Новое

Право собираться мирно

Незнание закона не только не освобождает от ответственности, но и не дает в полной мере пользоваться правами, которые предоставлены каждому гражданину страны.

Molportal.ru запускает новую серию материалов #право_молпортал, где мы будем регулярно рассматривать правовые вопросы, касающиеся молодежи. Сегодня в нашей статье мы разберемся, что такое митинги, какими они могут быть, и как проверить, согласована акция с органами власти или нет.

Прошедшие демонстрации стали крупнейшими в России за последние пять лет. Рекордными акции стали и по количеству составленных протоколов: только в Москве протоколы были составлены на 1000 человек.

В Ярославле количество не столь внушительно: на последней акции в отделении полиции оказались 54 человека, 20 из которых — несовершеннолетние.

На них были составлены административные протоколы по статье о нарушении правил проведения публичных акций.

Право на проведение митингов гарантировано статьей 31 Конституции РФ, согласно которой каждый вправе собираться мирно и без оружия. Однако право не может быть абсолютным. В России возможность свободного проведения митингов ограничена Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ (далее — Федеральный закон).

  • Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» дает следующие определения митинга, демонстрации и шествия:
  • Митинг — это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
  • Демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
  • Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
  • Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Право собираться мирно

Тот же федеральный закон закрепляет:

  • порядок организации митингов;
  • правила определения мест для проведения мероприятий;
  • субъектный состав участвующих (организаторы, участники);
  • основания для приостановления и прекращения митинга;
  • многие другие вопросы.

В силу статьи 7 Федерального закона организатор — инициатор мероприятия должен предварительно подать заявку на проведение акции в орган местного самоуправления муниципального образования, где мероприятие планируется провести. Закон запрещает массовый сбор людей без предварительного уведомления органов исполнительной власти.

Далеко не во всех местах можно устраивать массовые собрания людей. Территории, где их проведение запрещено, перечислены в части 2 статьи 8 Федерального закона. Например, железнодорожные пути, площадки, примыкающие к зданиям органов власти. Кроме того, нельзя проводить митинги там, где они могут нарушить работу инфраструктурных объектов, повлиять на движение транспорта.

Только после того, как организатор собрал весь пакет необходимых документов и получил разрешение от властей, акция считается согласованной и законной.

Ответственность за несогласованные митинги, демонстрации, шествия распространяется не только на организаторов, но и на участников. Для обычных граждан, задержанных впервые, дело может обернуться штрафом (до 20 тысяч рублей) или обязательными работами (до 40 часов).

Чтобы узнать, согласован ли митинг, нужно поискать публикации в СМИ или напрямую спросить об этом организаторов акции, например в социальных сетях. Дать точную информацию о наличии согласования могут в региональном правительстве или органе местного самоуправления, с которым согласовывали мероприятие. 

Прежде чем принять решение и пойти на митинг или демонстрацию, задумайтесь — зачем вы туда идете? Убедитесь в том, что мероприятие законно, организаторы выполнили все необходимые требования и обеспечили вашу безопасность.

Перепроверяйте полученную информацию в нескольких источниках и будьте бдительны. Помните, что ответственность за собственную жизнь несете вы сами.

В следующей статье мы подробно разберем обязанности организаторов во время проведения массовых акций, меры безопасности и личную ответственность участников за нарушение закона. Берегите себя!

Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции России)

Граждане Российской Федерации вправе собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Порядок реализации данного конституционного права детально регламентирован Федеральным законом «О собра­ниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Возможность свободного проведения публичных мероприятий предоставляет гражданам широкие возможности для формирова­ния и выражения своих мнений, а также выдвижения требований по различным вопросам государственной и общественной жизни. Таким образом, ценность свободного проведения публичных меро­приятий предопределяется тем, что позволяет гражданам защищать и реализовывать широкий спектр иных конституционных прав.

Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации, политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения.

Для проведения публичного мероприятия его организатору необходимо подать уведомление о проведении публичного меро­приятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Феде­рации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведе­нии публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (не­рабочими праздничными днями), — не позднее четырех дней до дня его проведения.

Проведение собраний и пикетирований одним участником не требует пода­чи уведомления в уполномоченный орган.

Участниками публичного мероприятия при­знаются граждане, члены политических пар­тий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объедине­ний, добровольно участвующие в нем.

