П.11.1 ст 176
Собственники бизнеса не всегда знают, что у компании есть переплата по налогам, хотя при этом из оборота выпадают иной раз довольно значительные суммы.
Вывести переплату из налоговой не так просто, в том числе из-за постоянно «зависающего» в этом году программного обеспечения в ИФНС.
Есть ли выход и как избежать возникновения переплаты – ответы на эти важные вопросы знают наши специалисты.
Причины образования переплаты по налогам
Переплата может возникнуть по самым разным причинам, причем о некоторых компании не знают, пока не столкнутся с ними «лицом к лицу». Вот лишь несколько из них.
Оплата с опозданием и списание по инкассо
Самая распространенная причина переплат, как ни странно, – несвоевременная уплата налогов. Когда компания наконец оплачивает недоимку, может случиться так, что налоговая произведет списание по инкассо.
Эту ситуацию можно предотвратить, если оплачивать недоимку с учетом механизма взыскания налогов. Как правило, налоговики не производят списания внезапно. Обнаружив недоимку, налоговая инспекция:
- выставит требование об уплате налогов (пени, штрафов);
- установит срок исполнения своих требований.
Если требование не исполнить в срок, то в течение 10 дней налоговая принимает различные решения, в частности, с целью взыскать недоимку:
- самостоятельно, посредством инкассо;
- через приставов.
Отметим, что узнать о принятии ИФНС решения по поводу взыскания недоимки можно еще до того, как оно «прилетит» в компанию. Например, вот так выглядит оповещение, полученное от ИФНС через систему подготовки и сдачи отчетности СБИС:
Если налоговая решила взыскать долги через приставов, то процесс принудительного списания займет довольно продолжительное время. При этом компания получит постановление приставов с предложением о добровольной уплате.
О формировании налоговой инкассо компания не узнает. Поэтому вполне может произойти списание уже оплаченных сумм, даже если платежки были отправлены до получения решения о принудительном взыскании. Впрочем, аналогичная ситуация может возникнуть, если приставы выставят инкассо, не увидев оплаты.
Внимание!
Исполнив постановление приставов, обязательно известите их о своем платеже.
Переход в другую налоговую
Платежи с ОКТМО прежней налоговой новая инспекция отразит как переплату. Чаще всего такая ситуация характерна для НДФЛ, так как:
- не все бухгалтеры знают об особенностях представления отчетности по этому налогу при смене инспекции;
- программное обеспечение некоторых операторов телекоммуникационной связи (далее – ТКС) дезинформирует бухгалтеров, сообщая об ошибке при попытке отправить отчетность с ОКТМО прежней инспекции, в которую был оплачен НДФЛ, например, за первый месяц квартала (до смены компанией местонахождения).
Как платить НДФЛ при наличии обособленных подразделений
Дезинформирует бухгалтеров и то, что по разным ОКТМО инспекции именуют НДФЛ по-разному:
У компаний на общей системе налогообложения по такому же основанию может возникнуть переплата по налогу на прибыль или другим налогам с авансовыми платежами.
Особенности уплаты и корректировки налогов
Авансовые платежи могут стать причиной переплаты не только при переходе в другую инспекцию. Уплачиваемые в течение квартала (года), нередко они превышают итоговую сумму:
- налога на прибыль;
- налога в случае применения УСН.
Переплата может возникнуть и при подаче уточненной декларации. Такие случаи нередки, если новый бухгалтер не знает, что компания применяет льготу.
Человеческий фактор
Масса ошибок возникает из-за ошибок бухгалтеров, формирующих платежки. Однако переплатой можно считать только те случаи, когда в платежном поручении сумма была завышена.
Внимание!
Если бухгалтер допустил ошибку не в сумме, а в других реквизитах платежа (КБК, ОКТМО, статус плательщика, тип платежа), то такой платеж можно уточнить, даже если он уже отражен в виде переплаты.
Как выявляют переплаты
Ситуаций, когда компания узнает о наличии у нее переплаты, так же, как и причин ее возникновения – немало.
Сообщение из инспекции
В теории, обнаружив переплату по налогам или страховым взносам, администрируемым налоговой, инспектор должен:
- сообщить о ней налогоплательщику;
- зачесть в счет недоимки, если КБК и прочие условия позволяют, и также сообщить об этом налогоплательщику.
Об этом сказано в пункте 3 статьи 78 НК РФ. На практике налоговики о зачетах сообщают более-менее регулярно, а вот о возникновении переплаты – почти никогда.
Внимание!
