Новое

Освежение государственных резервов

Методические рекомендации по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. — М.: ООО  «ММТиДО», 2006. — 312 с.

Методические рекомендации по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — Методические рекомендации) разработаны в целях дальнейшего совершенствования методического обеспечения и повышения эффективности работы по созданию и использованию резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС). Они разработаны с учетом действующих нормативных правовых, руководящих и методических документов и на основе накопленного в МЧС России опыта создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов дляликвидации ЧС различного характера.

  • В Методических рекомендациях изложены принципы создания, хранения, замены, освежения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также порядок отчетности о состоянии резервов материальных ресурсов.
  • В Приложениях к Методическим рекомендациям представлены:
  • основные положения действующих нормативных правовых, руководящих и методических документов (в извлечении) по вопросам создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
  • примерная номенклатура резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
  • типовые документы по созданию и использованию резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
  • категории условий хранения материальных ресурсов;
  • методические принципы определения потребности в резервах, нормы и нормативы первоочередного жизнеобеспечения населения в ЧС;
  • формы донесений по вопросам резервов материальных ресурсов;
  • перечень мероприятий по организации жизнеобеспечения населения в случаях ЧС;
  • показатели суровости природных условий регионов Российской Федерации;
  • нормы обеспечения населения бытовым топливом и теплом с учетом региональных особенностей и природно-климатических условий;
  • общие требования безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ;

технические характеристики железнодорожного подвижного состава, транспортных самолетов и вертолетов, в т.ч. размеры багажных (грузовых) помещений, люков и входных дверей транспортных самолетов и вертолетов;

основные характеристики технической оснащенности складов.

Методические рекомендации предназначены для оказания практической помощи федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, территориальным органам МЧС России в решении вопросов по созданию и использованию резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС.

Методические рекомендации разработаны авторским коллективом в составе: Павловой О.И., Гульбасовой Л.А., Дорошенко И.Л. (УФПТ МЧС России) и к.т.н. Полякова А.А. (ФГУ ВНИИ ГОЧС) под общей редакцией начальника Управления федеральной поддержки территорий МЧС России Х.И. Бекова.

  1.                                                                                                                         ©МЧС России, 2006
  2.          © ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2006
  3. ВВЕДЕНИЕ

Эффективность ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – ЧС) во многом определяется наличием материальных ресурсов.

Достаточность продовольствия, пищевого сырья, медицинского имущества, медикаментов, транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты и других материальных ресурсов позволяет в минимальные сроки локализовать ЧС, уменьшить масштабы ее последствий, устранить непосредственную опасность для жизни и здоровья людей и, как следствие, решить главную задачу – спасти и организовать первоочередное жизнеобеспечение пострадавших.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера (далее – резервы материальных ресурсов) являются запасами материальных ценностей, предназначенными для экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения ЧС.

Они используются при аварийно-спасательных и других неотложных работах, проводимых при возникновении ЧС и направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Устранение непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, развертывание и содержание временных пунктов проживания и питания пострадавшего населения, оказание им единовременной материальной помощи, другие первоочередные мероприятия, связанные с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения, –  все это осуществляется за счет материальных ценностей, входящих в резервы.

Созданные резервы позволяют немедленно принимать меры по оперативному реагированию на ЧС.

Как устроен Росрезерв и что в нем хранится

Андрей Бушин

разобрался в резервах

Профиль автора

Росрезерв — одна из самых закрытых государственных структур: это агентство, которое хранит ценности на случай войны, мобилизации и чрезвычайных ситуаций.

Многие никогда не слышали о его существовании, и неудивительно. Почти все сведения о Росрезерве охраняются государственной тайной, но какая-то информация — публичная. Расскажу, что известно об этом агентстве из открытых источников, а также в чем сакральный смысл знаменитой тушенки от Росрезерва.

Вы узнаете

Чтобы кайфовать от новых знаний. Акция действует до 31 июля Выбрать курс

Централизованно накапливать ресурсы для государственных нужд начали еще в Русском царстве в 16 веке.

Тогда это называлось «житный приказ» — Росрезерв того времени. На его складах хранилось продовольствие для выдачи населению в годы потери урожая из-за погоды или боевых действий.

Кто его учредил, доподлинно неизвестно, но историки склоняются к тому, что это был Иван Третий или Иван Четвертый Грозный.

Позже, в Советском Союзе был Госрезерв — предок Росрезерва. Кроме продовольствия там запасали ресурсы военного и другого стратегически важного назначения, например топливо и стройматериалы.

