Новое

Пересмотр в порядке надзора

Пересмотр в порядке надзораПоследняя инстанция для отмены любого судебного решения по гражданскому делу – это обжалование в порядке надзора.

ГПК РФ позволяет обжаловать вступившие в силу судебные постановления при условии, что пройдены стадии апелляционного и кассационного обжалования. Обжалованию в порядке надзора посвящена глава 41.1 ГПК РФ. Как проходит эта стадия, узнаете ниже.

Содержание и сроки обжалования в порядке надзора

Надзорная жалоба по гражданскому делу подается сразу в Верховный Суд РФ. Она должна содержать:

  • данные инициатора пересмотра дела с указанием его гражданско-процессуального статуса в деле: истец, ответчик, третье лицо, и адресом местожительства,
  • данные всех лиц, участвующих в деле, их адреса,
  • номер дела и указание на судебные постановления, которые обжалуются
  • перечень и краткое содержание всех судебных решений, постановлений или определений суда, принятых по делу,
  • основания и доводы для пересмотра решений (определений)
  • просьбу инициатора надзора. Такая просьба должна выражаться в указании на точное решение, которое по мнению заявителя надлежит суду принять. О подсудности при обжаловании в порядке надзора – статья 391.1 ГПК РФ.

Надзорную жалобу обычно направляют посредством почтовой связи. Если по каким-то причинам пропущен срок обжалования в порядке надзора, в тексте жалобы необходимо просить об его восстановлении.

Или подать отдельное заявление о восстановлении срока по надзорной жалобе. Причины должны быть уважительными и подтверждены документально.

Обратите внимание, заявление о восстановлении срока суд рассматривает без проведения судебного заседания.

Подписывает жалобу либо ее инициатор, либо представитель. Однако в доверенности на представление интересов в суде специально должно быть оговорено такое полномочие. А к жалобе прилагаться документ, подтверждающий наличие юридического образования, статуса адвоката или ученой степени в юриспруденции.

Жалоба в порядке надзора со всеми материалами и копиями (по числу участвовавших в деле лиц) подается в течение 3 месяцев с даты вступления в силу судебного постановления. Принятые по делу решение и постановления являются обязательной частью надзорной жалобы (приложение).

Государственная пошлина оплачивается в размере 300 руб., если заявитель – физическое лицо, 6 000 руб. – если организация. Можно подготовить заявление об освобождении от уплаты или о предоставлении отсрочки госпошлины.

Обжалование в порядке надзора: кто заявитель

В порядке надзора в Верховный Суд РФ вправе обратиться участники гражданского дела, прокурор – когда его участие было обязательно в суде 1 инстанции.

Обжаловать судебное постановление в порядке надзора могут и иные лица. Но только в случае, если вынесенные судебные постановления нарушают их права и интересы.

Только такие обстоятельства придется доказывать в общем порядке.

То есть представлять доказательства по гражданскому делу, отсутствие судебных извещений (так как не привлекались ни соответчиком, ни третьим лицом) и просить отменять решения по причине не участия в деле.

В надзорной жалобе такое лицо обязательно указывает, какие права и в чем нарушены.

Как проходит обжалование в порядке надзора

После поступления жалобы в Верховный суд, судья определяется ее судьбу:

  • при нарушении сроков подачи, содержания, ненадлежащем заявителе жалобу вернут. Верховный Суд РФ по указанному вопросу вынесет определение суда в течение 10 дней с даты поступления материалов. Аналогичное решение суд примет, если заявитель подаст ходатайство о возвращении жалобы.
  • если все в порядке суд решает, передать ли жалобу и все материалы на рассмотрение по существу или отказать в передаче дела. Причем с отказом может не согласиться председатель ВС РФ или его заместитель — отменить определение и передать жалобу для рассмотрения по существу.

Основания для отмены судебного постановления в порядке надзора устанавливает ст. 391.9 ГПК РФ:

  • нарушение постановлением конституционных прав или прав, охраняемых нормами международного права,
  • нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц, интересов РФ,
  • при применении норм материального права в указанном случае нарушено единообразие в толковании норм права.

Обжалование в порядке надзора предполагает проведение судебного заседания по жалобе. Неявка извещенных лиц на возможность принятия решения не влияет.

