Какие цены на составление примирения сторон?
Одной из задач арбитражного суда является примирение участников спора. Они вправе прибегать к примирительным процедурам самостоятельно или прибегнуть к помощи юриста или медиатора. О том, как осуществляется содействие адвоката примирению сторон в арбитражном процессе, расскажем далее.
Если мировое соглашение будет составлено неграмотно или незаконно, то суд может не утвердить его. Поэтому важно поручить его составление квалифицированному специалисту. Юристы нашей компании имеют опыт участия в примиренных процедурах, составлении мировых соглашений.
При рассмотрении дел в арбитраже судьями предпринимаются меры, направленные на мирное урегулирование спора сторонами. Первоначально они реализуются на стадии подготовке дела к разбирательству. Суд предлагает сторонам окончить спор мирно, заключить мировое соглашение. Кроме того, он запрашивает, предпринимались ли сторонами какие-либо примирительные процедуры до подачи документов в арбитраж.
Если попытки были, то суду представляются подтверждающие документы.
Однако мириться стороны могут не только в начале процесса, но и на любой его стадии. Суд перед каждым заседанием разъяснеет участникам спора их право окончить спор мирно.
Если стороны в предварительном или ином заседании изъявляют желание решить спор мирно, суд может предоставить им время для этого. Рассмотрения спора при этом откладывается.
Если примирительные процедуры ни к чему не привели, то рассмотрение может продолжиться в более ранние сроки.
В арбитражном процессе примирительным процедурам уделяется большое внимание. Точного перечня таких мер законодательством не предусмотрено. Для урегулирования спора стороны могут:
- провести переговоры;
- заключить мировое соглашение;
- обратиться к медиатору;
- предпринять иные меры.
Мировые соглашения участники спора вправе заключать самостоятельно. Они должны поставить в известность о своем намерении суд и подготовить проект соглашения. Содержание соглашения определяется на их усмотрение. Главное, чтобы оно не противоречило закону. Подготовка адвокатом мирового соглашения в арбитражном процессе поможет избежать ошибок и неточностей в этом документе.
Если мировое соглашение будет составлено неграмотно или незаконно, то суд может не утвердить его. Поэтому важно поручить его составление квалифицированному специалисту. Юристы нашей компании имеют опыт участия в примиренных процедурах, составлении мировых соглашений.
Другой возможностью решить спор миром является обращение к услугам медиатора. Он помогает сторонам достичь мирного соглашения по возникшему спору. В процессе медиации посредник приводит стороны к поиску оптимального решения проблемы на приемлемых для всех условиях.
Результатом этой процедуры становится подписание медиативного соглашения. Оно может утверждаться судом в качестве мирового соглашения. Исполняют его стороны добровольно. При нежелании продолжать, стороны или одна из них может в любой момент прекратить медиацию.
Сопровождение адвоката при рассмотрении любых дел в арбитраже поможет сделать защиту клиента эффективной. Содействие адвоката примирению сторон в арбитражном процессе также может дать положительный результат. Для его осуществления юрист изучает существо самого спора, имеющиеся документы, материалы дела в арбитраже.
Обратиться к адвокату можно и на досудебной стадии. Грамотная организация досудебных процедур поможет сторонам решить спор без участия суда. Ведь судебные тяжбы неизбежно связаны с издержками и тратой времени. Юристы могут осуществлять следующие действия для примирения сторон:
- консультирование сторон о возможности заключения мирового соглашения или применения иных досудебных мер:
- направление другой стороне предложения урегулировать спор миром;
- составление юридических бумаг, в том числе, проектов мировых соглашений;
- подготовка ходатайств об отложении дела для урегулирования спора миром;
- ведение мирных переговоров.
Подготовка адвокатом мирового соглашения в арбитражном процессе проходит в несколько этапов. Нужно изучить все обстоятельства спора, имеющиеся документы. Далее нужно обговорить условия, на которых стороны согласны заключить документ, составить его проект.
Примирительные процедуры
- 25 октября 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 26 июля 2019 года № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), содержаний положения, касающиеся примирительных процедур.
- Федеральным законом предусмотрено, что примирительная процедура может быть проведена по ходатайству сторон или по предложению суда и по общему правилу возможна на любой стадии процесса и при исполнении судебного акта.
- При этом в Федеральном законе перечислены следующие виды примирительных процедур:
- ·переговоры (новый вид примирительной процедуры);
- ·посредничество, в том числе медиация;
- ·судебное примирение (новый вид примирительной процедуры).
- Не запрещено использовать и другие примирительные процедуры при условии, что это не противоречит Федеральному закону.
- Переговоры
Условия переговоров будут определяться самими сторонами. В случаях, предусмотренных федеральным законом или договором, переговоры проводятся в обязательном порядке.