Важно обратить внимание на то, что российское законодатель­ство устанавливает именно уведомительный характер проведе­ния любых публичных мероприятий. Для их проведения не тре­буется принятия отдельного решения органами государственной власти и органами местного самоуправления, достаточно самого факта надлежащего уведомления органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Основные законодательные акты:

  • Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Статья 31 Конституции РФ

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Комментарий к Статье 31 Конституции РФ

Комментируемая статья содержит в себе по крайней мере две взаимосвязанные нормы: провозглашается право собираться и указывается, в каких формах оно может осуществляться.

К сожалению, отсутствие в тексте Конституции собирательного термина для обозначения всех форм, в которых выражается право собираться, заставляет и в научной литературе, и в законодательстве использовать в этом качестве либо термин свобода собраний, либо термин свобода публичных мероприятий.

Традиционно в русской и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве многих стран для обозначения понятия «право собираться» использовался термин «свобода собраний», но поскольку в комментируемой статье термин «собрание» используется для обозначения только одной из форм проявления данного права, то и термин «свобода собраний» может дословно толковаться как лишь один из элементов «права собираться» наряду со «свободой шествия» или «свободой пикетирования».

Термины «публичные мероприятия» и, соответственно, «право на публичные мероприятия» впервые появились в Законе о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.

Под публичным мероприятием в данном Законе понимается открытая, мирная, доступная каждому акция, осуществляемая по инициативе граждан РФ, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, цель которой есть свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (ст. 2). Этот термин тоже имеет недостаток для обозначения данного конституционного права, так как он исключает все непубличные, т.е. частные собрания.

В начале 90-х годов ХХ в. в юридической литературе использовался термин манифестация как синоним демонстрации, уличного шествия и ряда других мероприятий, либо как обобщающее понятие для любых выступлений под открытым небом, реже он охватывал и собрания*(350). Однако в указанном Законе от употребления слова «манифестация» законодатель отказался.

Под собранием в Законе понимается совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

При этом данное определение не позволяет дать однозначный ответ, предполагается ли проведение собрания только в помещении или оно может проходить и под открытым небом.

Митинг определяется в Законе как массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Основное отличие митинга от собрания заключается в массовости, но ни в данном Законе, ни в других законодательных актах не определяется, какое количество участников превращает простое присутствие граждан в массовое. В связи с этим практически невозможно отграничить собрания от митингов.

Из этих определений трудно понять, как должна называться массовая акция для выражения общественного мнения по поводу проблем преимущественно неполитического характера, например очередной годовщины со дня рождения А.С. Пушкина. Закрепленные в ст. 2 Закона формулировки демонстрации, шествия и пикетирования тоже не могут служить образцом определенности правовой нормы.

Собственно свобода собраний заключается в праве граждан собираться добровольно и мирно, без оружия с любыми конституционно значимыми целями, например для выражения общественного мнения или для обсуждения различного рода событий и/или общественно значимых проблем и их разрешения в каком-либо месте или двигаться из одного места в другое.

Право мирно и без оружия собираться гарантирует возможность всем гражданам свободно посещать не только любые общественно-политические, но и иные публичные мероприятия, в меньшей мере связанные с выражением общественного мнения, к числу которых относятся, например, выставки, конференции, народные гуляния.

Кроме того, под защитой комментируемой статьи находится участие граждан России в публичных мероприятиях протеста, таких как, например, голодовки.

Это связано с тем, что целью проведения подобных акций выступает не собственно отказ от пищи, а привлечение внимания гражданского общества и органов государственной власти к отдельным проблемам общественной или личной жизни*(351).

Конституция не без оснований исходит из презумпции агрессии со стороны вооруженных лиц и поэтому запрещает им собираться даже в самых мирных целях.

К сожалению, Россия, как и другие страны, имеет печальный опыт таких «мирных» демонстраций.

Выражение «мирно» в данном контексте означает запрет агрессивного поведения собравшихся, каких-либо массовых беспорядков, акций вандализма и любых других видов нарушения общественного порядка.

Читайте также:  П 15 922

Некоторые авторы полагают, что понятие мирной демонстрации подразумевает запрет акций, посвященных вопросам военной политики и строительства вооруженных сил, например, призывающих «к созданию вооруженных формирований, не входящих в систему Вооруженных Сил России». Думается, что такое толкование термина «мирное» собрание является излишне широким.

