Новое

Правовой режим тайны

Правовой режим тайны

Хозяйственная деятельность подразумевает осуществление обмена документами между ее участниками. Какие-то передаются во исполнение требований закона, другие – в силу обычая делового оборота, третьи — в ходе трудовой деятельности.

Однако некоторые сведения хоть и являются частью коммерческой деятельности, но обладают особой ценностью для их обладателя, в связи с чем требуют соблюдения особого порядка работы с ними.

Ограничение доступа к информации определенного содержания и наличие механизмов для осуществления такого ограничения присущи каждому обществу.

Для обозначения информации, предназначенной для ограниченного круга лиц, используется термин «конфиденциальность» (от лат. confidential – доверие).

Разновидностями конфиденциальной информации являются государственная, коммерческая, профессиональная тайна.

Тайна – это охраняемые законом конфиденциальные и секретные сведения в области частной жизни граждан, предпринимательской, финансовой, политической, экономической, военной и иных сферах, известные или доверенные определенному кругу лиц в силе из профессиональных, служебных и иных обязанностей, незаконное получение, использование и разглашение которых причиняет вред или создает угрозу причинения вреда правам и законным интересам граждан, общества, государства, и влечет за собой ответственность виновных лиц в соответствии с действующим законодательством.

Статья 3 Федерального закона от 29.07.

2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Закон о коммерческой тайне) определяет коммерческую тайну как режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Соответственно, основными признаками коммерческой тайны являются:

  • конфиденциальный характер информации;
  • возможность с ее помощью получить определенную выгоду.

А основными признаками информации, составляющей коммерческую тайну, являются следующие:

  • информация имеет потенциальную либо действительную коммерческую ценность в связи с неизвестностью третьим лицам;
  • к информации отсутствует свободный доступ;
  • обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
  • Таким образом, чтобы те либо иные сведения стали коммерческой тайной, необходимо наличие всех трех указанных признаков.
  • К информации, составляющей коммерческую тайну, относятся сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
  • Что может относиться к коммерческой тайне на предприятии малого или среднего бизнеса? Это могут быть в том числе:
  • сведения об оригинальных методах управления предприятием;
  • сведения о подготовке, принятии и исполнении решений руководства по производственным, научно-техническим, коммерческим и организационным вопросам;
  • сведения о планах расширения или свертывания производства различных видов продукции и их технико-экономических обоснованиях;
  • сведения о планах инвестиций, закупок, продаж, импорта, экспорта; 
  • сведения о структуре производства, производственных мощностях, типе оборудования, запасах сырья и готовой продукции;
  • сведения об особенностях используемых и разрабатываемых технологий и специфике их применения;
  • сведения о маркетинговых исследованиях и их результатах, содержащих оценки состояния и перспективы развития рыночной конъюнктуры;
  • сведения о рыночной стратегии предприятия и применяемых методах осуществления продаж, а также об их эффективности; 
  • списки персонала и информация о сотрудниках, в том числе персональные данные и характеристики; 
  • ноу-хау, торговые секреты, оригинальные идеи НИР и ОКР, новые проекты;
  • сведения о поставщиках, потребителях, подрядчиках, посредниках, которые отсутствуют в открытых источниках;
  • методика организации работы с ключевыми партнерами, а также сведения о тактике и стратегии ведения переговоров с партнерами;
  • условия коммерческих контрактов, а также сведения о методах расчета, уровне цен на продукцию и размерах скидок, и т.д.

Отдельно заметим, что режим коммерческой тайны не распространяется на сведения:

  • из учредительных и регистрационных документов компании;
  • о численности, составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, охране труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии свободных рабочих мест;
  • размере задолженности по заработной плате работников и соцвыплатам;
  • фактах нарушения законодательства и привлечения к ответственности за их совершение;
  • состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
  • перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
  • состоянии окружающей среды (экологическая информация) и другие сведения, предусмотренные ст. 5 Закона о коммерческой тайне.

