Новое

Право на псевдоним

Первым делом разберемся, что такое личный (персональный) бренд и чем он отличается от обычного бренда.

Личный бренд неразрывно связан с конкретной личностью, человеком, в отличие от «обычного» бренда, который может являться названием компании или продукции.

По сути, «сделать себе имя» и есть создать личный бренд. Имя (фамилия), внешность, голос, «вес» в профессиональном сообществе и общественное мнение – это те элементы, из которых складывается личный бренд.

Теперь можно переходить к следующему важному вопросу. 

Право на псевдоним

Как защитить права на свой личный бренд?

Конечно же, одна из причин вкладываться в личный бренд – это монетизация вашей деятельности. Курсы по развитию личности, школы здоровья, психологические тренинги или игры, обучающие программы (творчество, нейл-арт, визаж, музыка и т.п.), развлекательные заведения очень часто именуются в честь создателя методики или идейного лидера.

 В данном случае вам пригодится регистрация бренда (имени и/или фамилии) в качестве товарного знака или включение его в логотип или словесное обозначение.

Особые привилегии. Как правообладатель, в случае незаконного использования вашего имени, зарегистрированного в качестве товарного знака, вы сможете получить компенсацию за нарушение исключительных прав (ст. 1515 ГК РФ, до 5 млн. руб.).

В рамках института защиты права на псевдоним вам останется только требовать возмещения морального вреда (ст. 151 ГК РФ, размер компенсации определяется судом, который принимает во внимание степень страданий и индивидуальные особенности потерпевшего).

Продюсерский центр «Пудовкин», которому принадлежит товарный знак RU 272508 «Витас» (псевдоним исполнителя Виталия Владасовича Грачева), подал в суд на производителя автомобильных сигнализаций под брендом «Витас», компанию Avtocom.

Суд постановил выплатить «Пудовкину» компенсацию в размере 2,5 млн. руб. за нарушение исключительных прав.

С большой долей вероятности можно сказать, что в случае предъявления требования о компенсации морального вреда, сумма была бы куда скромнее.

Таким образом вы закрепите ваши права на личный бренд, а наличие товарного знака откроет перед вами множество дополнительных возможностей (их так много, что для них есть отдельная статья Преимущества регистрации товарного знака)

Право на псевдоним

Регистрация реального имени или псевдонима в качестве товарного знака

К относительно легкому случаю можно отнести ситуацию, если вы уже популярны, и «ваше имя слишком известно, чтобы вы его называли» — всем понятно, о ком идет речь. Вам не потребуется доказывать различительную способность обозначения, ведь потребители узнают имя и/или фамилию и понимают, какие услуги или товары она может обозначать.

  • Товарный знак RU 526862 Евгений Плющенко принадлежит непосредственно известному спортсмену,
  • Григорий Лепс. Псевдоним и товарный знак RU 345566 певца Григория Лепсверидзе.

Теперь обратимся к ситуации, если вы начинающий артист/певец/художник и т.д., и хотите закрепить свои права на сценическое имя на ранних этапах творческой карьеры. 

  • Для регистрации в качестве товарного знака «распространенных» имен или сочетаний вам понадобится доказывать различительную способность. Предоставлять записи выступлений, публикаций – любые аргументы в пользу вашей узнаваемости именно под этим именем.
  • Зарегистрировать товарный знак, тождественный имени, фамилии или псевдониму известного в России лица без согласия владельца имени или его наследника невозможно (т.е. не получится зарегистрировать имя Филипп Киркоров, если это не ваше фамилия и имя по паспорту).
  • Те же правила действуют для регистрации товарных знаков, представляющих собой обозначения, производные от имени, фамилии, псевдонима, портрета или факсимиле известной личности (ст. 1483 ГК РФ).

А если регистрировать имя не для себя?  

У вас продюсерский центр или агентство. Вы можете зарегистрировать в качестве товарных знаков псевдонимы артистов, которые уже работают под вашим началом на договорных условиях. Таким образом, вы закрепите права на известное имя за своей компанией.   

Показательная история произошла с рэпером L'One. Исполнитель разорвал отношения с продюсерской компанией Black Star и потерял право на использование сценического имени, поскольку товарный знак RU 528409 L’one принадлежит музыкальному лейблу.  

А вот певица Саркисян Кристина оставила себе свой псевдоним Kristina Si (товарный знак RU 560056), покидая музыкальный лейбл Black Star. Сторонам удалось договориться и товарный знак сменил владельца в конце 2019 года.  

Можно ли зарегистрировать имя вымышленного персонажа как товарный знак?

Этот вопрос может у вас возникнуть, если вашу продукцию или услуги на рынке представляет выдуманный персонаж, образ с историей, собственным именем и сопутствующей атрибутикой.

В качестве примера можно привести любимую во всем мире куклу Барби (Barbie).  Барби – это уменьшительный вариант от женского имени Барбара. По официальной легенде от компании-правообладателя Mattel, Inc., полное имя — Барбара Миллисент Робертс.

