Новое

Проверка в порядке ст.144 УПК РФ

Нами ранее неоднократно отмечалось, что этот процессуальный институт несет в себе целый железнодорожный состав законодательных дефектов и практических проблем. Вот лишь некоторые из них:

1. Сроки проведения доследственной проверки носят неограниченный характер.

Так, по смыслу ч. 1 ст. 144 УПК РФ должностное лицо обязано принять решение по сообщению о любом совершенном или готовящемся преступлении в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

Этот срок может быть продлен руководителем до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок еще до 30 суток. К сожалению, предусмотренные ст. 144 УПК РФ сроки никак не препятствуют нередко встречающимся на практике фактам неоднократных отмен вынесенных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел с целью искусственного продления этих сроков. В результате таких действий сроки проведения проверок могут длиться несколько месяцев. При этом лица, в отношении которых эти проверки ведутся, находясь в состоянии правовой неопределенности: государство не предъявило им никаких претензий, они еще не являются подозреваемыми и не наделены необходимыми для защиты процессуальными правами, чаще всего не имеют адвоката, но в отношении них уже осуществляется весь комплекс репрессивных процессуальных мер. Конституционный Суд в своих многочисленных решениях, связанных с рассмотрением жалоб на ст.144, 145 УПК РФ, отмечал, что уголовно-процессуальный закон не предполагает произвольную и многократную отмену по одному и тому же основанию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела с направлением материалов для дополнительной проверки, предусматривает соблюдение установленных законом сроков для совершения процессуальных действий (Определения Конституционного Суда от 20 декабря 2005 г. № 477-О, от 17 октября 2006 г. № 425-О, от 16 мая 2007 г. № 374-О-О, от 11 мая 2012 г. № 667-О, от 24 декабря 2013 г. № 1936-О). Вместе с тем нарушения сроков проверки сообщений не влекут для следователей никаких неблагоприятных процессуальных последствий, в том числе признания постановления о возбуждении уголовного дела незаконным либо исключения доказательств, а поэтому такие произвольные действия продолжаются.

2. В период доследственной проверки, когда сторона защиты еще не сформировалась, законодатель позволил следователю проводить полноценное расследование и получать любого вида доказательства виновности будущего обвиняемого.

Так, согласно ч. 1 ст.

144 УПК РФ при проверке сообщения о преступлении следователь вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий. При этом добываемые на данной стадии документы принимаются судами именно в качестве доказательств виновности лица.

На это указывают требования ч. 1.2 ст. 144 УПК РФ: «Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса».

Было очень опрометчивым решением законодателя дозволять представителям обвинения получение доказательств еще до возбуждения уголовного дела (ч. 1.2 ст. 144 УПК РФ была введена Федеральным законом от 4 марта 2013 г.

№ 23-ФЗ), когда представляется затруднительным обеспечить реализацию принципа равноправия и состязательности сторон.

3.

УПК РФ не позволяет защитнику на стадии доследственной проверки заявить ходатайство о совершении определенных процессуальных действий, представлять какие-либо доказательства невиновности.

Например, он не сможет привести к следователю очевидца совершенного преступления и попросить его опросить. По смыслу ст. 119 УПК РФ адвокат может заявить ходатайство только по уголовному делу, которое на интересующий нас момент еще не возбуждено.

4. УПК РФ, предусматривая право уполномоченного должностного лица продлевать сроки доследственной проверки сначала до 10 суток, а затем до 30 суток, не предусматривает его обязанность извещать о продлении срока проверки заинтересованных лиц.

Согласно ч. 8 ст. 162 УПК РФ, «следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия».

Данная процессуальная норма, действующая на стадии предварительного расследования, представляется логичной и основательной, но как объяснить иной подход законодателя при продлении срока проведения проверки, скажем, до 30 суток? Совершенно очевидно, что заинтересованные лица обязаны знать о таком решении следователя (дознавателя), чтобы иметь возможность своевременно его обжаловать.

5. Неизвещение лица, в отношении которого проводится проверка, о вынесенном постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела.

В соответствии с ч. 3 ст. 145 УПК РФ о принятом решении об отказе в возбуждении уголовного дела извещается только заявитель, которому разъясняется право обжаловать данное постановление.

Но ведь данное постановление не в меньшей степени затрагивает интересы лица, в отношении которого проводилась проверка!

6. Часть 1.1 ст.