Причем речь идет о материалах, относящихся не только к свершившимся фактам, но и к информации, которая может быть связана с состоянием окружающей среды в результате воздействия тех или иных факторов. Например, она может быть в документах по экологической экспертизе проектной документации, используемой для строительства объектов недвижимости

https://www.youtube.com/watch?v=JHRiilM-nQ8\u0026pp=ygUm0J_RgNCw0LLQvtCy0L7QuSDRgNC10LbQuNC8INGC0LDQudC90Ys%3D

Согласно ч. 1 и 2 ст. 10 Закона о коммерческой тайне режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, входящей в ее состав, следующих мер:

  • определения перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
  • ограничения доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
  • учета лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
  • регулирования отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
  • нанесения на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, специального грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Подтверждением установления режима коммерческой тайны могут служить локальные нормативные акты, изданные владельцем информации (приказы, распоряжения, положения и т.д.

), а также документы, регулирующие правоотношения владельца информации с третьими лицами (см. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.

2016 по делу N А68-2206/2016), а также иные документы, содержащие требования к охране коммерческой тайны.

Правовой режим государственной тайны

  • Правовой
    режим тайны по Российскому законодательству
  • Правовое
    регулирование государственной тайны
    в РФ осуществляется в соответствии с
    Конституцией РФ, Законом РФ «О
    государственной тайне» от 21 июля 1993
    года №5485-1, Законом РФ «О безопасности».
  • Государственная
    тайна

    – это защищаемые государством сведения
    в области его военной, внешнеполитической,
    экономической, разведывательной,
    контрразведывательной и оперативно-розыскной
    деятельности, распространение которых
    может нанести ущерб Российской Федерации.
  • Государственную
    тайну составляют:
  • сведения
    в военной области
    (о проведении военных операций,
    стратегическому развертыванию ВС РФ,
    научно-исследовательских работ по
    созданию и модернизации образцов
    вооружения, о разработке ядерных
    боеприпасов, дислокации, наименованиях,
    организационной структуре войск);
  • сведения
    в области экономики
    (планы подготовки к возможным вооруженным
    действиям, об использовании инфраструктуры
    РФ в целях обеспечения обороноспособности
    государства, о силах и средствах
    гражданской обороны, об объемах
    государственного оборонного заказа, о
    достижениях науки и техники, имеющих
    важное оборонное или экономическое
    значение, о запасах платины, природных
    алмазов в Государственном фонде
    драгоценных металлов);
  • сведения
    в области внешней политики (о
    внешнеполитической, внешнеэкономической
    деятельности РФ, преждевременное
    распространение которых может нанести
    урон безопасности РФ, о финансовой
    политики в отношении иностранных
    государств);
  • сведения
    в области разведывательной,
    контрразведывательной и оперативно-розыскной
    деятельности, а также в области
    противодействия терроризму
    (о силах, средствах, источниках, планах
    и результатах такой деятельности, о
    лицах, сотрудничающих или сотрудничавших
    на конфиденциальной основе, о системе
    президентской, правительственной,
    шифрованной связи, о защите Государственной
    границы).
  • Отнесение
    сведений к государственной тайне и
    засекречивание этих сведений осуществляется
    на основе принципов:
  1. законности;

  2. обоснованности (на основе оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан);

  3. своевременности отнесения сведений к государственной тайне (установление ограничений на распространение этих сведений с момента их получения или заблаговременно).

  1. Не
    подлежат
    отнесению к государственной тайне и
    засекречиванию сведения о:

  2. о чрезвычайных происшествиях, катастрофах;

  3. о состоянии экологии, здравоохранении,
    санитарии, демографии, образования,
    культуры, сельского хозяйства,

  4. о состоянии преступности;

  5. о привилегиях, компенсациях, социальных
    гарантиях,

  6. о размерах золотого запаса и государственных
    валютных резервах;

  7. о фактах нарушения прав и свобод граждан;

  8. о состоянии здоровья высших должностных
    лиц;

