Новое

Проверка земель сельхозназначения

Решили обзавестись земельным участком? Для начала ответьте: зачем он вам нужен? Хотите небольшой домик с банькой и бассейном, чтобы приехать на выходные, прополоть пару грядок и вернуться в город на работу? А может, планируете разводить животных или переселиться всей семьей за город? 

Чтобы правильно выбрать участок, нужно знать, какие у них бывают виды разрешенного использования и какие категории. Сложность в том, что статусов у земли достаточно много и, сталкиваясь с этим впервые, в них можно запутаться. Разобраться в терминологии нам помогла Татьяна Ананьева, руководитель отдела продаж загородной недвижимости офиса «Сущевский» агентства «Миэль».

Категории земель

Категории земельных участков крайне важны для собственников и землепользователей. Законодательно они закреплены в статье 7 Земельного кодекса РФ. По сути, именно категория определяет, как мы можем использовать земельный участок.

Всего существует семь таких категорий:

  1. Земли сельскохозяйственного назначения.
  2. Земли населенных пунктов.
  3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
  4. Земли особо охраняемых территорий и объектов.
  5. Земли лесного фонда.
  6. Земли водного фонда.
  7. Земли запаса.

Проверка земель сельхозназначения

Использование земли не в соответствии с категорией — административное правонарушение, которое карается штрафом. Его размер определяется как процент от кадастровой стоимости участка. Для физлиц он может составить от 0,5 до 1 процента, но не менее десяти тысяч рублей. 

Если кадастровая стоимость земли не определена, размер взыскания составит от 10 до 20 тыс. рублей. При этом гражданин будет обязан устранить нарушение. Если этого не сделать и продолжать нецелевое использование участка, землю вообще могут изъять.   

Наибольший интерес для тех, кто собирается покупать участок, представляют:

  • земли населенных пунктов — это участки, которые можно использовать для застройки и развития поселений;  
  • земли сельскохозяйственного назначения, на которых можно вести сельское хозяйство, строить здания и сооружения для хранения и переработки сельхозпродукции.

Виды разрешенного использования земли

Вид разрешенного использования (ВРИ) — характеристика земельного участка, предписывающая, как этот участок можно эксплуатировать и что на нем можно строить. Их также несколько. 

1. ИЖС (индивидуальное жилищное строительство). Этот ВРИ предусматривает размещение жилого дома, отвечающего следующим параметрам:

  • отдельно стоящее здание не выше трех этажей (включая подземные);
  • высотой не более 20 м;
  • состоящее из комнат и помещений вспомогательного использования (т. е. где можно жить и удовлетворять все бытовые потребности); 
  • не разделенное на самостоятельные объекты недвижимости.

Проверка земель сельхозназначения

А еще на землях ИЖС можно выращивать сельскохозяйственные культуры, возводить гаражи и хозяйственные постройки

2. ЛПХ (личное подсобное хозяйство) на приусадебном земельном участке (то есть на землях населенных пунктов) — этот вид использования предполагает размещение жилого дома, производство сельскохозяйственной продукции, строительство гаража и других вспомогательных сооружений. 

Проверка земель сельхозназначения

Кроме того, на землях ЛПХ можно содержать сельскохозяйственных животных

3. Ведение садоводства или огородничества. На землях с таким ВРИ предполагается выращивание (в том числе на сельскохозяйственных угодьях) плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур. Именно на землях с этим ВРИ чаще всего и организуются популярные у дачников объединения: 

  • СНТ (садоводческое некоммерческое товарищество) — организационно-правовая форма юридического лица, которое управляет объединением. Проще говоря, это способ юридически оформить такой добровольный союз собственников земельных участков. При этом управлять объединением помогает избранный председатель или нанятая собственниками управляющая компания.
  • ДНП (дачное некоммерческое партнерство). Еще одна организационно-правовая форма юридического лица. Важное отличие от СНТ заключается в том, что в садоводческом товариществе упор должен делаться на садоводстве и огородничестве, а в ДНП — еще и на отдыхе. Грядок в ДНП может и не быть, но обязательно должны быть домики для восстановления сил после напряженных рабочих будней.

Между собой СНТ и ДНП отличаются правом собственности на общие дороги, коммуникации и прочее: у СНТ это право принадлежит самим участникам товарищества, а в ДНП — юрлицу, в которое они объединились.

В прошлом ДНП и СНТ обычно создавались на земле с ВРИ «под дачное строительство». Сейчас такого вида использования уже не существует, хотя в старых документах он еще встречается.

https://www.youtube.com/watch?v=Sw7ji5cKboY\u0026pp=ygVA0J_RgNC-0LLQtdGA0LrQsCDQt9C10LzQtdC70Ywg0YHQtdC70YzRhdC-0LfQvdCw0LfQvdCw0YfQtdC90LjRjw%3D%3D

Чем ВРИ отличается от категории земель? 

Объясним на примере. Многоквартирные и индивидуальные жилые дома строятся на землях одной и той же категории — «Земли населенных пунктов», но вид разрешенного использования для них будет разный.

