Новое

П.п.3 п.1 ст.25.13-1

П.п.3 п.1 ст.25.13-1В России затянулся кризис. Денег нет, но люди держатся, как могут: набирают кредиты, не отдают деньги в срок, становятся банкротами, проигрывают суды, выслушивают наезды со стороны коллекторов, избегают судебных приставов. Вот, такое нынче в стране время уже как 5 лет.

Особенно тяжко приходится кредитным должникам. Часто получается так – сегодня гражданин вроде рассчитал свои силы, взял деньги в банке, а завтра – заболел, потерял работу. А проценты-то капают! И какие проценты! Это же не забугорные банки кредит дали под 3% годовых. Это наши родные отечественные банки заняли деньги под 30% в год.

В итоге, часто люди не могут расплатиться по взятым в банках кредитам, проигрывают суда, в результате чего исполнительные листы попадают в службу судебных приставов и начинается исполнительное производство.

Но сегодня мы с Вами поговорим не только о кредитных должниках, коих в стране миллионы. Наш разговор будет о должниках в целом, в том числе по алиментам и любым другим судебным решениям, закончившихся исполнительными производствами.

А если говорить ещё точнее – сегодня мы расскажем о том, что означает приостановление исполнительного производства по ст 46 ч 1 п 3. Что означает эта статья для должника, и что она сулит взыскателю? Кому в этом случае стоит радоваться, а кому горевать? Как долго может длиться эта неожиданно наступившая радость?

Когда у судебных приставов применяется статья 46 часть 1 пункт 3

Многие граждане не понимают – как так, вот выигран суд и дело уже у судебных приставов, а тут оказывается те всё взяли и приостановили, да ещё исполнительный лист вернули обратно взыскателю. Где справедливость?

К сожалению, в России каждое второе исполнительное производство имеет слабые перспективы по причине отсутствия денег и ликвидного имущества у населения.

В итоге пристав вынужден сворачивать свое давление и должника ждет временные послабление, а взыскателя – временный перерыв в исполнении решения суда. Статью 46 часть 1 пункт 3 регулирует это положение вещей и устанавливает случаи, когда пристав может прекратить свою работу по взысканию долга:

  • Если самого должника и его имущество не удается найти.
  • Если проведена работа по поиску счетов, вкладов должника и ничего не установлено.
  • Если проведена работа по поиску дохода у должника и такой доход не обнаружен.
  • Если не установлено какое-либо движимое или недвижимое имущество, которое можно продать с торгов и на вырученные деньги закрыть долг.

Одним словом – если должник бесперспективный, ничего не имеет и с него на сегодняшний день нечего взыскать – пристав выносит постановление о прекращении производства и возвращает исполнительный лист взыскателю. Надолго ли возникает такая неопределённость? Прощён ли долг? Есть ли перспективы у взыскателя? Об этом чуть ниже.

Что означает ст. 46 ч. 1 п. 3 для должника

Многих должников интересует – означает ли статья 46 часть 1 пункт 3 полное послабление и снятие арестов с расчетных счетов, недвижимого имущества, автомобилей? Всё это теперь можно продать, а деньги вывести, спрятать или потратить? Конечно же нет! Всё это будет находиться и дальше под контролем судебного пристава!

Обычно уже через 6 месяцев после приостановления, взыскатель снова стоит на пороге службы судебных приставов с исполнительным листом и требует продолжения работы.

Для должника это означает, что, несмотря на приостановление взыскания долга, как только он приобретет автомобиль, положит деньги на банковский вклад, получит перевод денежных средств на свой расчетный счет, банковскую карту – всё это добро будет арестовано судебным приставом, как только пристав получит информацию об произошедших у должника изменениях.

Не стоит забывать, что все послабления от судебных приставов для должника – это временное явление (минимум на 6 месяцев). Взыскатель, как правило, в такой ситуации не дремлет, и повторно обращается с исполнительным листом для возобновления производства. Для взыскателя главное при применении к должнику ст 46 ч 1 п 3 не пропустить срок в 3 года, для возобновления взыскания.

Самым важным моментом применения ст 46 ч 1 п 3 является то, что тем самым судебный пристав снимает с должника некоторые наложенные ранее ограничения. Делает это для того, чтобы должник почувствовал себя на время свободным, нашел работу, восстановил свое материальное положение, а, в результате, поднявшись на ноги, смог погасить все накопившиеся долги по исполнительным производствам.

Многих интересует – снимает ли 46 статья ограничения на выезд за рубеж. Временные послабления означают для должника, что он может выехать за границу, в том числе на работу и отдых. То есть при прохождении таможенного контроля при выезде на границу и при въезде обратно в Российскую Федерацию – в базе данных будет стоять отметка о снятии ограничения и проблем не будет.

