Новое

Прямое смешанное сообщение

  • Перевозки грузов могут осуществляться в прямом смешанном сообщении посредством взаимодействия железнодорожного транспорта с водным (морским, речным), воздушным, автомобильным транспортом.
  • Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении осуществляются на основании единого транспортного документа (транспортной накладной), составленного на весь путь следования грузов.
  • Основным признаком перевозки грузов в прямом смешанном сообщении является участие в ней не менее двух перевозчиков различных видов транспорта. При этом грузоотправитель освобождается от обязанности передавать груз с одного вида транспорта на другой и оформлять

связанные с этим документы.

При перевозке грузов в прямом смешанном сообщении обязанности перевозчиков выполняют различные виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный). Договор перевозки в прямом смешанном сообщении заключает начальный перевозчик.

Наиболее широко распространены перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении с участием железнодорожного, речного и морского транспорта. В осуществлении их железная дорога и водные пути сообщения выступают как единая транспортная сетьсвязывающая районы, тяготеющие к станциям, портам и пристаням, включенным в прямое смешанное сообщение.

При необходимости могут быть организованы и другие прямые сообщения.

Прямые смешанные сообщения создают ряд удобств и преимуществ для отправителей и получателей грузов, так как на перевозки грузов оформляют единый перевозочный документ.

Порядок организации перевозок грузов в прямом смешанном сообщении определяется заключенными в соответствии с законодательством РК соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта.

  1. Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении разрабатываются и утверждаются МТК РК совместно с соответствующим федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (Министерством транспорта РК) с их последующей регистрацией в федеральном органе исполнительной власти в области юстиции (Министерстве юстиции РК).
  2. В прямое смешанное сообщение включаются:
  3. – железнодорожные станции, открытые для проведения операций по перевозкам грузов;
  4. – морские и речные порты, автомобильные станции, аэропорты, предусмотренные перечнями, установленными соответствующими федеральными органами исполнительной власти в области транспорта.
  5. Перечень допускаемых для перевозок в прямом смешанном сообщении скоропортящихся и опасных грузов или грузов, которые должны сопровождать представители грузоотправителей, грузополучателей, устанавливается Правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.
  6. Порядок предоставления контейнеров и условия их использования при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении устанавливаются соглашениями между организациями транспорта соответствующих видов.

Прием грузов к перевозке в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении ограничен в связи с сезонным характером работы водного транспорта.

Сроки начала и окончания приема грузов портами в пунктах перевалки при открытии навигации и сроки окончания приема грузов перед закрытием навигации сообщаются портами в средства массовой информации, в МТК и в Министерство транспорта РК не менее чем за двадцать дней до даты открытия навигации или ее закрытия.

По получении извещения о сроках окончания приема грузов перевозчики принимают к перевозке лишь те грузы, которые могут быть доставлены в пункты перевалки не позднее сроков окончания приема ими грузов. Грузы, которые должны быть доставлены перевозчиками ранее наступления или позднее окончания этих сроков, к перевозке не принимаются.

Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении допускают для обеспечения грузами первых рейсов судов досрочный прием грузов и их хранение до открытия навигации. Перечень пунктов перевалки, где открывается досрочный прием и хранение грузов, наименование грузов, сроки и условия их хранения портами сообщаются соответствующим перевозчикам.

В соответствии с Правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении грузы, принятые перевозчиком к перевозкам с нарушенными сроками и доставленные в пункты перевалки после объявленного срока прекращения приема, при следовании их в железнодорожные пункты направляются станцией перевалки по назначению в прямом железнодорожном сообщении. Изменение маршрута допускается лишь с письменного согласия грузоотправителя. В случаях, когда груз следует по назначению в водный пункт, где железнодорожной станции не имеется, он может быть передан порту, с его согласия, на хранение. При этом железнодорожная станция пункта перевалки запрашивает грузоотправителя, как поступить с грузом. Грузоотправитель обязан дать ответ в 5-дневный срок с момента получения запроса. Хранение этих грузов в портах в пределах срока, необходимого для получения указания от грузоотправителя, оплачивается за счет перевозчика.

Сдавая груз к перевозке, грузоотправитель предъявляет заполненную накладную (форма ГУ-28), в которой, кроме обычных данных, указывает, какой скоростью должен следовать груз отдельно по каждому виду транспорта и пункты перевалки.

Накладные на грузы, отправляемые с пристаней или портов, составляются на каждую отдельную партию исходя из грузоподъемности четырехосных вагонов с учетом действующих техническим норм загрузки.

