Пластичные смазки это
Пластичные смазки (их еще называют консистентными) используют для уменьшение износа плоскостей трения и увеличение срока эксплуатации деталей механизмов наряду с маслами.
Масла, загустители и присадки: что еще входит в состав пластичных смазок
Консистентные смазки изготавливают на основе нефтяного или синтетического масла с применением загустителей (мыла жирных кислот, твердые углероды и т.д.) и присадок с антиокислительными, противокоррозионными и противоизносными свойствами. В качестве присадок может использоваться графит, слюда или медный порошок.
- Пластичные смазки:
- — Защищают узлы от коррозии— Почти ничем не пахнут— Могут быть разного цвета— Остаются густыми при изменении рабочей температуры
- — Не растекаются
- Виды пластичных смазок
- Все пластичные смазки можно разделить на виды в зависимости от их основы:
- — Натриевые – подходят для узлов с рабочей температурой от 60 до 100 С— Силиконовые – защищают от коррозии, устойчивы к воде— Полиуретановые – используются в основном в сфере медицины, быстро разлагаются— Тефлоновые – высокотемпературные, выдерживают до 250 С.— Алюминиевые – высокотемпературные, устойчивы к воде— Медные – выдерживают очень высокие температуры, защищают от коррозии— Литиевые – для применения в механизмах большого давления, высокотемпературные, с долгим сроком эксплуатации
- Ассортимент смазок CARVILLE RACING
- В каталоге Carville Racing представлены литиевые и силиконовые пластичные смазки — они обеспечивают высокопроизводительную работу современных узлов и агрегатов автомобиля в условиях сильных механических и термических нагрузок, защищают от износа.
- Преимущества пластичных смазок CARVILLE RACING
- — Соответствуют требованиям международных стандартов— Изготовлены из компонентов высочайшего качества российского и зарубежного производства— Современная производственная линия с многоступенчатым контролем качества продукции на каждом этапе изготовления— Различные варианты упаковки и простота использования.
- — Эффективность смазочных материалов Carville Racing подтверждена специалистами брендов TRIALLI и STARTVOLT, опытом эксплуатации в условиях кольцевых автогонок.
- Смазка для клемм аккумулятора Carville Racing G5150281 предназначена для длительной защиты электрических контактов от окисления, коррозии и прикипания, благодаря созданию защитного слоя.
- Где использовать:
- — Контакты аккумулятора— Клеммы аккумулятора
- Преимущества:
- — Защищает от окисления и коррозии— Препятствует повышенному расходу энергии— Защитный слой отлично держится и хорошо виден
- — Диапазон рабочих температур – от минус 30°С до плюс 80°С
Смазка для датчиков ABS Carville Racing G5150214 — эластичная силиконовая смазка с политетрафторэтиленом. Благодаря отличным защитно-консервационным свойствам исключает коррозию и закисание датчика, гарантирует простой последующий демонтаж. Устойчива к вымыванию водой и к воздействию химических реагентов.
- Где использовать:
- Соприкасающиеся поверхности датчика АБС и установочного отверстия.
- Преимущества:
- — Диапазон рабочих температур – от минус 50 °С до плюс 230 °С— Устойчива к вымыванию водой
- — Защищает от коррозии
Смазка медная Carville Racing G5150255 универсальная высокотемпературная от прикипания применяется для обработки узлов и агрегатов, эксплуатируемых в условиях высоких температур и агрессивных сред. Предотвращает блокировку резьбовых соединений, сваривание и прикипание деталей.
- Где использовать:
- — Резьбовые соединения, эксплуатируемые в условиях высоких температур— Ступичная часть тормозных дисков— Ступичные шпильки— Противошумные пластины
- — Элементы выхлопной системы Фланцевые соединения
- Преимущества:
- — Диапазон рабочих температур – от минус 25 °С до плюс 1000 °С— Обеспечивает легкий демонтаж ранее обработанных деталей— Защищает от прикипания и коррозии
- — Высокая адгезия к поверхностям
Смазка керамическая Carville Racing G5150288 высокотемпературная для монтажа форсунок и свечей зажигания изготовлена на основе термостойких силиконов и керамических наполнителей. Предназначена для предотвращения прикипания форсунок, свечей зажигания и накаливания.
- Где использовать:
- — Форсунки, свечи зажигания— Свечи накаливания, элементы выхлопной системы
- Преимущества:
- — Диапазон рабочих температур – от минус 50 °С до плюс 1200 °С— Защищает от прикипания и коррозии
- — Устойчива к вымыванию водой
Смазка для ШРУС Carville Racing G5150204 и G5150203 высокоадгезионная противозадирная литиевая обладает высокой устойчивостью к вымыванию, отлично удерживается на металлических поверхностях. Высокие противозадирные характеристики и эффект восстановления поверхности трения.