Медиация
Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут также судьи, пребывающие в отставке. Советы судей субъектов Российской Федерации будут вести списки судей, пребывающих в отставке и изъявивших желание осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе.
- Также Федеральным законом введена новая процедура — удостоверение нотариусом медиативного соглашения, достигнутого сторонами.
- Согласно новым процессуальным нормам медиативное соглашение будет удостоверяться при участии медиатора, медиаторов, медиатора-представителя организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.
- При этом, Федеральным законом за медиативным соглашением, достигнутым сторонами без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, в случае его нотариального удостоверения признается сила исполнительного документа.
- Судебное примирение
Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю определит Верховный суд РФ в соответствующем регламенте. 22 октября 2019 проект регламента обсудил Пленум ВС РФ, но был направлен на доработку.
В качестве судебных примирителей будут выступать судьи в отставке, включенные в утверждаемый Пленумом Верховного суда РФ список(пока он не утвержден) на основе предложений судов о кандидатурах судебных примирителей.
Кандидатура судебного примирителя будет определяться по взаимному согласию сторон из списка судебных примирителей и утверждается определением суда.
- Судебный примиритель вправе:
- ·вести переговоры со сторонами и другими лицами, участвующими в деле;
- ·изучать представленные сторонами документы;
- ·знакомиться с материалами дела с согласия суда;
- ·осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные регламентом проведения судебного примирения, в том числе давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения деловых отношений.
- Судебный примиритель не считается участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса.
- Федеральным законом определено, что результатами примирения лиц, участвующих в деле, могут быть, в частности:
- 1) мировое соглашение в отношении всех или части заявленных требований;
- 2) частичный или полный отказ от иска;
- 3) частичное или полное признание иска;
- 4) полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной жалобы, надзорной жалобы (представления);
- 5) признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения.
Предлагаемые Федеральным законом изменения затронули и ряд норм, посвященных мировому соглашению.
В частности, установлено, что третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, вправе участвовать в заключении мирового соглашения в качестве стороны.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, вправе выступать участниками мирового соглашения в случаях, если они приобретают права либо на них возлагаются обязанности по условиям данного соглашения.
Также Федеральным законом определено, что в исковом заявлении должны быть указаны сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались, а также приложены документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются.
Кроме того, Федеральным законом устанавливает возможность использования примирительных процедур при рассмотрении административных дел, и аналогичные положения, касающиеся использования примирительных процедур, внесены в Кодекс административного судопроизводства РФ.
Следует также отметить, что 25 октября 2019 года вступили в силу изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ, которые будут дополнительно стимулировать стороны к использованию примирительных процедур. Так, в пп. 3 п.1 статьи 333.
40 Налогового кодекса РФ теперь предусмотрено, что при заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца от иска, признании иска ответчиком, в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции истцу будут возвращать 70% суммы уплаченной им госпошлины, на стадии апелляции — 50%, на стадии кассации, надзора — 30%.
А правило о том, что госпошлина не подлежит возврату при утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении Верховным судом РФ, судом общей юрисдикции, исключено.
Гибко, эффективно, бесплатно: нюансы и подводные камни судебного примирения — Сфера
Нормы, регулирующие новый институт, вступили в силу еще 25 октября 2019 года.
Они были внесены в процессуальное законодательство Федеральным законом №197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанный Верховным Судом РФ.
В законопроекте были использованы наработки ВАС РФ, международный опыт, практика применения медиации и исторические традиции России, отмечает Алексей Солохин.
Сегодня институт судебного примирения преимущественно регулируется статьями 153.6 ГПК РФ, 138.5 АПК РФ, 137.6 КАС РФ. Важное место в списке нормативных актов занимает Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.
2019 № 41 «Об утверждении Регламента проведения судебного примирения».
Регламент касается разных вопросов: в частности, формирования списка судебных примирителей, статуса примирителя, предъявляемых к нему требований и непосредственно механизмов самой процедуры.
Цели судебного примирения закреплены в статье 1 Регламента – это достижение сторонами взаимоприемлемого результата примирения и урегулирование конфликта с учетом интереса сторон.
«С одной стороны, используя категорию «интерес сторон», судебное примирение показывает свою близость с классической медиацией.
С другой – мы видим понятие «результат примирения», которое у нас раскрывается в процессуальном законодательстве», – рассказывает Алексей Солохин.
Он подчеркивает, что сами цели ориентированы на урегулирование конфликта. «Важно, что используется именно слово конфликт, потому что оно шире спора. Также нужно отметить, что судебное примирение должно привести к тому, что стороны будут использовать один из результатов примирения, которые закреплены в процессуальном законодательстве», – добавляет эксперт.