Массовые навалочные грузы при следовании в адрес одного грузополучателя и через один пункт перевалки можно отправлять из портов или пристани по одной судовой накладной.

Дорожную ведомость (форма ГУ-31) составляют с одной копией при однократной и двумя копиями при двукратной передаче груза с одного вида транспорта на другой. Подлинная дорожная ведомость сопровождает груз до пункта назначения, а копии (одна или две) остаются в пунктах перевалки у сдающей стороны.

  • На предъявленные к перевозке тарно-упаковочные и штучные грузы повагонными или судовыми партиями отправитель обязан заранее нанести транспортную маркировку.
  • Массу груза в прямых смешанных железнодорожно-водных сообщениях определяют по правилам, действующим на железных дорогах и водном транспорте.
  • Общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков доставки их железнодорожным транспортом и транспортом других видов и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих
  • на транспорте соответствующих видов.
  • В случае нарушения общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении имущественную ответственность за просрочку доставки грузов несет сторона, по вине которой допущена просрочка.
  • Сроки доставки исчисляются следующим образом:
  • – за часть железнодорожного пути — на основании Правил исчисления сроков доставки грузов при перевозке, установленных на железнодорожном транспорте;
  • – за часть пути других видов транспорта — на основании правил о сроках доставки грузов этими видами транспорта.
  • При этом следует иметь в виду, что при перевозке грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении сроки доставки по речному транспорту увеличиваются:
  • – при перевалке грузов мелкими партиями — на двое суток;
  • – при перевалке опасных грузов — на количество суток, необходимое для перевалки грузов по суточным нормам перевалки и погрузки в суда или выгрузки из судов по судо-часовым нормам загрузки-разгрузки судов.
  • В случае если грузы поступили на перевалочный пункт в количестве менее тарифной нормы загрузки судна, начисляется дополнительное количество суток, которое необходимо для накопления грузов до размера тарифной нормы загрузки судна.

Для перевалки грузов с железнодорожного транспорта на водный и обратно сооружают перевалочные пункты. В состав их входят порт (или пристань), обслуживающая его железнодорожная станция и соединительные железнодорожные пути.

Пункты перевалки бывают общего пользования и специализированные для отдельных грузов (зерна, соли, нефтепродуктов, леса). Специализированные перевалочные пункты находятся в ведении определенных предприятий и организаций.

При перевозках грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении работы по их перегрузке выполняются средствами порта: при перегрузке грузов с морских, речных судов и со складов портов в вагоны, а также из вагонов на морские, речные суда и на склады портов.

Загрузка вагонов в пунктах перевалки должна производиться до установленных технических норм, с соблюдением Технических условий размещения и крепления грузов. Контроль за правильностью загрузки вагонов (укладка), соблюдением габарита, креплением и т.п.

лежит на обязанности перевозчика.

Условия работы железнодорожных станций, портов и иных участвующих в прямом смешанном сообщении организаций определяются соответствующими узловыми соглашениями, заключаемыми сроком на 5 лет. В узловом соглашении содержатся условия и определен технический порядок согласованной эксплуатационной работы при перевалке груза с одного вида транспорта на другой.

Заключение узлового соглашения не освобождает стороны от необходимости заключать договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов.

В случае изменения технического оснащения либо технологии работы порта или железнодорожной станции узловое соглашение по предложению одной из сторон может быть полностью или частично пересмотрено до истечения срока его действия. Порядок разработки и заключения узловых соглашений устанавливается Правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.

Споры, возникающие при выполнении узловых соглашений, рассматриваются в порядке, установленном законодательством РК.

Рациональная организация работы пунктов перевалки предусматривает диспетчерское управление передачей грузов с железнодорожного транспорта на водный и наоборот, четкую взаимную информацию о подходе грузов, комплексное сменно-суточное планирование грузовой работы, составление сквозных расписаний движения на различных видах транспорта, увязанных с технологическими процессами работы речных и морских портов и примыкающих к ним железнодорожных станций. На основании этих расписаний строят контактные графики работ.

Читайте также:  Пункт коллективного доступа

При массовой перевалке грузов с железнодорожного транспорта на речной или морской порты совместно с дорогами и грузоотправителями согласовывают план подачи судов и предъявления грузов в пунктах перевалки, предусматривая работу по прямому варианту: «судно—вагон», «вагон—судно».

Перевалка по прямому варианту высокоэффективна только при условии, что к моменту прибытия груженых вагонов должен быть обеспечен подход порожнего судна и наоборот. Это достигается путем организации движения поездов и судов по взаимосогласованным расписаниям с прибытием в пункт перевалки примерно в одно и то же время.

