Новое

Освоение второй профессии

На сегодняшний день все большей популярностью стали пользоваться всевозможные способы освоения «второй профессии», которая носит преимущественно смежный характер (по отношению к основной или уже имеющейся специальности). Сегодня мы расскажем о данном понятии и особенностях получения «смежного профессионального образования».

Понятие смежной профессии

Замечали ли Вы, что зачастую один и тот же сотрудник способен выполнять не только прямые обязанности, но и дополнительные функции во время замещения другого специалиста? Данный навык зародился неспроста.

Во-первых, такой «комбинированный подход» помогает работодателю экономить, а во-вторых – получить «универсального солдата», способного выполнять разносторонние задачи и приносить пользу предприятию.

Притом изучение и овладение новыми полномочиями может быть непосредственно на рабочем месте, а также посредством «переобучения».

Освоение второй профессииКакие бывают профессии?

Профессию называют смежной, если она соответствует следующим критериям:

  • Специалист уже имеет за плечами профессиональное образование, диплом об образовании;
  • Он трудится в рамках конкретного направления или определенной сфере, отрасли;
  • Работник готов освоить дополнительные навыки, схожие с изначально полученной профессией, но требующие дополнительных знаний и компетенций.

Смежной считается та профессия, которая частично пересекается с имеющимися обязанностями, но спектр применения дипломированного эксперта немного иной: работа с новыми инструментами и программами, выполнение иных (новых) обязанностей (отличающихся от текущих) и пр.

Смежная профессия – это дополнительная специализация, которой можно овладеть как по личной инициативе, так и по настоянию работодателя.

В первом случае, индивид повышает уровень компетентности и эрудированности, востребованности и конкурентоспособности на рынке труда, становится «широкоформатным» специалистом, который может трудиться в одной отрасли на разных должностях.

Помните разницу между образованием (специальностью), профессией и должностью? Она здесь очень уместна!

Смежность профессий проявляется в едином общем направлении и разнообразии функций сотрудника, должностных обязанностей и возможностей.

Разница между смежными профессиями, совмещенными профессиями и курсами повышения квалификации

Смежность проявляется, прежде всего, в возможности совмещения различных функции в рамках одной должности. Нередко данную категорию путают с такими понятиями, как «совмещенные программы» или повышение квалификации. Давайте разбираться, что есть что.

Смежная профессия предполагает освоение новой образовательной программы, которая определенным образом будет пересекаться с текущей деятельностью.

При этом трудящийся преследует определенную цель – расширить спектр своего действия, освоив дополнительные, новые научные и практические горизонты.

Основа будет одна – направление или сфера деятельности, отличия – прямые обязанности и функции, инструментарий права и обязанности, ответственность и пр.

Освоение второй профессииСпособы получения профессии

Совмещение профессий предполагает объединение нескольких полномочий (преимущественно разноплановых) в одну программу. Притом совмещаемые профессии могут как, как связанными между собой (иметь сходства), так и кардинально различаться.

Например, экономист может освоить профессию менеджера и заниматься руководящую должность, как над экономическим отделом, так и над любым другим.

При этом «новоиспеченный эксперт» сможет принимать решения и объективно анализировать ситуацию, определять наиболее эффективные решения с учетом «предшествующей специальности».

Повышение квалификации предполагает пополнение знаний более актуальными приемами и методами или тотальную смену деятельности. Здесь происходит совершенствование дипломированного специалиста путем изучения современных тенденций в рамках его работы, имеющегося образования. Смежных или иных отраслей курсы по повышению квалификации не затрагивают.

Исходя из вышесказанного можно отметить следующие особенности смежных профессий:

  • Они всегда имеют общую основу с основным видом деятельности или ранее освоенной программой;
  • Призваны расширить полномочия и возможности специалиста;
  • Содействуют карьерному и доходному росту;
  • Развивают кругозор и повышают уровень эрудиции, профессиональной пригодности, конкурентоспособности на рынке труда;
  • Предполагают возможность делегирования (полного или частичного) полномочий в рамках имеющегося или новоиспеченного образования.

Способы освоения смежных профессий

Чтобы стать «универсальным солдатом» или «широкоформатным» сотрудником, не обязательно поступать в колледжи и вузы, осваивать очередную образовательную ступень или получать второе/последующее образование. Конечно, наличие диплома государственного образца сделает Вас более презентабельным в глазах работодателей.

На практике освоение смежных профессий чаще всего происходит следующим образом:

  • «Без отрыва от производства», то есть непосредственно на рабочем месте. Данная возможность присутствует как у новичком, так и у работников, трудящиеся много лет. Как правило, овладение смежной профессией происходит вынужденно: замена работника на период отпуска или больничного и пр. В этом случае обучение затрагивает лишь основные рабочие моменты: учет, программы, документация и пр. Притом в качестве наставника выступает основной работник или руководство.

Освоение второй профессииВарианты освоения смежной профессии

  • С помощью курсов по повышению квалификации или переподготовки кадров. Здесь обучение просто неизбежно: как минимум несколько лекций и практикумов посетить и выполнить придется. Для получения соответствующего удостоверения или документа необходимо сдать экзамен. Продолжительность обучения зависит от состава программы, учреждения-организатора, формата и пр.
  • Онлайн-платформы, онлайн-школы и курсы. Данный вариант пригоден для «офисников», гуманитариев. Он позволяет изучать новые горизонты в комфортных и удобных условиях, без отрыва от производства и пр.