Росрезерв занимается накоплением, хранением, охраной и распределением ценностей, необходимых в экстренных ситуациях: продовольствия, строительных материалов, медикаментов, одежды и прочего. Что конкретно и сколько в нем хранится — государственная тайна.

Деньги в хранилищах Росрезерв не держит — они лежат в золотовалютном резерве, которым управляет Центральный банк.

Таким образом, Росрезерв — это агентство, которое управляет Госрезервом, то есть предметами на складах. Может случиться, например, что управляющее Госрезервом учреждение поменяет название, но сам фонд останется.

Росрезерв соблюдает неснижаемый уровень запасов — они всегда должны быть в избытке. Финансируется это из федерального бюджета.

В 2017—2020 годы на Росрезерв ежегодно уходило около 0,55% бюджета. В 2020 году агентству выделили 125,5 млрд рублей: это сопоставимо с затратами государства на поддержку культуры — 128,2 млрд рублей, и СМИ — 121,1 млрд рублей. В 2021 году расходы резко выросли — до 207,4 млрд рублей, или 0,84% федерального бюджета.

Источники: Росказначейство и Закон от 14.07.2021 № 249-ФЗ

Источники: Росказначейство и Закон от 14.07.2021 № 249-ФЗ

Росрезерв накапливает, хранит и использует ценности. Для этого по всей стране разбросаны управления и склады агентства. Практически вся деятельность Росрезерва — государственная тайна. Однако некоторые подробности о своей работе он все же сообщает. Вот что известно о фонде по его же сообщениям за последний год:

Росрезерв закупает у бизнеса товары для пополнения и освежения запасов. Что и в каких количествах закупает агентство — тоже тайна. Но организация контролирует качество продукции и даже публикует результаты конкурсов. Например, Росрезерв называл лучших поставщиков мясных консервов.

Иногда на рынке можно встретить продукты со значками «Изготовлено для Росрезерва». Сама по себе маркировка этого не означает и, скорее всего, — это лишь маркетинговая уловка.

Росрезерв не только владеет собственными хранилищами, но и арендует складские помещения. Он организует их охрану и проводит проверки безопасности совместно с правоохранительными органами.

Стандарты Росрезерва не публичны, но вполне может оказаться, что эта тушенка им соответствует. Источник: консервы56.рф

Как Росрезерв реализует продукцию с истекающим сроком годности. Запасы должны быть качественными, поэтому, если срок хранения истекает, то их обновляют: Росрезерв занимается так называемым выпуском материальных ценностей — продает то, что нуждается в замене.

Список товаров и их количество — государственная тайна. Тем не менее есть перечень групп товаров, участвующих в торгах. По ним можно получить общее представление о том, что находится на складах агентства. Вот они:

  • продукция сельского хозяйства и охоты;
  • продукция лесоводства и лесозаготовок;
  • уголь, нефтепродукты, металлические руды и продукция горнодобывающих производств;
  • продукты, напитки, табачные изделия;
  • текстиль, кожа и изделия из них;
  • древесина, изделия из дерева и пробки, мебель;
  • материалы для плетения и плетеные изделия;
  • бумага и изделия из бумаги;
  • химические вещества и продукты;
  • лекарства и медицинские материалы;
  • стекло, гипс, цемент и другие неметаллические продукты из минералов;
  • металлы, готовые металлические изделия;
  • электрическое, компьютерное, электронное и оптическое оборудование;
  • транспорт, прицепы и полуприцепы;
  • машины и оборудование, не включенные в другие категории.

Кроме того, на складах хранятся «материальные ценности на ответственном хранении» и «спецпродукция особого назначения» — что это такое, тоже тайна.

Где находятся склады Росрезерва и можно ли на них попасть. Расположение складов Росрезерва — тайна. Попасть на них свободно не получится, хотя иногда туда пускают журналистов.

Собственной продукции у Росрезерва нет. В обычных магазинах можно встретить те же товары, что на складах Росрезерва. Например, тушенка, которую вы берете в поход, вполне может оказаться той же, что покупает Росрезерв. Но узнать это наверняка не получится — информация засекречена.

Так или иначе, какими-то чудесными свойствами продукция из Росрезерва не обладает. Можно лишь предполагать, что срок годности таких товаров подходит к концу.

