Советы юриста

Обучение детей с ОВЗ в школе: особенности, программа, где могут учиться

Как работает инклюзия, каким требованиям нужно следовать школе и учителям. Методы обучения детей с ОВЗ

Ребенок с ОВЗ может пойти в любую школу, в том числе по месту жительства. Объясняем основные требования и методы, которые помогут сделать обучение особых детей комфортнее:

Особенности работы с детьми ОВЗ в школе

Принцип инклюзивности

В российском образовании действует принцип инклюзивности — дети с особыми образовательными потребностями посещают школы наравне со сверстниками (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Главное — дать социальные компетенции, знания в предметных областях и подготовить к следующим этапам образования.

Минпросвещения предлагает такой алгоритм освоения образовательных стандартов:

Обучение детей с ОВЗ в школе: особенности, программа, где могут учиться

Более подробная карта профессиональной траектории людей с ОВЗ опубликована на сайте Минпросвещения.

Специальный персонал

Для обучения детей с особенными потребностями нужен специальный персонал: ассистент (помощник) и тьютор (Приказ Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115). Их функции и зоны ответственности иногда путают.

Тьютор — педагогическая должность (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761Н). Специалист организует процесс индивидуальной работы с обучающимся, участвует в педагогическом процессе. Тьютор назначает ПМПК и только некоторым группам детей.

К должности предъявляют серьезные требования: минимальный стаж педагогической работы два года, а также диплом о высшем образовании по направлению «Образование и педагогика».

Ассистент (помощник) оказывает техническую помощь. В обязанности входит сопровождение ребенка с ОЗВ в школу, содействие ему в ориентации и передвижении по школе, ведении записей и пр. Функции ассистента способен выполнять помощник воспитателя и младшего воспитателя (Письмо Минпросвещения РФ от 27.08.2021 № АБ-1362/07).

Ассистенту для работы с детьми с ОВЗ предъявляют не такие строгие требования. Чтобы претендовать на должность, достаточно среднего общего образования и курсов, соответствующих стандарту Минтруда.

ПМПК и варианты программ

Признать, что у ребенка есть ОВЗ, может только психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Если диагноз подтвержден, формируется заключение, которое включает требования по условиям обучения и программе. Школа должна обеспечить все пункты.

Есть нюанс — первое заключение комиссии действует до окончания четвертого класса. После ребенок снова проходит ПМПК, и возможны три сценария: диагноз снимают, диагноз продлевают или меняют, тогда комиссия оформляет новые рекомендации.

Рекомендации закрепляют варианты образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в школе:

  • I — программа идентична стандартной, меняются условия ее усвоения и ряд сопутствующих требований;
  • II — программа идентична стандартной, но к ней добавляется до двух лет;
  • III — обучение адаптировано под нужды учеников с умственной отсталостью, расстройством аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха;
  • IV — для обучения требуется специальная индивидуальная программа развития.

Методы и программы работы с детьми ОВЗ в школе

Дети с ОВЗ требуют индивидуального подхода, поэтому каждая школа самостоятельно формирует адаптированные образовательные программы. Актуальный федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) задает границы методов работы, а конкретные шаги для развития детей прописывают педагоги на местах (Приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287).

Минпросвещения также рекомендует акцентировать внимание на жизненных компетенциях ребенка. Баланс в программах выглядит следующим образом:

Адаптированная программа Специальная индивидуальная программа развития
60% — жизненные компетенции 70% — жизненные компетенции Жизненные компетенции занимают до 90% программы
40% — предметные области 30% — предметные области

Особенности развития детей с ОВЗ многогранны, и уместить все возможные методики в одну статью нет возможности. Поэтому приведем несколько источников для поиска нужного материала.

Чтобы учебным заведениям было проще разрабатывать методы работы с детьми с ОВЗ, Минпросвещения предлагает опираться на материалы, подготовленные ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». На сайте вуза опубликованы удачные практики разных регионов России. Полезными будут и специализированные выпуски профессиональных журналов, таких как  «Практика школьного воспитания».

Организация работы с детьми с ОВЗ в школе

Переподготовка

Чтобы специалиста допустили к детям с ОВЗ, ему необходимо пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07). Минимальный объем занятий — 72 часа. Для подтверждения квалификации придется показать диплом или удостоверение о повышении квалификации.

Рабочие часы 

Одна ставка педагога — 18 часов в неделю (Приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601). В классах компенсирующего обучения количество учеников не превышает 20 человек. Уроки длятся 40 минут, и в начальных классах действует лимит не более 5 занятий в день.

Нагрузка на педагога

Минобрнауки России установило, со сколькими детьми с ОВЗ может заниматься один педагог (Приказ Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115). Нормы следующие:

  • один учитель-дефектолог на 6–12 детей;
  • один учитель-логопед на 6–12 детей;
  • один учитель-психолог на 20 детей;
  • один тьютор и ассистент на 1–6 детей.

Наполняемость классов

Работа с детьми с ОВЗ в основной школе проходит более комфортно для учеников и педагогов, если соблюдать оптимальную наполняемость классов. Этот момент регламентируют требования СанПиН.

Если дети с ОВЗ получают образование вместе с другими учениками, их максимальное количество в классе — 3 человека.

Согласно нормативам наполняемость класса для учеников с ОВЗ распределяется следующим образом:

Нозологическая группа Норматив, чел.
Глухие 6
Слабослышащие, позднооглохшие, с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха 10
Слабослышащие и позднооглохшие с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха 6
Слепые 8
Слабовидящие 12
С тяжелыми нарушениями речи 12
С нарушениями опорно-двигательного аппарата 10
Задержка психического развития 12
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) 12
Расстройство аутистического спектра 8
Тяжелые дефекты (с тяжелыми множественными нарушениями развития) 5

План работы по инклюзивному образованию в школе

Здесь выделим два пласта работы: материальную базу и методические возможности.