Чтобы освоение смежной профессии не прошло даром, лучше всего попробовать совмещать теоретическую подготовку в рамках курса, программы при колледже или вузе с практикой – на рабочем месте. Тогда успех будет гарантирован, знания — применимы в реальности, навыки – более отточены, а сам слушатель проникнется новшествами и поймет их суть, возможности использования.

Обзор современных смежных профессий: сходства и отличия

Все смежные профессии объединены отраслью и характером. Поэтому мы решили привести несколько примеров смежных специальностей с кратким описанием основных обязанностей по каждой из них.

Экономика и управление

  • Аудитор – контролирует правильность учета и отражения всех ценностей в документах с учетом действующих форм, бланков, ГОСТов и прочих правил;
  • Экономист – занимается планированием и перераспределением, учетом ресурсов организации, формирует основную экономическую документацию;
  • Бухгалтер – занимается учетом материальных и иных ценностей, формирование финансовой отчетности в соответствующие структуры и ведомства, материально ответственен.

Как мы видим, основная обязанность каждого указанного специалиста разная, но их объединяют следующие четы: обязательно наличие экономического образования, владение специальными программами учета (преимущественно 1С:Предприятие, 1С:Бухгалтерия), проведение экономического анализа объекта, делопроизводство. При желании они могут замещать друг друга, уточнив нюансы работы и новой должности, попрактиковавшись.

Освоение второй профессииСходства и возможности смежных профессий

Юриспруденция

Обучение на ЮрФаке позволяет получить как общую, так и узкоспециализированную подготовку:

  • Юрист общего профиля (консультант) – консультирование посетителей по общим вопросам, подготовка документов (иски, заявление и пр.);
  • Юрист по административным делам – консультация по вопросам, связанным с нарушением или действием КоАП;
  • Юрист по гражданскому делопроизводству – консультации, решение спорных вопросов, оформление документов, оспаривание сделок и пр.;
  • Арбитражный управляющий – поиск способов по ликвидации долгов, оценка имущества, проведение мероприятий по финансовому оздоровлению или реализации имущества должника, подготовка мирового соглашения и пр.;
  • Специалист по недвижимости – помощь в проведении сделок с недвижимостью, оформление договоров купли-продажи, задатка, консультирование, показ недвижимости и пр.;
  • Государственный служащий;
  • Нотариус – подготовка исков, заявлений, заверение документов, консультационные услуги, помощь при вступлении в наследство, оформление завещаний и дарственных и пр.

Все эти эксперты могут оказывать консультационные услуги в общем ракурсе, а также непосредственно в рамках конкретной правовой отрасли. При освоении узкопрофилированного направления юрист сможет более точно и верно выбрать тактик для своего поверенного, подготовить полный пакет документов и пр.

Образование

Педагогическое образование позволяет квалифицированным специалистам без особого т руда как совмещать, так и осваивать смежные профили самостоятельно, полагаюсь на собственный опыт, методику, знания. В частности, преподаватели могут трудиться в следующих ракурсах:

  • В государственных учреждениях: школах, колледжах, вузах и пр. Основная должность – учитель, преподаватель;
  • Частная деятельность и практика: развитие частной школы, репетиторство;
  • Работа в качестве социального педагога с ведением соответствующей документации, работа с трудными детьми, малообеспеченными или неблагополучными семьями, взаимодействие с участковым, отделом ПДН и пр.;
  • Воспитатель – развитие детей определенного возраста.

Во всех случаях, преподаватель занимается развитием подопечных согласно своей профессии, возможностей и ракурса (предметной области).

Освоение смежной профессии способствует повышению уровня компетентности и профессиональной пригодности, расширяя спектр применения дипломированного специалиста или практика.

Более того работодатели только приветствуют саморазвитие и самообразование подчиненных, оптимизируя штат и затраты.

Как сменить профессию и не потерять время и деньги

Существует два пути смены профессии:

Первый — отучиться в вузе или ссузе по новой специальности и получить диплом государственного образца. Однако этот путь не гарантирует, что за время учёбы вы не поймёте, что эта профессия, как и предыдущая, вам не подходит или просто разонравилась, и затраченные время и деньги окупятся.

Второй — сделать ставку на быстрое обучение, когда вы тратите максимум год, а дальше — одновременно работаете и развиваетесь в профессии.

https://www.youtube.com/watch?v=6ziynPlEE_M\u0026pp=ygUw0J7RgdCy0L7QtdC90LjQtSDQstGC0L7RgNC-0Lkg0L_RgNC-0YTQtdGB0YHQuNC4

Прежде чем выбрать вариант с краткосрочным обучением, нужно понять, принимают ли работодатели в этой отрасли людей после курсов и на какую скорость карьерного роста вы можете рассчитывать. Например, в ИТ-сфере, которая испытывает дефицит кадров, компании легко трудоустраивают новичков и, более того, часто обучают их за свой счёт.

