Новое

Проверка без взаимодействия

Юридический отдел «Факультета медицинского права»

Продолжая тему изменений, внесенных в Федеральный закон от 26.12.

2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ-294), в настоящей статье мы затронем еще ряд нововведений – введение мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемыми лицами, а также легализация контрольной закупки. Что касается второго, то, как говорится, новое – это хорошо забытое старое.

Проверка без взаимодействия

Напоминаем, что изменения в базовый закон о проверках были внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ и вступают в силу 01 января 2017 года.

Мероприятия по контролю без взаимодействия с проверяемыми лицами

С 1 января 2017 года деятельность по контролю органами надзора будет осуществляться не только посредством организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — ЮЛ/ИП), но и посредством организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, а также мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с ЮЛ/ИП (далее – мероприятия без взаимодействия).

К мероприятиям без взаимодействия относятся:

  • плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети «Интернет» и средствах массовой информации;
  • другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами (на сегодняшний день еще не приняты).

{IKRA:banners}

Мероприятия без взаимодействия проводятся органами государственного надзора (контроля) в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя контролирующего органа.

Проверка без взаимодействия

Порядок оформления и содержание таких заданий, и порядок оформления…

Доступ к платным сервисам kormed.ru

Мораторий на проверки: как работает госконтроль в 2022 году

В 2022 году введены ограничения на проведение проверок, выдачу предписаний и привлечение к административной ответственности (Постановление Правительства РФ № 336 от 10 марта 2022 года). Это одна из мер поддержки организаций в кризис. На плановые проверки наложен мораторий, за рядом исключений. Если объект относится к категории чрезвычайного риска, его проверят.

Внеплановые проверки разрешены в случаях, когда нарушения, допущенные УО, влекут причинение вреда гражданам, ущерб имуществу и государству. Но во многих случаях органы надзора вправе только выдавать предостережение.

Пояснения по некоторым вопросам организации и проведения контрольно-надзорной деятельности даны в письме Минэкономразвития РФ от 24 марта 2022 №Д24и-8436.

Когда жалоба гражданина будет основанием для внеплановой проверки УО

Жалоба гражданина в рамках защиты его прав — это основание для проведения внеплановой проверки работы УО в рамках лицензионного контроля и госжилнадзора (абз. 7 пп. «а» п. 3 ПП РФ № 336).

Но есть обязательное условие — это наличие прямой взаимосвязи между угрозой нарушения УО обязательных требований и правами конкретного заявителя. Если указанные в жалобе нарушения УО не причинили ущерба или вреда, не нарушили права заявителя, внеплановую проверку не проведут.

Могут ли провести проверку без взаимодействия с контролируемым лицом

Надзорные органы могут провести проверку без взаимодействия с контролируемыми лицами, а также профилактические мероприятия, в том числе объявить предостережение о недопустимости нарушений (п. 10 ПП РФ № 336).

Но по итогам таких проверок нельзя выдавать предписания об устранении нарушений обязательных требований (п. 7 ПП РФ № 336).

На время запрета контрольных визитов надзорный орган может предложить проверяемым лицам проводить дополнительные профилактические визиты. Их нужно внести в программы профилактики нарушений обязательных требований на 2022 год. Общественное обсуждение таких программ при этом не требуется.

Предписание выдали до 10 марта 2022: как контролирующий орган проверит его исполнение

Если предписание выдали до появления постановления правительства № 336, и срок его исполнения истёк после вступления постановления в силу, предписание автоматически продлевается на 90 календарных дней (абз. 1 п. 8 ПП РФ № 336).

Если нарушения, из-за которых было выдано предписание, не влекут причинения вреда или ущерба, указанных в абз. 2 п. 7 ПП РФ № 336, надзорный орган проверит их исполнение только по имеющимся у него сведениям и документам.

Исключения составляют случаи, когда контролируемое лицо должно представить документы или данные об исполнении требований надзорного ведомства для получения или возобновления лицензии.