Применяется также согласованный подвод поездов и судов в пункты перевалки с грузами определенного назначения по периодам суток.

Грузы и перевозочные документы в пунктах перевалки передают с одного вида транспорта на другой по передаточным ведомостям, которые составляет сдающая сторона в четырех экземплярах (два для водного и два для железнодорожного транспорта).

Передаточная ведомость (форма ГУ-41) представляет собой правовой документ, отражающий движение груза в процессе его перевалки. В передаточную ведомость вносят данные, предусмотренные формой бланка.

На всех экземплярах передаточной ведомости сдающая и принимающая стороны обязаны расписаться и поставить календарные штемпеля.

Когда грузы передают не одновременно с предъявлением передаточных ведомостей, фактический прием и передача удостоверяются подписями агентов обеих сторон на ранее предъявленных передаточных ведомостях с наложением на них второго календарного штемпеля сдающей и принимающей сторон.

По требованиям принимающей стороны сдающая сторона обязана передать груз с проверкой его массы.

В случае неисправности тарных и штучных грузов их массу проверяют на товарных весах средствами порта, а на вагонных — средствами перевозчика.

В случае обнаружения при передаче недостачи или повреждения груза сдающая сторона с участием принимающей стороны составляет коммерческий акт. В передаточной ведомости указываются номер коммерческого акта и дата его составления.

Массовые грузы, принятые на водном транспорте по судовой накладной, передают на железную дорогу по дополнительным накладным и дорожным ведомостям, составляемым портом или пристанью перевалки на каждый загруженный вагон.

Основным документом, по которому производятся окончательный расчет и выдача грузов, является судовая накладная, следующая на станцию назначения при вагоне, в котором отправляется с пункта перевалки последняя часть груза.

Для обеспечения связи дополнительных перевозочных документов с основными служат особые перечни, составляемые портом или пристанью до начала отгрузки в пяти экземплярах.

Основой слаженной работы порта и примыкающей к нему железнодорожной станции служит Единый технологический процесс, который объединяет комплекс операций, выполняемых с вагонами и судами с момента их поступления в пункт перевалки и до отправления из него.

Единый технологический процесс предусматривает обработку вагонов преимущественно по прямому варианту с использованием электронновычислительной техники. Созданы единые системы оперативного руководства работой пунктов перевалки на основе внедрения комплексной АСУ. ЭВМ и средства передачи данных позволяют сообщать непрерывный план-график, составленный в морском порту всем участникам перевозочного процесса в узле. Непрерывный план-график составляется и согласовывается на десять суток и ежедневно дополняется еще на одни сутки (опыт Санкт-Петербургского транспортного узла); это позволяет четко координировать усилия всех участников перевозочного процесса.

Плата за перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении взимается по тарифам, которые действуют на соответствующих видах транспорта.

Оплата провозных платежей и сборов за перевозку со станций железных дорог осуществляется грузоотправителем за протяженность железнодорожного пути всех дорог, участвующих в перевозке грузов.

В портах-пунктах перевалки или портах назначения провозная плата взимается с грузоотправителей исходя из расстояний, на которых осуществляются перевозки грузов по водным путям.

В тех случаях, когда перевозка груза осуществляется из портов (в прямом смешанном водно-железнодорожном сообщении), провозные платежи и сборы уплачиваются грузоотправителем в пункте отправления за протяженность всего водного пути и на железнодорожных станциях-пунктах перевалки с грузоотправителей или грузополучателей за протяженность железнодорожного пути.

  1. Если грузоотправителями или грузополучателями заключен договор транспортной экспедиции, осуществление операций, связанных с уплатой платежей за перевозку грузов в прямом смешанном сообщении, может быть возложено в соответствии с условиями заключенного договора на экспедитора, который выступает перед перевозчиками от имени грузоотправителей или грузополучателей.
  2. В случае, если подача и уборка вагонов в порту осуществляются локомотивом перевозчика, организации железнодорожного транспорта взимают за это сборы в размере, указанном в Тарифном руководстве № 3 МТК РК.
  3. Учет выполнения установленной в соответствии с узловым соглашением нормы перевалки грузов ведется в учетных карточках отдельно как в отношении грузов, передаваемых с железнодорожного транспорта на водный транспорт, так и в отношении грузов, передаваемых с водного транспорта на железнодорожный транспорт.