Читайте также:  Регламент рим II

При этом есть сферы и компании, в которые устроиться после курсов можно, но карьерный и зарплатный рост займёт много времени.

Освоение второй профессииДмитрий Федосеев, перфоманс-директор OMD OM Group «Обычно в крупных рекламных агентствах человек, который недавно переквалифицировался в новую профессию, может претендовать только на стартовые позиции.
Если реального опыта ведения проектов не было, вряд ли его возьмут на более высокую должность — это рискованно для компании. Это значит, что какое-то время предстоит выполнять базовые функции и получать не самые большие деньги.
Чтобы сделать карьеру с нуля в крупном агентстве, может понадобиться несколько лет.
Бывает, что человеку удаётся быстрее проявить себя. Например, когда он успешно использует знания и навыки из предыдущей профессии. Один из лайфхаков — набраться опыта в стартапе, где мощные темпы и карьерный рост идёт год за два, а потом перейти в крупную компанию уже с хорошим опытом и на более высокие должности.

Кстати, в больших агентствах бывают внутренние перспективные и быстроразвивающиеся направления. Это тоже возможность быстро вырасти, но уже под крылом известного на рынке бренда».

⓵ Проанализировать рынок труда: насколько востребована профессия, нанимают ли работодатели специалистов без опыта, какие навыки требуются в первую очередь, а какие можно получить уже в процессе работы и параллельного обучения.

⓶ Прописать свой возможный профессиональный путь: с какой позиции вы начинаете и кем вы хотите в итоге стать, какие шаги вам нужно будет для этого сделать и сколько времени это займёт. ⓷ Оценить ресурсы: понять, сколько денег и времени потребуется, чтобы обучиться новой специальности, найти работу и пройти испытательный срок.

⓸ Пообщаться с теми, кто уже работает в сфере, о которой вы мечтаете: задать все интересующие вопросы или почитать интервью, истории успеха. Это поможет понять, насколько ваше представление о профессии близко к реальности. ⓹ Проанализировать, какие знания и навыки из предыдущей профессии или жизненного опыта, например хобби, могут вам пригодиться в новой профессии.

Это даст вам большую уверенность в своих силах и поможет на этапе прохождения собеседований работодателю легче принять решение, если он видит, что ваш предыдущий опыт пригодится компании.

После того как вы всё оценили и готовы к переменам — самое время вдохновиться примерами людей, которые уже смогли перейти в новую профессию.

Айгуль более семи лет работала в финансовой сфере: финансистом, аналитиком, аудитором и руководителем финансового отдела. Свободное время уделяла хобби — моде и красоте.

«История, когда человек работал на нелюбимой работе, а потом всё поменял, не про меня. Мне нравилась моя работа, и менять я ничего не хотела».

Айгуль проходила курсы, связанные с модой, для удовольствия. Сначала годовое обучение по стилю, потом курсы шитья и конструирования, после — фешен-скетчинг.

«Так потихоньку я нащупывала в своих увлечениях области, которые мне нравятся больше всего. Пришла к тому, что мне интересно придумывать одежду».

Следующим шагом стало обучение дизайну одежды.

«Я присматривалась к магистратуре по дизайну одежды в высших учебных заведениях в России. Но, изучив их программы, поняла, что для меня этот путь не подходит. Онлайн-школы дали мне возможность обучаться у лучших российских и мировых преподавателей и самостоятельно составлять свою программу обучения».

Айгуль выбрала сразу две годовые программы. Одна школа базировалась в Москве, вторая — в Милане. Большим плюсом в онлайн-школах была возможность выбирать нужную информацию и отсекать то, что уже знакомо или не очень интересно. Это позволило за год освоить два курса и совмещать учёбу с работой и личной жизнью.

https://www.youtube.com/watch?v=6ziynPlEE_M\u0026pp=YAHIAQE%3D

Выпускной работой на одном из курсов стало создание своего бренда одежды и коллекции, которую нужно было представить на показе в Москве.

В это же время Айгуль переезжала из Екатеринбурга в Санкт-Петербург. Предстояло уволиться с любимой работы и искать новую. Однако девушка решила дать себе время и попробовать развить свой бренд одежды.

«Менять профессию не так страшно, когда есть твёрдая уверенность в своей ценности в текущей сфере деятельности. Предыдущие знания и опыт никуда не денутся. Я знала, что через полгода-год смогу спокойно вернуться в профессию, если что-то пойдёт не так».

Айгуль начала развивать свой бренд одежды. Оказалось, что вести все бизнес-процессы в одиночку невозможно — нужно или нанимать команду или устраиваться в компанию, где всё уже организовано, и заниматься только дизайнерской частью. Айгуль выбрала второй вариант.

Она зашла на hh.ru, посмотрела, какие вакансии для дизайнеров одежды есть на рынке, и изучила требования к кандидатам. Поняла, что не хватает навыка работы с графическими редакторами — Adobe Illustrator и Corel Draw. Освоила эти программы на курсах примерно за месяц и уже со всем списком требований откликнулась на одну из вакансий для начинающих специалистов.

