Новое

Отмена красных линий

  • История № 90 и ссылки на истории 91-100.
  • История № 80 и ссылки на истории 81-90.
  • История № 70 и ссылки на истории 71-80.
  • История № 60 и ссылки на истории 61-70.
  • История № 50 и ссылки на истории 51-60.
  • История № 40 и ссылки на истории 41-60.
  • История № 30 и ссылки на истории 31-39.

История № 29.

Дело Мирослава Сикоры в 1987 году.

История № 28. Белорусский гол-шедевр Владимира Копатя, похоронивший Швецию на ОИ-2002.

12 мая 1997 – 31 мая 1998 – Хельсинки, Финляндия – Лозанна, Швейцария.

Нет сомнений, что отмена красной линии стала одним из самых важных изменений правил современного периода истории игры в хоккей. Причём принятие этого правила конгрессом ИИХФ оказалось крайне непростым.

Дискуссия о том, чтобы разрешить пас через две линии, началась ещё в конце 1980-х и усилилась в начале 90-х годов.

Тогда многие команды взяли на вооружение так называемую «шведскую ловушку в средней зоне» и начали использовать эту оборонительную тактику, что сделало проблематичным проникновение атакующей команды в зону соперника. В результате зрелищность многих матчей падала до нуля.

Хоккей стал жертвой того, что испытал футбол в середине 1960-х. Эта система получила название «катеначчо» и сводилась к отлично организованной и эффективной обороне, что, можно сказать, убивало игру до тех пор, пока атакующий футбол всё-таки не взял верх.

Предложение отменить красную линию и позволить делать передачи через две линии было выдвинуто на повестке дня ежегодного конгресса ИИХФ в Хельсинки в 1997 году. В третий год своего президентства в ИИХФ Рене Фазель не сидел, как обычно в кресле президиума, а ходил взад и вперёд, пытаясь убедить голосующих делегатов принять это изменение правил.

Победа Фазеля оказалась половинчатой. Ведущие хоккейные страны попросили проверить новые правила на факультативной основе на крупных турнирах сезона-1997/98. И, если не будет возражений, они вступят в силу в сезоне-1998/99.

Отмена красных линий

Топ-100 историй ИИХФ. История № 27. Отмена красной линии. Фото 01.

Через год на ежегодном конгрессе ИИХФ в Лозанне выяснилось, что ни одна страна так и не проверила новое правило. Ни один турнир сезона-1997/98 не был проведён «без красной линии».

Генеральный секретарь ИИХФ Ян-Оке Эдвинссон напомнил собравшимся о решении прошлогоднего съезда, посетовав, что ни одна рекомендация о корректировке правила не была получена международной федерацией.

Ещё бы! Никто не удосужился даже протестировать это изменение.

Тем не менее Эдвинссон, следуя решению заседания 1997 года, заявил, что изменения в правилах, принятые на ежегодном конгрессе в Хельсинки, войдут в силу начиная с сезона-1998/99 во всех международных соревнованиях. Дело закрыто, решение принято. Так что менее чем за 30 секунд международный хоккей претерпел самое революционное с 1969 года изменение в правилах, когда были разрешены силовые приёмы во всех трёх зонах.

Делегаты смотрели друг на друга в изумлении — многие из них не были готовы к такому решению. Они не сразу осознали, что произошло, но поняли, что это необратимо.

Оглядываясь назад, можно сказать, что это решение стало самым важным в истории заседаний конгресса. Буквально за пару недель до этого Швеция и Финляндия выявляли чемпиона мира в финальной серии из двух матчей. Зрители все 120 минут могли спокойно спать — всего один забитый гол в двух играх, причём в исполнении защитника броском от синей линии.

Новое правило почти сразу же изменило игру в лучшую сторону, что подтвердил чемпионат мира 1999 года в Норвегии — со множеством голов и быстрых атакующих действий, которые стали доминирующими в игре. А что может быть привлекательнее в хоккее?

Отмена красных линий

Топ-100 историй ИИХФ. История № 27. Отмена красной линии. Фото 02.