Все же в данном контексте выражение «мирно и без оружия» относится прежде всего к форме, а не к содержанию массовой акции. По этой причине не могут быть запрещены со ссылкой на ст. 31 собрания или демонстрации не только против какого-либо вооруженного формирования, но и в поддержку какой-либо из воюющих сторон.

Например, собрания и демонстрации как в поддержку, так и против военных действий сами по себе могут рассматриваться как мирные, если они не сопровождаются призывами к насилию, массовыми беспорядками и другими правонарушениями. Вместе с тем, по смыслу ст.

31, а также 13, 29 и 55 Конституции, исключается возможность собраний или манифестаций, направленных на пропаганду войны или сопровождающихся агитацией, возбуждающей расовую, национальную и прочую ненависть.

Комментируемая статья защищает право «собираться мирно» осуществляемое как в форме публичного, так и частного мероприятия. На последние распространяются те же ограничения, которые предусмотрены в данной и в других статьях Конституции. Частные мероприятия, как и публичные должны проходить мирно и без оружия, не нарушать общественный порядок и другие нормы законодательства.

В тех случаях, когда органы государственной власти попытаются их запретить или незаконно вмешиваться в их работу, их участники имеют право на судебную защиту. Как указал Европейский Суд по правам человека, свобода собраний, предусмотренная ст.

11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, распространяется как на собрания в общественных местах, так и на частные собрания*(352).

Понятие и содержание свободы объединения, изложенные в комментируемой статье, дополняются не только иными статьями Конституции, но и общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Право каждого человека на свободу мирных собраний и ассоциаций провозглашено во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 20). В ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. также признается право на мирные собрания.

Аналогичные нормы права содержатся и в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Европейский Суд по правам человека отмечал, что свобода мирных собраний является естественным продолжением свободы выражения мнения, одним из ее главных средств. В ряде своих решений он называл совокупность свобод, закрепленных в ст.

10 и 11 Конвенции, «важнейшей из опор демократического общества, основополагающим условием прогресса и самореализации человека»*(353).

В связи с этим, по мнению Европейского Суда, государство должно не просто гарантировать (декларировать) данное право и определить условия и порядок его реализации, но и всячески содействовать этой реализации.

Комиссия по правам человека, рассматривая 21 июня 1988 г. по делу «Организация «Платформа «Врачи за жизнь» (Plattform «Дrzte fer das Leben») против Австрии»*(354) вопрос о том, подразумевает ли ст.

11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод требование к государству защищать демонстрации от тех, кто желает помешать их проведению или сорвать их, указал, что полиция обязана предпринимать все необходимые меры по борьбе с теми, кто препятствует проведению демонстрации.

Европейский Суд отмечал два следующих принципиальных для свободы собраний и манифестаций момента.

Во-первых, «любая демонстрация может раздражать или оскорблять тех, кто выступает против идей или требований, в поддержку которых она проводится.

Однако у участников демонстрации должна быть тем не менее возможность проводить ее без опасений подвергнуться физическому насилию со стороны своих противников; такие опасения могли бы воспрепятствовать ассоциациям и иным группам, разделяющим общие идеи или интересы, открыто выражать свое мнение по самым актуальным вопросам, затрагивающим общество. В демократическом обществе право на проведение контрдемонстрации не может выливаться в ограничение осуществления права на демонстрацию…». Во-вторых, «обеспечение истинной, эффективной свободы проведения мирных собраний не может сводиться лишь к обязанности государства воздерживаться от вмешательства: чисто негативная концепция роли государства противоречит предмету и цели статьи 11. Вместе с тем защита законной демонстрации или другого публичного мероприятия не исключает права других лиц на проведение контрдемонстрации. Обязанность органов публичной власти заключается в том, чтобы не допустить столкновения противоборствующих движений, не ограничивая право каждого на свободу выражения общественного мнения».

Правом мирно собираться обладают как физические, так и юридические лица.

В соответствии с Законом о собраниях митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях политические партии, религиозные и другие общественные объединения могут наряду с гражданами выступать организаторами публичных мероприятий, а вот государства, государственные органы и учреждения, а также муниципальные образования, по смыслу комментируемой статьи, не могут быть признаны субъектами права на проведение собраний.

Конституция, предоставляя в комментируемой статье право проводить собрания и публичные мероприятия только гражданам РФ, основывается на конституционно-правовой доктрине, в соответствии с которой свобода собраний относится к категории политических прав и свобод, субъектами которых являются только граждане соответствующего государства.