Влияние игровой вселенной на реальный мир огромно. Под товарным знаком «Barbie» выпускается огромное количество самой разнообразной тематической продукции: предметы для обустройства кукольной жизни, мультфильмы и компьютерные игры, а также одежда и аксессуары, и даже настоящий автомобиль – специальная версия Fiat 500 в розовом цвете со стразами.

Право на псевдоним

Другой собирательный образ, имя которого красуется на баночках и флаконах косметических средств — Бабушка Агафья (правообладатель ООО «Первое решение»). Полное имя —  Агафья Тихоновна Ермакова, серия продукции Рецепты бабушки Агафьи.

У Агафьи тоже есть красивая легенда. Согласно официальному сайту, сибирская травница хранит рецепты красоты, передаваемые в ее семье из поколения в поколение.

Право на псевдоним

Пара полезностей напоследок

  • Если вы артист, музыкант или певец, и планируете радовать поклонников не только своим творчеством, но также и мерчем со своей символикой, фирменными бургерами или фирменными украшениями, то рекомендуем включить в заявку на регистрацию товарного знака классы МКТУ 9, 18, 25, 35, 41 и 43. Не уверены? Оставьте этот вопрос Онлайн Патенту. 
  • Напоминаем, что проверить ваш бренд на совпадение с чужими товарными знаками по официальным базам Роспатента можно тут. Так вы не только узнаете, не занято ли уже кем-то интересующее вас наименование, но и сможете проверить, не нарушаете ли вы случайно чужие права.

Компания Rolls-Royce Motor Cars Ltd.

Подала в суд и выиграла дело против рэпера Роберта Дэвиса (Robert Davis), который выступал под псевдонимом Rolls Royce Rizzy. Исполнитель был признан виновным в размывании общеизвестного товарного знака при использовании  его в сценическом имени.

В результате суд обязал рэпера поменять сценическое имя и домен, а также убрать из продажи товары и удалить в сети Интернет все упоминания Rolls Royce.

Хотите узнать больше о регистрации товарных знаков или у вас появились вопросы? Мы всегда на связи!

Защита права на псевдоним — Ассоциация Юристов России

Если отбросить лирику, то успешный, известный миллионам поклонников псевдоним или раскрученный персонаж – не что иное, как бизнес-проект, способный приносить огромную прибыль. В первую очередь это относится к музыкальной индустрии.

Естественно, возникает вопрос о том, кто обладает правом выпускать продукцию под таким брендом – исполнитель или продюсер/звукозаписывающая компания, и как данным субъектам защитить это право? К примеру, когда братья Джексоны из J5 разорвали отношения с Motown Records, им пришлось переименоваться в The Jacksons. А права на раскрученное название остались у лейбла.

Чтобы всесторонне раскрыть данную тему, следует рассмотреть правовой и коммерческий аспекты не только успешного псевдонима, но и таких понятий как «товарный знак» и «персонаж».

Псевдоним как объект права

Для лучшего понимания правового статуса псевдонима можно проследить следующую цепочку.

В п.1 ст.1265 ГК РФ дается определение права автора на имя. Там говорится, что автор может использовать продукт интеллектуальной собственности или давать согласие на его использование другим лицом под своим именем или псевдонимом, а также анонимно.

Однако такое право непередаваемо, даже в том случае, если другое лицо получило исключительные права на само произведение или права на его использование. Также упоминается и ничтожность отказа автора от права на имя.

Может показаться, что под псевдонимом понимается нечто личное, неотделимое от автора, не обладающее возможностью отчуждения, как и авторские права.

Однако в п.4 ст.

19 ГК РФ говориться, что с согласия лица имя и псевдоним могут быть использованы другими гражданами в творчестве или бизнесе, кроме тех случаев, когда третьи лица могут быть введены в заблуждение, принимая этих граждан за реального носителя имени или псевдонима. В качестве примера такого заблуждения можно вспомнить ситуацию с многочисленными клонами группы «Ласковый май», когда десятки тысяч людей были обмануты, покупая билеты «на Юру Шатунова».

Получается, что закон допускает разрешение использования псевдонима. Следовательно, возможен и запрет. В этом контексте псевдоним очень близок к объекту правовой защиты. Однако в ст. 1225 ГК РФ, определяющей защищаемые продукты творческой деятельности, в качестве такового он не упоминается. Но из ст.

1265 и 19 ГК РФ следует, что псевдоним является «вымышленным именем». И слово «вымышленный» позволяет рассматривать псевдоним как «другое произведение», упоминаемое в п.1 ст. 1259 ГК РФ.

Таким образом, можно принять псевдоним как понятие очень близкое к объектам правого регулирования, несмотря на его отсутствие в 1225 статье. А значит, псевдоним вполне может сопровождаться чем-то похожим на лицензирование, то есть разрешением на использование, упомянутым в 19 статье.

И право выдавать или отбирать такую «лицензию» принадлежит исполнителю. Получается, что заработок продюсера/лейбла зависит от желаний последнего.