Неисполнение налоговым органом обязанности по информированию не прерывает трехлетнего срока, в течение которого компания может вернуть излишне оплаченные суммы (Определение ВС РФ от 19.03.2019 № 304-ЭС19-1659).
Новый порядок возмещения НДС с 1 января 2023 года
С 1 января 2023 года каждой компании и ИП ФНС откроет единый налоговый счёт (ЕНС). На нём будут учитываться все деньги, которые налогоплательщик перечислит в бюджет.
https://www.youtube.com/watch?v=tVtwSZDNyxU\u0026pp=ygUQ0J8uMTEuMSDRgdGCIDE3Ng%3D%3D
На ЕНС нужно будет не перечислять отдельные суммы на разные налоги, а погашать единым платежом сумму совокупной обязанности. Это общая сумма налогов, взносов, сборов, авансовых платежей, пеней, штрафов и процентов, которые на данный момент налогоплательщик должен бюджету.
Сумма совокупной обязанности формируются на основании:
- деклараций и расчётов, в том числе уточнённых;
- уведомлений и сообщений о начисленных налогах, авансах и сборах;
- решений налоговой об отсрочке уплаты налогов;
- решений налоговой о наложении санкций или предоставлении налогового вычета по результатам камеральных и выездных проверок;
- судебных актов, исполнительных листов и иных документов, уменьшающих или увеличивающих размер налоговых обязательств компании.
Сейчас сумма возмещения учитывается на отдельном КБК в карточке расчётов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость, а будет входить в состав совокупной обязанности и увеличивать или уменьшать сальдо на ЕНС после камеральной проверки.
При этом процедура принятия решения о возврате налога не меняется. Вы подаёте декларацию по НДС с суммой налога к возмещению. В течение одного или двух месяцев инспекторы проводят камеральную проверку. Так они проверяют, верно ли вы заявили вычеты по НДС. Могут запросить документы и пояснения.
Если всё в порядке, в течение 7 дней налоговая примет решение о возврате налога по вашему заявлению. И не позднее 12 дней после окончания камеральной проверки вернёт деньги на ваш расчётный счёт.
Если инспекторы найдут нарушение, составят акт. Далее руководитель инспекции рассмотрит материалы проверки и примет решение о частичном возмещении НДС или полностью откажет в возврате налога.
В течение 5 рабочих дней инспекторы должны сообщить вам о принятом решении по ТКС или вручить его лично.
Возврат налога сейчас не зависит от сроков уплаты по другим налогам. Например, если решение о возмещении НДС приняли 25 июля, а к 28 июля подходит срок уплаты налога на прибыль, у вас не заберут возмещение для погашения налога на прибыль. Всё равно вернут НДС, если по другому налогу нет недоимки.
С 1 января 2023 года вычеты по НДС можно будет вернуть, только если сальдо на едином налоговом счёте положительное – это когда денег на счёте хватает для оплаты всех налогов, взносов, сборов, пени и штрафов.
Как законно снизить налоговую нагрузку
Оставьте заявку в форме ниже, и мы вышлем вам их
Что изменится в обычном порядке возмещения НДС
Из статьи 176 Налогового кодекса уберут пункты с 4 по 7 о зачёте недоимки по НДС и другим налогам суммой, предъявленной к возмещению. Сейчас, если у вас есть недоимка по НДС или другому налогу, налоговая одновременно с решением о возмещении принимает решение о зачёте недоимки и возвращает только остаток НДС.
С 2023 года возмещение тоже заберут на погашение недоимок и других обязательных платежей, но будет это происходить автоматически, после отражения в базе ФНС решения о возмещении НДС полностью или какой-то его части.
С ЕНС будут погашать обязательные платежи в такой последовательности:
- Недоимка – по наиболее ранней дате возникновения.
- Налоги, авансы, взносы, сборы – на основании отчётности.
- Пени.
- Проценты.
- Штрафы.
Если после погашения задолженностей сальдо на ЕНС останется положительным, вы сможете вернуть вычет по НДС на свой счёт или зачесть в счёт будущих платежей. Если отрицательным, вам не позволят забрать деньги.
Кроме этого, из статьи 176 Налогового кодекса уберут п. 8 о поручении казначейству перечислить вам налог и пп. 10, 11, 11.1 о расчёте пени за нарушение ФНС срока возврата налога. Это теперь будет прописано в статье 79 «Возврат денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счёта».
Раньше налог возвращали при наличии решения о возмещении налога и заявления от вас, сейчас вам вернут налог, если ещё и сальдо на ЕНС будет положительным.