Материально-техническая база

Организацией архитектурного и информационного пространства занимаются специальные подрядные организации. В этом нет ничего удивительного, так как законодательство в этом вопросе крайне строгое и ссылается на федеральные, региональные и муниципальные нормативы (Федеральный закон от 24.11.95 № 181-ФЗ).

В целом безбарьерная среда включает такие требования:

  • расширение дверных проемов и демонтаж дверных порогов;
  • установка перил вдоль стен внутри здания;
  • устройство разметки и визуальной навигации;
  • установка пандусов;
  • переоборудование классов и кабинетов школьных специалистов, раздевалок, спортивных залов, медицинских кабинетов, санитарно-гигиенических помещений.

Полный свод правил просто не уместится в статью. Полная информация закреплена в своде правил по доступности зданий (СНиП 35-01-2001. СП 59.13330.2016).

Чтобы не быть голословными, только адаптацию входной группы здания регламентирует почти 30 нормативов. В нее входит контрастная маркировка прозрачных дверей, требования к поручням, размер площадки между дверью и ступенями и пр.

Организационно-методическое обеспечение

Согласно новым ФГОС, образовательная организация разрабатывает адаптированную программу основного общего образования, опираясь на действующие рекомендации (Приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287). Их можно взять в предыдущей версии стандартов, но мы предлагаем воспользоваться рекомендациями Минпросвещения.

Источники для формирования планов и программ

Примеры программ опубликованы на специальной странице Института коррекционной педагогики РАО. Включают в себя адаптированные программы по разным предметам и учитывают специфику ОВЗ.

Обучение детей с ОВЗ в школе: особенности, программа, где могут учиться

Документы разработаны, чтобы их скачивали и применяли на практике. Об этом прямо заявляется в письме Минпросвещения регионам (Письмо Минпросвещения РФ от 27.08.2021 № АБ-1362/07).

Формирование планов 

Институт коррекционной педагогики РАО опубликовал методические рекомендации по формированию учебных планов в основной школе. Формально это региональная инициатива Санкт-Петербурга. Однако ее посчитали позитивным опытом, и Минпросвещения рекомендует к ознакомлению.

Работа с детьми с ОВЗ, согласно ФГОС третьего поколения

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Посмотреть программу

В законах и ФГОС нет четких требований к формату плана работы по инклюзивному образованию в школе. Главное, чтобы документ отражал содержание занятий, формы и методы преподавания, сроки проведения и предполагаемый результат.

Основная задача работы с детьми с ОВЗ в школе — дать ученику достойное образование и социальные навыки. Крайне желательно, чтобы такой ребенок находился среди сверстников, что поможет лучше адаптироваться к самостоятельной жизни.

Документы разработаны, чтобы их скачивали и применяли на практике. Об этом прямо заявляется в письме Минпросвещения регионам (Письмо Минпросвещения РФ от 27.08.2021 № АБ-1362/07).

Дети с ОВЗ в общеобразовательных школах: обучение, адаптация, что делать, если в классе есть ребенок с ограниченными возможностями здоровья

Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья. Под этим термином обычно понимают нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственную отсталость, расстройства аутистического спектра.

https://www.youtube.com/watch?v=mqJMqaQmKR4\u0026pp=ygWBAdCe0LHRg9GH0LXQvdC40LUg0LTQtdGC0LXQuSDRgSDQntCS0Jcg0LIg0YjQutC-0LvQtTog0L7RgdC-0LHQtdC90L3QvtGB0YLQuCwg0L_RgNC-0LPRgNCw0LzQvNCwLCDQs9C00LUg0LzQvtCz0YPRgiDRg9GH0LjRgtGM0YHRjw%3D%3D

ОВЗ — не равно инвалидность. Это педагогическое понятие, а «инвалидность» — медицинский термин. Статус ОВЗ даёт психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), а инвалидность устанавливают врачи на медико-социальной экспертизе.  У ребёнка может быть инвалидность без статуса ОВЗ. Например, у ребят с сахарным диабетом. И наоборот: ребёнок с  задержкой развития может не иметь инвалидности. 

Обучения детей с ОВЗ

Образование детей с ОВЗ вызывает множество организационных вопросов у  школ и самих родителей. В какую школу должен ходить такой ребёнок? Может ли он учиться вместе со сверстниками? Какие условия должна создать для него школа? Попробуем разобраться.

При обучении детей с ОВЗ действительно есть особенности. В начальных классах для таких учеников действуют специальные образовательные стандарты:

В средней и старшей школе школьники с ОВЗ учатся по обычным ФГОС. Но кроме ФГОС, в жизни таких школьников есть другие документы, влияющие на их обучение:

  • Адаптированные образовательные программы (АОП). Пишутся на один год для конкретного ребёнка с ОВЗ.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП). Пишется на уровень образования, например, начальное звено.
  • Индивидуальный учебный план (ИУП). Разрабатывается с учётом образовательных потребностей конкретного ребёнка. В основном применяется при надомном обучении. 
  • Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Разрабатывается для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой.

Обычно дети с ОВЗ перед поступлением в первый класс проходят ПМПК. При этом по рекомендации комиссии ребёнок, имеющий проблемы со здоровьем, может пойти в школу не с 6,5–7, а с 8 лет. 

Психолого-медико-педагогическая комиссия в зависимости от тяжести нарушения здоровья ребёнка предлагает ему обучение по одному из четырёх вариантов:

  • первый (цензовый) — если ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок;
  • второй (цензовый) — если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше времени; 
  • третий (не цензовый) — ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок;
  • четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по СИПР.