При отсутствии необходимых документов ведомство может вынести предостережение.

В каких случаях выдадут предписание после 10 марта 2022

После 10 марта 2022 года (после вступления в силу Постановления № 336) надзорный орган вправе выдать предписание об устранении нарушений, если по результатам проверки выявили факты непосредственной угрозы причинения вреда жизни, тяжкого вреда здоровью, возникновения ЧС, ущерба обороне страны и безопасности государства (абз. 2 п. 7 ПП РФ № 336).

Под непосредственной угрозой следует понимать высокую степень вероятности в краткосрочной перспективе причинения соответствующего вреда, ситуацию, когда отсутствие мер реагирования контрольных органов может повлечь наступление негативных последствий.

Если подобных нарушений выявлено не было, контролирующий орган может зафиксировать в акте иные нарушения, но выдаёт не предписание, а предостережение.

Если было выдано предписание, но без взаимодействия с лицом надзорный орган не может оценить его исполнение, ведомство вправе провести внеплановую выездную проверку (абз. 6 пп. «а» п. 3 ПП РФ № 336).

В каких случаях проверяемое лицо могут привлечь к административной ответственности

Нарушителей обязательных требований могут привлечь к административной ответственности, если в ходе проверки были выявлены признаки нарушений (п. 3 ч. 2 ст. 90 № 248-ФЗ).

После 10 марта 2022 года привлечь контролируемое лицо к ответственности можно только по результатам проверки, проведённой со взаимодействием с таким лицом (п. 9 ПП РФ № 336). Требование распространяется на признаки любых нарушений обязательных требований, в том числе сведений о нарушениях, полученных от граждан, организаций, органов власти и СМИ.

Если контрольное мероприятие провели без взаимодействия с нарушителем, надзорный орган не вправе привлечь его к административной ответственности и возбудить дело.

Иногда из-за ограничений, введённых ПП РФ № 336, надзорный орган не может оценить указывающие на состав административного нарушения данные.

В таком случае он отказывает в возбуждении дела об административном правонарушении и может объявить контролируемому лицу предостережение.

Ограничения на возбуждение административных дел не распространяются на случаи, когда надзорный орган выявил признаки преступления или основания для этого получены в ходе проверки со взаимодействием с контролируемым лицом, вне зависимости от даты начала такой проверки.

Получить системное представление о тенденциях новейшей практики применения 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» с учетом моратория, практические рекомендации по выстраиванию линии правовой защиты прав компании при общении с проверяющими по 248-ФЗ вы сможете на курсе повышения квалификации: «Защита прав юридических лиц при проведении контроля (надзора) по Федеральному закону № 248-ФЗ: комментарий законодательства и правоприменительная практика».

Новый порядок организации, проведения и оформления контрольной деятельности согласно 248-ФЗ, с учетом 247-ФЗ от 31.07.2020 года в соотношении с 170-ФЗ от 11.06.2021 года разберём на курсе повышения квалификации: «Актуальные вопросы деятельности органов местного самоуправления по организации и осуществлению муниципального контроля в соответствии с последними изменениями законодательства».

Проведение проверки контролирующим органом (прокурор разъясняет)

Проверки субъектов предпринимательской деятельности проводятся органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020

  • № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
  • Виды контрольных (надзорных) мероприятий
  • Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий (далее-КНМ): 1) контрольная закупка; 2) мониторинговая закупка;3) выборочный контроль; 4) инспекционный визит; 5) рейдовый осмотр; 6) документарная проверка; 7) выездная проверка.
  • Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие КНМ (далее – КНМ без взаимодействия): 1) наблюдение за соблюдением обязательных требований; 2) выездное обследование.
  • Основанием для проведения КНМ может быть:
  • 1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
  • 2) наступление сроков проведения КНМ, включенных в план проведения;
  • 3) поручение Президента, Правительства РФ о проведении КНМ в отношении конкретных контролируемых лиц;
  • 4) требование прокурора о проведении КНМ в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • 5) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований — в случаях, установленных частью 1 статьи 95 248-ФЗ;
  •  6) наступление события, указанного в программе проверок, если законом о виде контроля установлено, что КНМ проводятся на основании программы проверок.
  • КНМ без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа.
  • Требования к проведению проверок

Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением тех, что проводятся без взаимодействия, могут проводиться на плановой и внеплановой основе только путем совершения инспектором и лицами, привлекаемыми, следующих действий: 1) осмотр; 2) досмотр; 3) опрос; 4) получение письменных объяснений; 5) истребование документов; 6) отбор проб (образцов); 7) инструментальное обследование; 8) испытание; 9) экспертиза; 10) эксперимент.

  1. Положением о виде контроля устанавливаются контрольные (надзорные) действия, совершаемые в рамках конкретного вида КНМ.
  2. КНМ подлежат проведению с учетом внутренних правил и (или) установлений контролируемых лиц, режима работы объекта контроля, если они не создают непреодолимого препятствия по проведению КНМ.
  3. Срок непосредственного личного взаимодействия инспектора и контролируемого лица в рамках проведения внеплановых контрольной закупки, мониторинговой закупки, выборочного контроля не может превышать один рабочий день.
  4. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
  5. При проведении КНМ, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом инспектором предъявляются служебное удостоверение, заверенная печатью бумажная копия либо решение о проведении КНМ в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, а также сообщается учетный номер КНМ в едином реестре.
  6. По требованию контролируемого лица инспектор обязан предоставить информацию об экспертах, экспертных организациях и иных лицах, привлекаемых для проведения КНМ, в целях подтверждения полномочий.
  7. В случае, если проведение КНМ оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия, инспектор составляет акт о невозможности проведения мероприятия с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения мероприятия.
  8. В указанном случае уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа вправе принять решение о проведении в отношении контролируемого лица такого же контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного уведомления контролируемого лица и без согласования с органами прокуратуры.
  9. Уклонение контролируемого лица от проведения КНМ или воспрепятствование его проведению влечет ответственность, установленную федеральным законом.
  10. Срок проведения КНМ, может быть приостановлен уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа на основании мотивированного представления инспектора в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, на срок осуществления экспертиз или испытаний.
  11. Ваши права
  12. Контролируемое лицо при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля имеет право:
  13. 1) присутствовать при проведении профилактического мероприятия, КНМ, давать пояснения по вопросам их проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами;
  14. 2) получать от контрольного (надзорного) органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия, КНМ и предоставление которой предусмотрено законами;
  15. 3) получать информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового КНМ, в том числе в случае проведения указанного мероприятия по требованию прокурора о проведении КНМ в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;
  16. 4) знакомиться с результатами КНМ, сообщать органу о своем согласии или несогласии с ними;
  17. 5) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, решения контрольного (надзорного) органа, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законом;
  18. 6) привлекать Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проведении КНМ (за исключением тех, что не требуют взаимодействия).
  19. Инспектор не вправе:
  20. 1) оценивать соблюдение обязательных требований, если она не относится к полномочиям органа;
  21. 2) проводить КНМ, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением гос.органа;
  22. 3) проводить КНМ, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица, за исключением тех, что не требуют взаимодействия;
  23. 4) отбирать пробы (образцы) продукции (товаров), материалов, веществ для проведения их исследований (испытаний) и измерений с нарушением установленных требований к их отбору, в том числе требований к количестве, правил отбора, методов исследования и измерений;
  24.  5) требовать представления документов, информации, проб (образцов) продукции (товаров), материалов, веществ, если они не относятся к предмету КНМ, а также изымать оригиналы таких документов;
  25. 6) требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, ранее представленные или имеющиеся в распоряжении иных государственных органов;
  26. 7) распространять информацию и сведения, составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну;
  27. 8) требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения КНМ;
  28. 9) осуществлять выдачу контролируемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет КНМ и совершении контрольных (надзорных) действий;
  29. 10) превышать установленные сроки проведения мероприятий;
  30. 11) препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, КНМ, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено законами и если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.
  31. Оформление результатов КНМ
  32. По окончании проведения КНМ, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт.
Читайте также:  Правовой департамент администрации краснодарского края

В случае, если по результатам мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте указывается какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом установлено. В случае устранения нарушения до окончания проведения КНМ в акте указывается факт его устранения.

Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы должны быть приобщены к акту.

  • Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.
  • Ознакомление с результатами
  • Вы либо Ваш представитель вправе знакомится с содержанием акта на месте проведения КНМ.

Контролируемое лицо подписывает акт. При отказе или невозможности подписания акта в нем делается соответствующая отметка.

Решения, принимаемые по результатам КНМ

В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при КНМ сведения об этом вносятся в единый реестр. Инспектор вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

  1. В случае выявления нарушений контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:
  2. 1) выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля;
  3. 2) незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном отзыве продукции (товаров), представляющей опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды, о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных объектов и о доведении до сведения граждан, организаций любым способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении КНМ установлено, что деятельность представляет непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен;
  4. 3) при выявлении в ходе КНМ признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в гос.орган или принять меры к привлечению виновных к ответственности;
  5. 4) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений, вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;
  6. 5) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
  7. Возражения в отношении акта контрольного (надзорного) мероприятия
  8. В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте Вы вправе направить жалобу.
Читайте также:  Полномочия инспектора по труду

Постановление Правительства РФ от 28.04.2021 № 663 утвержден перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 года. В перечне содержатся 62 вида наиболее распространенных видов государственного контроля (надзора).

Подать жалобу на решения контрольно-надзорных органов и их должностных лиц в досудебном порядке можно с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг через специальный цифровой сервис «Жалоба на решение контрольного органа».

При подаче жалобы ИП она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

К жалобе может быть приложена позиция уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, относящаяся к предмету жалобы. Ответ на позицию Уполномоченного направляется уполномоченным органом лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.

Трудпро » мероприятия по контролю без взаимодействия с проверяемыми

Идея контроля (надзора) и проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без взаимодействия с самими проверяемыми — не нова. Подобные заочные проверки уже предусмотрены ст. 8.

3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. No 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

  • Проект приказа Минтруда РФ с длинным названием: «Об утверждении Порядка оформления и содержания заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в части специальной оценки условий труда и Порядок оформления результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов содержащих нормы трудового права, в части специальной оценки условий труда» доступен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 02/08/11-18/00085763).
  • В чем же «фишка» проекта и его цель, которой пытается добиться разработчик (Минтруд)? Что бы это понять, лучше всего процитировать фрагменты самого проекта:
  • «Задание на проведение плановых мероприятий по государственному контролю без взаимодействия оформляется в виде плана мероприятий по контролю на календарный год, утверждаемого руководителем территориального органа Федеральной службы по труду и занятости (далее — Служба).
  • Задание на проведение внеплановых мероприятий по государственному контролю без взаимодействия утверждается руководителем (зам. руководителя) территориального органа Службы на основании:
  • а) докладной записки федерального государственного гражданского служащего территориального органа Службы, на которого возложены функции государственного контроля без взаимодействия, на имя руководителя (заместителя руководителя) этого территориального органа, составленной в соответствии с полученной информацией о возможных нарушениях или признаках нарушения трудового законодательства и законодательства о специальной оценке условий труда;
  • б) поручения центрального аппарата Службы, подготовленного в соответствии с полученной информации о возможных нарушениях или признаках нарушения трудового законодательства и законодательства о специальной оценке условий труда».

Если кратко – мероприятия по контролю проводятся на основе заданий руководителей территориальных органов Роструда. Они могут быть плановые и внеплановые. С плановыми всё стандартно — составляется годовой план мероприятий и «счастливчиков», попавших «на карандаш», ждет заочная проверка. А вот внеплановые задания могут возникать по двум причинам:

  1. 1) Сотрудники Роструда подозревают, что где-то планируется или уже произошло нарушение.
  2. 2) Центральный аппарат Роструда сам дает такое поручение, предполагая возможность нарушения трудового законодательства (в частности — СОУТ).
  3. Что же, по мнению Минтруда должно происходить дальше?

Итоги проверки «без взаимодействия» должны оформляться актом. Если нарушения действительно обнаружены, то незадачливый предприниматель (юр. лицо) получит от Роструда предостережение, которое не просто должен исполнить, но и по всей форме отчитаться об устранении выявленных нарушений. Кстати, единая форма «уведомления об исполнении предостережения…

» в природе существует. Как альтернатива, предусмотрена и форма «возражения на предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований», но этот шаг предназначен для смелых и уверенных в себе проверяемых. Если ИП (юр. лицо) проигнорирует выданное предостережение, то его ждет уже настоящая внеплановая проверка, предусмотренная проектом приказа.

Главное, не забывать, что речь здесь идет о нарушениях норм трудового права, в части специальной оценки условий труда, а сам приказ — только в проекте.

Прикрепленные файлы: Об утверждении Порядка оформления и содержания заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия ….pdf 296 КБ Уведомление об исполнении предостережения.pdf 119 КБ Возражения на предостережение о недопустимости нарушения.pdf 120 КБ

«Охрана труда в России» (www.ohranatruda.ru) Ева Панина

«Какие виды контрольных (надзорных) мероприятий предполагают взаимодействие с предпринимателями в соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»? | Общественная палата Хабаровского края

  • Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся при взаимодействии с контролируемым лицом и без взаимодействия с ним.
  • Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий: контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка.
  • Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие мероприятия: наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование.

Положением о виде контроля устанавливаются контрольные (надзорные) мероприятия из числа вышеуказанных, проводимые в рамках конкретного вида контроля. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия не требуют дополнительного указания в положении о виде контроля.

Так, контрольная закупка – контрольное мероприятие, в ходе которого инспектором совершаются действия по созданию ситуации для осуществления сделки в целях оценки соблюдения обязательных требований при продаже продукции (товаров), выполнении работ, оказании услуг потребителям, может проводится в дистанционной форме, проводится без предварительного уведомления контролируемого лица, срок проведения контрольной закупки определяется периодом времени, в течение которого обычно осуществляется сделка (ст. 67 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»  (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ).

Мониторинговая закупка – контрольное мероприятие, в ходе которого инспектором совершаются действия по созданию ситуации для осуществления сделки в целях последующего направления продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на испытание, экспертизу, а также проведения исследования продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на предмет их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству, может проводится в дистанционной форме, проводится без предварительного уведомления контролируемого лица, срок проведения мониторинговой закупки определяется периодом времени, в течение которого обычно осуществляется сделка и проводятся необходимые инструментальное обследование, испытание или экспертиза (ст. 68 Федерального закона № 68-ФЗ).

Выборочный контроль – контрольное мероприятие, проводимое по месту хранения, применения (эксплуатации) и (или) реализации продукции (товаров), представляющее собой инструментальное обследование и (или) отбор проб (образцов) продукции (товаров) в целях подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству, проводится без предварительного уведомления, срок проведения определяется периодом времени, в течение которого обычно проводятся изъятие проб (образцов) соответствующей продукции (товаров) и необходимые экспертизы (ст. 69 Федерального закона         № 248-ФЗ).

Инспекционный визит – контрольное мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта, проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля, осуществляется без предварительного уведомления, срок проведения в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день (ст. 70 Федерального закона № 248-ФЗ).

Рейдовый осмотр – контрольное мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) производственных объектов, которыми владеют, пользуются или управляют несколько лиц, находящиеся на территории, на которой расположено несколько контролируемых лиц, проводится в отношении любого числа контролируемых лиц, осуществляющих владение, пользование или управление производственным объектом, может осуществляться в форме совместного (межведомственного) контрольного (надзорного) мероприятия. Срок проведения рейдового осмотра не может превышать десять рабочих дней, при этом время взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день, возможно проведение без предварительного уведомления (ст. 71 Федерального закона № 248-ФЗ).

Документарная проверка – контрольное мероприятие, которое проводится по месту нахождения контрольного (надзорного) органа и предметом которого являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений контрольного (надзорного) органа, срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней, должностные лица органов контроля (надзора) вправе направить  в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение десяти рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в контрольный (надзорный) орган указанные в требовании документы (ст. 72 Федерального закона № 248-ФЗ).

Выездная проверка –  комплексное контрольное мероприятие, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений контрольного (надзорного) органа, о проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала, срок проведения – не может превышать десять рабочих дней (ст. 73 Федерального закона № 248-ФЗ).

Читайте также:  Пункт передержки животных

Виды контрольно-надзорных мероприятий по Закону № 248-ФЗ с 2021 года

Статья 56 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» сразу делит виды контрольных (надзорных) мероприятий по признаку наличия или отсутствия взаимодействия между контролируемым лицом и инспекторами органа контроля (надзора).

Так, взаимодействием являются:

  • встречи, телефонные и иные переговоры – это непосредственное взаимодействие между инспектором и контролируемым лицом, его представителем;
  • запрос документов, иных материалов;
  • присутствие инспектора в месте ведения деятельности контролируемого лица (кроме присутствия на общедоступных производственных объектах).

Такое взаимодействие с контролируемым лицом допустимо при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:

  • контрольная закупка;
  • мониторинговая закупка;
  • выборочный контроль;
  • инспекционный визит;
  • рейдовый осмотр;
  • документарная проверка;
  • выездная проверка.

Перечисленные мероприятия могут быть плановыми и внеплановыми. При принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия орган разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований – соответствие или отклонение от параметров.

Подробнее об этом см. «Что такое индикаторы риска нарушения обязательных требований и их примеры».

Периодичность плановых контрольных (надзорных) мероприятий определяют по каждому их для каждой категории риска.

Без взаимодействия с контролируемым лицом разрешены следующие контрольные (надзорные) мероприятия (при любых видах контроля на основании ведомственного задания):

  • наблюдение за соблюдением обязательных требований;
  • выездное обследование.

Отметим, что это исчерпывающие перечни видов контрольных (надзорных) действий. Каждый из них на нашем сайте рассмотрен подробно в отдельном материале. Ещё их называют контактные и бесконтактные способы контроля.

Проведение оценки соблюдения обязательных требований невозможна иными способами, кроме перечисленных выше.

Где установлены конкретные виды мероприятий

Положение о виде контроля устанавливает:

  • контрольные (надзорные) мероприятия из числа перечисленных, проводимые в рамках конкретного вида контроля;
  • перечень допустимых контрольных (надзорных) действий в составе каждого такого мероприятия.

А вот контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия не требуют дополнительного указания на их проведение в положении о виде контроля.

Так, например, Положение о федеральном госконтроле (надзоре) в области защиты прав потребителей (утв. постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 № 1005) предусматривает все виды контрольных (надзорных) мероприятий из ст. 56 Закона № 248-ФЗ (кроме плановых).

Проверки общественного питания в 2023 году: обзор изменений и нововведений — Еда на vc.ru

18 пунктов, важных для руководителей общепита: предостережения, штрафы или дисквалификации инспектора, периодичность проверок, проверочные листы, обжалование проверок, ФЗ-248, риск-ориентированный подход, профилактические визиты, мораторий, жалобы на роспотребнадзор и многое другое.

{«id»:603805,»gtm»:null}

Иван Позняков

специалист по ХАССП в общепите (haccp-likbez.ru)

Проверка роспотребнадзора – это всегда дополнительный стресс для руководителя предприятия общественного питания. Особенно страшно, когда инспектор приходит без предупреждения.Мы собрали обзор важный изменений вступивших в силу к 2023 году.

  • Риск-ориентированный подход при проверках
  • Проверки проводятся согласно Федерального закона № 248
  • Индикаторы нарушений как повод для проведения проверок
  • Межведомственное взаимодействие и внеплановые проверки
  • Новые виды контрольно-надзорных мероприятий (КНМ)
  • Мораторий в 2023 году не для всех
  • Профилактика нарушений превыше всего
  • Профилактические визиты и их особенности
  • Предостережение вместо наказания
  • Проверочные листы (чек-листы) для проведения проверок общепита
  • Штрафы и наказания для инспектора
  • Обжалование решений проверяющих органов
  • Самые большие штрафы в общепите
  • Реестр обязательных требований
  • Когда и почему может прийти роспотребнадзор
  • Новые ГОСТы и Технический регламент ЕАЭС
  • Электронные медицинские книжки
  • Честный знак стал обязательным для общепита
  • Новые методические рекомендации для программ производственного контроля (2022 года)

Если кто не помнит, раньше проверять предприятия общественного питания приходили только через 3 года после открытия, и далее проверяли один раз в три года.

Сейчас роспотребнадзор, как и другие надзорные органы, перешел на «риск-ориентированный подход» – это означает, что все предприятия, подлежащие проверкам со стороны надзорных органов, разделены на категории риска (опасности).

Это своего рода «рейтинг предприятий» по соблюдению требований, у кого «рейтинг» (категория риска) ниже – тем меньше проверок!

Чем выше категория риска – тем выше риск отравлений, тем чаще и более тщательно могут проверять предприятие.

Различают 6 категорий риска (опасности):

1) чрезвычайно высокий риск;

Предприятия общественного питания чаще всего попадают в третью категорию – значительный риск. Но далеко не все – встречаются предприятия общепита попавшие и в 1-2 категории, также встречали и 4-ю.

Для присвоения предприятию общественного питания категории риска учитывают:

– степень «законопослушания» – это количество выявленных нарушений санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей за 3 года;

наличие на объекте неудовлетворительных факторов среды, обитания, подтвержденных лабораторно (за 3 года);

связь объекта с заболеваемостью населения – отравления, причинение вреда здоровью;

наличие неоднократных подтвердившихся жалоб на действия ЮЛ, ИП;

численность населения, находящегося под влиянием деятельности объекта надзора (условия труда, выпускаемая продукция и ее объем, оказываемые услуги, количество посетителей и т.п.).

На данный момент проверки проводятся на основании ФЗ-248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (ранее проводили на основании ФЗ-294).

В законе четко определены:

— права и обязанности инспектора;

-права проверяемого лица (предприятия);

— правила присвоения предприятию категории риска;

— типы контрольно-надзорных мероприятий (КНМ);

— периодичность проведения КНМ;

— основания для проведения КНМ;

— способы снижения категории риска предприятия;

— способы получения и сбора инспектором сведений о предприятии;

— право на отказ от проведения профилактических мероприятий и др.

Справка: Федеральный закон № ФЗ-248 действует с 01.07.2021 года. Он постепенно заменит ФЗ-294, который был принят в 2008 году.До 1 января 2025 года предусмотрен переходный период, при котором статьи ФЗ-294 постепенно прекращают действовать, а статьи ФЗ-248, наоборот, поэтапно вступают в силу.

Новый закон вводит понятие индикатор нарушения – это внешние признаки, по которым инспектор может предположить, что на предприятии есть риски нарушения обязательных требований. Каждый надзорный орган, в т.ч. роспотребнадзор, утверждает свои индикаторы нарушений.