Читайте также:  Предоставление статистических данных

Исключением являются ситуации, когда продюсер сам придумывает псевдоним. И в заключенном с артистом контракте четко прописывается, что все права на использование вымышленного имени принадлежат продюсеру.

Примером может служить сотрудничество Ю. Айзеншписа и Димы Билана (наст. имя Виктор Белан). Последний полностью согласился, что псевдоним – результат творческой деятельности Айзеншписа.

Впоследствии продюсер продал права одной из продакшн-компаний.

Но и здесь у артиста есть возможность маневра. Тот же В. Белан поменял собственное имя на Дима Билан и продолжил выступать. Его юристы использовали в качестве аргумента тот факт, что никто не имеет права запретить лицу осуществлять творческую деятельность под собственным именем.

К тому же выступать под навязанным условиями договора псевдонимом согласятся лишь не известные публике исполнители

Товарный знак как объект права

Пункт 1 статьи 1482 ГК РФ определяет, что товарным знаком (ТЗ) может стать, в том числе, и «словесное обозначение». Следовательно, можно получить свидетельство на псевдоним в Роспатенте как на ТЗ.

И это позволит эффективно бороться с любыми попытками использовать псевдоним в целях обогащения без согласия его обладателя. На его стороне и суды, и правоохранительная система.

Так как ТЗ четко определен в законодательстве как объект права.

Для исполнителя в этом случае ситуация складывается замечательно. А вот продюсер или студия снова оказываются в зависимом положении. Беря на себя всю процедуру регистрации и ее продление, они обязаны предоставить в Роспатент согласие артиста на такие действия. Но, как показывает практика, сотрудничество исполнителя и продюсера/лейбла нередко заканчивается конфликтом со всеми вытекающими.

Поэтому продюсеру/лейблу целесообразней позаботиться о своих правах заранее и рассмотреть возможность создания и продвижения персонажа.

Персонаж как объект права

В пункте 7 статьи 1259 ГК РФ говориться, что авторскими правами защищены и отрывок произведения, и его наименование, и персонаж в том случае, если эти части произведения могут считаться самостоятельными продуктами творчества и попадают под требования третьего пункта указанной статьи.

Последний гласит, что авторскими правами защищаются получившие массовое распространение или не получившие его произведения, как-либо выраженные: письменно, устно (публично исполненные, произнесенные), с помощью изображения, звуковой записи, видеоролика, в форме объемно-пространственного объекта. Все это вполне применимо к персонажу.

То есть, после создания персонажа он автоматически попадает под правовую защиту. Следовательно, можно выдавать лицензию на его использование в коммерческой, творческой или иной деятельности. Кроме того, можно заключить договор с артистом, который станет, по сути, исполнителем роли созданного персонажа.

Практически это выглядит так. Продюсер/студия создают персонаж, получая исключительные права на его использование. Затем находят подходящего музыканта, певца, который будет лишь играть роль. В этой ситуации они не зависят от артиста, как в случае с псевдонимом.

В качестве примера можно привести ведущую радиошоу Black2White Лену Горностаеву. Многие слушатели были уверены, что у микрофона реальный человек. Но позже оказалось, что под этим медийным персонажем вещала Екатерина Лопарева. Когда она покинула шоу, Леной Горностаевой стала другая ведущая.

Как защитить свои права продюсерам и артистам

Исходя из трех рассмотренных объектов представителям шоу-бизнеса можно взять на вооружение некоторые рекомендации.

Артистам:

  • Псевдоним должен быть зафиксирован таким образом, чтобы при возникновении претензий со стороны других лиц легко можно было доказать его принадлежность конкретному исполнителю. Здесь поможет публикация псевдонима в СМИ, информация на выпущенном альбоме.
  • Отличная возможность защититься – получение свидетельства в Роспатенте на псевдоним как на товарный знак. Так проще бороться с пиратами и «клонами». Можно продать лицензию на использование ТЗ. А при сотрудничестве с продюсером появляется возможность диктовать свои условия.

Продюсерам:

  • Для исключения зависимости от поведения исполнителя лучше создать персонаж. В этом случае продюсер обладает исключительным правом на его использование. А артист лишь исполняет роль за оговоренную в контракте оплату или выступает по лицензии правообладателя.
  • Созданный персонаж легко зарегистрировать как ТЗ на свое имя. В этом случае не возникнет таких сложностей, как в случае регистрации в качестве товарного знака псевдонима, принадлежащего артисту.

Участие юриста убережет от ошибок. В нынешних условиях на таких вопросах специализируются как юридические конторы, так и отдельные специалисты.

Интернет-предпринимательство

Использование псевдонимов и персонажей в основном касается шоу-бизнеса, кинематографа, литературной деятельности. Но оно становится все более актуальным и в интернете. Видеоблогерство переживает небывалый подъем.

Это целая индустрия с оборотами, исчисляемыми миллиардами долларов. Соответственно возникают вопросы защиты прав.

Ведь не секрет, что за многими блогерами, экспертами, коллективными проектами стоят либо отдельные продюсеры или те, кто исполняет их функции, либо целые мультимедийные компании.