Для первых это будет «Многоэтажная жилая застройка», а для вторых — «Индивидуальное жилищное строительство» (ИЖС). По сути, категория земельного участка в общих чертах определяет, в какой сфере он используется. Но что конкретно мы можем делать на этом участке, указывает его вид разрешенного использования.

  • Узнать, какой у земли ВРИ, можно, посмотрев публичную кадастровую карту или заказав выписку из Росреестра (смотрите дополнительные характеристики участка).
  • Где можно строить дом для проживания, а где нет? 
  • Отвечаем в таблице: 
Вид участка Что можно делать на земле Что можно строить
Сельскохозяйственное использование Вести сельское хозяйство (растениеводство, животноводство, пчеловодство, рыбоводство, питомники, сенокошение, выпас животных и др.) Нельзя — жилые дома. Можно — нежилые помещения и сооружения для хранения и переработки сельхозпродукции
Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках Производить сельхозпродукцию Нельзя — жилые дома. Можно — нежилые помещения и сооружения для ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном участке
Для индивидуального жилищного строительства Выращивать ягоды, овощи, фрукты Можно — жилые дома, гаражи, подсобные сооружения
Для ведения личного подсобного хозяйства Производить сельхозпродукцию и содержать животных Можно – жилые дома, гаражи, подсобные сооружения
Ведение огородничества Отдыхать и (или) выращивать для собственных нужд фрукты/ягоды Нельзя — жилые дома. Можно — хозпостройки для хранения инвентаря и урожая
Ведение садоводства Отдыхать и (или) выращивать для собственных нужд фрукты/ягоды Можно — жилые дома, садовые (не для постоянного проживания), гаражи, хозпостройки

По данным Циан.Журнала

Что будет, если нарушить предписание, которое диктуется ВРИ? Например, построить пятиэтажный дом на участке для ИЖС?

Если вы выйдете за пределы допустимого, это грозит таким же штрафом, как нарушение ограничений, установленных категорией земель, а участок нужно будет привести в соответствие с видом разрешенного использования, вплоть до сноса самовольных построек. 

Можно ли изменить категорию земельного участка и его ВРИ

Можно, но это будет непросто, так как возможности обычных землепользователей влиять на ситуацию довольно скромны. 

Проверка земель сельхозназначения

«Категория земельного участка — это довольно постоянная величина и изменить ее крайне сложно. Для этого нужно весомое обоснование, и чаще всего им служит рост городов и потребности вести застройку. В основном такая трансформация происходит с сельхозземлями и промзонами, а занимаются изменением категорий крупные организации — например, строительные компании». 

Изменить ВРИ гораздо проще. Для этого надо подготовить пакет документов на участок и подать прошение в орган местного самоуправления. Более подробную инструкцию можно узнать на сайте Росреестра.  

Вот несколько важных моментов:

  • Процесс регулируется правилами землепользования и застройки для конкретного муниципального образования.
  • Можно установить для участка один или даже несколько ВРИ: основных, вспомогательных и условно разрешенных. 
  • Основной или вспомогательный ВРИ можно выбрать из предусмотренных градостроительным зонированием конкретной территории; при этом владелец земельного участка не должен ничего ни с кем согласовывать. 
  • Основной и вспомогательный виды использования участка можно изменить самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований. 
  • Чтобы выбрать условно разрешенный вид использования, нужно пройти через процедуру публичных слушаний. А его изменение возможно только с разрешения органа местного самоуправления. Глава администрации принимает решение с учетом результатов общественных обсуждений или публичных слушаний.

Основной или условно разрешенный ВРИ земельного участка считается выбранным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН. Вносить в реестр недвижимости сведения о вспомогательных видах ВРИ участка не требуется. 

Статусы земельных участков

Статус земельного участка — это характеристика, которая нужна для актуализации сведений о земле. Грубо говоря, это описание того, что в юридическом смысле происходит с участком прямо сейчас: есть ли у него кадастровый номер и собственник, определены ли его границы  и т. д. 

«В большей степени статус имеет значение для технических специалистов, которые ведут кадастровый учет, а не для землепользователей, — объясняет Софья Волкова. — Если вы уже зарегистрировали свое право собственности на участок и проверили, что оно отражено в выписке из ЕГРН, то больше знание о статусе вашего участка вам не пригодится». 

По статусу участки бывают: 

  • Ранее учтенными. Это объекты, которые либо были учтены до 1 марта 2008 года, либо не были учтены, но права на них зарегистрированы, не прекращены и эти участки имеют условный номер.

важно

Условный номер объекта недвижимости — это форма его учета, которая применялась в России до принятия закона о государственном земельном кадастре в 2000 году. Он представлял собой порядковый номер из 16–18 знаков, который объектам присваивали для учета. По сути, условный номер по старыми законам — это то же самое, что и кадастровый по новым.  

  • Актуальными. Такой статус присваивается всем участкам, которые поставлены на кадастровый учет после 1 января 2017 года.  
  • Временными. Этот статус присваивается земельным участкам, которые поставлены на кадастровый учет до 1 января 2017 года и права на которые не зарегистрированы. 
Читайте также:  Право на доброе имя

важно

Если земельный участок имеет временный статус, то для изменения его на актуальный нужно было до 1 марта 2022 года зарегистрировать право собственности на него или договор его аренды/безвозмездного пользования (если участок находится в государственной или муниципальной собственности). Если вы этого не сделали, участок по общему правилу должны были снять с кадастрового учета.