Учет выполнения норм перевалки грузов, перевозимых в прямом сообщении с водного на железнодорожный транспорт, производится по учетной карточке формы № ГУ-1а/1-ПГ, а перевалки грузов с железнодорожного транспорта на водный — по учетной карточке № ГУ-1б/1-ПГ. При этом учитывается количество поданных перевозчиком порожних и груженых вагонов и количество вагонов, погруженных и разгруженных портом.

Учетная карточка составляется одна на все грузы, передаваемые с водного транспорта на железнодорожный, и другая — на все грузы, передаваемые с железнодорожного транспорта на водный. Учетная карточка ежедневно подписывается совместно начальниками станции и порта перевалки. При отказе и уклонении от подписи составляется акт, копия которого вручается стороне, отказавшейся подписать карточку.

За невыполнение нормы перевалки грузов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, перевозчики, порты несут ответственность, аналогичную ответственности за невыполнение принятых заявок на перевозки грузов, установленной статьей 94 Устава.

Невыполнение нормы перевалки приравнивается к невыполнению принятых заявок на перевозки грузов.

За задержку вагонов и контейнеров в портах под погрузкой-выгрузкой, за задержку перевалки грузов на железнодорожных станциях вследствие невозможности подачи вагонов под погрузку-выгрузку, за задержку перевалки по причинам, зависящим от портов, с них взимается плата за пользование вагонами и контейнерами, указанная в Тарифном руководстве № 2.

За задержку вагонов, контейнеров в пунктах перевалки по вине грузоотправителей с них взыскивается штраф в размере, установленном статьями 110 и 101 Устава. Ответственность за несохранность груза до передачи их в пунктах перевалки лежит на сдающей стороне, после передачи — на стороне, принявшей грузы.

Охрана груженых и порожних вагонов в портах осуществляется портами.

Виды сообщений. Прямое и смешанное (мультимодальное) сообщение

Существуют 2 типа современных грузоперевозок: прямое сообщение и смешанное сообщение.

Прямое сообщение — это грузоперевозка по 1 транспортному документу, выполняющему функции Договора Перевозки. И если в прямое сообщение включаются одна/несколько перегрузок, то документ вместе с грузом передают на следующий вид транспорта, и он следует до пункта назначения.

В смешанном сообщении должна присутствовать хотя бы 1 перегрузка, при этом стороны заключают новый договор грузоперевозки, определяющий отношения между сторонами транспортного процесса. Если же смешанное сообщение производят 1 видом транспорта (к примеру, с 1 судна на другое или с 1 автомобиля на другой), то это не повлияет на составление договора перевозки.

Понятие «международной смешанной перевозки» должно включать в себя взаимодействие хотя бы 2х различных видов транспорта. Такая перевозка производится на основании соответствующего договора смешанной перевозки.

Прямое сообщение — это перевозка грузов одним видом транс­порта.

Смешанное сообщение — это перевозка грузов с использовани­ем нескольких видов транспорта.

Смешанное сообщение может быть с передачей груза в пунктах стыковки одного вида транспор­та с другим, т.е. с перегрузочными работами и оформлением раз­дельных документов.

При определенных условиях может быть пря­мое смешанное сообщение. Так, согласно ст. 788 ГК РФ, «прямое смешанное сообщение — это несколько видов транспорта под от­ветственностью одного перевозчика по единому транспортному документу и сквозной единой тарифной ставке».

По определению Транспортного устава железных дорог Российской Федерации, «прямое смешанное сообщение осуществляется по единому транс­портному документу — накладной».

Читайте также:  Разработка нефтяных месторождений

Перевозчик или экспедитор, отвечающий за весь процесс перевозки в смешанном сообщении, называется оператором смешанной перевозки. Оператор выдает отправителю сквозной транспортный документ на основе догово­ра о смешанной перевозке, подтверждающий ответственность опе­ратора на всем маршруте следования груза.

Международные сме­шанные перевозки осуществляются по правилам Конвенции о меж­дународных смешанных перевозках грузов, правда, до сих пор не вступившей в силу в связи с тем, что ее подписали (ратифициро­вали) менее 30 государств. Тем не менее, Конвенция применяет­ся ко всем договорам смешанной перевозки, если пункт отправки или получения находится в одной из стран, подписавших ее.

  • Смешанное сообщение называется мультимодальным сообщением (от multi много и modal вид, форма).
  • Причина смешанного сообщения заключается в размещении транспортных предприятий, позволяющем лишь автомобильному транспорту перевозить груз «от двери до двери» грузовладельцев.
  • Нередко возникает путаница в терминах, когда смешиваются понятия мультимодальной, интермодальной, унимодальной перевозки. Определяющим фактором является степень ответственности перевозчика:

Унимодальные перевозки не сопровождаются перегрузкой товаров в пути, из схемы исключается промежуточное хранение на складах. Основным видом транспорта является автотранспорт, ответственность за груз лежит на одном перевозчике.