По запросу «тушенка Росрезерва» поисковик выдаст множество вариантов, но это совсем не значит, что продукция пришла со складов организации

  1. Росрезерв — организация, которая хранит запасы на экстренные случаи: мобилизация, эпидемия, неурожай и прочие неприятности. Подчиняется напрямую правительству.
  2. Что и где конкретно хранит Росрезерв — гостайна. Свободно попасть на склады не получится, купить оттуда продукцию тоже. Но найти в магазинах ее можно — перед истечением сроков годности фонд распродает запасы.
  3. Специальной маркировки у продукции со складов Росрезерва нет. Понять, что ее купили у Росрезерва, можно лишь из накладных магазина.
  4. Судя по сообщениям самого Росрезерва, агентство периодически передает гуманитарную помощь — как в российские регионы, так и в другие страны.
  5. Когда именно необходимо пользоваться запасами Росрезерва, решает правительство, выпуская соответствующее постановление.
Читайте также:  Разрешение на снятие плодородного слоя

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.

Операции с материальными ценностями мобилизационного резерва

  • Основные термины и определения:
  • поставка материальных ценностей в государственный резерв — закупка и (или) отгрузка (доставка) материальных ценностей в организации для хранения;
  • закладка материальных ценностей в государственный резерв — принятие материальных ценностей для хранения в государственном резерве;
  • выпуск материальных ценностей из государственного резерва — реализация или безвозмездная передача материальных ценностей государственного резерва определенному получателю (потребителю) либо реализация их на рынке;
  • ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва — хранение заложенных в государственный резерв материальных ценностей у поставщика (производителя) или у получателя (потребителя) без предоставления ему права пользования этими материальными ценностями до принятия в установленном порядке решения о выпуске их из государственного резерва;
  • освежение запасов государственного резерва — выпуск материальных ценностей из государственного резерва в связи с истечением установленного пока хранения материальных ценностей, тары, упаковки, а также вследствие возникновения обстоятельств, могущих повлечь за собой порчу или ухудшение качества хранимых материальных ценностей до истечения установ­ленного срока их хранения, при одновременной поставке и закладке равного количества аналогичных материальных запасов;
  • заимствование материальных ценностей из государственного резерва — выпуск материальных ценностей из государственного резерва на определенных условиях с последующим возвратом в государственный резерв рав­ного количества аналогичных материальных ценностей;
  • разбронирование материальных ценностей государственного резерва — выпуск материальных ценностей из государственного резерва без после­ дующего возврата;
  • замена материальных ценностей государственного резерва — выпуск материальных ценностей из государственного резерва при одновременной закладке в него равного количества аналогичных или других однотипных материальных ценностей в связи с изменением стандартов и технологии изготовления изделий, предусмотренных мобилизационным заданием.

Запасы материальных ценностей государственного резерва размещаются на предприятиях, в учреждениях и организациях, специально предназначен­ных для хранения таких запасов. Размещение объектов для хранения запа­сов государственного резерва планируется и осуществляется Федеральным агентством по государственным резервам, по согласованию с органами госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации и в порядке, установ­ленном Правительством Российской Федерации.

Запасы мобилизационного резерва размещаются на предприятиях, в учре­ждениях и организациях, которым установлены мобилизационные задания. Часть запасов государственного резерва при необходимости также размеща­ется на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики на ответственное хранение (пункты ответственного хранения).

  1. Пункты ответственного хранения не имеют права самостоятельно заклю­чать в отношении материальных ценностей государственного резерва сделки купли, продажи, обмена, аренды и отчуждения их в любых формах, включая акционирование.
  2. Предприятия, учреждения и организации различных отраслей экономи­ки, осуществляющие хранение материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов, несут ответственность за их количественную и качественную сохранность, складирование, обеспечивающее установленные режимы хранения, организацию учета и отчетности по ним.
  3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации долж­ны обеспечивать соблюдение требований действующего законодательства по формированию, хранению и использованию запасов материальных ценно­стей государственного и мобилизационного резервов, размещенных на подведомственной им территории.
  4. Услуги пунктов ответственного хранения оплачиваются Федеральным агентством по государственным резервам, или его окружными управлениями в субъектах Российской Федерации в соответствии с заключенными догово­рами на ответственное хранение материальных ценностей.