Однако в литературе было высказано сомнение в обоснованности такого подхода.

*(355) Некоторые авторы указывают на двойственную природу этого права, которое может рассматриваться и как личное, поскольку является проявлением свободы слова и свободы передвижения, и как политическое, поскольку является элементом народовластия и формой участия граждан в управлении государством.*(356)

Такое широкое толкование круга лиц, обладающих свободой собраний, нашло отражение в международно-правовых актах, а также в конституционном праве ряда стран.

Ни Всеобщая декларация прав человека, ни Международный пакт о гражданских и политических правах, ни Конвенция о защите прав человека и основных свобод не связывают принадлежность права собираться мирно, без оружия с гражданством государства, они закрепляют данные права за каждым.

Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод в ст. 16 предусматривает возможность ограничения политической деятельности иностранцев, и в том числе применительно к ст. 11.

Право каждого на свободу собраний закреплено в конституциях Венгрии, Польши, Финляндии, Швеции, Испании, Канады и других стран. В конституциях Австрии, Бельгии, Федеративной Республики Германия и других стран таким правом обладают только граждане соответствующих государств.

Помимо комментируемой статьи и в других статьях Конституции установлены ограничения свободы собраний. Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц», а ч. 3 ст.

55 предусматривает, что «права и свободы граждан могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Кроме того, в ст. 56 указывается на возможность ограничения этого конституционного права в условиях чрезвычайного положения в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом и с указанием пределов и срока его действия.

Данным конституционным положениям корреспондируют нормы международного права (ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах, ч. 2 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

В конституциях некоторых стран содержатся прямые указания на цели ограничения свободы собраний.

Так, в Парагвае, Швеции и других странах она может быть ограничена в интересах безопасности дорожного движения; в Словении и Эстонии — с целью предотвращения эпидемий; в Бразилии — для предотвращения ущерба другому собранию.

Во многих странах — ФРГ, Испании, Италии, Бельгии — устанавливается различный правовой режим для публичных мероприятий в зависимости от того, проводятся ли они в помещении или под открытым небом (на улице, в парке и т.д.).

В российской конституционно-правовой, а также в политической и политологической литературе при анализе свободы собраний достаточно большое место занимает вопрос о классификации порядка проведения собраний и других публичных мероприятий.

Большинство авторов полагают, что порядок проведения публичных мероприятий в России, равно как и в других государствах, в зависимости от степени ограничения свободы собраний можно разделить на два типа: первый — разрешительный, второй — уведомительный. Кроме того, как уже отмечалось, иногда выделяется и явочный порядок.

Считается, что при разрешительном порядке органы исполнительной власти имеют право при получении уведомления организаторов запретить публичное мероприятие до начала его проведения. Уведомительным называется такой порядок, при котором для проведения собрания согласия органов исполнительной власти не требуется.

Вместе с тем ни Конституция, ни международно-правовые акты, ни федеральное законодательство о такой классификации даже не упоминают.

По мнению большинства авторов, разрешительный порядок характерен для стран с авторитарным режимом, а уведомительный — для стран с демократическим режимом.*(357) Нет единства мнений по вопросу о том, какой порядок проведения публичных мероприятий действовал и действует в Российской Федерации. Уполномоченный по правам человека В.П.

Лукин считает, что уведомительный порядок был введен с принятием в 2004 г. Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях*(358). Другие полагают, что в России разрешительный порядок проведения публичных мероприятий существует с момента ее образования. В то же время В.И.

Лукин замечает, что и ныне действующий закон «не в полной мере согласуется с уведомительным порядком проведения публичных мероприятий» прежде всего потому, что в соответствии с положениями п. 5 ст.

5 указанного Закона запрещается проводить публичное мероприятие без согласования места и времени его проведения с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

В Определении от 02.04.2009 N 484-О-П Конституционный Суд РФ отказал заявителям в удовлетворении их требований о признании не соответствующим Конституции положения п. 5 ст. 5 того же Закона, в той мере в какой им предусматривается согласование организатором публичного мероприятия места и времени его проведения с органами власти.

