Новое

Прогноз до 2036

Вчера на заседании правительства утвержден прогноз долгосрочного социально-экономического развития до 2036 года — документ представил глава Минэкономики Максим Орешкин.

Прогноз предполагает долгосрочный «потолок» роста ВВП России в 3,2–3,3% до 2036 года — даже при условии реформ, которые увеличат долю в ВВП экспорта и импорта в полтора раза, но при условии отсутствия любых значимых «нетрендовых» событий, изменяющих ситуацию и в России, и в мире,— их ни экономисты, ни политологи, ни социологи предсказывать не умеют.

«Подготовка таких прогнозов — попытка взглянуть на долгосрочные тренды, невозможно точно предсказать, где мы будем находиться в 2036 году»,— пояснил глава Минэкономики по итогам заседания, добавив, что документ учитывает в том числе результаты, ожидаемые в рамках нацпроектов. Ключевой тренд, заложенный в долгосрочном прогнозе,— снижение цен на нефть. Так, по оценкам Минэкономики, в 2025–2030 годах они будут находиться около $50 за баррель с дальнейшим сохранением на таком уровне.

После 2024 года ожидается позитивный демографический тренд. Если до этого экономически активное население будет сокращаться, то после — начнет расти вследствие увеличения продолжительности активной жизни и роста рождаемости, наблюдаемого с 2000 года.

Закономерно изменится и структура рабочей силы — численность молодого и старшего поколений будет расти, в то время как количество людей среднего возраста серьезно снизится из-за демографической ямы 1990-х годов.

В части производительности труда прогнозируется прямо противоположная ситуация — показатель будет расти до 2024 года, а затем будет замедляться «вследствие того, что гэп производительности в России с наиболее передовыми экономиками будет сокращаться».

Прогноз до 2036

Позитивный демографический тренд и постепенное замедление роста производительности труда, по словам Максима Орешкина, в целом будут обеспечивать довольно стабильную динамику экономики — с ростом чуть выше 3% ВВП.

Такая траектория заложена и в шестилетний прогноз в 2021–2024 годах (в частности, за счет существенного повышения темпов роста производительности и наращивания инвестиций), но возможности для дальнейшего ускорения в Минэкономики не видят. Неизменным до 2036 года останется и целевой уровень инфляции — 4%.

В части курса рубля Минэкономики до 2036 года не ожидает кардинальных изменений, закладывая в схему плавное реальное укрепление российской валюты. Отдельно глава Минэкономики обозначил ожидаемые изменения структуры экономики — серьезное увеличение доли услуг (их экспорт и импорт увеличатся в структуре ВВП в 1,5 раза).

Доля сырьевых товаров в экспорте сократится вдвое — они будут замещаться продукцией химической, пищевой и машиностроительной промышленности.

Отметим, 1 октября вместе с проектом федерального бюджета на 2019–2021 годы правительство внесло в Госдуму бюджетный прогноз Минфина — также до 2036 года.

Финансовое ведомство закладывает снижение цен на нефть до $52 за баррель в 2026–2030 годах с последующим повышением до $54,9 в 2031–2035 годах, а также усиление курса доллара (до 73,9 руб. в 2031–2035 годах).

Оценки роста ВВП в прогнозах двух министерств примерно совпадают — на протяжении 2021–2035 годов Минфин также ждет ускорения роста экономики на 3,2%-3,3%.

Прогноз до 2036

Парадокс, связанный с тем, что при такого рода глубине реформ правительство не рассматривает варианта с ростом ВВП выше 3% в ближайшие 17 лет (многие экономики за такой период успевают довольно радикально поменяться), объясняется не столько несмелостью Белого дома, сколько самой технологией макроэкономического прогнозирования.

Значимые изменения в мировом позиционировании экономик, обеспечивавшие в последние десятилетия взлет экономик, связаны с сочетаниями событий — например, существенными сдвигами на экспортных рынках, создавших базу для роста ВВП России после 2003 года, технологическими событиями (выигрышем компаниями США в «компьютерной гонке» 1970-х, в том числе в конкуренции с Великобританией), созданием политических блоков (так Ирландия в роли «кельтского тигра» удачно встроилась во внутренний расклад ЕС). Прогноз Минэкономики в состоянии описать лишь динамику ВВП России в случае, если с 2019 до 2036 года ни в России, ни в мире таких событий не произойдет — включать их в прогноз невозможно, он описывает только существующие очевидные тренды, которыми можно воспользоваться.

Евгения Крючкова, Дмитрий Бутрин

Доходное ускорение

Минэкономразвития представило прогноз социально-экономического развития России до 2036 года

Реальные располагаемые доходы россиян будут расти на 2,4% в среднем в 2019–2036 годах, следует из опубликованного долгосрочного прогноза Минэкономразвития. Это позволит увеличить доходы населения в полтора раза

Прогноз до 2036

Илья Наймушин / Reuters

Минэкономразвития (МЭР) опубликовало прогноз социально-экономического развития России до 2036 года, одобренный на заседании правительства на прошлой неделе. Из документа следует, что в базовом сценарии реальные располагаемые доходы населения будут расти в среднем на 2,4% в предстоящие 18 лет.