Поставка материальных ценностей осуществляется в целях их накопле­ния в соответствии с установленными мобилизационными заданиями, воз­врата ранее заимствованных, замены и освежения накопленных запасов, яв­ляется одним из видов поставки продукции для федеральных нужд и включа­ется в проект государственного оборонного заказа, утверждаемого ежегодно постановлением Правительства Российской Федерации по обобщенным за­явкам, представляемым в Росрезерв Разработчиками плана. После утвержде­ния Росрезервом предварительных объемов финансирования Разработчики плана направляют Исполнителям уведомления для заключения договоров на поставку материальных ценностей в мобрезерв. Торги на поставку мате­риальных ценностей проводятся окружными управлениями Росрезерва. Ис­полнители мобилизационного плана в договорах на поставку материальных ценностей фигурируют в роли получателя, плательщика — окружные управ­ления Росрезерва, поставщика — предприятия (организации), независимо от форм собственности, выигравшие конкурс на поставку продукции.

Материальные ценности, закладываемые в мобрезерв, должны соответ­ствовать утвержденной номенклатуре, отвечать требованиям технической документации, а их качество подтверждаться сертификатам, паспортами, протоколами испытаний и др., закладываться на хранение целыми едини­цами (ящиками, бочками, кипами и т.п.). Исполнители, хранящие матери­альные ценности, освобождаются от возврата поставщикам тары всех видов впредь до их выпуска из резерва.

  • Разработчики плана в мирное время имеют право разрешать Исполнителям по согласованию с Росрезервом:
  • — разбронировать для развертывания в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации специальных формирований и учрежде­ний военного времени материальные ценности мобилизационного резерва;
  • — использовать материальные ценности, предназначенные для развертывания спецформирований и учреждений военного времени, при проведенииученых сборов и учений личного состава формирований и учреждений соответствии с планами, но не более чем в течение 3-х месяцев (без оплаты ихстоимости), с возвратом их в мобрезерв без ухудшения качественного состояния. При этом использовать материальные ценности в текущей работе запрещается;
  • — перемещать материальные ценности от одних Исполнителей к другим;
  • — проводить замену и освежение материальных ценностей с разрывом во времени между выпуском и закладкой до 6 месяцев;
  • — уничтожать в порядке, установленном разработчиком плана, материальные ценности в связи с истечением сроков их годности, которые не могут быть использованы для текущих нужд здравоохранения;
  • — разбронировать материальные ценности, хранение которых не вызывается необходимостью в связи с уточнением номенклатуры или объемов нако­пления (как правило после предварительной оплаты).

Выпуск материальных ценностей в порядке заимствования и разбронирования производится по ходатайству Разработчика плана или Исполнителя.

Наосновании заключений Минэкономразвития России и Росрезерва и по Решению Правительства Российской Федерации, в котором определяются Получатели, сроки и условия выпуска, порядок и сроки их возврата.

При разбронировании материальных ценностей порядок и сроки возврата не оговариваются.

Разработчики плана имеют право самостоятельно или на основании за­просов МЧС России, органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации заимствовать материальные ценности из мобилизацион­ного резерва, необходимые для осуществления первоочередных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, с последующим док­ладом в 10-дневный срок Правительству Российской Федерации и одно­временным внесением в установленном порядке проекта решения Прави­тельства Российской Федерации по данному вопросу с указанием сроков и порядка расчетов за заимствованные материальные ценности и сроков возврата их в резерв.

Выпуск материальных ценностей в порядке замены и освежения произ­водится на основании решений Росрезерва, с учетом сроков годности или хранения этих ценностей, а при необходимости с разрывом во времени меж­ду выпуском и закладкой до 6 месяцев.

При введении в действие мобилизационного плана экономики Рос­сийской Федерации Разработчикам плана предоставляется право разре­шать Исполнителям разбронировать из мобилизационного резерва накоп­ленные материальные ценности для выполнения установленных заданий. Порядок их оплаты определяется решением Правительства Российской Федерации.