Как вести себя взыскателю при ст 46 ч 1 п 3

Итак, взыскателю становится известно, что его должник оказался бесперспективным, приставы не смогли обнаружить у него имущество или деньги и приостановили исполнительное производство за невозможностью его исполнения. Что делать?

Для начала запросить у судебного пристава основания применения ст. 46 ч. 1 п. 3. Можно вообще прийти лично к судебному приставу и ознакомиться с делом (исполнительным производством). Посмотрите, действительно ли пристав совершал действия по розыску имущества должника, делал запросы и получал ответы.

Если, ознакомившись с исполнительным производством Вы увидите, что пристав просто ленился, ничего не искал и вынес постановление о применении статья 46 часть 1 пункт 3 – обжалуйте такое постановление через старшего судебного пристава или суд.

Если же ознакомившись с производством по взысканию, Вы убедитесь, что пристав действительно был вынужден применить 46 статью, так как ничего не нашёл у должника – смиритесь и ждите, когда у должника изменится финансовое положение.

Главное условие – не забывайте, что ждать Вы можете не более 3 лет, так как если пропустите этот срок – исполнительный лист к повторному исполнению судебный пристав у Вас уже не примет!

Хороший совет – не надейтесь на пристава и его рвение и активность. Приставы любят «спать». Пытайте доступными и законными способами контролировать материальное положение Вашего должника. Для этого можно использовать соцсети, общих знакомых и другие доступные способы.

Бывает и так, что должник уже катается на джипе и отдыхает за границей, а судебный пристав, закрыв производство по ст 46 ч 1 п 3, не осведомлен об изменении ситуации и появлении перспектив к взысканию долга.

Кроме того, иногда люди, которые должны деньги стараются не афишировать свои доходы и работают или занимаются бизнесом не официально. Если Вы это видите – предупредите должника о последствиях, и, если он не поймет – обращайтесь в ОБЭП и налоговую службу с информацией об ухищрениях должника по сокрытию своих доходов.

Подпишитесь на мой телеграм-канал, там я делюсь секретами с должниками — как противостоять приставам, судам, банкам и коллекторам. Вот ссылка на канал: https://t.me/sovetiadvokata

А в этом видео я рассказываю подробнее о 46 статье и о том, как заставить пристава её применить:

П.п.3 п.1 ст.25.13-1

1.4. Зоны с особыми условиями использования территорий

П.п.3 п.1 ст.25.13-1

Общее регулирование правового статуса зон с особыми условиями использования территорий (далее – ЗОУИТ) появилось с принятием Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон № 342-ФЗ). До этого момента в законодательстве лишь разрозненно содержались некоторые общие положения о таких зонах, однако главным образом их статус регулировался нормативно-правовыми актами в отношении конкретных видов зон, что существенно затрудняло применение этих норм и приводило к многочисленным судебным спорам.

В целях установления единых подходов к правовому регулированию режима ЗОУИТ и ограничений использования земельных участков[1] ЗК РФ был дополнен новой главой 19 «Зоны с особыми условиями использования территорий».

Читайте также:  П. 12 ст. 89

Кроме того, были внесены изменения в ЗК РФ в части регулирования вопросов возмещения убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением ЗОУИТ (ст.ст. 57, 57.1 ЗК РФ), а также в иные нормативно-правовые акты.

Большинство новых норм ЗК РФ в отношении ЗОУИТ вступило в силу со дня официального опубликования закона № 342-ФЗ (04.08.2018).

Вместе с тем сроки вступления новых норм в силу уже несколько раз переносились.

Так, в конце 2019 года были внесены первые значительные изменения в переходные положения закона № 342-ФЗ, которые фактически предусматривали отложение начала действия нового регулирования на несколько лет – на 2022 и 2025 гг. (закон № 455-ФЗ[2], изменения вступили в силу 31.12.2019).

В конце 2021 г. сроки начала действия новых норм были перенесены повторно[3] – на 2025 и 2028 гг., что свидетельствует о неготовности системы функционировать по новым правилам и в целом ставит под сомнение переход к новым правилам установления ЗОУИТ.

Указанные изменения во многом приводят к тому, что нормы гл. 19 и ст. 57.1 ЗК РФ становятся некой декларацией, которая начнёт в полном объёме действовать только с  2025 г., а по некоторым вопросам даже с 2028 г. (если не состоится очередной перенос срока).

При этом внесение анализируемых изменений в 2019 и 2021 гг. имеет ряд недостатков с точки зрения юридической техники. Так, сложности в применении норм создаёт то, что сами положения ЗК РФ не претерпели изменений, и, чтобы понять, действует ли конкретная норма или нет, нужно разобраться в большом количестве переходных положений (ст. 26 закона № 342-ФЗ).