Инспекция должна направить поручение в казначейство на следующий день после решения о возмещении. А казначейство – перечислить деньги не позднее следующего дня после поручения.
При этом если на ЕНС не хватает денег, чтобы вернуть всю сумму возмещения, вам вернут только часть в размере сальдо счёта.
Если налоговая в течение 10 дней со дня принятия решения о возмещении не вернёт вам налог, на эту сумму будут начисляться проценты по ключевой ставке Центробанка, которые потом вам тоже должны перечислить.
Что изменится в заявительном порядке возмещения НДС
Возмещать НДС в заявительном порядке по-прежнему могут любые налогоплательщики, у которых есть банковская гарантия и поручители. А в ускоренном режиме до конца 2023 года все, кто не находятся в стадии банкротства, реорганизации или ликвидации. Для них банковская гарантия не нужна.
Порядок возврата вычетов по НДС в заявительном порядке не поменялся – так же нужно заполнять специальные графы в декларации и писать заявление в налоговую. Подробно о процедуре возврата НДС в ускоренном режиме рассказывали в этой статье. Меняется лишь процедура возврата излишне возмещённого НДС.
Теперь налоговая не будет направлять дополнительно требование о возврате налога. Она вышлет только решение об отмене возмещения, и на основании этого решения налогоплательщик должен вернуть деньги в бюджет в течение 5 рабочих дней.
При этом пени за пользование бюджетными деньгами налоговая начнёт начислять на следующий день после решения. Поэтому важно следить за решениями налоговой и вовремя вернуть деньги.
Справочно-правовая система для бухгалтеров, юристов, кадровиков и профессиональный консалтинг
Статья 176 Налогового Кодекса Российской Федерации – проблемы старые и новые
Арбитражные споры № 4 (40) 2007
Рубрика: Проблемы правоприменения
17.10.2007
Нормы статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), посвященные возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость (путем зачета или возврата), начислению и выплате процентов за нарушение сроков возврата из бюджета налога на добавленную стоимость, на протяжении последних лет с уверенностью можно отнести к числу наиболее часто оцениваемых и исследуемых судами. Объясняется это тем, что нет, пожалуй, вопросов, которые бы достаточно четко и однозначно разрешались нормами названной статьи.
Однако прежде чем обсуждать эти вопросы, необходимо вспомнить об особом характере правоотношений, о которых идет речь в статье 176 НК РФ.
Особый характер правоотношений
По общему правилу Налоговый кодекс Российской Федерации регулирует отношения между государством и лицами, на которых возложена обязанность по уплате в бюджет налогов и налоговых платежей.
Организации и граждане, в том числе имеющие статус индивидуального предпринимателя, при наличии объектов налогообложения, исчисляют и уплачивают в бюджетную систему налоги, а государство в лице уполномоченных органов осуществляет контроль за соблюдением названными лицами законодательства о налогах и сборах.
Налогоплательщики могут допускать излишнюю уплату, а налоговые органы – необоснованное взыскание налогов в бюджет.
В этом случае статьями 78 и 79 Налогового кодекса установлен порядок и сроки возврата из бюджета излишне уплаченных (взысканных) сумм.
За нарушение сроков возврата излишне уплаченных (взысканных) в бюджет сумм налогов налогоплательщику выплачиваются проценты по правилам, определенным статьями 78 и 79 НК РФ.
Приведенные правила касаются последствий несвоевременного возврата налогоплательщику того, что им уплачено или с него взыскано непосредственно в бюджет.
В то же время, в ряде специально предусмотренных НК РФ случаев, налогоплательщик имеет право на возврат из бюджета сумм налога, которые он в бюджет не уплачивал.
Один из них приведен в главе 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ.
В соответствии со статьей 173 названной главы Кодекса налогоплательщики исчисляют подлежащую уплате в бюджет сумму налога на добавленную стоимость в следующем порядке: общая сумма налога, исчисленная по итогам каждого налогового периода по правилам статьи 166 Кодекса, уменьшается на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ. Разница подлежит уплате в бюджет.
При этом нередко сумма налоговых вычетов (под которыми понимаются суммы налога, предъявленные налогоплательщику продавцами товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию в таможенных режимах, перечисленных в пункте 2 статьи 171 НК РФ) превышает сумму налога, исчисленного по итогам конкретного налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения.
Образуется положительная в пользу налогоплательщика разница, и глава 21 НК РФ определяет порядок обращения с такой разницей.