144 УПК РФ не предусматривает право стороны защиты знакомиться с материалами доследственной проверки в случае вынесения решения об отказе в возбуждении уголовного дела.

Следователь, который вынес формальное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, намереваясь выиграть время и в будущем возбудить уголовное дело, не позволит ознакомиться с материалами проверки, имея в виду пресловутую тайну следствия.

К этому следовало бы добавить, что со стороны прокуроров и руководителей следственных подразделений за действиями следователей и дознавателей на данной стадии осуществляется слабый соответственно надзор и контроль, а судебный контроль напрочь отсутствует.

  • Таким образом, так называемая доследственная практика превратилась в полноценное, иногда в многомесячное, не контролируемое со стороны суда расследование, которое проводится еще до возбуждения уголовного дела, но в процессе которого следователь (дознаватель) беспрепятственно добывает доказательства виновности, а лицо, в отношении которого такая проверка ведется, ограничено в процессуальных правах и не имеет эффективной возможности себя защищать.
  • Данное предложение следовало бы проанализировать с точки зрения его практических перспектив.
  • Как видно, исключение из УПК РФ только двух статей (144 и 145) может привести к катастрофическим последствиям для интересов правосудия и правопорядка.

Такое положение с очевидностью нарушает провозглашенный в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ принцип равноправия и состязательности сторон. В дальнейшем, уже после возбуждения уголовного дела, дублируются многие процессуальные действия, ранее совершенные в ходе доследственной проверки: опрошенные лица повторно допрашиваются, могут заново проводиться экспертизы и т.д. Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова, обоснованно указывая на некоторые из отмеченных проблем, предложила вообще упразднить доследственные проверки. Если сегодня исключить из УПК РФ ст. 144 и 145, то завтра может произойти следующее. Основанием для возбуждения уголовного дела станет лишь информация о наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, полученная из заявления, явки с повинной или сообщения о преступлении. Схожий порядок предусмотрен ст. 21 Кодекса профессиональной этики адвоката, согласно которой президент адвокатской палаты субъекта РФ при наличии надлежащего повода и формы обращения возбуждает дисциплинарное производство в отношении адвоката не позднее десяти дней со дня их получения и никакой предварительной проверки обращения не проводит. И в этом случае такой порядок кажется вполне приемлемым. Однако в отношении уголовного преследования граждан он может повлечь серьезные негативные последствия. Очевидно, что секвестр только двух статей приведет к значительному увеличению количества возбужденных уголовных дел. После автоматического возбуждения уголовного дела без проведения предварительной проверки встанет вопрос о задержании подозреваемого лица и его дальнейшего помещения под стражу. Из практики нам хорошо известна приверженность представителей стороны обвинения и судов к избранию меры пресечения в виде заключения под стражу, которая оценивается статистикой как переваливавшая за 91% от числа всех заявленных ходатайств. Может укорениться сложившаяся практика, при которой подозреваемый (обвиняемый) сначала окажется в следственном изоляторе, а лишь потом следователь начнет проверять его причастность к совершению преступления, достоверность и допустимость показаний потерпевшего и иных доказательств. Неизбежно с увеличением количества возбужденных дел увеличится количество арестованных лиц. С учетом сложившихся следственных обычаев, когда следователь и его руководитель боятся прекратить возбужденное уголовное дело из-за возможных обвинений в коррупции и некомпетентности, могут возникать ситуации, при которых поспешно заведенные уголовные дела попросту не захотят прекращать. По традиции их со страху станут заталкивать в суды для рассмотрения по существу. Зная практику вынесения оправдательных приговоров (около 0,2–0,3%) и еще более печальную практику отказов прокуроров от поддержания обвинения, мы столкнемся с массовыми фактами осуждения невиновных лиц. Может произойти так называемый эффект бабочки, когда незначительное влияние на систему создаст большие и непредсказуемые последствия где-нибудь в другом месте и в другое время. Следует признать, что существование доследственной проверки позволяет отказывать в возбуждении многих тысяч уголовных дел за отсутствием состава или события преступления. Удаление важного процессуального фильтра облегчит процедуру возбуждения и сделает граждан, привлекаемых к уголовной ответственности, более уязвимыми. Кроме того, от таких новаций вряд ли будут в восторге и сами следователи (дознаватели), ведь они будут вынуждены без какой-либо проверки возбуждать уголовные дела, а потом нести персональную ответственность за неизбежно допущенные ошибки. Этого допустить никак нельзя. Как повествуют античные писатели Курций Руф и Плутарх, в 334 г. до н.э. Александр Македонский, столкнувшись со сложным узлом и потеряв терпение, не стал его распутывать, а просто рассек одним ударом меча. Полагаю, что сложный гордиев узел доследственной проверки не стоит иссекать таким прямолинейным способом. Нам следовало бы настойчиво и выдержано найти и распутать все концы этого сложного узла. Во-первых, распутать наиболее завороченный конец, связанный со сроками проведения проверок в порядке ст. 144–145 УПК РФ, можно, сократив их до 10 суток, как это было и ранее в УПК РСФСР, ограничив соответствующих должностных лиц возможностью однократной отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Во-вторых, освободить еще один тяжелый конец узла, позволяющий следователю (дознавателю) проводить полноценное расследование и собирать доказательства до возбуждения уголовного дела. В этом нет никакой необходимости, потому что доказательства должны добываться только после возбуждения уголовного дела. В-третьих, найти и вытянуть еще один закрученный конец, который ограничивает процессуальные возможности лица, в отношении которого ведется проверка и его адвоката.