Понятие и виды ЗОУИТ

Необходимо отметить, что, несмотря на большой объём нового регулирования ЗОУИТ, определение и признаки ЗОУИТ так и не были сформулированы законодателем. В п. 4 ст. 1 ГрК РФ определение ЗОУИТ по-прежнему даётся лишь путём перечисления некоторых видов ЗОУИТ, а в ст. 104 ЗК РФ указываются только цели установления ЗОУИТ.

  • На основании системного толкования законодательства можно выделить следующие признаки ЗОУИТ:
  • 1)    наличие пространственных границ;
  • 2)    существование ограничений прав на земельные участки (в части использования/размещения объектов капитального строительства, использования участков для определённых видов деятельности), попадающие в ЗОУИТ, которые устанавливаются не в пользу конкретного лица;
  • 3)    установление их в связи с существованием определённых объектов капитального строительства, территорий, природных объектов;
  • 4)    установление их в публично-значимых целях: либо необходимость охраны указанных объектов капитального строительства, территорий, природных объектов, либо, наоборот, необходимость обеспечения безопасной эксплуатации определённых объектов в целях защиты жизни, здоровья граждан.
  • Используя указанные признаки, под ЗОУИТ можно понимать территории, в границах которых в публично-значимых целях устанавливаются ограничения использования земельных участков, направленные на охрану определённых объектов капитального строительства, территорий, природных объектов либо обеспечение безопасной эксплуатации определённых объектов в целях защиты жизни, здоровья граждан.

Перечень видов ЗОУИТ, состоящий из 28 позиций, приведён в  ст. 105 ЗК РФ, введённой в 2018 году. В целом все перечисленные в данной статье виды ЗОУИТ в той или иной мере существуют и в настоящее время, но их регулирование является несистематизированным.

За время существования данной статьи её содержание в части видов ЗОУИТ практически не претерпело изменений (так, например, в 2021 г. единственным изменением является упразднение такого вида ЗОУИТ, как рыбоохранная зона, а также замена рыбоохранной зоны озера Байкал на рыбохозяйственную заповедную зону озера Байкал).

Необходимо отметить, что соответствующий перечень ЗОУИТ является закрытым, из чего следует, что для введения новой ЗОУИТ недостаточно предписаний специальных нормативных правовых актов, но необходимо и наличие данного вида ЗОУИТ в перечне ст. 105 ЗК РФ, без которого такая ЗОУИТ не может быть установлена.

Введение закрытого перечня ЗОУИТ, безусловно, необходимо приветствовать. Такой закрытый перечень существенно снижает риски для правообладателя участка, так как в настоящее время даже профессионалы не могут с уверенностью утверждать, что выявили все ограничения в отношении участка, так как количество вариаций возможных ограничений стремится к бесконечности.

Вместе с тем по вопросу закрытого перечня видов ЗОУИТ необходимо учитывать следующие обстоятельства.

Во-первых, при возникновении соответствующего спора суды, руководствуясь правилами действия закона во времени, будут исходить из того, что ЗОУИТ, установленные до 04.08.

2018, существуют вне зависимости от попадания в перечень ст. 105 ЗК РФ, поскольку на момент их установления исчерпывающий перечень видов ЗОУИТ не был установлен.

Во-вторых, не все территории, в границах которых предусмотрены различного рода ограничения использования участков, вошли в перечень ст. 105 ЗК РФ.

В связи с этим в отсутствие законодательно установленного перечня признаков и определения понятия ЗОУИТ не исключены споры, связанные с тем, относятся ли сущностно те или иные зоны к ЗОУИТ и могут ли они существовать при отсутствии в перечне ст. 105 ЗК РФ.

Так, например, суды признавали подлежащими включению в ЕГРН в качестве ЗОУИТ лесопарковые зоны[4] и лесопарковые зелёные пояса[5], несмотря на доводы Росреестра о том, что в числе ЗОУИТ, установленных в ст. 105 ЗК РФ, отсутствуют виды, к которым могут быть отнесены лесопарковые зоны и лесопарковый зелёный пояс.

В соответствии с предписаниями п. 1 ст. 106 ЗК РФ Правительством РФ должны быть утверждены новые положения в отношении каждого вида ЗОУИТ (за исключением ЗОУИТ, которые возникают в силу закона, например, водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы).

Новые положения о ЗОУИТ среди прочего должны определять порядок подготовки и принятия решений об установлении (изменении, прекращении) существования указанных зон, исчерпывающий перечень объектов, в связи с которыми устанавливаются ЗОУИТ, требования к предельным размерам указанных зон, перечень ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах указанных зон, основания для изменения таких зон и прекращения их существования.

При этом законом № 342-ФЗ не установлен срок, в течение которого соответствующие постановления должны быть приняты Правительством РФ, ввиду чего можно предположить, что переходный период регулирования статуса ЗОУИТ растянется на достаточно длительный срок.