Термин «возмещение»
В пункте 2 статьи 173 НК РФ указано, что положительная разница подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 176 «Порядок возмещения налога» НК РФ.
Причем статья 176 в редакции, действовавшей до 1 января 2007 г., предусматривала два разных порядка образования такой «положительной разницы».
В соответствии с пунктом 1 статьи 176 НК РФ, относившемся к порядку возмещения налога по декларации по внутреннему рынку, положительная разница возникает при превышении суммы налоговых вычетов общей суммы налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения.
Пункт 4 статьи 176 НК РФ, регулировавший порядок возмещения налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, предусматривал возмещение сумм налога, признаваемых налоговыми вычетами, которые относятся к операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, а также сумм налога, уплаченных в соответствии с подпунктом 6 статьи 166 НК РФ. То есть поскольку выручка от такой реализации товаров (работ, услуг) облагается по налоговой ставке 0 процентов, нет суммы, исчисленной с выручки от таких операций, соответственно вся сумма налога, уплаченная поставщикам товаров, работ, услуг (сумма налоговых вычетов), предъявляется к возмещению из бюджета.
В пункте 1 статьи 176 НК РФ указано на два способа возмещения такой положительной разницы – зачет и возврат.
Поскольку законодатель вводит специальный термин «возмещение» при появлении у налогоплательщика положительной разницы по налогу на добавленную стоимость, подчеркивая тем самым особый характер ее возникновения, так как речь идет не об излишней уплате налогоплательщиком в бюджет налога, исчисленного в соответствии со статьей 166 НК РФ, а касается сумм налога, уплаченных иным лицам в ином порядке, – поставщикам товаров (работ, услуг), на таможне в составе таможенных платежей и др., при возврате или зачете налога на основании статьи 176 НК РФ в судебных актах применяются обороты: «возмещение налога путем возврата из бюджета», «зачет в порядке возмещения налога».
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в принятом еще в 2000 г. Постановлении (от 06.06.2000 № 9107/99) привел различия между понятиями «излишняя уплата», «переплата» налога на добавленную стоимость и «возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг)».
В Постановлении указано, что в соответствии со статьей 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата.
При нарушении сроков возврата на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. То есть основанием для применения этого правила является переплата налога в бюджет (внебюджетный фонд). Уплата налогов согласно статье 58 НК РФ производится в наличной или безналичной форме.
Под уплатой налога согласно статьям 45 и 60 НК РФ понимается поручение налогоплательщика банку с соблюдением определенных условий на перечисление налога в соответствующие бюджеты.
… в соответствии со статьей 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата.
Пунктом 3 статьи 7 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» (как и действующей с 2001 г. статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации) предусмотрено возмещение налогоплательщику из бюджета суммы налога, уплаченной им поставщикам.
Эта норма регулирует отношения не по уплате налога в бюджет и его возврату в случае переплаты, а специфические, свойственные именно данному налогу отношения по возмещению суммы налога, уплаченной поставщикам материальных ценностей, то есть иным хозяйствующим субъектам, являющимся плательщиками этого налога.
С учетом изложенного Высший Арбитражный Суд Российской Федерации признал, что оснований для того, чтобы считать указанные суммы переплаченными в бюджет и применять к спорным правоотношениям положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, относящиеся к начислению процентов, не имеется.
Два порядка возмещения налога до 2007 года
До 2007 г.
налогоплательщики при наличии операций реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, обязаны были представлять две отдельные декларации: 1) по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговым ставкам, превышающим 0 процентов (10%, 18%), чаще всего именуемую декларацией по внутреннему рынку или общей декларацией, и 2) по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0 процентов.
- Соответственно статья 176 НК РФ содержала два самостоятельных порядка возмещения налога: для операций реализации товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке и для операций реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0 процентов.
- Первый регулировал нормы пунктов 1–3, а второй – нормы пункта 4 статьи 176 НК РФ.
- Основные различия этих порядков состояли в следующем.
- Во-первых, по-разному определен период возникновения права использования в интересах налогоплательщика (зачет или возврат) заявленной в декларации суммы налога к возмещению.
Денежные средства в размере положительной разницы, возникавшей у налогоплательщика по декларации по налогу на добавленную стоимость по внутреннему рынку сразу после подачи налогоплательщиком такой декларации, признавались денежными средствами налогоплательщика, о чем свидетельствует норма пункта 2 статьи 176 НК РФ в редакции, действовавшей до 2007 г. Здесь указано на обязанность налогового органа направлять сумму положительной разницы, отраженной в поступившей в налоговый орган декларации, в течение трех календарных месяцев на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, подлежащих зачислению в тот же бюджет.