Поэтому вышеизложенное в равной мере относится и к участникам этой сферы.

все статьи Право на псевдоним Право на псевдоним

Как зарегистрировать псевдоним — n’RIS

Псевдоним — это творческое имя, которое используется авторами, чтобы скрыть реальное имя.

Есть множество причин использовать псевдоним: некоторые считают, что их имя слишком распространено или слишком схоже с уже известным автором, кто-то хочет более звучное и интересное имя, а некоторые просто предпочитают анонимность. Чтобы закрепить за собой творческое имя, многие задаются вопросом: «Как зарегистрировать псевдоним?».

Когда возникает необходимость в регистрации псевдонима?

По российскому гражданскому законодательству любой желающий может использовать псевдоним для ведения творческой деятельности — это закреплено в статье 1265 ГК РФ.

Право на имя относится к личным неимущественным правам автора: автор может использовать или разрешать использование произведения под своим реальным именем, под псевдонимом или анонимно.

Нужно ли регистрировать псевдоним? Формально процедура регистрации псевдонима не обязательна, но есть несколько причин, по которым такая необходимость возникает.

https://www.youtube.com/watch?v=Xu19MciwmIQ\u0026pp=ygUi0J_RgNCw0LLQviDQvdCwINC_0YHQtdCy0LTQvtC90LjQvA%3D%3D

К примеру, Михаил планирует монетизировать свою деятельность и развивать личный бренд в социальных сетях под псевдонимом МIX. Он вкладывает время и финансовые ресурсы в продвижение работ: покупает рекламу, сотрудничает с блогерами, дает интервью в СМИ.

Со временем он набирает популярность, пользователи ассоциируют псевдоним МIX с Михаилом и его работами. Затем появляется другой автор, Егор, который пользуется таким же псевдонимом.

Из-за этого у пользователей возникнет ложная ассоциация, будто Егор причастен к творчеству Михаила. 

Вот почему важно зарегистрировать псевдоним. При регистрации псевдонима в качестве товарного знака можно установить монополию на его использование, ограничив использование другими лицами.

Например, рэп-музыкант Баста, настоящее имя которого Василий Вакуленко, добился отмены правовой охраны товарного знака «БАСТА BASTA», который принадлежал молдавской компании WINE-TRADEMARKS S.R.L., так как он был схож с товарным знаком артиста.

Затем подал иск к российской парфюмерной компании Brocard Parfums GmbH, выпускающей туалетную воду Brocard Basta с идентичным требованием отменить правовую охрану товарного знака, совпадающего с псевдонимом — подробности дела пока недоступны.

Другая причина зарегистрировать псевдоним — реализация творчества через цифровые платформы. Например, видеоблогер потратил несколько лет на развитие своего блога через видеохостинг и ему это удалось: его ролики стали популярны, платформа стала монетизировать публикуемые работы.

Позже появился другой видеоблогер с идентичным или схожим псевдонимом, из-за чего возникла путаница — алгоритм платформы не мог различить двух авторов, неправильно начисляя вознаграждение за просмотры роликов.

Эту ситуацию можно было бы избежать, зарегистрировав псевдоним в Международном реестре и получив ISNI.

Хотите зарегистрировать творческий псевдоним?

Кому нужно регистрировать псевдоним?

Регистрация псевдонима актуальна для всех, кто занимается интеллектуальной деятельностью:

  • музыканты
  • писатели и сценаристы
  • колумнисты и журналисты
  • исполнители и артисты
  • художники
  • создатели визуального контента
  • исследователи и ученые

О том, как придумать и зарегистрировать псевдоним музыканту, писателю или художнику, ранее уже рассказывали: следует учитывать, какой творческий путь автор будет проходить.

Например, музыканты зачастую выбирают псевдонимы, состоящие только из одного имени: МакSим (Марина Абросимова), Лолита (Лолита Милявская), Pharaoh (Глеб Голубин), а писатели — более длинные псевдонимы, состоящие из имени и фамилии.

Псевдоним не должен быть слишком длинным, сложно читаться и запоминаться и, тем более, принадлежать другому автору. Как зарегистрировать псевдоним писателю, музыканту, блогеру, художнику и любому другому творцу в России, расскажем дальше.

Сколько может быть псевдонимов у одного человека?

Законодательство не ограничивает количество псевдонимов, которые может использовать автор. Один человек может писать музыку и стихи к песням, играть в качестве актера в кино, выступать в театре и создавать перформансы — и все это под разными творческими именами.

Яркий пример — Василий Вакуленко, выступающий с лирическими композициями под псевдонимом Баста и с андерграунд-рэпом под именем Ноггано. Певица Ёлка (настоящее имя Елизавета Иванцив), известна поклонникам по композициям в жанрах R&B и Soul: она также выпускает релизы под экспериментальным проектом ЯAVЬ. 

Западные артисты тоже зачастую используют несколько псевдонимов. К примеру, рок-музыкант Дэйви Джонс прославился под псевдонимом Дэвид Боуи, одновременно выступая как Зигги Стардаст. Как же зарегистрировать литературный, музыкальный и любой другой псевдоним?

