П. 9 ст. 105.14
ЗА БУКВОЙ ЗАКОНА
Назарова А. В.,практикующий бухгалтер
Несколько лет назад перечень взаимозависимых лиц существенно расширился, в связи с чем многие организации по максимуму исключили из своей практики отношения между потенциально взаимозависимыми лицами, так как подобные сделки могут привести к негативным последствиям. Однако не все сделки между взаимозависимыми лицами являются контролируемыми.
Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица или организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. В соответствии со ст. 105.1 НК РФ существует несколько случаев признания лиц взаимозависимыми.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).
Одним из таких случаев является признание лицами самостоятельно факта своей взаимозависимости, при условии, что это будет соответствовать определению взаимозависимости, данному в ст. 105.1 НК РФ.
Дело в том, что НК РФ для сторон сделки не предусмотрено процедуры самостоятельного признания себя взаимозависимыми, поэтому в данной ситуации компаниям, совершающим сделки, которые относятся к контролируемым, и решившим признать себя самостоятельно взаимозависимыми лицами, рекомендуется согласовать свои намерения и одновременно подать в налоговый орган уведомление (ст. 105.16 НК РФ).
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Контролируемые сделки – это сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 105.14 НК РФ).
Контроль распространяется на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов, что приводит к увеличению или уменьшению налоговой базы по ряду налогов.
При осуществлении налогового контроля ФНС проверяет полноту исчисления и уплаты налогов, перечисленных в п. 4 ст. 105.3 НК РФ, в порядке, предусмотренном гл. 14.5 НК РФ. В случае выявления занижения сумм этих налогов ФНС производит корректировки соответствующих налоговых баз.
Указанная проверка может проводиться ФНС в следующих случаях:
- при получении уведомления о контролируемых сделках, направляемого налогоплательщиком (п. 1 ст. 105.16 НК РФ);
- при получении извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика, о контролируемых сделках (п. 6 ст. 105.16 НК РФ);
- при выявлении контролируемой сделки в результате проведения ФНС повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Отметим, что не все сделки между взаимозависимыми лицами являются контролируемыми.
ВАЖНО В РАБОТЕ
Условия, при которых сделки признаются контролируемыми, установлены ст. 105.14 НК РФ.
Пример 1.
ООО применяет УСН. Учредитель – физическое лицо – гражданин РФ. Планируется заключить договор между ООО и ИП на оказание разного рода услуг. Стоимость услуг незначительная. Возникнут ли для сторон негативные последствия, вытекающие из их взаимозависимости?
Статья 105.14 НК РФ
Согласно целям Налогового кодекса, такими сделками считаются те из них, которые происходят между участниками, которые являются взаимозависимыми:
- Контролируемая сделка — это совокупность операций по перепродаже товаров, либо выполнению заказов и предоставлению услуг, которые совершаются с участием лиц, которые не считаются взаимозависимыми. Подобную совокупность приравнивают к сделкам между участниками, которые являются взаимозависимыми, правда при этом не принимается во внимание присутствие третьих лиц, которые не осуществляют в этой совокупности никаких дополнительных функций. Исключение составляет организация ими перепродажи товаров, оказания услуг и так далее. Третьи лица не принимают на себя риски и не используют активы для организации реализации товаров.
- Крупные сделки в области внешней экономики и торговли.
- Сделки при условии, что одной из сторон является участник, чьим местом жительства является государство либо территория, включенная в список, утвержденный Министерством финансов согласно статье №284 Налогового кодекса. В том случае, если деятельность российского учреждения образует постоянное представительство в стране, включенной в список, указанный в статье №284, то данную организацию рассматривают как лицо, чьим местом проживания выступает территория, входящая в данный перечень.
Обстоятельства, согласно которым сделки считаются контролируемыми
Контролируемые сделки — это сделки между участниками, чьим местом регистрации и жительства является Россия. Они являются таковыми в том случае, если имеется хотя бы одно из следующих нижеприведенных обстоятельств:
- Максимальная сумма сделок между участниками за календарный год превосходит один миллиард рублей.