При этом процессуальное законодательство практически не содержит запретов для использования примирительных процедур.
Случаи таких запретов единичны: например, часть 1 статьи 137 КАС РФ говорит о том, что примирение допустимо по делам, которые рассматриваются судами общей юрисдикции, но оно может касаться только прав лиц, участвующих в деле, и их обязанностей как субъектов спорных публичных правоотношений, и возможно в случае допустимо взаимных уступок сторон.
«Есть точки зрения о том, что мы вряд ли можем говорить о примирении сторон и регулировании споров в таких делах, как оспаривание нормативных актов, привлечение к административной ответственности, оспаривание постановлений о привлечении к административной ответственности», – говорит Алексей Солохин.
При этом, продолжает специалист, есть и другая точка зрения: в этих категориях дел действительно невозможно заключение классического мирового соглашения, однако речь идет в целом о сближении позиций.
Это, в свою очередь, поможет привести к более быстрому разрешению споров или к заключению договоренности в отношении каких-либо фактических обстоятельств, что также может повлиять на результат разбирательства. В качестве аргумента Алексей Солохин приводит практику в США.
Нередко в Америке примирительные процедуры используются по делам об оспаривании нормативных актов, принятых муниципалитетами по вопросам местного самоуправления. Если какой-то акт встречает непонимание у жителей, то органы местного самоуправления иногда используют примирительные процедуры.
«Также интересным примером использования примирительных процедур в делах, связанных с привлечением к ответственности, является примирение с потерпевшим, которое у нас встречается в уголовных делах.
Такое примирение может повлиять на привлечение лица к ответственности.
Почему мы не можем предопложить, что что-то подобное возможно и по делам привлечения к административной ответственности? Это вопрос безусловно дискуссионный», – заключает эксперт.
По мнению Алексея Солохина, возможности использования судебного примирения в делах, связанных с административными и иными публичными правоотношениями, гораздо больше, чем, например, у медиации: новый институт сочетает в себе черты нескольких разновидностей медиации, в том числе классической (фасилитативной), директивной и расчетной. Кроме того, в судебном примирении есть возможность получить консультацию по вопросам применения норм права.
Еще одной особенностью примерения является возможность проводить процедуру на любой стадии судебного процесса и при исполнении судебного акта. Однако она невозможна до обращения лица в суд.
«То есть пока вы не обратились в суд, пока он не принял исковое заявление, вы не можете использовать эту процедуру.
Это существенный недостаток судебного примирения по сравнению с другими примирительными процедурами, которые могут быть использованы как до суда, так и вместо суда (например, медиация)», – считает Алексей Солохин.
Судебный примиритель: оплата труда и обязанности
Судебный припримиритель – судья, пребывающий в отставке и включенный в список судебных примирителей. Список формируется Верховным Судом РФ на основе предложений всех судов России и судебной коллегии ВС РФ. Сейчас в этом списке около 350 судебных примирителей, работают они в каждом регионе России.
«Стоит отметить, что судебный примиритель не является какой-то процессуальной фигурой и участником судебного разбирательства, так что его действия не влекут возникновения или прекращения каких-либо прав и обязанностей лиц, участвующих в деле. То есть все взаимодействие со сторонами осуществляется вне рамок рассмотрения дела», – говорит Алексей Солохин.
Судебное примирение – процедура бесплатная. Деятельность судебных примирителей оплачивается из бюджета в соответсвии с «Правилами оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей», утвержденных в 2020 году: половина оклада судьи соответствующего суда, пропорциональная количеству дней, в которые он работал.
Судебный примиритель выполняет следующие задачи:
- ведет переговоры со сторонами, в том числе индивидуальные, и с другими лицами, участвующими в деле и в самой процедуре судебного примирения;
- изучает представленные сторонами документы;
- предлагает сторонам представить дополнительные документы и информацию;
- знакомится с материалами дела с согласия суда;
- получает необходимые консультанции у специалистов;
- содействует сторонам в обмене документами, сведениями и сообщениями по обсуждаемым вопросам.
Роль судебного примирителя чем-то схожа с ролью эксперта: спорящие стороны обращаются к нему, разъясняют свои позиции, представляют доказательства, и после этого примиритель оценивает их спор и высказывает свое мнение.
«Одна из ключевых его возможностей – давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора, сохранения между сторонами деловых отношений.
В частности, например, предложить истцу проверить правомерность, оправданность и разумность предъявленной к взысканию суммы, а ответчику – проверить обоснованность возражений на иск», – рассказывает эксперт.
