П. 3 ст 346.13
Упрощенная система налогообложения, УСН или упрощенка — это один из специальных налоговых режимов. Спецрежимы подразумевают более низкую налоговую нагрузку и упрощенный формат отчетности. УСН регулируется главой 26.2 НК РФ.
Бесплатно подайте уведомление о переходе на УСН и сдайте декларацию по УСН через интернет
Узнать больше
Переход на упрощенку добровольный — вы сами решаете, работать вам на УСН или нет (п. 1 ст. 346.11 НК РФ). Перейти можно при регистрации или уже с нового года.
Если новая организация или ИП решит сразу же работать на УСН, нужно подать уведомление о переходе по форме № 26.2-1 (п. 2 ст. 346.13 НК РФ, Приказ ФНС от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@). Отправьте заявление вместе с документами на регистрацию или в течение 30 дней с даты постановки на учет.
Переход на упрощенку с другого режима возможен только со следующего налогового периода — с нового года. Уведомление № 26.2-1 надо подать до 31 декабря текущего года.
Критерии перехода и работы на упрощенке для организаций и ИП отличаются.
Чтобы организация могла перейти на УСН, размер ее дохода за 9 месяцев года, в котором уведомляете ИФНС о переходе не должен быть больше 112,5 млн рублей с учетом коэффициента-дефлятора 1,257. В 2023 году — 141 412 500 рублей. Это требование не предъявляется к ИП и только что созданным компаниям.
Для работы на УСН тоже есть условия:
- Размер доходов не должен превышать 150 млн рублей с учетом индексации. В 2023 году — 188,55 млн рублей;
- Стоимость основных средств по балансу — не больше 150 млн рублей;
- У плательщика в работает не больше 100 человек;
- Вид деятельности разрешен для УСН;
- В ООО может участвовать до 25% других компаний, больше нельзя. Размер участия физлиц и государства не важен;
- Нельзя открывать филиалы. Представительства и другие обособки не запрещены.
Важно! Если нарушить любое из условий, кроме лимита по доходам и средней численности, налогоплательщик утратит право на УСН (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
Нарушение лимита по доходам и численности приведет к тому, что налог нужно будет платить по повышенным ставкам. Окончательно право на УСН будет утрачено, если доход превысит 251,4 млн рублей, а средняя численность — 130 человек.
Организации на упрощенке освобождаются от (п. 2 ст. 346.11 НК РФ):
- НДС, кроме импортного налога и особых случаев налогообложения;
- налога на прибыль, кроме агентского и налогообложения отдельных видов доходов;
- налога на имущество с недвижимости, которая облагается по среднегодовой стоимости.
Все остальные налоги компании на УСН платят так же, как и на ОСНО. Если проводили облагаемые операции в отчетном периоде или у вас есть объект налогообложения, придется заплатить в бюджет (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).
Предприниматели на упрощенке не платят (п. 3 ст. 346.11 НК РФ):
- НДС, кроме отдельных случаев;
- НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности, кроме налога с дивидендов и доходов, облагаемых по ставке 9% и 35%;
- налог на имущество с недвижимости, которая используется в бизнесе.
Важно! Если недвижимость включена в специальный перечень торгово-офисной недвижимости, которая облагается по кадастровой стоимости, с нее нужно платить налог на имущество, но по особым правилам (п. 10 ст. 378.2 НК РФ).
Если предприниматель проводил облагаемые операции или у него есть объекты обложения, остальные налоги он платит как ИП на ОСНО (п. 3 ст. 346.11 НК РФ).
На упрощенке можно выбрать один из двух объектов налогообложения (п. 1 ст. 346.14 НК РФ):
- доходы со ставкой 6% (может увеличиваться до 8%);
- доходы минус расходы со ставкой 15% (может увеличиваться до 20%).
Ставки, порядок определения налоговой базы и правила расчета налога для этих объектов отличаются. У каждого из них есть плюсы и минусы: выбирайте то, что выгодно вам.
Если вы уже работаете на упрощенке, но применяемый объект для вас невыгоден, его можно поменять с начала очередного года (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).