Отмена красных линий — Юристы в сфере недвижимости

Отмена красных линий

Что такое красные линии

Красные линии — это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы различных территорий, границ земельных участков, объектов капитального строительства, автомобильных дорог, линейных объектов и т.д.

Согласно действующему законодательству, красные линии устанавливаются (а равно изменяются или отменяются) в составе проектов планировки территории (подп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 42 ГрК РФ).

По этой причине споры, связанные с установлением красных линий, как правило, связаны с оспариванием проекта планировки территории в соответствующей части.

https://www.youtube.com/watch?v=WseIQn5HokU\u0026pp=ygUm0J7RgtC80LXQvdCwINC60YDQsNGB0L3Ri9GFINC70LjQvdC40Lk%3D

Согласно подпункту «а» пункта 1 части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии.

Установление красных линий

Порядок установления красных линий

Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий.

Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 г. N 18-30).

Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт.

Как отменить (оспорить) красные линии

  • Актуальность красных линий
  • На практике нередко возникают споры об актуальности красных линий.
  • Как правило, это происходит тогда, когда красные линии утверждены какими-либо документами еще до вступления в силу ГрК РФ.

Один из наиболее распространенных примеров — проекты детальной планировки, которые утверждались в советское время. В составе таких документов дополнительно устанавливались красные линии.

Поскольку такие акты никем не отменялись, красные линии, установленные такими документами, могут всплыть на этапе разработки проекта планировки территории или оформления градостроительного плана земельного участка.

При оценке обязательности таких красных линий суды исходят из положений ст. 2 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которыми утвержденная до введения в действие ГрК РФ градостроительная документация действует в части, не противоречащей Кодексу.

  1. Таким образом, если красные линии не соответствуют действующим документам территориального планирования и градостроительного зонирования, они не могут считаться актуальными и, как следствие, не влияют на режим использования земельного участка.
  2. Если красные линии затрагивают постройки на участке
  3. Более сложной является ситуация, когда красные линии в принципе не следуют из градостроительной документации более высокого уровня.
  4. Основываясь на анализе судебной практики, можно сделать вывод, что в подобных случаях перспективы судебного спора в значительной мере зависят от того, проходят ли красные линии только по земельному участку либо затрагивают еще и расположенные на таком участке объекты недвижимости.
  5. Первостепенный в настоящее время подход судов сводится к тому, что установление красных линий без учета существующей застройки не соответствует действующему законодательству.

В подтверждение данного вывода суды, как правило, ссылаются на положения подп. 6 и 7 п. 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (утверждена постановлением Госстроя России от 29.10.2002 № 150).

Острее всего вопрос о балансе публичного и частного интересов стоит в том случае, когда красные линии проходят только по земельному участку и не затрагивают расположенные на нем капитальные объекты (либо такой участок является незастроенным).

В этом случае стороны не имеют возможности использовать приведенные выше аргументы. При рассмотрении таких споров центральное место занимает оценка негативных последствий для правообладателя.

  • В частности, суды оценивают, насколько существенно установлением красных линий нарушаются (ограничиваются) права и законные интересы правообладателя, и в зависимости от результатов такой оценки приходят к выводу о том, какой стороне следует отдать приоритет.
  • Выводы
  • Отмена (оспаривание, корректировка) красных линий, возможна:
  • в административном порядке

Изменение красных линий предполагает необходимость внесения изменений в установившую их градостроительную документацию. Как упоминалось выше, по общему правилу красные линии устанавливаются документацией по планировке территории – ППТ и проектами межевания территории.

Внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством РФ. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям.