- Где использовать:
- — Шариковые шарниры равных угловых скоростей— Узлы трения подверженные ударным нагрузкам
- — Цепные приводы, зубчатые передачи, лебедки, конвейеры, работающие при малых скоростях, на открытом воздухе.
- Преимущества:
- — Длительный срок службы— Высокие противозадирные характеристики – увеличивает срок службы ШРУС при высоких нагрузках— Обладает металлоплакирующим эффектом — восстанавливает поверхности трения— Отлично удерживается на металлических поверхностях благодаря высокоадгезивному полимеру— Устойчива к вымыванию водой — защищает ШРУС от попадания влаги и пыли при повреждении пыльника
- — Диапазон рабочих температур – от минус 40 °С до плюс 140 °С
Смазка для трипоидного ШРУС Carville Racing G5150205 и G5150206 литиевая без твердых присадок на основе масел высокой степени очистки. Не содержит твердых присадок, обладает высокими противозадирными, противоизносными и антикоррозийными свойствами.
- Где использовать:
- — Трипоидные шарниры равных угловых скоростей— Подшипники качения и скольжения с необходимостью использования смазки с классом консистенции по NLGI 1
- Преимущества:
- — Длительный срок эксплуатации – срок службы ШРУСа— Не содержит твердые присадки (графит, PTFE, дисульфид молибдена и др.), которые способны повредить игольчатые подшипники— Отличная проникающая способность и равномерное заполнение всего узла трения— Высокие противоизносные, противозадирные и антиокислительные свойства— Устойчива к вымыванию водой
- — Диапазон рабочих температур – от минус 40 °С до плюс 160 °С
Смазка противоскрипная Carville Racing G5150257 высокотемпературная для тормозных колодок. Обладает высокой адгезией к поверхностям, устойчива к вымыванию водой. Препятствует заклиниванию и возникновению скрипа. Обеспечивает равномерный износ тормозных дисков и колодок.
- Где использовать:
- — Нерабочая поверхность, торцы и посадочные места тормозных колодок, Противошумные пластины
- Преимущества:
- — Рабочая t от минус 25 °С до плюс 800 °С— Защищает от прикипания, высокая адгезия к поверхностям
- — Устойчива к воде и реагентам
Смазка для направляющих суппорта Carville Racing G5150252 и G5150251 высокотемпературная обладает высокими водоотталкивающими и защитно-консервационными свойствами. Препятствует закисанию направляющих суппорта и обеспечивает равномерный износ тормозных колодок. Полностью совместима с резиновыми пыльниками.
- Где использовать:
- — Направляющие тормозного суппорта, пыльники направляющих
- Преимущества:
- — Диапазон рабочих температур – от минус 50 °С до плюс 200 °С— Препятствует возникновению коррозии и заклиниванию направляющих суппорта— Не коксуется— Совместима с элементами из резины
- — Устойчива к воде и реагентам
Смазка для тормозных систем высокотемпературная Carville Racing G5150254 и G5150253 на кремнийорганической основе обладает высокой термоокислительной стабильностью, высокой адгезией к металлам. Полностью совместима с эластомерами. Защищает от коррозии и износа.
- Где использовать:
- — Поршень тормозного суппорта, Направляющие тормозного суппорта, Манжеты суппорта— Нерабочая поверхность, торцы и посадочные места тормозных колодок— Противошумные пластины
- — Соединительные элементы, испытывающие высокие температурные нагрузки
Смазка Carville Racing универсальная G5150240, G5150201, G5150202 высокотемпературная литиевая комплексная обладает высокой стойкостью к термическому, структурному и окислительному разрушению. Обеспечивает надежную защиту от износа и длительный срок эксплуатации агрегатов с высокими скоростями скольжения и ударными нагрузками, в широком диапазоне температур.
- Где использовать:
- — Высоконагруженные узлы трения качения и скольжения автомобильного, судового, индустриального и строительного оборудования— Ходовая часть легковых и грузовых автомобилей, спецтехники – ступичные подшипники, подшипники сцепления, шаровые соединения, крестовины карданных валов и др.
- — Подшипники качения и скольжения промышленного оборудования
- Преимущества:
- — Длительный срок службы— Диапазон рабочих температур – от минус 40 °С до плюс 180 °С— Температура каплепадения – не менее 350 °С.— Отличные противоизносные и антикоррозийные свойства— Устойчивость к ударным нагрузкам и к смыванию водой
- — Высокая несущая способность
- Весь ассортимент смазочных материалов на сайте
- Будьте в курсе — подписывайтесь на нас в социальных сетях:
- YouTube
- VK
- Telegram
- TikTok
Смазки пластичные: характеристики, применение, свойства
Смазки пластичные – особый тип смазочных материалов, который используется для обслуживания различных видов техники и обеспечивает стабильную работу и долговечность механизмов. Их также называют консистентной, из-за соответствующих физических свойств. Они изготавливаются из базового жидкого масла и загустителя.
Такая комбинация обеспечивает пластичную структуру во время работы, что не позволяет смазке растекаться в разные стороны.