«У меня было красивое портфолио. Плюс мне дали достаточно объёмное и комплексное тестовое задание на дом. Оно помогло работодателю оценить моё видение и насколько я чувствую тренды. После выполнения задания меня приняли на работу. Ощущения были необычные. В трудовой книжке, где были записи моего карьерного роста в финансах, появилась строчка „дизайнер женской одежды“. Но это было хорошее чувство. Оно помогло справиться с синдромом самозванца и понять, что я могу быть востребованной в новой профессии».

Уже через полгода Айгуль пригласили в Melon Fashion Group — компанию, которая владеет брендами Zarina, befree, Love Republic и Sela. Сейчас она работает в этой компании дизайнером одежды.

Владислав вырос в футбольной семье — дед был известным советским футболистом. Все детство Владислав занимался в спортивной школе олимпийского резерва «Рубин Казань», а в 18 лет поступил в Казанский педагогический университет на специальность «Преподаватель физической культуры». Но из-за травмы мечту о футбольной карьере пришлось забыть.

«Мне пришлось быстро перепрофилироваться и искать работу. Так я стал физруком-бариста», — делится Владислав.

Он параллельно учился в вузе и работал в ресторанном бизнесе, где вырос с позиции бариста до бар-менеджера. После на несколько лет перешёл в торговлю.

Для души у Владислава было хобби — резьба по дереву. С 17 лет он мастерил мечи, щиты, античное и средневековое оружие на дачах у родственников и друзей. В 28 задумался, как превратить это увлечение в заработок.

Cоставил резюме, разместил его на hh.ru и других площадках и нашёл вакансию «Помощник столяра без опыта работы». Это была мебельная фабрика, где учили с нуля. Обучение длилось около трёх месяцев. В итоге в столярном цеху Владислав проработал три года.

«Я был очень доволен, что начал что-то производить. Человек, который всю жизнь пинал мяч, сделал стол своими руками — радость, сравнимая с первым поцелуем».

Но работа в цеху повлияла на здоровье: от древесной пыли начались проблемы с лёгкими. Пришлось думать о будущем и менять сферу деятельности. Работа с деревом осталась любимым хобби.

«Дальше как у Пауло Коэльо в “Алхимике”, когда бедный пастушок вернулся к началу пути за сокровищем: я снова пришёл в футбол».

Шёл 2018 год, в России проходил чемпионат мира по футболу. Вся страна по-новому взглянула на этот вид спорта — казалось, что все кругом играют в футбол! Вот и бывший одноклассник Владислава позвал его на дружеский матч. И тут выяснилось, что навыки-то не забылись! Владислава позвали на следующую игру, уже с ветеранами футбольного клуба «Рубин».

«Я начал оценивать свои возможности и, несмотря на возраст, задавать конкретные вопросы об уровне игры. Могу ли я что-то показать ещё? Положительных отзывов оказалось большинство. Дальше был выбор, что я могу сделать, имея спортивный опыт и знания. Решил продолжить играть и загорелся идеей стать тренером вратарей».

Уже через год Владислав получил тренерскую лицензию «С» — прошёл ускоренные курсы. Он официально занесён в реестр тренеров Российского футбольного союза. Сейчас работает частным тренером и одновременно играет во взрослой команде.

https://www.youtube.com/watch?v=z6RAPTeuzfM\u0026pp=ygUw0J7RgdCy0L7QtdC90LjQtSDQstGC0L7RgNC-0Lkg0L_RgNC-0YTQtdGB0YHQuNC4

Владислав планирует попробовать себя в качестве профессионального игрока, а также продолжать развиваться в тренерском деле — получить ещё одну лицензию, которая даёт возможность работать на более высоком уровне.

Кристина по образованию филолог. Работала журналистом, а потом фотографом на фрилансе. Поняла, что фотография не даёт стабильности: хотелось получать деньги регулярно и иметь возможность планировать свою жизнь. Так Кристина задумалась о переходе в ИТ-сферу, в которой хорошие зарплаты, интересные задачи и нет гендерных или возрастных стереотипов.

Первоначальная идея была стать фронтенд-разработчиком. Кристина начала обучение в январе 2020 года с самого простого — с вёрстки. Это было незадолго до начала пандемии.

«Вёрстку я изучала по книгам и на бесплатных курсах в одной из онлайн-школ. Изучила и перешла на Java-скрипт, но сломалась об него и бросила. Летом вернулись свадебные фотосессии. Я решила отложить обучение ненадолго».

К тому моменту она на фрилансе уже тестировала дружественный проект на вебе. Нужно было хорошо понимать людей, их поведение, представлять и воспроизводить сценарии взаимодействия с платформой.

Работать тестировщиком для Кристины оказалось достаточно легко. Но ей не хватало уверенности, казалось, что это несерьёзно, а в компании её держат по дружбе.

Когда дела с фотографией зашли в тупик и стало ясно, что надо выходить в офис, Кристина поняла, что всё-таки хочет работать тестировщиком профессионально.

С помощью друга-программиста Кристина составила резюме, в котором были изложены все навыки в тестировании, технологии, которые она уже знает и которым собирается учиться дальше. Совсем нерелевантный опыт работы не указывала.