  1. Оспаривание (отмена) красных линий в судебном порядке
  2. Предполагает отмену действия соответствующей документации по планировке территории, установившей такие красные линии.
  3. Как показал анализ судебной практики, действия правообладателей земельных участков, направленные на исключение красных линий из границ их земельных участков, а также соответствующие требования, заявленные в судебном порядке, различаются в зависимости от конкретной ситуации.
  4. Вместе с тем, наиболее распространённым требованием, в результате рассмотрения которого красные линии могут быть отменены судом, является оспаривание установившей их градостроительной документации.
Читайте также:  Ответственность членов кооператива

Красные линии – вид градостроительных ограничений для земельных участков и регулятор застройки поселений

Содержание

1. Линии градостроительного регулирования

  • Строительство на земельных участках (ЗУ), как понятно, ведётся не в произвольном порядке.
  • На территориях, предназначенных по градостроительному зонированию для жилой застройки, нельзя размещать производственные здания, а в сквере –  частную хозяйственную постройку.
  • К требованиям градостроительных регламентов правил землепользования и застройки (ПЗЗ) плюсуются ограничения, определяющие зоны, в которых может вестись строительство, и те, где оно запрещено.
  • Для отображения таких зон в материалах территориального планировании территорий городских и сельских поселений используется комплекс условных линий (границ) градостроительного регулирования.
  • Все линии градостроительного регулирования:
  • устанавливаются в процессе соответствующего проектирования
  • утверждаются органами федеральной или региональной власти
  • ставятся на кадастровый учёт
  • обладают правовым статусом

Соблюдение их назначения строго обязательно для правообладателей, земельные участки которых оказались затронутыми такими линиями.

 

Состав линий градостроительного регулирования

  1. красные линии (КЛ) – границы территории общего пользования и улично-дорожной сети, выделенной из остальной части территории города
    • КЛ – это условная межа, которая проходит:
      • между любой общественной территорией (улицами, проездами, площадями и територирей застройки
      • между линейными объектами (ЛЭП, ЛС, трубопроводами, автомобильными трассами, линиями ж/д сообщения и т.д.)и той зоной, где ведётся строительство
    • КЛ устанавливает одновременно:
      • запрет на строительство в своих пределах
      • на выступ ОКС за свои пределы 
  2. линии регулирования застройки (ЛРЗ) – условные линии, устанавливающие границы застройки при размещении зданий, строений, сооружений с отступом от красных линий или от границ земельного участка (ЗУ):
    • фиксируют на участке «пятно застройки», за пределами которого возводить строения запрещено
  3. отступ застройки – расстояние:
    • или между КЛ или границей ЗУ
    • или между КЛ и стеной здания, строения, сооружения:
    • определяется градостроительными нормативами
  4. синие линии – границы акваторий рек, а также существующих и проектируемых открытых водоёмов
  5. жёлтые линии
    • максимально допустимые границы зон возможного распространения завалов жилой и общественной застройки
      • категорированных городов
      • промышленных, коммунально-складских зданий, расположенных вдоль городских магистралей устойчивого функционирования на территории категорированных городов
    • категорированный город
      • это административные центры областей, города, в которых имеются 10 и более  организаций (объектов), категорированных по Гражданской обороне
      • это города, имеющие радиационно- и химически опасные объекты, при авариях на которых в зоны заражения радиоактивными и сильно действующими ядовитыми веществами попадает 50% населения (территории) города и более 
  6. границы технических (охранных) зон инженерных сооружений и коммуникаций
    • отграничивают территории, предназначенные для обеспечения обслуживания и безопасной эксплуатации наземных и подземных транспортных и инженерных сооружений и коммуникаций
  7. полосы отвода автомобильных дорог
    • отграничивают территории, занятые автомобильными дорогами, их конструктивными элементами и дорожными сооружениями
  8. полосы отвода железных дорог – территории, предназначенные для размещения существующих и проектируемых ж/д путей, станций и других построек
    • не допускается строительство зданий и сооружений, не имеющих отношения к эксплуатации ж/д транспорта
  9. границы территорий объектов культурного наследия (памятников, ансамблей и достопримечательных мест)
    • границы ЗУ, непосредственно занимаемых памятниками, и связанные с ними исторически и функционально
  10. границы зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)
    • устанавливаются на основании проекта зон охраны в соответствии с требованиями сохранения ОКН
    • утверждаются с определённым режимом содержания в установленном порядке границы:
      • охранных зон
      • зон регулирования застройки
      • зон охраняемого ландшафта
  11. границы историко-культурных заповедников
    • устанавливаются на основании историко-культурного опорного плана (или иного документа)
    • утверждаются в соответствии с действующим законодательством
    • границы историко-культурного заповедника (достопримечательного места) представляют собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс
  12. границы охранных зон особо охраняемых природных территорий – границы зон с ограниченным режимом природопользования
    • устанавливаются в особо охраняемых природных территориях, участках земли и водного пространства
  13. границы территорий природного комплекса, не являющихся особо охраняемыми – отграничивают территории:
    • городских лесов и лесопарков
    • долин малых рек
    • парков, скверов
    • озеленённых и лесных территорий
    • объектов спортивного, медицинского, специализированного и иного назначения
    • резервных территорий, предназначенных для воссоздания утраченных или формирования новых территорий природного комплекса
  14. границы озеленённых территорий, не входящих в природный комплекс городских округов и поселений:
    • границы участков внутриквартального озеленения общего пользования и трасс внутриквартальных транспортных коммуникаций
  15. границы водоохранных зон
    • отграничивают территории, прилегающие к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которых устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности – в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира
  16. границы прибрежных зон (полос) – отграничивают территории внутри водоохранных зон, на которых в соответствии с Водным кодексом  РФ вводятся дополнительные ограничения природопользования:
    • в границах прибрежных зон допускается размещение объектов, перечень и порядок размещения которых устанавливается Правительством РФ
  17. границы зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения – границы зон I и II пояса, а также жёсткой зоны II пояса
  18. границы санитарно-защитных зон – отграничивают территории, отделяющие промышленные площадки от жилой застройки, рекреационных зон, зон отдыха и курортов