  9. о фактах нарушения законности органами
    государственной власти и их должностными
    лицами.
  10. Степень
    секретности сведений, составляющих
    государственную тайну, должна
    соответствовать степени тяжести ущерба,
    который может быть нанесен безопасности
    РФ вследствие распространения таких
    сведений. При засекречивании сведений
    им устанавливается три степени секретности
    и соответствующие этим степеням грифы
    секретности

    для носителей таких сведений:

  11. «особой важности»

  12. «совершенно секретно»

  13. «секретно».
  14. Основанием
    для рассекречивания сведений являются:
    взятие РФ на себя международных
    обязательств по открытому обмену
    сведениями, составляющими государственную
    тайну; и изменение объективных
    обстоятельств, вследствие которого
    дальнейшая защита таких сведений
    является нецелесообразной.
Читайте также:  Ответственность по 135-ФЗ

Срок
засекречивания сведений, составляющих
государственную тайну, не должен
превышать 30 лет. В исключительных случаях
этот срок может быть продлен межведомственной
комиссией по защите государственной
тайны.

  • Система
    защиты государственной тайны

    – это совокупность органов защиты
    государственной тайны, используемых
    ими средств и методов защиты сведений,
    составляющих государственную тайну и
    их носителей, а также мероприятия,
    проводимые в этих целях.
  • К
    органам защиты государственной тайны
    относят:

  • межведомственную комиссию по защите
    государственной тайны (коллегиальный
    орган, координирующий работу всех
    остальных органов)

  • федеральную службу безопасности

  • министерство обороны

  • федеральную службу внешней разведки

  • органы государственной власти,
    предприятия, учреждения, организации
    и их структурные подразделения по
    защите государственной тайны.

Контроль
за обеспечением защиты государственной
тайны осуществляют Президент РФ и
Правительство РФ. Надзор за соблюдением
законодательства при обеспечении защиты
государственной тайны и законностью
принимаемых при этом решений осуществляет
Генеральный прокурор РФ и подчиненные
ему прокуроры.

  1. Допуск
    должностных лиц и граждан РФ
    к государственной тайне осуществляется
    в добровольном порядке. Допуск
    предусматривает, что лицо:

  2. приняло на себя обязательства перед
    государством о нераспространении
    сведений;

  3. согласилось на частичные, временные
    ограничения в правах (права выезда за
    границу на срок, оговоренный в трудовом
    договоре; права на распространение
    сведений и на использование открытий
    и изобретений, содержащих такие сведения;
    права на неприкосновенность частной
    жизни при проведении проверочных
    мероприятий);

  4. письменно согласилось на проведение в
    отношении него проверочных мероприятий
    (их объем зависит от степени секретности
    сведений, к которым оно допускается);

  5. ознакомлено с законодательством об
    ответственности за нарушение правил;

  6. в отношении него определены виды, размеры
    и порядок предоставления социальных
    гарантий (для допущенных к государственной
    тайне на постоянной основе устанавливаются
    процентные надбавки к заработной плате
    в зависимости от степени секретности
    сведений; преимущественное право
    оставления на работе штатных мероприятиях).

Устанавливаются
три формы допуска к государственной
тайне должностных лиц и граждан,
соответствующие трем степеням секретности:
к сведениям особой важности, совершенно
секретным и секретным. Наличие у лица
допуска к сведениям более высокой
степени секретности является основаниям
для доступа их к сведениям более низкой
степени секретности.

  • Основаниями
    для отказа должностному лицу или
    гражданину в допуске к государственной
    тайне могут являться:

  • признание его судом недееспособным,
    ограниченно дееспособным,

  • признание его рецидивистом,

  • нахождение его под судом или следствием
    за государственные или иные тяжкие
    преступления, наличие у него неснятой
    судимости,

  • наличие у него медицинских противопоказаний
    для работы с использованием сведений,
    составляющих государственную тайну,

  • постоянное проживание его самого и
    (или) его близких родственников за
    границей или оформление указанными
    лицами документов для выезда на постоянное
    место жительства в другие страны,

  • выявление в результате проверочных
    мероприятий действий оформляемого
    лица, создающих угрозу безопасности
    РФ,

  • уклонение его от проверочных мероприятий
    и (или) сообщение им заведомо ложных
    анкетных данных.
  • Допуск
    лица к государственной тайне может быть
    прекращен по решению руководителя
    органа власти, предприятия, организации
    в случаях:
  1. расторжения трудового договора в связи с проведением организационных или штатных мероприятий;

  2. однократного нарушения им взятых на себя обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

  3. возникновения обстоятельств, предусмотренных законом (признание недееспособным, судимость и т.п.).