Состав пластичных смазок
Состав пластических смазок обычно выглядит следующим образом:
- масленая основа;
- загуститель;
- присадки.
Масляная основа обычно составляет около 80%, так как даже 10% загустителя может быть достаточно для достижения необходимой консистенции и физических свойств.
- Основа В качестве основы применяются синтетические и минеральные масла, которые также используются для производства жидких смазок. Минеральные, то есть нефтяные, масла предварительно подготавливаются. Их очищают с помощью водорода, методом гидроочистки. Это необходимо для снижения сернистости, что позитивно влияет на антиокислительные свойства готового продукта. Такие типы применяются в узлах, которые работают при небольших нагрузках и перепадах рабочих температур.Синтетическую основу применяют в тех случаях, когда необходимо обслуживание высокооборотных узлов. Чаще всего они применяются в скоростных подшипниках и редукторах.
- Загуститель. Загуститель составляет до 15% от объема готового продукта. Процесс смешивания основы и загустителя должен выполнятся при определенных условиях, с соблюдением особого температурного режима. Для приготовления используются специальное оборудование, в виде миксеров. После остывания смесь получает свои свойства и структуру, которые не меняются в процессе хранения и эксплуатации.Чаще всего используется мыла жирных кислот, твердые углеводы или неорганические соединения.
- Присадки. Присадки занимают наименьшую долю в составе, но их применение очень важно для получения особых технологических свойств. Обычно присадки применяются для:
- получения антикоррозийных свойств;
- продления срока эксплуатации обслуживаемых механизмов;
- препятствия окисления самой мазки;
- снижения трения во время работы механизмов;
- повышения адгезии, чтобы пластичная смазка хорошо удерживалась на рабочей поверхности.
- В качестве присадок обычно используются такие материалы как медь, тальк, слюда и графит.
Характеристики и применение
Характеристики смазок отличаются разнообразием, основываясь на которых можно определить, для каких целей и механизмов можно ее использовать.
Эксплуатационные свойства пластичных смазок характеризуются следующими показателями:
- Температура каплепадения – это показатель, который указывает на граничную температуру, при которой состав расплавляется и выделяется первая капля масла. Для нормальной работы обслуживаемых узлов, этот показатель должен превышать минимум на 10 градусов их рабочую температуру. Универсальные смазки, к которым относятся литиевые, имеют показатель каплепадения на уровне 170 градусов. Более устойчивые (кальциевые, бариевые) способны выполнять свои функции при температурах до 250 градусов.
- Консистенция – показатель, определяющий степень густоты. Методы определения консистенции бывают разные, но стандартным считается проверка с помощью пенетрометра, погружаемого в продукт. Прибор показывает число пенетрации. Чем выше его показатель, тем консистенция смазки более мягкая. Чтобы определить изменения вязкости при различных температурах, пенетрометр используют при различных температурах, с диапазоном в 25 градусов. Это необходимо для определения подходящей смазки для узлов, работающих при значительном колебании температур.
- Вязкость – указывает на текучесть вещества, в результате воздействия критических нагрузок. Вязкость имеет свойство изменения при повышении температур и скорости деформации. От вязкости зависит условия обслуживания узлов, процесса работы механизмов при пусковых моментах.
- Наличие воды в составе – вода в составе очень важный показатель, который сильно влияет на антикоррозийные свойства. Наличие воды в составе для защитных смазок не допускается, для остальных составляющая часть воды не должна превышать 4%.
- Испаряемость – показатель, указывающий на летучесть вещества при строго регламентированной температуре и времени ее воздействия. Чем выше испаряемость, тем ниже срок эксплуатации. Это связано с тем, что в процессе испарения увеличивается количество загустителя в составе. Это приводит к изменения первоначальных свойств и эксплуатационных характеристик.
- Водостойкость – характеризует способность продукта, противостоять воздействию воды, не поглощать ее, не смываться и не изменять своих свойств под ее воздействием. Измерять водостойкость довольно сложно, поэтому для определения методики нужно изучать нормативную-техническую документацию от производителя, где все подробно указано.
- Несущая способность – указывает на свойства масленой пленки, в том числе на критическую температуру разрушения, предел прочности, антифрикционные, противоизносные свойства и критическое давление. Чем несущая способность выше, тем дольше смазка сохраняет свои эксплуатационные свойства.
- Антикоррозионные свойства – указывают на степень защиты узлов трения от воздействия коррозии, путем обслуживания с помощью смазки. Это важнейший показатель, обращая внимание на который можно значительно увеличить эксплуатационный срок обслуживаемых механизмов.
- Отсутствие механических примесей – если в составе содержатся механические примеси, она считается непригодной для использования. Применение пластичных смазок для обслуживания узлов трения не допускается.
- Отсутствие кислот и щелочей – состав должен быть нейтральным, для некоторых составов допускается наличие щелочей, объемом до 0,2%.