Читайте также:  Соглашение о бессрочном действии

Регистрация никнейма/псевдонима в качестве товарного знака

Псевдоним — это интеллектуальная собственность автора, которая позволяет ему не только быть узнаваемым среди конкурентов, но и коммерциализировать свое творчество.

Для этого можно зарегистрировать псевдоним в качестве товарного знака или же включить псевдоним в логотип или словесное обозначение.

Регистрация псевдонима позволит правообладателю ограничить его использование третьими лицами.

Например, Григорий Лепс (Григорий Лепсверидзе) владеет товарным знаком на свое творческое имя, и не только выступает на сцене, но и реализует бизнес-проекты. Он запустил линию солнцезащитных очков Leps by Leps и ювелирный дом Gregory Leps Jewelry, в рамках которого выпускает ювелирные украшения под своим именем.

https://www.youtube.com/watch?v=Xu19MciwmIQ\u0026pp=YAHIAQE%3D

Регистрация псевдонима в России проводится Роспатентом и занимает несколько месяцев. Чтобы зарегистрировать товарный знак, следует соблюсти критерии охраноспособности и исключить вероятность отказа в регистрации — основания для этого подробно перечислены в статье 1483 ГК РФ. Например, товарный знак не должен вводить в заблуждение публику или противоречить принципам гуманности и морали. 

Роспатентом проводится экспертиза товарного знака на соответствие перечисленным требованиям, и если пункты не соблюдены, обозначение не пройдет регистрацию. Поэтому важно предоставить как можно больше доказательств различительной способности, например, записи выступлений, ссылки на релизы, публикации.

После регистрации товарного знака у правообладателя возникает исключительное право на него: оно действует десять лет с даты подачи заявления.

По истечении десяти лет срок действия исключительного права на товарный знак можно продлить еще на идентичный срок, и делать это неограниченное количество раз (ст. 1491 ГК РФ).

Поэтому защита товарного знака будет действовать до того момента, пока правообладатель оплачивает пошлину и продлевает срок его действия.

Регистрация псевдонима в международном реестре ISNI

Как еще можно зарегистрировать псевдоним в России? Для того, чтобы можно было удобно реализовывать творческие проекты через различные интернет-платформы, был создан Международный идентификатор стандартных наименований (International Standard Name Identifier), или сокращенно ISNI.

ISNI — это уникальный 16-значный идентификатор, который могут получить авторы, правообладатели и организации, занимающиеся интеллектуальной деятельностью.

Он может использоваться различными интернет-платформами для идентификации автора в цифровом пространстве.

Например, если на платформе потоковой музыки возникнет спорная ситуация между артистами с двумя схожими или одинаковыми псевдонимами, площадка может запросить дополнительное подтверждение для идентификации — таким подтверждением может стать номер ISNI.

С помощью предоставления номера ISNI цифровым платформам можно снизить вероятность возникновения ситуации, при которой вознаграждение за использование, скачивание, воспроизведение авторского объекта будет распределено другому автору: стандарт ISNI помогает разделять имена авторов.

При регистрации ISNI формируется творческий профиль автора, содержание которого можно пополнять информацией об участии в творческих проектах, созданных работах, ссылками на платформы, где размещен контент, данными о соавторах и так далее. У автора возникает творческое портфолио, в котором любой желающий может узнать о профессиональной деятельности автора.

Для того чтобы получить уникальный номер ISNI, необходимо зарегистрироваться в личном кабинете на сайте n’RIS, заполнить заявку на регистрацию имени и проверить внесенные данные, оплатить услугу после модерации.

Вместе с псевдонимом автор регистрирует реальное имя и указывает паспортные данные — за доступ к персональным данным можно не переживать, так как они полностью конфиденциальны.

После регистрации автор получает свидетельство с уникальным номером ISNI, которое может использоваться в качестве доказательства принадлежности псевдонима конкретному лицу.

Полученный номер ISNI привязывается к имени и фамилии автора, которые он указан при регистрации. Одно из преимуществ такой регистрации — неограниченное количество регистрируемых псевдонимов.

Например, если вы занимаетесь музыкой под одним псевдонимом, а создаете аудиовизуальные перформансы под другим, то для каждой сферы деятельности можете зарегистрировать отдельный псевдоним и привязать его к одному человеку — автору.

Также можно получить ISNI на коллективный псевдоним, например, при создании музыкальной группы: зарегистрированное название коллектива будет привязано к записям всех участников группы.

Стоимость регистрации имени и псевдонима в международном реестре составляет 4500 рублей, а регистрации каждого последующего псевдонима — 1800 рублей.

В отличие от регистрации товарного знака, срок действия которого необходимо продлевать через определенный срок, получение ISNI бессрочное: оформив единожды псевдоним, у вас всегда будет один и тот же номер ISNI, и продлевать срок его действия не нужно.