Прекращение
допуска к государственной тайне не
освобождает гражданина от взятых им
обязательств по неразглашению сведений,
составляющих государственную тайну.

Правовой режим коммерческой тайны и налоговая проверка

Бытует мнение о том, что для налоговой инспекции нет каких-либо недоступных документов. Налоговый орган может даже «ознакомиться» со сведениями, составляющими банковскую тайну. Так ли это на самом деле, мы попытаемся разобраться в этой статье.

https://www.youtube.com/watch?v=JHRiilM-nQ8\u0026pp=YAHIAQE%3D

Коммерческая тайна постепенно оформляется в виде гражданско-правового института. Согласно статье 3 Закона от 29 июля 2004 г.

№ 98-ФЗ «О коммерческой тайне», под коммерческой тайной понимается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Под режимом коммерческой тайны понимаются правовые, организационные, технические и иные меры по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, принимаемые ее обладателем.

Статья 5 закона № 98-ФЗ содержит значительный перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Ранее перечень этих сведений был закреплен постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 (в ред. постановления Правительства РФ от 3 октября 2002 г. № 731) «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».

Эти два перечня принципиально отличаются друг от друга по своему содержанию.

Законом № 98-ФЗ, в отличие от постановления № 35, прямо не запрещается включать в состав сведений, не составляющих коммерческую тайну, бухгалтерскую и налоговую отчетность, то есть «сведения, необходимые для проверки исчисления и уплаты налогов», а также «документы об уплате налогов и обязательных платежах», сведения о заключенных договорах.

Несмотря на то что после принятия закона № 98-ФЗ постановление № 35 официально не отменялось, последнее, руководствуясь принципом верховенства закона, следует признать фактически недействующим. Подобная позиция ранее уже высказывалась аудиторами. Таким образом, вся хозяйственная деятельность предприятия может быть ограничена режимом коммерческой тайны.

Нет ноу-хау, нет и тайны..

Однако это утверждение не означает, что документация предприятия является абсолютно неприкосновенной в случае налоговой проверки.

Так, пункт 11 статьи 5 закона № 98-ФЗ указывает, что лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, не может быть установлен режим коммерческой тайны в отношении сведений, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами. Обратим внимание, что данное ограничение распространяется только на субъектов предпринимательской деятельности, хотя закон не связывает режим коммерческой тайны только с предпринимательством. По нашему мнению, такая тайна может быть и у некоммерческих структур, которые вправе, наряду с основной, вести предпринимательскую деятельность для достижения уставных целей и задач. Поэтому они также могут быть субъектами коммерческой тайны.

Пункт 11 статьи 5 закона № 98-ФЗ направлен на раскрытие информации для неограниченного круга лиц, независимо от наличия у них властных полномочий.

Право государственных и муниципальных органов власти и управления на получение информации, составляющей коммерческую тайну, прямо закреплено в статье 6 закона № 98-ФЗ.

В отношении запросов правоохранительных органов — этот случай особо оговорен в пункте 3 статьи 6 закона № 98-ФЗ — правовые нормы носят бланкетный характер, поскольку отсылают к соответствующему законодательству, в котором закрепляются права конкретного органа.

Так, налоговые органы вправе получать информацию от налогоплательщика в силу прямого указания статьи 31 Налогового кодекса.

Поэтому налоговые органы вправе требовать от предприятий представления налоговой и бухгалтерской документации безотносительно к тому, «охвачены» ли интересующие сведения режимом коммерческой тайны или нет. Иное положение вещей было бы нелогично и полностью бы блокировало возможность контроля государства за коммерческим сектором.