Заключение ПМПК действует до конца четвёртого класса. После окончания начальной школы ребёнок снова проходит комиссию. Здесь возможны три варианта развития событий:

  • диагноз снимают, и школьник переходит в класс нормы;
  • диагноз продляют;
  • диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.

Если в конце обучения ребёнок с ОВЗ не освоил программу, то вместо аттестата он получает свидетельство об обучении и не может обучаться дальше в сузе или вузе, но может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям. Обычно это дети, которые учились по четвёртому варианту. 

  • Если же ученик с ОВЗ успешно освоил программу и прошёл итоговую аттестацию, он получает обычный аттестат.
  • Заключение ПМПК, в котором определяется программа для обучения конкретного ребёнка, носит рекомендательный характер, то есть родители могут не отдавать документы администрации школы. Но тогда ребёнок не сможет рассчитывать на специальные условия, которые должна обеспечить школа для обучения детей с ОВЗ:
  • сопровождение тьютора, который будет помогать одному или нескольким ребятам с ОВЗ;
  • занятия с дефектологом, логопедом, психологом по индивидуальным программам;
  • специальные технические средства, например, пандус для детей на коляске или верботон для детей с нарушением слуха;
  • специальные учебники и дидактические материалы, например, увеличенные картинки для детей с нарушением зрения.
Читайте также:  5 способов получить бесплатную квартиру от государства в 2023 году: кому положена, условия, пошаговые инструкции

В статье 79 закона «Об образовании в Российской Федерации» выделяют несколько форм обучения детей с ОВЗ: 

  • в инклюзивном классе массовой школы,
  • в коррекционном классе массовой школы, 
  • в коррекционной школе,
  • надомное образование,
  • семейное образование.

Обучение детей с ОВЗ в школе: особенности, программа, где могут учиться

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Инклюзивное обучение в обычной школе 

  1. Инклюзивное обучение  предполагает, что дети с ОВЗ и здоровые учатся вместе в одном классе, на равных проводят перемены, посещают столовую или школьные праздники.

  2. У инклюзивного обучения есть ряд неоспоримых преимуществ:

      + Дети с ОВЗ находятся вместе со здоровыми, и ребята быстро привыкают к тому, что все люди разные.

      + Школьники учатся взаимопомощи и развивают эмпатию.

https://www.youtube.com/watch?v=mqJMqaQmKR4\u0026pp=YAHIAQE%3D

Однако инклюзия считается спорным вариантом обучения, потому что имеет ряд проблем:

  • Школа по месту жительства не имеет права отказать ребёнку в обучении, но в это же время не имеет права его взять без создания специальных условий, например, наличия пандусов.
  • Создание специальных условий может стать проблемой, которую школа не в силах решить самостоятельно. Так, не в каждой образовательной организации есть бюджет на то, чтобы иметь в штате дефектолога и тьютора.
  • Администрации некоторых школ принимают детей с ОВЗ, чтобы получить статус «инклюзивной школы», но не отправляет преподавателей на переквалификацию. В результате учителя просто не знают, как работать с классом, в котором есть ребёнок с проблемами со здоровьем. 
  • Многие родители стремятся, чтобы их ребёнок с ОВЗ «был, как все», и совершенно забывают про его индивидуальные потребности. А родители детей с нормой не всегда готовы к тому, что в их классе учится школьник с ОВЗ. Всё это порождает психологические травмы и конфликты.

Коррекционный класс в обычной школе

В педагогической среде такая форма обучения детей с ОВЗ называется интеграцией. Не стоит путать с инклюзией. При интеграции ребят с ОВЗ одного возраста объединяют в отдельный коррекционный класс. Получается, что дети с ОВЗ учатся отдельно, по своей программе, но общаются с остальными сверстниками на переменах.

Преимущества интеграции:

    + дети с ОВЗ занимаются по своей программе и не чувствую себя отстающими;    + они находятся в коллективе.

Проблемы в интегративной среде такие же, как в инклюзии. А главный недостаток заключается в том, что коррекционный класс воспринимается обществом как нечто «на ступень ниже» — «пятно» на репутации ребёнка и в истории школы.

Коррекционная школа 

В коррекционную школу принимают только детей со статусом ОВЗ. В таких школах учатся дети с похожими нарушениями, например, коррекционные школы для глухих или для детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата. Раньше коррекционные школы обозначали римскими цифрами по типам нарушений — с I по VIII.  Сейчас такого разделения нет.

  • В обучении в коррекционной школе есть плюсы:
  •       + дети находятся среди детей с таким же диагнозом и не чувствую себя ущемлёнными,      + программы рассчитаны под определённую особенность,      + такие учебные заведения оборудованы всем необходимым для эффективных занятий, например, наушники в школе для глухих или увеличенные карты для детей с нарушениями зрения;      + часто ученики уже знают друг друга, потому что посещали один детский сад.
  • Но существуют и довольно существенные минусы:
  •       — дети редко взаимодействуют со здоровыми сверстниками и привыкают жить в узком микросоциуме,      — под влиянием окружающей среды и стереотипов выпускники коррекционных школ не стремятся получать высшее образование.

Надомное обучение

Ребёнок с ОВЗ может числиться в классе массовой или коррекционной школы, к нему будут приходить учителя домой или вести занятия дистанционно. 

Для организации надомного обучения школе необходимо создать ИУП, распределить нагрузку по преподавателям и рассмотреть возможные формы аттестации. 

Чтобы перевести ребёнка на надомное обучение, необходимо заявление родителей и заключение медико-социальной экспертизы. При этом право на него имеют только дети с заболеваниями из определённого перечня.

Главное преимущество такого образования — он подходит для маломобильных детей и тех, у кого сложные нарушения.