По оценке министерства, рост реальных располагаемых денежных доходов населения будет постепенно ускоряться и в среднем составит 2% в 2019–2024 годах, 2,5% в 2025–2030 годах, а в 2031–2036 годах увеличится до 2,7%.

Это позволит увеличить реальные доходы россиян в полтора раза к уровню 2018 года, следует из прогноза. Под реальными располагаемыми доходами понимаются деньги, которые остаются после уплаты всех обязательных платежей (налоги, проценты по кредитам и т.д.) и за вычетом инфляции.

До 2014 года реальные доходы россиян росли более быстрыми темпами: в 2008–2013 годах они увеличились на 22%, следует из данных Росстата. Но затем четыре года подряд они сокращались, и вырастут впервые только в этом году — на 3,4%, по оценке МЭР.

«Повышению реальных располагаемых доходов населения одновременно будут способствовать устойчивый и динамичный экономический рост, стабильный и низкий уровень инфляции, а также постепенное увеличение наиболее весомых доходных компонентов за счет мер государственной политики (оплата труда, пенсионное обеспечение, социальные выплаты) и снижение расходных компонентов (процентная ставка по ипотечному кредитованию)», — утверждает Минэкономразвития. Президент Владимир Путин в марте поставил цель снизить среднюю ставку по ипотеке до 7%, сейчас она составляет 9,6% (по выданным в январе—сентябре 2018 года ипотечным кредитам).

«Инновационный путь»

Ведомство считает, что ситуация на рынке труда в предстоящие 18 лет будет определяться «развитием экономики России в условиях перехода на инновационный путь развития, внедрения инноваций, роста производительности труда, повышения уровня кооперации среди предприятий и организаций». Уровень безработицы будет снижаться с 4,8% в 2019 году до 4,3% в 2036-м.

Прогноз до 2036

Минэкономразвития исходит из того, что в долгосрочном периоде все действующие гарантии на рынке труда будут сохранены: ежегодно устанавливаемый МРОТ на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года, поддержание достигнутых уровней зарплат врачей, учителей и преподавателей вузов, научных сотрудников, соцработников и т.д. и ежегодная индексация зарплат прочих категорий бюджетников.

Вслед за существенным ростом доходов населения доля потребительских расходов в ВВП постепенно увеличится с 50,1% в 2018 году до 53,6% в 2036 году, превысив докризисные значения (53% в 2014 году), говорится в прогнозе.

Потенциальный рост — 3%

Рост реальной заработной платы в долгосрочной перспективе cтабилизируется на уровне 2,6%, а в целом за 2019–2036 годы увеличение составит примерно 60%, говорится в прогнозе. «Ожидается, что рынок труда будет находиться преимущественно в равновесии.

В результате реальный темп роста заработных плат будет в течение прогнозного периода близок к темпам роста производительности труда», — говорится в документе.

Рост производительности труда достигнет пика в 2022 году — 3,2%, а затем постепенно замедлится до 2,7–2,8%.

Меры правительства (национальные проекты, пенсионная реформа, повышение доли инвестиций до 25% ВВП) обеспечат ускорение потенциальных темпов экономического роста в России до 3%, рассчитывает МЭР. В макроэкономике потенциальный ВВП — это максимальный уровень выпуска при полном использовании всех факторов производства и нормальной загрузке мощностей.

Сейчас Центробанк России оценивает потенциальный рост в 1,5–2%, Международный валютный фонд — в 1,5%.

Базовый прогноз Минэкономразвития рисует довольно оптимистичную картину: постоянный рост численности рабочей силы, в том числе благодаря росту продолжительности здоровой жизни, модернизация основных фондов, более высокая производительность труда за счет технологического обновления, цифровизации и т.д.

Даже консервативный сценарий МЭР не предполагает каких-либо шоков: ВВП после 2021 года растет в среднем на 3,1%, инфляция закладывается на уровне 4%, но рубль будет немного слабее на фоне более дешевой нефти (ниже $50 за баррель в 2019–2030 годах).

Среднегодовой номинальный курс доллара в базовом варианте поднимется с 68,8 руб. в 2025 году до 75,2 руб. в 2036 году, в консервативном — с 70,4 до 75,2 руб.

Cущественный риск — мировые кризисы, которые точно будут на таком горизонте, причем последний из них показал, что российская экономика довольно медленно восстанавливается после потрясений, указывает главный экономист Nordea Bank Татьяна Евдокимова.

Бюджетный прогноз до 2036 г

В конце прошлой недели Минфин опубликовал «Бюджетный прогноз РФ на период до 2036 г.» – документ, являющийся частью системы стратегического планирования и используемый как ориентир для определения состояния бюджетной системы и направлений бюджетной политики.

Одной из основных задач бюджетного прогноза является «снижение уровня неопределенности относительно основных приоритетов, подходов к формированию механизмов и принципов реализации бюджетной политики на долгосрочном горизонте» (стр. 2). Однако содержание бюджетного прогноза, включая определение его сценариев, оценку доходов и расходов, их динамику и т.д.

, вызывает целый ряд вопросов относительно вклада фискальной политики в достижение поставленных целей социально-экономического развития страны.