Читайте также:  Полномочия государственного инспектора труда

Если все же ставить вопрос об упразднении проверки до возбуждения уголовного дела, то следует предусмотреть фундаментальные изменения самой идеологии УПК, где вместе с проверкой на процессуальную свалку должна уходить и действующая у нас стадия предварительного следствия. Но это совершенно иная тема.

Стать автором Проверка в порядке ст.144 УПК РФ

Порядок проверки сообщения о преступлении и возбуждения уголовного дела

Проверка в порядке ст.144 УПК РФ

Адвокат Антонов А.П.

По делам частного обвинения потерпевший обращается за защитой своих прав и законных интересов напрямую в суд с заявлением о привлечении конкретного лица к уголовной ответственности по конкретной статье УК РФ и в судебном заседании доказывает факт совершения преступления и виновность этого лица.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 27.06.

2005 N 7-П «По делу о проверке конституционности положений частей второй и четвертой статьи 20, части шестой статьи 144, пункта 3 части первой статьи 145, части третьей статьи 318, частей первой и второй статьи 319 УПК РФ в связи с запросами Законодательного Собрания Республики Карелия и Октябрьского районного суда города Мурманска» указано, что, устанавливая эти правила, законодатель исходил из того, что указанные в ч. 2 ст. 20 УПК РФ преступления относятся к числу тех, которые не представляют значительной общественной опасности и раскрытие которых по общему правилу не вызывает трудностей, в связи с чем потерпевший сам может осуществлять в порядке частного обвинения уголовное преследование лица, совершившего в отношении него соответствующее преступление, — обращаться за защитой своих прав и законных интересов непосредственно в суд и доказывать как сам факт совершения преступления, так и виновность в нем конкретного лица, минуя обязательные в иных ситуациях (по делам частно-публичного и публичного обвинения) процессуальные стадии досудебного производства.

В таком случае процессуальные стадии досудебного производства по уголовному делу исключаются.

Производство дознания или предварительного следствия по уголовным делам частно-публичного и публичного обвинения в формах, установленных УПК РФ, обязательно, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 21 УПК РФ уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, а также следователь и дознаватель.

По делам частного обвинения обязательность уголовного преследования сохраняется в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ независимо от волеизъявления потерпевшего.

Проверка сообщения о преступлении и возбуждение уголовного дела представляют собой начальную, самостоятельную стадию уголовного процесса, в ходе которой устанавливается наличие или отсутствие самого основания к возбуждению дела — достаточных данных, указывающих на признаки именно преступления. На этом этапе определяются обстоятельства, исключающие возбуждение дела, дается юридическая квалификация содеянного, принимаются меры по предотвращению или пресечению преступления, закреплению его следов, обеспечению последующего расследования и рассмотрения дела согласно правилам подследственности и подсудности (Постановление Конституционного Суда РФ от 14 января 2000 года N 1-П) (Определение Конституционного Суда РФ от 12.03.2019 N 578-О «По жалобе гражданина Суслова Олега Борисовича на нарушение его конституционных прав частями первой, шестой и седьмой статьи 148 УПК РФ»).

Заявление о преступлении, явка с повинной могут быть сделаны устно, тогда они заносятся в протокол, или письменно. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст.

306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя (ст.

141 УПК РФ), ему выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении установлен в ст. 144 УПК РФ.

Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. По мотивированному ходатайству следователя, дознавателя данный срок может быть продлен до 10 суток. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

При проверке сообщения отбираются объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребуются и изымаются документы и предметы, назначаются судебные экспертизы, производится осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, проводятся документальные проверки, ревизии, исследования документов, предметов, трупов, привлекаются к участию в этих действиях специалисты, проводятся оперативно-розыскных мероприятия.

По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь.

Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать имеющиеся в распоряжении документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (ч. 2 ст. 144 УПК РФ).

По делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.1, 199.3, 199.4 УК РФ, уголовно-процессуальным законодательством установлены особенности уголовного судопроизводства, касающиеся порядка рассмотрения сообщения о преступлении.

Действующее законодательство, предусматривая различные процессуальные механизмы выявления налоговых правонарушений, нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления, не дает оснований считать соответствующие процедурные правила противоречащими конституционным требованиям справедливости, определенности и необходимости (Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2019 N 1243-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шварцберга Вадима Михайловича на нарушение его конституционных прав частью девятой статьи 144 УПК РФ и статьей 199 УК РФ»).

При поступлении из органа дознания сообщения о таких преступлениях следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган (по ст. ст. 198 — 199.

1 УК РФ) по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо в территориальный орган страховщика (по ст. ст. 199.3, 199.

4 УК РФ), в котором состоят на учете страхователь — физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд, копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам (ч. 7 ст. 144 УПК РФ).

Налоговый орган или территориальный орган страховщика в срок не позднее 15 суток с момента получения таких материалов направляет следователю заключение о нарушении законодательства РФ о налогах и сборах и (или) законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам в случае, если обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов, по результатам которых вынесено вступившее в силу решение налогового органа или территориального органа страховщика, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения, информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или страхователя проводится налоговая проверка или проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов, по результатам которых решение еще не принято либо не вступило в законную силу, либо информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства (ч. 8 ст. 144 УПК РФ).

После получения указанного заключения, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение (ч. 9 ст. 144 УПК РФ).

Уголовное дело возбуждается только при наличии к тому указанных выше поводов и оснований.

Обстоятельства совершенного деяния не должны содержать сведений, указанных в ст. 24 УПК РФ, поскольку тогда принимается решение не о возбуждении уголовного дела, а об отказе в этом.

Решение о возбуждении уголовного дела оформляется в виде постановления, копия которого направляется прокурору.

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок такого обжалования (ч. 2 ст. 145 УПК РФ).

Действенным механизмом восстановления нарушенного права являются положения ст. ст. 124, 125 УПК РФ в соответствии с которыми отказ в приеме сообщения о преступлении, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или о его возбуждении могут быть обжалованы прокурору или в суд.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Дата актуальности материала: 30.11.2020

Статьи УПК РФ: 140, 141, 142, 143, 144, 145 и процедура возбуждения уголовного дела

В современном обществе преступления становятся все более распространенными явлениями, поэтому наличие законодательства, регулирующего процедуру возбуждения уголовного дела, является необходимостью.

В России таким законом является Уголовно-процессуальный кодекс, среди множества статей которого особое внимание заслуживают статьи 140, 141, 142, 143, 144 и 145.

Эти статьи изложены в главе 17 УПК РФ и предназначены для определения порядка возбуждения уголовного дела, проведения доследственной проверки и сбора доказательств.

Статья 140 УПК РФ регулирует основания и порядок возбуждения уголовного дела. По этой статье уголовное дело может быть возбуждено только по основаниям, изложенным в законе.

Статья 141 УПК РФ определяет права и обязанности лиц, уполномоченных на возбуждение уголовного дела.

Читайте также:  Оспорить нарушения труд

Статья 142 УПК РФ регулирует порядок и условия, необходимые для того, чтобы доследственная проверка была проведена добросовестно и законно.

Статьи 143, 144 и 145 УПК РФ описывают процедуру допроса свидетелей, потерпевших и других участников событий, а также проведение обыска и досмотра. Эти статьи являются важнейшими элементами сбора доказательств в уголовном процессе.

В целом, статьи 140-145 УПК РФ являются основополагающими в процедуре возбуждения уголовного дела и позволяют обеспечить справедливость при вынесении уголовных приговоров. За соблюдением правил, изложенных в этих статьях, следят прокурор и следователь в процессе проведения уголовного дела.