Зарегистрируйте имя или псевдоним в реестре ISNIПереходите в личный кабинет и регистрируйте имя или творческий псевдоним в международном реестре

Право на псевдоним

Разнообразные причины заставляют авторов скрывать свои подлинные имена. В области литературы это было очень распространенным явлением.

Сегодня мир поменялся, и в сфере шоу-бизнеса, развлечений, брендов псевдоним может быть весьма коммерческим активом.

Можно ли им распоряжаться, отчуждать, пользоваться на договорных условиях? Является ли псевдоним охраняемым объектом? На эти темы поговорим в статье. 

Пределы использования псевдонима

Имя человека, помимо социальной функции, является еще и юридическим понятием, закрепленным в ст. 19 ГК РФ – под ним гражданин приобретает права и несет обязанности. В этой же статье закрепляется право гражданина использовать вымышленное название себя – псевдоним.

Как мы понимаем, делать это можно не во всех случаях (его не укажут в паспорте, если не будет пройдена специальная процедура смены имени с обязательной регистрацией, а также в иных официальных документах – например, в выписке из реестра прав на недвижимость и т.д.).

 

Таким образом, псевдоним – это вымышленное имя гражданина, которым он может пользоваться в определенных законом случаях, которое не совпадает с его официальным, зарегистрированным в удостоверении личности, и которое вызывает четкие ассоциации с конкретным человеком.

Как правило, вымышленными именами пользуются творческие люди – писатели, музыканты, скульпторы – иными словами, авторы произведений науки, литературы и искусства. В разделе ГК РФ об авторских правах есть ст. 1265, допускающая законную возможность использовать или разрешать использование своего произведения под вымышленным именем или анонимно.

Таким образом, право на вымышленное имя является личным неимущественным, а также неотчуждаемым правом. 

Причины и мотивы для его использования не важны. Ранее это явление было больше свойственно литературным деятелям, они таким образом скрывались от возможного преследования инакомыслия, либо создавали интригу, привлекая читательский интерес, либо опасались негативного воздействия критики, уходили от неблагозвучного его звучания и т.д. Причины самые разнообразные. 

Сегодня в век технологий и коммерческого потенциала различных произведений искусства, художественное прозвище может стать узнаваемым брендом, символом, он может привлекать не только поклонников творчества, но и большие финансовые потоки, связанные с результатами деятельности его обладателя. 

Псевдонимом другого человека, как говорит тот же ГК РФ, могут пользоваться иные лица в их творческой, предпринимательской, экономической деятельности. Однако тут недопустимо злоупотребление правами.

И хотя псевдоним прямо не поименован в перечне охраняемых объектов интеллектуальной собственности и в перечне объектов авторских прав, очевидно, что нормы права защищают его и регулируют его применение.

 

Охраняется ли тайна вымышленного имени? Организации, работающие с произведениями, обязаны сохранять тайну и не раскрывать истинного ФИО, если того хочет автор. 

Может ли быть псевдонимов несколько у одного гражданина? Безусловно. Истории известны многочисленные подобные случаи, у одного А.П. Чехова их было около пятидесяти. В современном мире такая практика не распространена уже, поскольку в нашу жизнь прочно пошло понятие бренда, личного бренда, с которыми режим использования вымышленных имен связан напрямую.

Отдельно стоит вопрос охраны ников и никнеймов, которые используются авторами в сети интернет при общении. Эти понятия не всегда равнозначны понятию псевдоним, в законодательстве их определения также не содержится, однако нет сомнения, что эти объекты также подлежат охране в соответствии с общими нормами авторского права. 

За случаями нарушения прав на использование художественного прозвища сегодня могут стоять не только репутационные потери, но и вполне подсчитываемые убытки в денежном выражении. Поэтому весьма актуален вопрос, как юридически зафиксировать права на него, как защитить его от посягательств недобросовестных лиц.

Возможности для защиты псевдонима 

По закону псевдоним не подлежит регистрации. Автор вправе публиковать свое произведение под каким угодно ему ФИО, однако при использовании этого вымышленного имени другими лицами без законных оснований, автор столкнется с тем, что ему придется доказать, что оно принадлежит именно ему. И тут возникают юридические сложности.

Доказывать этот факт можно любыми допустимыми доказательствами – начиная с документов (договоров, переписки, черновиков), промежуточных результатов творчества, заканчивая свидетельскими показаниями. Есть ряд способов, которые можно использовать, чтобы облегчить процесс доказывания прав. 

Псевдоним как товарный знак

Первый вариант – зарегистрировать его в качестве товарного знака. 

В России практика регистрации товарных знаков на вымышленные ФИО достаточно распространена среди медийных личностей, например, существует товарный знак № 345566 «Григорий Лепс». Однако здесь следует заметить, что регистрация псевдонима в качестве товарного знака, защищает имя при продаже товаров и услуг, но не может его защитить как псевдоним, например, автора литературного произведения. 

В зависимости от известности и популярности, обладатель художественного прозвища сталкивается с разными трудностями.