«Написала, что работала в СМИ и долго была фотографом. Я рассказала об этом с точки зрения, интересной будущему работодателю: что умею быстро находить подход к людям и работать в команде. Написала, что у меня есть хобби: я выращиваю растения и занимаюсь боксом. Поставила фотографию, на которой хорошо видно лицо».

После размещения резюме на hh.ru стало понятно, что тестировщики очень востребованы: Кристине даже не пришлось откликаться на вакансии — рекрутеры звонили сами, в день по 15 человек.

Однако первые собеседования Кристина проваливала — не хватало знания матчасти. Но девушка обернула это в плюс: каждый вопрос, на который не могла ответить, записывала в блокнот, а после собеседования гуглила.

Читайте также:  Перечень заразных болезней

«Вскоре я могла ответить уже практически на любой вопрос. Например, сразу стало понятно, что нужен SQL*, его всегда спрашивали. Схватила книжку, начала учить, делать задания — и через месяц понимала его довольно хорошо».* SQL (англ. structured query language — «язык структурированных запросов») — декларативный язык программирования, применяемый для создания, модификации и управления данными в реляционной базе данных, управляемой соответствующей системой управления базами данных.

Через пару недель Кристина продвинулась на следующий этап: начались технические собеседования — по 2−3 в день. В итоге через месяц после публикации резюме Кристина получила два офера, определилась с компанией и вышла на работу. Работает удалённо, потому что офис находится в другом городе. Команда помогает Кристине освоиться и отвечает на все вопросы, что важно для новичка.

«Приняв решение выйти на наёмную работу, конечно, испытывала ощущение, что я предала себя. Надо было пытаться раскачать свой бизнес, а я сдалась и ушла в лёгонькое. Но зачем этот бизнес, если он не работает? Я себе сумочку купила на первый аванс — довольна как слон!
К тому же тестирование — классная область. Ты понимаешь пользователя лучше, чем продакт-менеджер или программист. Ты сам пользуешься своим продуктом, знаешь его и переживаешь за него. Если бы я раньше стала увереннее в себе, я бы давно перешла в тестирование».

Кристина хотела продолжить самообучение, но оказалось, что в компании есть внутренняя система менторинга, так что проходить дополнительные курсы за свой счёт необходимость отпала.

Проходя большую часть обучения самостоятельно, читая техническую литературу, она столкнулась с проблемой — мало ресурсов пишет о программировании нормальным языком.

«Когда стану хорошим тестировщиком, смогу писать про тестирование так, чтобы было понятно людям без технического образования», — делится планами Кристина.

Как видите, люди, успешно и быстро сменившие профессию и, главное, ставшие от этого счастливее, существуют. Может быть, и вам стоит попробовать?

???? Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в шапке статьи

К другим статьям

2.2. Обучение рабочих вторым профессиям

Обучение
вторым профессиям – это подготовка
рабочих, уже имеющих профессию по
основной деятельности с целью получения
дополнительной с начальным уровнем
квалификации для данного структурного
подразделения. Обучение вторым профессиям
организуется для расширения их
профессионального профиля, подготовка
к работе в условиях применения
прогрессивных форм организации и оплаты
труда.

Обучение
вторым профессиям организуется для
повышения профессионального мастерства
рабочих, расширения их производственного
профиля, подготовки к работе в условиях
бригадной или другой коллективной форме
организации труда, а также по совмещению
профессий. Ранее обучение рабочих вторым
профессиям считалось одной из форм
повышения квалификации.

Однако по
организации учебного процесса и
содержанию используемой учебной
документации оно ничем не отличается
от переподготовки. Разница была лишь в
том, что после переподготовки рабочий
начинал трудиться по новой профессии,
продолжая работать по прежней или
основной. К тому же на практике и после
освоения второй профессии он нередко
переключался на нее.

Таким образом
подобное разграничение носило формальный
характер.

Повышение
уровня квалификации по второй профессии
осуществляется для рабочих основной
профессии на производственно-экономических
курсах.

Срок
освоения второй профессии минимального
уровня не должен превышать 3-х месяцев,
при этом не допускается сокращение
специального курса охраны труда.

2.3. Повышение квалификации рабочих

  • Повышение
    квалификации, как и приобретение знаний,
    навыков и умений, является результатом
    самой производственной деятельности.
  • Повышение
    квалификации рабочих – это обучение,
    направленное на последовательное
    совершенствование профессиональных
    знаний, умений и навыков мастерства по
    имеющимся профессиям.
  • Индексатором,
    свидетельствующим о необходимости
    повышения квалификации рабочих служит,
    наметившееся снижение среднего разряда
    рабочих, отставание разряда рабочих от
    разряда работ.
  • Другим
    индексатором может быть рост бракованной
    продукции по вине рабочего.
  • Система
    повышения квалификации, сложившаяся
    на производстве, включает:
  • 1.
    производственно-технические курсы;
  • 2.
    курсы целевого назначения;
  • 3.
    школы передовых приемов и методов труда;
  • 4.
    курсы бригадиров;
  • 5.
    самостоятельно

Производственно-технические
курсы, как наиболее массовая форма,
создается в целях повышения производственных
умений и технических знаний рабочих до
необходимого для выполнения ими работ
уровня, в целях повышения квалификации
рабочих в пределах данной профессии и
специальности.