- Одна из сторон выступает налогоплательщиком за добывание полезных ископаемых. При этом налог исчисляется по ставке, которая установлена в процентах, а непосредственно предметом сделки считается добытое ископаемое. Данное ископаемое признают для указанного лица объектом налогообложения.
- В сделке участвуют взаимозависимые лица, и по меньшей мере одна из сторон выступает налогоплательщиком, который применяет один из специальных режимов. Одним из них считается система налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции. Еще один режим предполагает систему в форме единого налога на вмененную прибыль для некоторых видов деятельности. При всем этом в числе других лиц, которые являются сторонами сделки, есть те, которые не применяют вышеприведенные налоговые режимы.
- Одна из сторон не обязана платить налог за прибыль предприятия. Но при этом другая сторона не освобождена от подобных обязанностей. Что еще предполагают контролируемые сделки НК РФ?
- По меньшей мере одна из сторон выступает резидентом специальной экономической зоны либо является ее участником, а государственный режим на этой территории предусматривает специальные льготы по налогам на прибыль учреждений.
- Крупная сделка должна удовлетворять параллельно нескольким условиям. Во-первых, одна из сторон должна выступать налогоплательщиком и учитывать прибыль и убытки по сделкам. Любая другая сторона может не считаться налогоплательщиком. Либо она может являться налогоплательщиком, но при этом имеет право не учитывать прибыль и убытки по сделкам при определении налоговой базы.
- Хотя бы одна из сторон выступает членом инвестиционного проекта, который применяет ставку по налогу на прибыль учреждений, который подлежит зачислению в федеральный бюджет.
- Минимум одна сторона сделки выступает исследовательским корпоративным учреждением, который пользуется освобождением от выполнения обязанностей налогоплательщика на добавленную стоимость.
Сделки, которые не считаются контролируемыми
Контролируемыми не признаются нижеприведенные варианты сделок:
- Сторонами сделки служат лица из одной и той же объединенной группы налогоплательщиков, которая была образована согласно Налоговому кодексу. Исключение составляют те операции, чьим предметом служит добытое полезное ископаемое, которое считается объектом налогообложения. При этом в рамках добычи налогообложение должно происходить по специальной ставке, которая устанавливается в процентах.
- Сторонами сделки служат участники, которые удовлетворяют одновременно нескольким требованиям. Одним из таких требований выступает регистрация в одном субъекте государства. Кроме того, взаимозависимые лица не должны иметь обособленных подразделений на территории прочих субъектов страны, а также и за ее пределами. Еще одним требованием можно назвать то, что участники не должны оплачивать налог на прибыль учреждений в бюджеты других субъектов страны. Помимо всего прочего, участники сделки не должны иметь убытки, принимаемые при исчислении налогов на прибыль учреждений. Также еще одним требованием является то, что должны отсутствовать обстоятельства для признания совершаемых сделок контролируемыми.
- Сделки между налогоплательщиками, которые происходят при осуществлении какой-либо деятельности, которая связана с добыванием углеводородного сырья на одном из морских месторождений.
- Межбанковские кредиты с общим сроком до семи дней включительно.
- В сфере военного и технического сотрудничества России с зарубежными государствами.
- Сделки по предоставлению гарантий в ситуациях, когда все стороны выступают российскими учреждениями, которые не являются банками.
- Сделки, связанные с предоставлением беспроцентных займов, которые происходят между участниками, являющимися взаимозависимыми, местом регистрации или проживания которых является Россия.
Товары контролируемых сделок
Контролируемая сделка — это сделка, которая считается таковой в том случае, если их предметом служат товары, которые входят в состав одной и более следующих категорий:
- Драгоценные камни.
- Нефть и подобное. В данной ситуации подразумеваются товары, выработанные из нефтепродуктов.
- Черные металлы.
- Цветные металлы.
- Драгоценные металлы.
- Минеральные удобрения.
Коды товаров, которые были перечислены выше, согласно номенклатуре экономической деятельности, устанавливаются органом власти, который выполняет функции по разработке государственной политики, а, кроме того, по нормативному и правовому регулированию в сфере внешней экономики.