- Следовательно, налоговый орган в течение трех месяцев после получения декларации имел право и был обязан самостоятельно провести зачет предъявленной в декларации суммы налога к возмещению в счет имеющейся у налогоплательщика задолженности по налогам, пеням и налоговым санкциям, а также исполнения текущих налоговых обязательств налогоплательщика, но по окончании трех календарных месяцев сумма, которая не была зачтена, подлежала возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.
- Специального подтверждения налоговым органом права налогоплательщика на такую положительную разницу Кодекс не предусматривал.
- Иначе решался этот вопрос по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0 процентов.
Пунктом 4 статьи 176 НК РФ предусматривалось возмещение налога не позднее трех месяцев, считая со дня представления декларации с документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ.
В течение этого срока налоговый орган обязан был проверить обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, и по результатам проверки принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. В случае наличия у налогоплательщика недоимок и пени по налогам, а также задолженности по присужденным санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, налоговый орган обязан был осуществить зачет. При отсутствии таких долгов суммы, подлежащие возмещению, подлежали зачету в счет текущих платежей по налогам того же уровня бюджета либо возврату налогоплательщику по его заявлению.
То есть до вынесения налоговым органом решения о возмещении либо до истечения трехмесячного срока, отведенного на проверку декларации и представленных с ней документов, указанная в декларации к возмещению сумма налога не считается подлежащей возмещению налогоплательщику любым способом.
Возврат НДС для юридических лиц ⇕ Как вернуть НДС физическому лицу
Плательщиками НДС признаются:
- организации (в том числе некоммерческие);
- предприниматели.
Условно всех налогоплательщиков НДС можно разделить на две группы:
- налогоплательщики «внутреннего» НДС, т.е. НДС, уплачиваемого при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ
- налогоплательщики «ввозного» НДС, т.е. НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на территорию РФ
Освобождение от исполнения обязанностей плательщиков НДС Организации и предприниматели, у которых за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысила в совокупности 2 миллиона рублей могут подать уведомление и получить освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС на год ( ст. 145 НК РФ). Не признаются налогоплательщиками НДС организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы:
- применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН);
- применяющие патентную систему налогообложения;
- освобожденные от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ;
- участники проекта «Сколково» ( ст. 145.1 НК РФ).
Исключение! Перечисленные лица обязаны уплатить НДС, если выставят покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС.
Объектом налогообложения являются:
- операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, в том числе их
- безвозмездная передача;
- ввоз товаров на территорию РФ (импорт);
- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
- передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы по которым не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
В общем случае налог исчисляется исходя из стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Для того, чтобы рассчитать НДС, необходимо рассчитать сумму НДС исчисленную при реализации, сумму вычетов по НДС , и, при необходимости — сумму НДС которую нужно восстановить к уплате.
Восстановлению подлежат ранее принятые к вычету суммы НДС, по операциям, указанным в п.3 в ст. 170 НК РФ.
- Формула расчета НДС:
- НДС исчисленный при реализации = налоговая база * ставка НДС
- НДС к уплате = НДС исчисленный при реализации — «входной» НДС, принимаемый к вычету + восстановленный НДС
- По общему правилу налоговая база определяется на наиболее раннюю из двух дат:
- на день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг)
- на день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг)
- В настоящее время действуют 3 ставки налога на добавленную стоимость ( ст. 164. НК РФ).
0% | Ставка НДС в размере 0% применяется при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, услуг по международной перевозке и некоторых других операций ( п. 1 ст. 164 НК РФ). |
10% |
Новый порядок возмещения НДС с 2023 года — Что изменилось | «Правовест Аудит»
Изменения в порядке возмещения НДС с 1 января 2023 года связаны с введением единого налогового платежа и единого налогового счета. Давайте рассмотрим основные принципы возмещения НДС и новые правила возврата налога.
Прежде всего, напомним, что порядок возмещения НДС приведен в ст.176 НК РФ.
По общему правилу, решение о возмещении НДС налоговый орган принимает только после проведения камеральной проверки декларации. Обычно проверка длится 2 месяца с даты представления декларации, но у «благонадежных» налогоплательщиков может быть окончена в течение месяца (письмо ФНС от 06.10.