Численность обучающихся
от 5 до 30 человек в группе. Продолжительность
обучения для каждой учебной группы
устанавливается индивидуально в пределах
от трех месяцев (с отрывом от производства)
до

шести
(без отрыва от производства). Обучение
производственно-технических курсов
заканчивается сдачей экзамена.

Курсы
целевого назначения создаются
непосредственно на предприятиях для
изучения новой техники, оборудования,
технологии, техники безопасности,
прогрессивных форм организации труда.
Их задача – краткосрочное обучение
вновь принятых на предприятие
квалифицированных рабочих с тем, чтобы
в течение первого месяца работы на
предприятии они могли усвоить особенности
технологических процессов.

Обучение
ведется в учебных группах численностью
от 5 до 30 человек по учебным целевым
программам продолжительностью обучения,
как правило до 3-х месяцев. Курсы
заканчиваются приемом экзаменов.

  1. Школы
    передовых принципов и методов труда
    создаются в целях массового освоения
    рабочими приемов и методов труда
    передовиков и новаторов производства,
    бригад коллективов, добившихся высоких
    технико-экономических показателей, в
    сравнении с коллегами по труду.
  2. Обучение
    включает в себя практические занятия
    на рабочем месте, проводимые преподавателями,
    а также теоретические занятия, проводимые
    специалистами.
  3. Продолжительность
    школ от 30 до 100 часов, в том числе на
    теоретическую подготовку отводится
    15-25% времени, но не менее 6 часов.
  4. Школы
    заканчиваются проведением итогового
    занятия с докладом руководителя школы
    и консультанта о достигнутых результатах.
  5. Курсы
    бригадиров организовываются для
    коллективов, где применяется бригадная
    форма труда.
  6. Курсы
    комплектуются из бригадиров, кадровых
    рабочих, имеющих высший квалификационный
    разряд.
  7. Курсы
    создаются как для первичной подготовки
    бригадиров и кадровых рабочих, так и
    для повышения их квалификации.

Назначение
курсов – вооружить руководителей
первичных коллективов знаниями в области
безопасной организации производства,
работ, трудового законодательства,
прогрессивных форм организации и
стимулирования труда, рыночного механизма
хозяйствования. Заканчиваются
собеседованием или приемом зачета.

Для
принятия управленческих решений важен
анализ дифференциации уровня заработной
платы в зависимости от квалификации
рабочих с целью выяснения наличия
материальных стимулов в повышении
квалификации.

Повышение
квалификации связано с определенными
издержками как для предприятия, так и
для работника. Это затраты на оплату
преподавателям, аренду помещений,
приобретение материалов и т.д.

Поэтому
повышение квалификации и обучение с
отрывом от производства, вследствие
чего предприятие испытывает временные
трудности, должно быть организовано
таким образом, чтобы результат от этого
– более высокий уровень производительности
труда, качество продукции вследствие
освоения новых технологий, оборудования,
приемов и методов труда – перекрывал
издержки.

Показателями,
характеризующими работу по повышению
квалификации на предприятии, являются:
доля рабочих, повысивших квалификацию,
в общей численности, структура обучающихся
по формам повышения квалификации, по
срокам обучения, а также доля повысивших
разряд в общей численности рабочих,
повышавших квалификацию, рост
производительности труда, снижение
брака и т.п.

  • Повышение
    разрядов в первую очередь проводится
    рабочим, у которых более высокий уровень
    теоретических знаний и профессиональный
    опыт, которые освоили вторые и смежные
    профессии, применяют рациональную
    организацию труда на своем рабочем
    месте, прошли обучение на
    производственно-экономических курсах,
    имеют установленное для данной профессии
    и разряда общее образование или учатся
    в техникуме, институте; хорошо знающие
    технологический процесс выполняемой
    работы, правила технической эксплуатации
    оборудования, нормы расхода энергии.
  • Если
    рабочему наряду с выполнением работы
    по основной специальности поручено
    совмещение работ другой профессии, то
    при установлении или повышении разрядов
    учитывается также уровень подготовки
    по совмещаемой профессии.
  • Если
    рабочему первоначально был присвоен
    разряд ниже, чем он имел на предыдущем
    месте, то этот рабочий может быть
    аттестован после выполнения пробной
    работы и допущен к сдаче квалификационного
    экзамена на очередной разряд при наличии
    свидетельства без предварительного
    профессионального обучения.
  • Основанием
    для присвоения, повышения и подтверждения
    разряда является:
  • 1.
    обучение рабочих на производственно-экономических
    курсах в течении 4-х лет; успешное
    выполнение пробной работы и сдача
    квалификационных экзаменов;
  • 2.
    аттестация рабочего, работающего по
    более низкому разряду, чем указано в
    свидетельстве по этой профессии, успешное
    выполнение пробной работы и сдача
    квалификационных экзаменов; аттестация
    рабочего, не имеющего свидетельства по
    профессии, но при стаже более 3-х лет по
    более высокому разряду, успешное
    выполнение пробы и сдача квалификационных
    экзаменов;

3.
во всех случаях повышение разряда
производится только рабочим, успешно
выполняющих работы более высокого
разряда не менее 3-х месяцев и сдавшим
квалификационный экзамен в установленном
порядке.