Интермодальные – вариант многовидовой доставки под ответственностью нескольких агентов с использованием минимум двух видов транспорта. Обычно комбинируется ж/д автотранспорт, но есть и другие варианты.

  1. Мультимодальные осуществляются по договору между заказчиком и оператором, имеющим прямые контракты с автомобильными, железнодорожными, морскими перевозчиками.
  2. Пример мультимодальной перевозки – транспортировка товаров в контейнерах ж/д составом до порта во Владивостоке или Архангельске, перевалка и морская доставка в порт Певек или другой порт Чукотки.
  3. Наиболее распространены, особенно в России, перевозки в смешанном железнодорожно-водном сообщении, при которых к речным и морским портам, подводятся железные дороги.
  4. Применяются смешанные железнодорожно-водные перевоз­ки при завозе грузов в районы Крайнего Севера, Сибири и Даль­него Востока, не имеющие другой возможности для их доставки (воздушный транспорт — дорогостоящий и не применяется для массовых перевозок), для снижения общих затрат на перевозку значительных объемов грузов, а также при высокой грузонапря­женности отдельных участков железных дорог и др.

Статья 788 ГК РФ (действующая редакция). Прямое смешанное сообщение

Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.

Комментарий к Ст. 788 ГК РФ

На транспорте традиционно различают местное (с участием одного перевозчика), прямое (с участием нескольких перевозчиков одного вида транспорта) и прямое смешанное сообщение. Комментируемая статья посвящена последнему.

Прямое смешанное сообщение — эта такая перевозка грузов, пассажиров и багажа, которая, во-первых, совершается разными видами транспорта и, во-вторых, оформляется одним документом (накладной или коносаментом для перевозки груза, билетом для перевозки пассажира).

Наличие одного транспортного документа является необходимым условием для квалификации перевозки как осуществляемой в прямом смешанном сообщении: если, например, груз следует по железной дороге до морского порта по железнодорожной накладной, а из одного морского порта перевозится в другой порт по коносаменту, то налицо два самостоятельных договора перевозки. Перевозка в прямом смешанном сообщении в данном случае будет, если груз единожды был сдан железной дороге и весь путь проделал по первоначально выданной железнодорожной накладной .

———————————
См.: Иоффе О.С. Указ. соч. С. 553 — 554.

Бесперебойное прямое смешанное сообщение крайне эффективно с точки зрения организации перевозочного процесса и удобно для пассажира или грузоотправителя. В то же время сложность организации взаимодействия между различными видами транспорта не вызывает сомнений.

Поэтому в комментируемой статье предусмотрено регулирование многосубъектных отношений перевозок в прямом смешанном сообщении на уровне специального закона. Такой закон до настоящего времени не принят.

Источниками правового регулирования являются положения отдельных транспортных уставов и кодексов (гл. V УЖТ; гл. XIV КВВТ).

Сохраняют свое значение также отдельные межведомственные акты советского времени, из которых центральное положение занимают Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденные МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17/24 апреля 1956 г.

Специфика прямого смешанного сообщения состоит в том, что договор перевозки заключается грузоотправителем или пассажиром с одним (первоначальным) перевозчиком, а исполняют этот договор в том числе и перевозчики, которые в договорных отношениях с грузоотправителем или пассажиром не состоят. Первоначальный перевозчик регулирует отношения с другими перевозчиками на основании двусторонних соглашений с ними (на необходимость которых и указывается в комментируемой статье).

Правовая природа договора перевозки в прямом смешанном сообщении является предметом дискуссий . Основными вопросами правового характера в регулировании перевозок в прямом смешанном сообщении являются вопросы определения лиц, ответственных за исполнение договора перевозки перед пассажиром, грузоотправителем или грузополучателем. В.В.

Витрянский вслед за О.С. Иоффе указывает, что обязанность исполнения договора перевозки в прямом смешанном сообщении, как и обычного договора, возлагается на перевозчика, непосредственно принявшего груз (пассажира), который в дальнейшем возлагает исполнение части своей обязанности на других перевозчиков как на третьих лиц (ст. 313 ГК) .

Такая квалификация позволяет объяснить, почему обязанности по перевозке возлагаются на перевозчиков, не являющихся стороной договора.