Минусы:

  • родителям необходимо создать условия для обучения дома, например, открывать дверь педагогу, если ребёнок малоподвижен;
  • надомникам приходится много материала изучать самостоятельно.

Семейное образование

Семейное обучение подразумевает получение образования вне стен школы, то есть самостоятельное освоение программы. Ответственность за качество образования при этом лежит на плечах родителей.

https://www.youtube.com/watch?v=yHwrrzuemVs\u0026pp=ygWBAdCe0LHRg9GH0LXQvdC40LUg0LTQtdGC0LXQuSDRgSDQntCS0Jcg0LIg0YjQutC-0LvQtTog0L7RgdC-0LHQtdC90L3QvtGB0YLQuCwg0L_RgNC-0LPRgNCw0LzQvNCwLCDQs9C00LUg0LzQvtCz0YPRgiDRg9GH0LjRgtGM0YHRjw%3D%3D

Учиться можно дома самостоятельно или дистанционно в онлайн-школах. Чтобы перейти на семейное образование, необходимо проинформировать департамент образования, отчислиться из школы, выбрать школу для аттестации и организовать сам учебный процесс.

  1. У семейного обучения много преимуществ:
  2.       + дети могут учиться в комфортном темпе и с оптимальной нагрузкой;      + весь образовательный процесс происходит дома в комфортной обстановке;      + родители могут не обучать самостоятельно, а выбрать онлайн-школу;      + у детей есть время на дополнительные занятия или хобби.
  3. Минусы:
  4.       — трудозатратно для родителей, если они хотят обучать ребёнка самостоятельно;      — при неграмотной организации учебного процесса дети не будут успевать по программе;      — для прохождения промежуточных аттестаций нужно прикрепляться к массовым школам, при этом трудно найти образовательную организацию для аттестации по адаптированной программе;      — дистанционное образование мало доступно для детей с нарушениями слуха, зрения, множественными нарушениями;
  5.       — онлайн-школы платные.

В «Домашней школе Фоксфорда» ученикам с ОВЗ предоставляется скидка. Наша платформа удобна тем, что занятия можно просматривать в записи, а учеников поддерживают персональные наставники.

У нас есть примеры успешного обучения детей с ОВЗ. Так, Настя Доманина, несмотря на тяжёлую форму ДЦП, с удовольствием посещает наши занятия.

Однако обратите внимание — в нашей онлайн-школе обучение проходит по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.

Правовые основы инклюзии в школе: что нужно знать учителю

Фото depositphotos

Инклюзивное образование в российских школах развивается, но далеко не каждый учитель представляет себе, как работать с учениками с ограниченными возможностями здоровья.

Какие у ребёнка и его родителей есть права, что может сделать учитель и школа в целом? Об этом рассказывает Валентина Фролова, адвокат и консультант Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива».

В какой школе может учиться ребёнок с ОВЗ

Каждый ребенок в России, независимо от наличия у него инвалидности и особенностей развития, имеет право на образование. Это право – гарантия общедоступности и бесплатности образования – заключено в 43 статье Конституции, в федеральных законах и международных договорах. Дискриминация по признаку инвалидности не допускается.

Дети с ОВЗ могут обучаться в любой школе, в которую родители пожелают их отправить.

Некоторые семьи предпочитают отдавать детей с ОВЗ не в специальные школы, а в общеобразовательные по разным причинам. Например, спецшкола может быть неудобно расположена.

В таком случае родители должны возить ребёнка туда либо на машине, либо на общественном транспорте.

Машины в семье может не быть, родители могут начинать работать рано утром и не располагать временем на долгую дорогу, либо ребёнок не может долго ездить в автобусах — например, боится.

В таком случае единственным и самым удобным выходом для родителей будет отправить ребёнка в ближайшую школу. Важно помнить, что дети с ОВЗ, как и любые дети, могут учиться в классе вместе с другими учениками.

Cтандартные условия обучения в школе для многих детей с ОВЗ не подходят, для них нужно создавать специальные.

Как узнать, какие условия нужно создавать для ребёнка с ОВЗ

Если в вашем классе оказался ученик с ОВЗ, не нужно этого бояться. Все специальные условия, которые нужны ему для обучения, прописаны в документах.

Дети с особенностями здоровья и развития предварительно проходят психо-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), которая решает, какие условия должны быть созданы в школе для их эффективного обучения.

В заключении комиссии указывается, нужна ли им адаптированная программа, ассистент или тьютор, специальные учебники.

Кроме того, необходимые условия для обучения прописаны и в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) для обучающихся с ОВЗ или интеллектуальными нарушениями.

Если в школе отсутствуют специальные условия для обучения ребёнка с ОВЗ, это не должно становиться основанием для отказа ему в зачислении, потому что единственная законная причина для отказа — отсутствие в школе свободных мест.

В первую очередь ответственность за создание особых условий лежит на руководстве школы. Если школа принимает ребенка, которому, по заключению ПМПК, нужна адаптированная программа, помощь тьютора или специальные учебники, у школы возникает обязанность создать все условия, которые в этом заключении прописаны. Для этого родители должны передать в школу такое заключение.

Какие бывают специальные условия для детей с ОВЗ

В Законе об образовании в РФ говорится, что под специальными условиями для получения образования учениками с ОВЗ понимаются условия, включающие в себя использование: специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Читайте также:  Домашние роды в России: закон, риски, ответственность матери и акушерки

Специальные образовательные программы для каждого типа ОВЗ прописаны во ФГОС, каждая со своими особенностями. Во ФГОС также отмечается, что если у конкретного ребёнка есть тяжёлые множественные нарушения развития, уже адаптированная программа должна быть индивидуализирована для него. В таком случае ежегодно пишется Специальная индивидуальная программа развития (СИПР).