 

2. Красные линии – вид градостроительного ограничения

КЛ – линии, обозначающие границы территорий общего пользования. Подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ).

Сведения о красных линиях входят в состав материалов основной части ППТ (проекта планировки территории) (пункт 3 статьи 42 ГрК РФ).

Основная часть ППТ, в частности, включает в себя чертёж или чертежи планировки территории – отображающих:

  • красные линии
  • границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры
  • границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства

Красные линии (КЛ) – один из видов градостроительных ограничений:

  1. это проектные линии, применяемые для обеспечения порядка при строительстве/реконстукции в населённых пунктах
  2. в градостроительной документации обозначают:
    • существующие, планируемые (вновь образуемые) границы территорий общего пользования
    • границы территорий, занятых линейными объектами, или предназначенных для их размещения – отделяют участки различного назначения от существующих или планируемых:
  3. влияют на формирование земельных участков и их использование и застройку
  4. устанавливают расстояние от самой линии до мест, где будет происходить строительство:
    • такие места находятся за пределами красных линий 
  5. имеют запретительный характер, так как устанавливают зону,  в границах которой строительство запрещается 

К территориям общего пользования, которыми пользуется неограниченный круг лиц, относятся:

  • площади
  • улицы {их проезжая часть и тротуары)
  • проезды
  • земли транспортного назначения, занятые объектами дорожно-мостового строительства:
    • путепроводы
    • мосты
    • туннели
    • эстакады
    • другие подобные сооружения 
  • скверы
  • бульвары
  • набережные
  • береговые полосы водных объектов общего пользования
  • пляжи

К территориям, занятым линейными объектами, относятся:

  • автомобильные дороги
  • линии электропередачи (ЛЭП)
  • линии связи и линейно-кабельные сооружения
  • трубопроводы
  • газопроводы
  • теплопроводы
  • ж/д линии
  • другие аналогичные сооружения

Красные линии территорий линейных объектов – границы полос отвода:

  • ЛЭП
  • ЛС
  • автомобильных дорог
  • железных дорог
  • трубопроводов
  • газопроводов
  • наземных линий метрополитена
  • различных видов скоростного внеуличного транспорта 

Земли общего пользования ограничены в обороте и не могут быть предоставлены в частную собственность. Земельные участки планируемых территорий общего пользования подлежат резервированию.

Красная линия отграничивает от зон общего пользования и зон линейных объектов не отдельный участок, а блоки земельных территорий.