  • Архивными. Если право на земельный участок не было зарегистрировано до 1 марта 2022 года, то он исключается из ЕГРН, а статус записи о нем изменяется на «архивный». 

Статус земельного участка для собственников важен еще и потому, что содержание его в порядке в юридическом смысле этого слова в дальнейшем облегчает распоряжение землей.

Участок, на котором проведено межевание, определены границы и зарегистрировано право собственности, можно легко продать или передать по наследству.

Если же этого не сделать, при проведении сделки, скорее всего, возникнут проблемы.  

Зависит ли размер налога от юридического статуса земли? 

Земельный налог платят только собственники участков. Если земля находится в государственной собственности, а вы ее только арендуете, то платить его не нужно.

https://www.youtube.com/watch?v=Sw7ji5cKboY\u0026pp=YAHIAQE%3D

Размер налога зависит от двух факторов: его кадастровой стоимости и категории, которая определяет налоговую ставку.

Для сельскохозяйственных, занятых жильем и объектами инженерной инфраструктуры, приобретенных для жилищного строительства, задействованных в обороне, безопасности и таможенной деятельности земель ставка налога составит 0,3% кадастровой стоимости, а для всех остальных земель — 1,5%. 

Проверка земель сельхозназначения

«В последние годы многие  жалуются на увеличение земельного налога. Это связано с ростом кадастровой стоимости объектов недвижимости, что произошло после ее масштабного общероссийского пересмотра в 2022 году, — объясняет юрист Софья Волкова.

— Такой резкий скачок кадастровой стоимости связан с изменением методики его расчета.

Ведутся споры о необходимости эту методику изменить, но для конкретного землепользователя сейчас путь только один — пересматривать кадастровую стоимость через суд».

Что проверить, чтобы не купить кота в мешке 

Вместе с Марией Архиповой, председателем Ассоциации адвокатов России за права человека, Циан.Журнал составил список подводных камней, которые могут встретиться на пути любого добропорядочного загородного жителя. 

Вот о чем стоит позаботиться заранее (например, обратившись в отдел архитектуры местной администрации):

  1. Если рядом проходит дорога, есть водоем или лесной участок, необходимо уточнить план градостроительства. Так вы избавите себя от покупки земли, на которой собираются делать прокол для вывода сточных вод, вырубать лес для строительства объектов ЖКХ или прокладывать трассу (это популярное решение на дешевых сельскохозяйственных землях, где часто строится и жилье).
  2. Можно прояснить риски строительства АЗС, магазинов, гостиниц или, например, кладбища — очень часто вдоль уже существующего шоссе отложены промышленные земли, так что такой вариант тоже возможен. Наличие жилых домов со всех сторон — не препятствие, если такая деятельность разрешена на конкретном участке. Промышленные резервные земли могут стать новой полосой существующего шоссе через пять лет — кроме как в местном отделе архитектуры, вы об этом, скорее всего, нигде не узнаете. 
  3. Узнайте, какие коммуникации проходят по вашей земле, — кабель связи или газовая труба могут пролегать прямо под вашим участком. Если это так, то надо понимать, что низкая цена участка, скорее всего, связана с регулярными визитами специальных служб. Тогда придется заранее подумать о сервитуте и сразу оформить право пользования такой землей.
  4. Встречается интересная практика и с шумовой зоной: два участка могут соседствовать, но на одном будут действовать существенные ограничения на строительство, а на другом — нет.
  5. Важно помнить, что часто землю для ИЖС пытаются использовать для промышленных объектов. Это нецелевое использование, поэтому при появлении на таком участке условного шиномонтажа или мебельной фабрики смело обращайтесь в прокуратуру и в судебном порядке требуйте компенсацию. 

Отдельный повод насторожиться — если на предложенный участок выставлена низкая цена, но сама земля и район при этом кажутся идеальными. 

«Чаще всего такой участок невозможно оформить или по его использованию существуют серьезные ограничения. Например, в СНТ по Щелковскому направлению продавали участки по привлекательной цене.

Позже выяснилось: продавалась земля, принадлежащая водоканалу.

Покупать участок в надежде, что именно вам все-таки удастся его оформить, не стоит, если только вы не уверены на 100% в своих аргументах и документах при всех прочих негативных обстоятельствах», — предостерегает Мария Архипова.  

Собираетесь купить земельный участок, дачу или дом за городом? На Циан есть подходящие вам варианты!

Что нужно знать, если к Вам пришел государственный земельный инспектор?

  • Что нужно знать, если к Вам пришел государственный земельный инспектор?
  • Каждый владелец земли рано или поздно сталкивается с такой процедурой, как проверка соблюдения требований земельного законодательства в рамках мероприятий по государственному земельному надзору.
  • Что же необходимо знать, если к Вам пришел государственный инспектор отдела земельного надзора?
  • Государственный земельный надзор— это комплекс мероприятий, проводимых в целях соблюдения нормЗемельного кодекса(ЗК РФ), условий и целей использования земли, а также выявления и пресечения нарушений в сфере земельного законодательства.