По результатам рассмотрения надзорной жалобы по гражданскому делу суд вправе:

  • отменить все или часть судебных решений и постановлений по делу,
  • направить его на новое рассмотрение, возможно, в новом составе,
  • прекратить производству по делу и т.п.

Результатом обжалования в порядке надзора станет вынесение Верховным Судом РФ постановления, которое вступит в силу немедленно после оглашения и обжалованию не подлежит, кроме случаев пересмотра решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

Надзорная инстанция: понятие, полномочия, производство, сроки

Что такое надзорная инстанция

Надзорная инстанция — это суды, обладающие правом проверять законность и обоснованность решений и приговоров суда, уже вступивших в законную силу.

  • Для гражданских дел
    Обжалуются в Президиум Верховного суда по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу (гл. 41 ГПК РФ).
  • Для административных дел 
    Особый орган, уполномоченный осуществлять проверку судебных актов в порядке надзорного производства, — Президиум Верховного Суда Российской Федерации (часть 1 статьи 332 КАС РФ).
  • Для уголовных дел
    Существует 3 (три) этапа: Судебная коллегия, Президиум и Председатель.
  • Для арбитражных дел
    Правила такого пересмотра закрепили в главе 36.1 АПК РФ. Надзорную жалобу по арбитражному делу в течение 3 месяцев с даты, когда спорный судебный акт вступил в силу (ч. 4 ст. 308.1 АПК РФ) направляют в Президиум Верховного суда РФ и только в случае, если прошел этап второй кассации в Судебной коллегии по экономическим спорам (ст. 308.1 АПК РФ), или сразу в ВС РФ по отдельным спорам в рамках банкротных дел.

История: развитие на начальном этапе

В советское время на формирование института надзора влияло три фактора:

  • Принцип законности. Имея конституционный характер, данное положение обуславливало необходимость аннулирования актов правосудия, вступивших в силу, но при этом противоречащих нормам законодательства.
  • Ограниченность обжалования. Для защиты интересов сторон не разрешалось подавать бесконечное число жалоб, снижая таким образом стабильность решений, затягивая исполнение, пересматривая дело только лишь потому, что кто-то из участников был не согласен с выводами суда (зачастую необоснованно).
  • Государственное влияние. В качестве одной из основных задач власти на тот момент выступало максимальное продвижение и усиление вмешательства государства в частные правовые отношения.

Инстанция надзорная: общие сведения

Основной особенностью данного института является то, что он выступает в качестве одно из способов пересмотра решений, вступивших в действие. Инстанция надзорная – это орган, осуществляющий проверку соответствия решений, постановлений, определений закону. Исключением в данном случае являются постановления Президиума ВС РФ. Судебно-надзорными инстанциями являются:

  • Коллегии (военные).
  • Верховные суды РФ и ее субъектов. Рассмотрение дела в них осуществляет президиум.
  • Высший арбитражный судебный орган. В нем также заседания проводятся президиумом.

Порядок рассмотрения

Как действует надзорная инстанция в гражданском процессе? Рассмотрение дел на заседании осуществляется не более месяца, а в ВС – не больше 2-х до вынесения определения.

Дело, которое разбирает суд надзорной инстанции, докладывается председателем, его заместителями либо иными членами президиума по поручению вышестоящих должностных лиц. Зачитывать обстоятельства может также другое должностное лицо данного органа, ранее не участвовавшее в заседании.

Если рассмотрение дела происходит в коллегии, то докладывает один из судей из ее состава. Такой же порядок установлен и для уголовного процесса.

Процессуальные сроки

Надзорные жалобы в гражданском и арбитражном процессах в рамках административного судопроизводства (по КАС) могут быть направлены в суд надзорной инстанции не позднее чем через 3 месяца с момента вступления оспариваемого постановления в законную силу (п. 2 ст. 391.2 ГПК, п. 5 ст. 308.1 АПК, п. 2 ст. 333 КАС). Период подачи жалобы в надзорную инстанцию в рамках судопроизводства по уголовным делам и административным правонарушениям (по КоАП) не ограничен.