Судебный примиритель также может предложить сторонам провести дополнительную сверку расчетов, обсудить условия договора, из которого возник спор, выяснять однозначность понимания сторонами условий договора и иных правоотношений.
Как отмечает Алексей Солохин, в этом важное отличие от классической медиации, так как медиатор не вправе высказывать свою позицию по спору, давать какие-то рекомендации, советы и что-то предлагать.
Процедура судебного примирения
Порядок судебного примирения определяется сторонами по согласованию с судебным примирителем. Если они не договорились, то порядок проведения и необходимость использования каких-либо конкретных стадий судебного примирения определяются самим судебным примирителем.
Процедура проходит в здании суда, в отдельном помещении, чтобы облегчить проведение совместных и индивидуальных переговоров и создать равные возможности для урегулирования спора.
«Здесь мы подошли к одному из концептуальных положений судебного примирения. Оно заключается в том, что процедура крайне гибкая. Она может подстраиваться под любые пожелания спорящих сторон, любые возможности их самих и судебного примирителя.
Они могут договорится, что они хотят от судебного примирения, провести процедуру в таком порядке и использовать тот функционал примирителя, которые, как им кажется, будут способствовать урегулированию их спора или более быстрому его разрешению», – объясняет Алексей Солохин.
Все возможные стадии судебного примирения перечислены в статье 17 Регламента. В ней сказано, что процедура проводится в форме переговоров и может включать в себя:
- открытие судебного примирения (вступительное слово судебного примирителя);
- изложение обстоятельств спора и определение интересов сторон;
- формулирование сторонами вопросов для обсуждения;
- индивидуальную беседу судебного примирителя со сторонами и их представителями;
- выработку сторонами предложений по урегулированию спора и достижению результатов примирения;
- оформление результатов примирения, в том числе заключение мирового соглашения, соглашения о примирении, соглашения по фактическим обстоятельствам, составление отказа от иска, признание иска;
- завершение судебного примирения.
- В течение всего времени судебный примиритель руководит переговорным процессом и следит, чтобы он проходил в конструктивной форме: предоставляет каждой стороне возможность высказать свое мнение относительно причин возникновения спора, обспечивает соблюдение культуры ведения переговорного процесса, снижает уровень эмоциональности суждений сторон, не допускает высказывания сторонами грубых и оскорбительных выражений.
- Кроме того, примиритель устанавливает фактические отношения сторон, выясняет содержание взаимных претензий, мнение относительно возможностей урегулирования спора, способствует выявлению интересов сторон и оказывает им содействие в выявлении взаимовыгодных результатов.
- Судебное примирение завершается в случае:
- достижения результата примирения;
- недостижения результата примирения и истечения установленного судом срока проведения процедуры;
- недостижения результата примирения и направления стороной/сторонами письменного заявления до истечения срока проведения судебного примирения;
- прекращения судебного примирения судебным примирителем до истечения срока проведения процедуры.
Кроме того, в конце процесса примиритель должен удостовериться, что стороны единообразно понимают условия подготовленного соглашения, и проверить документ на предмет его законности, отсутствия нарушения прав иных лиц и возможности утверждения судом.
«Вот такой обязанности нет у медиатора. Это очень позитивно. У нас появляется дополнительный фильтр: судебный примиритель сможет смотреть и подсказать, как отнесется к тем или иным условиям соглашения суд. Не получится ли так, что вы придете к каким-то договоренностям, а в итоге суд не утвердит соглашение. Это еще одна очень важная особенность судебного примирения», – считает эксперт.
Почему примиритель может прекратить судебное примирение, чем процедура отличается от медиации и можно ли обратиться к судебному примирителю, находящемуся в другом регионе? Ответы на эти вопросы – в вебинаре Алексея Солохина на площадке Legal Academy.
Инструменты разрешения споров и расходы на них
Не оставляйте без внимания данный инструмент! Это единственный абсолютно бесплатный и максимально быстрый способ разрешения спора.
И что самое главное в переговорах нет никакого интереса или усмотрения третьего лица (медиатора, судьи, третейского судьи).
Обратите внимание, что в любом споре только вы и ваш контрагент имеют безусловный интерес разрешить возникший спор, при условии, что оба действуют добросовестно.
В переговорах нет четких правил. По большому счету они и не нужны. Не важно где, в каком составе и как долго проходят переговоры и что на них обсуждают. Главное разговаривать на одном языке, слышать оппонента и находить приемлемый для всех компромисс.
Если вы не прирожденный переговорщик и вам сложно достигнуть компромисса в споре, привлекайте к таким переговорам «специально обученных людей». Непростительно упускать возможность договориться друг с другом без посредников.
Разрешение спора через переговоры : максимально быстро и совершенно бесплатно, но где-то придется уступить оппоненту.