Понятие статей УПК РФ и порядок возбуждения уголовного дела

Статьи УПК РФ

Статьи УПК РФ – это законодательно установленные правила и порядок деятельности правоохранительных органов при расследовании уголовных дел. В УПК РФ определены статьи 140, 141, 142, 143, 144, 145, которые регулируют процесс возбуждения, рассмотрения и закрытия уголовного дела.

Статья 140 УПК РФ определяет правила начала уголовного дела. По существу, это первый шаг в деятельности правоохранительных органов в случае наличия информации о совершении преступления. Статья 141 регулирует уголовное преследование и процедуры, связанные с предварительным следствием.

Статьи 142, 143 и 144 УПК РФ регулируют процесс судебного рассмотрения уголовных дел. Статья 142 определяет правила предъявления обвинения, а статья 143 – правила судебного разбирательства и приговора. Статья 144 – это порядок обжалования приговора.

Статьи УПК РФ являются фундаментальным законодательством, регулирующим процедуры, связанные с расследованием и рассмотрением уголовных дел в России.

Процедура возбуждения уголовного дела

Проверка в порядке ст.144 УПК РФ

Процедура возбуждения уголовного дела начинается с информации о совершении преступления, поступающей в правоохранительные органы. На этом этапе проводится оперативно-разыскная деятельность, направленная на установление фактов, сбор и анализ доказательной базы.

Далее, если есть достаточные основания для уголовного преследования, по делу возбуждается уголовное дело и начинается предварительное следствие. Законодательно установлен срок, в течение которого следственные действия должны быть выполнены и решено, возбуждать или не возбуждать дело.

Если дело возбуждено, по нему начинается судебное разбирательство, на котором будут рассмотрены все обстоятельства дела. Решение принимает суд, которое может быть обжаловано в порядке, установленном законом.

Процедура возбуждения уголовного дела является сложным и многоступенчатым процессом, с соблюдением которого правоохранительные органы обеспечивают эффективную защиту жертв преступлений и общественной безопасности в целом.

Статьи УПК РФ: 140-145

Статья 140. Прекращение уголовного дела в связи с деятельным раскаянием

Прекращение уголовного дела в связи с деятельным раскаянием возможно, если подсудимый действительно раскаивается в содеянном и принимает меры для возмещения причиненного вреда. При этом возбужденное уголовное дело заканчивается без вынесения приговора, но подсудимый признается виновным.

Статья 141. Прекращение уголовного дела за примирением сторон

Прекращение уголовного дела за примирением сторон возможно, если потерпевший и подсудимый согласны на примирение и подписывают соответствующее соглашение. При этом возбужденное уголовное дело заканчивается без вынесения приговора, но подсудимый признается виновным.

Статья 142. О прекращении уголовного дела по реабилитационным обстоятельствам

Уголовное дело может быть прекращено по реабилитационным обстоятельствам, таким как отсутствие в содеянном преступления, реабилитация по закону, акт о помиловании и т.д. При этом подсудимый не несет ответственности за преступление, которое ему ранее было предъявлено.

Статья 143. Прекращение уголовного дела на основании деятельного раскаяния лица, совершившего уголовно наказуемое деяние в состоянии опьянения

Если лицо, совершившее уголовно наказуемое деяние в состоянии опьянения, действительно раскаивается в содеянном и принимает меры для возмещения причиненного вреда, уголовное дело может быть прекращено. При этом подсудимый признается виновным, но не несет наказания за совершенное деяние.

Статья 144. О прекращении уголовного дела по установлению нереабилитируемости лица

Уголовное дело может быть прекращено по установлению нереабилитируемости лица, совершившего преступление. При этом лицо не несет ответственности за совершенное деяние и не подлежит уголовному преследованию.

Статья 145. О прекращении уголовного дела по другим основаниям

Уголовное дело может быть прекращено по другим основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Подобные основания могут быть связаны, например, с изменением обстоятельств дела, недоказанностью вины подсудимого и т.д.

Особенности процедуры возбуждения уголовного дела

Процедура возбуждения уголовного дела связана с особыми правовыми механизмами, которые должны быть соблюдены сотрудниками правоохранительных органов. Один из ключевых этапов — это подозрение. Оно может возникнуть в результате получения информации от свидетелей, наблюдений, проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Важно отметить, что подозрение не означает автоматического возбуждения дела. Его факт должен быть проверен на основе доказательств, наличия состава преступления и других критериев, установленных законодательством.