Так, с 04.08.2018 до настоящего времени  было принято всего три соответствующих акта: Постановление Правительства РФ от 21.08.

2019 № 1080[6] (по государственной геодезической сети, нивелирной сети и гравиметрической сети), Постановление Правительства РФ от 31.08.2019 № 1132[7] (по зоне охраняемого объекта) и Постановление Правительства РФ от 17.03.

2021 № 392 (по охранной зоне стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды)[8].

  1. При этом важно учитывать, что только с принятием Правительством РФ новых положений о ЗОУИТ начнут применяться следующие нормы, введённые законом № 342-ФЗ:
  2. 1)    способы определения ограничений использования земельных участков в границах ЗОУИТ
  3. Законом предусмотрено, что должен устанавливаться исчерпывающий перечень видов деятельности, осуществление которых допускается/запрещается в границах ЗОУИТ. В отношении же строительства ОКС ограничения могут определяться тремя способами:
  4. а)    установление исчерпывающего перечня видов объектов, их разрешённого использования;
  5. б)    установление требований к параметрам объектов, размещение которых допускается/запрещается в границах указанной зоны;

в)    установление требований к объектам, размещение которых допускается, исходя из оценки влияния (размещаемого объекта на объект (территорию), в целях охраны которых установлена ЗОУИТ / таких объектов (территории) на размещаемые ОКС), при условии, что оценка соответствия данным требованиям может являться предметом экспертизы проектной документации (Федеральным законом от 02.08.2019 № 283-ФЗ отменена норма об обязательности государственной экспертизы проектной документации в указанном случае)[9].

2)    запрет требовать согласования размещения объектов капитального строительства или осуществления иных видов деятельности в границах ЗОУИТ (за исключением придорожных полос)[10]

В настоящее время согласование определённых действий с уполномоченными органами/организациями является часто встречающимся способом установления ограничений, например, согласование часто предусмотрено режимом охранных зон линейных объектов.

Новое регулирование предполагает, что ограничения использования участков в границах ЗОУИТ должны будут чётко следовать из законодательства, в т. ч. новых положений о ЗОУИТ, а не определяться уполномоченными органами/организациями применительно к конкретному случаю.

Вместе с тем до утверждения новых положений о ЗОУИТ с чётким определением перечня ограничений простое неприменение норм о необходимости получения согласований (формально п. 3 ст. 106 ЗК РФ о запрете согласований вступил в силу с 04.08.

2018) приведёт к пробелам в правовом регулировании и необеспеченности режима ЗОУИТ, что не должно допускаться.

Именно об этом и попытался высказаться Конституционный суд в Постановлении от 13.10.2022 № 43-П[11]. Согласно фабуле дела гражданин К. направил в местную администрацию уведомление о планируемом строительстве садового дома на принадлежащем ему участке, расположенном в границах охранной зоны линии электропередачи.

По результатам рассмотрения обращения администрацией вынесено уведомление о недопустимости размещения объекта в связи с отсутствием согласования собственником линии электропередачи (пп. «а» п. 10 Правил установления охраны зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон[12]).

Электросетевая организация в согласовании планируемого строительства отказала.

Читайте также:  Проведение геологоразведочных работ

В судах трёх инстанций гражданину К. в удовлетворении требований о признании уведомления администрации незаконным было отказано. Рассмотрев жалобу гражданина К., который ссылался на несоответствие пп. «а» п. 10 Правил требованиям п. 3 ст. 106 ЗК РФ, Конституционный суд указал следующее:

  • установление в п. 3 ст. 106 ЗК РФ общего запрета требовать согласования размещения зданий/сооружений в границах ЗОУИТ само по себе объективно направлено на исключение произвола и повышение открытости и предсказуемости при принятии уполномоченными органами градостроительных решений;
  • вместе с тем отказ от института предварительного согласования строительства/реконструкции на земельных участках в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства несёт в себе конституционно неприемлемый риск нарушения надёжной и безопасной работы этих объектов, ставящих под угрозу жизнь и здоровье граждан;
  • в связи с этим механизм согласования строительства/реконструкции зданий и сооружений с собственником объектов электросетевого хозяйства должен быть максимально приближен к модели регулирования, которая с 2018 года установлена применительно к ЗОУИТ в ЗК РФ и согласуется с закреплёнными в ГрК РФ порядками выдачи разрешений на строительство и уведомления о планируемых строительстве/реконструкции объекта ИЖС. При этом произвольный отказ электросетевых организаций в согласовании планируемого строительства недопустим.