СИПР разрабатывается для каждого ученика отдельно после обследования его группой педагогов, которые в дальнейшем с ним будут работать. В такой программе определяются зоны ближайшего развития ребёнка, ставятся учебные задачи, и два раза в год должен проводиться мониторинг освоения программы ребёнком.

Некоторым ученикам для обучения в школе нужна помощь специалиста — тьютора, ассистента или медработника. Если в штате школы нет таких специалистов, их нужно нанять.

Если в заключении ПМПК помощь тьютора или ассистента не прописана, но вы как учитель видите, что ребёнку такая помощь нужна, школа может по собственной инициативе предоставить её ему. Учитель может обратиться к администрации школы и попросить, чтобы этот вопрос решился.

Наполняемость классов при обучении ученика с ОВЗ

Если в вашем классе появляется ученик с ОВЗ, нужно учитывать, что количество детей в классе при этом законодательно ограничивается. Наполняемость предусмотрена санитарными нормами. Ими же предусмотрено, может ли ребенок, учитывая рекомендованный ему вариант программы, учиться в условиях инклюзии.

Наполняемость классов важно соблюдать, чтобы учитель мог максимально учесть потребности всех детей.

Например, если в классе учится слабовидящий ученик по варианту программы 4.1 ФГОС ОВЗ, то количество учеников не может быть больше 25, а если таких ученика два — 20. Если в классе есть глухой ученик, обучающийся по программе 1.1 ФГОС ОВЗ, — количество учащихся не может превышать 20, если таких учеников два — то 15. Для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (варианты 4 по ФГОС ОВЗ) численность учеников в классе не может превышать пяти человек. Это означает, что школа, принимая ребёнка на очное обучение, не может оформить его в класс с 30 учениками. Нужно открывать малочисленный класс, в который могут прийти дети с аналогичными или похожими программами обучения.

Сейчас из-за отсутствия таких малочисленных классов детей с ОВЗ иногда зачисляют в обычный общеобразовательный класс и отправляют на обучение на дому.

Недавно мы в РООИ «Перспектива» проводили опрос среди родителей о том, по какой причине их дети обучаются на дому.

Только 27,7 процентов родителей указали, что реальным основанием для перехода на надомное обучение стало наличие тяжёлого или длительного заболевания ребёнка, которое препятствует посещению школы.

Более половины родителей отметили, что причиной стала неспособность школы обеспечить специальные условия для очного обучения ребёнка. Опасность надомного обучения в том, что у ребёнка остается меньше возможностей для получения социального опыта, есть проблемы с качеством такого обучения, а родители, как правило, вынуждены помогать ребенку с многими учебными задачами.

Родителям и учителям важно помнить, что никакие причины, кроме объективных медицинских факторов и желания родителей, не могут стать поводом для перевода ученика на обучение на дому. Наличие инвалидности не должно становиться причиной изоляции ребенка от сверстников.

А именно это и происходит, если школа вместо создания специальных условий рекомендует родителям обучать ребенка на дому.

Чем опасно отсутствие специальных условий для детей с инвалидностью

Специальные условия — не простая формальность. От наличия всех необходимых условий зависит — сможет ребенок учиться и успешно осваивать программу или нет.

Бывают случаи, что при отсутствии специальных условий ребенок не может справиться с программой, которая рекомендована ему ПМПК, и её меняют на более простую.

Часто это происходит не потому, что ученик не справляется с программой из-за своих особенностей развития, а потому, что в школе вовремя не создаются специальные условия — например, ученику не дают тьютора или логопеда.

Некоторые варианты адаптированных программ по ФГОС сопоставимы с общеобразовательной и они дают возможность после школы продолжать учиться. Поэтому создать все необходимые условия для ребёнка, чтобы он осваивал доступный для него вариант программы, крайне важно.

Как действовать учителю

Если классе есть ребёнок с ОВЗ, и в его заключении ПМПК написано, какие специальные условия для него должны быть созданы в школе, а этих условий в реальности нет, задача учителя — настаивать на том, чтобы специальные условия создавались как можно быстрее.

Если в школе нет тьютора, нужно просить, чтобы его нашли, если нет учебников — настаивать на том, чтобы их закупили. Главное — осознавать себя активным участником процесса. Учителю важно поддерживать контакт с родителями ученика с ОВЗ, потому что они лучше всех знают, какие у ребёнка есть потребности и особенности.

Обучение детей с инвалидностью уникально в каждом отдельном случае, поэтому важно стараться учитывать эти особенности и выстраивать обучение, исходя из них.

Узнать больше о правах учителя и ученика при инклюзивном образовании в общеобразовательной школе можно на онлайн-курсе по инклюзивному образованию сервиса «Я Учитель».

 В правовом блоке курса «Инклюзивное образование в общеобразовательной школе» разъясняются права ребенка, учителям даются советы о том, как себя вести, если в классе появился ребенок с инвалидностью, и подчеркивается, что у любых проблем всегда есть решение.

Курс разработан в партнерстве с Центром лечебной педагогики «Особое детство», региональной общественной организацией людей с инвалидностью «Перспектива» и центром «Мастера и Маргарита».

Вступайте в клуб педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

ВступитьОбучение детей с ОВЗ в школе: особенности, программа, где могут учиться

Не самая доступная среда: куда и как поступить детям с ОВЗ и инвалидностью

Обучение детей с ОВЗ в школе: особенности, программа, где могут учиться

Поступление в вуз — это всегда непросто и волнительно. А если абитуриент в этот вуз элементарно не может попасть? Или у него не берут документы? Наш блогер Анастасия Голубовская рассказывает, с какими проблемами могут столкнуться выпускники с особенностями здоровья при поступлении в колледжи и вузы.