Операции с материальными ценностями мобилизационного резерва

  • К операциям с материальными ценностями мобилизационного резерва относятся:
  • · поставка материальных ценностей в государственный резерв – это закупка и отгрузка материальных ценностей в организации для хранения;
  • · закладка материальных ценностей в государственный резерв – это принятие материальных ценностей для хранения в государственном резерве;
  • · выпуск материальных ценностей из государственного резерва – это реализация или безвозмездная передача ценностей государственного резерва определенному получателю либо реализация их на рынке;
  • · ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва – это хранение заложенных в государственный резерв материальных ценностей у поставщика или у получателя без предоставления ему права пользования этими ценностями до принятия решения о выпуске их из государственного резерва;
  • · освежение запасов государственного резерва – это выпуск материальных ценностей из государственного резерва в связи с истечением установленного срока хранения, а также вследствие возникновения обстоятельств, которые могут повлечь за собой порчу хранимых ценностей до истечения срока их хранения, при одновременной закладке равного количества аналогичных материальных запасов;
  • · заимствование материальных ценностей из государственного резерва – это выпуск материальных ценностей из государственного резерва на определенных условиях с последующим возвратом в государственный резерв равного количества аналогичных материальных ценностей;
  • · разбронирование материальных ценностей государственного резерва – это выпуск материальных ценностей из государственного резерва без последующего возврата;
  • · замена материальных ценностей государственного резерва – это выдача материальных ценностей из государственного резерва при одновременной закладке в него равного количества однотипных ценностей в связи с изменением стандартов и технологии изготовления изделий, предусмотренных мобилизационным заданием.
  • Запасы материальных ценностей государственного резерва размещаются на предприятиях, в учреждениях и организациях, специально предназначенных для хранения таких запасов.
  • Размещение объектов для хранения запасов государственного резерва планируется и осуществляется Федеральным агентством по государственным резервам, по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и в порядке, установленном Правительством РФ.
Читайте также:  Сборник классификационных мнений

Запасы мобилизационного резерва размещаются на предприятиях, в учреждениях и организациях, которым установлены мобилизационные задания. Часть запасов государственного резерва при необходимости размещается также на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики на ответственное хранение (пункты ответственного хранения).

  1. Пункты ответственного хранения не имеют права самостоятельно заключать в отношении материальных ценностей государственного резерва сделки купли, продажи, обмена, аренды и отчуждения их в любых формах, включая акционирование.
  2. Предприятия и учреждения различных отраслей экономики, осуществляющие хранение материальных ценностей государственного мобилизационного резерва, несут ответственность за их количественную и качественную сохранность, складирование, обеспечивающее установленные режимы хранения, организацию учета и отчетности по ним.
  3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны обеспечивать соблюдение требований действующего законодательства по формированию, хранению и использованию запасов материальных ценностей государственного мобилизационного резерва, размещенных на подведомственной им территории.
  4. Услуги пунктов ответственного хранения оплачиваются Федеральным агентством по государственным резервам, или его окружными управлениями в субъектах Российской Федерации в соответствии с заключенными договорами на ответственное хранение материальных ценностей.

Поставка материальных ценностей осуществляется в целях их накопления в соответствии с установленными мобилизационными заданиями, возврата ранее заимствованных запасов, замены и освежения накопленных запасов.

Она является одним из видов поставки продукции для федеральных нужд и включается в проект государственного оборонного заказа, утверждаемого ежегодно Постановлением Правительства по обобщенным заявкам, представляемым в Росрезерв Разработчиками плана.

  • Материальные ценности, закладываемые в мобилизационный резерв должны:
  • 1) соответствовать утвержденной номенклатуре;
  • 2) отвечать требованиям технической документации;
  • 3) подтверждаться сертификатами качества, паспортами, протоколами испытаний и др.;

4) закладываться на хранение целыми единицами (ящиками, бочками, кипами и т.п.).

  1. Разработчики плана в мирное время имеют право разрешать Исполнителям по согласованию с Росрезервом:
  2. 1) разбронировать материальные ценности мобилизационного резерва для развертывания в соответствии с решениями Правительства специальных формирований и учреждений военного времени;
  3. 2) использовать материальные ценности, предназначенные для развертывания спецформирований и учреждений военного времени, при проведении ученых сборов и учений личного состава формирований и учреждений в соответствии с планами, но не более чем в течение 3-х месяцев, с возвратом их в мобрезерв без ухудшения качественного состояния;
  4. 3) перемещать материальные ценности от одних Исполнителей к другим;
  5. 4) проводить замену и освежение материальных ценностей;
  6. 5) уничтожать в установленном порядке материальные ценности в связи с истечением их сроков годности;
  7. 6) разбронировать материальные ценности, хранение которых не вызывается необходимостью, в связи с уточнением номенклатуры или объемов.
  8. Выпуск материальных ценностей в порядке заимствования и разбронирования производится по ходатайству Разработчика плана или Исполнителя на основании заключений Минэкономразвития России и Росрезерва и по решению Правительства, в котором определяются получатели, сроки и условия выпуска, порядок и сроки их возврата.
  9. Разработчики плана имеют право самостоятельно или на основании запросов МЧС России, органов исполнительной власти субъектов заимствовать материальные ценности из мобилизационного резерва, необходимые для осуществления первоочередных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, с последующим докладом в 10-дневный срок Правительству РФ с указанием сроков и порядка расчетов за заимствованные материальные ценности и сроков возврата их в резерв.
  10. Выпуск материальных ценностей в порядке замены и освежения производится на основании решений Росрезерва, с учетом сроков годности хранения этих ценностей.
  11. При введении в действие мобилизационного плана экономики России Разработчикам плана предоставляется право разрешать Исполнителям разбронировать из мобилизационного резерва накопленные материальные ценности для выполнения установленных заданий.
  12. Учет и отчетность.