- Вибродемпфирующие свойства – некоторые типы смазок применяются в узлах, работающих в условиях сильной вибрации.
Чаще всего этот продукт применяется в различных узлах автомобилей. Практически 50% производимых в мире смазок предназначены именно для обслуживания автомобилей.
Большое распространение они получили также в промышленности, где требуется стабильная работа станков и конвейеров.
Также стоит отметить горную промышленности и сельское хозяйство, где множество тракторов, экскаваторов и других механизмов невозможно обслуживать без консистентной смазки.
Классификация пластичных смазок
Классификация пластичных смазок основывается на типе загустителя и присадок, которые используются в процессе изготовления.
- Литиевые – производятся с добавлением литиевого мыла, отличаются долговечностью и нетерпимостью к воздействию воды.
- Натриевые – в основе загустителя выступают соли натрия, отличатся небольшой стоимостью и универсальностью. Не подходят для работы при высоких температурах и под воздействием воды.
- Алюминиевые – предназначены для работы при высоких температурах, а также в условиях повышенной влаги, когда требуются особые антикоррозийный свойства.
- Силиконовые – отличается высокой устойчивостью к воде, ее очень тяжело смыть. Обеспечивает минимальное трение рабочих механизмов. Также этот тип можно использовать как для металлических деталей, так и для изготовленных из резины и полимеров.
- Тефлоновые – может использоваться при высоких температурах, до 250 градусов, не изменяя консистенции, оставаясь густой и вязкой. Покрывает механизмы масленой пленкой, которая обладает отличными антифрикционными свойствами. Может применяется в оборудовании, где требуется обеспечить непроводимость тока.
- Полиуретановые – применяются в пищевом и медицинском оборудовании, так как абсолютно безвредные для человеческого организма. Отличаются тем, что со временем полностью разлагаются природным образом.
Универсальных смазок, в понимании этого слова, не существует. Да в некоторых схожих сферах, можно использовать один и тот же состав, но его лучше подбирать в каждом отдельном случае. Различные марки пластических смазок имеют подробные инструкции, указывающие как, в каких условиях и механизмах можно их использовать.
Технология производства
Пластичные смазочные материалы отличаются технологией производства, в зависимости от типа используемой присадки. Независимо от типа производство должно строго соответствовать технологическим нормам и ГОСТу. Очень часто используется стандарт DIN 51502, разработанный немецкими технологами.
Производство состоит из тщательного смешивания компонентов при определенных температурах.
Соблюдение температурного режима очень важно, так малейшее отклонение может привести к расслоению смеси. Смешивание выполняется в специальном оборудовании, типа миксеров.
Процесс охлаждения смеси не менее важен, так как именно он влияет на получение нужной текстуры. Он происходит в специальных холодильных установках. Именно в процессе охлаждения в смесь добавляются присадки.
Скачать ГОСТ 23258-78
Следующий этап изготовления – гомогенизация. Она заключается в пропуске охлажденной смазки через вальцовые краскотерки, что позволяет довершить образование необходимой структуры. После этого может быть проведен процесс деаэрации, в результате чего из смеси удаляется воздух.
Последним этапом является фильтрация, которую выполняют с помощью фильтров разной конструкции и степени очистки. От качества фильтрации напрямую зависит степень антифрикционных свойств продукта.
Преимущества и недостатки
Пластичные смазки, используемые для автомобилей, имеют ряд преимуществ и недостатков. Среди преимуществ можно выделить:
- Позволяют минимизировать возможность возникновения проблем во время запуска и остановки узлов трения.
- Показывают лучшие характеристики работы, в сравнении с жидкими, под давлением.
- Можно использовать для герметизации узлов.
- Качественно защищают механизмы от внешних загрязнителей.
- Существуют составы с твердыми типами присадок.
Недостатков существенно меньше. К ним можно отнести меньшие, в сравнение с жидкими, показатели теплопередачи. Поэтому использование их при высоких рабочих температурах узлов ограничено. Также ограничено использование для высокоскоростных механизмов, обслуживание которых лучше проводить с помощью жидких составов.
Графит считается довольно известным материалом, так как он применяется при изготовлении простого карандаша. В последнее время он примен…
Работу отдельных узлов автомобилей нельзя представить без своевременной смазки. Смазанные механизмы работают плавно с минимальным износ…
Смазка консистентная, или пластичная, используется наравне с жидкими маслами. Их производят путем загущения жидких смазок мылами жирных…
Самым распространенным узлом, который применяется при создании различных механизмов, можно назвать подшипники. Они встречаются в самом …
Лекции
Тема 9
Пластичные смазки
Пластичные
смазки занимают промежуточное положение между твердыми смазочными материалами
и маслами. В простейшем случае их можно рассматривать как двухкомпонентные
системы, состоящие из масла (дисперсионной среды) и загустителя (дисперсионной
фазы).