По сути это те же переговоры, но во многом урегулированные законом и проводящиеся при участии профессионального посредника – медиатора.
Институт медиации достаточно молод. Учитывая общую настороженность к вопросу соблюдения принципа «независимости» медиаторов, а также платность услуги медиации, правоприменение в этой области крайне скудно.
Расценки и порядок ценообразования на услуги медиаторов до конца не сформированы. Кто-то отталкивается от стоимости затраченного времени — часа, кто-то работает на результат, а кто-то комбинирует эти два подхода. В любом случае они очень похожи на расценки услуг представительства в суде.
Возможно, поэтому участник спора куда охотнее готов тратить деньги на профессионального представителя, защищающего только его права. А это уже порождает последующий конфликт интересов профессионального представителя и медиатора.
Сегодня же медиация чаще используется как инструмент затягивания процесса, нежили способ разрешения возникшего спора.
Впрочем, не исключено, что со временем, медиация получит более широкое распространение. На рынке появятся зарекомендовавшие себя независимые гуру-медиаторы, а используемые ими технологии станут поистине уникальными. Однако сейчас, тем более в системе арбитражных судов, что-либо добавить к уже сказанному достаточно сложно.
Разрешение спора через медиацию: все еще быстро, но уже платно (на уровне расценок на представительство в суде) и также придется уступать в чем-то оппоненту.
В суде все регламентировано, дотошно прописано и отточено, а самое главное впоследствии защищается государством через принудительное исполнение. Очень удобно, о чем еще можно мечтать?!!
- В ситуации, когда ваш оппонент действует недобросовестно или между сторонами имеет место действительный спор о праве (в широком понимании данного термина), рассмотрение спора в арбитражном суде является единственным верным решением вне зависимости от сопутствующих затрат.
- Однако во всех других случаях рассмотрение спора в суде далеко не всегда оправдано.
- Знаете ли вы во сколько обойдется самый скромный процесс по взысканию долга с вашего контрагента ?
- На среднестатистический спор в арбитражном суде с учетом расходов на подготовку иска и формирование правовой позиции, госпошлину и участие в судебных заседаниях представителя придется потратить не менее 50 000 рублей .
- Понимаете как долго вы будете получать исполнительный лист?
Средний срок рассмотрения дела составляет 3-4 мес. А в случае оспаривания решения в апелляционной инстанции 5-7 мес.
С учетом риска неполучения от должника денег, предстоящих затрат, а также возможности их удваивания в случае проигрыша (а такой риск существует всегда: в каждом споре кто-то становится проигравшим) вопрос компромисса в переговорах приобретает особую актуальность.
Разрешение спора в арбитражном суде: без уступок, но всегда долго и всегда дорого.
В самом общем виде третейский суд представляет собой узаконенную частную форму рассмотрения споров, где третейские судьи и правила рассмотрения такого спора заранее определяются участниками конфликта.
Чтобы попасть в такой третейский суд нужно подписать третейскую оговорку, тем самым распространив на себя все правила и требования конкретного третейского суда. На вынесенное решение третейским судом уже арбитражный суд выдает исполнительный лист, а, следовательно, такое решение принудительно исполняться через службу судебных приставов.
Как правило, расходы в третейском суде являются точной копией расходов в арбитражном суде: госпошлина, расходы на представительство, прочие судебные расходы.
Третейское судопроизводство стоит особняком и славится просто невероятными историями! К сожалению, сегодня третейское разбирательство небезосновательно скомпрометировано и используется за редкими исключениями в угоду интересов монополистов, крупных игроков на рынке или просто более сильной стороной в предпринимательских отношениях.
Если вам предлагают заключить договор с третейской оговоркой, помните, что справедливости и законности в случае спора в таком третейском суде найти будет крайне сложно, а весь процесс, скорее всего, превратится в постановочное представление.
Разрешение спора в третейском суде: с хромающей законностью и также долго и дорого.
Такой третейский суд функционирует по общим принципам третейского судопроизводства, но в отличие от постоянно действующего третейского суда «поджидающего» ваших просрочек и прочих нарушений, третейский суд ad hoc образовывается вами же для разрешения конкретного спора.
Такое формирование третейского суда уменьшает риски злоупотреблений и нацелено на быстрое и законное рассмотрение дела. В таком суде отсутствует присоединение стороны к уже установленным условиям. Все правила и судьи формируются непосредственно сторонами, а в части не согласованной — по нормам закона о третейских судах.
Практика третейских судов ad hoc до настоящего времени не получила широкого распространения. Однако, в рамках грядущей реформы института третейских судов, не исключено, что ad hoc останется единственно доступной формой третейского разбирательства для простых смертных.