Читайте также:  П. 8 ст. 346.18

По мнению Конституционного Суда, оспоренная норма не ограничивает право на собрание, поскольку орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение мероприятия в том случае, если он не согласен с предложенным организатором местом и (или) временем его проведения; он может только предложить организатору провести его в другом месте и в другое время. Вместе с тем запрет проведения публичного мероприятия при недостижении консенсуса между организатором собрания и органом власти по вопросу о месте и времени, не рассматривается Конституционным Судом как ограничение права граждан на проведение собрания, если, конечно, предложения органа власти являются мотивированными.

По мнению Конституционного Суда, оспариваемое положение прямо говорит об обязательной мотивированности органом власти предложения изменения места и времени, то есть перенос мероприятия должен быть вызван необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан и иными подобными причинами; содержащийся в оспариваемом законоположении термин «согласование» не предполагает право органа публичной власти предложить организатору для обсуждения такой вариант проведения публичного мероприятия, который бы не позволял реализовать его цели и делал его бессмысленным. Более того, уведомление даже при согласии органа власти не дает права на проведение публичного мероприятия на территориях, непосредственно прилегающих к резиденциям Президента, к зданиям, занимаемым судами, и в других местах, указанных в Законе о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. Таким образом, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда свобода собраний не предоставляет организаторам собрания неограниченное право выбора места и времени проведения мероприятия.

Статья 31 Конституции России

Текст Ст. 31 Конституции РФ в действующей редакции на 2023 год:

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Комментарий к Ст. 31 Конституции Российской Федерации

Конституция РФ закрепляет право граждан РФ на проведение публичных мероприятий.

Содержание статьи 31 Конституции соответствует положениям международных договоров. Так, в ч. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека установлено, что «каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций». В статье 21 Международного пакта о гражданских и политических правах записано следующее: «Признается право на мирные собрания.

Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц». Согласно ст.

11 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, «каждый человек имеет право на свободу мирных собраний».

Закрепленное в Конституции РФ право предоставляет гражданам широкие возможности для выражения и обмена мнениями и убеждениями по самым разнообразным вопросам жизни государства и общества. Публичные мероприятия широко используются гражданами, партиями, общественными движениями, общественными организациями для решения различных проблем.

Митинги и пикетирование активно используются профсоюзами и работниками различных отраслей народного хозяйства для предъявления органам государственной власти и местного самоуправления требований, в особенности касающихся улучшения жизненных условий, борьбы с преступностью и др.

Публичные мероприятия имеют существенное значение при проведении предвыборных кампаний.

Положения Конституции РФ конкретизируются в текущем законодательстве. До принятия федерального закона порядок реализации права собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование определялся Указом Президента РФ от 25 мая 1992 г.

«О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования», а также нормативно-правовыми актами субъектов РФ*(125).

В Указе Президента РФ было предусмотрено, что до урегулирования законом РФ порядка организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования следует исходить из положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.

Указом Президента РФ было также предписано, что до принятия соответствующего закона нормы Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР» на территории России применяются в части, не противоречащей упомянутой Декларации.

В соответствии с Декларацией осуществление указанного права не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

Правила организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, действовавшие на основе Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г., устанавливали разрешительный порядок проведения публичных мероприятий.

Разрешение выдавали исполнительные органы местной власти. Постепенно разрешительный порядок был заменен уведомительным. Указом Президента РФ от 24 мая 1993 г. было утверждено Временное положение о порядке уведомления органов исполнительной власти г.

Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах города.

Данным Положением был установлен уведомительный порядок реализации права на проведение публичных мероприятий, означающий, что для их проведения теперь не требуется специального разрешения властей.

Правительством Москвы 26 января 1999 г. во исполнение Указа Президента РФ было принято постановление «О порядке организации и проведения в городе Москве митингов, демонстраций, уличных шествий, и пикетирования»*(126).

В этом постановлении устанавливалось, в частности, что о массовой акции с числом участников свыше 5 тыс. чел. письменно уведомляется Мэр Москвы, до 5 тыс. — префект административного округа, до тысячи человек — глава районной управы.

Постановления и распоряжения по уведомлениям принимаются соответственно Правительством Москвы, префектами административных округов и главами районных управ.

Единый уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации был установлен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»*(127).

Принятию данного Закона предшествовали острые дебаты относительно правовых пределов реализации права на проведение массовых публичных мероприятий. Первоначальный вариант проекта закона, внесенного в Государственную Думу Правительством РФ, с самого начала его рассмотрения вызвал много споров.