Перечень доходов, не учитываемых при установлении размера базы по прибыли согласно ст. 251 НК РФ

П.п.3 п.1 ст.25.13-1Скачать статью 251 НК РФ

Ст. 251 НК РФ: вопросы и ответы

Рассмотрим основные вопросы по применению ст. 251 НК РФ и дадим на них исчерпывающие ответы.

А ознакомиться с текущей судебной практикой по применению ст. 251 НК РФ можно в КонсультантПлюс. Оформите пробный бесплатный доступ к системе и переходите в судебные решения.

Что представляет собой статья 251 НК РФ?

Ст. 251 является частью гл. 25 НК РФ и имеет отношение к двум категориям налогоплательщиков:

  • находящимся на ОСНО и уплачивающим налог на прибыль;
  • находящимся на УСН и определяющим свои доходы и расходы по правилам гл. 25 НК РФ (подп. 1 и 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Доходы, включенные в ст. 251 НК РФ, в большинстве случаев представляют собой безвозмездные (или в силу некоторых условий и обстоятельств относимые к таковым) поступления, расцениваемые как исключение из общего правила гл. 25 НК РФ (п. 8 ст. 250), устанавливающего обязательность налогообложения доходов от безвозмездно полученных имущества, прав на имущество, работ или услуг.

Безвозмездность передачи предполагает, что у получающей стороны не возникают ответные обязательства перед передающей стороной (п. 2 ст. 248 НК РФ). При этом в НК РФ нет ограничений по стоимости передаваемого, однако для освобождения от налога конкретного вида дохода могут устанавливаться свои особые условия.

Особенностью безвозмездно полученного имущества (как в собственность, так и в пользование) и имущества, приобретенного за счет средств целевых поступлений, становится непризнание их амортизации (с учетом стоимостных ограничений для отнесения к такому имуществу) в целях обложения налогом на прибыль (подп.

2 и 3 ст. 256 НК РФ). При этом переданное в пользование имущество не амортизируется (за некоторыми исключениями) и у передающей стороны (п. 3 ст. 256 НК РФ). На особом положении в этом списке находятся имущественные вклады в УК, которые можно амортизировать в целях расчета налога на прибыль (п. 1 ст.

256 НК РФ).

Доходы, включенные в ст. 251 НК РФ, разбиты на три группы:

  • по п. 1 — поступающие средства, которые периодически могут возникать как у фирм, регулярно уплачивающих налог с прибыли, так и у некоммерческих образований (НКО), некоторые доходы которых могут попадать под этот налог;
  • по п. 2 — целевые поступления в НКО, предназначенные для осуществления ими той деятельности, ради которой они созданы;
  • по п. 3 — доходы фирм-правопреемников в ходе реорганизации.

Списки всех трех пунктов закрыты. Поэтому для возможности применения освобождения от налога (льготы) особое значение приобретает правильность отнесения поступающих средств к тому или иному виду.

Налогоплательщики часто допускают ошибки при определении необлагаемых доходов, которые приводят к спорам с налоговиками. Советуем вам изучить подборку судебных решений по данному вопросу от «КонсультантПлюс», получив бесплатный пробный онлайн-доступ.

Что в перечне не учитываемых для прибыли доходов изменено в 2022 году?

Основные нововведения 2022 года для п. 1 ст. 251 НК РФ следующие:

Больничный лист в 2023 году: изменения, порядок расчета и оплаты

  1. Главная →
  2. Журнал →
  3. Сотрудники →
  4. Пособия

17 марта 2023 177 877 105

В 2023 году больничный лист оформляется только в электронном виде. Оплачивают листок частично работодатель, частично — Социальный фонд России. Расскажем, что нового в порядке оформления больничного листа и как начислять пособие.

С 2022 года практически все листки нетрудоспособности создаются и хранятся в электронном виде в ЕИИС «Соцстрах» (п. 6 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, п. 4 Приказа Минздрава от 23.11.2021 № 1089н, п.

 3 Постановления Правительства от 16.12.2017 № 1567). Бумажные бюллетени оформляют только на тех, кто работает с гостайной или находится под госзащитой (п. 28 ст. 13 255-ФЗ). Форма больничного утверждена Приказом Минздравсоцразвития от 26.

04.2011 № 347н.

Перечислим изменения по больничным листам.