Однако данная конструкция предполагает, что за ненадлежащее исполнение обязанности третьими лицами ответственность перед грузоотправителем (пассажиром) должен нести непосредственно начальный перевозчик, с которым заключался договор.

Однако транспортное законодательство распределяет ответственность между всеми перевозчиками, принимавшими участие в организации прямого смешанного сообщения. Так, ответственность за несохранность грузов лежит на том перевозчике, который непосредственно владеет грузом (ст. 79 УЖТ; п. 1 ст. 114 КВВТ).

В случае нарушения общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении имущественную ответственность за просрочку доставки грузов несет сторона, по вине которой допущена такая просрочка (ст. ст. 75, 97 УЖТ; ст. 109 КВВТ).

В то же время пассажир, грузоотправитель или грузополучатель при предъявлении претензий или исков имеют дело только с перевозчиком, который обслуживает конечный пункт перевозки (см. ст. 122 УЖТ; п. 7 ст. 114 КВВТ) и который однозначно не состоит в договорных отношениях с заявителем претензии или иска.

Конечно, подобная схема привлечения к ответственности конечного перевозчика реализуется в интересах пассажира или грузоотправителя (грузополучателя). Конечный перевозчик, несущий ответственность за нарушение договора перевозки в прямом смешанном сообщении в целом, имеет право предъявить регрессные требования перевозчику, непосредственно допустившему данное нарушение . Как представляется, возникновение ответственности у конечного перевозчика должно быть непосредственно предусмотрено законом (а конкретно — законом о прямом смешанном сообщении).

———————————
См.: там же. С. 203.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта» (Книга 4) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2003.

См.: Витрянский В.В. Договор перевозки. С. 496; Иоффе О.С. Указ. соч. С. 558.

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 5 октября 2009 г. N Ф03-4751/2009 по делу N А59-6282/2008.

В современных условиях и для перевозок в прямом сообщении должно существовать специальное правовое регулирование, сходное с регулированием перевозок в прямом смешанном сообщении, поскольку перевозчики одного вида транспорта могут являться самостоятельными субъектами (например, авиакомпании).

Статья 788. Прямое смешанное сообщение

Новая редакция Ст. 788 ГК РФ

Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.

Комментарий к Ст. 788 ГК РФ

Упомянутого в комментируемой статье закона пока нет. Соответствующие соглашения между организациями разных видов транспорта могут заключаться исходя из общих положений ГК о договорах и транспортного законодательства.

Читайте также:  Северная строительная климатическая зона

Другой комментарий к Ст. 788 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Перевозкой в прямом смешанном сообщении именуется перевозка разными видами транспорта по одному транспортному документу. Эти перевозки именуются также комбинированными.

Комментируемая статья предусматривает принятие федерального закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках. Пока соответствующий закон не принят, отношения по прямым смешанным перевозкам регулируются транспортными уставами и кодексами (гл. XIV КВВТ, гл. V УЖТ, разд. VII УАТ).

2. Порядок организации перевозок в прямом смешанном сообщении определяется заключенными в соответствии с законодательством РФ соглашениями между организациями транспорта соответствующих видов.

В прямое смешанное сообщение включаются железнодорожные станции, открытые для проведения операций по перевозкам грузов, порты, автостанции, аэропорты, предусмотренные перечнями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области транспорта.

Порты, автостанции, аэропорты считаются включенными в прямое смешанное сообщение с момента извещений об этом в письменной форме и с последующим опубликованием перечня таких портов, автостанций, аэропортов в сборниках правил перевозок и тарифов федеральных органов исполнительной власти в области транспорта (ст. 105 КВВТ, ст. 67 УЖТ).

3. В прямом смешанном сообщении могут перевозиться грузы, пассажиры и багаж. Законодательство устанавливает отдельные категории грузов, которые не могут перевозиться таким образом. В частности, грузы, перевозимые наливом в цистернах, сформированный в плоты лес.

Перечень допускаемых для перевозок в прямом смешанном сообщении скоропортящихся и опасных грузов, а также грузов, которые должны сопровождать представители грузоотправителей, грузополучателей, устанавливается правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.

4. При перевозках в прямом смешанном сообщении отдельно регулируется процесс перегрузки грузов с одного вида транспорта на другой. В частности, распределение обязанностей по разгрузке и погрузке, порядок передачи груза.

По общему правилу при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении их перегрузка обеспечивается:

портами при перегрузке грузов с судов и со складов портов в вагоны, а также из вагонов на суда и склады портов;

перевозчиками при перегрузке грузов из вагонов и со складов железнодорожных станций на автомобили, а также из автомобилей в вагоны и на склады железнодорожных станции. Грузы, перевозимые в прямом смешанном сообщении, взвешиваются по требованию принимающей их стороны в присутствии представителя организации транспорта смежного вида.