1. Что такое государственный земельный надзор и какие органы его осуществляют?

В рамках государственного земельного надзора сотрудниками федеральных органов власти осуществляются периодические проверки участков землепользователей (ст. 71 ЗК РФ).

Государственный земельный надзор за соблюдением земельного законодательства осуществляется государственными надзорными органами: Росреестром, Россельхознадзором, Росприроднадзором (п. 2–5 Постановления Правительства РФ от 02.01.2015 № 1).

Росреестрпроводит проверки, касающиеся:

  • соблюдения целей использования земли, пресечения самовольного занятия земельного участка и иного незаконного использования земель;
  • соблюдения требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;
  • приведения участков в состояние, отвечающее разрешенным целям использования.

Россельхознадзоросуществляет государственный земельный надзор за землями сельхозназначения, за исключением тех земель, на которые не распространяется действиеЗаконаоб обороте земель сельхозназначения. При этом осуществляется надзор за соблюдением:

  • требований сохранности плодородного слоя почвы, а также норм, касающихся применения пестицидов и удобрений;
  • правил мелиорации и защиты почвы от эрозии;
  • обязанностей пользователей земли по проведению рекультивации после выполнения строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ.

Росприроднадзорпроводит государственный земельный надзор в части соблюдения экологических требований в отношении всех земель за исключением поднадзорных Россельхознадзору. При этом данный орган контролирует соблюдение:

  • требований о предотвращении ухудшения состояния земли;
  • режима лесопользования и правил землепользования в прибрежных и водоохранных зонах;
  • обязанностей по рекультивации земель после разработки недр и строительства (сноса) объектов лесоразработки;
  • требований на запрет снятия плодородного слоя почвы.
  1. Порядок осуществления государственного земельного надзора устанавливается в административных регламентах перечисленных выше государственных органов.
  2. С перечнем административных регламентов осуществления государственного земельного надзора ознакомьтесь ниже во вкладке «Подробнее».
  3. Государственный земельный надзор осуществляется в форме:
  • плановых проверок;
  • внеплановых проверок;
  • систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства.

2. Особенности организации и проведения проверок, осуществляемых Росреестром

2.1. Организация и проведение плановых и внеплановых проверок, осуществляемых Росреестром

  • Плановые проверки юридических лиц, предпринимателей, органов местного самоуправления, органов государственной власти и граждан проводятся в соответствии с ежегодным планом проверок, разработанным и утвержденным надлежащим образом.
  • Планы проведения проверок соблюдения земельного законодательства согласовываются с региональными органами прокуратуры.
  • Периодичность проведения плановых проверок в отношении конкретного земельного участка — не чаще одного раза в 3 года.
  • С планами проверок на текущий год можно ознакомиться наофициальном сайте Росреестра в разделе «Открытая служба/ Проведение поверок/ Государственный земельный надзор».

С планом проверок юридических лиц и органов местного самоуправления также можно познакомиться насайте Генеральной прокуратуры РФ, которая ведет единый реестр проверок (П. 23 Правил, утвержденныхПостановлением Правительства РФ от 28.04.2015 № 415).

Внеплановые проверки в отношении граждан, юридических лиц и органов местного самоуправления проводятся в случаях:

  • выявления по итогам проведения административного обследования признаков нарушения требований законодательства РФ, за которые предусмотрена административная и иная ответственность;
  • поступления в Росреестр обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, а также информации от органов государственной власти или органов местного самоуправления о нарушениях чьи-либо имущественных прав;
  • поступление в Росреестр обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также информации из СМИ о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
  1. Внеплановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей проводится только после согласования с органом прокуратуры по месту нахождения объекта предполагаемой внеплановой проверки.
  2. Согласования с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок в отношении граждан не требуется.
  3. Осуществление государственного земельного надзора в форме проверки включает в себя следующие административные действия:
  • принятие решения о проведении проверки в соответствии с планом проверки или на основании обращений (изданиераспоряжения о проведении плановой или внеплановой поверки);
  • уведомление лица, в отношении которого проводится проверка о времени её проведения;
  • проведение проверки;
  • оформление итогов проверки;
  • контроль устранения выявленных нарушений.
Читайте также:  Срок обжалования стражи

Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарной (без выезда) и (или) выездной проверки.

Общий срок проведения любой проверки — с даты начала и до даты составления акта проверки — не может превышать 20-ти рабочих дней.

2.2. Полномочия государственного земельного инспектора при осуществлении государственного земельного надзора

Плановые и внеплановые проверки соблюдения земельного законодательства, а также административные обследования проводят уполномоченные сотрудники территориальных органов Росреестра – государственные земельные инспекторы.