Дисперсная
фаза (5… 25 %) образует в смазках трехмерный структурный каркас, в ячейках
которого удерживается масло (рис. 1). Поэтому при небольших нагрузках смазки
ведут себя как твердые тела, а при критических нагрузках, превышающих
прочность структурного каркаса (обычно 50…200 Па), они текут подобно маслам.
https://www.youtube.com/watch?v=-dCyiY0FF2E\u0026pp=ygUo0J_Qu9Cw0YHRgtC40YfQvdGL0LUg0YHQvNCw0LfQutC4INGN0YLQvg%3D%3D
Дисперсионная
среда и дисперсионная фаза определяют основные эксплуатационные свойства
смазок. Но кроме этих двух компонентов в смазках также может присутствовать и
какой-либо технологический компонент.
Например, в солидолах таким компонентом
является вода — стабилизатор структуры, а в смазках на природных жирах —
глицерин или высокомолекулярные спирты.
В мыльных смазках также практически
всегда присутствуют свободные кислоты и щелочи.
- Для
регулирования процессов структурообразования и улучшения эксплуатационных
характеристик смазок в их состав вводят присадки различного действия и твердые
добавки — наполнители. - Основными
преимуществами смазок по сравнению с маслами являются: способность удерживаться
на наклонных и вертикальных поверхностях, не вытекать и не выдавливаться из
узлов под действием значительных нагрузок; лучшие смазочные (противоизносные и
противозадирочные), защитные (металлов от коррозии) и герметизационные
свойства; меньшая зависимость вязкости от температуры; более эффективная работа
в жестких условиях эксплуатации; экономичность. -
Рис.1. Структура консистентной смазки:
1 — каркас, образованный дисперсной фазой смазки; 2
— смазочное масло
Обычно
пластичные смазки принято классифицировать по природе загустителя, так как
именно это в наибольшей степени определяет их свойства и возможные области применения.
По применяемым загустителям смазки делят на четыре основные группы: мыльные, углеводородные,
неорганические и органические.
По
объему производства пластичные смазки уступают смазочным маслам, составляя
всего несколько процентов в общем балансе производства смазочных материалов,
что объясняется малым их расходом.
Так, во многих механизмах количество
смазки, вводимой в узел трения, исчисляется в граммах, а сроки смены смазок
составляют в ряде узлов несколько тысяч часов работы, что нередко соответствует
сроку службы механизма.
На
рис. 2 показаны пятна различных пластичных смазок.
Рис. 2. Пятна различных пластичных смазок:
1 — технического вазелина; 2 — жирового
солидола; 3 — синтетического солидола; 4 —
графитной смазки; 5 — консталина; 6 — смазки 1-13
Для
производства смазок используются в основном индустриальные (ГОСТ 20799—88),
трансформаторные (ГОСТ 982—80) и веретенные марки АУ (ТУ 38.1011232—89) масла.
Назначение,
состав и получение пластичных смазок
Пластичные смазки предназначены для
применения в узлах трения, где масло не удерживается или невозможно обеспечить
непрерывное пополнение его запаса.
Пластичные
(консистентные) смазки — особый класс смазочных материалов, которые получают
загущением смазочных масел (дисперсионная среда) твердыми веществами
(дисперсионная фаза).
В этой системе твердая фаза (загуститель) образует
структурный каркас, который удерживает в своих ячейках жидкую дисперсионную
среду. В качестве такого структурного каркаса используются жирные соли мягких
металлов. Но могут применяться и мыло, парафин или пигмент.
Название металла,
как правило, переносят на саму смазку — натриевая, кальциевая, литиевая,
бариевая, магниевая, цинковая, стронциевая и т. д.
Если на долю дисперсионной среды
(масло) приходится основная масса (70—95 %), то дисперсионная фаза
(загуститель) составляет 5—30 %.
При заданных условиях такая смазка
находится в пластичном мазеобразном состоянии. При достижении определенной
температуры предела пластичная смазка плавится и расслаивается.
Пластичные смазки не стекают с
наклонных и вертикальных поверхностей и удерживаются в узлах трения при
действии высоких нагрузок и инерционных сил.
https://www.youtube.com/watch?v=-dCyiY0FF2E\u0026pp=YAHIAQE%3D
Пластичные смазки нашли широкое
применение в качестве защитных, герметизирующих, антифрикционных и
противоизносных материалов.
На долю дисперсной среды в пластичных
смазках приходится 70—95 % массы, как правило, это минеральные масла. Для
получения большего интервала рабочих температур используют такие синтетические
жидкости, как силиконы и диэфиры.
Кроме дисперсионной среды и
загустителя смазки могут содержать стабилизаторы и модификаторы коллоидной
структуры, присадки и наполнители для придания или улучшения функциональных
свойств, а также красители.
Действие смазки гораздо сложнее, чем
масла. Поэтому для грамотного выбора того или иного состава необходимо знать
его свойства.