Читайте также:  Разъяснение порядка исполнения

Сценарии прогноза: больше вопросов, чем ответов

Бюджетный прогноз до 2036 г. содержит 2 сценария – базовый и консервативный, которые отличаются по «совокупности внешних и внутренних условий».

Данные сценарии, как заявляется в документе, соответствуют сценариям прогноза социально-экономического развития, утвержденного в конце 2018 г.

Описание сценариев в документе представлено достаточно кратко и в большей степени ориентировано на базовый сценарий, рассматриваемый как основной. При этом и описание сценариев (стр.

21-23 документа), и их основные параметры (приложение 1 к документу) показывают, что по многим показателям отличия между данными сценариями невелики (см. таблицу). Особенно это характерно для периода 2031-2036 гг., когда по ряду параметров между сценариями наблюдается полное совпадение (совпадают цены на нефть, курс доллара, уровень инфляции).

Прогноз до 2036

Содержание некоторых параметров прогноза не раскрыто.

Например, информация об ожидаемых темпах роста мировой экономики (которые, судя по описанию, являются одним из ключевых отличий между сценариями) представлена в крайне обобщенной форме: «замедление темпов роста до менее 3% к 2036 г.

» в базовом сценарии, и «более низкие темпы, чем в базовом сценарии» для консервативного сценария.

В ряде случаев характеристики консервативного сценария оказались такими же, как в базовом сценарии, или даже более «позитивными», однако такие особенности не получили рассмотрения в документе. Например, темпы роста инвестиций в основной капитал в консервативном сценарии после 2025 г. оказываются выше, чем в базовом (4,2% против 4,0% в 2025-2030 гг. и 3,3% против 3,0% в 2021-2036 гг. соответственно), однако пояснения по этому поводу в документе не приводятся.

В целом, близость параметров двух сценариев прогноза, а также то, что оба сценария не предусматривают каких-либо принципиальных отличий от текущей ситуации, указывает на то, что по сути оба приведенных сценария являются консервативными.

Какие задачи решает бюджетный прогноз?

Перечень основных параметров, используемых для сценариев бюджетного прогноза, содержит важную особенность: в нем перечислены как «внешние» показатели, определяющие макроэкономические условия для страны (темпы роста мировой экономики, мировые цены на нефть), так и те показатели, на которые может и должна влиять налогово-бюджетная политика (инвестиции в основной капитал, реальные доходы населения, темпы экономического роста и др.). На эту же особенность указывает и описание сценариев прогноза, где говорится о «сохранении действующей конструкции макроэкономической политики (свободное курсообразование и инфляционное таргетирование, «бюджетные правила» и соответствующие операции на валютном рынке)» (стр. 21), которая является «внутренним экономическим условием» базового сценария.

Тем самым искажается весь смысл прогнозирования, требуемого для стратегического управления развитием экономики. Вместо того, чтобы оценивать возможности бюджетной системы по воздействию на социально-экономическое развитие страны, прогноз решает совершенно иную задачу: оценивается состояние бюджетной системы в заданных макроэкономических условиях.

Задачи бюджетного прогноза в такой ситуации, по сути, превращаются в сугубо технические: остается лишь оценить объем и структуру доходов и расходов, исходя из действующих правил их формирования.

Такой прогноз не может служить инструментом, поясняющим, как именно бюджетная политика способствует достижению этих целей (и может ли она в принципе этому способствовать).

Бюджетная система будущего: экономия продолжится

Согласно бюджетному прогнозу, отношение доходов бюджетной системы к ВВП уменьшится с 35-36% ВВП в 2019-2021 гг. до 31-32% ВВП в 2034-2036 гг.

В основном это будет связано с относительным сокращением доходов федерального бюджета (прогнозируется их уменьшение с 18-19% ВВП до 14% ВВП) и доходов Пенсионного фонда РФ (с 8% до 6% ВВП, что связано с сокращением объема трансферта из федерального бюджета вследствие пенсионной реформы).

В свою очередь, изменения в федеральном бюджете связаны прежде всего с нефтегазовыми доходами: в прогноз заложены существенно более низкие цены на нефть, чем наблюдаются сейчас (текущий уровень цен назван в документе «временным»), а также сделано допущение, что вклад нефтегазового сектора в экономику и в формирование доходов бюджета сократится (условия добычи нефти и газа будут ухудшаться, возрастет объем налоговых вычетов, предоставляемых сектору). При этом доля доходов федерального бюджета, не относящихся к нефтегазовым, сохранится в течение всего прогнозного периода на уровне 10-11% ВВП.

Расходы бюджетной системы в целом относительно ВВП также несколько снизятся: с 34-35% ВВП в 2019-20201 гг. до 32% в 2034-2036 гг.

Примерно такая же тенденция предполагается в отношении федерального бюджета (снижение с  17% до 15% ВВП) и Пенсионного фонда (с 8% до 6% ВВП).

В результате, бюджетная система в целом, а также федеральный бюджет, от текущего состояния профицита с 2024 г. перейдут к дефициту в объемах до 0,5% ВВП и 0,7% ВВП соответственно.

В целом, такие характеристики бюджетной системы будущего демонстрируют исключительно консервативный подход к бюджетному планированию.