УСН Доходы
Ставки налога. Налог рассчитывают с полученных доходов. Ставка — 6% (п. 1 ст. 346.20 НК РФ). Но если нарушить лимиты по доходам и по численности, ставка увеличится до 8% с начала квартала, в котором допустили превышения (п. 1.1 ст. 346.20 НК РФ). Региональные власти могут снижать ставки — до 1% или даже 0%.
В 2023 году ставку на УСН повышают, если плательщик превысил доход в 188,5 млн рублей, но не перешагнул порог в 251,4 млн рублей. По численности допускается превышение не более, чем на 30 человек. А если нарушили лимиты в 251,4 млн рублей по доходам и 130 человек по численности, лишитесь права на УСН в квартале превышения.
Предприниматели на упрощенке (независимо от объекта налогообложения) могут вообще не платить налог по УСН первые два календарных года работы. Этот период называют налоговыми каникулами. Такую льготу вводят на уровне каждого региона и только для некоторых категорий ИП. Подробности — в статье «Налоговые каникулы для ИП: кто имеет право и как на них перейти».
Налогоплательщики. Организации и ИП, которые соответствуют критериям упрощенки и выбрали УСН «доходы». Есть лишь несколько исключений — доходную УСН не могут применять (п. 3 ст. 346.14 НК РФ):
- участники простого товарищества — соглашения о совместной деятельности;
- участники договора доверительного управления.
Вот когда выгодно применять УСН «доходы»:
-
Если размер расходов меньше 60% от величины доходов. Если же затраты больше, лучше перейти на УСН «доходы минус расходы». Иначе сумма налога с доходов по ставке в 6% будет больше. Если ставка в регионе отличается, размер расходов тоже должен быть другим.
-
Если основная часть затрат — зарплата сотрудников и страховые взносы. В таком случае рассчитанный налог или авансовый платеж можно уменьшить на сумму страховых взносов. При УСН «доходы минус расходы» такие затраты включаются в расходы.
-
Если вы уверены, что будете работать без убытков. Если же у вас образуется убыток, вам все равно придется платить налог, и он будет больше, чем минимальный налог при УСН Доходы минус расходы.
Пример. Допустим, доходы плательщика — 5 000 000 рублей, а расходы составляют 80 % от доходов. Если применяете УСН «доходы», налог будет таким: 5 000 000 × 6 % = 300 000 рублей.
Если бы плательщик применял УСН «доходы минус расходы», налог был бы ниже в два раза: ((5 000 000 — 5 000 000 × 80 %) × 15 % = 150 000 рублей. При существенных затратах в бизнесе лучше переходить на УСН «доходы минус расходы».
Доходы и расходы. В доходах на упрощенке учитывают поступления от реализации и внереализационные доходы. Полученные авансы по УСН тоже идут в зачет (Письмо Минфина от 31.01.2020 № 03-11-11/6179). Доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, дивиденды и другие поступления налогом не облагаются (п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
Доходы признают кассовым методом — в день фактического поступления денег на счет в банке или в кассу (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Налог и авансовые платежи по УСН можно уменьшить на некоторые расходы (п. 3.1, 8 ст. 346.21 НК РФ):
-
Страховые взносы.
-
Больничные за счет работодателя.
-
Взносы по договорам добровольного страхования работников на случай их болезни за дни, которые оплатил работодатель.
-
Торговый сбор.
Затраты на страхование работников уменьшают сумму налога или аванса по УСН «доходы» не больше, чем на 50%. ИП без работников может не соблюдать это ограничение и уменьшать платеж на сумму страховых взносов за себя вплоть до нуля. Для торгового сбора 50% ограничение не применяется.
Плюсы и минусы. Как и у любого налогового режима, у УСН «доходы» есть преимущества и недостатки. Разберем их в таблице.
|
|
УСН Доходы минус расходы
Ставки налога. Налог платят с доходов, уменьшенных на величину расходов. Ставка — 15%, но региональные власти могут ее снизить до 5% (п. 2 ст. 346.20 НК РФ). Для ИП во многих регионах доступны налоговые каникулы. Если нарушить лимиты по доходам и численности работников, ставку повысят до 20 % — с начала квартала, в котором допущено превышение.