Сделки также считаются контролируемыми в тех ситуациях, когда сумма прибыли по ним больше шестидесяти миллионов рублей. При этом учитывает доход от сделок, которые были совершены одним лицом за полный календарный год.
Сумму прибыли по совокупности сделок определяют путем сложения полученных доходов за полный календарный год. В рамках определения суммы прибыли по сделкам исполнительный орган власти, который уполномочен по контролю в сфере налогов, вправе осуществлять проверку соответствия полученных доходов рыночному объему.
На основании заявления органа власти, который уполномочен по контролю в сфере налогов, суд может признать операцию контролируемой в том случае, если имеется достаточно оснований полагать, что она выступает частью группы однородных операций.
Основные критерии
Итак, Налоговый кодекс предполагает, в частности, следующие критерии сделок, которые считаются контролируемыми:
- Сделки происходят между участниками, являющимися взаимозависимыми, а также выступающими резидентами страны.
- Внешнеторговые сделки с резидентом из оффшорной зоны на сумму более шестидесяти миллионов рублей.
- Внешнеторговые операции между участниками, являющимися взаимозависимыми. При этом сумма прибыли значения не имеет.
Критерии контролируемых сделок обязательно должны соблюдаться. При этом в законодательстве перечисляются сделки, которых не признают контролируемыми не зависимо от того, удовлетворяют они вышеприведенным критериям или нет.
К подобным операциям в особенности относят сделки между учреждениями, которые одновременно отвечают следующим требованиям:
- Учреждения зарегистрированы в одном субъекте страны. При этом у них нет обособленных подразделений на территориях прочих субъектов и за границей в том числе.
- Предприятия не осуществляют выплату налогов на доходы в бюджеты прочих субъектов государства.
- Отсутствуют убытки, которые учитываются при исчислении налогов на доходы. При этом во внимание принимаются убытки из предыдущих периодов, которые переносятся на будущие этапы.
Самостоятельная корректировка обязательств по налогам в рамках осуществления контролируемых сделок
Налогоплательщики имеют право самостоятельно корректировать свои обязательства по налогам, в связи с использованием цен в сделках между участниками, которые не соответствуют рыночному уровню, в целях избегания привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Корректирование баз, а также соответствующих сумм необходимо производить по завершении календарного года, который включает налоговые периоды, суммы которых требуется урегулировать:
- В отношении физических лиц это происходит одновременно с подачей декларации не позже 30 апреля года, который следует за завершенным налоговым периодом.
- Для организаций корректировка должна происходить одновременно с подачей декларации по налогам на доходы не позже 28 марта того года, который следует за завершенным периодом.
Согласно ст. 105. 14 НК РФ периодом по налогу на добавленную стоимость считается квартал. А для налогов на добычу ископаемых таким периодом является один месяц. Корректировки по налогам отражают в уточненных декларациях по каждому из периодов, в котором было зафиксировано отклонение цен. Данные декларации представляются одновременно с документами по налогам на прибыль учреждений.
Суммы недоимок, выявленных налогоплательщиком в результате самостоятельно произведенной корректировки, должны быть погашены в срок не позже момента уплаты налога на прибыль учреждений за соответствующий период.
То есть это должно быть сделано не позже 28 марта того года, который следует за завершенным налоговым периодом.
Важно учитывать, что за период с момента возникновения недоимок до истечения установленного отрезка погашения пеня на их сумму не начисляется.
Контролируемые сделки: срок, обязанность и адрес уведомления
Кто подает уведомление о контролируемых сделках?
Информация о совершенных налогоплательщиком в текущем календарном году сделках указывается в уведомлении.
Данное уведомление лица направляют в налоговый орган по месту своего нахождения в срок не позже 20 мая того года, который следует за периодом, в котором была осуществлена контролируемая сделка.
Лица, которые отнесены к категории крупных налогоплательщиков, предъявляют указанные уведомления в налоговые органы по месту учета.