Что нового Суть изменений
Объединение фондов С 2023 года ФСС и ПФР объединены в единый Социальный фонд России (СФР). Именно туда теперь надо направлять «Сведения о застрахованных лицах» (СоЗЛ) с данными работника для назначения и выплаты пособий.  Как заполнить и отправить СоЗЛ, подробно рассказываем здесь
Новая категория получателей пособия Исполнители, оформленные по договорам ГПХ (кроме ИП и самозанятых) в 2023 году могут получать больничные и декретные, но при условии, что в 2022 году за них уплачены взносы на ОСС не менее 4 833,72 рубля (Письмо Минтруда от 05.08.2022 № 17-1/В-103).  Порядок расчета пособий для ГПД-шников установлен Постановлением Правительства от 15.12.2022 № 2310
Сведения о зарплате с предыдущего места работы Для расчета пособия у нового работодателя работнику больше не надо предъявлять справку 182н, выданную на предыдущем месте работы. Необходимые сведения СФР получает от ФНС
Оформление больничного за прошедшие дни По решению врачебной комиссии можно оформить больничный «задним» числом (п. 10 Приказа № 1089Н)
Приняты правила расчета больничных и декретных для новых регионов С 1 марта 2023 вступили в силу особенности выплаты больничных и декретных пособий, а также выплат в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями, применяемые в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях (Федеральный закон от 17.02.2023 № 20-ФЗ) 

Новые данные для расчета больничных в 2023 году:

Показатель Значение
МРОТ с 1 января 2023 года 16 242 рубля
Календарные годы для определения среднедневного заработка (СДЗ) 2021 и 2022, но их можно заменить
Предельный размер базы для взносов 1 998 000 рублей:

  • в 2021 году — 966 000 рублей;
  • в 2022 году — 1 032 000 рублей.

Если годы заменены, берутся соответствующие им предельные базы

СДЗ исходя из МРОТ 533,98 рубля (16 242 × 24 месяца) / 730 дней)
Минимальный СДЗ  16 242 / количество дней в месяце болезни:

  • 580,07 рубля — 28 к. д.;
  • 541,40 рубля — 30 к. д.;
  • 523,94 рубля — 31 к. д.
Максимальный СДЗ 2 736,99 рубля ((966 000 + 1 032 000) / 730)
Максимальное пособие за две недели болезни 38 317,86 рубля (2 736,99 × 14 × 100 %)
Минимальное пособие по БиР (140 дней) по страховому случаю, наступившему после 1 января 2023 74 757,20 рубля (16 242 × 24 / 730 × 140). Аналогично рассчитывают пособие при осложненных родах (156 дней) и многоплодной беременности (194 дня)
Максимальное пособие по БиР (140 дней) 383 178,60 рубля (2 736,99 × 140). Аналогично рассчитывают пособие за 156 и 194 дня

Листки нетрудоспособности выдают работники медицинских организаций и ИП, у которых есть медлицензия, в том числе на экспертизу временной нетрудоспособности: лечащие врачи, фельдшеры, зубные врачи. Форма собственности медорганизации не важна: оформлять бюллетени могут как государственные клиники и больницы, так и частные.

Больничный выписывают на срок до 15 календарных дней. Если человек за это время не выздоровел, через 15 дней назначается комиссия, которая продлит больничный на срок до 12 месяцев. 

Листок нетрудоспособности подтверждает, что сотрудник отсутствовал на рабочем месте по уважительной причине: болел сам, ухаживал за заболевшим родственником, или был на карантине. На основании листка начисляется пособие по временной нетрудоспособности или по беременности и родам. Форма больничного утверждена Приказом Минздравсоцразвития от 26.04.2011 № 347н.

В 2023 году его могут получить (п. 1 Приказа № 1089н):

  • работники по трудовому договору;
  • исполнители на ГПД при условии, что сумма взносов на ОСС, начисленная в их пользу, за предшествующий год составила не менее стоимости страхового года. Если договоров ГПХ несколько, исполнитель сам выбирает страхователя, который выплатит пособие. А если у исполнителя есть и ГПД, и трудовой договор, то больничные и декретные оплатит либо работодатель, либо каждый страхователь, либо один из страхователей — по выбору исполнителя;
  • адвокаты и ИП, если они платят за себя соцвзносы;
  • безработные, состоящие на учете на бирже труда (получают либо больничное пособие, либо пособие по безработице);
  • иностранцы, застрахованные по ОСС на случай ВНиМ.

Листок выдают как в случае болезни, травмы сотрудника, так и при необходимости ухаживать за ребенком или другим членом семьи. Есть и другие основания для оформления больничного: беременность и роды, карантин, усыновление новорожденного, реабилитация после лечения, протезирование в стационаре.

Количество листков, которые можно брать за год, не ограничено. Зато есть ограничения по количеству оплачиваемых дней, например, для работников-инвалидов, сотрудников на «коротких» срочных договорах, а также при уходе за ребенком или другим членом семьи. Кому и сколько дней оплачивать, прописано в ст. 6 255-ФЗ. 

Информацию о больничном и сумме пособия работник может отслеживать через личный кабинет на сайте СФР. Для входа нужен логин и пароль от Госуслуг.

А также на самом портале Госулуг есть сервис электронных листков нетрудоспособности. Здесь можно отслеживать сведения об их открытии, продлении, закрытии и других изменениях.