При отсутствии весовых приборов грузы передаются согласно их массе, указанной в транспортной накладной.

Тарные и штучные грузы, принятые для перевозок в соответствии со стандартом или с указанной грузоотправителем на каждом грузовом месте (пакете) массой и доставленные в пункт перевалки грузов в исправной таре (пакетах), передаются на транспорт другого вида без взвешивания по числу грузовых мест. В таком же порядке эти грузы выдаются получателю в пункте назначения. При наличии признаков утраты, недостачи или повреждения (порчи) грузы передаются в соответствии с их массой и фактическим состоянием.

Грузы в опломбированных вагонах передаются в пунктах перевалки грузов с одновременной проверкой исправности установленных запорно-пломбировочных устройств и соответствия сведений на них данным перевозочных документов.

5. Общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков доставки их разными видами транспорта. В случае нарушения общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении имущественную ответственность за просрочку несет сторона, по вине которой произошла просрочка.

  • Плата за перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении взимается:
  • на железнодорожных станциях и в морских портах отправления — с грузоотправителей исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов по железным дорогам или морским путям;
  • в речных портах перевалки грузов — с грузоотправителей или грузополучателей исходя из расстояний перевозки грузов по внутренним водным путям.
  • Порядок расчетов за перевалку груза может устанавливаться договором перевозки груза.

6. Ответственность за несохранность грузов до передачи их в пунктах перевалки лежит на сдающей грузы стороне, после передачи — на стороне, принявшей грузы.

Каждый перевозчик самостоятельно отвечает за вред, причиненный грузу в период, когда груз находился в его ведении.

Претензии, возникшие в связи с перевозками в прямом смешанном сообщении, предъявляются к перевозчику, обслуживающему конечный пункт перевозки.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Прямые смешанные сообщения осуществляются РїРѕ единому транспортному документу, составляемому РЅР° весь путь следования, причем РіСЂСѓР· или багаж СЃ РѕРґРЅРѕРіРѕ транспорта РЅР° РґСЂСѓРіРѕР№ передается без участия отправителей Рё получателей. РЎСЂРѕРєРё доставки РіСЂСѓР·РѕРІ РІ прямых смешанных сообщениях определяются РїРѕ совокупности СЃСЂРѕРєРѕРІ доставки РёС… железнодорожным Рё РґСЂСѓРіРёРјРё видами транспорта РІ соответствии СЃ действующими правилами перевозок. РљСЂРѕРјРµ того, добавляется время РЅР° перевалку РіСЂСѓР·РѕРІ СЃ РѕРґРЅРѕРіРѕ РІРёРґР° транспорта РЅР° РґСЂСѓРіРѕР№. Поэтому повышение эффективности прямых смешанных сообщений РІ большой степени зависит РѕС‚ рациональной организации работы перевалочных пунктов, Р° также РѕС‚ соответствующего РёС… развития Рё оснащения.  [1]

РџСЂСЏРјРѕРµ смешанное сообщение, которое РёРЅРѕРіРґР° именуется также комбинированным, характеризуется РґРІСѓРјСЏ признаками: Р°) участие РІ перевозке перевозчиков разных РІРёРґРѕРІ транспорта; Р±) составление РЅР° перевозку РѕРґРЅРѕРіРѕ ( единого) транспортного документа.  [2]

Р’ прямых смешанных сообщениях РіСЂСѓР·С‹ перевозятся РІ счет общего плана перевозок соответствующих СЂРѕРґРѕРІ РіСЂСѓР·РѕРІ РїРѕ номенклатуре, установленной транспортными министерствами Рё ведомствами.  [3]

Раздел V РџСЂСЏРјРѕРµ смешанное сообщение СЃ участием РґСЂСѓРіРёС… РІРёРґРѕРІ транспорта устанавливает РїРѕСЂСЏРґРѕРє перевозки РіСЂСѓР·РѕРІ РІ же-лезнодорожно-РІРѕРґРЅРѕРј, железнодорожно-автомобильном, железно-дорожно-РІРѕРґРЅРѕ-автомобильном, железнодорожно-воздушном сообщениях. Установлена ответственность предприятий всех РІРёРґРѕРІ транспорта Р·Р° выполнение плана перевозок, своевременную подачу подвижного состава Рє погрузочно-разгрузочным фронтам Рё СѓР±РѕСЂРєСѓ СЃ РЅРёС…, Р·Р° выполнение СЃСЂРѕРєРѕРІ производства грузовых операций.  [4]

Главным признаком РїСЂСЏРјРѕРіРѕ смешанного сообщения является использование единого перевозочного документа — транспортной накладной РїСЂСЏРјРѕРіРѕ смешанного железнодо-рожно-РІРѕРґРЅРѕРіРѕ сообщения ( СЃРј.