2020 № ЕД-20-15/129), а у «сомнительных» — продлена до трех месяцев (абз. 4–5 п. 2 ст. 88 НК).
Если нарушений не обнаружено, налоговый орган принимает решение о возмещении НДС в течение 7 рабочих дней с даты окончания проверки.
Если же при проведении камеральной проверки выявлены нарушения, составляется акт налоговой проверки и «судьба» НДС, подлежащего возмещению решается уже при вынесении решения по результатам камеральной проверки (п.3 ст.176 НК РФ).
Одновременно с этим решением принимаются:
- решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
- решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
- решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению;
- решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.
В этой процедуре с 2023 года глобальных изменений нет.
Также есть заявительный порядок возмещения НДС, когда налоговый орган сначала принимает решение о возмещении НДС, а уже потом проводит камеральную проверку декларации.
Условия для возмещения НДС в заявительном порядке установлены ст.176.1 НК РФ.
К самым распространенным случаям возмещения НДС в заявительном порядке можно отнести ситуации, когда для возмещения НДС налогоплательщики представляют банковские гарантии или поручительства «состоятельных» налогоплательщиков (уплативших в бюджет не менее 2 млрд налогов за последние 3 года) (пп. 2 и 5 п. 2 ст.176.1 НК РФ).
Но в 2023 году получить возмещение НДС в заявительном порядке можно и без этих документов. Главное — налогоплательщик не должен находиться в процессе реорганизации или ликвидации, а также в процессе банкротства (п.2.2 ст.176.1 НК РФ). Такие условия действовали и в 2022 году.
Правда возместить в «упрощенном» заявительном порядке можно не более суммы, равной сумме налогов и страховых взносов (без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу РФ и в качестве налогового агента), уплаченной за предыдущий календарный год. «Превышающую» сумму можно возместить в заявительном порядке при представлении действующей банковской гарантии или поручительства, предусмотренных пп. 2 и 5 п. 2 ст.176.1 НК РФ или в обычном порядке после окончания камеральной проверки.
Для возмещения НДС в заявительном порядке необходимо написать соответствующее заявление не позднее 5 рабочих дней со дня подачи налоговой декларации (п.7 ст.176.1 НК РФ). Пока можно составлять заявление по форме, рекомендованной письмом ФНС от 01.04.2022 № ЕА-4-15/3971, но в ближайшее время налоговая служба должна разработать новую форму.
В заявлении налогоплательщик вправе указать реквизиты открытого им счета в банке для возврата денежных средств (п.7 ст.176.1 НК РФ). До 2023 года указание реквизитов счета для возмещения НДС в Заявлении было обязательным.
Налоговому органу дается 5 рабочих дней со дня получения заявления о возмещении НДС в заявительном порядке, чтобы проверить соблюдение налогоплательщиком условий для «ускоренного» возмещения и принять одно из следующих решений:
- о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке;
- об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке (п.8 ст.176.1 НК РФ).
При отказе в возмещении НДС в заявительном порядке НДС может быть возмещен в обычном порядке, установленном ст.176 НК РФ, т.е. после окончания камеральной проверки.
При применении «упрощенного» заявительного порядка в 2023 году (без поручителей и банковской гарантии) налоговый орган может отказать в возмещении НДС в заявительном порядке, если у него есть сведения, указывающие на возможное нарушение налогоплательщиком исчисления НДС, в том числе за предыдущие налоговые периоды (п. 8 ст. 176.1 НК).
Данное ограничение предполагалось отменить с 2023 года или законодатели изначально перепутали абзацы ст.176.1 НК РФ, которые перестанут действовать с 2023 года (Федеральный закон от 14 июля 2022 г.
N 263-ФЗ). Но, как бы то ни было, Федеральным законом от 28.12.
2022 N 565-ФЗ года норма, ограничивающая возмещение НДС в заявительном порядке для «сомнительных» налогоплательщиков, осталась в НК РФ на 2023 год.
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения. Сообщение может быть передано руководителю организации, ИП, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (п.8 ст.176.1 НК РФ).
Как и раньше, обоснованность суммы НДС, заявленной к возмещению, налоговый орган будет проверять в ходе камеральной проверки (п. 11 ст. 176.1 НК). Если нарушения не выявят, ИФНС сообщит налогоплательщику об этом в письменной форме в течение 7 рабочих дней после окончания камеральной проверки (п.12 ст.176.1 НК РФ).