Разрешение спора в третейском суде ad hoc: достаточно быстро, с умеренными расходами на арбитров.
Заключение мирового соглашения является частью любого судебного процесса, но для целей настоящей статьи выделяется в отдельный инструмент разрешения спора как форма примирения сторон в суде.
Фактически мировое соглашение это запоздавшие, но успешно проведенные переговоры сторон. Достигнутый компромисс в суде оформляется мировым соглашением, где каждая сторона прописывает во взаимосвязи объем уступок и подлежащих совершению действий/бездействий.
Мировое соглашение дает возможность сторонам вкусившим цену «войны» минимизировать денежные расходы и сэкономить свое время. Учитывая, что в случае нарушения мирового соглашения против нарушившей стороны выдается исполнительный лист, инструмент мирового соглашения крайне эффективен.
Когда вы понимаете, что к уже потраченным 60 000 руб. дальнейшее продолжение судебного спора обойдется вам еще как минимум в 50 000 рублей, юристы не дают гарантий на успех, а должник меняет директоров/участников/адрес или начинает процедуру банкротства или ликвидации, дисконт за незамедлительную оплату очевиден.
Разрешение спора заключением мирового соглашения: сопоставимо с расходами в арбитражном суде, но экономнее и быстрее по срокам.
Мировой опыт разнообразен и представлен большим количеством форм внесудебного урегулирования споров по сравнению с имеющимся отечественным арсеналом. Вот некоторые из них:
Мини-суд (mini-trial). Инструмент разрешения спора, в котором руководители высшего звена сторон спора вместе с независимым консультантом участвуют в переговорах по обстоятельствам дела и пытаются достичь соглашения. Процедура мини-суда конфиденциальна. Ни одно из письменных или устных заявлений не может быть использовано как доказательство.
Экспертное определение (expert determination). Форма внесудебного рассмотрения спора к разрешению которого привлекается независимое лицо, обладающее специальными знаниями в интересующей области, которое по итогам слушаний выдает обязательное к исполнению для сторон определение по конкретным вопросам.
Посредничество-арбитраж (med-arb).
Комбинированная форма внесудебного рассмотрения спора, начинающаяся как посредничество, а при невозможности разрешения спора, перерастающая в рассмотрение спора в третейском суде, где посредник становится арбитром.
Существуют отдельные вариации этой формы, когда количество посредников и арбитров увеличивается до трех или стадии посредничество и третейское разбирательство меняются местами.
На наш взгляд сегодня самыми эффективными инструментами разрешения спора являются переговоры и арбитражный суд. Другие формы используются на порядок реже и не всегда подходят под формат возникающих споров.
Учитывая, что по большей части возникающих предпринимательских споров практикующий юрист может достаточно точно прогнозировать перспективы, можно практически безошибочно определяться со стратегий разрешения возникшего конфликта.
Мы рекомендуем «выжимать» максимум из переговоров и помнить, что лучшая война — та, которой удалось избежать !
Алгоритм действий по мирному урегулированию споров в рамках хозяйственного судопроизводства в 2021 году — МК-Правовые технологии
Процесс примирения – процедура, которая проводится согласно ХПК РБ(Хозяйственному процессуальному кодексу) редакции 24.01.14 после того, как возбуждено дело в суде по абзацу 11-ому того же кодекса.
- В статье 153-ьей рассматриваемого кодекса при необходимости можно найти цели, задачи процесса примирения.
- В статье 154-ой можно ознакомиться с принципами, на которых зиждется процедура примирения.
- Принципы
Если сравнивать процедуру с разрешением спора с привлечением суда, то участие в данной процедуре добровольное. Принудить к участию в подобной процедуре никто не вправе ни одну из сторон. Отметим, что в начале, середине и в любой другой момент процесса каждая сторона вправе прекратить процедуру.
Перед тем, как начинать процесс примирения, уполномоченное лицо обязано уточнить добровольность участия каждого участника.
При проведении операции обе стороны имеют абсолютно равные права. Каждый участник вправе поделиться собственным мнением, составлять план переговоров, перечень обсуждаемых вопросов, давать оценку того приемлемо вынесенное решение, условия соглашения.
Примирение участников заключается в том, что стороны идут на уступки, пытаются совместными усилиями найти компромисс, чтобы итог процедуры устроил каждого.
- Объективного отношения примирителя к каждой стороне
Лицо, что исполняет роль примирителя, должно сохранять независимость, беспристрастность к каждому участнику процедуры, обеспечивая сторонам равные права при проведении переговоров.
В ситуации, когда уполномоченному лицу сложно объективно оценивать ситуацию, он берёт смелость отказаться от управления процессом. Важным является обстоятельство, которое касается того, что «миротворец» не должен быть заинтересован в каком-либо исходе процедуры, преследуя личные мотивы.