В том случае, если налогоплательщик в установленный срок не предоставит уведомление в соответствующий орган о контролируемых сделках, которые были осуществлены им в календарном году, то его ждет штраф в размере пяти тысяч рублей. В том случае, если лицо предоставит недостоверные сведения, его также ожидает штраф в объеме пяти тысяч рублей.
В зависимости от выбора налогоплательщиков, уведомление о совершенных сделках можно предоставлять, как по установленной схеме – на бумажном носителе, так и по утвержденному формату в электронном виде.
Форму уведомления о выполненных контролируемых операциях наряду с порядком ее заполнения и представления в электронном виде утверждает федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен по контролю, а, кроме того, надзору в сфере налогов по согласованию с Министерством финансов. Форма уведомления обязательно должна быть утверждена Федеральной налоговой службой.
В том случае, если будут обнаружены неполнота сведений наряду с неточностями либо ошибками в заполнении представленного документа о контролируемых сделках, то налогоплательщик имеет право направить уточненный вариант уведомления.
Какую информацию должен указывать налогоплательщик в уведомлении?
Итак, информация о проведенных контролируемых сделках должна содержать следующие сведения:
- Календарный год. В этом разделе указывают год, за который представляют информацию о проведенных налогоплательщиками контролируемых сделках.
- Предмет осуществленных сделок и их краткое описание.
- Информация обо всех участниках сделок. В этом разделе требуется указать полное наименование учреждения, а также ИНН в том случае, если предприятие состоит на учете в налоговом органе в России. Кроме того, если речь идет об индивидуальном предпринимателе, то требуется сообщить его фамилию, имя и отчество, а также ИНН. Гражданские лица предоставляют абсолютно те же сведения.
- В одном из разделов уведомления требуется указать сумму полученной прибыли. Помимо этого, нужно будет сообщить и о сумме понесенных убытков в результате контролируемых сделок.
Таким образом, непосредственно суть контролируемых сделок применяется в отечественном законодательстве касательно контроля трансфертной стоимости сделок между участниками, которые выступают взаимозависимыми.
- Ст 126 НК РФЧасто ли наказывают по п. 1 ст. 126 НК РФ?П. 1 ст. 126 НК РФ…
- Ст 122 НК РФСт. 119 налогового кодекса РФ: какой штрафСогласно п. 1 ст. 119 НК РФ настоящая санкция…
- ОКВЭД аренда помещенийОперации с недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основеПодкласс 68.3 содержит две группы кодов:…
- Налоговый период НК РФНалоговый календарь для ИППодробнее о налогообложении ИП. Самый простой налоговый календарь у ИП, не имеющих…
Комментарий к ст. 105.14 НК РФ
Ст. 105.14 НК РФ определяет круг сделок, осуществляемых между взаимозависимыми лицами, в отношении которых обязателен налоговый контроль, и приводит перечень операций, не подлежащих такому контролю. Рассмотрим их подробнее.
Статья 105.14 НК РФ: значение и структура
Ст. 105.14 НК РФ описывает те условия, при которых сделки, осуществленные между взаимозависимыми лицами, становятся подлежащими обязательному налоговому контролю. Взаимная зависимость возникает в ситуациях (п. 2 ст. 105.1 НК РФ), когда:
- юр- или физлицо прямо или косвенно участвует в одной или одновременно в нескольких организациях в доле, превышающей 25% (подп. 1–3);
- юр- или физлицо может определять до 50% состава исполнительных органов юрлица (подп. 4–6);
- физлицо занимает должность единоличного исполнительного органа в организации или одновременно в нескольких юрлицах (подп. 7, 8);
- имеет место преемственность участия юр- или физлица в цепочке организаций, и общая доля этого участия составляет больше 50 % (подп. 9);
- между физлицами существуют служебные отношения с должностной подчиненностью или близкородственные связи (подп. 10, 11).
О том, как родственные взаимоотношения влияют на освобождение от НДФЛ подаренного и унаследованного имущества, читайте в статье «Ст. 217 НК РФ (2015): вопросы и ответы».