В частности, представители всех российских партий, кроме «Единой России», выступили против прописанного в законопроекте запрета на проведение акций протеста и митингов рядом с правительственными зданиями и иностранными посольствами.

Несмотря на множество замечаний к законопроекту, высказанных депутатами, Государственная Дума приняла его 31 марта 2004 г. в первом чтении. В ответ КПРФ, СПС и «Яблоко» организовали митинги и пикеты с требованием исключить из проекта спорные нормы.

Акции протеста, получившие широкий общественный резонанс, прошли, в том числе, рядом с Государственной Думой. Митингующих поддержал Президент РФ В.В. Путин. В своем заключении по поводу законопроекта он отметил, что ряд норм закона нуждается в уточнении с учетом положений международных договоров, в частности ст.

11 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и согласовании с нормами законодательства РФ.

В результате перечень объектов, рядом с которыми нельзя проводить массовые акции, был сокращен: вместе с промышленными, военными и инфраструктурными объектами в нем остались только здания, прилегающие к резиденциям Президента РФ, и суды. Помимо прочего, в новом Законе подробно описаны правила организации и проведения публичных мероприятий, а также указаны основания, по которым они могут быть приостановлены властями.

Согласно ст. 31 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование

Согласно ст. 31 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Таким образом, в Конституции РФ закреплены гарантии реализации гражданами права на проведение публичного мероприятия.

Указанный термин дополнительно раскрыт в ст. 2 Федерального закона от 19.06.

2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», согласно которой, публичное мероприятие — это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

  • Между тем, названным Законом четко регламентирован порядок организации и проведения такого мероприятия.
  • Так, организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации, достигшие 18 лет для демонстраций, шествий, пикетирований и 16 лет для митингов и собраний.
  • Организатор публичного мероприятия обязан в письменной форме подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
  • Такое уведомление в обязательном порядке должно содержать:
  • — цель публичного мероприятия;  
  • — место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;
  • — дата, время начала и окончания публичного мероприятия;
  • — предполагаемое количество участников публичного мероприятия;  
  • — формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи и санитарного обслуживания, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;  
  • — фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;
  • — фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;  
  • — реквизиты банковского счета организатора публичного мероприятия, используемого для сбора денежных средств на организацию и проведение публичного мероприятия, предполагаемое количество участников которого превышает 500 человек;
  • — дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
  • Время проведения публичного мероприятия — не ранее 7 часов и не позднее 22 часов текущего дня по местному времени, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания.
  • В случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления отказано в согласовании проведения публичного мероприятия, такое мероприятие является несанкционированным.
Читайте также:  Подтверждение факта оплаты

Нарушение установленного порядка организации, либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Участие граждан в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной инфраструктуры, является административным правонарушением, предусмотренным ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, и предусматривает наказание, в том числе в виде штрафа от 10 до 20 тысяч рублей, обязательные работы на срок до 100 часов или административный арест сроком на 15 суток. на юридических лиц — от 200 до 300 тысяч рублей.

Кроме того, статьей 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность за неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Может ли митинг быть согласованным? и нужно ли это вообще

Шалом уважаемые.

https://www.youtube.com/watch?v=SJ6rrMZPkZI\u0026pp=ygUq0J_RgNCw0LLQviDRgdC-0LHQuNGA0LDRgtGM0YHRjyDQvNC40YDQvdC-

На фоне последних событий часто мелькает такое определение как «несогласованный» митинг. Его подчёркивают путинские сторонники, подчёркивая что сторонники Навального идут против закона. Так и сторонники Навального, которые подчёркивают что он объективно не может быть незаконным, и такая формулировка абсурдна.

  • Хочу рассказать своё мнение по этому поводу.
  • Для начала стоит разделить это понятие на юридическую и моральную сторону.
  • 1) Юридическая сторона вопроса.
  • В главном законе РФ — конституция. Есть статья 31:
  • Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
  • Которая разрешает проводить митинги.
  • В законах на лвл ниже есть федеральный закон Статья 8. Места проведения публичного мероприятия:
  • К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:
  • 1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
  • 2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо-и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
  • 3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, экстренными оперативными службами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • 4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

По большей части этот закон скорее запрещает, нежели разрешает. Хотя напрямую запрета нет, но палки в колёса организаторам митинга вставлены.