В данном качестве не вправе выступать лицо, если присутствуют основания, изложенные в 1-ой части статьи 34-й ХПК. Более того, он должен заявить об имеющемся факте суду.
Суд на основании заявления одного участника, обоих или примирителя принимает решение по поводу назначения нового примирителя или окончании процесса примирения не позже 3-ёх дней со времени предоставления заявления от участника процесса по части 5-ой статьи 156-ой ХПК.
Сведения, что обсуждаются на протяжении процедуры примирения, не выходят за рамки процесса.
Примиритель в перспективе не может быть приглашён на судебное заседание как свидетель в ситуации возобновления дела, не вправе сообщать те сведения одному участнику, что были получены от второго участника процесса входе беседы с глазу на глаз. Исключение составляют ситуации, когда сообщивший информацию попросил передать оную оппоненту либо разрешил сделать это.
Последовательность действий по разрешению споров мирным путём
- Шаги
- Вынесение решения о проведении процедуры
- Суд вправе назначить примирителя как по просьбе участников обоих или одного, так и самостоятельно, о чём свидетельствует часть 1-я статья 156-я ХПК.
Следует иметь в виду, что участники на протяжении недели со времени назначения примирителя могут предъявить претензии по поводу избрания оного.
Такое положение вещей складывается при учёте того факта, что одним из основных принципов процесса примирения – принцип добровольности. Если присутствуют претензии по поводу избранной кандидатуры даже только у одного участника суд принимает решение об отмене примирителя, которым недовольны одна из сторон или, тем более, обе.
Последующее действие происходит в последовательности, оговоренной в ХПК.
Лицо, выполняющее функции примирителя назначается в суде 1-ой, апелляционной, кассационной структур на этапе исполнительного производства согласно ч. 1-ой статьи 156-й Хозяйственного процессуального кодекса.
Просьба по поводу назначения примирителя предоставляется в исковом заявлении согласно ч. 4-ой статьи 159-ой Хозяйственного процессуального кодекса.
- В ситуации предоставления в купе с исковым заявлением прошения, что принято при согласовании обеих сторон о назначении примирителя с целью осуществления процесса примирения, в исковом заявлении не указываются доказательства, что подтверждают исковые требования по части 1-ой статьи 159-ой ХПК.
- Внимание!
- Суды занимаются рассмотрением исковых заявлений, когда присутствует ходатайство по поводу проведения процесса примирения, согласованное сторонами, по ставке госпошлины, равной 50%-ам от полной ставки согласно пункту 7-ому статьи 250-ой НК РБ (Налогового кодекса)
Когда решение о потребности осуществлении процесса примирения после того, как возбуждено производство по делу участниками, одним из оных, нужно предоставить в суд определённую просьбу. Если возражения со стороны второго участника отсутствуют, в качестве примирителя выбирается лицо, что занимает госдолжность в суде, или по договору.
Примиритель должен обладать квалификацией, позволяющей курировать процесс примирения. Полный список лиц, назначение оных определены в постановлении Пленума Верховного суда РБ(ВХС) №10, принятое 27.05.11.
Назначение лица, которое будет исполнять функции примирителя, осуществляется посредством вынесения судебной инстанцией процессуальной документации особого образца.
К сведению!
Примирение сторон в суде: что изменится в октябре 2019 года
Новшества в процедуре примирения сторон в арбитражном, гражданском и административном процессах вступят в силу 25 октября 2019 года. Они начинают действовать в связи с принятием трех законов:
- Федеральный Конституционный закон от 26.07.2019 № 3-ФКЗ
Дает право Пленуму Верховного Суда РФ утверждать регламент проведения судебного примирения, а также формировать и устанавливать список судебных примирителей.
- Федеральный закон от 26.07.2019 № 198-ФЗ
Вносит в НК РФ изменения, связанные с частичным возвратом государственной пошлины в результате примирительных процедур. Размер суммы будет зависеть от того, на какой стадии произошло примирение.
Пока не вступили в силу изменения, истец, заключая соглашение о примирении, может рассчитывать не более, чем на 50 % возврата государственной пошлины.
На стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции, пересмотра судебных актов в порядке надзора. | 30 % |
На стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. | 50 % |
При заключении соглашения о примирении, отказе истца от иска, признании ответчиком иска, в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу. | 70 % |
Для истца данное изменение несет позитивный характер. В ситуации, когда речь идет о большой сумме государственной пошлины, заключать соглашение о примирении будет выгодно.