Также следует учитывать не только такое свойство коммерческой тайны, как неизвестность ее третьим лицам, но и обусловленность необходимости соблюдения режима секретности этих сведений возможностью получения прибыли в будущем и увеличения доходов (избежания неоправданных расходов) за счет ноу-хау.

Представляется, что налоговая проверка при условии законного ее проведения сама по себе не может повлиять на возможность получения доходов при отсутствии этого ноу-хау.

Читайте также:  Сроки подачи запроса на разъяснение

Кроме того, налоговые органы в целом и их сотрудники несут установленную законом ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия.

Альтернативный режим

Более строго закон защищает сведения, составляющие служебную тайну. Однако, нормы, регламентирующие оборот сведений, составляющих служебную тайну, разрознены и не объединены в режим, свойственный коммерческой тайне.

Тем не менее сведения, составляющие служебную тайну, в определенных случаях не могут быть истребованы в ходе рядовой проверки даже государственными органами, в том числе и налоговой инспекцией.

Так, налоговые органы не вправе требовать представления соглашений об оказании юридической помощи и актов выполненных работ от адвокатов и адвокатских образований, поскольку профессиональную тайну составляет сам факт обращения к адвокату, включая имена доверителей — физических лиц или названия организаций, не говоря уже о содержании оказанной юридической помощи. Ссылки проверяющих на свои права, предусмотренные статьей 31 Налогового кодекса, будут являться неправомерными в силу запрета, предусмотренного пунктом 4 статьи 82 Кодекса. В некотором роде данные рассуждения могут быть применены и к представителям иных профессий, деятельность которых связана с охраной тайны частной жизни граждан — нотариусов, аудиторов и т. д. Однако известной судебной практики по таким делам нет.

В то же время существует хорошо отлаженная судебная практика по охране служебной тайны в банковской сфере. Например, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 июня 2007 г.

№ 09АП-6993/2007-АК были удовлетворены исковые требования банка о признании незаконным решения налогового органа о привлечении кредитной организации к налоговой ответственности в связи с отказом от представления запрашиваемой информации.

Суд указал, что в соответствии с пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса банк обязан представлять инспекции ФНС только справки по счетам и операциям налогоплательщиков и не обязан предоставлять иные сведения.

Налоговый орган же, судя по содержанию его запроса, «нуждался» в информации не по исполнению договора банковского счета, а в иной — фискальной информации, охраняемой банковской тайной. Интересно, что при этом инспекция ссылалась на статью 87 Кодекса, в соответствии с которой она вправе истребовать документы у банка как третьего лица при проверке деятельности налогоплательщика.

Таким образом, эффективность режима коммерческой тайны при налоговой проверке может изменяться в зависимости от организационно-правовой формы компании и ее уставной деятельности.

Иван Кузьмин, адвокат, к.с.н.

комментарий

Юрисконсульт Аудиторско-консалтинговой группы BKR-Интерком-Аудит Вячеслав Кискин:

— Необходимо отметить, что законодательство обязывает организации раскрывать информацию органам государственной власти по их запросу, в том числе относящуюся к коммерческой тайне (ст. 6 Закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»).

Истребование информации и документов о деятельности налогоплательщика может происходить как в рамках налоговой проверки, так и при рассмотрении материалов налоговой проверки в случае назначения руководителем (заместителем руководителя) инспекции ФНС дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 1 ст. 93.1 НК).

Налоговый орган при наличии обоснованной необходимости может истребовать вне рамок проведения проверок информацию о конкретных сделках у участников сделки или у иных лиц, располагающих информацией о сделке (п. 2 ст. 93.1 НК).

Между тем рекомендуется обращать внимание на правильность составления запросов о предоставлении документов и информации, которые должны содержать четкий перечень запрашиваемых документов.

Как показывает арбитражная практика, если в запросе не указано точное количество запрашиваемых документов, то привлечь налогоплательщика к ответственности по статье 126 Налогового кодекса невозможно.