Государственные земельные инспекторы в рамках осуществления государственного земельного надзора обладают широким спектром полномочий. Независимо от того, проводит ли госземинспектор плановую проверку или выезжает по жалобе, закон дает ему право совершать ряд правовых действий:

  • запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов от государственных и муниципальных органов, организаций, предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок (правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельные участки и расположенные на них объекты; сведения о лицах, использующих земельные участки, и др.);
  • при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) территориального органа Росреестра о назначении проверки беспрепятственно получать доступ на земельные участки и проводить их осмотр в целях осуществления государственного земельного надзора;
  • выполнять необходимый объём работ, в состав которых могут входить натурные измерения, опрос граждан и должностных лиц, получение объяснений;
  • обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственного земельного надзора; в установлении лиц, виновных в нарушениях земельного законодательства;
  • привлекать экспертов и экспертные организации.

Лица, препятствующие осуществлению государственного земельного контроля, применяющие угрозу насилия или насильственные действия по отношению к госземинспектору, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность.

При этом как препятствование расцениваются такие действия, как:

  • воспрепятствование доступу инспектора госземнадзора к земельному участку,
  • неявка гражданина к месту проверки в назначенное врем;
  • необеспечение присутствия руководителя юридического лица или иного уполномоченного представителя проверяемого лица при проведении проверки;
  • уклонение от получения уведомлений, извещений о проведении проверки.

3. Оформление результатов проверок

По результатам проверки (как плановой, так и внеплановой) госземинспектором составляетсяакт проверкив 2-х экземплярах. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается проверяемому лицу (его представителю) под роспись об ознакомлении (об отказе в ознакомлении с актом проверки).

  • В акте делается запись о наличии или отсутствии нарушений земельного законодательства на проверяемом земельном участке.
  • При выявлении в ходе проверки признаков нарушения земельного законодательства составляется протокол об административном правонарушении (после уведомления нарушителя о дате и времени его составления).
  • С момента составления протокола дело об административном правонарушении считается возбужденным.
  • Постановлением о назначении наказания нарушитель признается виновным в совершении административного правонарушения, ему выносится административный штраф.

При выявлении административного правонарушения нарушителю одновременно с актом вручается предписание об устранении нарушений. Предписание об устранении выявленного нарушения законодательства является обязательным для исполнения с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено.

Срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом нескольких факторов:

  • вид выявленного правонарушения;
  • время вступления в силу постановления по данному делу об административном правонарушении;
  • время, необходимое для устранения конкретного нарушения земельного законодательства.

По общим правилам установленный срок устранения нарушения не должен превышать 6 месяцев.

Указанный в предписании срок устранения нарушений может быть продлен на основании заявления лица, в отношении которого это предписание вынесено, по решению уполномоченного должностного лица Росреестра (территориального органа). К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие и обосновывающие необходимость продления срока для обеспечения устранения выявленных нарушений.

Госземинспектор, осуществляя государственный земельный надзор, контролирует исполнение нарушителем предписания об устранении нарушения. В случае выявления его неисполнения госземинспектор:

  • выдает правонарушителю новое предписание об устранении нарушения земельного законодательства и
  • принимает решение о возбуждении дела об административном правонарушении по факту невыполнения в установленный срок предписания.

В случае невыполнения в указанный срок требований, указанных в предписании, государственный инспектор применяет к правонарушителям меры административного воздействия, предусмотренные законодательством, с дальнейшим направлением материалов дела в суд.

Если нарушение не было устранено, штраф придется заплатить повторно.

Как проверить, не попадает ли земельный участок в охранную зону?

Прочитала недавно статью о том, как люди десятилетиями жили в поселке, а потом его территорию включили в национальный парк «Самарская Лука». Теперь жители не могут нормально оформить свои дома, говорят, что даже новый забор нужно согласовывать.

Я хочу купить участок где-нибудь в Карелии. Но пишут, что там тоже много зон с особыми условиями, где нельзя строиться. Вплоть до того, что если звери ходят на водопой по определенной тропе, то там тоже могут ввести особую зону.

Как проверить, не попадает ли земля в охраняемую зону и что на ней можно строить?

Вы правы, что хотите проверить участок заранее и подстраховаться. В зонах с особыми условиями использования территории — сокращенно их называют ЗОУИТ — могут действовать разные ограничения: например, нельзя вообще строить дома или можно строить только определенной высоты.

На первый взгляд, кажется, что все просто: нужно проверить по ЕГРН, есть ли на участке ограничения. Но проблема в том, что ЗОУИТ может быть не зарегистрирована в Росреестре, а значит, таких данных там не будет.

И даже если участок сейчас не попадает в ЗОУИТ, но располагается, например, рядом с заповедником, границы могут расширить — и участок включат в особую зону.

Поэтому надо не только смотреть уже существующие ограничения на участке в Росреестре, но и провести дополнительные проверки. Расскажу, как это сделать.

ЗОУИТ — это территории, где действует особый правовой режим и могут быть ограничения, например по строительству или эксплуатации участков. Такие территории нужны, чтобы обеспечить безопасность и благоприятные условия для жизнедеятельности человека, а также ограничить негативное воздействие на окружающую среду.

На территориях ЗОУИТ действует особый режим. Например, есть участки, где нельзя размещать дома. Такие участки лучше не покупать: построить дом на них все равно не получится.