Учет и отчетность по материальным ценностям мобилизационного резерва регламентируется «Инструкцией об учете, отчетности и качественном состоянии материальных ценностей мобрезерва Российской Федерации» от 08.04.1993 года № М011-2/376 Комитета Российской Федерации по государственным резервам.

Применение имущественной ответственности по операциям с материальными ценностями государственного резерва

Арбитражные споры № 2 (50) 2010

Рубрика: Судебная практика. Анализ

06.04.2010

Федеральный закон от 29 декабря 1994 г.

№ 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (далее — Закон о госрезерве) устанавливает общие принципы формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов государственного материального резерва — особого федерального (общероссийского) запаса материальных ценностей, который предназначен для использования в целях и порядке, предусмотренных данным федеральным законом.

В состав государственного материального резерва входят запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации, запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (статья 1).

Имущественной ответственности по операциям с материальными ценностями посвящена глава IV Закона о госрезерве и, в частности, статья 16, которой предусмотрено 11 видов неустойки, взыскиваемой за различные нарушения обязательств поставщиками, ответственными хранителями, получателями и подрядчиками.

Проведенный анализ судебной практики показал, что в подавляющем большинстве случаев предметом рассмотрения в судах стал вопрос об имущественной ответственности организаций за необеспечение количественной сохранности материальных ценностей мобилизационного резерва (пункт 8 статьи 16 Закона о госрезерве) и за нарушение правил и условий хранения, несвоевременное освежение и замену материальных ценностей государственного резерва, а также за хранение материальных ценностей, не соответствующих утвержденной номенклатуре, действующим стандартам и техническим условиям (пункт 12 статьи 16 Закона о госрезерве). Судебные разбирательства, связанные с применением иных пунктов статьи 16 За кона о госрезерве, в целом по стране единичны.

Рассмотренные начиная с 01.01.06 Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа (далее — ФАС СЗО) дела по упомянутой категории споров подтверждают характер сложившейся судебной практики.

Ранее 2006 г. (в 2004 г.

) ФАС СЗО рассмотрел лишь одно дело (№ А66-6238-03) по вопросу о правильности применения к соответствующей организации штрафа и пеней за несвоевременное выполнение указаний федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным резервом, и его территориальных органов об отгрузке материальных ценностей государственного резерва (пункт 4 статьи 16 Закона о госрезерве).

  • Согласно пункту 8 статьи 16 Закона о госрезерве за необеспечение количественной сохранности материальных ценностей государственного резерва с организаций — ответственных хранителей взыскиваются пени в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от стоимости недостающих материальных ценностей за каждый день до полного восстановления их запасов в государственном резерве.
  • Субъектами ответственности являются организации,осуществляющие ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва.
  • В соответствии с пунктом 12 статьи 16 Закона о госрезерве в случае нарушения правил и условий хранения, несвоевременного освежения и замены материальных ценностей государственного резерва, а также хранения материальных ценностей, не соответствующих утвержденной номенклатуре, действующим стандартам и техническим условиям, несвоевременного представления установленной отчетности организации, осуществляющие ответственное хранение, уплачивают штраф в размере 20 процентов стоимости материальных ценностей по операциям, с которыми допущено нарушение.
  • Субъектами ответственности в силу приведенных выше норм, а так же пунктов 2, 4, 5 и 9 статьи 16 Закона о госрезерве являются организации, осуществляющие ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва.

Согласно статье 11 названного Федерального закона запасы материальных ценностей, входящие в состав государственного материального резерва, размещаются в организациях, специально предназначенных для его хранения, а также частично могут храниться в иных организациях (промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и др.) независимо от форм собственности и организационно-правовых форм; перечень организаций, осуществляющих ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва, номенклатура и объем хранения этих ценностей определяются мобилизационным и другими специальными планами; возмещение затрат организациям, осуществляющим ответственное хранение государственного резерва, производится в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункты 1, 2, 3 и 5).