Более того, если организация уверена, что часть документов представлять не обязана, то она может не выполнять требование инспекторов (ст. 21 НК).

В отдельных случаях на незаконность привлечения к ответственности по статье 129.1 Кодекса лиц за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) сведений указывает арбитражная практика (см. постановление ФАС Московского округа от 21 июля 2004 г. № КА-А40/6066-04).

Обзор нормативной правовой базы в сфере коммерческой тайны

Базовым нормативным правовым актом, устанавливающим режим Ограничение доступа к информации, является Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В частности, частью 4 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ определяется, что федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Основные правовые положения по вопросу коммерческой тайны содержатся в Федеральном законе от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — 98-ФЗ).

Данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау).

Кроме того, вышеуказанные правоотношения регулируются четвёртой частью Гражданского кодекса Российской Федерации, в рамках главы 75 — «Право на секрет производства (ноу-хау)».

  • Под коммерческой тайной законодатель понимает режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
  • Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), — это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
  • Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, определяется Законом как лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничивает доступ к этой информации и устанавливает в ее отношении режим коммерческой тайны.
  • Таким образом, можно сформулировать основные признаки информации, составляющей коммерческую тайну:
  • Статьей 5 98-ФЗ определен перечень сведений, в отношении которых режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Это сведения:

В части 1 статьи 10 98-ФЗ определено, что меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны как минимум включать в себя:

После принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, указанных выше мер режим коммерческой тайны считается установленным. Меры по охране конфиденциальности информации устанавливаются внутренними документами организации и являются обязательными для ее работников.

При этом наряду с указанными мерами обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности этой информации, а также другие не противоречащие законодательству Российской Федерации меры.

Кроме факта применения обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности, важным критерием является разумная достаточность этих мер. В пункте 5 статьи 10 98-ФЗ закреплено, что меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если:

Правовой режим государственной тайны



Состояние безопасности государства и общества во многом зависит от степени защищенности сведений и информации, составляющей государственную тайну.

Современные реалии общественных отношений, характеризующиеся трансформацией мирового порядка, перехода к мультиполярному миру, высокой степенью сложности данных общественных отношений и быстрыми темпами их изменчивости, свидетельствуют об особой актуальности выбранной темы исследования.

Высокая значимость данного института для общества и государства требует постоянной деятельности по анализу состояния правового регулирования общественных отношений, выявлению пробелов и противоречий законодательства, регулирующего те или иные общественные отношений, а также по непосредственному совершенствованию законодательства. Автор статьи проводит обзорный анализ правового регулирования защиты государственной тайны с целью выявления коллизий и пробелов законодательства в данной области.

Ключевые слова: государственная тайна, конфиденциальная информация, государственная измена, шпионаж, разглашение государственной тайны.

The state of security of the state and society largely depends on the degree of protection of information and information constituting a state secret.

Modern realities of public relations, characterized by the transformation of the world order, the transition to a multipolar world, the high degree of complexity of these public relations and the rapid pace of their variability, indicate the special relevance of the chosen research topic.

The high significance of this institution for society and the state requires constant activity to analyze the state of legal regulation of public relations, identify gaps and contradictions in legislation regulating certain public relations, as well as to directly improve legislation.

Читайте также:  Срок оборота вагонов

The author of the article reviews the legal regulation of the protection of state secrets in order to identify conflicts and gaps in legislation in this area.

Keywords: state secrets, confidential information, treason, espionage, disclosure of state secrets.

Актуальность избранной темы исследования подтверждаются тем, что за последние 6 месяцев 2020 года, количество резонансных случаев, связанных с разглашением государственной тайны, государственной изменой и шпионажем, возросло.

Так, в феврале 2020 года стало известно о резонансном деле о государственной измене, выразившееся в раскрытии личности действующего оперативника калининградского управления ФСБ спецслужбам Латвии.

Примечательным является тот факт, что обвиняемые не знали, что данная информация относилась к категории государственной тайны и не думали, что разглашение данной информации является преступлением.