Однако ст. 105.14 НК РФ к сделкам, подлежащим контролю, относит не только операции между взаимозависимыми участниками, являющимися таковыми в соответствии с критериями, перечисленными в п. 2 ст. 105.1 НК РФ, но и сделки, приравниваемые к совершаемым зависимыми лицами.
Цель такого контроля заключается в выявлении ситуаций занижения доходов (выручки и прибыли) и, соответственно, налогов, зависящих от этих параметров (п. 4 ст. 105.3 НК РФ):
- на прибыль;
- НДФЛ;
- НДПИ;
- НДС.
Текст ст. 105.14 НК РФ разбивается на 4 части, содержащие:
- критерии отнесения сделок к операциям, приравниваемым к совершаемым с зависимыми лицами (п. 1);
- признаки, по которым сделки признают подлежащими обязательному контролю (пп. 2, 3, 5–9, 11);
- критерии, позволяющие считать сделку неконтролируемой (п. 4);
- условия отнесения сделок, не отвечающих обязательным критериям подконтрольности, к контролируемым (п. 10).
Критерии оценки сделок
Оценка сделок для целей отнесения их к контролируемым производится по ряду признаков, причем понятие этих признаков при необходимости поясняется в тексте ст. 105.14 НК РФ:
- Существование между лицами зависимости или признаков приравнивания к ней (п. 1).
- Территория осуществления сделок (подп. 3 п. 1; п. 2).
- Величина полученных продавцом по сделкам с каждым из зависимых лиц за год доходов (подп. 1 п. 2; пп. 3, 7). Определяется по правилам гл. 25 НК РФ (п. 9).
- Вид осуществляемой деятельности (подп. 2 п. 1; подп. 2 и 6 п. 2; пп. 5, 11). Источники получения информации о некоторых применяемых по ним кодах и принятых понятиях об определенной деятельности указаны, соответственно, в п. 6 и п. 8.
- Применение спецрежимов или льгот по налогу на прибыль (подп. 3–7 п. 2).
Эти признаки по-разному сочетаются в конкретных основаниях отнесения сделок к контролируемым. Ряд из них имеет значение для определения неподконтрольности операций.
Приравнивание сделок к осуществленным зависимыми лицами
Отнесению к числу приравниваемых к операциям между взаимозависимыми лицами подлежат (п. 1 ст. 105.14 НК РФ) сделки:
- По реализации товаров (работ, услуг), совершенные между зависимыми лицами через посредников, не связанных с продавцом и конечным покупателем зависимостью, если лица, выступающие посредниками, осуществляют в таких сделках только функции перепродажи, не вкладывая в них каких-либо существенных своих затрат (подп. 1). При этом в качестве реализованных будут учитываться и безвозмездно переданные товары, работы, услуги (п. 1 ст. 39 НК РФ).
- Внешнеторговые (подп. 2), совершенные с нефтью и товарами, произведенными из нее, черными и цветными металлами, минеральными удобрениями, драгоценными металлами и камнями (п. 5) на сумму, составляющую по операциям с каждым из лиц более 60 млн руб. (п. 7).
- С участием лиц-резидентов офшорных зон, в т. ч. имеющих там постоянные представительства (подп. 3), совершенные с каждым из лиц на сумму более 60 млн руб. (п. 7).
Сделки, подлежащие обязательному контролю
Обязательный контроль осуществляется при операциях между зарегистрированными в РФ лицами, взаимная зависимость между которыми установлена, если одновременно имеет место еще хотя бы один из следующих моментов (п. 2 ст. 105.14 НК РФ):
- Доход по операциям с зависимым лицом превысил 1 млрд руб. (подп. 1).
- Сделки совершаются в отношении полезного ископаемого, и одна из сторон-участниц платит НДПИ (подп. 2). При этом объем сделок оказался больше 60 млн руб. (п. 3).
- Одна из сторон применяет спецрежим ЕСХН или ЕНВД (подп. 3), и объем сделок с ней превысил 100 млн руб. (п. 3). При этом среди участников операций есть лица, не применяющие подобные режимы (подп. 3).