Уголовное дело может быть возбуждено только при наличии достаточных оснований. Соответствующий приказ о возбуждении подписывает руководитель правоохранительного органа или его заместитель, уполномоченный на это правом. Он также определяет следователя, который будет расследовать дело.

При возбуждении уголовного дела необходимо строго соблюдать требования статьи 144 УПК РФ. В частности, следователь должен уведомить обвиняемого об открытии дела и о его правах, в том числе о праве на защиту. Также должны быть выполнены все необходимые процедуры для обеспечения доказательной базы, контроля соблюдения законности и защиты прав граждан.

Кроме того, существует ряд дополнительных требований, регламентирующих процедуру возбуждения уголовного дела. Они могут зависеть от характера преступления, сроков давности и других факторов. Но несмотря на то, что это сложный и ответственный процесс, он необходим для защиты общества и соблюдения правопорядка.

Роль сторон и доказательства в уголовном процессе

Стороны в уголовном процессе — это обвиняемый и его защитник, а также государственный обвинитель. Роль государственного обвинителя заключается в предъявлении обвинения и доказывании его виновности.

Доказательства — это факты и сведения, направленные на установление истины. В уголовном процессе доказательствами могут служить свидетельские показания, экспертные заключения, материалы следственных действий и другие документы.

Обвиняемый и его защитник имеют право на участие в доказывании обстоятельств, установления фактов и проверки доказательств, представленных государственным обвинителем. Важным аспектом участия защиты в доказательственной деятельности является возможность опровергнуть обвинение и доказать невиновность клиента.

Как правило, государственный обвинитель выступает в роли активной стороны, доказывающей обвинение, в то время как защита занимается перепроверкой фактов и установлением истинной картины событий. В уголовном процессе решающую роль играют доказательства, установленные по итогам расследования и рассмотренные в судебном заседании.

Знание роли сторон и значимости доказательств поможет осознать, в каком направлении должны двигаться знания и исследования защитника обвиняемого.

Возможные меры пресечения и их применение в уголовном процессе

Ограничение свободы

Одной из возможных мер пресечения в уголовном процессе является ограничение свободы.

Она может быть назначена, если суд считает, что подозреваемый или обвиняемый будет продолжать совершать преступления или уклоняться от следствия, если он находится вне – новместительном заключении.

Ограничение свободы может быть наложено различной продолжительности и может быть сопряжено с различными ограничениями, например, зоной проживания, запретом на посещение некоторых мест и т.д.

Арест

Еще более серьезной мерой пресечения является арест. Она налагается только при особой необходимости, когда другие меры оказались неэффективными.

Арест может быть назначен на срок до двух месяцев с возможностью продления на более длительный период. Арест может быть наложен только с санкции судьи.

Обвиняемый находится в специальном заключении, требования которого гораздо более строги, чем при ограничении свободы.

Залог

Еще одной мерой пресечения является залог. Чаще всего он назначается для того, чтобы обеспечить явку подозреваемого или обвиняемого на допросы и в суд. Залогом могут являться деньги, ценные бумаги или имущество. Сумма залога зависит от многих факторов, включая степень тяжести преступления и личные обстоятельства подозреваемого или обвиняемого.

Принудительные меры медицинского характера

При наличии у подозреваемого или обвиняемого психических расстройств, суд может назначить принудительные меры медицинского характера. Это может включать психиатрическую госпитализацию, лечение, наблюдение или другие меры, направленные на восстановление психического здоровья обвиняемого.

Какой порядок ознакомления с материалами доследственной проверки?

Документ предоставлен КонсультантПлюс

Вопрос: Какой порядок ознакомления с материалами доследственной проверки?

Ответ: Ознакомление с материалами доследственной проверки осуществляется путем подачи дознавателю, органу дознания, следователю, руководителю следственного органа соответствующего ходатайства об ознакомлении в порядке, установленном ст. ст. 144 — 145 УПК РФ при условии, что такие документы и материалы непосредственно затрагивают права и свободы заявителя.

Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

В соответствии с ч. 2 ст. 145 УПК РФ лицо, принимающее решение по результатам рассмотрения сообщения о преступлении, обязано уведомить заявителя о принятом решении и разъяснить право и порядок его обжалования.

Часть 2 ст. 24 Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В силу непосредственного действия этой конституционной нормы любая информация, за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью, должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.

Из указанных норм следует гарантированное Конституцией РФ право, в том числе лица, на ознакомление с материалами проведенной по его заявлению либо в отношении него доследственной проверки.