Эксплуатационные
свойства пластичных смазок
Температура
каплепадения
В пластичной смазке при
нагревании происходит необратимый процесс разрушения кристаллического каркаса,
и смазка становится текучей.
Переход из пластичного состояния в жидкое условно
выражают температурой каплепадения, т. е. температурой, при которой из
стандартного прибора при нагревании падает первая капля смазки.
Температура
каплепадения смазок зависит от вида загустителя и его концентрации.
По температуре
каплепадения смазки делят на тугоплавкие (Т), среднеплавкие (С) и низкоплавкие
(Н). Тугоплавкие смазки имеют температуру каплепадения выше 100 °С;
низкоплавкие — до 65 °С. Во избежание вытекания смазки из узла трения
температура каплепадения должна превышать температуру рабочего узла на 15—20
°С.
Рис.
1. Прибор для определения температуры каплепадения смазки:
1 — термометр с гильзой; 2 — капсюль для испытуемой
смазки; 3 — пробирка-муфта; 4— стакан с водой
или глицерином; 5 — электроплитка; 6 — мешалка
Механические
свойства
Механические свойства
смазок характеризуются пределом прочности смазок при сдвиге и пенетрацией.
Предел прочности — это
минимальное удельное напряжение, которое нужно приложить к смазке, чтобы
изменить ее форму и сдвинуть один слой смазки относительно другого. При меньших
нагрузках пластичные смазки сохраняют свою внутреннюю структуру и упруго
деформируются подобно твердым телам, а при больших давлениях структура
разрушается, и смазка ведет себя как вязкая жидкость.
Определяют
предел прочности с помощью прибора, называемого пластомером.
Предел прочности
характеризует способность смазок не вытекать из узлов трения, противостоять
сбросу с движущихся деталей (например, подшипников) под влиянием инерционных
сил и удерживаться на наклонных и вертикальных поверхностях не стекая и не
сползая. Когда напряжение сдвига превышает предел прочности, смазка начинает
течь.
Предел прочности зависит
от температуры смазки — с повышением температуры он уменьшается. Этот
показатель характеризует способность смазки удерживаться в узлах трения,
противостоять сбросу под влиянием инерционных сил. Для рабочих температур
предел прочности не должен быть ниже 300—500 Па.
Пенетрация — условный
показатель механических свойств смазок, численно равный глубине погружения в
них конуса стандартного прибора за 5 с.
Пенетрация — показатель условный, не
имеющий физического смысла, и не определяет поведение смазок в эксплуатации.
В
то же время, так как этот показатель быстро определяется, им пользуются в
производственных условиях для оценки идентичности рецептуры и соблюдения
технологии изготовления смазок.
Число пенетрации
характеризует густоту смазок и колеблется от 170 до 420.
Эффективная
вязкость
Вязкость смазки при одной
и той же температуре может иметь различное значение, которое зависит от
скорости перемещения слоев относительно друг друга.
С увеличением скорости
перемещения вязкость уменьшается, так как частицы загустителя ориентируются по
ходу движения и оказывают меньшее сопротивление скольжению.
Увеличение
концентрации и степени дисперсности загустителя приводят к увеличению вязкости
смазки. Вязкость смазки зависит от вязкости дисперсной среды и технологии приготовления
смазки.
- Вязкость смазки при
определенной температуре и скорости перемещения называется эффективной
вязкостью и рассчитывается по формуле - ηэф = τ/D
- где τ— напряжение сдвига;
D — градиент скорости сдвига.
Показатель вязкости имеет
большое практическое значение. Он определяет возможность подачи смазок и
заправки в узлы трения с помощью различных заправочных устройств. Вязкость
смазки определяет также расход энергии на ее перекачку при перемещении
смазанных деталей.
Коллоидная стабильность
Коллоидная стабильность —
это способность смазки сопротивляться расслаиванию.
Коллоидная стабильность
зависит от структурного каркаса смазки, который характеризуется размерами,
формой и прочностью связей структурных элементов. Следовательно, на коллоидную
стабильность оказывает влияние вязкость дисперсной среды: чем выше вязкость
масла, тем труднее ему вытекать.
Выделение масла из смазки
увеличивается с повышением температуры, увеличением давления под действием
центробежных сил. Сильное выделение масла не допустимо, так как смазка может
ухудшить или потерять полностью свои смазочные свойства. Для оценки коллоидной
стабильности используют различные приборы, способные выпрессовывать масло под
действием нагрузки.
Водостойкость
Водостойкость — это
способность смазки противостоять размыву водой. Растворимость смазки в воде
зависит от природы загустителя. Наилучшей водостойкостью обладают парафиновые,
кальциевые и литиевые смазки. Натриевые и калиевые — водорастворимые смазки.
- Классификация,
применение и обозначения пластичных смазок - Пластичные смазки
подразделяются на четыре группы: - — антифрикционные — для
снижения износа и трения скольжения сопрягаемых деталей; - — консервационные — для
предотвращения коррозии при хранении, транспортировке и эксплуатации; - — канатные — для
предотвращения коррозии и износа стальных канатов; - — уплотнительные — для
герметизации зазоров, облегчения сборки и разборки арматуры, манжет, резьбовых,
разъемных и любых подвижных соединений. - Антифрикционные смазки
являются самой многочисленной группой пластических смазок и делятся на
следующие подгруппы: - С — общего назначения;
- О — для
повышенной температуры; - М — многоцелевые;
- Ж — термостойкие (узлы
трения с рабочей температурой >150 °С); - Н — низкостойкие (узлы
трения с рабочей температурой
Пластичные смазки Названия Применение Классификация и виды
Пластичные смазки — это трехкомпонентная среда: базовое масло, пакет присадок и самое главное загуститель, который формирует структуру данной смазки. При закладке пластичной смазки в узел трения (подшипник) смазывает не загуститель или присадка, смазывает именно базовое масло, которое выступает из её структуры.
О базовых маслах, присадках и загустителях поговорим чуть позже, а пока разберём состав, принцип работы, применение, плюсы и минусы пластичных смазок.
Виды пластичных смазок
На сегодняшний день существует 4 группы пластичных смазок:
- Антифрикционные (от износа и трения, сюда входит ещё 11 подгрупп смазок с буквами: С – смазки общего назначения, О – для повышенной температуры, М – многоцелевые смазки, Ж – термостойкие, Н – низко стойкие, И – противозадирные и противоизносные смазки, X – химически стойкие, П – приборные, Т – трансмиссионные, Д – приработочные пасты, У — узкоспециализированные.
- Консервационные (от коррозии при транспортировке и хранении, обозначаются буквой “З”)
- Канатные (от коррозии и износа стальных канатов, обозначаются буквой “К”)
- Уплотнительные (обозначаются буквой “У” и сюда входит ещё 3 подгруппы смазок: А – арматурные (для манжет), Р – резьбовые, В – вакуумные)
Из чего состоит пластичная смазка
Пластичная смазка состоит из базового масла (выбранного согласно международной классификации по API). Конечно же стандартных присадок, а видов очень много: противоизносные, противозадирные, антиокислительные, антикоррозийные, модификаторы трения и модификаторы структуры.
Важно отметить, что в модификаторы трения чаще всего входят два компонента: графит и дисульфид молибдена (MoS₂).
Ключевую роль в работе пластичных смазок играет загуститель. То есть в зависимости от того сколько будет загустителя в составе продукта, у нас будет меняться густота пластичной смазки.
Модификатор структуры позволяет делать смазку более жидкой или более густой. Применяется индивидуально и чаще всего для решения конкретных задач.
Для того чтобы получить пластичную смазку, необходимо смешать все три компонента в специальном оборудовании (промышленный блендер). См. рис. №2
Виды загустителей
Бывает литиевый, натриевый или комплексные соединения загустителей. Именно загустители придают пластичным смазкам липкость, стойкость к высоким температурам, стойкость к вымыванию водой и механическую стабильность (устойчивость к износу).
Классификация базовых масел по ISO-VG. Все смазочные масла, которые не являются автомобильными моторными описаны согласно ISO-VG (International Organization for Standardization-Viscosity Grade – Международная организация по стандартизации – Классу вязкости).
– Вязкость ISO 100 и ниже. Используется при высокой частоте вращения > 3600 об/мин, низких нагрузках, подходит для использования при низких температурах. – ISO 150/220.
Средняя частота вращения до 3600 об/мин, хорошо выдерживает нагрузку, типичное масло для универсальной консистентной смазки. – ISO 460. Более высокие нагрузки, чем для ISO 150/220, часто обладает повышенной водостойкостью.
– ISO 1500. Типичная частота вращения
Пластичные смазки: свойства и классификация
К категории смазочных материалов относятся моторные и трансмиссионные масла, различные жидкости на основе нефтепродуктов и пластичные смазки.
Смазочные материалы — это неотъемлемый компонент практически любого механизма. Помимо основной функции смазки поверхностей деталей, подверженных трению, они выполняют множество других функций, в том числе герметизации, антикоррозийной защиты, охлаждения, защиты от ударной нагрузки.
Состав
Если машинные масла — это двухкомпонентный состав на основе минерального или синтетического базового масла с добавлением пакета присадок, то пластичные смазки есть не что иное, как трехкомпонентный состав, состоящий из базового масла, пакета присадок и самого главного компонента — загустителя, который формирует пластичную структуру.
Производство
Пластичные смазки изготавливаются из 3 компонентов — базового масла, присадок и загустителя. В качестве базового масла применяются синтетические или минеральные с различной вязкости.
В качестве присадок используют стандартные присадки и модификаторы трения:
- Антиоксиданты;
- Противоизносные/противозадирные компоненты;
- Адгезионные компоненты;
- Ингибиторы коррозии;
- Твердые вещества (графит и дисульфит молибдена).
В качестве загустителя используется два вида компонентов:
- Литиевый или натриевый загуститель, состоящий из жирной кислоты и гидроксида металла;
- Комплексное мыло, состоящее из смеси жирных кислот и гидроксида металла.
Степень густоты загустителя регулируется добавлением модификатора структуры — специального компонента, позволяющего делать загуститель более густым или более жидким.
Все основные свойства смазки — степень адгезии, температурная стойкость, стойкость к вымыванию водой, механическая стабильность, определяются именно свойствами загустителя.
Не важно, какое базовое масло использовано в смазке, важно на основе какого загустителя она изготовлена. Именно этот показатель определяет применение той или иной смазки.
Свойства
Основная функция пластичной смазки, хоть далеко и не единственная, заключается в снижении трения между поверхностями деталей, соприкасающихся между собой в процессе работы механизма. В этом смысле пластичная смазка похожа на масло.
Однако у пластичной смазки есть одна особенность — это принцип ее работы, основанный на свойствах загустителя впитывать базовое масло в состоянии покоя, и выделять его из своей структуры при механическом воздействии.
Принцип работы пластичной смазки напрямую зависит от того, какой загуститель применялся производителем при производстве той или иной пластичной смазки.
Когда пластичная смазка закладывается в узел трения, например в подшипник, на направляющую или какую-либо другую поверхность, то смазывает не сама пластичная смазка, а смазывает базовой масло, которое выступает из ее структуры.
При работе узла, в который нанесена пластичная смазка, внутри него возникает механические нагрузки.
Например, внутри подшипника при его вращении ролики или шарики прокатываются по телам качения, соответственно, смазка подвергается механическому воздействию.
Как следствие, загуститель расширяется и из его пор выделяется базовое масло, которое непосредственно смазывает поверхность. Как только подшипник перестает вращаться, загуститель снова впитывает в себя базовое масло.
Принцип действия загустителя похож на принцип действия губки, при надавливании на которую из ее структуры выступает вода, а если ее отпустить, то она снова впитает воду.
Применение
Пластичные смазки многофункциональны, однако можно выделить 5 основных:
- Защита от износа — одна из основных функций;
- Герметизация подшипников — для того, чтобы не допустить попадания в узел воздуха, газов, жидкостей;
- Защита от кавитации — для снижения вибрации и шума в узле трения;
- Защита от коррозии — для защиты поверхностей, куда может попасть влага и появиться коррозия;
- Защита от ударных нагрузок — там где нельзя обеспечить защиту смазыванием маслом, но необходимо, чтобы на поверхности трения всегда находился смазывающий материал.
К преимуществам можно отнести характеристики:
- Простота подачи в узел трения.
- Смазка легко закладывается в узел трения и в течение долгого времени сохраняет свои свойства, оставаясь в нем;
- Высокая степень адгезии. Смазка, обладая высокой липкостью, прочно держится на поверхностях трения, не стекает, обеспечивая при этом смазку в любой момент времени;
- Снижение шума и вибрации. Благодаря густой консистенции пластичных смазок, они прекрасно выполняют роль демпфера при ударных воздействиях, возникающих при вибрации.
Недостатки:
- Отсутствие охлаждающих свойств. Если у масла одна из функций состоит в охлаждении узла, куда оно подается, то у пластичной смазки такое свойство отсутствует;
- Отсутствие моющих свойств. Если узел подвергается загрязнению, или в нем накапливаются продукты износа, то они будут там копиться до тех пор, пока не станут действовать как абразив. Результат — выход узла из строя и его последующая замена;
- Ограничение по прокачиваемости. Есть ряд показателей, которые позволяют нормировать смазывающие материалы по степени прокачиваемости. Чем гуще смазочный материал, тем он труднее прокачивается по каналам туда, куда требуется подать смазывающий материал.
Виды пластичных смазок
От содержащихся компонентов, разделяются на несколько типов:
- Кальциевые смазки, больше известный как солидол. Данный тип смазок получил широкое применение в силу своей универсальности и невысокой стоимости. Солидол применяется как для смазки узлов трения, так и для консервации, поскольку обладает высокими водоотталкивающими свойствами.
- Графитные смазки. Данный тип смазки также относится к солидолам, однако обладает повышенной термоустойчивостью и антифрикционными свойствами. Гафитная смазка часто используется для внесения в высоконагруженные узлы, например шрус.
- Литиевые смазки, известные также как литол-24. Литол широко применяется в качестве универсальной смазки практически по всех узлах, требующих внесения смазки с повышенными эксплуатационными характеристиками. Литол также обладает высокими консервационными свойствами.
Пластичные смазки, в силу своих особенностей, применяются там, где применение обычных масел невозможно.
Отличаясь простотой, они выполняют множество функций, недоступных для обычных смазочных масел. Данный тип смазочных материалов можно по праву отнести к универсальным.