Текущее профицитное состояние бюджетной системы, указывающее на возможности увеличения расходов инвестиционного характера (что исключительно важно для достижения целей национальных проектов), объявлено «временным».

Все это формирует основу для продолжения сложившейся практики «бюджетной экономии», когда бюджетные расходы воспринимаются Минфином не как инструмент развития, а как вынужденные траты, подлежащие минимизации.

При этом, судя по документу, аналогичный подход будет применяться и в отношении налоговой политики, которая будет скорее инструментом изъятия, чем инструментом стимулирования роста. Так, на стр. 32 документа указывается, что расширение практики предоставления «налоговых льгот и преференций» является «риском для бюджетной системы».

Федеральный бюджет и расходы на национальные проекты

Особенности формирования бюджетного прогноза не позволяют установить четкой связи между расходами на национальные проекты и уровнем социально-экономического развития.

Прежде всего, расходы федерального бюджета на национальные проекты не выделены ни в составе государственных программ, ни по какому-либо иному принципу. Единственным ориентиром, указывающим на расходы, связанные с национальными проектами, является информация о создании Фонда развития объемом до 3,5 трлн. руб.

(в 2019-2024 гг.), вследствие чего в указанные годы объем расходов в рамках «бюджетного правила» увеличен на 500-600 млрд. руб. ежегодно.

Оценка изменения расходов федерального бюджета в реальном выражении (на основе ожидаемого уровня потребительской инфляции в прогнозном периоде) показывает, что в период реализации национальных проектов реальные темпы роста расходов оказываются даже ниже, чем в долгосрочном периоде (см. рисунок). Так, на горизонте 2030-2036 гг.

ежегодное увеличение расходов федерального бюджета составит около 2%, в то время как в 2020-2022 гг. этот показатель должен составить 1,3-1,5% ежегодно. Важно отметить, что ожидаемые показатели роста доходов и расходов существенно отличаются от фактических данных, характерных для последних лет. Например, в 2010-2018 гг.

изменение доходов и расходов федерального бюджета в реальном выражении имело высокую волатильность (ежегодные темпы роста доходов в реальном выражении находились в диапазоне от -7,1% до +29,0%, а расходов – от 0% до +17,4%), при этом в среднем за год доходы федерального бюджета в реальном выражении возрастали в этом периоде на 11%, а расходы – на 6%.

Прогноз до 2036

Минэкономразвития России подготовлен сдержанно-оптимистический прогноз социально-экономического развития России на период до 2036 года с учетом ожидаемых тенденций в мировой экономике, на товарных и финансовых рынках

Предполагается, что темпы роста мировой экономики на протяжении прогнозного периода будут постепенно замедляться под воздействием структурных ограничений в развитых странах и накопленных дисбалансов в развивающихся.

Замедление мирового экономического роста приведет к постепенному охлаждению спроса на энергоресурсы. Дополнительное сдерживающее воздействие на спрос на энергоносители будет оказывать распространение энергосберегающих технологий, а также технологий, использующих альтернативные источники энергии.

С учетом изложенного в базовый сценарий Минэкономразвития России заложена предпосылка о постепенном снижении цен на нефть марки «Юралс» до уровня 52 — 53 доллара за баррель в 2025 — 2030 гг. с последующим ростом в номинальном выражении темпов долларовой инфляции.

В части внутренних условий социально-экономического развития в базовый сценарий заложены следующие предпосылки.

https://www.youtube.com/watch?v=nqkWcfj2XxY\u0026pp=YAHIAQHwAQE%3D

На прогнозном горизонте продолжится реализация денежно-кредитной политики в рамках режима инфляционного таргетирования. Особое внимание Банк России продолжит уделять мониторингу рисков финансовой стабильности и ее поддержанию.

Бюджетная политика продолжит проводиться в рамках бюджетных правил, направленных прежде всего на изоляцию ключевых внутренних экономических параметров от волатильной внешнеэкономической конъюнктуры и создание условий для устойчивого экономического роста.

Тарифная политика будет проводиться в соответствии с долгосрочными принципами тарифного регулирования, приоритетом которых сохранится ограничение темпов роста цен на услуги естественных монополий уровнем инфляции.

В этих условиях не прогнозируется каких-либо существенных колебаний обменного курса рубля. За пределами среднесрочного периода ослабление рубля будет происходить темпами ниже инфляционного дифференциала, что будет обеспечиваться сравнительно высокими (по сравнению со странами — торговыми партнерами) темпами роста производительности труда.

Комплекс мер экономической политики, реализованный в 2018 — 2024 гг. (включающий национальные проекты, реформу пенсионной системы, а также ряд других мероприятий, направленных на достижение национальных целей) обеспечит ускорение потенциальных темпов роста российской экономики до уровня около 3%.