Позиция, сформулированная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.

2000 «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» применима к ситуациям, связанным с обеспечением доступа лиц, чьи права и свободы затрагиваются решением об отказе в возбуждении уголовного дела, к материалам, на основании которых было вынесено это решение

Поскольку ограничения права граждан на доступ к информации могут быть установлены только законом, а ч. 2 ст. 145 и ч. 4 ст.

148 УПК РФ не содержат каких-либо указаний на такие ограничения в отношении лиц, чьи права и свободы затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, их применение должно осуществляться в соответствии с изложенной правовой позицией (Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.

Читайте также:  Пункт выдачи наличных

2011 N 1251-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Навального Алексея Анатольевича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 145, частью четвертой статьи 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30 Федерального закона «О полиции» и статьей 7 Федерального закона «О персональных данных»).

Защита адвоката на стадии проверки в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ

Возбуждению уголовного дела предшествует проверка заявления или сообщения о преступлении. На этой стадии уголовное дело может быть вообще не возбуждено при наличии соответствующих оснований и грамотной позиции защиты.

Когда в полицию поступает заявление о преступлении, произошло происшествие, и наличие в чьих-либо действиях состава преступления не так очевидно, уголовное дело сразу не возбуждается, а проводится проверка сообщения о преступлении. В ходе проверки опрашивают свидетелей, собирают сведения, справки, проводят исследования, экспертизы, и конечно же берут объяснения у потенциального подозреваемого.

Полученные в ходе таких мероприятий сведения, это еще не доказательства, но они определяют есть ли основания для возбуждения дела.

Значимость проверки в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ

Если уголовное дело возбуждено, то в подавляющем большинстве случаев оно будет доведено до суда.

Даже если в ходе расследования выясняется, что есть основания для прекращения дела, уголовное преследование незаконно, обвинение будет до последнего сопротивляться прекращению по реабилитирующим основаниям.

Следователь, прокурор становятся заложниками ситуации и не могут признать допущенную ошибку, поэтому будут ее до последнего отрицать, а обвиняемый становится жертвой таких обстоятельств, при том, что дело не в личном отношении, а в сохранении «чести мундира» и целостности собственной шкуры.

Поэтому стадия до возбуждения уголовного дела, когда проводится проверка в порядке ст.ст.

144-145 УПК РФ, является единственной, где ситуация, заявление или происшествие могут быть оценены объективно, чтобы принять правильное решение и при наличии оснований безболезненно для всех сторон отказать во возбуждении уголовного дела. Это то самое время, когда необходимо убедить должностных лиц в своей невиновности и отказе от уголовного преследования.

ПОЗВОНИТЬ АДВОКАТУ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ СЕЙЧАС: 8(929)500-70-55

Помощь адвоката на стадии до возбуждения уголовного дела

Стадия проверки не предусматривает обязательного участия защитника, поскольку дело еще не возбуждено, и никто не задержан. Однако помощью адвоката при проверке в порядке ст.ст.

144-145 УПК РФ можно воспользоваться по соглашению.

Одно лишь участие адвоката может изменить ситуацию, поскольку вступление адвоката означает оказание сопротивления обвинению, а по заведомо «проблемному» материалу никто не захочет возбуждать дело.

Участвуя по различным уголовным делам, я вижу, что уголовного дела и его последствий можно было избежать на стадии до возбуждения дела, доверители сами пренебрегают юридической помощью адвоката и совершают ошибки. К сожалению, когда уже принято решение о возбуждении уголовного дела, помочь избежать уголовной ответственности уже нельзя, возможности упущены.

На стадии проверки могу оказать вам консультационную помощь, проведу разбор происшествия или заявления и подскажу как действовать, в моем сопровождении будет проводиться общение с представителями правоохранительных органов, какое-либо воздействие на вас будет исключено.

Также я, как адвокат, наделен полномочиями собирать доказательства в интересах доверителя, проводить опрос по интересующим обстоятельствам лиц, обладающих соответствующими сведениями, с их согласия.

Такие сведения, документы и протоколы опросов могут быть приобщены к материалам проверки.

Многие думают, что раз дело не возбудили, то адвокат не нужен. Такой подход делает вас незащищенным и «легкой добычей» для правоохранительных органов.

До возбуждения уголовного дела это период, когда процессуальные возможности защиты наиболее высоки, и не использовать их, значит упускать шанс на благоприятный исход.

