористых материалов, механические карандаши;
- карандаши, в том числе цветные, грифели для карандашей, пастель, угольные карандаши для рисования, мелки для письма и рисования, портновские мелки.
2. Услуги:
- по текущему техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей и легковых грузовых автотранспортных средств – в данную группу не входит ремонт электрооборудования, шин и кузовов;
- по обслуживанию компьютеров и периферийного оборудования;
- по ремонту коммуникационных устройств;
- по ремонту мебели и предметов домашнего обихода.
Размер аванса по 44-ФЗ в 2020 году
С конца марта 2020 г. перестал действовать запрет на использование авансового платежа для покупки ПК до 10 кг, то есть ноутбуков, планшетов.
Также данное правило относится к телефонам, оборудованию для видеосвязи, приемной аппаратуре радиотелефонной, радиотелеграфной связи, телевизорам – при условии, что речь идет о технике отечественного производства.
Перечень последней устанавливает единый реестр радиоэлектронной продукции.
Постановление Правительства от 09.12.2017 г. № 1496, известное как Положение об исполнении бюджета, вводит ограничение по размеру аванса. Также в данном акте содержатся основания, которые могут использоваться для применения предоплаты бюджетными учреждениями в 2020 году.
Устанавливая размер аванса по 44-ФЗ, необходимо зафиксировать, что сумма остальной оплаты по контракту не превышает разницу:
- Между стоимостью поставленных ТРУ и размером аванса по 44-ФЗ после электронного аукциона или торгов в другом формате. Данное правило действует для госконтрактов, в которых отсутствуют этапы исполнения либо они выполняются друг за другом.
- Между стоимостью полученных ТРУ и суммой, рассчитанной на основе абз. 1 пп. «а» п. 18 Положения об исполнении бюджета. При этом для этапов работы предусмотрены частично совпадающие или идентичные сроки.
4 совета по составлению контракта с предоставлением аванса по 44-ФЗ
Чтобы соблюсти требования закона 44-ФЗ по выплате аванса, при составлении контракта необходимо следовать таким нормам:
- Откажитесь от фиксации максимального или минимального допустимого размера аванса по 44-ФЗ при заключении договора с единственным поставщиком или в другом формате, не прописывая конкретную сумму.