  • Это будет достигнуто за счет следующих факторов:
  • — постоянный рост численности рабочий силы в результате увеличения продолжительности жизни, роста продолжительности здоровой жизни и, соответственно, повышения уровня экономической активности населения;
  • — модернизация основных фондов, достигнутая за счет более высокого уровня и эффективности инвестиций в основной капитал;
  • — более высокая производительность труда, обусловленная технологической модернизацией, цифровизацией экономических процессов, использованием инновационных технологий, а также повышением эффективности бизнес-процессов. Важную роль здесь также будет играть донастройка системы образования;
  • — рост совокупной факторной производительности, что представляет собой синергетический эффект от вышеперечисленных структурных изменений.
Читайте также:  Средний отит стандарт

В этих условиях темпы роста ВВП стабилизируются на уровне около 3% при сохранении инфляции на целевом уровне. Изменения в структуре спроса, которые произойдут в 2019 — 2024 гг., окажутся устойчивыми и в долгосрочном периоде. Доля инвестиций в ВВП сохранится на уровне 26 — 27%, обеспечивая постоянное технологическое обновление основных средств.

После опережающего роста в среднем на 5,7% в реальном выражении в 2018 — 2024 гг. темпы роста инвестиций в основной капитал постепенно замедлятся до 3% и стабилизируются на этом уровне.

По мере введения в эксплуатацию нового оборудования, распространения новых технологических процессов и повышения эффективности управления рост производительности труда в целом по экономике будет ускоряться в период до 2024 г.

(в первую очередь за счет опережающего роста производительности труда в базовых несырьевых секторах).

В дальнейшем рост производительности труда будет постепенно замедляться по мере приближения по уровню благосостояния к развитым странам.

Постепенное увеличение рабочей силы будет трансформироваться в рост численности занятых также благодаря некоторому снижению естественного уровня безработицы, который будет достигаться благодаря расширению возможностей по оперативному поиску работы (в том числе благодаря массовому распространению цифровых технологий), а также структурному снижению уровня безработицы в отдельных регионах, в которых в настоящее время этот показатель превышает среднероссийский уровень.

Ожидается, что рынок труда будет находиться преимущественно в равновесии. В результате реальный темп роста заработных плат будет в течение прогнозного периода близок к темпам роста производительности труда.

Устойчивый рост заработных плат в реальном выражении (наряду с индексацией страховых пенсий по старости выше инфляции) создадут основу для устойчивого темпа роста потребления домашних хозяйств.

В результате расходы домашних хозяйств на конечное потребление начиная с 2025 г. будут расти темпом не ниже 3% в реальном выражении.

В течение прогнозного периода будет возрастать вовлеченность России в мировую экономическую систему (в том числе в международную торговлю).

При относительно стабильных долях в структуре ВВП экспорта и импорта товаров возрастет торговля услугами. Так, доля экспорта услуг в ВВП вырастет с 3,7% в 2017 г. до 5,3% в 2036 г.

, а доля импорта услуг в ВВП вырастет с 5,6% в 2017 г. до 8,6% в 2036 году.

В структуре товарного экспорта произойдут серьезные структурные сдвиги. Доля экспорта топливно-энергетических ресурсов снизится более чем вдвое (с 54,1% в 2017 году до 26,5% к 2036 году) в пользу продукции химической и пищевой промышленности и отрасли машиностроения.

Соответствующие изменения произойдут и в структуре произведенного ВВП. Возрастет доля сектора услуг. При снижении доли добычи полезных ископаемых возрастет доля обрабатывающей промышленности, строительного сектора.

В 2018 — 2036 годах ожидается рост производства товаров инвестиционного спроса. Важную роль продолжит играть государственный заказ, что окажет положительное влияние на развитие машиностроительного комплекса.

Устойчивая позиция сохранится в секторах-экспортерах: топливно-энергетическом комплексе, металлургии, химическом производстве.

Рост в пищевой промышленности продолжится высокими темпами с учетом продолжения реализации программы импортозамещения и развития отечественных производственных мощностей. Позитивная динамика также ожидается в отраслях легкой промышленности.

  1. Относительно рынка труда, доходов населения, здравоохранения, социальной сферы Минэкономразвития России прогнозирует, в частности, следующее.
  2. До 2036 года на рынке труда ситуация будет определяться развитием экономики России в условиях перехода на инновационный путь развития, внедрения инноваций, роста производительности труда, повышения уровня кооперации среди предприятий и организаций, будут внедряться новые технологии и форматы взаимодействия.
  3. Переходный период к новым границам пенсионного возраста закончится в 2028 году.
  4. При этом численность рабочей силы в течение всего прогнозного периода будет постепенно увеличивается с 75,8 млн человек в 2018 году до 79,2 млн человек в 2036 году.

Наряду с постепенным увеличением предложения труда спрос на труд также продолжит расти в условиях динамичного экономического роста. В результате увеличение численности рабочей силы не приведет к росту безработицы, напротив, тренд на ее снижение будет сохраняться в течение всего прогнозного периода. Уровень безработицы может снизиться с 5,2% в 2017 году до 4,3% в 2034 — 2036 годах.

  • Ожидается, что в долгосрочном периоде будут сохранены все действующие гарантии на рынке труда со стороны государства:
  • — минимальный размер оплаты труда будет ежегодно устанавливаться в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года;
  • — достигнутые уровни заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента РФ, будут поддерживаться в долгосрочной перспективе;
  • — будет сохранена практика проведения ежегодной индексации заработной платы прочих категорий работников организаций бюджетной сферы.

Кроме того, росту заработной платы будут способствовать устойчивый экономический рост и увеличение производительности труда. В результате рост реальной заработной платы в долгосрочной перспективе стабилизируется на уровне 2,6%, а в целом за 2019 — 2036 гг. увеличение составит 1,6 раза.

Повышению реальных располагаемых доходов населения одновременно будет способствовать устойчивый и динамичный экономический рост, стабильный и низкий уровень инфляции, а также постепенное увеличение наиболее весомых доходных компонентов за счет мер государственной политики (оплата труда, пенсионное обеспечение, социальные выплаты) и снижение расходных компонентов (процентная ставка по ипотечному кредитованию). Так, по оценке Минэкономразвития России, рост реальных располагаемых денежных доходов населения в прогнозном периоде будет постепенно ускоряться и в среднем составит 2,0% в 2019 — 2024 гг., 2,5% в 2025 — 2030 гг., в 2031 — 2036 гг. увеличится до 2,7%.

  1. В сфере образования к 2036 году будет создана современная и безопасная цифровая образовательная среда, обеспечивающая высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, модернизирована система профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, сформирована система непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими.
  2. До 2036 года будет обеспечен качественный прорыв в системе здравоохранения, внедрены инновационные разработки в области диагностики, лечения и профилактики заболеваний, будет обеспечено в числе прочего:
  3. сокращение смертности населения от основных видов заболеваний, связанное с развитием превентивной медицины, широким охватом граждан профилактическими осмотрами и скрининговыми программами;
  4. увеличение числа инфекций, управляемых средствами специфической иммунопрофилактики, расширение национального календаря профилактических прививок;
  5. развитие регенеративной медицины;
  6. развитие ядерной медицины;
  7. применение систем неинвазивной визуализации;
  8. полная информатизация здравоохранения.
  9. Широкое развитие получат дистанционные технологии общения врача и пациента, телемедицина, будут внедрены индивидуальные электронные системы, отслеживающие основные параметры здоровья пациента.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года

  • В долгосрочной перспективе сохранится динамика поступательного развития агропродовольственного сектора, определяемая следующими основными тенденциями:
  • – Развитием рынка биотехнологий, позволяющих решить большинство проблем экономического и экологического характеров. Применение селекционно-генетических инноваций приведет к производству сортов растений повышенной урожайности и устойчивых к неблагоприятным условиям, болезням и вредителям, а также созданию новых продуктивных пород скота и птицы в животноводстве;
  • – Активным развитием рынка органической продукции, получившим широкое распространение в высокоразвитых странах. Обладая пригодными земельными ресурсами и возрастающим мировым спросом на данную продукцию, Россия имеет огромный потенциал развития рынка экологически безопасного и здорового питания с дальнейшим выходом на мировой рынок;
  • – Углублением интеграции российского агропродовольственного рынка в мировую систему торговых отношений;
  • – Усилением конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках.
  • Основными факторами, определяющими прогнозируемую динамику развития агропромышленного комплекса в долгосрочной перспективе, являются:
  • – Природно-климатические факторы;
  • – Макроэкономическая ситуация на внешнем и внутреннем рынке;
  • – Повышение спроса за счет роста реальных располагаемых доходов населения;
  • – Реализация мер государственной поддержки, целью которых повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках; обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК; устойчивое развитие сельских территорий; воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, экологизация производства;
  • – Интенсивность инновационного обновления производства;
  • – Реализация экспортного потенциала организациями АПК.
  • Главными факторами развития растениеводства в долгосрочный период будут: активное внедрение интенсивных технологий по мелиорации земель, улучшение способов обработки почвы и посевов, применение минеральных и биоудобрений, эффективных средств защиты растений, уменьшение потерь при хранении урожая, создание и внедрение в производство высокоурожайных и устойчивых к болезням и вредителям сельскохозяйственных культур, применение современной эффективной сельскохозяйственной техники.
  • Ключевые факторы развития животноводства связаны с обновлением племенного состава скота, созданием современных и высокоэффективных комплексов индустриального типа, совершенствованием кормовой базы, созданием современных предприятий по убою, первичной и более глубокой переработке мяса, консолидацией и развитием экспортного потенциала.

Таким образом, с учетом указанных факторов к 2030 году ожидается увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции на 31,6% относительно 2018 года, пищевой промышленности – в 1,7 раза. К 2036 году рост производства продукции сельского хозяйства составит 55,0% относительно 2018 года, производство пищевых продуктов вырастет в 2,1 раза.

Таблица 23. Рост (снижение) производства основных видов продукции агропромышленного комплекса

в % к соотв. периоду предыдущего года 2018 среднее значение за период 2036 к 2018, %
2019 – 2024 2025 – 2030 2031 – 2036
Сельское хозяйство 1,1 2,1 2,6 2,8 55,0
Зерно (в весе после доработки) -15,8 1,7 1,5 1,4 31,6
Сахарная свекла -15,0 0,7 1,0 1,3 19,8
Подсолнечник 0,6 1,4 1,5 1,5 30,5
Картофель 1,1 1,0 0,8 1,2 19,5
Овощи 1,3 2,1 1,4 1,4 34,4
Скот и птица (в живом весе) 2,8 0,6 0,7 0,9 16,2
Молоко 1,2 0,6 0,7 0,7 12,6
Производство пищевой продуктов 3,2 4,5 4,1 3,8 106,5
Масла растительные нерафинированные 1,2 1,8 1,8 1,6 36,1
Читайте также:  Справка о фоновых концентрациях

Источник: Росстат, расчеты Минэкономразвития России

В 2030 году валовой сбор зерна прогнозируется на уровне 138 млн тонн, что на 21,1% выше 2018 года. Экспорт составит порядка 50,5 млн тонн, на 28,8% выше уровня 2018 года.

Основными факторами роста производства зерна будут растущий экспортный спрос, а также увеличение объемов внутреннего потребления, включая его использование на глубокую переработку.

В долгосрочной перспективе увеличение объемов рынка зерна потребует дальнейшей модернизации его сегментов, включающих использование передовых технологий производства и переработки зерновых культур, совершенствование внутренней и экспортоориентированной транспортно-логистической зернопроводящей сети. К 2036 году производство зерна за счет использования современных технологий увеличится до 150 млн тонн, что на 31,6% выше показателя производства в 2018 году. Экспорт превысит уровень 2018 года на 42,9% и составит порядка 56 млн тонн.

Дальнейший рост производства подсолнечника и других масличных культур будет стимулироваться повышением спроса на внутреннем и мировом рынке.

Прогнозируемый урожай подсолнечника в 2030 году увеличится на 19,0% по сравнению с 2018 годом и составит 12,5 млн тонн. Выпуск масел растительных вырастет на 23,8% и составит 7,2 млн тонн.

В условиях ограничения значительного расширения посевных площадей под подсолнечником в силу аграрно-климатических факторов основной точкой роста производства масличных культур в перспективе будет являться увеличение посевных площадей под такими культурами как соя, рапс, лен масличный, рыжик. К 2036 году производство подсолнечника вырастет на 30,5% по сравнению с 2018 годом и составит 13,7 млн тонн. Выпуск масел растительных увеличится на 36,1% по сравнению с 2017 годом и составит 8,0 млн тонн.

В долгосрочном периоде развитие свеклосахарной отрасли будет обусловлено скоростью наращивания производственных мощностей, складских емкостей хранения продукции, решения проблемы транспортно-логистической инфраструктуры, продолжительности непрерывной работы сахарозаводов, неконтролируемого ввоза сырцового сахара из стран Таможенного союза, снижения потерь сахарной свеклы при хранении. По оценке Минэкономразвития России, к 2030 году производство сахарной свеклы будет выше средних показателей производства за последние пять лет (с 2013 по 2017 годы) на 13,7%, относительно 2018 года рост производства сахарной свеклы составит 10,8 процента. К 2036 году производство сахарной свеклы вырастет на 19,5% относительно уровня 2018 года.

Развитие производства плодоовощной продукции до 2036 года в основном связано с ростом доходов населения и смещением потребительского спроса в сторону более здоровых продуктов питания.

Также росту производства будет способствовать дальнейшее развитие агротехнологий и строительство современных мощностей по хранению и первичной переработке. Рост валового сбора овощей в 2030 году к 2018 году составит 23,4%, картофеля – 11,3 процента.

К 2036 году относительно 2018 года производство овощей вырастет на 34,4%, картофеля – 19,5 процента.

В долгосрочном периоде наиболее существенные сдвиги в животноводстве сопряжены с повышением интенсификации и ростом концентрации производства.

Долгосрочное развитие мясного животноводства связано с увеличением доходов населения и постепенным смещением спроса на потребление более ценных в пищевом отношении продуктов животного происхождения. При этом мясной подкомплекс в значительной степени должен развиваться на инновационной основе с широким привлечением лучших отечественных и зарубежных технологий, селекционных достижений.

Выявление наиболее емких и доступных зарубежных рынков сбыта животноводческой продукции является дополнительным источником роста мясной отрасли.

Приоритетное направление и мощный подъем в развитии должно получить специализированное мясное скотоводство.

Формируется тенденция к росту численности поголовья крупного рогатого скота, повысится удельный вес откормочного скота от специализированных мясных пород, выращиваемых на откормочных площадках, а также наращивания промышленных объемов бройлерного производства и откармливаемого поголовья гибридных свиней интенсивного мясного типа.

К 2030 году производство скота и птицы на убой вырастет на 13,9% к 2018 году, к 2036 году – 16,2% соответственно.

В структуре реализации скота и птицы на убой лидирующие позиции останутся за производством свиней и птицы, подкрепленные устойчивым спросом населения на дешевое мясо.

В 2030 году производство свиней на убой вырастет на 17,1% к 2018 году, производство мяса птицы – на 8,8 процентов.

Однако в ближайшей перспективе с учетом существующих объемов производства и высоким уровнем внутреннего самообеспечения и пока еще низкими объемами экспортных поставок приросты производства ключевых подотраслей животноводства замедлятся.