приложение в„– 38), которая выражает наличие РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° перевозки, заключаемого грузоотправителем СЃ транспортной организацией пункта отправления Рѕ доставке РіСЂСѓР·Р° РІ РїСѓРЅРєС‚ назначения СЃ участием перевозчиков нескольких РІРёРґРѕРІ транспорта.  [5]

Существенным признаком прямого смешанного сообщения является перевозка грузов на основании единого транспортного документа, составленного на весь путь следования грузов.

Это означает, что правоотношение, участниками которого являются различные РІРёРґС‹ транспорта, возникает РЅР° основании единого РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° перевозки, который заключает грузоотправитель СЃ перевозчиком РІ пункте отправления.  [6]

  • Перевозка РІ РїСЂСЏРјРѕРј смешанном сообщении производится РїРѕ единому транспортному документу, составляемому РЅР° весь путь следования.  [7]
  • Грузы РІ РїСЂСЏРјРѕРј смешанном сообщении принимаются Рє перевозке РїРѕ плану, утверждаемому РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ.  [8]
  • Грузы РІ РїСЂСЏРјРѕРј смешанном сообщении перевозятся РЅР° основании раздела V Устава железных РґРѕСЂРѕРі РЎРѕСЋР·Р° РЎРЎР  Рё Правил перевозок РіСЂСѓР·РѕРІ РІ РїСЂСЏРјРѕРј смешанном сообщении, утверждаемых Министерством путей сообщения совместно СЃ соответствующими транспортными министерствами Рё ведомствами, РїРѕ единому транспортному документу, составляемому РЅР° весь путь следования.  [9]
  • Перевозка РІ РїСЂСЏРјРѕРј смешанном сообщении производится РїРѕ единому транспортному документу, составляемому РЅР° весь путь следования.  [10]
  • Грузы РІ РїСЂСЏРјРѕРј смешанном сообщении принимаются Рє перевозке РїРѕ плану, утверждаемому РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ.  [11]
  • Перевозка РІ РїСЂСЏРјРѕРј смешанном сообщении производится РїРѕ единому транспортному документу, составленному РЅР° весь путь следования.  [12]
  • Грузы РІ РїСЂСЏРјРѕРј смешанном сообщении принимаются Рє перевозке РїРѕ плану, утверждаемому РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ.  [13]

В разделе V Прямое смешанное сообщение с участием других видов транспорта ( ст.

96 — 119) устанавливаются условия Рё РїРѕСЂСЏРґРѕРє организации перевозок РіСЂСѓР·РѕРІ РІ прямых смешанных сообщениях СЃ участием железнодорожного Рё РґСЂСѓРіРёС… РІРёРґРѕРІ транспорта, Р° также ответственность сторон Р·Р° нерылолне-РЅРёРµ плана перевозки Рё сохранность РіСЂСѓР·РѕРІ. Определен РїРѕСЂСЏРґРѕРє включения станций Рё РґСЂСѓРіРёС… пунктов приема, выдачи Рё перевалки РіСЂСѓР·РѕРІ РІ РїСЂСЏРјРѕРµ смешанное сообщение.  [14]

Договор перевозки РІ РїСЂСЏРјРѕРј смешанном сообщении, заклю ченный грузоотправителем или пассажиром СЃ транспортной органи зацкей пункта отправления, создает правоотношение, участником которого являются транспортные организации ( РІ том числе Рё РґСЂСѓРіРёС… РІРёРґРѕРІ транспорта), расположенные РїРѕ пути следования, РІ силу того что транспортная организация, заключающая РґРѕРіРѕРІРѕСЂ перевозки, законный представитель всех транспортных организаций, включенных РІ данный РІРёРґ сообщения. Поэтому стороной РІ РґРѕРіРѕРІРѕСЂРµ перевозки РіСЂСѓР·Р° РІ РїСЂСЏРјРѕРј смешанном сообщении ( как Рё РІ РїСЂСЏРјРѕРј сообщении) являются РІСЃРµ транспортные организации РїРѕ пути следования РіСЂСѓР·Р°.  [15]

Страницы:      1    2    3    4