С
целью мотивации работников к обучению
и саморазвитию используется не только
правильно организованная оплата труда
с ориентацией ее на конкретные результаты
работы, но и увязка продвижения работников
в профессионально-квалификационном
плане с повышением ими своей квалификации.

Переподготовка к обучение рабочих вторым профессиям — Энциклопедия по экономике

Переподготовка к обучение рабочих вторым профессиям

Обучение рабочих на производстве — преобладающая форма их подготовки.

Обычно выделяют три основных вида подготовки подготовку новых рабочих (ранее не имевших профессий) переподготовку и обучение рабочих вторым профессиям (в случае их высвобождения, расширения их профиля или потребностей производства), а также повышение квалификации (последовательное совершенствование профессиональных знаний и навыков по имеющейся профессии). При этом подготовка осуществляется обычно по курсовой, групповой и индивидуальной системам обучения.  [c.335]
На производстве применяются три вида профессионального обучения подготовка новых рабочих переподготовка и обучение рабочих вторым профессиям повышение квалификации рабочих.  [c.129]

Читайте также:  Право на получение дохода

Переподготовка и обучение рабочих вторым профессиям — это обучение рабочих, уже имеющих профессию с целью получения истой.  [c.130]

Формы переподготовки и обучения рабочих вторым профессиям аналогичны применяемым при подготовке новых рабочих. При этом сроки переподготовки рабочих по сравнению с обучением новых рабочих могут быть сокращены в соответствии с уровнем профессиональных знаний и навыков обучающихся. Обучение осуществляется без отрыва или с отрывом от производства.  [c.130]

Подготовка, переподготовка и обучение рабочих вторым профессиям завершаются сдачей квалификационных экзаменов. Экзамены заключаются в выполнении квалифицированной пробной работы и устном опросе обучающегося в пределах учебной программы.

Экзамены принимает квалификационная комиссия в составе главного инженера или его заместителя (председатель комиссии), представителя профсоюзной организации, начальника или инженера отдела (бюро) технического обучения, начальника отдела организации труда и заработной платы, инженера по технике безопасности, руководителя соответствующего цеха или участка. На крупных предприятиях в больших цехах создаются, кроме того, цеховые комиссии.  [c.130]

Переподготовка и обучение рабочих вторым профессиям 130  [c.525]

Профессиональное обучение рабочих на производстве — наиболее массовая форма подготовки и повышения квалификации рабочих подготовка новых рабочих, переподготовка и обучение рабочих вторым профессиям, повышение квалификации рабочих.  [c.270]

Переподготовка и обучение рабочих вторым профессиям То же, что и при подготовке новых рабочих То же То же То же 1—2  [c.233]

Переподготовка и обучение рабочих вторым профессиям — это обучение рабочих, уже имеющих профессию, с целью получения новой.

Переподготовка организуется для обучения рабочих, высвобождаемых на предприятиях в результате технического прогресса, роста производительности труда и других изменений, а также изъявивших желание сменить имеющуюся у них профессию с учетом потребностей производства.  [c.235]

Формы переподготовки и обучения рабочих вторым профессиям аналогичны применяемым при подготовке новых рабочих. Обучение осуществляется в предусмотренных законодательством случаях без отрыва или с отрывом от работы.  [c.236]

Переподготовка и обучение рабочих вторым профессиям имеет важнейшее значение прежде всего как условие для выполнения производственных заданий при меньшей численности рабочих и более эффективного использования их труда.

Это обусловлено тем, что под влиянием научно-технического прогресса быстро возрастает сложность средств производительного труда, происходит переход от узкопрофессионального разделения труда к расширению трудовых функций рабочего, к интеграции ряда профессий, имеющих общность в предметах труда и технологических процессах.

Тенденция к расширению трудовых функций особенно заметно проявляется в условиях бригадной формы организации труда.  [c.236]

Главной функцией системы профессионального обучения кадров на производстве в будущем должна стать переподготовка рабочих, высвобождающихся в связи с техническим прогрессом, и лиц, пожелавших по каким-либо причинам сменить профессию, а также обучение рабочих вторым профессиям и обеспечение планомерного повышения их квалификации. При этом масштабы обучения будут значительно расширяться, что обусловлено усиливающимся проявлением закона перемены труда.  [c.248]

Виды обучения. На производстве организуются следующие виды обучения рабочих подготовка новых рабочих, переподготовка (переобучение) рабочих, обучение рабочих вторым (смежным) профессиям, повышение квалификации рабочих.  [c.573]

Формы обучения при переподготовке и обучении рабочих вторым (смежным) профессиям аналогичны применяемым при подготовке новых рабочих. Обучение может осуществляться с отрывом и без отрыва от работы.

Сроки обучения устанавливаются предприятием применительно к срокам подготовки новых рабочих с учетом фактического уровня профессиональных и экономических знаний, умений и навыков обучаемых.

Обучение заканчивается сдачей квалификационных экзаменов.  [c.159]

Обучение рабочих вторым (смежным) профессиям профессиональное и экономическое обучение лиц, уже имеющих профессию, для получения новой, с начальным или более высоким уровнем квалификации.