Максимальный срок изучения жалобы надзорной инстанцией:

  • в гражданском процессе: если дело не было запрошено — 2 месяца, если дело было запрошено — 3 месяца (п. 1 ст. 391.6 ГПК);
  • в арбитражном процессе: если дело не было запрошено — 2 месяца, если дело было запрошено — 3 месяца (п. 1 ст. 308.5 АПК);
  • в уголовном процессе: если дело не было запрошено — 1 месяц, если дело было запрошено — 2 месяца (ст. 412.6 УПК);
  • в процессе по административному делу: 2 месяца со дня получения жалобы или протеста судом, в случае запроса материалов по делу — 1 месяц со дня предоставления дела в суд (п. 3 ст. 30.16 КоАП);
  • в процессе административного судопроизводства: по общему правилу, если материалы дела были запрошены — 3 месяца, если не были — 2 месяца (п. 1 ст. 336 КАС).

Рассматривая суть надзорной деятельности, необходимо понимать отличия ее объектов от таковых при кассационном пересмотре. Первый охватывает более широкую сферу. Это доказывается следующими положениями:

  • В качестве предмета кассационного обжалования выступает только решение и определение судебного органа первой инстанции, в то время как надзорный пересмотр может использоваться для постановлений, определений суда любой инстанции.
  • Вследствие многократной отмены решения с направлением его на новое разбирательство может быть принято несколько актов. Возможность кассационного обжалования распространяется только на последнее постановление, не вступившее в законную силу. При этом обоснованность и законность ранее отмененных актов не проверяется. Судебно-надзорными инстанциями являются органы, осуществляющие оценку соответствия закону всех ранее обжалованных постановлений, решений, определений.
Читайте также:  Символы судебной власти

Характерные черты пересмотра в порядке надзора:

  • могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной ин­станции (Президиум ВС РФ — ст. 391.1 ГПК РФ), которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции;
  • только на основании определения судьи о передаче дела для рас­смотрения жалобы или представления прокурора по существу в суде надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Пред­седателя ВС РФ, заместителя Председателя ВС РФ (ст. 391.5 ГПК РФ);
  • предмет пересмотра в порядке надзора — судеб­ные постановления, которые вступили в законную силу (ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения и определения судов апелляционной и кассаци­онной инстанций);
  • особые основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (ст. 391.9 ГПК РФ);
  • постановления суда надзорной инстанции дальнейшему обжалованию не подлежат.

Полномочия суда надзорной инстанции

Судом надзорной инстанции по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции в России является Верховный суд РФ (ст. 126 Конституции РФ). ВС РФ выступает в качестве последующей надзорной инстанции относительно верховных судов субъектов РФ при изучении дел по административным правонарушениям (п. 3 ст. 30.13 ГПК).

Суд надзорной инстанции по итогам изучения жалобы уполномочен:

  • сохранить судебные акты, вынесенные в предыдущих инстанциях, не внося в них изменений;
  • аннулировать судебные акты, вынесенные в предыдущих инстанциях, частично или целиком и отправить материалы на новое изучение;
  • аннулировать судебные акты, вынесенные в предыдущих инстанциях, целиком или частично и завершить производство по делу или сохранить заявление нерассмотренным;
  • сохранить силу одного из судебных актов, вынесенного в предыдущих инстанциях;
  • аннулировать или изменить судебный акт, вынесенный предыдущей инстанцией, и составить новое постановление по делу, не отправляя само дело на изучение, если надзорной инстанцией было выявлено неверное истолкование или использование положений материального права;
  • оставить указанную жалобу без изучения по существу.

Надзорная инстанция в гражданском процессе

Изучением дел по существу в роли надзорной инстанции в рамках судопроизводства по гражданским делам занимается президиум ВС РФ (п. 1 ст. 391.1 ГПК).

В суде надзорной инстанции оспариваются получившие законную силу:

  • акты верховных судов субъектов РФ, если они были вынесены по 1-й инстанции и подлежали новому изучению в порядке апелляции в ВС РФ;
  • акты окружных (флотских) военных судов, если они были вынесены по 1-й инстанции и подлежали изучению в порядке апелляции в ВС РФ;
  • акты ВС РФ, если они были вынесены по 1-й инстанции и подвергались изучению в апелляционном порядке;
  • акты апелляционной коллегии ВС РФ;
  • акты судебных коллегий по гражданским делам или делам военнослужащих ВС РФ, составленные в порядке апелляции;
  • акты судебных коллегий по гражданским делам или делам военнослужащих ВС РФ, составленные в порядке кассации (п. 2 ст. 391.1 ГПК).