На УСН «доходы минус расходы» есть минимальный налог — 1 % от облагаемых доходов без учета расходов (п. 6 ст. 346.18 НК РФ). Его ввели для плательщиков, которые понесли большие расходы или убытки в налоговом периоде.
Вот как это работает: по итогам года нужно сравнить налог по обычной ставке и минимальный налог, то есть 1 % от доходов. Если минимальный налог оказался больше, чем обычный, перечислите в бюджет минимальный платеж. А разницу между минимальным и обычным налогом можно потом учесть в расходах.
Даже если по итогам года зафиксировали убыток или налог по обычной ставке равен нулю, все равно платите в бюджет по минимуму. Исключение — ИП на налоговых каникулах: им не нужно платить налог на УСН в течение первых двух лет работы, в том числе и минимальный (п. 4 ст. 346.20 НК РФ).
Экстерн автоматически сформирует платежку на уплату налога по данным из декларации, уведомления об исчисленных суммах или требования
Попробовать
Налогоплательщики. Организации и ИП, которые соответствуют общим критериям упрощенки и перешли на УСН «доходы минус расходы». Никаких других исключений для этого объекта нет.
Вот когда выгодно применять УСН Доходы минус расходы:
-
Если размер расходов больше 60% от величины доходов при стандартных ставках 6 и 15 % в регоине.
-
Если зарплата и страховые взносы — не основные затраты для плательщика.
-
Если занимаетесь торговлей, производством. В такой деятельности много затрат, которые можно учесть при расчете налога.
Доходы и расходы. Плательщики учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы — по аналогии с доходным УСН. Есть и необлагаемые доходы (п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). Доходы учитываются по кассовому методу.
Доходы можно уменьшить на расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. К примеру, расходы на приобретение основных средств и нематериальных активов, арендная плата, материальные затраты.
Есть затраты, которые нельзя учесть при расходном УСН:
Затраты признают кассовым методом — после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Плюсы и минусы. У объекта УСН «доходы минус расходы» тоже есть свои преимущества и недостатки. Разобрали их в таблице.
|
|
Независимо от объекта налогообложения, упрощенцам нужно перечислить четыре платежа — три аванса и налог за год. Сроки расчетов с бюджетом (п. 7 ст. 346.21 НК РФ):
- за 1 квартал — не позднее 28 апреля;
- за полугодие — не позднее 28 июля;
- за 9 месяцев — не позднее 28 октября;
- за год — организациям не позднее 28 марта, ИП не позднее 28 апреля.
Если последний день оплаты выпадает на праздник или выходной, заплатите на следующий рабочий день, но не позже (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Иначе будут штрафные санкции.
Налог по УСН перечисляют в бюджет региона (п. 2 ст. 56 БК РФ). С 2023 года налоги и авансы по УСН платят через единый налоговый платеж — перечисляют одной платежкой с другими налоговыми обязательствами через Тульскую ИФНС. В поручении отражают КБК ЕНП 182 01 06 12 01 01 0000 510.
В месяцы оплаты нужно отправить уведомление об исчисленной сумме платежа не позднее 25 числа. В этом уведомлении укажите КБК по УСН (п. 9 ст. 58 НК РФ):
- доходы — 182 1 05 01011 01 1000 110;
- доходы минус расходы — 182 1 05 01021 01 1000 110;
- минимальный налог — 182 1 05 01021 01 1000 110.
Если еще ни разу не подавали уведомление об исчисленной сумме, в 2023 году можно платить налоги и авансы обычными платежными поручениями, без уведомлений. Но в этой платежке должно быть четко видно, куда вы отправляете платеж и за какой период платите.
Еще больше важных разъяснений по новым правилам уплаты налогов можно найти в рубрике «Единый налоговый счет».
Читать →
Налогоплательщики на УСН сдают:
- обязательную отчетность по налогам и страховым взносам;
- бухгалтерскую отчетность — только организации, предпринимателям не надо;
- статистическую отчетность.