Время, когда стоит обратиться к адвокату уже наступило, звоните сейчас и приходите на прием.

Уголовное право, исполнение наказания — Прокуратура Иркутской области

Порядок проведения процессуальной проверки по сообщению о преступлении

Порядок проведения процессуальной проверки регламентирован ст. 144 УПК РФ, а принятие правового решения ст.ст. 145, 146, 148 УПК РФ. 

  • Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.
  • Продление сроков процессуальной проверки проводится на основании постановления.
  • Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок.

Так, руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой ст. 144 УПК РФ.

 В случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 144 УПК РФ срок может быть продлен до 30 суток. Дальнейшее продление процессуальных сроков бед принятия правового решения недопустимо.

Так, при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

  1. Продление срока процессуальной проверки по потупившему сообщению о преступление свыше 30 суток законом не предусмотрено, в связи с чем компетентный орган в срок не превышающий 30 суток обязан принять один из видов правовых решений указанный в ст. 145 УПК РФ:
  2. — о возбуждении уголовного дела;
  3. — об отказе в возбуждении уголовного дела;
  4. — о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ;

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования. Копия постановления, вынесенного в соответствии с пунктом 3 части первой настоящей статьи, в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору.

Действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном УПК РФ порядке (в порядке ст.

124 УПК РФ – обжалование действия, бездействия прокурору; в порядке ст.

125 УПК РФ – в суд) участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Адвокат на стадии проверки в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ

Проверка в порядке ст. ст. 144 – 145 УПК РФ в Красногорске, адвокат на стадии проверки сообщения о преступлении в Красногорске.

Проверка сообщения о преступлении в порядке ст. ст.

144 – 145 УПК РФ – это стадия предшествующая возбуждению уголовного дела или вынесению постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, либо же передачи сообщения по подследственности, но в конечном итоге последует все равно либо возбуждение, либо отказ. Статья 144 УПК РФ регламентирует порядок и сроки проверки сообщения о преступлении, а статья 145 УПК РФ принимаемые по результатам ее проведения решения.

Работа адвоката на стадии проверки сообщения о преступлении в порядке ст. ст. 144 – 145 УПК РФ в Красногорске может оказаться намного более эффективной чем на стадии уже возбуждённого уголовного дела. Законом не предусмотрено предоставление адвоката на стадии проверки в порядке ст.

51 УПК РФ, что вполне логично, ведь на этой стадии нет ни подозреваемых и обвиняемых, ни потерпевших и уголовного дела нет, вопрос об инициировании уголовного преследования находится в стадии разрешения. Поэтому, адвокат по уголовным делам на стадии проверки в порядке ст. ст.

144 – 145 УПК РФ в Красногорске, может защищать ваши интересы только на платной основе, но обратиться к адвокату стоит по нескольким причинам.

Не для кого не секрет, что в правоохранительной системе России до сих пор действует так называемая «палочная система», по которой задача правоохранительных органов состоит не столько в том чтобы разобраться в действительных обстоятельствах, а в том, чтобы отчитаться «наверх» в количестве раскрытых преступлений и осужденных по ним. Все это влечет формализм следствия, необоснованное привлечение невиновных к уголовной ответственности, незаконное осуждение. Чем может помочь адвокат в период проверки по ст. ст. 144 — 145 УПК РФ.

На стадии проверки сообщения о преступлении без адвоката участников процесса очень легко склонить к даче нужных правоохранительным органам объяснений, в том числе, на основании которых уже и принимается решение возбуждать уголовное дело или нет.

Если сам факт совершения преступления имеет место быть, адвокат уже на стадии проверки в Красногорске сможет выстроить правильную линию защиты, поможет определиться как, когда и какие показания давать.

Наличие адвоката на стадии проверки даст дознавателю или следователю некоторое понимание, что лицо уже на этой стадии обеспечено серьезной защитой и противодействие обязательно последует.

Это может помочь уберечься от формального проведения проверки, позволит инициировать более тщательную проверку всех обстоятельств правоохранительными органами.

Ну а если же дознание/следствие поставит себе цель «срубить» на вас легкую «палку», то факт наличия адвоката по уголовным делам отведет вас из под прицела, поскольку «легко» у правоохранителей уже не получится, и это станет понятно.

Если в отношении Вас или Вашего родственника проводится проверка сообщения о преступлении в порядке ст. ст. 144 – 145 УПК РФ, незамедлительно звоните адвокату по уголовным делам в Красногорске.