В плане застройки городских и сельских поселениях красная линия становится «непереступаемой» границей между территорией квартала, микрорайона, других элементов планировочной структуры и улицами, дорогами, проездами, площадями, иными землями общего пользования.

Строящийся объект не должен пересекать красных линий. Строительство на ЗУ во многих случаев должно вестись с установленным отступом от  КЛ.

3. Разработка проектов красных линий – компетенция органов власти

Красные линии (КЛ) – существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые):

  • разрабатываются, проверяются, утверждаются по решению органов власти в составе проектов планировки территории:
    • с учетом правовых и технических характеристик красных линий
  • являются элементом основной части проектов планировки территории
  • отображаются красным цветом на чертеже планировки территории (красные линии)

Проект красных линий подлежит согласованию и утверждению в составе градостроительной документации поселения. Обязательное требование – их соответствие генеральному плану и ПЗЗ. Границы красных линий могут изменяться и отменяться в соответствии с законодательными положениями:

  • ГрК РФ (пункт 11 статьи 1, пункт 3 статьи 42)

Как зарегистрировать дом с нарушениями отступов: 5 вариантов от юриста

Согласно данным статистики 70 % собственников земельных участков пренебрегает соблюдением градостроительных норм при строительстве дома. Одни действуют умышленно. Другие допускают ошибки по незнанию. Однако, незнание не освобождает от ответственности, в данном случае — от проблем с оформлением дома.

Читайте также:  Профессиональная спортивная лига

Юристы «Истрариел» рассказали о способах регистрации дома с нарушениями отступов, которыми пользуются в своей практике.

Иногда нарушения минимальных отступов не избежать из-за размера самого участка. Он может быть узким или иметь неправильную форму. При строительстве дома на таком участке трудно соблюсти отступ в три метра от границы с соседями. Если площадь не позволяет построить дом по установленным нормам, рекомендуем собственникам договориться с соседями и получить письменное разрешение.

Как узаконить нарушение отступов от границ участка

Вариант 1. Нежилой статус

Собственник дома решает, в каком виде регистрировать дом: жилом или нежилом. В нежилой дом можно проводить коммуникации, проживать — всё, как и в жилом доме, за исключением возможности оформить прописку.

Если прописка в доме для владельца не принципиальна, то рекомендуем оформить дом, как нежилой. Если решено зарегистрировать дом, как жилой, потребуется получить разрешение на отклонение от допустимых параметров строительства. Это не так просто, но возможно.

Регистрация дома с нарушенными отступами в качестве жилого в большинстве случаев проходит в судебном порядке.

Почему при нарушении отступов мы рекомендуем оформить дом как нежилой? Причина проста: градостроительные нормы для хозпостроек меньше и составляют всего один метр. При этом не требуется уведомлять администрацию о возведении нежилого строения.

Собственнику достаточно обратиться к кадастровому инженеру за составлением технического плана и привязкой дома к участку.

При разработке техплана кадастровый инженер укажет в нём кадастровый номер участка для проведения привязки объектов недвижимости друг к другу.

Технический план подаётся в Росреестр для постановки на кадастровый учёт и регистрации права собственности.

Напоминаем, что Росреестр прекратил принимать документы в бумажном виде и рассматривает только электронные заявления, технические и межевые планы на диске, заверенные цифровой подписью кадастрового инженера.

После получения выписки из ЕГРН дом с нарушенными отступами считается законно оформленным. Подробнее о техническом плане рассказываем здесь.

Вариант 2. Дачная амнистия

После продления дачной амнистии до 2031 года собственники продолжают надеяться на упрощённый порядок регистрации. И считают её универсальным методом оформления домов с нарушениями.

Дачная амнистия действительно помогает владельцам участков зарегистрировать дома без уведомлений от администрации и прочих документов.

И по упрощённой схеме в Росреестре можно оформить строения с нарушением отступов, но с одним условием: если дом «попадает» под дачную амнистию. То есть отвечает установленным требованиям:

  1. Высота объекта недвижимости не превышает 20 метров.
  2. Дом имеет не больше 3 этажей.
  3. Предназначен для одной семьи, не совмещён с другими строениями.