Суд надзорной инстанции уполномочен вернуть переданную ему жалобу до изучения по существу, если:

  • содержание такой жалобы не отвечает действующим требованиям закона;
  • жалоба была представлена в суд надзорной инстанции ненадлежащим лицом;
  • был пропущен установленный для оспаривания судебного решения период времени, при этом не было заявлено ходатайство о восстановлении такого срока;
  • была представлена просьба о возврате или отзыве жалобы;
  • при подаче жалобы были нарушены принципы подсудности (п. 1 ст. 391.4 ГПК).

По итогам изучения судом надзорной инстанции жалобы по существу принимается одно из решений, регламентированных п. 1 ст. 391.12 ГПК.

Итак, судом надзорной инстанции в России является Верховный суд РФ. Производство в надзорной инстанции считается исключительной стадией в гражданском, административном, арбитражном и уголовном судопроизводстве. В порядке надзора изучается законность вступивших в силу актов судов предыдущих инстанций.

Справочно:

  1. Кассационная инстанция.
  2. Апелляционная инстанция.
  3. Судебная инстанция.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Подпишитесь на соцсети

https://www.youtube.com/watch?v=dtKjivjm3Zo\u0026pp=ygUz0J_QtdGA0LXRgdC80L7RgtGAINCyINC_0L7RgNGP0LTQutC1INC90LDQtNC30L7RgNCw

Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.

Поделиться с друзьями

27. Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений в порядке надзора

Пересмотр в порядке
надзора как стадия процесса представля­ет
собой совокупность тесно связанных
между собой процессу­альных отношений,
возникающих в суде надзорной инстанции
с целью проверки законности судебных
решений, определений, постановлений,
вступивших в законную силу.

Пересмотр вступивших
в законную силу решений, определе­ний,
судебных приказов в порядке надзора —
самостоятельная стадия процесса.

Необходимость
такой стадии обусловлена рядом
обстоятельств. Суды апелляционной и
кассационной инстанций проверяет
за­конность и обоснованность только
решений и определений, не вступивших в
законную силу, которые были обжалованы
лицами, участвующими в деле.

Однако срок
кассационного и апелляцион­ного
обжалования судебных постановлений не
велик и на неко­торые решения,
определения апелляционные и кассационные
жалобы могут быть не поданы по различным
причинам. Возможна ситуация, когда
вступившее в законную силу судебное
решение оказывается незаконным.

Наконец,
рассмотрение дела судами апелляционной
и кассационной инстанций не всегда
обеспечива­ет исправление судебной
ошибки.

Все это свидетельствует о том,
что проверка вступивших в законную силу
судебных решений в порядке надзора
является дополнительной гарантией
защиты прав и охраняемых законом
интересов граждан и организаций.

Кроме того, задачей
суда надзорной инстанции является
обеспе­чение единообразного применения
закона. Надзорной инстанции в современных
условиях отводится важная роль в
формировании судебной практики.

Эти обстоятельства
предопределили наличие в гражданском
процессуальном законодательстве
института пересмотра судебных
постановлений в порядке надзора. В
порядке надзора проверяется законность
судебных решений и определе¬ний,
вступивших в законную силу.

Надзорная
жалоба или представление прокурора
подается в вышестоящий суд (относительно
вынесшего решение по 1 инстанции или
кассационного/апелляционного
определения)
Судебные постановления
могут быть обжалованы в суд надзорной
инстанции в течение шести
месяцев
со
дня их вступления в законную силу при
условии, что указанными лицами были
исчерпаны иные установленные настоящим
Кодексом способы обжалования судебного
постановления до дня его вступления в
законную силу.

В
соответствии с ГПК РФ основаниями для
отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные
нарушения норм материального или
процессуального права.

Судья, которому в соответствии со ст.379 ГПК РФ переданы на рассмотрение надзорная жалоба или представление прокурора,
должен проверять, указано ли в жалобе
или представлении, нарушение какого

закона
допущено судами и в чем состоит
существенность нарушения. В случае отсутствия такого
указания жалоба или представление
прокурора должны быть возвращены лицу,
их подавшему, без рассмотрения по
существу. Такое же указание должно содержаться и в определении суда
надзорной инстанции в случае отмены или изменения судебных постановлений.