Полный состав отчетности зависит организационно-правовой формы плательщика и операций, которые он проводил в отчетном периоде. Обычно состав отчетности на УСН такой:
- декларация по УСН — сдаем раз в год;
- расчет 6-НДФЛ — раз в квартал;
- расчет по страховым взносам (РСВ) — раз в квартал;
- персонифицированные сведения о физлицах (ПСВ) — раз в месяц;
- отчет ЕФС-1 — периодичность зависит от конкретного раздела единой формы;
- статистические отчеты — периодичность зависит от конкретной статформы.
ИП без работников могут не сдавать зарплатную отчетность — 6-НДФЛ, РСВ, ПСВ и ЕФС-1.
Удобный сервис для подготовки и сдачи отчетов через интернет. Дарим доступ в Экстерн на 14 дней!
Попробовать
В особых случаях придется подавать:
- декларацию по водному налогу — если пользуетесь водными объектами по лицензии;
- декларацию по НДС — если выполняли агентские или другие облагаемые НДС операции;
- журнал учета счетов-фактур — если от своего имени получали или выставляли счета-фактуры как посредник, но не были агентом по НДС.
Чтобы не запутаться в отчетах и не пропустить сроки сдачи, воспользуйтесь календарем бухгалтера на 2023 год. Подробные инструкции по заполнению форм ищите в рубрике «Изменения в отчетности с 2023 года».
А отправить отчетность можно через Контур Экстерн. Сервис поможет быстро и без ошибок отчитаться в контролирующие органы.
Упрощенная система налогообложения. Новое с 2021 года
(Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 266-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»)
Комментируемый закон в основной части вступает в силу с 1 января 2021 года.
Право на применение УСН
Размер доходов и численность работников
В настоящее время согласно п. 4 ст. 346.13 НК РФ если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и п.п.
1 и 3 п. 1 ст. 346.
25 НК РФ, превысили 150 млн рублей, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение.
С 1 января 2021 года если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.
25 НК РФ, превысили 200 млн рублей, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение (п. 4 ст.
346.13 НК РФ).
В соответствии с п.п. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Росстатом, превышает 100 человек.
С 1 января 2021 года не вправе применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Росстатом, превышает 100 человек, если иное не установлено п. 4 ст. 346.13 НК РФ.
С 1 января 2021 года если по итогам отчетного (налогового) периода средняя численность работников превысила 130 человек, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
В настоящее время согласно п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ если по итогам налогового периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.
25 НК РФ, не превысили 150 млн рублей и (или) в течение налогового периода не было допущено несоответствия требованиям, установленным п. 3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.
14 НК РФ, такой налогоплательщик вправе продолжать применение УСН в следующем налоговом периоде.
С 1 января 2021 года если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.
25 НК РФ, не превысили 200 млн рублей, в течение отчетного (налогового) периода не было допущено несоответствие требованиям, установленным п.п. 1–11, 13, 14 и 16–21 п. 3, п. 4 ст. 346.
12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ, и средняя численность работников налогоплательщика не превысила ограничение, установленное п.п. 15 п. 3 ст. 346.
12 НК РФ, более чем на 30 человек (то есть не более 130 человек), такой налогоплательщик вправе продолжать применение УСН в следующем налоговом периоде.
Налоговая база
В соответствии с п. 2 ст. 346.18 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
С 1 января 2021 года если по итогам отчетного (налогового) периода сумма расходов превышает сумму доходов, то применительно к этому отчетному (налоговому) периоду налоговая база принимается равной нулю.
Налоговые ставки
В настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 346.20 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%.
Законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1% до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков.
В случаях, предусмотренных п. 3 и 4 ст. 346.20 НК РФ, законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0%.
С 1 января 2021 года налоговая ставка устанавливается в размере 6% в случае, если объектом налогообложения являются доходы и иное не установлено п. 1, 1.1, 3 и 4 ст. 346.20 НК РФ.
Законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1% до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Налогоплательщики, применяющие в качестве объекта налогообложения доходы, начиная с квартала, по итогам которого доходы налогоплательщика, определяемые нарастающим итогом с начала налогового периода в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.
25 НК РФ, превысили 150 млн рублей, но не превысили 200 млн рублей и (или) в течение которого средняя численность работников налогоплательщика превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, при исчислении налога применяют налоговую ставку в размере 8% в отношении части налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой, определенной за отчетный (налоговый) период, и налоговой базой, определенной за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором допущены указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.