Если объект соответствует вышеперечисленным параметрам, кадастровый инженер проводит внешние и внутренние измерения дома. Составляет технический план.

Подаёт в Росреестр вместе с выпиской из ЕГРН или свидетельством о праве собственности на земельный участок. После чего проводится постановка на кадастровый учёт по упрощённому порядку.

Собственнику по итогу регистрации выдаётся выписка из ЕГРН. Подробно процесс регистрации по дачной амнистии описываем здесь.

Вариант 3. Оформление прирезки

Прирезкой земли можно воспользоваться, если Росреестр уже выдал отказ в регистрации. Сначала нужно узнать, кто владелец смежного участка. Это частное лицо или земля принадлежит муниципалитету? От того, кто собственник соседнего участка зависят последующие действия. Если земля оформлена на физическое лицо, прирезку можно провести только с его согласия. Итак, что нужно делать:

  1. Обратиться к соседу и договориться о прирезке и выкупе земли. Если он согласен, действуем дальше. Если нет, прирезать чужую землю невозможно, дальнейшие шаги будут расцениваться как самозахват, сосед подаст в суд и будет прав. Разберём ситуацию, в которой собственник смежного участка не против прирезки.
  2. После получения письменного согласия нужно вызвать кадастрового инженера. Он составит новый межевой план. И подаст в Росреестр на исправление кадастровой ошибки. После оформления прирезки площадь участка расширится, и отступы от дома до границ увеличатся. Можно зарегистрировать дом, так как нормы будут соблюдены.
  3. Если сосед не против уступить землю, но только в случае продажи, опять же нужно вызвать кадастрового инженера для проведения межевания и разработки нового межевого плана. Далее старый участок соседа снимается с кадастрового учёта, регистрируются два новых и проводится сделка купли-продажи участка.

Оптимальным вариантом для проведения прирезки считается всё-таки муниципальная земля. Ведь не каждый собственник в хороших отношениях с соседями. Рассмотрим, что делать, если смежный участок оказался в собственности у муниципалитета:

  • Обратиться за проведением геодезической съёмки. На основании полученных данных кадастровый инженер разрабатывает схему расположения и подаёт в администрацию на согласование;
  • После одобрения администрации кадастровый инженер составляет межевой план. Администрация формирует соглашение и проводится выкуп земли. Составляется акт приёма-передачи;
  • После завершения оформления прирезки земли вновь образованный участок регистрируется в Росреестре и ставится на кадастровый учёт. Итогом регистрации становится выданная на руки собственнику выписка из ЕГРН.

Таким образом, при помощи прирезки части смежного участка можно оформить дом, построенный с нарушениями отступов.

Юристы «Истрариел» напоминают, что перед строительством нужно изучать ПЗЗ — правила землепользования и застройки. В этом документе указаны требуемые к соблюдению нормы.

Также информацию об отступах можно найти в ГПЗУ — градостроительном плане участка. Минимальный отступ от границы участка составляет 3 метра, от дороги — 5 метров.

Вариант 4. Перераспределение участков

В этом случае без договорённости с соседями не обойтись. Можно попросить соседа перераспределить участки так, чтобы ваш участок увеличился в одном месте и уменьшился в другом, при этом площадь самой земли останется неизменной.

То есть сосед отдаёт вам часть земли со стороны дома с нарушениями, чтобы можно было пройти регистрацию. В обмен на такую же часть земли с другой стороны. Для этого кадастровый инженер составляет схему перераспределения, согласовывает с администрацией.

Формирует новый межевой план и регистрирует изменения координат границ в Росреестре.

Вариант 5. Обращение в суд

Что делать, если невозможно зарегистрировать дом с нарушениями одним из описанных выше 4 способов? Или собственник получил уведомление администрации о несоответствии от параметров строительства? Если получен отказ администрации, дом зарегистрировать в досудебном порядке не получится.

Нужно действовать в судебном порядке. Составить исковое заявление о признании права собственности на дом. Приложить к иску уведомление о несоответствии параметров. Это будет означать, что владелец действовал до суда и пытался решить вопрос.