- Федеральный закон от 26.07.2019 № 197-ФЗ
Вносит целый ряд изменений, касающихся примирительных процедур, в отдельные законодательные акты. Это и новый «статус» медиативного соглашения, и появление в списке новых примирительных процедур, и расширение возможности использования примирительных процедур, а также уточнение перечня сведений, которые нужно вносить в исковое заявление и отзыв на него.
Зачем нужны поправки?
Прежде всего изменения направлены на развитие альтернативных методов разрешения споров — чтобы снизить количество дел в судах и, следовательно, «разгрузить» судей.
Кроме того, поправки призваны обеспечить гарантию прав на судебную защиту и мотивировать стороны спора прибегать именно к примирительным процедурам.
Что нужно знать о примирительных процедурах
Важно отметить, что список примирительных процедур расширен, и он остается открытым. Так, в частности, споры теперь могут быть решены:
- через переговоры;
- путем посредничества, в том числе медиации (переговоры с участием независимой стороны — медиатора);
- в результате судебного примирения;
- путем использования других примирительных процедур, если это не противоречит федеральному закону.
Что касается судебного примирения, то его проведение предполагает участие судебного примирителя, чью роль на себя возьмет судья в отставке.
За формирование и утверждение списка судебных примирителей ответственен Пленум Верховного Суда РФ. Он учитывает предложения арбитражных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, которые выразили желание выступать в качестве судебного примирителя.
Кандидатуру для разрешения конкретного спора определяют по взаимному согласию стороны, а суд её утверждает.
У судебного примирителя есть определенные права:
- ведение переговоров со сторонами, другими лицами, участвующими в деле;
- изучение документов, представленных сторонами;
- знакомство с материалами дела с согласия арбитражного суда;
- осуществление других действий, необходимых для эффективного урегулирования спора.
При этом судебный примиритель не вправе совершать действия, в результате которых возникают, изменяются либо прекращаются права и обязанности лиц, участвующих в деле, а также других участников процесса. Судебный примиритель — не участник судебного разбирательства.
Результаты примирительных процедур
Поправками предусмотрен открытый список результатов примирения по спорам, вытекающим из административных и публичных отношений:
- признание обстоятельств дела, соглашение сторон по обстоятельствам дела;
- соглашение сторон, содержащее квалификацию сделки, совершенной лицом, участвующим в деле, или статуса и характера деятельности этого лица;
- частичный или полный отказ от требований, частичное или полное признание требований, в том числе вследствие достижения сторонами соглашения об оценке обстоятельств в целом или их отдельных частей;
- мировое соглашение, если к полномочиям соответствующего административного органа, участвующего в деле, федеральным законом отнесено заключение мировых соглашений.
В Арбитражном процессуальном кодексе РФ появится открытый перечень результатов примирения участников дела. Он включает:
- мировое соглашение в отношении всех или части заявленных требований;
- частичный или полный отказ от иска;
- частичное или полное признание иска;
- полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной жалобы, надзорной жалобы (представления);
- признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения;
- соглашение по обстоятельствам дела;
- подписание письма-согласия на государственную регистрацию товарного знака.
Изменения в порядке и сроках проведения примирительных процедур
Суд сможет вынести определение о проведении примирительной процедуры. Это произойдет, если стороны согласились с предложением провести такую процедуру или суд удовлетворил ходатайство о ней.
В определении суд должен указать срок, в течение которого завершится примирительная процедура. В то же время стороны смогут ходатайствовать о продлении срока.
Если до обращения в суд с оспариванием, например решений органов власти, стороны не использовали досудебное урегулирование спора, то будет действовать принцип: при согласии юрлица, ИП или гражданина суд сможет отложить разбирательство и провести примирительную процедуру, например, для уточнения фактических обстоятельств, снятия противоречий в позициях, в том числе путем проведения сверки взаимных расчетов.
Детали в процессуальных поправках
Согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 № 50, в настоящее время при подготовке дела к разбирательству судья может только содействовать урегулированию спора — например, предложить сообщить о примирительных действиях и предоставить соответствующие документы. Но с 25 октября ситуация изменится.
Во-первых, поправки коснутся перечня сведений, которые входят в исковое заявление и отзыв на него. Так, если стороны пытались примириться, в нем нужно будет уточнить, какие именно действия ими были предприняты. Для этого к иску прикладываются подтверждающие документы.
Во-вторых, если примирительные действия совершал ответчик, то соответствующую информацию ему нужно будет указать в отзыве на иск, а также не забыть приложить доказательные документы. В отзыве, помимо этого, придется поделиться мнением о том, могут ли стороны примириться.
Стоит также обратить внимание на ряд поправок о статусе третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований о предмете спора. Их наделили правом выступать в роли участников мирового соглашения в ситуациях, если они приобретают права или на них переходят обязанности по условиям соглашения.