Если указанные превышения допущены налогоплательщиком в первом квартале календарного года, то для такого налогоплательщика налоговая ставка устанавливается в размере 8% для налогового периода, в котором допущены указанные превышения (новый п. 1.1 ст. 346.20 НК РФ).
- То есть вводятся дифференцированные ставки налога.
- В настоящее время в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%.
- Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5% до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.
С 1 января 2021 года налоговая ставка устанавливается в размере 15% в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, и иное не установлено п. 2, 2.1, 3 и 4 ст. 346.20 НК РФ.
Законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 5% до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Согласно новому п. 2.1 ст. 346.
20 НК РФ с 1 января 2021 года налогоплательщики, применяющие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, начиная с квартала, по итогам которого доходы налогоплательщика, определяемые нарастающим итогом с начала налогового периода в соответствии со ст. 346.15 и с п.п.
1 и 3 п. 1 ст. 346.
25 НК РФ, превысили 150 млн рублей, но не превысили 200 млн рублей и (или) в течение которого средняя численность работников превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, при исчислении налога применяют налоговую ставку в размере 20% в отношении части налоговый базы, рассчитанной как разница между налоговой базой, определенной за отчетный (налоговый) период, и налоговой базой, определенной за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором допущены указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.
Если указанные превышения допущены налогоплательщиком в первом квартале календарного года, то для такого налогоплательщика налоговая ставка устанавливается в размере 20% для налогового периода, в котором допущены указанные превышения.
Порядок исчисления и уплаты налога
Согласно п. 1 ст. 346.21 НК РФ налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
С 1 января 2021 года в отношении налогоплательщиков, у которых доходы, определяемые нарастающим итогом с начала налогового периода в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.
25 НК РФ, превысили 150 млн рублей, но не превысили 200 млн рублей и (или) в течение указанного периода средняя численность работников которых превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, налог исчисляется путем суммирования следующих двух величин:
– величины, равной произведению соответствующей налоговой ставки, установленной в соответствии с п. 1 или 2 ст. 346.
20 НК РФ, и налоговой базы, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.
То есть данную налоговую базу умножить на 15% или 6%;
– величины, равной произведению соответствующей налоговой ставки, установленной п. 1.1 или 2.1 ст. 346.
20 НК РФ, и части налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой налогового периода и налоговой базой, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.
То есть полученную разницу умножить на повышенные налоговые ставки 20% или 8%.
В настоящее время согласно п. 3 ст. 346.
21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
С 1 января 2021 года налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу, если иное не предусмотрено п. 3 ст. 346.21 НК РФ.
Налогоплательщики, которые выбрали в качестве объекта налогообложения доходы и у которых доходы, определяемые нарастающим итогом с начала налогового периода в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.
25 НК РФ, превысили 150 млн рублей, но не превысили 200 млн рублей и (или) в течение указанного периода средняя численность работников которых превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа путем суммирования следующих двух величин:
– величины, равной произведению налоговой ставки, установленной в соответствии с п. 1 ст. 346.20 НК РФ (6% или от 1% до 6%), и налоговой базы, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников;
– величины, равной произведению налоговой ставки, установленной п. 1.1 ст. 346.
20 НК РФ (8%), и части налоговой базы, рассчитываемой как разница между налоговой базой отчетного периода и налоговой базой, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Налогоплательщики, которые выбрали в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, и у которых доходы, определяемые нарастающим итогом с начала налогового периода в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.
25 НК РФ, превысили 150 млн рублей, но не превысили 200 млн рублей и (или) в течение указанного периода средняя численность работников которых превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа путем суммирования следующих двух величин:
– величины, равной произведению налоговой ставки, установленной в соответствии с п. 2 ст. 346.20 НК РФ (15%), и налоговой базы, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников;
– величины, равной произведению налоговой ставки, установленной п. 2.1 ст. 346.20 НК РФ (20%), и части налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой отчетного периода и налоговой базой, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.
Налоговые каникулы
Согласно п. 4 ст. 346.
20 НК РФ законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания.
Указанные налогоплательщики вправе применять налоговую ставку в размере 0% со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов.
В период действия налоговой ставки в размере 0% индивидуальные предприниматели, выбравшие объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, не уплачивают минимальный налог, предусмотренный п. 6 ст. 346.18 НК РФ.
Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» было установлено, что положения п. 4 ст. 346.20 НК РФ не применяются с 1 января 2021 года.
Действие нормы п. 4 ст. 346.20 НК РФ продлено до 1 января 2024 года.
Статья 346.13 Налогового кодекса РФ
Официальный текст:
Статья 346.13. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения 1.
Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.
В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения. Организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.
Налогоплательщики — организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в уведомлении о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября 2014 года не указывают. 2. Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. Организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года, вправе уведомить об этом налоговый орган не позднее 1 февраля 2015 года. Организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» с учетом части 4 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», вправе уведомить об этом налоговый орган не позднее 1 апреля 2015 года. Организации и индивидуальные предприниматели, которые перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании уведомления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход. 3. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
4. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, превысили 60 млн.
рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.
14 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.
В случае, если налогоплательщик применяет одновременно упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения ограничения, установленного настоящим пунктом, учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам. При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на иной режим налогообложения. Указанная в абзаце первом настоящего пункта величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит индексации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.12 настоящего Кодекса. 4.1. Если по итогам налогового периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, не превысили 60 млн. рублей и (или) в течение налогового периода не было допущено несоответствия требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик вправе продолжать применение упрощенной системы налогообложения в следующем налоговом периоде. 5. Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения, осуществленном в соответствии с «пунктом 4» настоящей статьи, в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода. 6. Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения. 7. Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения. 8. В случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения, он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности.
Комментарий юриста:
Пунктом 1 данной статьи установлен заявительный порядок перехода на упрощенную систему налогообложения. Соответствующее заявление может быть подано в налоговый орган с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году перехода на упрощенную систему.
Форма заявления предусмотрена в приложении 1 к приказу МНС России от 19 сентября 2002 года № ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения».
В дополнение к указанию размера выручки, полученной за девять месяцев текущего года, в соответствии с приведенным приказом МНС налогоплательщик обязан отразить в заявлении также стоимость амортизируемого имущества, среднюю численность работников за налоговый (отчетный) период и сведения об участии в соглашениях о разделе продукции.
Получив заявление, налоговый орган выдает налогоплательщику уведомление о возможности либо о невозможности применения упрощенной системы налогообложения (соответственно приложения 2 и 3 к приказу № ВГ-3-22/495). Причем возможность применения упрощенной системы не зависит от получения такого заявления.
https://www.youtube.com/watch?v=AOiiLmUwSQE\u0026pp=ygUR0J8uIDMg0YHRgiAzNDYuMTM%3D
Ранее в соответствии со статьей 5 Закона об упрощенной системе налогообложения налогоплательщик обязан был не только подать заявление в налоговый орган не позднее месяца с начала квартала, с которого осуществляется переход, но и получить патент, который и являлся официальным документом, удостоверяющим право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.
Налоговые органы нередко отказывали налогоплательщикам в выдаче патента, что значительно затрудняло реализацию налогоплательщиками своих прав. Стоит подробнее остановиться и на сроке, в который налогоплательщик может подать заявление о переходе на применение упрощенной системы.
Организации обязаны указать в таком заявлении сумму дохода (выручки), полученную за девять месяцев текущего года. Как правило, организации требуется время на то, чтобы исчислить собственную выручку в соответствии с положениями главы 25 Налогового Кодекса РФ, что происходит обычно к сроку сдачи в налоговый орган отчетности по НДС, т.е. к 20 октября.
Следовательно, срок, установленный пунктом 1 статьи 346.13, для организаций сокращается. В то же время указанное ограничение не распространяется на индивидуальных предпринимателей, что нельзя не признать скорее технической ошибкой законодателя, нежели нежеланием предоставить всем без исключения предпринимателям право на применение упрощенной системы.