Сейчас в России законы в сфере образования людей с инвалидностью достаточно размыты, часть из них не обновлялась в течение 7 лет.

Несмотря на то, что в каждом регионе РФ есть ресурсные центры, которые должны внедрять и распространять опыт и знания в сфере инклюзивного образования, ситуация складывается так, что родители, у которых есть дети с особенностями, вынуждены сами искать всю информацию про возможности дальнейшего обучения. Но часто родители этого сделать не могут, поэтому дети после окончания школы никуда не идут: сидят в четырех стенах, пока родители работают.

С 2018 по 2021 год я работала в одном из ресурсных центров, где мне приходилось общаться с родителями и педагогами. У каждой из сторон (семья и образование) есть свои вопросы и потребность. Постараюсь описать, что происходит сейчас в образовании и дать ответы хотя бы на некоторые вопросы.

Куда могут поступить абитуриенты с инвалидностью и/или ОВЗ

Выпускники бывших коррекционных школ или коррекционных классов с интеллектуальными нарушениями

(бывших, потому что в какой-то момент все учреждения стали общеобразовательными с наличием коррекционных классов и/или групп).

После окончания школы (9 или 12 классов) выпускникам выдают зеленое свидетельство об обучении. С этим документом выпускники могут поступать в колледжи на программы профессионального обучения в коррекционные группы.

Обучение длится 1 год 10 месяцев в группах от 8 до 12 человек.

Как правило, это обучение по таким направлениям как повар, слесарь, столяр, печник, швея, портной, садовник, изготовитель художественных изделий из лозы/кожи/дерева, штукатур, плотник, оператор ЭВМ, обувщик.

https://www.youtube.com/watch?v=yHwrrzuemVs\u0026pp=YAHIAQE%3D

Поступление со свидетельством обучения происходит без конкурса — это значит, что первые 8-12 абитуриентов, которые успеют принести оригинал свидетельства об обучении, заявление, копию паспорта, а позднее и медицинские документы (подтвердить, что у абитуриента нет противопоказаний по состоянию здоровья для получения выбранного направления) будут точно зачислены. После окончания выпускникам выдают документ о прохождении профессионального обучения, а не диплом о квалификации.

Выпускники общеобразовательных школ с иными нарушениями здоровья

Все выпускники получают аттестат 9 или 11 класса и участвуют в общем конкурсе на поступление. Обучение длится от 2 до 5 лет в группах по 25 человек (в колледжах) и по 20-40 человек (в вузах).

Если абитуриент планирует поступать в вуз, он может участвовать в конкурсе по квоте (10% мест от общего количества бюджетных мест).

При предоставлении документов, подтверждающих наличие инвалидности и/или ОВЗ, для абитуриента при необходимости создаются специальные условия при прохождении экзаменов и обучении (сопровождение тьютора, адаптация учебных материалов в визуальном или аудио формате, предоставление сурдопереводчика, специального оборудования).

Примечание: тьютор, сурдопереводчик, специальная техника предоставляются в школах, колледжах, вузах, если они прописаны в ИПРА (индивидуальная программа реабилитации и абилитации) или заключении ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). Это касается как обучающихся коррекционных групп, так и обучающихся инклюзивных групп.

Почему могут отказать в зачислении?

Приёмные комиссии не могут отказать абитуриенту в написании и принятии заявления, но есть несколько нюансов:

  • У абитуриента есть противопоказания по состоянию здоровья для получения определенной профессии (чаще всего это касается колледжей). В приказе Минтруда № 515 от 04.08.2014 есть перечень рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности для людей с инвалидностью с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности. Что это значит? Если абитуриент, у которого есть инвалидность, подает документы на направление, по которому в дальнейшем ему будет запрещено работать, его могут не зачислить. Ведь обучающиеся колледжей должны проходить практику, а если у человека есть противопоказания, работодатель не допустит его к практике, без которой обучающийся не сможет окончить колледж и получить диплом.

Не зачислить при поступлении и не допустить к практике могут только на основании заключения медицинской комиссии МСЭ (медико-социальная экспертиза для лиц с инвалидностью) или ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия для лиц с ОВЗ).

  • У абитуриента нет проходного балла для участия в конкурсе на поступление (для вузов). Абитуриенты с инвалидностью могут поступать в вузы в рамках специальной квоты, что значительно сокращает конкуренцию. Но у абитуриента с инвалидностью должен быть минимальный проходной балл, чтобы приемная комиссия смогла принять его документы и зарегистрировать. Минимальный проходной балл — это балл по каждому предмету ЕГЭ/внутреннему экзамену, который устанавливает вуз (например, по каждому ЕГЭ минимальный проходной балл должен быть не ниже 50 баллов; а по внутреннему экзамену не менее 40 баллов). Эти баллы не гарантируют зачисления, они нужны, чтобы у абитуриента просто была возможность подать документы и участвовать в конкурсе. Если хотя бы по одному из предметов не хватает 1 балла до минимального — абитуриент не может подать документы.

На какие законы можно ссылаться?

  • Приказ Минтруда № 515 от 04.08.2014 — рекомендуемый перечень по видам трудовой и профессиональной деятельности
  • ФЗ от 24.11.1995 № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ» ст. 19 Образование инвалидов
  • ФЗ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в РФ» ст. 79 организация получения образования обучающимися с ОВЗ (специальные условия)
  • Конституция РФ ст. 43 право каждого на образование

У абитуриента есть аттестат за 9-й класс, но нужно обучение в коррекционной группе

Иногда бывает так, что способности ребенка и документ об образовании немного не соответствуют друг другу. Есть два выхода из подобных ситуаций:

  • У абитуриента есть аттестат, но комиссия и/или родители понимают, что обычную, общеобразовательную программу ребенок не сможет осилить. Ребенку необходимо пройти ПМПК. Комиссия пишет заключение, где прописывает рекомендации по обучению по адаптированной программе и необходимости тьюторского сопровождения. С таким заключением и аттестатом абитуриент может поступить в адаптированные/коррекционные группы, в которых обучение длится 1 год 10 месяцев по 8-12 человек. Этот шаг необходим, чтобы не было ситуации, когда абитуриент поступает на обычную программу, а через время педагоги и родители понимают, что ребенок не может её освоить. Завершить обучение не получается и ребенок остается без диплома, теряя несколько лет.
  • У абитуриента есть свидетельство об обучении и было получено профессиональное обучение. По закону выпускники со свидетельством могут получить только профессиональное обучение в колледжах в коррекционных группах. Если комиссия (МСЭ и/или ПМПК) пишет заключение, что возможно дальнейшее обучение, можно обратиться в Центры образования (бывшие вечерние школы), пройти обучения для получения аттестата за 9 класс и поступать в колледжи на направления, по которым не будет противопоказаний по здоровью. Этот вариант подходит не для всех, так как некоторые нарушения здоровья носят необратимый характер, и абитуриент просто не сможет освоить профессию.
Читайте также:  Оформление загранпаспорта ребенка в 2023 году: пошаговая инструкция, нового и старого образца, до 14 лет, до 18 лет, госпошлина, через госуслуги и МФЦ

Какие сложности возникают в зависимости от нарушения?

Я не медик, поэтому примеры заболеваний приведены в соответствии с законами, либо обобщены для простоты понимания:

  1. Инвалидность, связанная с интеллектуальными нарушениями. Групп и мест, где могли бы учиться дети с различными нарушениями интеллекта (умственная отсталость, расстройство аутистического спектра, задержка психического развития), не хватает. Иногда в регионе выпускаются 200 учеников с нарушением интеллекта и выделено 200 мест, но есть абитуриенты, которые не поступили год, два, три назад. Получается спрос выше, чем есть предложений у города.
  2. Инвалидность, связанная с нервно-психическими нарушениями. Данные нарушения (эпилептические припадки, проблемы с эмоционально-волевой сферой и контролем за поведением) не зафиксированы ни в одном нормативном документе, поэтому достаточно сложно определить и сказать, где абитуриент может обучаться. Зачастую все сводится к тому, что с подобными нарушениями запрещено работать в сферах, где есть станки, условно с «колюще-режущими предметами».
  3. Инвалидность, связанная с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА). Основной проблемой для учеников с нарушениями ОДА в получении образования до сих пор остаётся доступная среда, а если точнее — её отсутствие. Например, в Санкт-Петербурге более 50 колледжей. В лучшем случае — только в половину из них абитуриент сможет попасть и то, только на первый этаж, где находятся столовая, гардероб и туалет. Ирония этой ситуации в том, что каждое учреждение отчитывается о том, что доступная среда есть. Если абитуриент передвигается с помощью кресла-коляски, он даже не может попасть в учебные аудитории, так как в зданиях не предусмотрены лифты, а ширина лестниц не позволяет дополнительно установить пандус внутри. Администрация города и комитет по образованию предлагают учреждениям устанавливать лифты снаружи за счет учреждения. Средняя стоимость такого лифта — от 1 млн. Не каждое учреждение может установить такой лифт ради одного абитуриента, хотя закон обязывает создавать все условия, а доступную среду — в первую очередь.
  4. Инвалидность, связанная с нарушением слуха. Главное условие, которое необходимо для обучения абитуриентов, — присутствие сурдопереводчика и адаптация всех материалов в текстовый вид, видеоролики с субтитрами. Например, в Санкт-Петербурге только два вуза обучают языку жестов и готовят сурдопедагогов и сурдопереводчиков, поэтому этих специалистов очень не хватает в образовательных учреждениях.
  5. Инвалидность, связанная с нарушением зрения. Одной из проблем для абитуриентов является достаточно ограниченный круг специальностей, а также техническая сторона обучения (сопровождающий/тьютор, доступная среда, техника для адаптации материалов на язык Брайля).
  6. Инвалидность, связанная с множественными нарушениями. Абитуриентам с инвалидностью достаточно сложно найти образовательное учреждение, которое было бы не только интересно, но и доступно. Я описала основные проблемы и преграды для каждого вида нарушения, а если у абитуриента от двух и более нарушений, найти подходящее направление будет еще сложнее.

Куда обращаться?

  1. Если абитуриенту отказывают в принятии документов из-за инвалидности (без аргументов и ссылок на законы) или отсутствия условий для обучения, нужно писать в министерство/комитет по образованию вашего региона.

    Обычно этим организациям подчиняются и детские сады, и школы, и колледжи. Если вопросы касаются вузов — в комитет/министерство высшей школы и науки. Если обращение не поможет и не будет решения, можно обращаться в прокуратуру.

  2. За консультацией о том, куда может поступать абитуриент с инвалидностью, можно обращаться в комитет/министерство образования (отдел среднего профессионального образования) или в БПОО (базовая профессиональная образовательная организация) вашего региона (ссылка на список БПОО РФ https://www.spo-rudn.ru/home/bpoo)

В х можно задавать вопросы и делиться своими историями поступления.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Shutterstock / vectorfusionart

Где и по каким программам учат детей с ОВЗ?

Варианты обучения на разных этапах развития

Подобрать подходящую форму образования для «особого ребенка» не всегда легко. Однако есть много разных вариантов организации обучения для детей с особенностями развития. Найти оптимальную
программу для каждого возраста помогут специалисты.

Ранняя помощь

Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) оказывается в психолого-педагогических центрах системы образования, медико-психолого-педагогических центрах системы здравоохранения (Центр психолого-педагогической помощи в педиатрии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России), службах ранней помощи.