Если работник хочет получить сведения из ЭЛН на бумажном носителе, медработник сделает выписку (п. 7 ст. 13 255-ФЗ).

В 2023 году продолжает действовать проактивная схема выплаты пособий:

  • После приема пациента медучреждение создает электронный листок нетрудоспособности в ЕИИС «Соцстрах», который автоматически отправляется в СФР. Дублировать его на бумаге не нужно (Информация ФСС от 29.06.2021). На работника, занятого у нескольких работодателей, формируют один ЭЛН.
  • По данным, которые работодатель представил в СФР по форме СоЗЛ, фонд определяет, кто является страхователем заболевшего человека. 
  • СФР сообщает работодателю через систему социального электронного документооборота (СЭДО) об открытии, продлении, закрытии ЭЛН или направлении сотрудника на медэкспертизу.
  • Вместе с сообщением о закрытии листка работодатель получает предзаполненные фондом сведения для выплаты пособия. Если у фонда нет всех нужных сведений, он направит работодателю запрос на их предоставление (п. 22, п. 23 Постановления Правительства от 23.11.2021 № 2010).
  • Работодатель предоставляет сведения и оплачивает первые 3 дня больничного, остальные дни — СФР. Но такой порядок оплаты только при заболевании или травме самого работника. Если больничный выдан по другой причине, все дни оплатит СФР.

Для электронного взаимодействия с СФР необходима электронная подпись, совместимая с ЕИИС «Соцстрах». Получить ее можно в удостоверяющем центре Контура.

Сроки реагирования на события, связанные с больничными:

Событие Срок
Работник передал данные для СоЗЛ Отправьте СоЗЛ в течение 3 дней с даты получения сведений (п. 7 ПП № 2010)
Пришло сообщение об открытии или продлении ЭЛН Отвечать не надо (п.19, п. 21 ПП № 2010)
При закрытии ЭЛН поступил запрос сведений для назначения и выплаты пособия Данные в СФР передайте в течение 3 рабочих дня с даты получения сообщения о закрытии листка (п. 22 ПП № 2010)
Пришло извещение о предоставлении недостающих сведений и документов В течение 3 рабочих дней необходимо подтвердить, что извещение получено, в течение 5 рабочих дней — предоставить запрашиваемые сведения (п. 10 ПП № 2010)
Получено заявление от работника о замене лет Отправьте сведения в СФР в течение 5 рабочих дней с даты получения заявления (п. 14 ПП № 2010)

Подробнее о проактивной выплате пособий рассказываем в этой статье.

Правила расчета больничных установлены Постановлением Правительства от 11.09.2021 № 1540. Порядок действий такой:

  1. Определяем расчетный период. При необходимости делаем замену лет.

  2. Определяем доход сотрудника за расчетный период.

  3. Считаем среднедневной заработок (СДЗ), сравниваем его с минимальным. В расчет берем большее значение.

  4. Определяем процент оплаты больничного в зависимости от страхового стажа. Считаем пособие по среднему заработку с учетом стажа и количества дней болезни.

  5. Полученное пособие сравниваем с пособием из МРОТ. Выплачиваем работнику ту сумму, которая больше.

Рассмотрим каждый шаг подробнее.

Переходите в наш телеграм-канал, чтобы установить!

Скачать

Расчетный период — это два календарных года, предшествующие году, в котором человек заболел или ушел в декрет. Для больничных, открытых в 2023 году, в расчетный период попадают 2022 и 2021 годы.

Если сотрудник в расчетном периоде был в декрете или в отпуске по уходу за ребенком, он может перенести один или два года на более раннее время. Но не на любые годы, а на непосредственно предшествующие годам, в которых были эти отпуска. Замену лет делают по заявлению сотрудника. Обязательное условие — замена должна привести к увеличению пособия.

Сотрудница заболела в марте 2023 года. По общим правилам, расчетный период для нее — с 1 января 2021 по 31 декабря 2022. Однако поскольку в 2021 году она была в декрете, а в 2022 году — в отпуске по уходу за ребенком, женщина подала заявление о замене лет на 2019 и 2020 годы. Теперь в расчете больничного будет участвовать суммарный заработок за эти годы.

Если в расчетный период вошли високосные годы, листок по БиР оплачивают исходя из 731 или 732 дней (Письмо ФСС от 03.03.2017 № 02-08-01/22-04-1049л).

Считаем двухгодичный заработок, на который начислялись страховые взносы. Если он меньше 389 808 рублей (24 МРОТ), в расчет берем 389 808 рублей. А если двухгодичный заработок больше максимального размера (в 2023 году это 1 998 000 рублей) берем этот максимальный размер. При этом сравнивать надо данные за каждый год отдельно.