Для регистрации товарного знака необходимо будет показать и доказать, на основании каких свойств потребитель будет отличать товары и услуги под испрашиваемым товарным знаком от других.

Читайте также:  Право собираться мирно

Для известной и популярной личности это не составит труда, а вот для регистрации псевдонима начинающего творческого деятеля придется постараться с доказательствами. 

Также в отношении регистрации товарного знака действует правило (п. 2 ч. 9 ст. 1483 ГК РФ) – нельзя зарегистрировать товарный знак, который тождественен имени, псевдониму или производному обозначению того лица, которое уже существует, без его согласия (или согласия его наследников).

Зарегистрировать товарный знак на физическое лицо (носителя вымышленного обозначения себя) не получится (ст. 1478 ГК РФ, исключительными правами на него обладают организации или индивидуальные предприниматели.

Но оно может отображать вымышленное имя конкретного гражданина (зарегистрированного в качестве ИП) или группы лиц (например, музыкальной группы, как товарный знак «Иванушки»). Они часто регистрируются на продюсерский центр, издательство и т.д.

Процедура регистрации вымышленного ФИО как товарного знака самая длительная и дорогостоящая. Документ государственного образца будет выдан, но срок его составляет 10 лет с возможностью дальнейшего продления.

Но преимуществом здесь является то, что обладатель вправе распространять действие этого товарного знака не только непосредственно при использовании объекта творчества, но и на любую сопутствующую, даже не связанную непосредственно с произведением, и извлекать из такой деятельности коммерческую выгоду, а также запретить использование защищенного товарным знаком объекта другими лицами. 

Фиксация псевдонима в договорах

Если автор заключает договоры с издательствами или иные виды сделок, на основании которых передаются права полностью или частично, то в таких документах фиксируется подлинное имя автора и указывается его псевдоним, как исполнителя, творца конкретного произведения.

В случае споров по неправомерному использованию произведения иными лицами, договор будет являться доказательством приоритета его использования. Для этого в договоре нужно четко предусмотреть, какими характеристиками описать произведение в целях его индивидуализации, т.е.

какая именно работа по созданию произведения должна быть выполнена автором.

Любые виды договоров лучше составлять с помощью юристов, понимающих все тонкости такого рода сделок.

Депонирование

Поскольку произведения (объекты авторского права) не подлежат обязательной регистрации, авторы могут воспользоваться добровольной регистрацией в специализированных электронных реестрах. Эталонная копия при депонировании загружается в реестр и заполняется форма, где наряду со всеми сведениями о произведении указывается автор.

Не все реестры позволяют депонировать произведения под псевдонимом, например, в системе COPYTRUST реализована возможность указать, помимо настоящего имени автора, его псевдоним.

Таким образом, реестр фиксирует, что конкретный автор на конкретную дату использовал определенный псевдоним и он четко связан с конкретной личностью – автором. 

Электронные реестры выдают при необходимости документы о регистрации произведения. В данном случае это не будет непосредственно регистрацией псевдонима, но при этом автор обзаводится доказательствами связи, что именно за ним закреплено конкретное вымышленное имя. При наличии документов от реестра шансы доказать свое право на придуманное имя значительно повышаются. 

Судебная практика

Законодательство приравнивает неправомерное использование псевдонима (или не указание его, когда того требуют нормы закона) к нарушению личных прав автора на имя.

Судебная практика сосредоточена, в основном, на спорах, где он уже каким-либо образом зафиксирован.

Например, оспаривались правомерность регистрации товарного знака, поскольку он однозначно ассоциируется с именем конкретного человека.

Но имеются дела и по иску физических лиц, где они заявляли, что их псевдоним незаконно использовался в ходе организации каких-либо мероприятий, публикации произведений с чужим псевдонимом и т.д. Успех по такой категории дел во многом зависит от наличия доказательств.

Например, если автор, использующий псевдоним, не заключал никаких договоров, где бы было указано вымышленное имя, не депонировал произведения, то суд убедить сложно, не принимаются во внимание публикации в интернете и даже указание провайдеров об использовании IP-адреса автора для публикации произведения с псевдонимом (например, дело № 33-33065, рассмотренное Московским городским судом). Еще одно подтверждение в пользу фиксации использования псевдонима.

Иски по правомерности использования вымышленного имени иногда рассматриваются в ходе споров в отношении авторства самого произведения или правомерности его использования.

Удовлетворение требований истца влечет за собой разные последствия для нарушителя, в зависимости от того, каким способом зафиксировано право на использование псевдонима.

Нарушение авторских прав в этой части влечет, как правило, компенсацию морального вреда обладателю псевдонима – физическому лицу, компенсации причиненных убытков обладателю свидетельства на товарный знак, а также может быть штраф за нарушение норм патентного права. 

Выводы

Псевдоним – своеобразный объект правовой защиты, порядок использования которого предусмотрен нормами законодательства, но не перечислен в качестве самостоятельного объекта охраны в сфере интеллектуальной собственности. 

Защита псевдонима в век мгновенного распространения информации и потенциальной коммерческой ценности такого вымышленного имени становится очень актуальной.