Номенклатура материальных ценностей в государственном резерве и нормы их накопления, порядок разработки этих норм и номенклатуры устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Равно как номенклатура и объем хранения материальных ценностей государственного резерва, перечень организаций, осуществляющих их ответственное хранение, определяется мобилизационным и другими специальными планами, которые необходимо довести до сведения хранителя.

Федеральное государственное унитарное предприятие «10 Ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод» Министерства обороны Российской Федерации (далее — Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального агентства по государственным резервам (далее — Управление Росрезерва) по взысканию штрафных санкций и признании не подлежащим исполнению инкассового поручения о взыскании штрафа за несвоевременное освежение и нарушение условий хранения материальных ценностей мобилизационного резерва.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда, заявление удовлетворено.

Читайте также:  Острый бронхит стандарт

Суды исходили из отсутствия у Предприятия статуса ответственного хранителя мобилизационного резерва в связи с принятием решения о разбронировании материальных ценностей и заключением договора купли-продажи таких ценностей с ООО «Нева-Центр».

В кассационной жалобе Управление Росрезерва ссылалось на не правильное применение пункта 4 статьи 11, пункта 2 статьи 13, пункта 12 статьи 16 Закона о госрезерве (с последующими изменениями и дополнениями), Положения о мобилизационном резерве. По мнению Управления Росрезерва, судами не учтены распоряжения Федерального агентства по государственным резервам о приостановлении реализации материалов мобилизационного резерва, подлежащих разбронированию.

В отзыве на кассационную жалобу Предприятие указало на то, что к моменту взыскания штрафа с него снято задание по накоплению материальных ценностей мобилизационного резерва.

Управлением Росрезерва проведен конкурс отбора покупателей разбронированных материальных ценностей и с его победителем ООО «Нева-Центр» заключен договор купли-продажи.

О необходимости продолжать накопление материальных ценностей мобилизационного резерва после приостановления их реализации Предприятие не уведомлено.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что решение о разбронировании хранимых Предприятием материальных ценностей мобилизационного резерва было принято компетентным органом и доведено до сведения Предприятия. В связи с разбронированием был проведен конкурс и с его победителем — ООО «Нева-Центр» заключен договор купли-продажи. Часть материальных ценностей выкуплена.

Отказывая в удовлетворении кассационной жалобы Управления Рос резерва, суд кассационной инстанции поддержал позицию судов первой и апелляционной инстанций, указав, что Предприятию не может быть поставлено в вину не освежение запасов материальных ценностей, поскольку данных о том, что Предприятие было уведомлено надлежащим образом о восстановлении у него статуса ответственного хранителя материальных ценностей мобилизационного резерва, в материалы дела не представлено.

Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее — ВАС РФ) от 27.02.09 № 2596/09 отказано в передаче указанного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда и постановления ФАС СЗО (дело № А56-31791/2007).

  1. Суждение, высказанное в данном примере, подтверждено постановлениями ФАС СЗО делам № А26-3109/2006-16, № А21-1638/2008с, № А42-932/2008.
  2. Аналогичной позиции придерживались ФАС Северо-Кавказского округа при рассмотрении дела № А18-825/06 и ФАС Центрального округа при рассмотрении дела № А64-2861/07-22.
  3. Приведенными выше нормами статьи 16 Закона о госрезерве предусмотрены различные виды неустоек: за необеспечение количественной сохранности материальных ценностей государственного резерва согласно пункту 8 взыскиваются пени, а по операциям, с которыми допущены упомянутые в пункте 12 нарушения, — штраф.
  4. Однако и в том и в другом случае размер неустойки определяется в зависимости от стоимости материальных ценностей, с которыми допущено нарушение.

Управление Федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному федеральному округу обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Северному межрегиональному территориальному управлению по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее — Северное УГМС) о взыскании на основании пункта 12 статьи 16 За кона о госрезерве (с последующими изменениями) штрафа за не обеспечение качественной сохранности материальных ценностей мобилизационного резерва.

Решением Арбитражного суда Архангельской области, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда, штраф с Северного УГМС взыскан частично. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Как отметил ФАС СЗО, оставляя в силе принятые по делу судебные акты, судами правильно установлено, что размер штрафа определен от всего объема материальных ценностей, в то время как допущено нарушение условий хранения только по отдельным наименованиям таких ценностей. С учетом этого штраф взыскан в размере 20 процентов от стоимости таких ценностей ( дело № А05-9298/2007).

Такую же позицию занял ФАС СЗО и при рассмотрении дела № А05-11302/2006-3.