  • Существенность
    нарушения норм процессуального права суд надзорной инстанции устанавливает
    по правилам ст.364 ГПК РФ, в которой указаны случаи таких нарушений, которые влекут
    безусловную отмену судебных постановлений
    независимо от доводов жалобы или
    представления:
  • 1)
    дело рассмотрено судом в незаконном
    составе;
  • 2)
    дело рассмотрено судом в отсутствие
    кого-либо из лиц, участвующих в деле и
    не извещенных о времени и месте судебного
    заседания;
  • 3)
    при рассмотрении дела были нарушены
    правила о языке, на котором ведется
    судебное производство;
  • 4) суд разрешил вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к
    участию в деле;
  • 5)
    решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда
    подписано не тем судьей или не теми судьями, которые указаны в решении
    суда;
  • 6)
    решение суда принято не теми судьями, которые входили в состав суда,
    рассматривавшего дело;
  • 7)
    в деле отсутствует протокол судебного
    заседания;
  • 8)
    при принятии решения суда были нарушены
    правила о тайне совещания судей.
  • Другие
    нарушения норм процессуального права
    признаются существенными и влекут
    отмену судебных постановлений при
    условии, что они привели или могли
    привести к неправильному разрешению
    дела.
  • Нарушение норм материального права суд надзорной инстанции устанавливает по
    правилам ст.363 ГПК РФ:
  • суд
    не применил закон, подлежащий применению;
  • суд
    применил закон, не подлежащий применению;
  • суд
    неправильно истолковал закон.
  • Существенность
    этих нарушений оценивается и признается
    судом надзорной инстанции по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств и значимости последствий
    этих нарушений для лица, в отношении которого они допущены (нарушения его
    прав, свобод или охраняемых законом
    интересов).

Предметом
пересмотра в порядке надзора являются такие постановления, которые вступили
в законную силу. Ими могут быть не только решения и определения суда
первой инстанции, но и определения судов кассационной инстанции, а также
определения и постановления судов
надзорной инстанции.

Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу.

https://www.youtube.com/watch?v=dtKjivjm3Zo\u0026pp=YAHIAQE%3D

Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.

Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.

Читайте также:  Процедурный кабинет поликлиники

Значение надзорного производства:

  1. проверка вступивших в законную силу судебных решений в по­рядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций;
  2. обеспе­чение единообразного применения закона (формировании общероссийской судебной практики).

Характерные черты пересмотра в порядке надзора:

  • могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной ин­станции (Президиум ВС РФ — ст. 391.1 ГПК РФ), которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции;
  • только на основании определения судьи о передаче дела для рас­смотрения жалобы или представления прокурора по существу в суде надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Пред­седателя ВС РФ, заместителя Председателя ВС РФ (ст. 391.5 ГПК РФ);
  • предмет пересмотра в порядке надзора — судеб­ные постановления, которые вступили в законную силу (ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения и определения судов апелляционной и кассаци­онной инстанций);
  • особые основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (ст. 391.9 ГПК РФ);
  • постановления суда надзорной инстанции дальнейшему обжалованию не подлежат.

Порядок возбуждения надзорного производства

См. Глава 41.1. Производство в суде надзорной инстанции

Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам

    1. лиц, участвующих в деле, и
    2. других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.

Содержание надзорных жалобы, представления

Надзорные жалоба, представление должны содержать (ст. 391.3 ГПК РФ):

  1. наименование суда, в который они подаются;
  2. наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
  3. наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
  4. указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
  5. указание на судебные постановления, которые обжалуются;
  6. указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
  7. просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

  • К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.
  • Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.
  • К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Возврат надзорной жалобы, представления без рассмотрения по существу

Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции, если: 

  1. надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным пунктами 1 — 5 и 7 части первой, частями третьей — шестой статьи 391.3 Кодекса;
  2. надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
  3. пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и в надзорных жалобе, представлении не содержится просьба о восстановлении этого срока или в его восстановлении отказано;
  4. поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;
  5. надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных ч. второй ст. 391.1 Кодекса.

После поступления в суд надзорной инстанции надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными ст. 391.1 — 391.3 Кодекса, изучаются судьей ВС РФ

  • по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо
  • по материалам истребованного дела.