В июне 2020 года был вынесен приговор Полу Уилану, которого обвиняли в шпионаже, на его флешке были обнаружены сведения, составляющие государственную тайну. При этом сам Уилан утверждает, что ничего не знал о содержимом съемного накопителя памяти, полагал, что на ней находятся фотографии с отдыха в России.

Все эти случаи, говорят об особом правовом режиме государственной тайны, что выражено, в первую очередь, в особой правовой охране, а также в особой сложности правового регулирования данных отношений. Кроме того, вышеизложенное позволяет выявить необходимость в научном осмыслении правового режима государственной тайны.

Итак, правовой режим государственной тайны является важнейшим инструментом обеспечения безопасности общества и государства. Данный тезис подтверждается особым отношением законодателя к правовой категории государственной тайны.

Так, общественные отношения, возникающие по поводу отнесения сведений к категории государственной тайны, процессом засекречивания и рассекречивания указанной категории, а также установления негативно-правовых последствий за нарушение государственной тайны, регулируются следующими нормативно-правовым актами:

− Конституция Российской Федерации [11];

Понятие и содержание налоговой тайны

Понятие и содержание налоговой тайны определено в НК РФ, и в последнее время в этом вопросе появлялись отдельные нововведения. О расшифровке данного понятия и нюансах его практического применения узнайте из нашего материала.

Понятие налоговой тайны расшифровано в п. 1 ст. 102 НК РФ: сведения, составляющие налоговую тайну (СНТ), — это любая информация о налогоплательщике и (или) плательщике страховых взносов:

  • полученная должностными лицами различных госорганов (налоговых, таможенных и др.) при выполнении ими служебных обязанностей;
  • за исключением сведений, указанных в подп. 1–13 п. 1 ст. 102 НК РФ (общедоступной информации, отдельных данных о налогоплательщике и др.).

Отдельно в статье акцентируется внимание на нюансах признания в качестве СНТ сведений, содержащихся в спецдекларации, предоставляемой налоговикам в соответствии с законом «О добровольном декларировании физлицами активов и банковских счетов» от 08.06.2015 № 140-ФЗ. А именно:

  • информация из спецдекларации включается в разряд СНТ без предусмотренных в п. 1 исключений (кроме подп. 4,9–13);
  • при утрате документов, прилагаемых к декларации, и (или) незаконном разглашении содержащейся в этой декларации информации предусмотрена уголовная ответственность;
  • данные декларации могут истребоваться у налоговиков только по запросу самого декларанта.

Важными аспектами, рассмотренными в ст. 102 НК РФ, являются вопросы соблюдения режима налоговой тайны. Как анализируются вопросы защиты налоговой тайны в ст. 102 НК РФ — см. в следующем разделе.

Правовой режим защиты налоговой тайны и ответственность за ее разглашение

В соответствии со ст. 102 НК РФ налоговая тайна охраняется законом, а именно:

Пункты ст.102 НК РФ Содержание
2 установлен запрет на разглашение СНТ
3 определено, что СНТ подлежат спецрежимам хранения и доступа
4 предусматривает ответственность за утрату содержащих СНТ документов (либо их разглашение)

За нарушение режима секретности в отношении СНТ предусмотрена ответственность:

  • дисциплинарная (если действия/бездействия должностных лиц госорганов не причинили налогоплательщику тяжкий вред или крупный ущерб);
  • административная (штраф за разглашение налоговой тайны по ст. 13.14 КоАП: на физлиц 0,5–1,0 тыс. руб., на должностных лиц — 4,0–5,0 тыс. руб.);
  • уголовная (по ст. 183 УК РФ: штрафы 0,5–1,5 млн руб., лишение свободы до 7 лет).

О наказаниях, предусмотренных законодательством для налогоплательщиков, расскажут материалы рубрики «Ответственность и взыскания».

Чтобы не быть наказанным по вышеуказанным статьям, физлицам и должностным лицам госорганов необходимо иметь полное представление о содержании СНТ, способах получения и основных признаках (об этом расскажем в следующих разделах).