- Одна из сторон имеет освобождение от платежей по налогу на прибыль или в связи с участием в проекте «Сколково» использует по нему ставку 0%, при этом другая сторона не применяет подобных льгот (подп. 4). Объем таких сделок должен быть больше 60 млн руб. (п. 3).
- Одна из сторон пользуется льготой по налогу на прибыль как резидент (участник) особой (свободной) экономической зоны, при этом другая сторона не имеет права на подобную льготу (подп. 5). Объем таких сделок должен быть больше 60 млн руб. (п. 3).
- Одна из сторон определяет базу по прибыли в особом порядке в связи с ведением деятельности по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении, при этом у другой стороны не имеется права на подобную льготу (подп. 6). Объем таких сделок должен быть больше 60 млн руб. (п. 3).
- Одна из сторон (или обе) как участник инвестиционного проекта имеет право на ставку 0% по налогу на прибыль или применение пониженной региональной ставки по нему (подп. 7). При этом объем сделок должен быть больше 60 млн руб. (п. 3).
Подробнее о существующих льготах по налогу на прибыль читайте в материале «Какие льготы по налогу на прибыль организаций установлены на 2014–2015?»
Неподконтрольные сделки
Не будут признаваться подлежащими контролю сделки, даже если они отвечают критериям отнесения к приравниваемым к осуществленным зависимыми лицами или к подлежащим обязательному контролю, если (п. 4 ст. 105.14 НК РФ):
- стороны представлены участниками одной консолидированной группы, но речь при этом не идет о продаже полезного ископаемого, облагаемого НДПИ (подп. 1);
- стороны имеют регистрацию в одном и том же субъекте РФ, не располагают подразделениями за его пределами (и, соответственно, не платят в иных субъектах налог на прибыль), работают без убытков и сделки между ними не отвечают критериям, требующим обязательного контроля по основаниям, связанным с уплатой НДПИ, применением спецрежимов или льгот по налогу на прибыль (подп. 2);
- стороны, совершающие сделки в отношении добытого углеводородного сырья, делают это в связи с одним и тем же месторождением (подп. 3);
- сделки относятся к межбанковским кредитам со сроком погашения не более 7 дней (подп. 4);
- сделки совершаются в определенных законодательством рамках сотрудничества РФ с иностранными государствами в военно-технической области (подп. 5).
Контроль по сделкам, не соответствующим критериям обязательного контроля
Возможно признание контролируемыми сделок, по формальным признакам не подлежащих обязательному контролю, если для этого возникнут соответствующие основания. Такими основаниями могут стать:
- Привлечение к сделке больше чем 2 лиц, что происходит при участии, например, посредников в ней.
- Признание сделки частью группы аналогичных сделок, осуществленных с целью исключения возможности отнесения ее к контролируемым (п. 9 ст. 105.14 НК РФ). Эта процедура осуществляется в судебном порядке по представлению федерального органа, осуществляющего налоговый контроль.
Процедура и последствия контроля
За налогоплательщиками, составляющими стороны сделок, отвечающих критериям контролируемых, законодательно закреплена обязанность уведомления налоговых органов о совершенных ими за прошедший год сделках, подлежащих налоговому контролю (п. 1 ст. 105.16 НК РФ).
Как оформить документ, извещающий о таких операциях, читайте в статье «Уведомление о контролируемых сделках — образец заполнения».
Контроль над ценами, применяемыми при таких сделках, и, соответственно, за полнотой отражения доходов и исчисления налогов по ним осуществляет ФНС в специальном порядке, приведенном в гл. 14.5 НК РФ. Налогоплательщики по запросам ФНС обязаны предоставлять информацию, необходимую для проведения такого контроля (п. 1 ст. 105.15 НК РФ).
Если занижение доходов и налогов в результате проверки не выявлено, то она не будет иметь последствий для налогоплательщика.
В случае обнаружения занижения налоговых баз по контролируемым налогам или завышения убытка ФНС соответствующим образом откорректирует эти базы (п. 5 ст. 105.3 НК РФ).
Допускается выполнение такой корректировки налогоплательщиком самостоятельно (п. 6 ст. 105.3 НК РФ) с подачей ее в ИФНС не позже срока, установленного для подачи деклараций за налоговый период.