В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение:

  1. об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
  2. о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Председатель ВС РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Основания отмены (изменения) судебных постановлений в порядке надзора

Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

  1. права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
  2. права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  3. единообразие в толковании и применении судами норм права.

Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора

(основания, порядок, полномочия суда надзорной инстанции)

В порядке надзора пересматриваются решения суда как апелляционной, так и кассационной инстанции, вступившие в законную силу. После вступления апелляционного решения или кассационного определения в законную силу оно может быть обжаловано в порядке надзора в течение 1 года.

Правом на принесение жалобы или представления обладают лица, участвующие в деле, а также лица, не участвовавшие в деле, но считающие, что их права и законные интересы нарушены судебным постановлением.

Надзорное производство отличается от кассационного и апелляционного производства тем, что жалобу могут принести в суд не только участвующие в деле лица, что имеет очень большое значение. В ст.

377 ГПК РФ установлено правило подачи надзорной жалобы или представления прокурора, а точнее, на решение какого суда и в какой суд может быть подана жалоба с соблюдением подсудности.

  • Надзорная жалобы или представление прокурора должны содержать (ст. 378 ГПК РФ):
  • 1) наименование суда, в который они адресуются;
  • 2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его местожительство или местонахождение и процессуальное положение в деле;
  • 3) наименования других лиц, участвующих в деле, их местожительство или местонахождение;
  • 4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, и содержание принятых ими решений;
  • 5) указание на решение, определение суда и постановление президиума суда надзорной инстанции, которые обжалуются;
  • 6) указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона;
  • 7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

В случае если надзорная жалоба или представление прокурора ранее подавались в надзорную инстанцию, в них должно быть указано на принятое решение суда. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем.

К жалобе, поданной представителем, прилагаются доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Представление прокурора должно быть подписано прокурором.

При подаче надзорной жалобы или представления суд должен принять жалобу к производству. Суд не имеет права оставить жалобу или представление без движения, отказать в принятии жалобы или представления. Суд имеет право только возвратить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения по существу, если (ст. 380 ГПК РФ):

  1. 1) жалоба или представление не отвечают требованиям, предусмотренным ГПК РФ;
  2. 2) жалоба или представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
  3. 3) пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к жалобе не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;
  4. 4) до принятия жалобы или представления к рассмотрению по существу поступила просьба об их возвращении или отзыве;
  5. 5) жалоба или представление поданы с нарушением правил подсудности.

В суде надзорной инстанции дело рассматривается и разрешается по существу в течение 1 месяца, за исключением Верховного Суда РФ. Верховным Судом РФ дело должно быть рассмотрено в течение 2 месяцев.

Читайте также:  Сколько знаков после запятой

После рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора суд принимает решение истребовать дело, если имеются сомнения в законности судебного постановления, или отказать в истребовании дела, если изложенные в жалобе или представлении доводы не могут повлечь за собой возможность отмены судебного постановления. Основанием для пересмотра (т. е.

отмены или изменения) судебных постановлений в надзорной инстанции является наличие существенных нарушений норм материального или процессуального права. После принятия надзорной жалобы или представления прокурора суд выносит определение о назначении судебного разбирательства с извещением лиц о месте и времени его проведения.

При проведении судебного разбирательства судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения о возбуждении надзорного производства.

  • Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе (ст. 390 ГПК РФ):
  • 1) оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора – без удовлетворения;
  • 2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;
  • 3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
  • 4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
  • 5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;
  • 6) оставить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения, если на то имеются основания.

Лекция по Гражданскому процессу "Пересмотр в порядке надзора"

Лекция. Пересмотр вступивших в
законную силу решений суда

в суде надзорной инстанции (гл. 41.1 ГПК
РФ)

Преподаватель: Горячева А.О.

  • В порядке надзора в
    Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

  • вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской
    Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и
    определения были предметом апелляционного рассмотрения;
  •  —
    определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;


определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного
Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке  (ст. 391.1).

Указанные судебные постановления
могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их
вступления в законную силу. Срок подачи надзорных жалобы, представления,
пропущенный по причинам, признанным судом уважительными, может быть
восстановлен судьей Верховного Суда Российской Федерации по заявлению
заинтересованного лица.