Для дальнейшего эффективного развития свиноводства и птицеводства основными задачами станут увеличение объемов глубокой переработки мясного сырья и переход на безотходные технологии, развитие племенной базы, реализация мер по предупреждению распространения и ликвидации АЧС и иных болезней на территории России.

Так, производство свинины на убой в живом весе к 2036 году относительно 2018 года вырастет на 27,4%, производство птицы на убой в живом весе увеличится на 13,5 процентов.

  1. Увеличение производства крупного рогатого скота к 2030 году на 2,5% по отношению к 2018 году, к 2036 году на 6,7% соответственно произойдет на фоне стабильного платежеспособного спроса со стороны потребителей, наращивания новых производственных мощностей благодаря существенной государственной поддержке.
  2. Прогнозируется развитие мясного овцеводства, табунного коневодства и северного оленеводства, а также увеличение производства мяса индейки, гусей, уток и прочих видов.
  3. Современная технология производства мяса и продукции его переработки основана на использовании высокопродуктивных гибридов, полнорационных кормов, применении комплексной механизации и автоматизации технологических процессов выращивания молодняка и содержания взрослой птицы, системы ветеринарно-профилактических мероприятий, глубокой переработки и хранения продукции, создании логистических центров.

Молочная отрасль будет развиваться умеренными темпами.

Основной прирост будет обеспечен за счет корпоративного сектора, где вследствие высокой доходности в последние годы наблюдается рост инвестиционных вложений, и основной акцент у производителей делается на использование усовершенствованных технологий производства молока и развитие генетического потенциала. Рост производства сырого молока к 2024 году составит 3,8% по отношению к 2018 году.

  • В долгосрочной перспективе положительные тенденции в отрасли будут связаны с ростом потребительского спроса на молоко и молочные продукты, вследствие популярности здорового образа жизни, повышением уровня качества, а также конкурентоспособности отечественной молочной продукции, увеличением продуктивности коров, расширением ассортимента и применением нового оборудования и технологий, повышением инвестиционной привлекательности в отрасли.
  • Производство сырого молока в 2030 году к 2018 году, по оценке, вырастет на 8,0%, к 2036 году рост производства составит 12,6 процентов соответственно.
  • Рыбопромышленный комплекс
  • По оценке Минэкономразвития России, в 2024 году ожидается увеличение темпа роста добычи (вылова) водных биологических ресурсов до 113,9% относительно 2018 года, объема производства рыбы переработанной и консервированной, ракообразных и моллюсков – 111,8%, в 2030 году темп роста добычи (вылова) водных биологических ресурсов составит 131,8%, объем производства рыбы переработанной и консервированной, ракообразных и моллюсков – 122,2% относительно 2017 года, что будет обусловлено строительством и модернизацией рыбопромышленных предприятий с целью увеличения объемов выпуска рыбной продукции с высокой степенью переработки.

Одновременно важной задачей для рыбохозяйственного комплекса является развитие аквакультуры.

Низкая доля продукции товарного рыбоводства в общем объеме добычи (вылова) водных биологических ресурсов в Российской Федерации свидетельствует о том, что потребность в продукции, произведенной из рыбы, моллюсков водных растений в настоящее время успешно обеспечивается за счет добычи (вылова) некультивируемых водных биологических ресурсов. Развитие данного сегмента отечественного рыбохозяйственного комплекса может способствовать снижению давления на некоторые запасы водных биологических ресурсов. Вместе с тем расширение производства товарного выращивания, включая производство посадочного материала может обеспечить потребность внутреннего рынка на некоторые виды продукции даже с учетом отказа от импорта аналогичных товаров. Также развитие аквакультуры способно оказать благоприятное воздействие на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации.

В долгосрочной перспективе прогнозируется рост объема добычи (вылова) водных биологических ресурсов к 2036 году на 56,3% по сравнению с уровнем 2018 года, объема производства рыбы переработанной и консервированной, ракообразных и моллюсков на 40,7 процентов.

К факторам, определяющим темпы роста добычи (вылова) водных биологических ресурсов и рыбной продукции в прогнозный период можно отнести ориентацию океанического промысла водных биологических ресурсов на исключительную экономическую зону России и на добычу (вылов) наиболее массовых и валютоемких объектов промысла, а также развитие аквакультуры.

Таблица 24. Динамика производства продукции рыбохозяйственного комплекса

в % к соотв. периоду предыдущего года 2018 среднее значение за период 2036 к 2017, %
2019 – 2024 2025 – 2030 2031 – 2036
Добыча (вылов) водных биоресурсов 2,2 2,7 2,5 2,9 56,3
Производство рыбы переработанной и консервированной, ракообразных и моллюсков — 0,4 2,7 2,9 3,9 40,7

Источник: Росстат, расчеты Минэкономразвития России

Однако, учитывая, что подавляющее большинство объектов добычи (вылова) являются природными ресурсами (водные биологические ресурсы) и подвержены значительному воздействию состояния природной среды в целом, а также имеют цикличный характер роста численности, не всегда поддающийся точному прогнозированию, существует вероятность сокращения численности основных промысловых видов водных биоресурсов, что в свою очередь может отразиться на объемах добычи (вылова) водных биологических ресурсов и производства рыбной продукции.