Обратился в суд, потому что везде получил отказ: и от муниципалитета, и от Росреестра.

Собственник может самостоятельно представлять интересы на судебном заседании либо поручить это земельному адвокату. Он возьмёт на себя все нюансы и разработает стратегию защиты так, чтобы гарантированно получить решение суда в пользу истца.

В суде придётся доказать, что дом не представляет угрозы для жизни и здоровья и безопасен для эксплуатации. Стороны инициируют проведение независимой строительной экспертизы либо её назначает судья в ходе рассмотрения дела.

Проводится осмотр дома, и выдаётся заключение кадастрового инженера. Документ приобщается к делу и учитывается судьёй при вынесении окончательного решения.

У юристов «Истрариел» сложилась положительная судебная практика регистрации права собственности на дом с нарушениями.

Судебная практика по нарушению отступов

В нашу компанию обратился собственник земельного участка, который не мог зарегистрировать дом из-за нарушения градостроительных норм. Несмотря на имеющуюся в письменном виде договорённость с соседом, администрация отказалась принять согласие. Органы власти аргументировали отказ тем, что нарушены не только минимальные отступы, но и противопожарные.

Юристы составили исковое заявление о признании права собственности. Кратко и ёмко описали ситуацию. Приложили отказ администрации и письменное согласование от соседа, подтверждающее, что он не имеет претензий из-за несоблюдения норм строительства. Указали, что собственник пробовал в досудебном порядке решить вопрос.

Истец заказал строительную экспертизу до подачи иска в суд. Получил заключение кадастрового инженера и предоставил судье для ознакомления. Так как нарушение отступов не считается серьёзным правонарушением, и в ходе экспертизы было установлено, что дом не несёт угрозы для проживания, суд вынес положительное решение.

Собственник на заседании не присутствовал, предпочёл доверить судебные разбирательства адвокату. Наш юрист представил интересы истца от его имени. После закрытия дела получил копию решения суда в архиве. На основании судебного решения провёл регистрацию дома с нарушениями отступов в Росреестре и выдал владельцу выписку из ЕГРН о признании права собственности.

Читайте также:  Разделение дня на части

Что грозит, если дом построен близко к забору

При строительстве дома вплотную к забору нужно быть готовым к тому, что недовольные соседи имеют право подать в суд на вас. И будут правы, если докажут в суде нарушения. В случае ущемления прав соседей грозят судебные тяжбы и, возможно, снос постройки.

Как этого избежать: обратиться к кадастровому инженеру за экспертным заключением.

Он определит, когда был построен дом (давно или только что), имеет ли место быть нарушение прав соседей с точки зрения законодательства или это голословное обвинение.

Проведёт исследования и составит заключение, с которым собственник сможет ходатайствовать в суде. Если эксперт установит, что права соседей действительно нарушены, то даст рекомендации по исправлению ситуации. Определит, можно ли избежать сноса.

На участке красная линия

При строительстве дома от красной линии улиц нужно отступать не менее 5 метров, от линии проезда — 3 метра. Но что, если красная линия на самом участке?

При прохождении красной линии по участку собственника нельзя не только строить, но и грозит риск изъятия участка. Владельцы обращаются к нам с вопросом, возможно ли перенести красные линии. В отдельных случаях удаётся добиться переноса линии в досудебном порядке. Нужно обратиться в администрацию, которая рассмотрит обращение и внесёт изменения в градостроительную документацию.

Отмена красных линий проводится через суд. Мы проанализировали судебную практику (также подняли внутренний архив компании по делам, которыми занимались наши юристы) и определили, что добиться положительного решения можно при следующих обстоятельствах:

  • Проект планировки территории противоречит иной документации. А именно генеральному плану и правилам землепользования и застройки. Если при изучении документов выяснится, что по генеральному плану не предусматривается нахождение линейных объектов на участке, то наличие красных линий можно признать необоснованным. И вынести их за пределы участка по решению суда;
  • На публичных слушаниях проект был представлен в неполном виде. Либо отсутствовала графическая часть, отражающая прохождение красных линий на конкретном участке;
  • Проект планировки территории не был согласован со всеми инстанциями. Например, если рядом находится охранная зона культурного наследия, но ППТ не согласовали с ГУКН, то такой проект планировки можно оспорить.