Как добиться возмещения убытков, причиненных нарушением налоговой тайны? Ответ на этот вопрос узнайте в «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Формы и способы получения налоговиками сведений, составляющих налоговую тайну

Посвященная налоговой тайне ст. 102 НК РФ определяет налоговую тайну как любые сведения о налогоплательщике за исключением отдельных видов информации, перечисленных в п. 1 указанной статьи. При этом формы и способы получения СНТ, а также их состав и содержание законом не регламентированы.

По содержанию полученной должностными лицами информации к разряду СНТ могут быть отнесены сведения:

  • непосредственно связанные с вопросами налогообложения;
  • иные (не связанные с налогами, сборами и взносами), носящие конфиденциальный характер (к примеру, личная или семейная тайна).

Основной способ получения СНТ должностными лицами госорганов — затребование документов при осуществлении процедур налогового контроля (ст. 82 НК РФ), включающих:

  • налоговые проверки;
  • осмотр используемых для получения дохода налогоплательщиком помещений и территорий;
  • получение объяснений от хозяйствующих субъектов;
  • иных предусмотренных НК РФ процедур.

Получить СНТ налоговики могут и другими способами, например, перечисленные в НК РФ физлица и организации обязаны предоставлять в налоговый орган известные им сведения о налогоплательщике (ст. 85, 86, 90 и др.).

Все полученные в результате контрольных мероприятий и осуществления налоговиками иных должностных полномочий сведения о налогоплательщике относятся к категории СНТ.

Основные признаки сведений, относимых к налоговой тайне

Для того чтобы отделить СНТ от других видов информации с ограниченным доступом (профессиональной, коммерческой, служебной тайн и др.), обозначим их основные отличительные признаки:

  • СНТ могут быть получены только при осуществлении госорганами своих полномочий (попавшие к должностным лицам госорганов сведения о налогоплательщике, полученные не в связи с осуществлением своих полномочий, СНТ не признаются);
  • к СНТ относятся исключительно сведения о налогоплательщике (иная информация, полученная налоговиками или таможенниками в процессе выполнения обязанностей, налоговой тайной не является);
  • получение СНТ происходит в рамках правоотношений между налоговым органом, действующим от имени государства (ст. 31 НК РФ предоставляет полномочие на истребование необходимой информации), и налогоплательщиком (ст. 23 НК РФ обязывает налогоплательщика ее предоставить);
  • СНТ, поступившие в госорганы, имеют специальный режим хранения и доступа;
  • порядок доступа к СНТ устанавливают своими приказами ФНС, ФТС и МВД России.

Обратите внимание! Сведения о налогоплательщике, не относящиеся к налоговой тайне, можно проверить в сервисе от ФНС «Прозрачный  бизнес», с помощью которого  можно проверить контрагента. Подробнее о проверке контрагента читайте здесь.

Что налогоплательщику необходимо знать о термине «признак» — см. в материалах:

Согласие налогоплательщика на разглашение сведений: форма-2020

СНТ в определенных случаях могут перейти из разряда засекреченных в категорию общедоступных (п. 1 ст. 102 НК РФ, п. 4 ст. 31 НК РФ). Происходит такой переход с согласия налогоплательщика в регламентированной законом форме.

В 2020 году действует приказ Минфина и ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@, утвердивший:

  • форму и формат согласия налогоплательщика на признание СНТ общедоступной информацией;
  • схему заполнения формы;
  • алгоритм представления формы налоговикам.

Форма согласия состоит из двух листов и по многим заполняемым полям очень напоминает привычную для всех налогоплательщиков налоговую декларацию или иной налоговый отчет, но включает и специфичные поля:

Наименование поля Схема заполнения
«Дает согласие на признание следующих сведений, составляющих в соответствии со ст. 102 НК РФ налоговую тайну, общедоступными» «1» — если налогоплательщик определяет СНТ общедоступными в полном объеме; «2» — при выборе части СНТ в качестве общедоступных
«Период, за который сведения, составляющие налоговую тайну, признаются общедоступными»