Средний заработок сотрудника в 2021 году — 970 000 рублей, а в 2022 году — 990 000 рублей. Посчитаем доход для больничного, открытого в 2023 году.

Предельная база за 2021 год — 966 000 рублей. Она меньше заработка сотрудника в этом году, поэтому в расчет берем предельную базу.

Предельная база за 2022 год — 1 032 000 рублей. Она больше заработка сотрудника в этом году, поэтому в расчет берем фактический заработок.

Доход, участвующий в расчете больничного, — 1 956 000 рублей (966 000 + 990 000).

Средний дневной заработок не может быть меньше среднего заработка, рассчитанного исходя из МРОТ, который действовал на дату открытия больничного — 16 242 рубля в 2023 году. 

Больничный открыт в январе 2023 года. Заработок за 2021 и 2022 годы — 250 000 рублей.

  • СДЗ из фактического заработка — 342,47 рубля (250 000 / 730).
  • СДЗ из МРОТ — 533,98 рубля (16 242 × 24 / 730).
  • СДЗ из МРОТ получился больше фактического, поэтому рассчитывать больничный нужно по нему.

Если в местности применяется районный коэффициент, расчет делают исходя из МРОТ, увеличенного на РК. 

Пособие из МРОТ получают сотрудники, у которых за два последних календарных года не было заработка или его размер не превышал МРОТ.

Но есть случаи, когда пособие за календарный месяц не превысит МРОТ, умноженный на районный коэффициент, даже если реальный СДЗ превышает минималку.

Это бывает, когда страховой стаж сотрудника меньше шести месяцев, при нарушении больничного режима, неявке к врачу или если причиной заболевания, травмы стало опьянение.

Размер больничного пособия зависит не только от заработка, но и от страхового стажа сотрудника:

  • при стаже больше 8 лет выплачивают 100 % среднего заработка;
  • при стаже от 5 до 8 лет — 80 %;
  • при стаже меньше 5 лет — 60 %. 

Ограничение в 60 % действует также при начисления пособия уволившемуся работнику, если он заболел в течение 30 календарных дней после увольнения (п. 2 ст. 7 255-ФЗ). Листок по БиР всегда оплачивают 100 %.

В страховой стаж включают не все периоды, а те, в течение которых человек подлежал обязательному соцстрахованию. Периоды, учитываемые в страховом стаже, перечислены в Приказе Минтруда от 09.09.2020 № 585Н: 

  • работа по трудовому договору, в том числе дни, когда сотрудник болел и был в отпусках;
  • работа по договору ГПХ — с 2023 года;
  • периоды государственной гражданской или муниципальной службы;
  • периоды военной и иной службы, упомянутой в Законе РФ от 12.02.1993 № 4468-1;
  • другие периоды, когда сотрудник был застрахован по ОСС на случай ВНиМ: деятельность в качестве священнослужителя, ИП, адвокатов, частных нотариусов, членов КФХ, но только, если эти лица добровольно платили взносы на соцстрахование. 

Стаж определяют по трудовой книжке, а если ее нет — по трудовым договорам и справкам с предыдущих мест работы (п. 9 Приказа № 585н). Однако не все периоды, о которых могут быть записи в трудовой, включаются в страховой стаж. Например, не входит в него обучение в вузе или техникуме.

Посчитаем дневное пособие с учетом стажевого коэффициента.

Работник болел 10 дней. Его средний дневной заработок — 750,34 рубля. Страховой стаж — 6 лет. 

Пособие составит 6 002,72 рубля (750,34 × 10 дней × 80 %).

Пособие, рассчитанное из СДЗ, нужно сравнить с минимальным пособием, рассчитанным из МРОТ с учетом районного коэффициента и количества ставок сотрудника. Выплачивают сумму, которая больше.

Пример

Работник болел с 3 по 14 февраля 2023 года. Страховой стаж — 9 лет (коэффициент стажа — 100 %). Районный коэффициент — 1,2. Заработок за расчетный период — 420 000 рублей. Количество ставок — 1. МРОТ — 16 242 рубля.

Расчет:

Фактический средний дневной заработок 420 000 / 730 = 575,34 рубля
Минимальный СДЗ 16 242 × 1,2 × 24 / 730 = 640,78 рубля
Сравниваем полученные значения, берем максимальное 640,78 > 575,34
Пособие по среднему заработку 640,78 × 12 = 7 689,36 рубля
Минимальное пособие за 12 дней февраля 16 242 × 1,2 × 12 / 28 = 8 353,03 рубля 
Сравниваем пособие по среднему заработку с минимальным пособием. Выплачивают сумму, которая больше 8 353,03 > 7 689,36

Больничные перечисляют работнику за минусом НДФЛ, взносы начислять не надо. Пособие за 3 дня выплатит работодатель, а за остальные 9 дней — СФР.