Нюансов много. Юристы, знающие тонкости земельного законодательства, рассматривают документы и в каждом конкретном случае дают рекомендации владельцам участков. Описывают пошаговую стратегию действий для достижения положительного результата. Представляют интересы в суде.

Юристы «Истрариел» помогают узаконить дома и постройки с нарушением отступов от границ участка, красных линий. Оказывают правовую поддержку в досудебном и судебном порядке решения вопроса. Проводят межевание, составляют схемы расположения.

Делают прирезки и перераспределение участков. Регистрируют по дачной амнистии. Берут на себя взаимодействие с администрацией, Росреестром, судом. Консультируют бесплатно. Задавайте интересующие вопросы на форуме или звоните, окажем юридическую помощь.

Красные линии улиц и проездов в земельных спорах

В редакции по состоянию на 13 февраля 2018 г.

В земельных спорах нередко возникают вопросы, связанные с красными линиями. Однако я заметил, что немногие юристы и назначенные судами эксперты на практике хорошо разбираются в данной теме.

Чаще всего я встречался с тем, что за красные линии без каких-либо оснований и документов эксперты и судьи принимали общие линии заборов вдоль улиц.

В этой заметке коротко расскажу о том, когда красные линии считаются установленными и должны учитываться судом при разбирательстве дела.

В соответствии со ст.

1 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) красные линии – это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

Согласно той же ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Статьей 42 ГрК РФ установлено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в частности, красные линии.

В соответствии со ст.

43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется в том числе для установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования. Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта. Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории. На чертежах межевания территории отображаются, в частности, красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи.

Из приведенных норм видно, что по действующему градостроительному законодательству красные линии считаются установленными, если они отображены на чертежах планировки территории в составе утвержденного проекта планировки территории или на чертежах межевания территории в составе утвержденного проекта межевания территории.

Верховный Суд РФ в своей практике исходит из того, что наличие красных линий должно подтверждаться соответствующими документами. Например, по одному из споров о проезде к земельному участку в определении Верховного Суда РФ от 11 августа 2015 г.

№ 4-КГ15-36 указано, что «…надлежащим доказательством того, что спорный земельный участок мог когда-либо относиться к территориям общего пользования, является документ, который бы свидетельствовал о нахождении этого участка в границах красных линий».

В определении Верховного Суда РФ от 22 мая 2017 г.

№ 56-АПГ17-7 разъяснено следующее: «Согласно подпункту «а» пункта 1 части 3 статьи 42, пункта 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса красные линии отображаются на чертежах основной части проекта планировки территорий и на чертежах проекта межевания территорий.

Статьей 23 Градостроительного кодекса не предусмотрено обозначение красных линий на документах генерального плана городского округа. Проект красных линий утверждается отдельными документами в составе документации по планировке территорий, которые могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке».

В п. 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017) (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 15 ноября 2017 г.) по поводу красных линий сказано следующее: «Вместе с тем, исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в п. 12 ст.

1 ГрК РФ, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства. Установление границ территорий общего пользования в соответствии с ч. 1 ст. 42 ГрК РФ осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии (ч. 3). Согласно ч. 6 ст. 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с п. 2 ч. 2 этой статьи.
Однако наличие красных линий с целью установления границ территории общего пользования, планируемой под размещение сквера (бульвара, парка) в соответствии с генеральным планом в границах спорного земельного участка, а также наличие утвержденной документации по планировке территории (проект планировки, проект межевания) суды не проверяли».

Таким образом, красные линии – это не какие-то воображаемые линии, как иногда пытаются представить в суде, а вполне определенные и утверждаемые в установленном порядке границы территорий общего пользования. Наличие установленных красных линий должно подтверждаться в суде соответствующими документами по планировке территории.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович