Новое

П. 12 ст. 89

Каждому предпринимателю, директору, главному бухгалтеру знакомо чувство легкой тревоги при получении требований налоговых органов о предоставлении документов (информации). Требование может касаться самого налогоплательщика, его контрагентов, знакомых и незнакомых третьих лиц.

Наряду с требованиями, нередко поступают уведомления о необходимости дать пояснения, в том числе письменные, которые мало отличаются от требований по содержанию. Требования могут прийти в рамках начавшейся проверки или на этапе предпроверочного анализа, обозначая интерес инспектора.

Попробуем разобраться, как сберечь время, нервы и бумагу в принтере, если требование пришло, и как при этом не нарваться на штрафы за его невыполнение.

Для начала разберёмся, что и у кого может запрашивать инспектор:

П. 12 ст. 89

А теперь более подробно.

Что могут запросить при проверках?

Суровая реальность: все, что хоть как-то связано с исчислением уплатой проверяемых инспекцией налогов может быть истребовано у кого угодно. Складывается стойкое впечатление, что скоро никого не удивит истребование, например, свидетельства о рождении главного бухгалтера, ведь именно главный бухгалтер отвечает за исчисление и уплату налогов в компании.

Обратной стороной медали выступает возможность злоупотребления должностными лицами налоговых органов своими полномочиями.

И именно из-за таких злоупотреблений, а вовсе не из-за желания налогоплательщика сокрыть компрометирующую его информацию, часто возникает нежелание отвечать на запросы налоговых органов. А иногда бывают и откровенные глупости.

Так, совсем недавно в Свердловской и Челябинской областях налогоплательщикам приходили требования с просьбой представить «документы, подтверждающие выполнение работ непосредственно в космическом пространстве».

Скорее всего, данная формулировка была транслирована из ст. 164 Налогового кодекса РФ, предусматривающей применение ставки 0%, и бездумно скопирована из требований, выставленных какой-либо из структур Роскосмоса. Однако для бухгалтеров других компаний такие формулировки, дававшие повод задуматься о бескрайних просторах вселенной, вызывали недоумение и ухмылку.

В рамках выездной проверки могут запрашиваться любые документы

Пункт 12 статьи 89 НК РФ содержит лишь одно ограничение: они должны быть связаны с исчислением и уплатой налогов.

Выездная налоговая проверка: принцип проведения и как ее избежать в 2023 году

Несмотря на широчайшие полномочия, которые ИФНС получает при выездной проверке, отдельного определения ей Налоговый кодекс не дает. Но определение можно вывести самостоятельно, если проанализировать текст ст. 82, ст. 88 и ст. 89 НК РФ, где говорится про этот вид проверки.

Выездная налоговая проверка — мероприятие налогового контроля, в рамках которого, проверяющие могут присутствовать на территории налогоплательщика и изучать правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период на основании любых документов.

В этом и заключается ее коренное отличие от камеральной проверки, при которой инспекторы находятся исключительно в стенах ИФНС, а ревизия охватывает лишь данные из конкретной декларации или расчета налогоплательщика.

В рамках выездной проверки инспекторы могут изучать любые документы по тем налогам, в отношении которых она назначена — как по одному, так и по нескольким налогам. В том числе, вообще по всем налогам, которые платит компания (ИП).

А вот период, или как еще говорят, «глубина» проверки ограничен. В рамках ВНП можно контролировать уплату налогов не больше, чем за три года, предшествующих тому, в котором она назначена (п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом инспекторы могут также изучать и обязательства за текущий год — тот, в котором началась ВНП. 

Так, если проверка назначена в 2023 году, то под нее могут попасть 2020, 2021, 2022 годы и уже прошедшая часть 2023 года. А вот «взять под контроль» 2019 год и предшествующие периоды ИФНС не сможет.

Единственное исключение — если сам налогоплательщик подал уточненку во время проверки. В этом случае ИФНС вправе проверить также период, к которому она относится, даже если он выходит за пределы трех лет. Но при этом проверка должна касаться только внесенных уточнений (п. 42 Обзора судебной практики № 3 (2018), утв. Президиумом ВС 14.11.2018).

На протяжении последних 15 лет выездные налоговые проверки носят плановый характер. Известны и критерии, на основании которых составляется этот план: они приведены в Приказе ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. 

Критерии можно условно разделить на две группы. В первую попадут обстоятельства, связанные с налоговыми обязательствами компании, а во вторую — общеэкономические индикаторы ее деятельности.

Любая проверка — это стресс для предпринимателя. Но к ней можно подготовиться заранее. Оцените вероятность визита к вам налогового инспектора с помощью сервиса Контур.Экстерн

Попробовать

 

Шансы попасть под ВНП существенно выше у компаний и ИП:

  • с низкой (в сравнении со среднеотраслевым показателем) налоговой нагрузкой;
  • с высокой (более 89 %) долей вычетов по НДС. Показатель рассчитывается за последние 12 месяцев;
  • которые постоянно (на протяжении двух и более лет) показывают налоговый убыток либо ведут деятельность с высоким налоговым риском: через цепочку контрагентов, с привлечением фирм-однодневок и т.д. Или не представляют в налоговую пояснения, документы. 

А еще при составлении плана ВНП учитывается «миграция» между налоговыми инспекциями. Если компания меняет ИФНС, то начиная со второго раза риск попасть в план проверок возрастет.

Отдельные налоговые критерии установлены для плательщиков на специальных налоговых режимах, а также для ИП на ОСН.

Первые рискуют попасть под ВНП, если в течение года как минимум два раза были на грани (в пределах 5 %) «слета» со спецрежима из-за невыполнения лимитов по доходам, стоимости ОС, количеству работников.

А вторые — если профессиональный налоговый вычет (расходы) по декларации составят более 83 % от дохода.

В качестве экономических индикаторов, повышающих риск проведения выездной проверки, ИФНС учитывает:

Как подготовиться к выездной налоговой проверке и пройти ее

  • низкую среднемесячную зарплату в расчете на одного работника — в сравнении со среднеотраслевым показателем;
  • низкую рентабельность деятельности — ниже среднеотраслевого показателя на 10 % и более;
  • несоответствие между доходами и расходами. В зоне риска — все возможные сочетания: рост расходов опережает рост доходов; падение доходов быстрее, чем падение расходов; рост расходов при падающих доходах.

В отношении некоторых плательщиков ФНС не может проводить выездные проверки. Это компании, перешедшие на налоговый мониторинг, аккредитованные ИТ-фирмы, мобилизованные ИП и учредители.

Налоговый мониторинг — особая форма налогового контроля для крупных организаций (п. 3 ст. 105.26 НК РФ). Он предполагает оперативное взаимодействие с ИФНС по раскрытию текущей финансово-хозяйственной информации и указания на допущенные нарушения в режиме реального времени. 

Один из плюсов такого взаимодействия — практически полный запрет на проведение выездных проверок за период, в котором проводится (проведен) мониторинг (п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Исключения:

Как упростить подготовку форм налогового мониторинга

  • ВНП проводит вышестоящий налоговый орган в порядке контроля за ИФНС, проводившей мониторинг;
  • досрочное прекращение мониторинга;
  • компания не выполнила мотивированное мнение ИФНС;
  • в периоде, за который мониторинг не проводится, подана «уменьшающая» уточненка за период налогового мониторинга.

Аккредитованные ИТ-организации на ближайшие два года освобождены от выездных проверок. Такая мера предусмотрена Указом Президента РФ от 02.03.2022 № 83. Запрет действует до 3 марта 2025 года.

Правда, при необходимости ИФНС может его обойти: разрешены проверки, если они назначаются с согласия вышестоящего руководства.

Для получения «визы» инспекция-инициатор проверки должна подготовить мотивированный запрос (Письмо ФНС от 24.03.2022 № СД-4-2/3586@).

Уже назначенные ВНП в отношении IT-фирм должны быть завершены в обычном порядке. При этом инспекциям запрещено приостанавливать проверки, а также продлевать их срок (Письмо ФНС от 24.03.2022 № СД-4-2/3586@).

Частичная мобилизация, объявленная Указом Президента РФ от 21.09.2022 № 647, повлияла на выездные проверки. Ограничения коснулись мобилизованных ИП, а также компаний, где мобилизованные являются единственными учредителями (участниками) и одновременно выполняют функции руководителя.

Выездные проверки по таким налогоплательщикам приостановлены независимо от этапа, на котором они находились. Также в отношении мобилизованных не будут назначаться новые ВНП. 

Контрольные мероприятия, включая назначение новых проверок, возобновятся 29 числа третьего месяца после демобилизации этих лиц (Постановление Правительства от 20.10.2022 № 1874).

Название подразумевает, что выездная проверка проходит на территории плательщика. Однако в реальности инспекторов у себя за все время ВНП можно так и не увидеть. 

Сегодня практически все контрольные мероприятия в рамках ВНП проводятся без выхода к налогоплательщику: проверяющие присылают требования о предоставлении документов, а проверяемый на эти требования отвечает. Полученные документы ИФНС изучает, сверяет их между собой и с другими имеющимися у нее данными. А затем на основании анализа выносит вердикт по проверке.

Помимо работы с документами, в рамках ВНП инспекторы могут допрашивать свидетелей. Причем не только контрагентов, но и работников, в т. ч. бывших, а также руководителя проверяемой компании (ст. 90 НК РФ, Постановление АС Волго-Вятского округа от 17.05.2018 № Ф01-1539/2018 по делу № А43-24714/2017). 

При этом представителя компании-работодателя на такие допросы ИФНС вправе не пускать (Определение ВС от 16.06.2020 № 301-ЭС20-8110 по делу № А29-1607/2019).

Поэтому если организация хочет контролировать ход допросов своих работников, инициатива должна исходить от самого допрашиваемого: он вправе явиться на допрос с адвокатом, приглашенным им для оказания юридической помощи (ст.

48 Конституции РФ). Предоставить такого адвоката может и работодатель.

В рамках ВНП инспекторы могут осмотреть помещения и территорию плательщика, а также провести выемку документов и других предметов, в т. ч. жестких дисков или компьютеров. Есть у ИФНС и право на проведение инвентаризации у налогоплательщика (п. 13 ст. 89, ст. 92, ст. 94 НК РФ).

Формально выездная проверка должна завершиться за два месяца. Отсчет ведется со дня, следующего за тем, когда издано решение руководителя ИФНС (его заместителя) о назначении проверки (п. 2 и п. 5 ст. 6.1, п. 6 и п. 8 ст. 89 НК РФ). Однако из-за того, что руководство ИФНС вправе приостанавливать проверку, обычно ВНП длится гораздо дольше.

Часто ИФНС приостанавливает проверку на время запроса документов у партнеров компании, банков и других лиц (подп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ). Ставить на паузу проверку можно только один раз по каждому контрагенту. Общий срок таких приостановок может достигать 9 месяцев.

Во время «тайм-аута» ИФНС не может (п. 9 ст. 89 НК РФ, п. 26 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57):

  • проводить мероприятия на территории плательщика;
  • направлять ему требования о предоставлении документов;
  • получать от него объяснения;
  • допрашивать его сотрудников. 

Зато допрашивать других свидетелей, рассылать запросы третьим лицам, проводить прочие аналитические и контрольные мероприятия в стенах ИФНС не запрещается.

Несмотря на то, что ВНП носит исключительно плановый характер, сам план не публикуется. Поэтому узнать о проверке заранее невозможно. А значит, меры по подготовке к ВНП должны носить, скорее, рутинный, чем экстренный характер.

Так, пройти проверку проще, если в компании хорошо организован процесс издания и хранения документации. Выездная проверка — огромный поток запросов о предоставлении документов от ИФНС. Правильно организованный документооборот существенно снижает затраты на подготовку ответов и защищает от штрафов за нарушение сроков представления документов. 

А если вспомнить, что игнорирование запросов ИФНС в рамках камеральных и встречных проверок — один из критериев, увеличивающих шансы попасть под ВНП, то налаженный документооборот можно рассматривать и как превентивную меру, позволяющую избежать выездной ревизии.

Еще один способ «подложить соломки» — периодическая самостоятельная проверка налоговых обязательств. Отлично, если хотя бы раз в год вы привлечете квалифицированных специалистов, которые посмотрят на налоговый учет глазами ИФНС и укажут на слабые места и возможные доначисления.

Лучше самостоятельно «снять» спорные расходы или вычеты и сразу доплатить налог с небольшими пенями, чем делать это спустя несколько лет по итогам ВНП, когда сумма пеней вырастет до величины недоимки, да еще и «приправится» штрафами. 

Всё, что нужно знать о выездных налоговых проверках

Выездная налоговая проверка (ВНП) — головная боль для любого бизнесмена. Налоговики приезжают в компанию с конкретной целью: найти доказательства нарушений, доначислить налоги и привлечь к ответственности, если найдется повод.

В последнее время ВНП стали еще «опаснее»:

  • тотальный контроль и прозрачность налогообложения не позволяют бизнесменам скрыть хоть что-то;
  • проверки стали тщательнее и избирательнее — если к вам едут налоговики, значит, они уже знают, что не так и сколько вам доначислить;
  • планы по сборам налогов стали больше, инспекторы сделают все, чтобы доначислить суммы как можно крупнее;
  • судебная практика складывается не в пользу предпринимателей.

Поэтому, каждый бизнесмен должен знать, как проходит налоговая проверка, что делать с ее результатами, и как защитить себя и свой бизнес.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Что такое выездная налоговая проверка
  2. Срок проведения ВНП
  3. Отчетный период ВНП
  4. Порядок назначения ВНП
  5. Порядок проведения ВНП
  6. Акт выездной проверки
  7. Обжалование акта выездной проверки
  8. Последствия и результаты ВНП
  9. Есть ли вы в списках на налоговую проверку?
  10. Как минимизировать негативные последствия ВНП?
Читайте также:  Рекомендации по поэтапному снятию ограничений

ЧТО ТАКОЕ ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА
Согласно ст. 89 НК РФ, выездная налоговая проверка — это вид налогового контроля, во время которого проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. ВНП является одним из самых эффективных методов налогового контроля, более 70% всех доначисленных налогов в России являются результатом ВНП.

     Цели выездной налоговой проверки:

  • контроль над правильностью исчисления и уплаты налогов, над соблюдением законодательства;
  • начисление недоимок;
  • привлечение виновных лиц к ответственности за налоговые правонарушения.

СРОК ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
ВНП не может продолжатся более двух календарных месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Однако в п. 6 ст. 89 НК РФ, указано, что при наличии достаточных оснований, этот срок может быть продлен на срок до 4-х, а в исключительных случаях до 6-ти месяцев. Перечень оснований указан в приложении № 4 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г. N ММВ-7-2/189@.

Данный перечень не является закрытым, что фактически позволяет налоговым органом продлевать проверку тогда, когда они захотят. Данный срок начинается со дня вынесения решения о проведении ВНП, а заканчивается днем составления справки о проведенной проверке.

При этом, руководитель налогового органа или его заместитель может еще и приостановить течение срока проверки для:

  • истребования документов (не более одного раза на лицо, участвующее в проверке);
  • получения информация от иностранных государственных органов;
  • проведения экспертиз;
  • перевода документов на русский язык.

Нет смысла пытаться затягивать этот срок преднамеренно, так как налоговики могут это воспринять как косвенное подтверждение недобросовестности.

ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

П. 4 ст. 89 НК РФ гласит, что в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

А с 2018 года также вступило в силу дополнение о том, что в случае подачи «уточненки» проверяется только те показатели, которые изменились и повлекли изменение исчисленного налога.

Стоить отметить еще три важных момента:

  1. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Например: если у вас проверили уплату НДС за 2017 год, запросили уточненку и вынесли решение, то больше уплату НДС за 2017 год у вас проверять не могут.
  2. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года (без учета филиалов и представительств).
  3. В случае подачи «уточненки» проверенный раннее период может быть проверен повторно.

ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
 Основанием для ВНП является решение о проведении выездной налоговой проверки, которое выносит орган ФНС по месту нахождения компании или филиала.

До этого происходит сбор информации, который может включать в себя самые разные действия — от запросов документов до общения с контрагентами. Именно на этом этапе бизнесмен может понять, что находится «под прицелом». Самыми распространенными признаками являются:

  • участившиеся письма от ФНС;
  • вызовы на беседу;
  • общение налоговой с вашими контрагентами или банком.

Еще больше шансов попасть на карандаш налоговикам у тех, кто имеет признаки подозрительности, о них мы поговорим ниже.
Решение о проведении ВНП (решение ВНП) должно обязательно соответствовать официальной форме и содержать в себе следующие данные:

  • полное и сокращенное наименование организации;
  • налоги, исчисление и уплата которых подлежит проверке;
  • отчетные периоды;
  • фамилии, инициалы и должности тех, кто будет принимать участие в проверке.

Важно! Налоговая не обязана уведомлять вас о проведении налоговой проверки заранее (Письмо ФНС России от 18 января 2010 года № АС-37-2/15853).

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

В ходе проверки налоговики изучают, анализируют и оценивают все возможные источники информации, которые могут иметь значение.

К документам, проверяемым во время ВНП относятся:

  • учредительные документы, лицензии;
  • налоговые декларации и счета-фактуры;
  • книги покупок, продаж, доходов-расходов;
  • все документы, относящиеся к налоговому и бухгалтерскому учету;
  • договоры, банковские документы.
  • накладные, акты приема-передач и многое другое.

Также, ИФНС может использовать во время ВНП различные ресурсы, включая, банковскую информацию, Единые Реестры, учет схем уклонения от налогообложения, информацию органов учета, мониторинга и аудита и многое другое.

Налоговики вправе изучать информацию, находящуюся в открытом доступе, направлять отдельные запросы и узнавать информацию любым другим законным способом.
     Полный перечень проверяемых документов, а также полномочий налоговиков по сбору информацию можно найти в пункте 5 Письма ФНС России от 25.07.

2013 N АС-4-2/13622.

     В последний день проверки составляется справка о проведенной проверке где отмечается сам факт ВНП. Все результаты же указываются в акте выездной налоговой проверки.

АКТ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

     Акт ВНП — это документ, в котором фиксируются все результаты проведенного исследования налогоплательщика, в частности, все нарушения. Срок для его составления — два месяца после составления справки. Форма акта и требования к его составлению утверждены приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@. В нем должны содержаться все данные об установленных нарушениях, а также подписи всех лиц, участвующих в ВНП, включая представителя проверяемого налогоплательщика.

     Важно! Если вы не согласны с результатами налоговой проверки, акт можно не подписывать — закон не запрещает вам отказаться от подписи акта.

Но смысла в этом мало, так как налоговики ставят отметку «лицо отказалось подписывать…» и привлекают третьих лиц для утверждения этого факта.

Но такие действия с вашей стороны могут быть рассмотрены как косвенные доказательства вашей недобросовестности.

В 99% случаев, в акте ВНП будут доначисления, средняя сумма которых, например, в Сибири, составляет больше 17 миллионов рублей. Вы можете расплатиться с ФНС, либо оспорить акт в судебном порядке.

Важно! Оспорить акт можно и после оплаты доначислений и штрафов.

     Перед вступлением в спор с ФНС необходимо провести тщательный анализ акта налоговой проверки. Наши специалисты разберут его по полочкам не только на оценку требований налоговиков, но и законность и правильность составления, оценят перспективы снижения доначислений или их полной отмены, подскажут способы минимизации негативных последствий.

ОБЖАЛОВАНИЕ АКТА НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

Если вы не согласны с вынесенным решением, то после получения акта налоговой проверки, вы можете обжаловать факты и выводы содержащиеся в нем.

Обжалование акта налоговой проверки происходит в несколько этапов:

  1. Составление письменных возражений на акт в течение одного месяца после получения акта.
  2. Устные доводы с занесением в протокол во время рассмотрения возражений.
  3. Досудебное обжалование в вышестоящий налоговый орган.
  4. Арбитражный спор в суде.
  5. Если есть необходимость, то обжалование решения суда в вышестоящий суд.

Иногда налоговая служба не доводит решение вопроса до суда, но чаще всего отбивать претензии ФНС приходится в судебном поле. Чтобы быть уверенным в сохранении своих активов и свободы, мы рекомендуем обращаться к опытным консультантам, специализирующимся на разрешении налоговых споров.

ПОСЛЕДСТВИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

     Результаты ВНП, если их не обжаловать, могут быть очень болезненными для компании и самого бизнесмена. В частности к ним относятся:

  • доначисления по неоплаченным налогам и страховым взносам, которые исчисляются в миллионах рублей;
  • денежные штрафы и пени за их неисполнение;
  • уголовное преследование по статье 199 УК РФ;
  • арест имущества, счетов компании;
  • обеспечительные меры, включая арест личного имущества и счетов;
  • банкротство и потеря бизнеса, в случае, если компания не может выплатить доначисления;
  • ответственность собственников, директоров, главного бухгалтера личным имуществом по долгам компании.

Именно поэтому лучше всего обезопасить себя от налоговых проверок, чем ожидать такого результата. Как это сделать мы поговорим чуть ниже.

ПЛАНОВЫЕ И ВНЕПЛАНОВЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

     Большинство выездных налоговых проверок являются плановыми. Но существуют и исключения, когда ФНС вступает на территорию организации практически все графика.

      Причины внеплановых налоговых проверок:

  • ликвидация юридического лица;
  • получение налоговыми органами информации о наличии налогового правонарушения;
  • истечение срока исполнения предписания об устранении налоговых правонарушений.

КАК УЗНАТЬ, ПРИДЕТ ЛИ КО МНЕ ПРОВЕРКА?      Единого списка или графика проведения налоговых проверок с указаниями организаций, к которым пожалует ФНС, сейчас нет в открытом доступе. Но официально существует 12 критериев предстоящей налоговой проверки. Однако всегда можно узнать, находитесь ли вы в «зоне риска».

Достаточно самостоятельно проверить свою организацию по следующим признакам:

  1. Налоговая нагрузка налогоплательщика ниже ее среднего уровня по виду экономической деятельности или в конкретной отрасли. Рассчитывается налоговая нагрузка как соотношение суммы уплаченных налогов и оборота (выручки) налогоплательщика.
  2. В налоговой или бухгалтерской отчетности отражаются убытки на протяжении двух и более лет.
  3. Среднемесячная зарплата работников ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации. Такие официальные данные можно найти на сайте Росстата.
  4. Неоднократное приближение к предельному значению величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы. Имеются в виду такие показатели как: приближение к максимальному уровню доходов на УСН (в 2015 году – 68,8 млн. рублей); площадь торгового зала в 150 кв. м для ЕНВД; количество работников на спецрежиме (100 человек для УСН и ЕНВД или 15 человек для ПСН) и др.
  5. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. Этот критерий риска относится к ИП на общей системе налогообложения. Рисковым считается значение совершенных расходов в 83% и более от доходов.
  6. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) – для организаций на ОСНО.
  7. Доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога превышает 89% за период 12 месяцев.
  8. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности. Как видите, рискованно не отвечать на запросы налоговой инспекции по результатам камеральной проверки деклараций.
  9. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). Под деловой целью подразумевается, что любая деятельность налогоплательщика должна быть направлена на получение прибыли.
  10. Неоднократное, более двух раз, снятие и постановка на учет в налоговых органах организации в связи с изменением юридического адреса (так называемая миграция между налоговыми инспекциями).
  11. Значительное (на 10% и более) отклонение уровня рентабельности по данным бухучета от среднего уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Подозрительным, с точки зрения налоговых органов, являются отношения с партнерами – недобросовестными контрагентами. Критерием риска, в том числе, является отсутствие: личных контактов руководства или уполномоченных должностных лиц при обсуждении условий поставок и подписании договоров; информации о фактическом местонахождении контрагента и его площадей; документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента или его представителя; информации о государственной
Читайте также:  П.п.3 п.1 ст.25.13-1

КАК МИНИМИЗИРОВАТЬ НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ?
Снизить до минимума или вовсе избавиться от доначислений и других последствий ВНП можно двумя путями.
1) Обезопасить себя заранее:
2) Минимизировать негативные последствия ВНП уже после ее начала, обратившись к специалистам по разрешению налоговых споров.

Выпуск 12. Читаем № 229-ФЗ «О чем сказано в абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ? Загадка № 229-ФЗ»

Абз. 2 п. 4 ст. 89 дополнен словами: «если иное не предусмотрено настоящей статьей» Поправка предусматривает возможность установления и исключений из трехлетнего срока давности налогового контроля при проведении выездных налоговых проверок и тесно связана с новым положением, изложенным в абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ.

Абз. 3 п. 4 ст. 89 в прежней редакции отсутствовал

Положение, внесенное в ст. 89 НК РФ, по нашему мнению является самым непонятным и противоречивым из всех положений Федерального закона № 229-ФЗ.
На первый взгляд, новые положения п. 4 ст. 89 НК РФ тесно связаны с положениями п. 10 ст. 89 НК РФ о назначении повторной налоговой проверки. Однако, проводя поэлементный анализ новых и старых положений ст. 89 НК РФ можно увидеть, что положения п. 4 и п. 10 НК РФ не пересекаются, потому что случай-исключение п. 10 ст. 89 НК РФ о проверке уточненной декларации ни коим образом не отменяет общий срок давности проведения повторной выездной налоговой проверки. В данной норме речь идет не о глубине повторной проверки, а об основаниях ее назначения – подача уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного, что означает только одно – у налогоплательщика возникает сумма налога «к возврату из бюджета». Представляется логичным, что если налогоплательщик самостоятельно уменьшает свои ранее заявленные налоговые обязательства, то налоговый орган имеет право это полноценно проверить, что бы устранить возможные злоупотребления со стороны налогоплательщика. При этом, по нашему мнению очевидно, что речь идет о подачи «уточненки» в рамках 3-х летнего срока, когда налогоплательщик сохраняет право на возврат налогов (ст. 78 НК РФ).
(Что касается ситуации, когда налогоплательщик за пределами 3-х летнего срока давности налогового контроля подает уточненную декларацию с показателем «к доплате в бюджет», то такая ситуация, по нашему мнению является нетипичной, поэтому мы ее не рассматриваем)
В противном случае (т.е. в случае подачи декларации за пределами 3-летнего срока) подача уточненной декларации с заявлением «к возврату» теряет смысл, т.к. налоговый орган такую декларацию конечно же примет (полномочий отказать в принятии деклараций у налогового органа просто нет), но последствий по ней не будет никаких, так как сроки давности на возврат (зачет) налогов уже истекли.
Поэтому мы считаем, что абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ имеет какое-то самостоятельное значение, смысл которого мы попытаемся выявить ниже. О чем же говорить абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ?

Ситуация № 1. В процессе проведения ВНП за определенный налоговый период налогоплательщик подает уточненную налоговую декларацию за этот уже проверяемый период.

Применима ли здесь норма абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ?
Представляется, что не применима, т.к. если «уточненка» подается за период, охваченный проверкой, то налоговый орган, не прерывая ВНП будет продолжать ее проведение, ведь механизм прекращения одной ВНП и начало новой ВНП в связи с подачей уточненной декларации так, как это предусмотрено для камеральных налоговых проверок по п. 9.1 ст. 88 НК РФ для ВНП не предусмотрен. Более того, алгоритм действий налогового органа для этих ситуаций уже в принципе прописан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 № 8163/09, в соответствии с которым при предоставлении уточненной декларации до принятия решения по ней, налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе или провести дополнительные мероприятия налогового контроля на основании п.6 ст.101 НК РФ, либо, вынося решение без учета данных уточненной декларации, назначить проведение повторной выездной налоговой проверки в части уточненных данных.
Поэтому абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ в данном случае ничего не изменяет.

Ситуация № 2. В процессе проведения ВНП за определенный налоговый период налогоплательщик подает уточненную налоговую декларацию за другой налоговый период.

Норма абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ здесь тоже не применяется, поскольку в данном случае применению должны подлежат общие нормы о назначении камеральной проверки или ВНП (первичной или повторной).

Ситуация № 3. Уточненая налоговая декларация подается не в связи с проводимой ВНП, а вообще предоставляется в налоговый орган. Например, в 2010 году подается уточненная налоговая декларация за 2001 год.

Может такое быть? Применима ли здесь норма абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ?
Теоретически, такая ситуация конечно же может сложиться. Но как мы уже указывали выше полномочий отказать в принятии деклараций у налогового органа просто нет, как нет в НК РФ и ограничений на право налогоплательщика подавать уточненные налоговые декларации. Но опять же, каких-либо последствий по данной уточненной декларации не будет, т.к. сроки давности на возврат (зачет) налогов по ст. 78 НК РФ уже истекли, а ситуацию с доплатой налога мы не рассматриваем по причинам нетипичности. Поэтому, зачем налоговому органу проводить выездную проверку за 2001 год, остается непонятным.

Ситуация № 4. Уточненная налоговая декларация подается после проведения ВНП, и после вынесения соответствующего решения по ее результатам.

Но такая ситуация дает основания для проведения повторной выездной проверки и уже и так урегулирована п. 10 ст. 89 НК. Значит, и не было смысла из-за этого вносить поправки в п. 4 ст. 89 НК.
По нашему мнению абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ рассчитан на ситуацию, когда право на проведение ВНП у налогового органа уже отсутствует, а право на возврат (зачет) налогов у налогоплательщика еще сохраняется.

Ситуация № 5. Налогоплательщик в 2011 году подает уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2007 год. Дело в том, что переплата по налогу на прибыль организаций может произойти до 28 марта 2008 года, т.е. до срока окончательной уплаты налога за 2007 год.

Тогда право налогоплательщика на возврат переплаченной суммы налога сохраняется у него до 28 марта 2011 года. Однако с 1 января 2011 года истекает срок давности налогового контроля за 2007 год.

Поэтому получается коллизия: право требовать возврата из бюджета у налогоплательщика посредством подачи уточненной налоговой декларации до 28 марта 2011 года есть, а вот проверить заявленные данные налоговый орган уже не может. Вот эту то коллизию и устраняет абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ, т.к.

при подачи в 2011 году уточненной налоговой декларации за 2007 году налоговый орган может спокойно проверить этот год уже за пределами общих сроков давности налогового контроля.

В этой связи можно вспомнитьписьмо ФНС РФ от 12.12.2006 № ЧД-6-25/1192@, в котором и рассматривалась данная ситуация, отмечалось коллизионное действие норм ст. 89 и ст. 78 НК РФ, и предлагалось налоговым органам «просить» у налогоплательщика документы, подтверждающие корректировочные показатели. Однако с 02 сентября 2010 года налоговые органы получили полное право проводить ВНП по уточненным налоговым декларациям даже в условиях, когда общие сроки давности налогового контроля истекли.
Однако в любом случае хотелось бы отметить, что юридическая техника, примененная законодателем в Федеральном законе № 229-ФЗ по внесению дополнения в п. 4 ст. 89 НК РФ не выдерживает критики. Кроме того, можно предположить, что в самое ближайшее время эта норма станет источником налоговых конфликтов.

(продолжение следует)

П 12 ст 89 нк рф

Статья 89 НК РФ содержит правило, по которому выездная проверка организовывается по месту нахождения фирмы или по месту жительства физлица. Решение о необходимости такой проверки принимает налоговый орган, который находится там же, где и налогоплательщик.

По ГК РФ местом нахождения фирмы признаётся место её гос. Фирма регистрируется там, где находится её исполнительный орган. По решению регистрирующего органа в реестр юр.

Когда в ЕГРЮЛ появляется запись, фирма считается зарегистрированной официально в том месте, где она находится.

Если Вам необходима помощь справочно-правового характера (у Вас сложный случай, и Вы не знаете как оформить документы, в МФЦ необоснованно требуют дополнительные бумаги и справки или вовсе отказывают), то мы предлагаем бесплатную юридическую консультацию:

  • Для жителей Москвы и МО — +7 (499) 653-60-72 Доб. 448
  • Санкт-Петербург и Лен. область — +7 (812) 426-14-07 Доб. 773

В данной статье мы рассмотрим выездные налоговые проверки. Процедура проведения выездных проверок Налоговые проверки необходимы для контроля над соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах п. Предметом таких проверок является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов п.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться как по одному, так и по нескольким налогам п. Основание для проверки Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя заместителя руководителя налогового органа п.

Решение о проведении проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц В п. 5 ст. 89 НК РФ уточнено, что налоговики не вправе проводить две. Статья 89 НК РФ. Выездная П. ст. 89 (в ред.

ФЗ от N ФЗ ) распространяется на правоотношения, возникшие с Статья 89 НК РФ — полный текст с ми.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, Такие разъяснения приведены в Постановлении КС РФ от N П и.

Налоговики требуют документы в последний день проверки: представить или отказать?

В последний день проверки налоговики предъявили нам требование о представлении документов. Понятно, что мы сможем их передать налоговикам уже за пределами сроков контрольного мероприятия.

Имеет ли смысл выполнять предписание инспекторов или можно его проигнорировать? Если вы не хотите спорить с налоговиками, то лучше выполнить их требование. В противном случае проблем не избежать, и решать их придется, скорее всего, в суде. Расскажем подробнее.

Последний день — это не конец Налоговый кодекс дает налоговым органам право истребовать у налогоплательщиков необходимые для проведения выездной проверки документы п. Срок проведения данной проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о результатах ревизии п.

Читайте также:  Специальные донесения СК

Эту справку инспекторы составляют и вручают налогоплательщику в последний день проведения выездной проверки п. В письме от 05.

А раз так, то налоговые органы имеют полное право истребовать в последний день выездной проверки документы, необходимые для проведения мероприятий налогового контроля и принятия решения в отношении проверяемого лица, до момента составления справки о проведенной выездной проверке. Игнорирование требования чревато последствиями Как видите, пока инспекторы не составили справку о результатах выездной проверки, они могут запросить у налогоплательщика документы.

Вы точно человек?

В данной статье мы рассмотрим выездные налоговые проверки. Процедура проведения выездных проверок Налоговые проверки необходимы для контроля над соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах п.

Предметом таких проверок является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов п. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться как по одному, так и по нескольким налогам п. Основание для проверки Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя заместителя руководителя налогового органа п.

Решение о проведении проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица. Из данного правила есть исключения п. Проверяемый период Этот период не должен превышать трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки п.

Соответственно законодательство не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года. Кстати, суды и по сей день считают, что в НК РФ установлено только давностное ограничение для проведения выездных проверок, в связи с чем совершенно не запрещена проверка текущего года постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.

Налоговый орган ограничен в праве взыскания задолженности по налогам и сборам за пределами трехлетнего срока то есть задолженности, относящейся к более ранним периодам деятельности налогоплательщика, — постановление ФАС Уральского округа от 05.

Место проведения проверки Согласно п.

Между тем она может проходить и по месту нахождения налогового органа, правда, только в случае если у проверяемого лица нет возможности предоставить помещение для проведения такой формы налогового контроля письмо ФНС России от 22. Продолжительность проверки В соответствии с п. Однако указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до полугода.

При этом основания и порядок для продления времени проведения выездных проверок прописаны в приложении N 2 к приказу ФНС России от 25.

Итак, основаниями для продления срока проведения выездной повторной выездной налоговой проверки могут являться п. Например, в постановлении ФАС Центрального округа от 23.

Обратите внимание: срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и до даты составления справки о проведенной проверке п.

Вместе с тем Минфин России в письме от 23. Порядок календарного исчисления сроков, установленный ст. При этом чиновники сослались на постановление Конституционного Суда РФ от 16.

Кстати, аналогичная правовая позиция прослеживается и в постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 02.

Периодичность проверок Налоговые органы вправе провести только одну выездную проверку по одному и тому же налогу за один и тот же период п.

При этом им запрещено осуществлять в отношении одного налогоплательщика более двух выездных проверок в течение календарного года. Исключением является принятие руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, решения о необходимости проведения выездной проверки сверх указанного ограничения.

При определении количества выездных налоговых проверок не учитывается число проведенных самостоятельных выездных проверок филиалов и представительств налогоплательщика.

Между тем выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией либо ликвидацией компании, может проводиться независимо от даты и предмета предыдущей проверки п.

При этом НК РФ не установлены специальные правила для проведения выездной проверки налогоплательщика-правопреемника по вопросу исполнения перешедших к нему обязанностей по уплате налогов реорганизованного лица письмо Минфина России от 05.

Минфин России в письме от 23. Поэтому если выездная проверка реорганизованного юридического лица завершена и акт проверки составлен до момента окончания реорганизации, а решение по результатам проверки не вынесено, вновь образованная организация, являющаяся правопреемником, вправе ознакомиться с ее материалами.

Проверяемые периоды при выездной проверке

На основе судебной практики и разъяснений чиновников рассмотрим, в каких случаях у компаний есть шанс отстоять свою правоту, а в каких нет. Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя заместителя руководителя налогового органа п.

В ее рамках может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки п. Как считать три года На практике встречаются ситуации, когда между принятием решения о проведении проверки и самой проверкой проходит несколько месяцев и она происходит уже в следующем году.

В подобных случаях некоторые компании считают, что трехлетний срок должен отсчитываться от года, в котором фактически проводится проверка. Но суды их не поддерживают.

Выездные проверки

Глава 14 Статья 89. Выездная налоговая проверка 1. Выездная налоговая проверка проводится на территории в помещении налогоплательщика на основании решения руководителя заместителя руководителя налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа, а в случае проведения выездной налоговой проверки налогоплательщиков — иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246. Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 настоящего Кодекса, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в налоговом органе. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения. Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения: полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика; предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке; периоды, за которые проводится проверка; должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки. Форма решения руководителя заместителя руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Налогов в РФ нет!? Или есть?

Статья 89. Выездная налоговая проверка

Статья 89. Выездная налоговая проверка проводится на территории в помещении налогоплательщика на основании решения руководителя заместителя руководителя налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа, а в случае проведения выездной налоговой проверки налогоплательщиков — иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.

Статья 89 НК РФ — полный текст с ми. Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, Такие разъяснения приведены в Постановлении КС РФ от N П и.

В соответствии с пунктом 2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка . 91 НК РФ), ознакомления с документами (п. 12 ст. 89 НК РФ), осмотра. А за это предусмотрен штраф по п. 1 ст. НК РФ. Напомним, что его 12 ст. 89 и п. 3 ст.

93 НК РФ). При этом Налоговый кодекс не.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения: полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика; предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке; периоды, за которые проводится проверка; должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки. Форма решения руководителя заместителя руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Статья 89 НК РФ. Выездная налоговая проверка

Статья 89 НК РФ. Выездная налоговая проверка Новая редакция Ст. Выездная налоговая проверка проводится на территории в помещении налогоплательщика на основании решения руководителя заместителя руководителя налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа, а в случае проведения выездной налоговой проверки налогоплательщиков — иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246. Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 настоящего Кодекса, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» либо участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», выносит налоговый орган, в котором эта организация состоит на учете. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения.

  • .
  • .
  • .
  • .

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Дорогие налоговики, не смешите бизнесменов и изучите НК РФ