В случае обнаружения нарушений и отмены (полностью или частично) решения о возмещении НДС в заявительном порядке по итогам камеральной проверки, «отмененные суммы возмещения» формируют совокупную обязанность единого налогового счета (ЕНС) со дня вступления в силу соответствующего решения (пп.9 п.5 ст.11.3 НК РФ). Иными словами, на дату вступления в силу решения об отмене (полностью или частично) решения о возмещении НДС в заявительном порядке (далее — решение об отмене) сальдо ЕНС уменьшается, т.к. производится начисление НДС к уплате. Если после проведения начислений сальдо ЕНС станет отрицательным, заработает общий механизм его взыскания. Поэтому из ст.176.1 НК РФ убрали порядок истребования «отмененных сумм».
На подлежащие возврату суммы НДС, как и раньше, начисляются проценты. С 1 января 2023 года их рассчитывают исходя из процентной ставки, равной двукратной (однократной при налоговом мониторинге) ключевой ставке ЦБ РФ, действовавшей в период пользования бюджетными средствами.
Но «двойные пени» начисляют, начиная с третьего дня после принятия решения налогового органа о возмещении НДС в заявительном порядке, до дня принятия решения об отмене (полностью или частично). Они тоже сформируют совокупную обязанность на ЕНС на дату вступления в силу решения об отмене (пп.9 п.
5 ст.11.3 НК РФ).
Начиная со дня, следующего за днем принятия решения об отмене (полностью или частично), на сумму излишне полученных налогоплательщиком в заявительном порядке сумм начисляются «обычные» пени в соответствии со ст. 75 НК РФ (п.17 ст.176.1 НК РФ).
До 2023 года «двойные пени» начислялись в период пользования бюджетными средствами, начиная со дня фактического получения налогоплательщиком средств или дня принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, по день фактического возврата (п.7 ст.176.1 НК РФ в ред. до 01.01.2023 г.).
Новый порядок применяется по решениям, принятым с 1 января 2023 г. (ч. 3 ст. 5 Закона № 263-ФЗ), в т.ч. к декларациям за IV квартал 2022 года.
Суммы, подлежащие возмещению, относятся к единому налоговому платежу (ЕНП). Такие суммы ЕНП сформируют сальдо ЕНС в день принятия налоговым органом решения о возмещении НДС (пп.1 п.1 ст.11.3 НК РФ).
Поэтому возмещения НДС именно в качестве НДС не будет, т.е. возвращать налогоплательщику на расчетный счет будут НЕ суммы НДС, а положительное сальдо ЕНС. Механизм возврата НДС из ст.
176 НК РФ убрали. Налогоплательщик может вернуть положительное сально ЕНС, в сумму которого включен возмещаемый НДС, на свой расчетный счет по общим правилам возврата положительного сальдо (ст.
79 НК РФ).
Для этого необходимо написать соответствующее заявление. Его форма и формат утверждены приказом ФНС от 30.11.2022 № ЕД-7-8/1133@ (п. 1 ст. 79 НК). Также положительное сальдо ЕНС можно зачесть в счет предстоящих платежей по конкретным налогам, уплаты НЕ «ЕНП-шных» налогов (сборов) или исполнения обязанности по уплате налогов другого лица (ст.78 НК РФ).
Если налогоплательщик не распорядился положительным сальдо ЕНС, суммы переплаты (положительного сальдо) будут автоматически зачтены в счет уплаты налогов и взносов, когда наступят сроки их уплаты (п.8 ст.45 НК РФ).
Но, если налогоплательщик возмещает НДС в заявительном порядке, то, по мнению автора, писать отдельное заявление на возврат положительного сальдо ЕНС не нужно, если в заявлении о возмещении НДС в заявительном порядке указаны реквизиты счета, на который необходимо возместить НДС и сумма возмещения. Такой вывод следует из абз.4 п.3 ст.79 НК РФ. В нем определено, что при заявительном порядке возмещения НДС поручение на возврат ЕНС направляется в Казначейство на основании решения о возмещении НДС в заявительном порядке.
Кстати, по мнению автора, не обязательно в заявлении о возмещении НДС в заявительном порядке указывать всю сумму НДС, которую можно вернуть на расчетный счет.
Это может быть актуально для случаев, когда в ближайшее время наступит срок уплаты налогов в счет оплаты которых может быть зачтено положительное сальдо или у налогоплательщика отрицательное сальдо ЕНС и рассчитывать на возврат НДС, подлежащий возмещению, бессмысленно.
Возврат положительного сальдо ЕНС займет максимум 3 рабочих дня с даты представления заявления о возврате или принятия решения о возмещении НДС в заявительном порядке (п.3 и п.6 ст.79 НК РФ).
На счет вернут ту сумму, которую налогоплательщик указал в заявлении на возврат, но не более суммы сальдо ЕНС по состоянию на дату формирования поручения о возврате (п.2 и п.5 ст.79 НК РФ).
Если сальдо ЕНС будет отрицательное, то понятно, что возвращать будет нечего.
Кстати, если налоговый орган задержит формирование поручения на возврат ЕНС более чем на 10 рабочих дней, налогоплательщику положены проценты. Они будут начислены за каждый календарный день, следующий по истечении 10 рабочих дней со дня (п.9 ст.79 НК РФ):
- получения заявления лица о распоряжении путем возврата, но не ранее принятия налоговым органом решения о возмещении (полностью или частично) суммы НДС в «обычном порядке», т.е. в соответствии со статьей 176 НК РФ;
- принятия налоговым органом Решения о возмещении (полностью или частично) суммы НДС в заявительном порядке.
Процентная ставка принимается равной ключевой ставке ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока перечисления указанных сумм денежных средств.
Несмотря на то, что при возврате положительного сальдо ЕНС нет трехгодичного ограничения на возврат переплаты (ст.79 НК РФ), т.е.
положительное сальдо ЕНС может быть возвращено налогоплательщику даже через 100 лет, период возмещения НДС все-таки ограничен. В соответствии с п.2 ст.
173 НК РФ НДС подлежит возмещению налогоплательщику, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении 3 лет после окончания соответствующего налогового периода.
Также есть трехгодичное ограничение на вычет НДС. НДС, предъявленный продавцами по товарам (работам, услугам) или уплаченный при ввозе товаров на таможенную территорию РФ может быть заявлен к вычету в пределах 3 лет после принятия на учет этих приобретений (п.1.1 ст.172 НК РФ).
Причем срок на вычеты не продлевается на срок, необходимый для представления декларации (Определения ВС РФ от 24.08.2021 № 308-ЭС21-13958 и от 24.08.2021 № 308-ЭС21-13958, п. 2.2 Определения КС РФ от 24.03.2015 N 540-О, п. 27 и п.28 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, Определение ВС РФ от 04.09.
2018 N 308-КГ18-12631 по делу N А32-32030/2017). Например, если товары были приняты к учету в первом квартале 2020 года, то представить декларацию по НДС, в т.ч. уточненную, заявив по ним к вычету НДС можно до 31.03.2023 года.
После этой даты право на вычет НДС будет потеряно, налогоплательщик не сможет заявить вычет НДС в декларации за первый квартал 2023 года, представленной в апреле 2023 года.
Многие налогоплательщики не хотят заявлять НДС к возмещению, опасаясь, что нарушат безопасную долю вычетов, и налоговый орган будет проводить углубленную камеральную проверку. Были случаи, когда налоговый инспектор настоятельно просил убрать часть вычетов из декларации и «не морочить голову» возмещением НДС. Что же делать?
Из нашей аудиторской практики можем сказать, что не стоит идти на поводу у инспекторов. Есть риск вообще потерять право на вычет, пропустив положенный срок или опрометчиво заявив часть вычетов НДС по основным средствам или нематериальным активам — посмотрите наш кейс.
Кроме того, «подарок бюджету» — отказ от вычетов и списание этих сумм НДС в прочие расходы, если срок на вычет и возмещение НДС будет пропущен (п.2 ст.
173 НК РФ), приводит к уменьшению чистой прибыли компании, за счет которой собственники могут получить дивиденды.
И уже есть судебные решения, когда собственник взыскал с руководителя нанесенный ущерб в виде не заявленного к вычету НДС в размере 1,9 млн руб. Т.е. за осторожность компании пришлось заплатить руководителю из своего кармана.
Заявляйте НДС к вычету своевременно!
Согласимся, страшно вступать в споры с налоговыми органами, когда нет уверенности в правильности налогового учета.
Вдруг доначислят больше, чем заявленный к возмещению НДС? Поэтому рекомендуем включать в техническое задание на проведение аудита углубленную проверку налогового учета или проводить комплексный аудит со страховкой от налоговых претензий или инициативный налоговый аудит.
Тогда вы будете уверены, что компании нечего опасаться, налоги рассчитаны верно и все необходимые документы в порядке. А если возникнут споры, налоговые юристы «Правовест Аудит» придут на помощь и будут представлять интересы компании в налоговых органах и суде.