В центрах проводят мероприятия по психолого-педагогической и социальной поддержке родителей детей с ОВЗ, сопровождению семьи и координации деятельности всех служб и институтов в оказании полного комплекса услуг семье и ребенку в рамках индивидуальной программы развития.

Посещения центров могут быть разовыми или систематическими.

Дошкольная система

Организация образования на дошкольном уровне регулируется нормативно-правовыми документами: приказами Минобрнауки России, ФГОС и Концепцией развития ранней помощи в Российской Федерации.

Какие есть варианты?

  • Детский сад компенсирующего вида, где применяется адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников (например, детский сад компенсирующего вида для слепых детей).
  • Детский сад комбинированного вида, где в отдельных группах особые дети осваивают адаптированные образовательные программы, при этом имея возможность взаимодействовать со сверстниками, осваивающими образовательную программу дошкольного образования (например, две группы слабослышащих детей и пять общеразвивающих групп в одном детском саду).
  • Группы общеразвивающей направленности и включение в них нескольких или одного ребенка с ОВЗ, где реализуются образовательные программы дошкольного образования, а для особых детей детально прорабатывается раздел «Коррекционная работа» (например, один ребенок с ДЦП в группе общеразвивающей направленности).
  • Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе — не более 15 человек.

Школьный уровень

Образовательный процесс в соответствии с тремя уровнями образования: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее — осуществляют школы.

Обучение в начальной школе происходит в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этих документах сформулированы требования к образовательным результатам, к условиям реализации образовательной программы, к структуре образовательной программы.

Ребенок с ОВЗ младшего школьного возраста может получать общее образование по основной общеобразовательной программе (ООП НОО), по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП НОО) или по адаптированной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью / интеллектуальными нарушениями.

Решение о выборе варианта программы принимает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) по месту жительства ребенка. Специалисты ПМПК выявляют уровень готовности ребенка к школе и составляют заключение, в котором указывают рекомендуемый вариант АООП НОО.

В отдельных случаях к специалистам ПМПК обращаются родители по рекомендации школьных психолого-педагогических консилиумов, учителей или других специалистов для заключения о возможности обучения по какому-либо варианту АООП, а также перехода с одного варианта на другой.

Важно знать

  1. Школа не выбирает программу обучения (ООП или АООП).
  2. Рекомендованный ПМПК вариант АООП может быть реализован по желанию родителей как в условиях отдельной образовательной организации (специальной школы), так и в условиях общеобразовательной организации (например, расположенной рядом с домом).

  3. Дополнительное образование также может осуществляться по программе дополнительного образования (ДОП) и адаптированной дополнительной образовательной программе (АДОП) в соответствии с рекомендациями ПМПК и желанием родителей.
  4. Для родителей рекомендация ПМПК необязательна к предоставлению в школу.

  5. Для школы рекомендация ПМПК обязательна к исполнению при условии предоставления родителями и их согласия.

В заключении ПМПК указывается вариант ФГОС и вариант программы, по которой рекомендуется обучаться ребенку. Ознакомиться с содержанием примерных образовательных программ можно на сайте «Реестр примерных основных общеобразовательных программ».

Для детей с ОВЗ, поступающих в начальную школу, составляется АООП, с которой можно познакомиться на сайте образовательной организации.

Например, в заключении ПМПК указано, что ребенку рекомендован ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, вариант 2.2.

Это значит, что слабослышащий дошкольник к моменту поступления в школу не готов обучаться со слышащими сверстниками и нуждается в специальных условиях, пролонгации сроков обучения, наличии специальных предметов и коррекционных курсов, которые будут реализовываться специальными педагогами (учитель-дефектолог / сурдопедагог).

Чаще такие условия в наибольшем объеме предоставляются в общеобразовательной специальной (коррекционной) школе. Однако такой ребенок может учиться и в специальном коррекционном классе в общеобразовательной школе.

Обучение в основной и средней школе осуществляется в соответствии с ФГОС основного общего и среднего общего образования, где представлены специальные требования, касающиеся обучения детей с ОВЗ, обеспечивающие преемственность основных образовательных программ. Сегодня разрабатываются специальные образовательные стандарты основного образования для обучающихся с ОВЗ.

Где могут учиться профессии лица с ограниченной трудоспособностью?

Профессиональное образование лиц с ограниченной трудоспособностью зависит от характера и степени тяжести нарушения и проводится с учетом особых возможностей в рамках индивидуальной программы реабилитации. Существует перечень профессий, рекомендованных для лиц с нарушениями слуха, ОДА, зрения.

Профессиональное образование начинается в общеобразовательной специальной (коррекционной) школе. Трудовое обучение позволяет решать коррекционно-развивающие, профориентационные задачи:

  1. воспитание правильного отношения к труду и личностных качеств, позволяющих работать в коллективе, отвечать за свои действия и поступки;
  2. начальная профессиональная ориентация с учетом имеющихся возможностей и противопоказаний;
  3. коррекция и компенсация средствами трудового обучения физического и умственного развития детей.
  1. Далее дети могут продолжать образование:
  2. 1) в специализированных профессиональных центрах (например, Учебно-производственное предприятие для лиц с нарушением зрения при Всероссийском обществе слепых);
  3. 2) в профессиональных училищах / колледжах / техникумах (например, специальные группы для обучающихся с нарушением слуха в медицинских колледжах по направлению «Медицина и здравоохранение» при получении профессии зубной техник);

3) в профессиональных высших учебных заведениях, общих и специальных (например, Головной учебно-исследовательский и методический центр профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) МГТУ им. Н.Э. Баумана, Государственный специализированный институт искусств).