Итоги
Критерии признания сделок контролируемыми или не подлежащими налоговому контролю имеют важное значение при осуществлении операций с зависимыми лицами.
Если они оказываются контролируемыми, это налагает на налогоплательщика ряд дополнительных обязанностей, вызывает проведение процедуры специального налогового контроля над уровнем примененных при таких сделках цен и может иметь следствием доначисление налогов, зависящих от доходов.
Контролируемые сделки
Литвинова Ксения Юрьевна, ведущий юрист компании Pepeliaev Group.
Штукмастер Ирина Борисовна, старший юрист компании Pepeliaev Group.
Статья посвящена хозяйственным сделкам, которые следует включить в список контролируемых сделок налогоплательщика. Авторы рассматривают некоторые проблемы, возникающие при применении критериев отнесения сделок к числу контролируемых.
Ключевые слова: трансфертное ценообразование, контролируемые сделки, взаимозависимые лица, налоговый контроль.
Что такое контролируемая сделка?
Прошел год с момента вступления в силу новых правил о трансфертном ценообразовании (раздел V.1 Налогового кодекса РФ). Не позднее 20 мая 2013 г.
налогоплательщики должны подать уведомление о контролируемых сделках, совершенных ими в 2012 г.
В связи с этим представляется, что в настоящее время необходимо еще раз остановиться на вопросе о том, о каких сделках налогоплательщик должен уведомить налоговый орган, какие сделки являются контролируемыми.
Перечень контролируемых сделок и особенности их определения установлены в ст. 105.14 НК РФ. Ранее действовавшая ст. 40 НК РФ утратила силу.
Соответственно, по новым правилам не являются контролируемыми сделками товарообменные (бартерные) операции, ряд внешнеторговых сделок, а также сопоставимые сделки, совершенные налогоплательщиком в течение непродолжительного времени, цены по которым отклоняются более чем на 20%. Ранее такие сделки признавались контролируемыми.
Основную группу контролируемых сделок по правилам раздела V.1 НК РФ составляют сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей и исключений, предусмотренных ст. 105.14 НК РФ). Кроме того, к контролируемым сделкам приравниваются, т.е. по определению не относятся к контролируемым, но контролируются в том же порядке):
- сделки по реализации (перепродаже) товаров (работ, услуг) с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми;
- сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли при условии, что сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за календарный год, превышает 60 млн. руб.;
- сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации (местом жительства, местом налогового резидентства) которого является офшорная юрисдикция, включенная в Перечень государств и территорий, утверждаемый Минфином России. В настоящее время действует Приказ Минфина России от 13.11.2007 N 108н, в котором определена 41 офшорная юрисдикция. Указанные сделки контролируются при достижении общей суммы доходов по сделкам с одним лицом за календарный год в 60 млн. руб.
К предусмотренным ст. 105.14 НК РФ особенностям признания сделок контролируемыми можно, в частности, отнести следующие.
- В результате совершения сделки хотя бы одна сторона обязана учесть доходы, расходы или стоимость добытых полезных ископаемых, в результате чего должна увеличиться или уменьшиться база по налогу на прибыль, НДФЛ, НДПИ или НДС (п. 11 ст. 105.14 НК РФ). Полнота уплаты только этих налогов подпадает под контроль (п. п. 4, 13 ст. 105.3 НК РФ). Иными словами, для целей уплаты, например, налога на имущество положения данной главы не применяются.
- Для отдельных видов сделок предусмотрены различные пороги «доходности», после превышения которых совершенные сделки подпадают под налоговый контроль (например, к контролируемым относятся сделки между взаимозависимыми российскими лицами, если сумма доходов по этим сделкам (сумма цен сделок) за календарный год превышает 1 млрд. руб. (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ)).
3 млрд. руб. — в 2012 г., 2 млрд. руб. — в 2013 г.
Обращаем особое внимание на то, что, пока в законодательство не будут внесены изменения, сделки с иностранными взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми без каких-либо минимальных ограничений суммы сделки, т.е. фактически от 1 руб.