Содержание надзорной жалобы или представление
прокурора регулируется статьей 391.3.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в
деле, должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица
нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

В случае если
надзорная жалоба или представление прокурора ранее подавались в надзорную
инстанцию, в них должно быть указано на принятое решение суда. Надзорная жалоба
должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем.

К жалобе,
поданной представителем, прилагаются доверенность или другой документ,
удостоверяющие полномочия представителя. Представление прокурора должно быть
подписано прокурором.

При подаче надзорной жалобы или представления суд
должен принять жалобу к производству. Суд не имеет права оставить жалобу или
представление без движения, отказать в принятии жалобы или представления. Суд
имеет право только возвратить надзорную жалобу или представление прокурора без
рассмотрения по существу, если
:

  1. 1)
    надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным статьей 391.3 ГПК
    РФ;
  2. 2)
    надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в
    суд надзорной инстанции;
  3. 3)
    пропущен срок обжалования судебного
    постановления в порядке надзора и в надзорных жалобе, представлении не
    содержится просьба о восстановлении этого срока или в его восстановлении
    отказано;
  4. 4)
    поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;

5)
надзорные жалоба, представление поданы на судебные акты, не указанные в части второй статьи 391.1 ГПК
РФ.

Надзорные жалоба,
представление, поданные в соответствии с правилами, изучаются судьей Верховного
Суда Российской Федерации по материалам, приложенным к
жалобе, представлению, либо по материалам истребованного дела.

В случае
истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении
исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции
при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или
ином ходатайстве.

Ходатайство
о приостановлении исполнения решения суда, подписанное усиленной
квалифицированной электронной подписью, может быть подано в суд посредством
заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По
результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда
Российской Федерации выносит определение:

1) об
отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном
заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют
основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора.

При этом
надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных
постановлений остаются в суде надзорной инстанции.

Содержание определения об отказе в передаче надзорных жалобы,
представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда
Российской Федерации закреплено статьей 391.7.

2) о
передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном
заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации (ст. 391.5).

Надзорные жалоба, представление
рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации не более чем два месяца,
если дело не было истребовано, и не более чем три месяца, если дело было
истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления
в Верховный Суд Российской Федерации.Содержаниеопределения о передаче надзорных жалобы, представления
с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда
Российской Федерации регулируется ст. 391.8.

  • Судебные постановления,
    указанные в части второй статьи 391.1 настоящего
    Кодекса, подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке
    надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации установит, что
    соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:
  • 1)
    права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской
    Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права,
    международными договорами Российской Федерации;
  • 2)
    права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные
    интересы;
  • 3) единообразие в
    толковании и применении судами норм права.
  • Председатель Верховного
    Суда РФ или заместитель Председателя Верховного Суда РФ по жалобе
    заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум
    Верховного Суда Российской Федерации представление о пересмотре судебных
    постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений
    норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на
    законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных
    материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав,
    гарантированных настоящим Кодексом, в том числе права на доступ к правосудию,
    права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа
    состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.
  • Жалоба
    или представление прокурора могут быть поданы в течение шести месяцев со дня
    вступления обжалуемых судебных постановлений в законную силу.

Пропущенный
срок подачи жалобы или представления прокурора, указанных в части первой статьи
391.11, может быть восстановлен в
порядке, предусмотренном частями третьей и четвертой статьи 391.2 ГПК
РФ.

  1. Дело
    по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или
    заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации рассматривается
    Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
  2. -Председатель
    Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного
    Суда Российской Федерации, внесший представление, не может участвовать в
    рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дела, о
    пересмотре которого им внесено представление.
  3. Президиум Верховного
    Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в
    порядке надзора, вправе:
  4. 1)
    оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции
    без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
  5. 2)
    отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции
    полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий
    суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда
    Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином
    составе судей;
  6. 3)
    отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции
    полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить
    производство по делу;
  7. 4)
    оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
  8. 5)
    отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или
    кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая
    дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм
    материального права;

6)
оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при
наличии оснований, предусмотренных статьей 391.4 ГПК
РФ.

Литература:

2.
Гражданский процесс: Учебник / под ред. С.В. Никитина. – М.:. РГУП, 2016. – 388
с.