В законах менее влиятельных — КоАП РФ Статья 20.2: Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи

По сути говорится что митинги можно проводить, но их надо согласовать с властью против которой возможно и будет проходить митинг. А значит такая статья объективно скорее запрещает, нежели разрешает.

Есть законы поменьше, и они у каждого субъекта свои. Но раз Москва столица, то можно на неё опираться как на что-то общее. Закон г. Москвы от 4 апреля 2007 г. N 10 «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» (с изменениями и дополнениями):

Публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств, с целью свободного выражения и формирования мнений, а также выдвижения требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. К публичным мероприятиям не относятся массовые праздничные, культурно-просветительные, театрально-зрелищные, спортивные, рекламные и иные мероприятия, не связанные с реализацией права граждан Российской Федерации на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.

  1. Разрешает проведение митингов, но с такими ограничениями, что скорее им мешает.
  2. В законах совсем отдалённых есть Европейская конвенция Статья 11 – Свобода собраний и объединений:
  3. Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.

Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов Государства.

Которая разрешает проведение митингов.

Итог: 3-2 в пользу запрета на митинг. Митинги разрешаются только если власть не против (что редко бывает). Шанс законно провести даже самый мирный митинг, если там есть лицо не нравившиеся действующей власти нулевой.

2) Моральная сторона вопроса.

Митинги не всегда направлены против действий правящего класса, но правящий класс заинтересован чтобы все вопросы решались не через народ, а через свои структуры. Поэтому можно с уверенностью сказать что, власть будет препятствовать их появлению. Следовательно, митинг априори невозможно организовать так, чтобы всё было согласовано.

Просто власти это не выгодно, а согласование означает именно разрешение от власти. Представьте как глупо выглядели бы попытки евреев в нацисткой Германии, просить что-то от Гитлера? Это не менее бессмысленно чем просить у диктатора или просто зажравшуюся элиту разрешение на митинг, который им не понравится. Но митинги нужны не власти, а скорее стране.

Лучше митинги чем террористические акты или военный переворот. Митинги являются некой попыткой мирно решить вопрос, который шаблонным путём не решить. Даже если власть адекватная, и искренне старается помочь населению, она не всегда может это делать бюрократическим путём. Иногда проблему надо решать как то отдельно.

Митинг даёт толпе возможность сообщить напрямую правящему классу что, в стране есть какие-то нерешённые проблемы. Адекватная власть сразу услышит народ, и начнёт решать эту проблему. У плохой власти есть шанс хотя бы задуматься над своими действиями, когда она видит что от их действий страдают реальные люди, а не цифры. Особо активные граждане временно успокаиваются.

Тем самым митинг спасает страну от террора. Не всегда этот способ работает, но ведь попытка не пытка как говорится.

Исходя из этого, можно сделать вывод что митинги в принципе могут нарушать какие то законы, но если речь идёт об авторитарном государстве, где законы пишет власть (заинтересованное лицо), то такие законы не стоит воспринимать как решающий фактор.

Митинг необязательно должен быть законным, это нормально, и ничего страшного в этом нет. Главное чтобы митинг не нарушал действительно важные законы, которые нельзя переступать просто морально. Например, от того что митинг несогласованный, страна не пострадает.

Но вот если митинг нарушает права зевак, проходящего транспорта или другого митинга, то это уже плохо.

Приведу пример: Митингующие перекрывают дорогу для автотранспорта, нападают на прохожих, атакуют соседних митингующих, первыми нападают на полицию. Это плохой митинг, и он по-настоящему незаконный.

Он нарушает те права, которые не могут нарушать обычные граждане. Такой митинг не только не даёт решить всё мирно, но уже открыто создаёт прецеденты для дальнейшей агрессии.

Собственно от чего нормальный митинг и должен был бы защищать.

При этом стоит упомянуть, что митингующие вправе защищаться от произвола полиции или других карательных органов в авторитарном государстве. Если полиция первой нападет, то митингующие должны защищать себя, стараясь это делать гуманным путём.

Как и обычный гражданин, просто идя по тротуару, и видя что его атакуют. Полиция по закону всегда должна представляться, иначе она не является полицией.

И задерживать в рамках нормального закона, а не по прихоти власти, трактуя конституцию под себя во всех формах и позах.

Итог: Митинги должны быть разрешены, и у митингующих не должно быть привилегий или ограничений. Никаких согласований не надо, подойдёт любое общественное место. Митингующие должны защищать себя, но не нападать. Митинги это не зло.