Из трех предложенных вариантов защиты интересов обладателя псевдонима наиболее универсальным является депонирование произведения с указанием вымышленного имени автора.

Способ этот наиболее выгодный, поскольку доказательствами обеспечивает третья (незаинтересованная) сторона, а взаимодействие с электронным реестром объектов интеллектуальной собственности простое, не требует много времени, производится онлайн и позволяет выбрать подходящие гибкие тарифы.

Из свидетельства на зарегистрированное произведение (реестр COPYTRUST, например, работает с любыми объектами и любыми форматами и размерами файлов) будет четко следовать, что автор использовал конкретное вымышленное имя для своих произведений.

Если кто-то использует ваше имя, требуйте опровержение и компенсацию

Феликс Разумовский сам пишет книги. Их можно найти в любом книжном магазине — это научные труды, результат многолетней работы. Он занимается этим с 1979 года, его имя известно и связано с конкретным публичным человеком.

Другой автор издавал книги под псевдонимом с 1996 года — всего их оказалось 28. Это детективы и фантастика с сюжетами о коррумпированных полицейских и бандитах. Они не имеют ничего общего с наукой и исследованиями Разумовского.

При поиске информации об известном журналисте пользователи находили книги, не имеющие к нему никакого отношения. Понять это было невозможно: на книге было написано, что ее автор — Феликс Разумовский. В интернет-магазинах книги разных авторов стоят в одном разделе. Определить, кто что написал, обычному человеку сложно.

Такая ситуация наносила ущерб репутации писателя. Историк потребовал от издательства публично рассказать, что эти книги написаны под псевдонимом, не вводить в заблуждение читателей и больше его имя в чужих работах не использовать. Договориться не получилось.

Право на имя пришлось доказывать в суде. Моральный ущерб настоящий Феликс Разумовский оценил в символический один рубль.

  • Районный и городской суды ????
  • № 02-1438/2016
  • № 33-38221

Конституция гарантирует каждому свободу творчества.

Псевдонимы законом не запрещены. Историк не доказал исключительное право на свое имя. Значит, кто угодно может использовать его и указывать на своих книгах.

Права и свободы одного человека не должны нарушать права другого.

Феликс Разумовский ссылается на то, что получил имя при рождении, а его творчество и исследования — основная деятельность уже много лет. Но по мнению суда, это не значит, что он может запрещать другим людям использовать такое же имя как псевдоним.

Запрещать псевдоним нельзя, компенсации и опровержений не будет.

Верховный суд ????

№ 5-КГ17-102

Имя или псевдоним можно использовать другим людям, если соблюдаются условия:

  1. Есть согласие владельца имени или псевдонима.
  2. Совпадение имен никого не вводит в заблуждение.
  3. Нет злоупотреблений.

В этом случае вред для настоящего Разумовского очевиден: читатели связывают его имя и чужой псевдоним и считают, что автор всех произведений — один человек. На сайтах по продаже книг по запросу «Феликс Разумовский» выдаются все книги вперемешку: и исторические публикации, и дешевые детективы.

Есть экспертиза, которая доказывает, что книги под псевдонимом портят репутацию историка. Но два суда на это почему-то внимания не обратили.

Все решения нужно отменить, учесть эти разъяснения и пересмотреть дело.

Итог. Дело уже пересмотрели и вынесли окончательное решение. Настоящий Феликс Разумовский добился справедливости: использовать его имя как псевдоним для чужих книг запретили.

Теперь ни автор, ни издательство делать этого не могут. Издательство должно опубликовать решение суда в одной из газет. Информацию о книгах и сами книги распространять нельзя.

И историку нужно выплатить один рубль за моральный вред — столько он и просил.

Упоминать имя можно — само по себе упоминание имени не нарушает права другого человека. Если есть оскорбление или клевета, отвечать придется по другой статье.

Нельзя использовать чужое имя или псевдоним, если это вводит в заблуждение читателей, покупателей или подписчиков. Или когда имя искажается и автору неприятно.

История с именами сложная. Судебная коллегия разобрала конкретную ситуацию, но она не ответила на все вопросы. Такие конфликты могут возникать и в будущем, и не факт, что они разрешатся с похожим результатом.

Например, непонятно, у кого нужно спрашивать разрешения, чтобы использовать псевдоним Петр Сидоров. Не у всех же Петров Сидоровых? Зато очевидно, у кого надо спрашивать разрешение, чтобы издавать банковский блог под именем Олега Тинькова.

Неясно, как быть, если автор детских книг использует псевдоним, который совпадает с настоящим именем архитектора — то есть их произведения вряд ли кто-то перепутает и у них разные целевые аудитории. Авторы могут работать в разных сферах: один пишет научные труды по физике, а другой поет. Может ли один запретить другому использовать свое имя в качестве псевдонима?

В этой истории было очевидное столкновение интересов. Два автора писали примерно на схожую тематику. Только один в стиле славянского фэнтези с придуманными персонажами, а другой публиковал исследования в области культуры и истории.