Ведь как на организации, так и на предпринимателей распространяется ограничение по сумме выручки за календарный год в размере 15 млн рублей. При переходе на применение упрощенной системы налогоплательщик вправе изменить ранее выбранный в соответствии со статьей 346.
14 Налогового Кодекса РФ объект налогообложения (доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов), но сделать это может только до 20 декабря года, предшествующего году начала применения упрощенной системы. Интересно, что данное правило впервые было введено Федеральным законом от 31 декабря 2002 года № 191-ФЗ, т.е.
налогоплательщики, уже подавшие заявление на применение упрощенной системы, были лишены возможности изменить объект налогообложения.Налогоплательщик может перейти на применение упрощенной системы налогообложения только с начала календарного года.
Ранее такая возможность предоставлялась налогоплательщику с начала любого квартала, при этом в патенте на применение упрощенной системы проставлялись отметки об уплате единого налога для организаций или стоимости патента для предпринимателей пропорционально количеству кварталов, оставшихся до конца года. Исключение из общего правила предусмотрено пунктом 2 статьи 346.
13 только для вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, подавших заявление о применении упрощенной системы одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах.
Следует обратить внимание на то, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные предприниматели для применения упрощенной системы обязаны подать заявление именно одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет, а не в момент получения заявления о постановке на учет.
Налогоплательщики не вправе добровольно перейти на общий режим налогообложения до окончания налогового периода, а в случае такого перехода с начала очередного налогового периода налогоплательщик обязан уведомить налоговый орган не позднее 15 января года, в котором производится переход на общий режим налогообложения, т.е. уже после совершения такого перехода.
При этом в налоговой орган направляется сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения по форме, предусмотренной в приложении 5 к приказу МНС России от 19 сентября 2002 года № ВГ-3-22/495. Если же налогоплательщик переходит на общий режим налогообложения с начала нового налогового периода, то в соответствии с пунктом 7 статьи 346.
13 он не может перейти к применению упрощенной системы в течение одного года. Такое ограничение распространяется также на случаи, когда налогоплательщик утратил право на применение упрощенной системы в связи с положениями пункта 3.
Налогоплательщик утрачивает право на применение упрощенной системы и считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового (отчетного) периода, в котором доход (выручка) налогоплательщика — организации или индивидуального предпринимателя превысила 15 млн рублей, и/или стоимость амортизируемого имущества налогоплательщика-организации превысила 100 млн рублей. Сообщить же в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения налогоплательщик обязан в течение 15 дней по истечении налогового (отчетного) периода, в котором произошло превышение дохода. Однако для избежания неблагоприятных последствий в виде привлечения к ответственности по статье 126 Налогового Кодекса РФ за не сообщение сведений налоговому органу и с учетом того, что свою позицию налогоплательщику придется отстаивать в арбитражном суде, стоит порекомендовать ему все же направить соответствующее уведомление в срок.
В случае, если уведомление не направлено, для налогоплательщика возникают неблагоприятные последствия: он обязан исчислить и уплатить все налоги, плательщиком которых является в соответствии с законодательством о налогах и сборах, с начала налогового (отчетного) периода, в котором право на применение упрощенной системы было утрачено.
Налогообложение таких налогоплательщиков производится в том же порядке, как и для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных предпринимателей. В соответствии с положениями статьи 55 Налогового Кодекса РФ налоговым периодом для вновь зарегистрированных организаций признается период от момента организации и до конца календарного года.
При этом налогоплательщик освобождается от уплаты ежемесячных авансовых платежей.
Если сумма выручки налогоплательщика за предыдущий квартал превышает 1 млн рублей ежемесячно, то налоговым периодом по НДС является месяц.
Следовательно, при уплате НДС помесячно за прошедший квартал с нарушением сроков уплаты, а также несвоевременное представление в налоговый орган соответствующих налоговых деклараций повлечет за собой обязанность по уплате соответствующих сумм пени и штрафных санкций по статье 119 Налогового Кодекса РФ.
В связи с изложенным налогоплательщику стоит оценить все обстоятельства, которые могут повлечь за собой превышение установленных ограничений по сумме дохода (выручки) и стоимости амортизируемого имущества, и решить для себя вопрос о целесообразности перехода к применению упрощенной системы налогообложения.