А если и построите, то в лучшем случае будете просто пользоваться домом, но не сможете его согласовать, а в худшем — его обяжут снести как самовольную постройку.

Даже если дом уже зарегистрирован в Росреестре, но установленный для ЗОУИТ режим не соблюдается, такой дом тоже могут снести по решению суда.

Вот список основных ЗОУИТ, в которых запрещено размещать дома:

  1. Охранные зоны и зоны минимальных расстояний магистральных трубопроводов.
  2. Охранные зоны кабелей, газопроводов всех давлений, водопроводов, канализации.
  3. Особо охраняемые природные территории.
  4. Первый пояс и зона строгих ограничений второго пояса зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, например водохранилищ.
  5. Береговая полоса.
  6. Подзона 7 приаэродромной территории — это зона, где превышены нормы воздушного шума, выбросов вредных веществ авиационными двигателями или электромагнитных излучений от навигационного оборудования.
  7. Санитарно-защитные зоны коммунальных и промышленных объектов.

На практике могут встречаться исключения. Так, чаще всего в санитарно-защитных зонах дом построить можно.

Но в любой момент разрешения на строительство могут перестать выдавать, и оспорить это не получится, ведь по закону строить в таких зонах в принципе нельзя. Иногда можно увидеть дома рядом с высоковольтными ЛЭП. Это тоже частные случаи.

Строить в охранной зоне высоковольток можно, если владелец ЛЭП дал на это согласие. Но пока нет критериев, по которым такое согласие реально получить.

Еще одно частое заблуждение покупателей: если в выписке из ЕГРН нет ограничений, а в жизни они есть, но не внесены в ЕГРН, то покупатель виноват не будет. Увы, такой подход не работает.

Курс для тех, кто много работает и устает. Цена открыта — назначаете ее сами Начать учиться

Публичная кадастровая карта. Чтобы понять, какие ЗОУИТ вблизи участка, который вы хотите купить, есть в ЕГРН, нужно открыть публичную кадастровую карту. Далее на карте, в разделе меню «Слои» включить «ЗОУИТ» — они отобразятся зеленым цветом.

Чтобы узнать, какого вида ЗОУИТ наложилась на участок или находится вблизи него, нужно в меню карты «Поиск» ввести «ЗОУИТ», затем перейти в основном меню к «Все объекты в точке». Далее надо листать пункты открывающегося окна, пока ЗОУИТ не загорится желтым цветом.

Это максимум 50% от того, что может быть фактически» class=»media-container__image» src=»https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/ip/mBrlDw4EE4qwQVSR3jPFEOr5FdeECqB04kN-Z4uJX1I/w:1200/aHR0cHM6Ly9vcGlz/LWNkbi50aW5rb2Zm/am91cm5hbC5ydS9t/ZXJjdXJ5L3phcG92/ZWRueWUtemVtbGkt/MDEuMWxocmt4YWtr/M2Y5LnBuZw»>

Вот, например, ЗОУИТ вблизи Петрозаводска. На публичной кадастровой карте видны только те ЗОУИТ, которые внесены в ЕГРН. Это максимум 50% от того, что может быть фактически

Например, тут видно, что зона минимальных расстояний магистрального газопровода наложилась на жилую застройку, поэтому возможны негативные последствия

Правила землепользования и застройки муниципального образования и его генплан. Правила и генплан поселения можно найти на официальном сайте муниципального образования. Обычно правила состоят из нескольких частей — текстовой и графической.

В текстовой части можно изучить градостроительный регламент территориальной — функциональной — зоны места, где будет находиться дом. В регламенте вы найдете такую информацию:

  1. Какие основные виды разрешенного использования земельных участков есть в поселении. Например, для садоводства, ИЖС, ЛПХ в черте поселения и так далее.
  2. Допустимый процент застройки. Обычно для ИЖС это от 25 до 68% — зависит от этажности дома. Чаще всего используется значение 40%.
  3. Минимальные отступы дома от границ участка. Чаще всего это 3 м. Также нужно соблюдать санитарно-бытовые и противопожарные расстояния, а еще — 5—6 м от дома до «красных линий», даже если это не указано в градостроительном регламенте.
  4. Предельные минимальные и максимальные размеры земельного участка для каждого вида разрешенного использования.

В графической части правил землепользования и застройки в дополнение к публичной кадастровой карте вы найдете одну или несколько карт ЗОУИТ. На этих картах могут быть изображены планируемые к строительству автомобильные и железные дороги, а также санитарно-защитные зоны коммунальных, сельскохозяйственных и промышленных предприятий.

Фрагмент карты ЗОУИТ ПЗЗ г. о. Истра, где можно увидеть, что еще планируется сделать

На тематических картах генплана можно посмотреть, какие объекты местного значения планируются, какие участки изымут для государственных и муниципальных нужд, а также план развития инженерных сетей.

Генеральный план поселения — это документ большей силы, чем правила землепользования и застройки. Поэтому схема градостроительного зонирования по генплану имеет приоритет перед такой же схемой в правилах. Хотя так сложилось, что правила сейчас в муниципалитетах есть почти всегда, а актуального генплана, который соответствует этим правилам, может и не быть.

Информацию, которую вы получите из публичной кадастровой карты и правил землепользования и застройки, можно отнести в первую очередь к юридическим рискам. Так вы можете узнать о возможных ограничениях и запретах.

Этого недостаточно, чтобы по-настоящему почувствовать место расположения будущего дома. Необходимо продолжить анализ — использовать различные карты местности: лесов, рельефа, радиоактивного загрязнения, магнитных аномалий, погодные, экологические и т. п. Вам могут пригодиться, например, Wikimapia, Etomesto и другие интернет-ресурсы.

Читайте также:  Отстранение по медицинским показаниям оплата

Если рядом с рассматриваемым домом есть что-то плохое, об этом кто-нибудь когда-нибудь обязательно написал. Поэтому лучше посмотреть местные форумы, группы в соцсетях и просто пошерстить интернет. А если боитесь, что рядом окажется тропа, где ходят на водопой животные, расспросите охотников или местных жителей. Они точно знают все о своих соседях.

  1. Проверьте, находится ли участок в ЗОУИТ. Самый быстрый способ — по публичной кадастровой карте. Еще можно проверить по правилам землепользования и застройки и генплану поселения.
  2. Закажите расширенную выписку из ЕГРН об объекте недвижимости. Выписка об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости не подойдет.
  3. Если участок в ЗОУИТ, оцените, насколько серьезны ограничения. Если место в фокусе внимания экологов, историков, археологов, посмотрите, нет ли планов организовать здесь новую ЗОУИТ.
  4. Учитывайте санитарно-защитные зоны, например, закрытых сельских кладбищ, мемориальных захоронений, а также ферм, птицефабрик и т. п. Сегодня они могут не работать, а завтра их снова откроют.
  5. Хороший способ уменьшить риски — получить от продавца градостроительный план земельного участка до сделки. Если на участке уже есть дом, то из плана вы узнаете, можно его реконструировать или строить новый.
  6. Если хотите строить жилой или садовый дом, можно попросить продавца подать до сделки уведомление о строительстве с нужными вам характеристиками и получить от администрации муниципалитета ответ, соответствует ли строительство требованиям.
  7. Если есть сомнения, можно обратиться к специалистам: экспертам, адвокатам по земельным вопросам, риелторам по загородной недвижимости, кадастровым инженерам и др.

Земли сельскохозяйственного назначения: ответственность за неиспользование сельхозугодий

Земельное законодательство определяет земли сельскохозяйственного назначения как территории, которые расположены за границами населенных пунктов и предназначенные для сельскохозяйственных нужд.

Емкое определение раскрывает сущность таких земель: они выделаются исключительно для занятия сельскохозяйственной деятельностью. По этой причине государством на всех уровнях власти ведется постоянный контроль за использованием этих территорий.

Он заключается в особом порядке предоставления и продажи таких земельных участков, правилах использования и эксплуатации, а также в строгих сроках, за которые владелец должен начать пользование участком.

  1. Освоение сельхозугодий — что говорит закон

Особенность сельскохозяйственных земель заключается в том, что не всегда собственник сразу после приобретения прав на эту землю может начать ее использовать по назначению. Дело в том, что для выращивания сельскохозяйственной продукции требуется создание специальных условий, и не каждое сельскохозяйственное угодье может им соответствовать.

Процесс подготовки земли к использованию для сельскохозяйственных нужд называется освоением земельного участка.  Это понятие следует отличать от эксплуатации участка. Освоение — комплекс мер, направленных на создание условий для нормального использования земельного участка. Под эксплуатацией же понимается процесс фактического использования земли с целью получения какой-либо пользы.

Статья 42 Земельного кодекса среди всех обязанностей владельцев земельного участка выделяет необходимость своевременного освоения и использования земли.

Законодатель ни в одном нормативном правовом акте не указывает конкретные сроки, необходимые для освоения земли сельскохозяйственного назначения. Вместе с тем установленные предельные сроки, за которые владелец такой земли не только должен освоить территорию для выращивания сельскохозяйственных культур, но и непосредственно приступить к осуществлению такой деятельности.

Таким образом, понятия освоение земли и использование тесно связаны между собой, но имеют отличное значение.

Нарушение сроков, установленных для начала фактического осуществления деятельности на земельном участке из сельхозугодий, может стать причиной огромных санкций со стороны надзорных органов. Но главное — безразличное отношение к действующим требованиям является причиной лишения прав на земельный участок.

  1. Ответственность за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения

Действующее законодательство устанавливает обязанность для правообладателей своевременно приступать к использованию земли сельскохозяйственного назначения.

При нарушении этой обязанности государство применяет санкции согласно следующим правовым актам:

  • Кодексу об административных правонарушениях;
  • Земельному кодексу;
  • Гражданскому кодексу;
  • ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Такая обязанность устанавливается в пункте 3 статьи 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Законодатель устанавливает срок, в течение которого владелец должен приступить к использованию земли. Он составляет три года с момента получения права на участок.

При этом в этот срок включается и время, необходимое для освоения земли под сельскохозяйственные нужды.

Функция контроля за соблюдением такого требования лежит на плечах инспекторов Россельхознадзора.

Выявление нарушений, связанных с неиспользованием земель сельскохозяйственного назначения, осуществляется посредством следующих процедур:

  • надзорные проверки;
  • административные обследования;
  • предварительные проверки информации обращений и писем органов власти.

В рамках проведения указанных проверочных процедур инспектора выезжают на земельный участок, осуществляются необходимые мероприятия, комплекс которых в обязательном порядке должен быть указан в распоряжении о проведении проверки, после чего оформляют мероприятие соответствующим актом и при выявлении нарушения привлекают лиц к ответственности.

Владельцу земельного участка сельскохозяйственного назначения, который несвоевременно приступил к использованию земли, грозят негативные последствия.

Штрафные санкции, которые предусмотрены частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ. Их величина зависит от кадастровой стоимости земли, а также наличия отягчающих обстоятельств. Следует обратить внимание на часть 2.

1 этой же статьи, которая добавляет отдельный состав правонарушения.

Если земля сельскохозяйственного назначения уже была изъята у собственника и передана для использования иным лицам, которые аналогично не принимают меры к эксплуатации, то новый собственник понесет также ответственность за это.

Предписание, которое будет находиться на постоянном контроле государственного органа. Предписание содержит в себе требование об устранении нарушения, в нем установлены соответствующие сроки.

В случае невыполнения такого предписания лицо не только будет привлечено к ответственности в виде больших штрафов, но и будет решаться вопрос о лишении его права на участок.

  1. Ответственность за использование земель не по целевому назначению

Статьей 42 Земельного кодекса устанавливается обязанность для фактического землепользователя участка по обязательному соблюдению категории земель и вида разрешенного использования.

Причиной строгой регламентации такого правила являются следующие обстоятельства:

  • разные способы использования земли предусматривают определенные коэффициенты налога на землю;
  • при использовании участков с нарушением разрешенного вида может быть причинен непоправимый вред земле как природному объекту;
  • может возникнуть угроза причинения имущественного или физического вреда соседним владельцам земли.

Примером нецелевого использования земли может служить организация свалки мусора на земле, которая предназначена для сельскохозяйственного производства. В результате таких действий плодородный слой почвы будет уничтожен, а земля еще долгое время не сможет быть использована для выращивания сельскохозяйственных культур.

Следят за соблюдением этого требования органы госземнадзора Росреестра путем проведения проверочных мероприятий. В случае выявления нарушений органом также выдается предписание, а также виновное лицо привлекается к ответственности, но уже по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ.

Обращаем внимание, что ответственность за нарушение данного требования лежит на фактическом землепользователе земельного участка. Если вам по дружбе отдали на время участок, а вы нарушили целевое назначение земли, то виновным в совершении правонарушения будете вы.

Если не исполнять предписания контролирующего органа или своевременно не продлить установленный срок, через суд вас могут лишить права на участок путем его изъятия.

  1. Изъятие земель у собственника

Основания и порядок осуществления данной процедуры детально регулируется нормами Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Иные нормативные правовые акты также включают в себя общие нормы, указывающие на возможность изъятия земель.

Закон выделяет несколько оснований для проведения процедуры изъятия:

  • снижение плодородности земли в результате нарушения владельцем действующих правил и норм;
  • не использование земли в течение трех лет с момента выявления такого нарушения контролирующими органами;
  • эксплуатация участка с нарушением вида разрешенного использования или целевого назначения.

Изъятие земельных участков может осуществляться у любых правообладателей, независимо от вида права. При этом такое изъятие может выражаться в прекращении арендных правоотношений.

Непосредственной причиной для изъятия служит неисполнение предписания контролирующего органа, которое выдано в одно время с привлечением владельца к административной ответственности. При этом если административного наказания не было, предписание не может считаться действующим, и оно подлежит отмене по заявлению лица, которому оно выдано.

  • При выявлении факта неисполнения предписания начинается процедура изъятия.
  • Инспектор подает необходимую информацию в региональную администрацию.
  • Этот орган обращается в суд с иском об изъятии земли.
  • По истечению полугода после вынесения положительного решения суда организуется процедура публичных торгов.
  • Все полученные средства от продажи поступают бывшему собственнику, но из суммы вычитаются реально понесенные убытки на организацию торгов.
  1. Что еще важно знать об использовании земель сельскохозяйственного назначения

Чтобы фермерский бизнес рос в гору, а пользование сельскохозяйственной землей приносило только удовольствие, следует придерживаться следующих положений.

Установите фактические границы участка.

Осуществляйте постоянный мониторинг изменения соответствующего законодательства. Новые нормы, регламентирующие правила использования участков сельскохозяйственного назначения, могут ввести ряд требований и ответственность за их нарушение.

  1. Не откладывайте использование земли на потом, так как надзорные органы могут в любой момент прийти к вам на участок.
  2. Не следует строить жилые дома на сельскохозяйственных землях, так как это является нарушением целевого использования.
  3. Любой владелец сельхозугодий должен хотя бы примерно знать основные положения действующего законодательства.