При рассмотрении споров о взыскании неустойки за необеспечение количественной сохранности материальных ценностей суд исходит из того, что стоимость недостающих материальных ценностей должна исчисляться на основе рыночных цен. Такая позиция мотивируется следующим.

Согласно статьям 901 и 902 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) хранитель отвечает за утрату переданных на хранение вещей.

В силу статьи 13 Закона о госрезерве и пункта 5 Правил погашения юридическими лицами задолженности по заимствованиям и (или) самовольно израсходованным на 1 января 2001 г. материальным ценностям государственного материального резерва (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.

02 № 791) восстановление разбронированных материальных ценностей в мобилизационном резерве уже не требуется и они подлежат оплате в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 10 названных Правил размер задолженности устанавливается исходя из средних рыночных цен на товары, аналогичные самовольно израсходованным материальным ценностям государственного материального резерва, на день составления акта сверки, и подлежит уточнению с учетом рыночных цен на день погашения долга (части долга в соответствии с графиком).

Пунктом 35 Инструкции о порядке финансирования и расчетов за материальные ценности мобилизационного резерва от 16.05.

95 определено, что материальные ценности, разбронированные из мобилизационного резерва в установленном порядке, но своевременно не выпущенные из мобилизационного резерва и не оплаченные ответственным хранителем, должны дооцениваться до цен, действующих на указанные материальные ценности на момент оплаты их стоимости территориальному управлению Роскомрезерва (ныне — территориальному управлению Федерального агентства по государственным резервам).

На необходимость применения рыночных цен при определении недостающих материальных ценностей указано в судебных актах по делам ФАС СЗО № А42-1260/2007с/м и ФАС Северо-Кавказского округа № А53-193/2007-С3-12(с) и № А20-2190/2007-С.

Как уже отмечалось, за необеспечение количественной сохранности материальных ценностей государственного резерва предусмотрена неустойка в виде пеней (пункт 8 статьи 16 Закона о госрезерве). Поскольку пеня устанавливается в качестве меры ответственности на случай длящегося неисполнения, размер ее взыскания пропорционален продолжительности просрочки.

Названной нормой Закона о госрезерве определено, что пени взыскиваются за каждый день до полного восстановления запасов материальных ценностей государственного резерва.

Однако в случае разбронирования восстановление запасов государственного резерва не производится, так как разбронированием является выпуск материальных ценностей из государственного резерва без их последующего воз врата (статья 2 Закона о госрезерве).

С прекращением обязанности по возврату материальных ценностей госрезерва прекращается и имущественная ответственность за необеспечение их количественной сохранности.

Поэтому, применяя положения пункта 8 статьи 16 Закона, следует учитывать, что с прекращением обязанности по возврату материальных ценностей государственного резерва (полное восстановление или разбронирование запасов) прекращается и предусмотренная названной нормой имущественная ответственность за необеспечение их количественной сохранности. Несуществующее обязательство не может обеспечиваться неустойкой.

  • Северо-Западное территориальное управление Росрезерва Федерального агентства по государственным резервам обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к открытому акционерному обществу «Мурманскавтотранс» (далее — Общество) о взыскании стоимости недостающих материалов мобилизационного резерва и штрафных санкций.
  • Решением, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
  • В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и удовлетворить иск частично.
  • ФАС СЗО, проверив законность обжалуемых судебных актов, отменил их в части взыскания штрафных санкций.
  • Кассационная инстанция указала следующее.
  • Распоряжениями Федерального дорожного агентства и Федерального агентства по государственным резервам Обществу разрешено выпустить в порядке разбронирования материальные ценности мобилизационного резерва.
  • При снятии с ответственного хранителя мобилизационного задания восполнение запасов мобилизационного резерва не производится, поскольку разбронированием материальных ценностей является выпуск из государственного резерва без последующего воз врата (статья 2 Закона о госрезерве).

Взыскание пеней за необеспечение количественной сохранности материальных ценностей государственного резерва с организаций — ответственных хранителей предусмотрено пунктом 8 статьи 16 Закона о госрезерве.

В то же время по смыслу названной нормы пени являются одновременно способом обеспечения обязательства по восполнению в государственном резерве недостающих материальных ценностей и соответствующего обязательства и не могут взыскиваться при его отсутствии.

В данном случае с Общества снято задание по накоплению материальных ценностей мобилизационного резерва (дело № А42-1260/2007с/м).

Аналогичную позицию ФАС СЗО занял и при рассмотрении дел № А56-23982/2004с, № А56-36793/2005с, № А21-1201/2007, № А56-43107/2007, № А56-53812/2007.