Перечень вторых профессий, формы обучения им, порядок разработки и утверждения учебных планов и программ, виды контроля знаний после завершения обучения определяются предприятиями по аналогии с переподготовкой квалифицированных рабочих.  [c.184]

Организуется через подготовку новых рабочих (первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии) переподготовку (переобучение) рабочих (организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми рабочими, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребности производства) обучение рабочих вторым (смежным) профессиям повышение квалификации рабочих. Периодичность и последовательность прохождения рабочими различных видов и форм обучения устанавливаются предприятием с учетом личных интересов работников и производственной необходимости.  [c.795]

Всего рабочих и служащих, прошедших подготовку, переподготовку и обучение вторым профессиям и специальностям 7,9 в том числе рабочих 7,8 7,2 7,0 6,8 6,3 5,8 5,2 7,1 6,8 6,6 6,2 5,7 5,1  [c.108]

Рабочие во время переподготовки, обучения вторым и совмещаемым профессиям и т. п. с отрывом от производства учитываются в числе учеников впредь до сдачи соответствующих экзаменов и присвоения разряда рабочего по полученной профессии или специальности. Рабочие, обучающиеся вторым профессиям без отрыва от производства, учитываются по категории рабочие .  [c.128]

Договор может содержать и дополнительные условия, конкретизирующие обязательства сторон и устанавливаемые в договорном порядке.

К числу дополнительных можно отнести условия об установлении испытательного срока, о совмещении профессий (должностей), переподготовке, обучении вторым и совмещаемым профессиям, о регулярном повышении квалификации, продолжительности дополнительного отпуска, режиме рабочего времени и времени отдыха и др.  [c.63]

Непрерывное обучение рабочих на производстве включает подготовку новых рабочих, переподготовку (переобучение), обучение вторым (смежным) профессиям, повышение квалификации.  [c.158]

В условиях производства протекают различные воспитательные процессы. Часть из них связана с профессиональной педагогикой. Это подготовка, переподготовка, обучение вторым профессиям, повышение квалификации рабочих, т. е. то, что принято называть профессиональным обучением рабочих на производстве, о видах и формах которого будет сказано в главе 11.

Но отдельные воспитательные процессы характерны только для трудового коллектива. К. ним относятся обмен профессиональным и социальным опытом в процессе общения между участниками совместного труда, формирование убеждений, качеств личности, воздействие общественного мнения коллектива, наставничество и др., что входит в производственную педагогику.  [c.

85]

Кадровый потенциал компании — важнейший стратегический фактор, определяющий ее успех.

Качественные и количественные характеристики рабочей силы определяют возможности реализации экономических программ, структурной перестройки, расширения производства, повышения качества продукции и роста производительности труда.

Поэтому обучение, повышение квалификации руководителей и специалистов, обучение и переподготовка по смежным и вторым профессиям специалистов и рабочих, формирование предпринимательского корпуса компании с учетом новых экономических условий и решение в качестве основной цели задач по формированию конкурентоспособного как на внутреннем, так и на внешнем рынке персонала компании выдвигают перед кадровой службой компании новые, весьма сложные и актуальные задачи по выработке и реализации основных направлений подготовки кадров.  [c.71]

В этом балансовом расчете предусматриваются источники покрытия дополнительной потребности в квалифицированных рабочих за счет окончивших профессиональные учебные заведения, приема со стороны и подготовки и переподготовки непосредственно на производстве.

Последнее осуществляется с помощью курсов целевого назначения (освоения новой техники и технологии и др.), производственно-технических курсов, школ по обучению вторым и смежным профессиям, школ по изучению передового опыта, передовых методов труда.  [c.

132]

Один из видов профессионального обучения — переподготовка рабочих, предполагающая изменение, расширение и углубление знаний и навыков, полученных рабочими в процессе трудовой деятельности, т. е.

перемену профессии-или специальности. Переподготовку осуществляют по указанным формам обучения.

Для расширения профессионального профиля рабочих на предприятиях организуют курсы обучения вторым и смежным профессиям.  [c.93]

Индивидуальное, бригадное и курсовое обучение новых рабочих, переподготовка рабочих, повышение квалификации рабочих на производственно-технических курсах, обучение вторым и совмещаемым профессиям, обучение в школах мастеров заканчивается квалификационными экзаменами.  [c.158]

К числу дополнительных относятся условия трудового договора (контракта), которые могут касаться любых иных вопросов труда, а также социально-бытового обслуживания работников, и в частности об установлении испытательного срока, о совмещении профессий (должностей), о переподготовке, регулярном повышении квалификации, обучении вторым и совмещаемым профессиям, режиме рабочего времени, продолжительности дополнительного отпуска, защите от инфляционных процессов и др. В договорном порядке могут предусматриваться самые разнообразные дополнительные льготы для работника, например обеспечение жилой площадью, оплата расходов за пользование гостиницей, выделение садового участка, автомобиля, обеспечение ре-  [c.33]

Подготовка новых рабочих на производстве, переподготовка (переобучение) и обучение вторым (смежным) профессиям, повышение их квалификации на производственно-экономических курсах заканчивается квалификационными экзаменами.  [c.515]